16.09.2011 3215

Обще-социальная и уголовно-правовая политика предупреждения подросткового насилия

 

Следует отметить, что насильственная преступность несовершеннолетних как криминологический феномен постоянно привлекает внимание ученых. Несомненно, проведенные исследования внесли значительный вклад в науку, оказались полезными для практики и использовались нами при написании исследования. В основе предупреждения насильственной преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

Перспективными направлениями в профилактике преступного насилия среди несовершеннолетних должны, на наш взгляд, стать - и индивидуальное предупреждение, а также ранняя и непосредственная профилактика. Наиболее эффективный и гуманный путь борьбы с молодежным насилием - это обще-социальное предупреждение, предусматривающее комплекс мер экономического, социального, политического, правового и культурного характера, направленных на повышение уровня жизни, нравственности, социальной справедливости и защищенности всех слоев населения, в первую очередь несовершеннолетних.

Социальная политика Российского государства последних лет, к сожалению, не стала целью проводимой экономической реформы. За счет социальной сферы, а значит жизненных интересов подавляющей части населения, осуществлено первичное накопление капитала теми немногими, кто сумел сориентироваться в хаосе политическом, экономическом, правовом.

Социальную напряженность усиливает еще и то, что тяготы реформ и плата за них непомерны для одних, в то время как для других, реформы оборачиваются кричащей роскошью и неоправданными благами. Разрыв в заработной плате у 10 % высокооплачиваемых и 10 % низкооплачиваемых работников достиг сегодня 26-кратного размера.

Организация и проведение социальной политики в стране тесно связано с общей задачей совершенствования общественных отношений, расширения демократии, гласности, обеспечения социальной справедливости. Для обеспечения постоянного массового соблюдения населением правил поведения в обществе, необходимо продуманное, тщательно взвешенное и сбалансированное воздействие на все сферы его жизни. Социальную политику можно рассматривать как систему методов и средств, цель которых состоит в устранении внешних социально-экономических, организационно-правовых, социально-психологических негативных проявлений в обществе.

Экономические, организационные и правовые меры по устранению негативных явлений необходимо направлять на: сбалансирование потребностей личности и возможностей общества; воспитание разумных потребностей; максимальное повышение социальных и экономических результатов общественного труда; последовательное осуществление гласности, социальной справедливости и законности в экономической, политической, социальной и правовой сферах общества. По мнению Г.В. Осипова, необходимо в сфере политики осуществить переход от «вертикальной», партократической представительной демократии индустриального общества (цивилизации), к вертикально-горизонтальной тотальной демократии постиндустриального общества (постцивилизации). В сфере экономики - от рыночно-потребительской индустриальной экономики - к экономике социальной и экономической самодостаточности. В духовно-нравственной сфере - от идеологии и этики силовой конфронтации к мирному сосуществованию и развитию гуманистических культур, традиций, религий. В социально-культурной сфере - от социального неравенства, эксплуатации к солидарности, к всеобщим универсальным гражданским свободам, незыблемости прав личности. В сфере экологии - от эры покорения и уничтожения окружающей среды к началам ноосферы.

В обществе постцивилизации собственность утратит свое значение в качестве критериев социальной иерархии, на смену ей придет уровень образованности и знания, а основной конфликт обозначится как борьба между знанием и некомпетентностью. Создастся ядро сторонников нового курса реформ, при котором социальная сфера станет одним из главных ориентиров и критериев реформаторских усилий. Недооценка стратегической важности социальной сферы жизнедеятельности общества как совокупности социальных отношений и условий, проявляющихся в потребностях, интересах, ценностных ориентациях и установках общественных групп, слоев классов и, в конечном счете, определяющих направленность, характер поведения и деятельности населения, чревата угрозой полной утраты доверия граждан России к самой идее реформ.

Существует прямая связь между нравственным состоянием общества, законопослушностью его граждан, правопорядком и уровнем культуры и интеллектуального развития нации. В настоящее время эти показатели находятся ниже критической точки. Следовательно, частные решения проблем культуры без учета универсального закона ее приоритетности в общественном развитии эффективными не будут.

Приоритетными направлениями культурной политики в России должны стать: во-первых, создание в стране единого культурного пространства и необходимой культурной среды; во-вторых, интенсификация процесса обогащения интеллектуального потенциала общества в целях цивилизованного его развития; в-третьих, качественное улучшение системы жизненных условий людей, обеспечивающее всеобщий культурный рост населения; в-четвертых, совершенствование общего и специального образования; в-пятых, создание системы нравственно-эстетического воспитания подросткового поколения.

Фундамент культурной стратегии - это создание и сохранение жизнеспособной культурной среды. Значимость этой проблемы объясняется тем, что состояние культурной среды непосредственно сказывается на состоянии и динамике правонарушений. Нравственные отклонения, противоправные явления, как правило, сопутствуют той микросреде, которая отличается недостаточностью интеллектуального развития, узостью и ограниченностью духовных запросов, и как следствие, политической и правовой безграмотностью значительной части молодежи.

Проблемы культуры и особенно ее правовые аспекты обусловлены спецификой экономического развития нашего общества. Думается, что необходимо тщательно исследовать и выработать оптимальную стратегию недопущения повсеместной коммерциализации культурной инфраструктуры и расширения агрессивной направленности «массовой культуры», которая разрушает духовный мир подрастающего поколения. Следует остановить идею о целесообразности приватизации высших учебных заведений, которая может привести к гибели отечественной культуры и образования.

Изучение и оценка уровня правосознания несовершеннолетних свидетельствует о том, что за последнее десятилетие их общая относительно устойчивая законопослушная ориентация трансформировалась в ситуационно-криминогенную установку. Очевидно, что данная ориентация в ближайшие годы будет существенно влиять на поведение подростков в правовой сфере, предопределяя их дальнейшую криминализацию.

Проведенное исследование позволило определить и некоторые тенденции и особенности, характеризующие уровень правосознания несовершеннолетних:

- почти половина обследованных учащихся (контрольная группа) не проявляют солидарности с правовыми нормами, подлежащими исполнению, причем с увеличением возраста детей углубляется разрыв между правильным и деформированным осмыслением правовой действительности;

- неприятие требований законов остается на уровне формального признания у более чем 47% обследованных;

Для значительной части подростковой среды характерна готовность к применению физической силы для разрешения конфликтных ситуаций; нейтральное или даже одобрительное отношение к кражам, хулиганским проявлениям, употреблению спиртного и наркотических средств.

В этой связи важно не допустить глубокой деформации общественного правосознания, особенно нарастания нигилистических тенденций и формирования устойчиво-криминогенной ориентации молодежи относительно основных правовых ценностей общества. Опасность заключается не только в возможном кризисе законности и правопорядка, но и в более серьезных последствиях для общества: криминальной смене правительства, гражданских войнах, вооруженных конфликтах, утрате культурного наследия и национального единства Российского государства.

Сегодня представляется важным хотя бы затормозить негативные тенденции в формировании общественного правосознания, попытаться выровнять и улучшить социально-психологические характеристики, вытеснив и нейтрализовав его негативные элементы. Для решения проблемы недостаточно будет лишь успешного завершения экономических реформ. Потребуется серьезная научная разработка и осуществление правовой реформы, которая должна будет предусмотреть реформу законодательства, правовых учреждений и институтов, создание мощной антикриминогенной системы, способной реально контролировать преступность, внедрение эффективной системы правовой информатизации общества и правового воспитания подрастающего поколения. Нормативная база необходима для создания принципиально новой системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Основой ее должно стать охранно-защитная направленность в отношении детей и подростков. Формирующаяся система профилактики обязательно должна сохранить свое структурное построение, организационные формы и методы, скорректированные условиями новой реальности, с ориентацией на предупреждение агрессии несовершеннолетних.

Закономерности развития антиобщественных явлений находятся во взаимосвязи с закономерностями полезных позитивных социальных процессов. К примеру, реализация социальных программ, связанных с повышением уровня жизни, роста культуры и сознательности граждан, способствуют уменьшению числа нарушений социальных норм. И наоборот, запущенность насущных вопросов жизни людей, ослабление воспитательной работы с населением увеличивают вероятность противоправного поведения.

Антиобщественные явления «паразитируют» на нарушениях основных, позитивных закономерностей развития общества, их оптимального соотношения и взаимодействия, провоцируя различного рода отклонения от основной поступательной линии движения общества.

Рассматривая возможности обще-социальных мер предупреждения негативных явлений, А.Э. Жалинский отмечает: «В принципе любое антиобщественное явление... может быть устранено, и притом окончательно, обще-социальными мерами, обще-социальным предупреждением. Но этот вывод верен лишь в тенденции, в историческом плане». Действительно, невозможно перешагнуть через целые исторические этапы общественного развития. Бесполезно пытаться искусственно ускорить процессы преодоления экономических и социальных противоречий или же немедленно изменить существующий на сегодняшний день уровень сознательности людей. Необходимо социальными и экономическими средствами сближать потребности и интересы людей с их реальными возможностями, открывать все возможные пути для законного удовлетворения этих потребностей и интересов, способствовать правомерному достижению жизненных целей. Социальные программы должны включать в себя и меры по нравственному воспитанию молодежи в духе трудолюбия, честности, справедливости.

Основной частью социальной политики является профилактическая политика, которую следует рассматривать в плане основной научной концепции в борьбе с преступностью. Ее прикладная часть - это профилактическое воздействие на глубинные корни преступности. Профилактическая политика сможет реально влиять на состояние насильственной преступности и эффективность борьбы с ней, если будет:

- нацелена на решение практических задач по нейтрализации агрессивности личности несовершеннолетних и опираться на достижения наук в этой области;

- включать деятельность правоохранительных органов, других государственных органов и общественности в борьбе с агрессией не только в текущий момент и в ближайшем будущем, но и в более отдаленной перспективе;

- учитывать реально существующие противоречия и процессы, происходящие в обществе, которые поддерживают агрессивные формы противоправного поведения;

- определять тактику искоренения деформаций личности несовершеннолетних агрессивного характера, как в целом, так и по конкретным их видам;

- не только формулировать цели, средства и методы борьбы с ними, но и предусматривать организационные и другие меры перестройки и интенсификации деятельности всех субъектов профилактического воздействия.

Социальная профилактика сегодня определяет задачи деятельности различных субъектов и пути их решения в целом. В условиях современного этапа реформирования общества, когда преобразование прежней шкалы общественных ценностей проходит весьма сложно, в социальной профилактике предполагается выдвинуть на первый план общечеловеческие ценности. Утвердить их приоритет, укоренить в общественном сознании то, что в условиях цивилизованного демократического государства на главном месте в числе общественных отношений, подлежащих охране мерами уголовного закона, должен быть сам человек, его личность, его жизнь, здоровье, честь и достоинство, отношения собственности, и лишь затем следует ставить иные государственные интересы. Указанные - положения должны вылиться в некую идею национального согласия.

Решением выше обозначенных проблем должна стать' государственная политика воспитания подрастающего поколения и предупреждение насильственных преступлений несовершеннолетних. Необходимость выработки такой политики очевидна. По мнению Г.И. Забрянского, под такой политикой следует понимать основанную на определенных идеях деятельность государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения насильственной преступности несовершеннолетних. Понятно, что политика предупреждения преступности не автономна, она является важным компонентом более масштабной политики укрепления законности и правопорядка в целом, которая, в свою очередь, связана с общей политикой государства в области экономики, здравоохранения, образования, права.

Вышесказанное позволяет вычленить специфику целей политики предупреждения насильственной преступности несовершеннолетних. С одной стороны, она заключается в защите и охране интересов, несовершеннолетних; с другой - защите уже общества от преступных посягательств самих несовершеннолетних. Думается, что только такой интегрированный подход к цели предупреждения насильственной преступности несовершеннолетних может быть перспективен и реален.

Естественно, политика предупреждения насильственной преступности несовершеннолетних вдруг, сама по себе, из ничего возникнуть не может. Ее необходимо вырабатывать, формировать, учитывая при этом многие составляющие:

- социально-экономическое состояние общества, его позитивные и негативные тенденции с выделением факторов, обуславливающих насильственную подростковую преступность;

- социально-психологическое состояние общества и факторов, связанных с этим видом преступности;

- криминогенные ситуации, с выделением факторов, влияющих на их прогнозные оценки;

- состояние социального контроля (в основном дезорганизованного) с беспомощными социальными институтами;

- сложившуюся инфраструктуру профилактики с ее реальными возможностями, (либо отсутствием таковых) - финансовыми, организационными, правовыми, нравственными.

При выработке такого рода политики следует учитывать основополагающие принципы, обеспечивающие ее эффективность:

а) отношение к несовершеннолетним как к особой группе населения, нуждающейся в повышенной защите (охрана и защита прав должна осуществляться с раннего детства; необходимость для этого особого рода специалистов);

б) подход к проблеме с учетом ее приоритетности (первоочередное целевое финансирование; ориентация законодателя на реальное обеспечение прав и интересов прав подрастающего поколения - гарантии на образование, медицину, труд: деловой протекционизм в решении проблем несовершеннолетних);

в) модернизация законодательства с учетом повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних (усиление профилактического потенциала права; принятие специальных законов и процедур для несовершеннолетних);

г) подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики (приоритетность социально-психологической реабилитации;

расширение системы мер ответственности в противовес мерам уголовного наказания);

д) подход к проблеме с учетом ее комплексности (формирование многоуровневой системы профилактики; создание системы координации предупреждения преступности несовершеннолетних; образование единого информационного пространства для всех субъектов профилактики);

е) подход к проблеме с учетом региональных условий (оценка криминогенной ситуации в регионе; максимальное использование имеющихся в регионе ресурсов; согласование программ местного уровня с программами региональными и федеральными).

Содержание уголовно-правовой политики в отношении преступного насилия среди несовершеннолетних должно включать в себя: а) разработку концепции необходимого и достаточного социального и правового реагирования не регулируемый, ограничиваемый объект; б) создание оптимальной нормативной базы, прежде всего соответствующего состояния уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства; в) обеспечение законности и эффективности правоприменительной практики и профилактической работы; г) развитие их организационно-ресурсных возможностей.

Уголовная политика по отношению к преступному насилию должна выполнять, в конечном счете, регулятивные функции. Общими усилиями правоведов, социологов, психологов, других специалистов, как теоретиков, так и практиков, необходимо принципиально изменить подход к насилию на концептуальном уровне, его оценку с социальных и собственно правовых позиций. Его нужно рассматривать не как локальное или национальное явление, а как проявление более общих процессов, поскольку преступность насильственного типа практически синхронно растет в западных странах.

Поэтому нужно осознать приоритетность правового противостояния насилию. Недооценка опасности привела к искажению логики развития законодательства. Вместе с тем безнравственно отвечать насилием на насилие. Необходимо развивать концепцию реагирования разумной достаточности. На этой основе важно последовательно очищать социальную практику от элементов насилия, легального и нелегального. Разумеется, всякая демократия предполагает подчинение закону, а соответственно и применение насилия. Но в уголовную политику должны быть заложены различные методы уменьшения насилия и обеспечения согласия общества на применение его в строго определенных ситуациях. Нужно учитывать ответное эхо любого насилия. Так, применение норм с двойной превенцией, т.е. осуждение особенно подростка за менее значительные преступления с целью избежать более опасных, акцент на общую превенцию лишь накапливают насилие, откладывая его реализацию на два - три года. На социальном уровне это превращается в своеобразную «правовую наркоманию», когда требуется все больше и больше насилия одного рода, чтобы избежать насилия другого рода.

Концепция уголовной политики должна отражать способы согласования противоречий между группами людей, отдельными гражданами. Усиливать возможности получения правовой защиты, развивать традиционные для некоторых народов способы внегосударственного, общинного примирения в случае совершения правонарушения, возмещения ущерба. Повышать статус индивида, расширять его возможности принимать самостоятельно те или иные решения, ограничивать случаи вмешательства государственных органов в личную жизнь, принципиально расширять меры помощи дезадаптированным лицам.

Значимым элементом уголовной политики должны стать методы преодоления объективных противоречий между правом на свободу и правом на безопасность. Для начала следует прояснить эти противоречия, указав общественному мнению на их проявления, на последствия их разрешения.

При этом возникают вопросы платы за безопасность, которая объективно в любом обществе складывается из ограничения свобод, затраты ресурсов, усиления некоторых аспектов напряженности. Принимая решения, общество должно осознавать их последствия и соответственно размер оплаты за тот или иной эффект.

Наконец, необходимо развивать социальную активность граждан и различных организаций в целях преодоления преступного насилия. Строго говоря, общество пока слабо влияет на определение целей преодоления преступности вообще и преступного насилия в частности, на выбор методов деятельности, на оценку уровня законодательной и правоприменительной деятельности. Критика в прессе может считаться свободной, но она поневоле носит выборочный, часто случайный характер. Оценить разумность принимаемых решений об использовании силы, о сравнительной тяжести наказания за насильственные и ненасильственные преступления трудно. Это может привести и порой приводит к утрате доверия к правоохранительным органам, к анемии норм, деформации поведения, порождает тяготение к самосуду и пр. Очевидно, было бы полезно усилить социальный контроль за деятельностью правоохранительных органов, ввести обязательные отчеты. Кроме того, в Общей части уголовного законодательства следовало бы дать определение видов, а затем в нормах Особенной части реализовать линию на необходимое и достаточное обозначение и его оценку. Такой подход обеспечил бы последовательность и адекватность правового регулирования.

В Общей части законодательства необходимо определить, что представляет собой физическое насилие, выделив его виды - лишение жизни, вред здоровью, ограничение свободы, ограничение половой неприкосновенности; психическое насилие, в частности угроза физического насилия в отношении различных лиц, угроза лишения имущества, разглашение сведений, в сокрытии которых заинтересован адресат угрозы, лишение возможности выполнять профессиональные обязанности, привлечение к уголовной ответственности и др.

Можно высказать некоторые соображения относительно отражения насилия как способа совершения преступления в некоторых нормах Особенной части. Насилие в принципе выступает как способ совершения преступления, а также как его цель, достигаемая способом и исчерпываемая им. Так, убийство и причинение тяжкого вреда здоровью иногда различаются тем, что первое может совершаться с определенной целью, второе же исчерпывается самим фактом; цель его в законе не упоминается. В то же время некоторые деяния не исчерпываются насилием; последнее выступает в этих преступлениях только в качестве способа достижения цели. Это некоторые виды имущественных преступлений, посягательства на половую неприкосновенность, преступления против правосудия, порядка управления и т.д. Поэтому оценку опасности насилия нужно дифференцировать как минимум по двум направлениям: по его содержанию, выделяя конкретные формы, интенсивность, механизмы, и по его последствиям, выявляя цели, достижению которых способствует насилие как способ. При этом следует сохранить, а иногда даже усилить наказание за заведомое предумышленное применение насилия как способа достижения цели. Подход же к конфликтным насильственным непредумышленным преступлениям должен быть иным.

Вместе с тем следует крайне осторожно подходить к расширению и усилению уголовной ответственности. Теоретически вполне возможно привлечь к уголовной ответственности всех или большую часть участников молодежных драк и т.п. Но последствия такой уголовной политики были бы крайне печальными. Рост числа осужденных при уже существующем уровне криминализации мог бы только повысить количественные показатели рецидива, способствовать дальнейшему сплочению лиц, склонных к насилию. Кроме того, к сожалению, всякое расширение репрессии нередко приводит к наказанию аутсайдеров, случайных, а не наиболее опасных преступников. Поэтому при усилении дифференцирующей функции уголовного закона целесообразно ограничить репрессии, а точнее, оптимизировать их, сочетая с расширением возможности процессуального усмотрения в сторону смягчения наказания либо освобождения от ответственности. Эта линия и должна обеспечиваться профилактическим направлением уголовной политики, стремлением к резкому уменьшению роли насилия в социальной жизни.

Существует мнение, что наказание является весьма эффективным средством обуздания человеческой агрессии. Именно по этой причине во многих государствах были установлены самые суровые наказания за такие преступления, как убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения.

Имеющиеся эмпирические данные по этой проблеме представляют собой довольно сложную картину. Вкратце ее можно представить следующим образом: при определенных условиях наказание (или страх возможного наказания) может действительно удержать человека от осуществления актов насилия. Однако при других обстоятельствах это может и не произойти. В определенных случаях наказание может даже способствовать актуализации агрессивного поведения, а не сдерживанию его. Зависит это от так называемых переменных: а) степени разгневанности потенциальных агрессоров; б) насколько выгодна для агрессора такое поведение; в) строгость возможного наказания; г) вероятность применения наказания.

Действительно, воздействуя на выше указанные факторы, можно добиться положительных результатов, если: 1) потенциальные агрессоры не подвергаются сильному провоцированию; 2) практически не получают выгоды от открытой агрессии; 3) возможное наказание за агрессивные действия будет суровым; 4) неотвратимость наказания гарантирована.

При этом следует учитывать, что наказание дает долговременный эффект только в том случае, если оно осуществляется при определенных условиях: 1) агрессивное действие и наказание должен разделять небольшой промежуток времени; 2) наказание должно быть достаточно строгим и неприятным; 3) агрессор должен четко осознавать, что определенная форма его поведения влечет за собой неминуемое наказание.

В действительности все обстоит не так. Вероятность быть агрессивным и осужденным за агрессивные поступки весьма низка. Временный разрыв между фактами преступления с применением насилия и наказания за их осуществление исчисляется месяцами. Существующая система правоохранительных органов действует неэффективно. Все это в целом снижает значимость страха наказания как сдерживающего агрессию фактора.

Угроза уголовной ответственности, несомненно, имеет сдерживающее значение, хотя ее и не следует переоценивать. В уголовном законодательстве должен поддерживаться разумный баланс более строгих и боле мягких мер. Однако не всегда этот баланс легко удержать. Так, например, еще при подготовке Уголовного кодекса РФ, вступившего в силу в 1997 году, выявилось расхождение между двумя позициями среди его составителей: гуманизация уголовного законодательства или его ужесточение. Обе стороны исходили из лучших побуждений, которые, однако, понимались по-разному: продолжать демократический процесс в России, вышедший из тоталитарного прошлого, или же, ориентируясь на «злобу дня», повышать уровень репрессий в отношении правонарушителей.

Для специалистов давно стало непреложной истиной, что главное средство борьбы с преступностью уголовно-правовыми мерами - не жестокость наказания, а его неотвратимость (которую, заметим, обеспечивает не уголовный кодекс, а вся практика деятельности правоохранительных органов). Поэтому, если мы хотим построить эффективную уголовную политику, она должна предусматривать дифференцированный подход к преступникам с учетом тяжести содеянного и личности виновного.

Таким образом, заканчивая рассмотрение проблем, связанных с обще-социальным воздействием на насильственную преступность несовершеннолетних, можно обозначить несколько главных направлений, по которым следует организовать и развивать такое предупреждение. Во-первых, это продуманная и ориентированная, в первую очередь, на подрастающее поколение социальная политика. Во-вторых, рациональная уголовно-правовая политика в отношении молодежи. В-третьих, это политика предупреждения преступности несовершеннолетних.

Вместе с тем, обще-социальное предупреждение насильственных преступлений несовершеннолетних служит фундаментом специального (специально-криминологического) предупреждения. Другими словами, основой тех мер, которые прямо или непосредственно направлены на недопущение преступлений. Речь идет о ранней профилактике и индивидуальном предупреждении рассматриваемых преступлений.

 

Автор: Юрков Г.А.