16.09.2011 7580

Ранняя и непосредственная профилактика противоправного насилия в среде несовершеннолетних

 

Успешность ранней профилактики противоправного насилия несовершеннолетних осложнена нынешним состоянием общественной нравственности, которое присутствует на всех уровнях и в характере их поведения. Общество пытается употребить предпринятые реформы во благо себе, однако духовная сумятица лишь умножила насилие и преступность. Попрание закона и утрата нравственных ориентиров трагически сказались на духовном состоянии, прежде всего, молодежи, привели к заметному росту агрессивности и насилия в ее среде.

Основное внимание практиков и ученых, работающих в правоохранительной системе, до последнего времени было сконцентрировано преимущественно на анализе негативных экономических и социальных факторов. Вместе с тем, криминогенному влиянию агрессивности на нравственную сферу подрастающего поколения не уделялось должного внимания. Психологи полагают, что именно агрессивность наряду с другими компонентами формирует систему ценностей ребенка, подростка, взрослого, которая в последующем предопределяет степень криминализации общества.

Молодому человеку бывает сложно противостоять разлагающему влиянию внешней среды. Зачастую ему не достает так называемой нравственной надежности, которая позволяет наиболее полно использовать свои резервы и способности для своего личностного развития. Наличие моральной устойчивости предполагает стабильность психического самоуправления личности своим поведением, ее ориентацию на безусловное соблюдение принятых в обществе нравственных норм. Можно согласиться с утверждением, что моральные переживания являются одним из важных элементов, при отсутствии которого трудно надеяться на благоприятное формирование личности. Нравственное воспитание способно достичь цели лишь в том случае, если заставит всех и каждого следовать его нормам по привычке. Совесть и долг создают ядро нравственного сознания, которое определяет и характеризует моральный статус молодого человека. В жизни далеко не все, особенно несовершеннолетние, руководствуются чувством долга.

Именно нравственная надежность является ядерным свойством личности, формирование которого должно находиться под постоянным контролем общества. Ее следует воспитывать и поддерживать в подрастающем поколении всеми государственными и общественными институтами путем систематического просвещения. Так, например, в одной из программ (США) реализуется основная задача - привить учащимся необходимые нравственные понятия, развить у них навыки самостоятельного решения сложных жизненных ситуаций (главным образом - в психологическом плане), научить правильно реагировать на давление со стороны сверстников и взрослых, вовлекающих подростков в правонарушающую деятельность.

Сотрудники особого подразделения полиции (наподобие наших инспекторов ПДН) проводят циклы занятий в начальной школе (беседы, тренинги и т.д., как правило, в игровой форме) по разъяснению основных положений Конституции, иных законов, а также последствий актов вандализма и насилия, вредного воздействия на организм наркотиков и алкоголя. Особое внимание уделяется детям из «групп риска», имеющим проблемы в семье, отклонения в физическом или психическом развитии. Основной упор в работе по профилактике наркомании, пьянства и алкоголизма делается на учителей, врачей, родителей. Прежде всего, ставится задача раннего выявления учащихся - наркоманов, их изоляции и лечения. Одновременно в некоторых школах для антинаркотической пропаганды используются школьники - бывшие наркоманы (особенно для работы в младших классах).

По справедливому мнению Г.А. Аванесова, ранняя профилактика состоит именно в том, чтобы предупреждать антиобщественное поведение в самом его «зародыше», не допустить нарушение уголовно-правовых норм. Непосредственная же профилактика преступлений связана именно с непосредственной работой с конкретными лицами, уже, как правило, ведущими антиобщественный образ жизни, состоящими на учете в органах внутренних дел. В данной связи, P.M. Абызов предлагает выделять три основных уровня деформаций в структуре личности несовершеннолетнего: докриминогенный, предкриминогенный и криминогенный. Данные уровни предупреждают о необходимости проведения ранней или непосредственной профилактики преступного насилия и определяют соответствующие меры воздействия.

Докриминогенная коррекция агрессивного поведения осуществляется в отношении: а) подростков, имеющих искажения и деформации нравственного и правового сознания, дальнейшее развитие которых может привести к формированию агрессивного типа личности; б) трудновоспитуемых (по оценке педагогов) детей и подростков; в) педагогически несостоятельных конфликтных семей; г) неформальных подростковых групп и сообществ, не имеющих пока что криминальной ориентации, но играющих определенную роль в десоциализации перечисленного контингента.

Наиболее подходящими для данного уровня являются педагогические меры и медико-психологическая коррекция. Основными субъектами воспитательно-профилактического процесса должны стать учреждения: социального воспитания (учебно-образовательные заведения, подростковые группы по интересам, спортивно-туристические комплексы); социально-правовой охраны (инспектора по охране детства в системе народного образования, юрисконсульты женских консультаций и родильных домов, кабинеты социально-правовой помощи несовершеннолетним); психологической помощи семьям и детям (социально-психологические центры, психологические службы, телефон доверия); социальной адаптации подростков (педагогические реабилитационные центры, временные приюты, общежития для бездомных несовершеннолетних).

Задача субъектов этого уровня состоит в формировании духовного мира ребенка с учетом его психобиологических и психологических особенностей, а также социально-психологических и социально-педагогических факторов, детерминирующих агрессивные отклонения личности. Педагоги и врачи имеют дело с личностными отклонениями, обусловленными не только органическими недостатками, но и отклонениями при изначально нормальной физиологической конституции, вызванными, однако, неправильным образом жизни, неблагоприятными условиями.

Возможности социально-педагогических усилий зависят от степени отклонения от нормы. Следовательно, речь должна идти не о деффективности подростка, а об исключительности ситуации, принимая во внимание, что любого ребенка с патологическими чертами в характере и в поведении возможно и должно сделать достойным членом общества, а не травмировать его сознание заведомым штампом, предохранить от ложного предубеждения окружающих его людей.

Деформации личности агрессивного характера могут формироваться уже в раннем детстве. Бывает, что родители упускают это из виду и спохватываются, когда процесс зашел достаточно далеко.

Исправление агрессивного фона личности возможно с помощью комплекса мер социального, педагогического, психоневрологического, физического оздоровления подростка. Такого рода взаимопроникновение различных воздействий может обеспечить достижение цели. Вместе с тем важно, чтобы врач был достаточно компетентен в вопросах педагогики, а педагог соответственно в вопросах психотерапии.

Известный ученый в области медицины и педагогики В.П. Кащенко в свое время предложил классификацию методов лечебно-педагогической коррекции отклонений, в том числе агрессивного характера в развитии ребенка. С определенной интерпретацией они могут быть использованы и при устранении личностной агрессии несовершеннолетних. Для исправления личностной агрессии подростка на ранних стадиях ее формирования должны применяться такие педагогические методы, как коррекция дефектов в волевой сфере, коррекция отчужденности, тревожности (страхов), эмоциональное сопереживание, коррекция бродяжничества, самокоррекция, организация положительной деятельности.

Эффективность медико-педагогической коррекции дефектов в волевой сфере подростка будет зависеть от того, насколько регулярно и систематически она будет проводиться. При этом должны учитываться снижение или неустойчивость настроения, обидчивость, фиксация на конфликтах, эгоистичность, неспособность вытеснения переживаний обиды, злопамятность, мстительность подростка.

Состояние эмоциональных и волевых функций отражают также частые изменения настроения: подавленность или возбужденное состояние с подвижностью сверх меры, раздражительность, неустойчивость интересов, неспособность концентрации на чем-то конкретном, склонность к конфликтам. Учитывая, что воля способна передаваться от одного человека к другому, то с такой категорией детей - лучше заниматься воспитателям с сильной волей. Пробуждая в сознании подростка желание добиться чего-либо самостоятельно, довести начатое дело до конца, получить удовлетворение от достигнутого, воспитатель тем самым укрепляет веру подростка в свои силы, уверенность в правильности его последующих поступков.

Эффективным способом коррекции своеволия считается физическое воспитание, которое вырабатывает отсутствующие у подростка такие качества как выдержка, выносливость, самостоятельность, эмоциональность.

После первых признаков улучшения в волевой сфере подростка дальнейшая ее коррекция должна осуществляться посредством физического труда. При необходимости такого рода коррекция воли подростка должна подкрепляться психотерапевтическими методами воздействия.

Выражением субъективного неблагополучия личности является тревожность, выражающаяся в ощущении неуверенности и беспокойства. Тревожность проявляется в своеобразном переживании, вызванным зачастую неосознаваемой до конца тревогой, внутреннем недовольстве, напряжении, беспомощности и ожидании смутной угрозы. В криминологической литературе была выдвинута гипотеза, что у детей, эмоционально отвергнутых родителями, формируется состояние неуверенности, тревожности, беспокойства по поводу своей социальной определенности. В том случае, если тревожность выступает в качестве основной индивидуальной причины совершения преступлений, то профилактическая работа должна быть направлена на выявление и устранение этих сил. Другим непосредственным объектом профилактического воздействия является сама тревожная личность и ее особенности.

Еще в начале века немецкие врачи предложили систему специальных упражнений, которая позволяла в подавляющем большинстве случаев выводить подростка из состояния тревожности и страха. Так, например, юноше, испытывающему страх от огня, привязывали чаще всего к шее спичку. Ее он носил до тех пор, пока не переставал проявлять признаков беспокойства. После чего ему уже самому давали возможность зажигать и тушить спички, убеждая его в абсолютной безопасности проводимой процедуры. Таким образом, коррекция страха заключается, прежде всего, в развитии чувства самообладания.

Эмоциональное сопереживание предусматривает дружественную эмоциональную связь воспитателя с подростком. Через подчинение требуемому режиму ради уважаемого ребенком взрослого человека в душе воспитуемого происходит своеобразное очищение личности от искаженных потребностей, интересов, ориентации. Происходит своеобразный перевод деформированных эмоций в их противоположность, например, переход хаотичной стихийной агрессивности в агрессивность к социально враждебным проявлениям; агрессивность в отношении к людям, животным -в участливое доброжелательное отношение к более слабым, младшим, беспомощным. Такого рода эмоциональное воздействие должно осуществляться в коллективе и с коллективом воспитанников, без правильной организации которого успех просто невозможен.

Коррекция бродяжничества связана с побегами детей из родительских семей, а так же детских и подростковых специализированных учреждений. В качестве причин побегов выступают семейные неурядицы, сиротство, психические расстройства, влечение к половым извращениям, алкоголю либо наркотикам, насилие сильных в отношении слабых. Коррекция бродяжничества предполагает устранение всего негативного, отразившегося на нервно-психическом и нравственном здоровье подростка. При этом каждый отдельно взятый случай требует специальной психопатологической оценки личности и индивидуального лечебно-воспитательного воздействия. Рационально поставленный умственный и физический труд, оптимально организованный досуг вызывает у подростка чувство удовлетворенности от содержательно проведенного времени.

Как бы не были важны рассматриваемые выше методы коррекции, устранение личностной агрессии подростка невозможно от самовоспитания. Оно подводит ребенка к осознанию и пониманию своих недостатков для того, чтобы он самостоятельно знал и умел преодолевать их. Пробуждение в нем осознанного стремления к усилению имеющихся, но недостаточно выраженных положительных качеств, является основой устранения агрессивных свойств и черт личности. Самокоррекция должна способствовать самостоятельному преодолению подростком своих недостатков.

Наконец, метод организации положительной деятельности предусматривает приучение несовершеннолетнего к соблюдению социальных норм, формирование у него установок на одобряемое обществом поведение, что способствует выработке и закреплению у подростка необходимых навыков и приемов. К основным приемам реализации данного метода относят: требование, упражнение и переключение. К примеру, требование возобновить учебу к подростку, преждевременно оставившему общеобразовательную школу; упражнения - формирующие привычки к труду, навыки общения в коллективе; поручение - связанное с выполнением общественно значимых и полезных мероприятий; включение активности несовершеннолетнего на социально одобряемое поведение.

Коррекционное воздействие предусматривает одновременное воспитание и лечение. Для этого педагог специального медикопедагогического учреждения должен быть подготовленным психотерапевтически, т.е. обязан знать и уметь применять методы медицинской коррекции. Психотерапия ставит перед собой задачу лечения пациента психологическими методами. Это предусматривает психическое воздействие на подростка при всяком нездоровье его личности, в том числе, психики, характера, интеллекта, воли. К психотерапевтическим методам коррекции личности относят внушение, гипноз, убеждение, психоанализ.

Внушаемость, являясь одной из характерных особенностей подросткового возраста, позволяет педагогу-воспитателю выравнивать агрессивное поведение личности. Менее воспитанные и образованные подростки более податливы внушению. Нормальная внушаемость у психически здоровых молодых людей находится в тесной взаимосвязи с его складом характера, убеждениями, симпатиями и антипатиями к окружающим.

Для усиления эффекта внушаемости пациента могут погружать в гипнотический сон. С помощью гипнотического акта усиливается активность деятельности тех психических процессов, которые в данное время находятся в состоянии покоя, или наоборот, погружают в состояние покоя те из них, которые почему-то усиленно функционируют. Поскольку состояние покоя физиологических и психических процессов зависит от деформации самой структуры, то восстановление ее и будет целью гипнотического внушения. Следовательно, коррекция поведения агрессивной личности может осуществляться как с помощью естественного, так и искусственного внушения.

Существенную роль при коррекции различных нервно-психических деформаций личности подростка играет метод убеждения. Большинство неврозов являются результатом веры подростка в существование у него дефекта личности. Психотерапевт должен вселить в сознание молодого человека противоположную уверенность, что эти проявления исчезли или скоро исчезнуть. Достаточно лишь поднять моральный тонус неврастенического подростка, пробудить его душевные силы, как состояние личности нормализуется.

Целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение подростка в целях устранения из структуры его личности негативных потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации агрессивной направленности и формирования новых, социально одобряемых, представляет собой убеждение. Данный метод апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысление и превращение в мотивы поведения.

Разработчик психоанализа Фрейд распространил основные свои положения и принципы на различные сферы человеческой жизни, в том числе, на психологию, этику, педагогику. Согласно его теории причина неврозов кроется в неправильном развитии половых влечений, стремлений, зависящих от глубоких органических причин. Если этот процесс остановится на полпути, возникают нарушения в половой сфере развития, приводящие к формированию неврозов. Конфликт между извращенными половыми влечениями и эстетическими взглядами молодого человека может вызвать психические переживания, способные привести его к противоправным поступкам насильственного характера.

Выведение подростка из состояния неприятных и тяжелых воспоминаний, освобождение его от вредных аффективных комплексов осуществляется с помощью психоаналитического метода. Психопатические явления исчезают, как только удается выявить у подростка его скрытые половые переживания раннего возраста, заставив его пережить и осознать их вновь. С момента его перевода своих переживаний из подсознания в область сознания подросток освобождается от своего психоневротического состояния путем разряжения скрытой психической энергии.

Доказано, что ненормальная, уродливая среда калечит ребенка, формирует неустойчивый, агрессивный тип личности, в то время как здоровая среда способна воспитать и перевоспитать подростка. Конфликтный характер несовершеннолетнего выравнивается, если коррекция произведена в раннем возрасте и достаточна по времени. Значительная часть «ненормальностей» подростка, особенно свойственных периоду полового созревания, с возрастом исчезают сами собой, другие - поддаются исправлению. С помощью описанных выше методов коррекции могут быть смягчены либо вообще устранены даже деформации, достигшие антиобщественного характера.

Второй (предкриминальный) уровень предусматривает уже криминологические меры непосредственной профилактики личностной агрессии несовершеннолетних, не исключая при этом и комплекс педагогических, медицинских, социально-психологических, правовых и организационных мер, одновременно ориентированных по трем основным направлениям: 1) нейтрализации или оздоровления неблагоприятных условий семейного, школьного и иного социального воспитания, способных детерминировать антиобщественное формирование личности насильственного типа; 2) устранение прямого и косвенного жестокого обращения с детьми; 3) осуществления комплекса воздействий, направленных на переориентацию антиобщественно формирующейся личности.

Система мер этого уровня включает в себя воспитательное и правовое воздействие. Правовые меры могут классифицироваться по своей направленности: например, меры по охране прав детей и подростков; меры правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, их воспитателей и лиц, негативно влияющих на нравственное и физическое здоровье детей и подростков.

Субъектами профилактической работы на этом уровне будут выступать службы социальных работников администраций районов, городов, а правоохранительной - система социально-правовых учреждений. Основным субъектом социального патронажа должны стать учреждения социальной адаптации, которые призваны оказывать своевременную необходимую помощь несовершеннолетним, чтобы не допустить формирования их устойчивой противоправной ориентации.

Профилактику наряду с другими субъектами осуществляют подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел. Объектами таких подразделений должны стать подростки: а) совершившие правонарушения, влекущие меры общественного и административного воздействия; б) употребляющие спиртные напитки; в) систематически самовольно уходящие из семьи (в возрасте до 16 лет) либо из специальных учебно-воспитательных учреждений; г) злостно уклоняющиеся от учебы и работы; д) систематически занимающиеся азартными играми, а также ведущие иной антиобщественный образ жизни. Органами милиции на таких несовершеннолетних заводятся учетно-профилактические карточки.

Допреступная профилактика предполагает изменение негативных форм поведения личности на социально одобряемые и недопущение с ее стороны совершения преступлений. Достижение этой цели усматривает решение ряда комплексных задач, характеризующихся прогностической направленностью: а) выявление лиц, чье поведение, взгляды, мотивы свидетельствуют о возможности совершения преступления; б) изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них; в) исследование возможностей создания благоприятной обстановки для них; г) устранение источников вредного влияния; д) воспитательное воздействие (при необходимости - воздействие с помощью мер принуждения) на лиц, способных совершить преступление; е) контроль за поведением этих лиц и их образом жизни; ж) периодические проверки результатов проведенных профилактических мероприятий.

Выявление и постановка на учет несовершеннолетних, в отношении которых прогноз поведения неблагоприятен, является основной целью непосредственной профилактики. Попавшие таким образом в поле зрения милиции подростки обязательно должны быть подвержены психолого-педагогической диагностике, а в необходимых случаях - психиатрическому освидетельствованию. Это зависит, в первую очередь, от характера личностных нарушений, степени их выраженности и проявления в поведении.

Психолого-педагогическая диагностика личности является по сути дела профилактическим обследованием (осмотром) несовершеннолетнего с целью обнаружения отклонений в сферах нравственного и правового сознания, характера в целом. Проявляется это в первую очередь в асоциальных потребностях, интересах, ориентациях, а так же в способах их удовлетворения и достижения.

Психиатрическое освидетельствование может проводиться по просьбе самого несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо по инициативе психиатра с их согласия. Такого рода освидетельствование допускается и без согласия перечисленных выше лиц, если состояние подростка внушает опасность для него самого или окружающих.

Выявлением, учетом, диагностикой и освидетельствованием таких несовершеннолетних, а также - воспитательной и профилактической работой с ними должны заниматься психолого-педагогические и психиатрические консультационные центры.

Изучение индивидуальных особенностей несовершеннолетних, характеризующихся насильственным типом личностных деформаций, предполагает обнаружение и фиксацию стабильной патологи сознания, характера, специфики поведения и общения с окружающими, позиций и ориентации. Эффективность в работе с такими несовершеннолетними во многом будет зависеть от правильного выяснения основных внутренних побудительных причин их антиобщественного поведения.

Меры профилактики предусматривают: 1) формирование у каждого подростка уверенности в своих силах; 2) организацию индивидуальной помощи отстающим в учебе; 3) привитие учащимся интереса к творческой деятельности; 4) оказание помощи родителям в воспитании трудных подростков и т.д. Эти меры имеют характер помощи, оздоровления психологического климата микросреды, контроля и усиленного наблюдения за поведением подростка, чьи позитивные личностные свойства и социальные связи недостаточно развиты. Разработать же целостную сбалансированную на всех уровнях систему представляется возможным только на основе междисциплинарного подхода, интегрирующего ряд аспектов процесса предупреждения личностной агрессии несовершеннолетних.

С позиций криминологии речь идет о процессе выявления и устранения криминогенных факторов социальной среды и коррекции антиобщественно формирующейся личности. Известно, что криминологические аспекты данной проблемы оказались наиболее изученными. Более того, имеет место определенный выход на междисциплинарный уровень при изучении генезиса формирования личности преступника, детерминант преступности, а так же при разработке мер по ее предупреждению. При таком подходе криминология реализует в комплексе психологические, педагогические, социологические, правовые аспекты предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних.

Необходимо выделить и юридический аспект предмета исследования, т.к. предупреждение отклонений в поведении несовершеннолетних агрессивного характера - процесс нормативно регулируемый. Правовое обеспечение выступает здесь в качестве организующего начала, носителя законности, гуманизма, справедливости. С позиции теории социального управления речь должна идти о научно управляемом процессе, уровни и этапы которого детерминируют структуру системы предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних агрессивного характера.

Вместе с тем выделение выше названных подходов хотя и создает, но не обеспечивает комплексность в деятельности по раннему предупреждению личностной агрессии несовершеннолетних, которую нельзя сводить лишь к совокупности разнообразных аспектов. Представляется необходимым построение всеобщей теоретической модели, в которой все эти аспекты должны найти адекватное отражение в качестве взаимодействующих элементов системы. Следовательно, и формирование теоретических основ предупреждения личностной агрессии несовершеннолетних не может быть сведено лишь к простому суммированию знаний, накопленных различными науками. Профилактическое воздействие не будет эффективным, если наука не сможет отработать содержательную характеристику всевозможных сочетаний различных неблагоприятных психобиологических, психопедагогических, социально-психологических и социальных факторов и соответственно рекомендовать комплекс социально-медико-педагогических мер по оздоровлению условий воспитания и коррекции личностной агрессии несовершеннолетних.

Сегодня назрела необходимость переноса центра тяжести на профилактику, основой которой является нейтрализация и устранение источников отрицательного влияния на личность подростка в семье, бытовом и неформальном окружении, в учебном заведении, на производстве, а также формирование социально-позитивных интересов и потребностей в новых условиях перехода к рыночным отношениям. В современных условиях и на ближайший период наиболее реальный путь предупреждения насилия -работа в районах и микрорайонах, по месту жительства, учебы и досуга детей и подростков.

Приоритетным принципом профилактики преступного насилия в среде несовершеннолетних должен стать поворот от «опасного индивида» к «индивиду в опасности». Данной установке призвана соответствовать возможность каждого подростка, начиная, например, с 12 лет (как в Швеции), обратиться в суд, если он считает, что отец или мать плохо к нему относятся.

В этой связи особое значение приобретает своевременное выделение неблагополучных семей, а также детей и подростков из «группы риска».

Проводимые в этом плане мероприятия могут носить прямой и косвенный характер. К мероприятиям прямого характера относятся:

- необходимой помощи семье;

- на принудительное лечение несовершеннолетнего с явными отклонениями в поведении (агрессивного, насильственного типа);

- решение вопроса о лишении или ограничении родительских прав лиц, допускающих насилие в отношении своих детей;

- постановка на учет в психоневрологический диспансер, наркологические и венерологические диспансеры, ПДН и т.д.

К мероприятиям косвенного характера относятся:

- организация специализированных центров (хотя бы на общегородском уровне) по профилактике насилия в семье: консультации родителей, детей и других заинтересованных категорий граждан; оказание правовой и иной помощи. Для этого в регионе должно быть место, где ребенок мог бы найти временный приют и защиту;

- оздоровление ближайшего окружения семьи (микросреды) путем улучшения жизнеобеспечения,

- создания условий для культурного досуга по месту жительства, а так же путем борьбы с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни;

- регулярное проведение дней семьи, ребенка и т.д.;

- широкая пропаганда прав детей и прав человека через средства массовой информации, учебно-воспитательные учреждения и т.д.

Для профилактики насилия в школах, гимназиях, лицеях, ПТУ предлагаются дополнительные мероприятия:

- разделение учащихся в процессе учебы на старших и младших (это может быть хотя бы посменно), либо - организация изолированных блоков для младших школьников;

- поощрение самодеятельных формирований учащихся, направленных на поддержание правопорядка в школе и предупреждения насилия;

- организация работы школьного психолога желательно совместно с психоневрологом и психиатром, по своевременному выявлению потенциальных насильников, их возможных жертв, оказанию конкретной помощи нуждающимся в ней;

- введение в школах должности заместителя директора по профилактике противоправного поведения учащихся, желательно из числа бывших работников ОВД;

- организация в школах постоянной полноценной охраны с помощью работников милиции, частных охранных служб и т.д.

- введение в учебных заведениях с особо сложной обстановкой практики патрулирования внутренних помещений специально подготовленными охранниками в штатском с тем, чтобы своевременно локализировать конфликтные и криминогенные ситуации;

- своевременный перевод в другие классы, школы, направления в специальные воспитательные учреждения лиц, склонных к агрессии и насилию, а иногда и лиц с повышенным уровнем виктимности;

- обучение детей основам конфликтологии, которые помогают избегать конфликта, умению правильно вести себя в конфликтной ситуации, либо -выходить из нее с минимальными потерями;

- поддержание постоянного контакта с родителями для своевременного информирования о состоянии проблемы, методах борьбы с ней и профилактики;

- размещение в каждом учебном заведении на видном месте рекомендаций по поведению в той или иной ситуации, сведений о возможных формах насилия и способах защиты от него, правах ребенка, мерах ответственности за те или иные насильственные действия, адресов и телефонов (консультаций), куда можно обратиться за помощью;

- оборудование для педагогов и учащихся комнат психологической разгрузки, а для младших школьников - специальных мест с игровыми тренажерами;

- обеспечение в учебном заведении общей обстановки доброжелательности и дружелюбия, эстетическое оформление помещений;

- своевременное выявление наркоманов, токсикоманов, лиц, злоупотребляющих алкоголем, принятие к ним соответствующих мер воздействия;

- посильное участие школы в организации досуга по месту жительства детей. Особенно во время каникул, оказание помощи в трудоустройстве;

- неукоснительное поддержание строгой дисциплины, но обязательно при активном участии самих учащихся.

Объектами профилактических воздействий третьего (криминогенного) уровня являются несовершеннолетние, личностная агрессия которых выражается в преступных действиях, которым присуще преступное поведение насильственного типа; криминогенные семьи; устойчивые криминогенные или преступные группы (непосредственная профилактика).

На этом уровне правовые меры, не связанные с лишением свободы, применяются такими субъектами профилактики, как службы ПДН милиции, Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, специальные учебно-воспитательные учреждения.

Правовой статус детей и подростков сегодня регулируется различными отраслевыми нормами. Основным их недостатком является то, что, эти нормы разрознены, регулируют они лишь отдельные аспекты социальной защиты детей и подростков. Более того, значительная часть этих норм посвящена не охране прав несовершеннолетних, а санкциям, предусмотренным законом в отношении подростков. К сожалению, запретительные и карательные нормы получили более широкое и первоочередное юридическое оформление, чем воспитательно-профилактические.

Предложенный выше подход, на наш взгляд, может существенно изменить соотношение различных групп норм права, регулирующих профилактическую работу. При этом базовыми юридическими нормами должны стать нормы по охране прав несовершеннолетних. Им же отводится определяющая роль в формировании производных норм, регулирующих воздействие на криминогенные факторы и правонарушителей, деятельность системы предупреждения насильственных преступлений несовершеннолетних. Базовые нормы, будучи основными регуляторами системы профилактики, должны занять приоритетное положение в отношении производных, призванных содействовать наиболее полной реализации первых.

Основными положениями, изменяющими существующую систему предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних, должны стать приоритет государственных начал в сочетании с участием общественности в организации профилактической работы и контролем за ее эффективностью; региональный принцип формирования системы профилактики; взаимообусловленность, взаимодействие и системная связь процессов воспитания, социально-правовой охраны детства и предупреждения агрессивного поведения несовершеннолетних; личностный подход в организации и проведении профилактической работы; нацеленность на упреждающее воспитательно-профилактическое воздействие на основе прогнозирования негативного развития поведения и конкретной ситуации; детерминированность системы предупреждения агрессивного поведения несовершеннолетних типологическими социально-психологическими характеристиками дезадаптированных подростков; определение функциональных подструктур системы предупреждения на основе общности конечных целей.

Реализация сформулированных положений позволит:

а) выработать и осуществить на определенной территории единую социальную политику, воздействующую на конкретную личность и отдельные группы, обеспечивающую упреждение развития и коррекцию возможных деформаций личности подростка; а так же нейтрализующую факторы, вызывающие десоциализацию несовершеннолетних;

б) согласовать общие и частные цели различных субъектов системы профилактики; уточнить цели и задачи профилактической работы и средства их достижения в соответствии с прогнозом определенной территории и в данный период времени;

в) разграничить полномочия и ответственность за решение стоящих перед субъектами профилактики задач в соответствии с их компетенцией; сосредоточить в одном государственном органе всю полноту ответственности за достижение конечного результата.

 

Автор: Юрков Г.А.