15.07.2011 5557

Действующая система правового регулирования местного самоуправления на территории города Москвы (статья)

 

Конституция Российской Федерации - законодательный акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие и применяемый на всей территории страны (ст. 15), формирует правовую основу легитимной деятельности местных сообществ, которая осуществляется путем прямого волеизъявления граждан, а также через создаваемые ими органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы Российской Федерации. Более того, Конституция РФ устанавливает приоритет, правил, установленных международным договором Российской Федерации над правилами, установленными федеральным законом.

К этим источникам относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, направленные на регулирование муниципально-правовых отношений. Это прежде всего универсальные международные акты, закрепляющие права и свободы человека: Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.) и др.

Основным международно-правовым актом, регулирующим муниципально-правовые отношения, является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 г., подписанная Российской Федерацией в 1996 г. и ратифицированная федеральным законом от 11 апреля 1998 г. Официально Хартия вступила в силу для Российской Федерации с 1 сентября 1998 г.

Европейская Хартия о местном самоуправлении - это конечный результат целого ряда инициатив и многолетней работы в рамках Совета Европы.

Основы местного самоуправления, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ, закреплены в самой общей форме и раскрываются в гл. 2, 3 и 8 Конституции, а также в Федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г., 2003 г.

Таким образом, основы местного самоуправления можно определить как совокупность установленных Конституцией РФ и законодательством норм-принципов, закрепляющих и регулирующих основополагающие отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, в соответствий с которыми должны находиться все другие муниципально - правовые нормы нормативно-правовых актов.

Так, нормы и принципы местного самоуправления составляют определенную систему его основ.

Под правовыми основами следует понимать совокупность установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее существенные коренные общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которыми должны находиться все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов.

Заметим, что хотя право на местное самоуправления специально не упоминается в главе второй Конституции, однако согласно ст. 18 Основного закона права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл содержания и применения законов, деятельность всех органов власти и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, государственной защите подлежат как непосредственные права граждан на осуществление местного самоуправления, так и права органов власти, посредством которых граждане осуществляют местное самоуправление.

К конституционным правам граждан относятся:

- право осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130);

- право участвовать в референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32);

- право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);

- право на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);

- право владеть, пользоваться и распоряжаться  муниципальной собственностью (ст. 130).

Конституционные права органов местного самоуправления включают:

- право на самостоятельное распоряжение муниципальной собственности, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, решение иных вопросов местного значения (ст. 132);

- право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133);

- право наделения государственными полномочиями с передачей материальных и финансовых средств (ст. 132).

Реализация конституционных гарантий в текущем законодательстве должна обеспечивать самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий (ст. 12), включая и запрет на ограничение их легитимной деятельности (ст. 133).

Конституционные нормы нашли дальнейшее развитие в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором наряду с регулированием территориальных, организационных и финансово-экономических основ муниципальных образований содержится раздел о юридических гарантиях местного самоуправления:

- запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст. 43);

- обязательность решений принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также органами и должностными лицами местного самоуправления (ст. 44);

- обязательность органов государственной власти рассматривать обращения органов и должностных лиц местного самоуправления (ст.45);

- судебная защита местного самоуправления (ст.46).

Например, нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепили:

- местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1 ФЗ);

- право граждан Российской Федерации осуществлять местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ст. 3 ФЗ);

- перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания, конференции, опросы, обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 22-32 ФЗ);

- возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации (ст. 34 ФЗ);

- непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности (ч. 2 ст.34 ФЗ);

- обязанность государственных органов и их должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления (ч. 3 ст. 34 ФЗ);

- определение на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования структуры органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования (ч. 5 ст.34 ФЗ);

- обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий сходом граждан (ч. 1 ст. 34 и ч. 3 ст. 35 ФЗ);

- решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан) (ч. 1 ст. 45 ФЗ);

- принятие (издание) муниципального правового акта, для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления органом или должностным лицом местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, должно произойти в срок, не превышающий три месяца (ч.2 ст. 45 ФЗ);

- нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления (ч.2 ст. 45 ФЗ);

- органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами (ст. 70 ФЗ).

Наряду с Законами «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и 2003 гг., можно назвать еще группу федеральных законов, в той или иной мере являющихся источниками муниципального права. Прежде всего, это законы, входящие в группу источников исключительно отрасли муниципального права. К ним относятся: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», обеспечивший в соответствии со ст. 32 Конституции РФ реальные гарантии участия граждан в местном самоуправлении; Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества», усиливший гарантии местного самоуправления в экономической сфере.

В числе источников муниципального права следует также назвать Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»« и иные законы, фрагментарно регулирующие аспекты осуществления муниципальными органами своих функций.

Группа подзаконных актов начинается, безусловно, с Указов главы государства.

Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» впервые сформулированы основные положения государственной политики в области местного самоуправления страны. Они закрепляют единую систему представлений о целях, приоритетных направлениях, задачах и принципах политики государства в сфере развития местного самоуправления, а также о механизмах ее реализации.

Такую же координационную роль играет Указ Президента РФ от 13 декабря 1998 г., которым утверждено Положение о Совете по местному самоуправлению при Президенте РФ и его персональный состав. К конкретным Указам можно отнести Указы Президента РФ от 17 сентября 1998 г. «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» и от 22 октября 1998 г. с изм. от 28 мая 2004 г. «О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации».

Следующий уровень нормативно-правового регулирования муниципально -правовых отношений на федеральном уровне - акты Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 к № 1394 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации институционных полномочий местного самоуправления» были определены цели Программы: формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Последнюю группу источников муниципального права федерального уровня составляют акты Конституционного Суда РФ. Одним из ярких примеров такого рода источников является постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике».

С учетом особенностей государственного устройства Российской Федерации понятие конституционного законодательства государства включает также и конституционно-правовые акты субъектов Федерации. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов воспроизводят основные положения федеральной Конституции, относящиеся к сфере местного самоуправления, создают необходимую правовую основу его организации и деятельности применительно к местным условиям, обеспечивая, таким образом, функционирование местной власти в рамках основных принципов Европейской Хартии местного самоуправления.

В отличие от федерального законодательства, которое устанавливает лишь основы местного самоуправления, нормативно-правовые акты субъектов Федерации, как правило, закрепляют конкретную модель организации муниципальной власти на территории республики, области, края, города федерального значения, автономной области, автономного округа с учетом географических, исторических и социально-экономических особенностей.

Среди источников муниципального права уровня субъектов Российской Федерации, в свою очередь, можно выделить четыре подуровня.

Первый образуют конституции республик, уставы иных субъектов Федерации. Практически все конституции и уставы содержат специальный раздел, посвященный организации местного самоуправления на территории субъекта.

Например, глава 9 Устава г. Москвы «Организация местного самоуправления в городе Москве» закрепляет модель местного самоуправления. Однако в статье 5 Устава закрепляется самоуправление: «Жители Москвы в своей совокупности образуют городское (местное) сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3, 12, 32, 130133 Конституции Российской Федерации. Самоуправление в городе Москве осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через систему органов самоуправления города Москвы, законодательно закрепляемую по мере формирования социально -экономических, финансовых и организационных предпосылок».

Местное самоуправление в городе Москве закрепляется статьей 6 Устава путем дачи определения и установления территориальных принципов и организационных основ.

В статье 7 Устава перечислены основные принципы организации и осуществления государственной власти и местного самоуправления в городе Москве:

- Государственная власть и местное самоуправление осуществляются на основе закона. Основная цель осуществления власти -обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах населения города Москвы.

- Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, их должностные лица действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий.

- Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы.

- Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления обеспечиваются необходимыми для осуществления их полномочий материальными и финансовыми ресурсами.

- В пределах своих полномочий органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность.

- Осуществление местного самоуправления не должно нарушать единство городского хозяйства и целостность развития города Москвы.

Некоторые иные статьи устава так же регулируют отдельные аспекты организации местного самоуправления в городе.

Второй подуровень источников муниципального права регионального уровня составляют законы республик, областей, краев, автономных образований, городов федерального значения о местном самоуправлении. Такие акты определяют перечень вопросов местного значения, отнесенный к ведению муниципальных органов, конкретную их структуру, полномочия, порядок взаимоотношений между ними, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, финансово-экономические и организационно-территориальные основы организации муниципальной власти, гарантии, ответственность и взаимоотношения с государственными органами федерального и регионального уровня.

Например, Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (в ред. Законов г. Москвы от 12.03.2003 № 16, от 14.05.2003 № 25) устанавливает общие положения: местное самоуправление в субъекте Российской Федерации -городе федерального значения Москве; территориальную основу местного самоуправления; право граждан на осуществление местного самоуправления; основные принципы организации местного самоуправления; полномочия органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления; взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления; устав муниципального образования; символику муниципального образования; предметы ведения муниципального образования; осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы (государственных полномочий).

Во второй главе регулируется система органов и должностных лиц местного самоуправления: органы местного самоуправления, избрание и назначение должностных лиц местного самоуправления; муниципальное

Собрание; статус депутата муниципального Собрания; руководитель муниципального образования; председатель муниципального Собрания; руководитель муниципалитета; правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.

Третья глава закона посвящена формам осуществления местного самоуправления: местный референдум, народная правотворческая инициатива; обращения жителей в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление и другие формы участия жителей в осуществлении местного самоуправления.

Остальные главы закона регулируют финансово-экономическую основу местного самоуправления, гарантии, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления города и контроль за их деятельностью.

Третий подуровень источников муниципального права субъектов Федерации образуют локальные законы, посвященные регламентации наиболее значимых муниципально -правовых отношений.

К их числу можно отнести:

- группу законов по регистрации, наименованию и символике муниципальных образований: Законы г. Москвы от 29.10.2003 № 65 «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве», от 15.10.2003 № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве «от 11.06.2003 № 40 «О государственной и муниципальной символике в городе Москве».

- законодательство о полномочиях: Закон г. Москвы от 14.07.2004 № 50 «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)» устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями), порядок их реализации, осуществления государственного контроля за их реализацией, а также порядок отзыва указанных полномочий у органов местного самоуправления. Закон г. Москвы от 04.06.1997 (ред. от 29.09.2004) «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» закрепляет полномочия органов местного самоуправления в области управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве; иные законы.

- о муниципальной службе: Закон г. Москвы от 24.03.2004 № 15 «О муниципальной службе в городе Москве» регулирует организацию муниципальной службы в городе Москве, условия и порядок прохождения муниципальной службы, правовое положение муниципального служащего муниципальной службы.

- о статусе депутатов и выборных должностных лиц: Закон г. Москвы от 25.02.2004 № 9 «О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве и Закон г. Москвы от 25.02.2004 № 10 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве « закрепляет правовой статус депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования и выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве.

- о выборах органов местного самоуправления: Закон г. Москвы от 06.07.2005 «Избирательный кодекс г. Москвы» °;

- о формах народовластия: Закон г. Москвы от 10.07.1996 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве»; Закон г. Москвы от 04.06.1997 «О собрания и конференции граждан по месту их проживания в городе Москве»; Закон г. Москвы от 25.06.1997 (ред. от 21.02.2001) «О консультативном опросе граждан в районе города Москвы «финансово-экономические основы: Закон г. Москвы от 09.10.2002 (ред. от 02.06.2004) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве»;

- иные, как например взаимодействие с различными органами при защите прав граждан при реализации градостроительных решений в органах власти районов города Москвы: Закон г. Москвы от 25.06.1997 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», Закон г. Москвы от 07.04.2004 «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы».

Четвертая подгруппа: подзаконные акты. Система законов муниципального права на региональном уровне находится в стадии формирования, и здесь не обойтись без издания подзаконных актов: постановлений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, распоряжений глав субъектов Российской Федерации, которые образуют четвертый подуровень, муниципального права. Это, как правило, акты оперативного управления, действующие до издания соответствующих законов субъектов Федерации. Тем не менее, на современном этапе они частично восполняют пробелы в законодательном регулировании вопросов местного самоуправления.

Подзаконные акты делятся на две группы в зависимости от органов власти, их принимающих. Первая - подзаконные акты органов государственной власти субъекта федерации; вторая - подзаконные акты органов местного самоуправления.

Примером подзаконных актов органов государственной власти могут служить акты городской избирательной комиссии, например Решение Мосгоризбиркома от 28.08.2003 «О некоторых вопросах организации и проведения выборов в представительные органы местного самоуправления в городе Москве»; постановление Правительства г. Москвы от 24.09.2002 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления города Москвы»; распоряжение Мэра от 06.06.2001 (ред. от 31.07.2003) «О Совете по вопросам развития местного самоуправления в городе Москве».

Особое место занимают акты органов государственной власти округа.

Нижний, или первичный, уровень нормативно-правового регулирования муниципально-правовых отношений образуют акты, принимаемые муниципальными органами и непосредственно населением.

Следует отметить, что этот уровень самый многочисленный и проблемный. Их также можно классифицировать по группам.

Первую группу образуют уставы муниципальных образований. С точки зрения содержания уставы представляют собой учредительные акты, в которых определяется основа муниципальной власти.

Это, прежде всего, структура местного самоуправления.

Акты, закрепляющие конкретные пределы его действия (границы муниципального образования), вопросы, отнесенные к его ведению, соотношение форм непосредственной и представительной демократии, состав и структура муниципальных органов, взаимоотношения между ними, гарантии, ответственность и взаимоотношения с иными уровнями местного самоуправления и органами государственной власти и др.

Например, «Устав внутригородского муниципального образования Ясенево в городе Москве» от 02.12.03г.; «Устав внутригородского муниципального образования Северное Тушино в городе Москве» от 11.12.2003; «Устав внутригородского муниципального образования Строгино в городе Москве» от 26.11.2003 г.; «Устав внутригородского муниципального образования Ивановское в городе Москве» от 26.11.2003 г. и др.

Необходимость государственной регистрации устава муниципального образования обусловлена двумя причинами. Во-первых, государственная регистрация в данном случае выступает одной из форм государственного контроля за местным самоуправлением, который, в свою очередь, имеет задачей наиболее полное обеспечение реализации права граждан на участие в местном самоуправлении. Во-вторых, учитывая двойственную природу актов местного самоуправления, государственная регистрация устава муниципального образования является обязательным элементом процедуры его принятия. Закон г. Москвы от 29.10.2003 «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве « закрепляет ее особенности.

Вторую группу источников муниципального права данного уровня составляют правовые акты выборных представительных органов местного самоуправления. Это могут быть и решения муниципальных Собраний об формировании муниципальных органов, и о планировании собственной работы, о взаимодействии с другими органами, в том числе и органами государственной власти.

Примером могут служить «Положение о муниципалитете внутригородского муниципального образования Ясенево в городе Москве», принятое Решением муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Ясенево 21.09.05 г.; Справка о работе муниципалитета внутригородского муниципального образования Ясенево в 2004 г. - приложение к решению муниципального Собрания № от 21.12.04 г.; Решение муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Ясенево 28.06.05 г. «О плане заседаний муниципального Собрания на 3 и 4 квартал 2005 г.» и многие другие.

Третье по значению место в системе источников муниципального права занимают акты глав муниципальных образований. Данный муниципальный орган следует отнести к числу органов исполнительной власти на местном уровне. Поэтому его акты занимают в иерархии актов муниципальной власти положение на ступеньку ниже, чем акты выборного представительного органа местного самоуправления.

Четвертую, группу источников муниципального права составляют нормативно-правовые акты иных должностных лиц, назначаемых представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования. Речь идет о функциональных подразделениях исполнительной власти на местном уровне: фондах муниципального имущества, земельных комитетах, отделах архитектуры и т. д. Руководители этих подразделений также имеют право издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты по ряду вопросов.

Однако далеко не все вопросы организацией деятельности местного самоуправления могут быть решены выборными (назначенными) органами местного самоуправления. Некоторые - наиболее значимые - решаются населением непосредственно на сходах, собраниях, конференциях, путем опроса и проведения местного референдума. Статус каждого из перечисленных решений различный.

В том случае, если собрание, сход граждан созывается по мере необходимости для решения наиболее важных вопросов местного значения и параллельно действует выборный представительный орган местного самоуправления, то решения схода имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным органам местного самоуправления, действующим в данном муниципальном образовании. Если представительный орган местного самоуправления в данном муниципальном образовании не избирается, то его функции переходят к сходу, собранию граждан, а решения имеют ту же юридическую силу, что и решения представительного органа местного самоуправления. Решения местного референдума в соответствии со ст. 3 Конституции РФ во всех случаях имеют высшую юридическую силу независимо от формы его проведения. В городе Москве это исключение не предусмотрено, следовательно, все решения, принятые жителями города с использованием форм непосредственного народовластия, за исключением референдума, будут иметь подзаконный уровень.

Следует отметить, нижний, или первичный, уровень нормативно-правового регулирования муниципально - правовых отношений муниципальными органами и непосредственно населением - самый многочисленный и проблемный.

Существующие акты внутригородского муниципального образования Ясенево противоречивы в некоторых вопросах. Так, Устав внутригородского муниципального образования Ясенево в городе Москве от 02.12.03 г. за муниципалитетом закрепляет ряд полномочий. Однако, в положении о муниципалитете часть из них отсутствует (напр. пп. 18, 26 и 32 ст.20 Устава).

Уровень государственной власти города не обеспечивает нормативное регулирование некоторых механизмов. Так, например, в ст. 6 Устава внутригордского муниципального образования Ясенево, в ст. 83 Регламента муниципального Собрания предусматриваются элементы императивного мандата: отзыв депутата муниципального Собрания, отчет его перед избирателями. Но органы государственной власти города не урегулировали данную процедуру, что нарушает права граждан.

Таким образом, правовое регулирование местного самоуправления в городе Москве делятся на три уровня по территории действия: федеральные, субъекта федерации и муниципальные; по юридической силе на законы и подзаконные акты.

 

АВТОР: Дерюгина А.В.