10.10.2011 8732

Хозяйственная деятельность пригородных поселений Нижнего Новгорода конца XIX века

 

Цель данной статьи состоит в реконструкции системы поселений пригородного кольца Нижнего Новгорода во второй половине XIX в. на основе функционально-типологического анализа (его основные положения см. ниже) их хозяйственной деятельности. Для достижения этой цели мы решим следующие задачи:

- проанализируем и выделим ведущий (или ведущие) виды хозяйственной деятельности каждого поселения пригородного кольца;

- классифицируем поселения пригородного кольца по типам в зависимости от выполняемой ими функции в отношении города;

- установим закономерности (или их отсутствие) между типом поселения пригородного кольца и удаленностью от городских границ.

Мы попытаемся разработать понятийный аппарат исторической урбанистики в части научного определения терминов «пригород» и «пригородное кольцо» (синонимичными в данном случае мы считаем термины «округа», «предместья», «подгородные селения», «окрестности»).

Ведущим понятием для хозяйственной типологии поселений является понятие хозяйственной деятельности. Оно было разработано географами, социологами и экономистами в отношении городских центров. Наиболее успешных результатов, как нам представляется, в функционально-типологическом анализе русских городов второй половины XVIII - второй половины XIX в., основанном на изучении функциональных особенностей их хозяйственной деятельности, добился известный отечественный исследователь Б.Н. Миронов. Хозяйственная деятельность города определяется им как «деятельность городских жителей, направленная вовне, на связь с внешним (для города) миром, та деятельность, которая оправдывает бытие города, обеспечивает необходимые ресурсы для его жизни». Данный подход был выработан Б.Н. Мироновым еще в 1980-е гг. и использовался в последующих работах. На наш взгляд, данный подход вполне может быть применим и пригородным поселениям, так как «предместья воспроизводят жизнь и функции города». Поэтому, взяв за основу нашего исследования функционально-типологический подход в классификации городов, изложим его базовые положения. Основными функциями (видами деятельности) города являются:

1) экономическая (промышленная, торговая, транспортная, хозяйственная),

2) культурная (религиозная, научная, образовательная, литературно - художественная),

3) административно-политическая,

4) военная,

5) рекреационная. При определении функционального типа города необходимо сопоставить все виды деятельности его населения и выявить доминирующую. Доминирующий вид деятельности определяется как разница между минимальным процентом занятых в градообслуживании, и процентом населения, занятого данным видом деятельности.

Применительно к сельским населенным пунктам - пригородам Нижнего Новгорода второй половины XIX в. мы скорректируем указанный принцип подсчета в связи с ограниченными возможностями источниковой базы исследования. Для определения функционального типа пригорода в преобладающем большинстве случаев мы будем исходить из качественной (описательной), а не количественной (цифровой) информации о ведущей хозяйственной деятельности данного селения. Пригородная округа русского пореформенного города формировалась из аграрных населенных пунктов с традиционным, крестьянским укладом хозяйствования, в котором главным видом деятельности являлось пашенное земледелие. Поэтому изменения, происходившие под воздействием города, затрагивали, в первую очередь, отношение к земле: с одной стороны, привычный труд земледельца обесценивался, так как у крестьян появлялась возможность более легкого обеспечения своего существования. С другой стороны, пашня оставалась проверенным источником средств к жизни. Даже вблизи большого города население сопредельных с ним территорий имело постоянную запашку. Этот факт объясняется общим уровнем урбанизации русского города, в котором сельское хозяйство продолжало играть свою роль. Так, в Москве огородничеством занималось 2 % самодеятельного населения при численности 1.035.665 человек, в Нижнем Новгороде - 1,8 % при численности 90.053 человека. Поэтому, все, за немногими исключениями (слобода Кошелевская и село Бор), окологородские местности Нижнего Новгорода сохраняли связи с традиционным земледелием. Под него отводилось от 8% (например, деревня Сормово, слобода Печерская) до 80% (например, деревни Кузнечиха, Утечино, Ляхово) совокупной площади надельной общинной земли. Как видим, разброс показателей был весьма существенным. Он свидетельствовал об интенсивности изменения традиционного уклада хозяйствования в пределах пригородного кольца в целом, и зависел от конкретной специализации каждого населенного пункта.

Во второй половине XIX в. окрестности Нижнего Новгорода (их состав определен в предыдущем разделе данной главы) составляло около пятидесяти населенных пунктов общей площадью более 20.000 дес. и численностью около 42.000 человек (по данным на 1897 г.). Это составляло 47 % от общего числа жителей города и более чем в три раза превышало его площадь.

Наиболее ранним по времени видом специализации пригородных селений являлось торговое садоводство и огородничество. Оно не относилось к разряду традиционных занятий крестьян, занимавшихся главным образом пашенным земледелием и луговодством. На выращивании садовых и овощных культур специализировалось городское население, труд которого особенно интенсифицировался во второй половине XVIII в., приобретя черты торгового производства. Не случайно, поэтому в 1760-е гг. в Европейской России 58,9% городов относились к аграрным городам. Однако с середины XIX в. наблюдается повсеместный отход городских центров от земледелия: «в 19% городов Европейской России земледелие вообще перестало фигурировать в качестве функционального вида деятельности, в 44% оно играло второстепенную роль, в 15% - важную и лишь в 22% городов - главную роль.; городов, где сельское хозяйство являлось единственным источником средств существования, не осталось». В результате данного процесса садово-огородная деятельность вытесняется из городских пределов на территорию близ лежащих селений. Так на базе традиционных крестьянских хозяйств вокруг города формируются центры непашенного земледелия. Например, около Москвы круг садово-огородных селений определился еще в XVIIIв.

В этом случае хлебопашество становилось для поселений округи второстепенным занятием, показателем чего являлось изменение структуры принадлежащей им надельной земли. Как известно, надел каждого сельского общества делился на усадьбу и угодья. Усадьба включала «разного рода хозяйственные строения, затем гуменник и домашние огороды, в которых разводят овощи для собственного потребления». Угодья подразделялись на пашню, покос, выгон, лесные угодья. Основой крестьянского хозяйства являлась пашня, по отношению к которой остальные части угодья, а также усадьба находились в подчиненном положении, и поэтому раскладка земских налогов производилась только по доходности пахотных земель. Характер происходивших изменений позволяет отчасти реконструировать комплекс материалов, полученных в ходе исследования, которым руководил проф. В.В. Докучаев. В 1880-х гг. нижегородским земством была организована работа по оценке всех видов земель губернии для точной раскладки соответствующих налогов. Выяснилось, что в ряде селений, находящихся вблизи от Нижнего Новгорода, усадебные земли приобрели «самостоятельную и причем значительную доходность». Их стали использовать под овощные и «ягодные огороды», сады, продукцию с которых сбывали почти исключительно в городе. С определенной долей уверенности можно говорить о начале этого процесса с конца XVIII в.: по данным палаты государственных иму-ществ к 1855 г. население села Высокова с деревнями из общего количества удобной земли (3840 дес. 1925 саж.) вывело под огуречники, капустники, сады и сенокосы, т.е. сделало неудобной, почти 700 дес. земли или 18% пашни.

Приведенные факты можно рассматривать в качестве наглядного свидетельства формирования городской аграрной округи во второй половине XIX в. В столичных городах она начала формироваться раньше. Так в северную столицу, Петербург, промышленное огородничество было «занесено» и развито ростовскими крестьянами из Ярославской губернии в начале XVIII в., а остальные города «обрастали» огородно-садовыми пригородами усилиями местных крестьян окрестных деревень.

Под Нижним Новгородом такими селениями в основном являлись селения нагорной части: деревни Кузнечиха, Грабилово, Утечино; по правому берегу Волги слободы Печерская, Подновская, деревни Новая, Никульская, Кузмин Враг, Высоково, Афонино, Ржавка. Поволжские селения являлись собственностью Печерского Вознесенского монастыря и жаловались ему, начиная с Ивана IV (деревня Высоково). В начале XVII в. монастырское право на их владение было подтверждено особой царской грамотой. «Издревле» занимаясь «садкой овоща и ягод», крестьяне перечисленных подгородных селений сбывали свою продукцию, прежде всего, монастырю. «Еще в указе Главной Дворцовой Канцелярии в Нижегородскую Губернскую Канцелярию...1724 г. сказано, что крестьяне...вышепоименованных селений, получив землю «под десятинную пашню издревле садят на ней капусту и огурцы, и прочий овощь, с чего и подати платят». Все эти владения поступили по указу о секуляризации церковных земель в ведение Коллегии экономии, а потом Министерства государственных имуществ, к которому они, в преобладающем своем числе, относились на протяжении большей части XIX в..

На выращивании овощей специализировались все селения указанной группы. Основными огородными культурами являлись огурцы и капуста. Ими снабжался как Нижний Новгород, так и ярмарка, на которую каждодневно во время торга отвозилось по несколько лодок этих овощей на продажу. Известно, что основными огородными культурами в собственном крестьянском хозяйстве были репа, капуста и редька. Однако подгородные слободы и деревни отличались расширенным набором овощей, поставляемых для горожан: огурцы, морковь, фасоль, цветная капуста, порей, шпинат.

Снабжение Нижнего Новгорода свежими овощами и зеленью прерывалось только на зимние месяцы, но и тогда в базарные дни возились соленые огурцы, «оставшаяся от лета зелень, коренья». Уже с середины апреля крестьяне везли в город выращенные в парниках ранние овощи, «салат и другую зелень», сбывая их там по высоким ценам. Хороших урожаев на огородах крестьяне добивались богатым унавоживанием почвы. Это естественное удобрение они в больших количествах (около 20.000 возов ежегодно) заимствовали из вывозных парков Нижнего Новгорода. Следовательно, огородничество в таких поселениях приобрело торговый характер.

Особым явлением в торговом огородничестве вокруг Нижнего Новгорода были «капустники» - капустные огороды, разводимые на заливных, богатых сапропелем песчаных волжских островах. Технология ее выращивания была проста и не требовала особого ухода. На выращивании таким способом капусты специализировалось в основном население заволжской стороны: свыше 75% процентов усадебных земель было отведено под капустники в Козинской волости Балахнинского уезда, в селе Сормово, Колосове, Починках. Из этих мест белокочанная и серая (листовая) капуста поставлялись в Нижний Новгород, а также в Городец и Балахну. Свои капустники на Волге имели и крестьяне Подновской, Печерской слобод, деревни Никульской, Кузмина Врага. Обширными капустниками владело население торгово-промышленного села Бор (центр Борской волости Семеновского уезда, в 250 саж. от реки Волги), которые располагались в 7 в. от селения, напротив Нижегородской ярмарки. Общая площадь борских капустников достигала 91 дес. . Самыми большими капустными огородами отличалось село Сормово, рестьяне которого занимали 96,5 дес. земли этой культурой на островах.

Как в случае с нагорными яблоневыми садами и огуречными огородами, разводившимися на усадебной земле, так и в случае с заволжскими капустниками мы видим сходную тенденцию. Именно в этих находящихся вблизи от города селениях, усадьба стала приносить независимый от пашни доход за счет развития торгового огородничества. Исследователи отмечали, что частые случаи аренды усадебных участков с целью извлечения прибыли, как в Балахнинском, так и Семеновском уездах, были настолько нехарактерной практикой для подавляющего большинства сел и деревень в других уездах губернии, что «перенесение выводов, основанных на данных об этих селениях, на другие местности совершенно невозможно».

Основной центр торгового садоводства сформировался в слободах Печерской с выселками, Подновской и деревне Новой. Крестьяне этих селений не только снабжали горожан свежими плодами и ягодами, но и занимались переработкой садовой продукции на месте. Углубление специализации рыночного садоводства выразилось в развитии мелких промышленных вареничных заведений по изготовлению недорого паточного варенья «для большинства» с основным местом сбыта на нижегородских базарах и магазинах. В 1870-1880е гг. в указанных слободах и деревне Новой действовало около 12 предприятий с общим числом рабочих около 40 человек. Однако ядром вареничного производства являлась Подновская слобода. На ее «кондитерских» в 1881 г. было произведено продукции на 2200 руб. По сведениям 1890 г. общий объем сваренной яблочной пастилы и варенья из ягод клубники, малины, вишни, смородины, гонобобеля достигал 20 тыс. пудов. При недостатке собственных плодов подновские «кондитеры» использовали привозное сырье, например, вишню из Павлова и Воротынца.

Успешному развитию садоводства способствовали не только его давние традиции в этих селениях, но и благоприятное местоположение на склонах гор. Правый высокий берег Волги всегда освещался солнцем, хорошая циркуляция воздушных масс способствовала опылению садов, серый суглинок, мало пригодный без удобрения для выращивания хлеба, идеально подходил для разведения садовых культур, т.к. задерживал воду, необходимую для развития корневой системы деревьев. Поэтому не случайно промышленное плодоводство было развито и в других поволжских деревнях, крестьяне которых отправляли большие партии плодов сразу на всероссийский рынок. Из села Фокино, Сомовки, Бармина, Васильсурска Васильского уезда Нижегородской губернии яблоки сбывались «в Нижний Новгород (на ярмарку), в Казань, Ярославль, Кострому, Уфу, Пермь, Вятку, Москву, последнее время стали отправлять плоды и в Сибирь». По правому окскому берегу подобных размеров садоводство достигло в селе Избылец Горбатовского уезда.

Еще одним видом хозяйственной специализации поселений округи Нижнего Новгорода являлись сенные покосы. Город потреблял большое количество сена в связи с многочисленными извозчичьими лошадьми, основной транспортной единицей для перевозки грузов и пассажиров. Для этого, а также для выпаса мелкого и крупного рогатого скота отводились специальные пастбища на городских выгонах, которые сдавались в оброчное содержание. Однако уже в 1855 г. выпас городского обывательского стада был сопряжен с проблемой малоземелья: современники отмечали, что на 1700 голов приходилось только 147 дес. 1744 саж. выгона. Хотя после 1859 г. городское пастбище было увеличено до 545 дес., это количество земли оставалось практически неизменным на протяжении второй половины XIX в. при постоянном росте городского стада и, прежде всего, лошадей. С 1866 г. по 1896 г. их количество возросло в 1,8 раза. В связи с этим функция обеспечения сеном городского «транспорта» перераспределялась в пользу следующих пригородных селений: деревень Ржавки, Кузнечихи, Грабилова, Утечина.

Согласно принятой в XIX в. классификации сенокосных угодьев, можно выделить речные сенокосы («по долинам рек, речек и озер... обыкновенно заливаются весенним разливом вод»), суходольные («расположенные по сухим оврагам, по долинам незначительных рек, по долам и лужайкам и в полях по концам пахотных полос»), лесные («расположенные по лесным полянам, не поднимающихся разливом каких-либо речек»), болотные («расположены по чистым болотам и по мокрым участкам среди пашен или леса»). Наиболее качественное сено доставлялось с речных сенных покосов в Ржавке, надельная земля которой находилась в Артемьевских заливных лугах. Суходольное сено поставлялось из Кузнечихи, Грабилова и Утечина, расположенных в овражистой местности. Эти три деревни в 1898 г. дали 6500 пудов сена со 120 дес. соответствующей земли. В то время как общая площадь покосов остальных поселений округи нагорной части, входившей в Бешенцов-скую волость (Щербинки, Ольгино, Анкудиновки, Ляхова, Дубенок и Александровки) составляла около 40 дес. надельной земли с общим количеством накошенного сена всего 1790 пудов.

Кроме поставок на базары города в качестве корма для лошадей городских извозчиков, сено использовалось для содержания крупного и мелкого рогатого скота в самих селениях. В традиционном крестьянском хозяйстве, такой скот служил главным и единственным источником естественного удобрения, без которого суглинистая и супесчаная почва, как в преобладающем числе пригородных селений, давала «самый скудный урожай». Однако в связи с тем, что именно округа работала на обеспечение потребностей города, скотоводство здесь приобрело другой характер: оно стало продуктивным. Таким образом, Кузнечиха, Грабилово и Утечино являлись центром мясомолочного животноводства, поставляя в Нижний Новгород соответствующую мясомолочную продукцию. Совокупное число поголовья рогатого скота по состоянию на 1898 г. составляло в этих селениях 410 голов.

Говоря об изменениях в традиционном укладе поселений пригородной округи Нижнего Новгорода, необходимо отметить место кустарных промыслов в этом процессе. Известно, что в окрестных селениях находились столярные мастерские (д. Дарьино), завод по производству полотна из гусиного пуха (д. Новая), кирпичные заводы (сл. Печерская, д. Дарьино) и др. Однако наибольшее число крестьян было занято кузнечным промыслом: на территориях, сопредельных с городом, располагалось 44 кузницы (без села Бор). Балахнинский, Семеновский и часть Нижегородского уезда, к которым относились эти местности, являлись гвоздарными районами. Кузнецы работали, как на потребности своего поселения, так и на потребности города, где они сбывали основную продукцию - гвозди. Но ни в одном из селений кузнечное дело не являлось функциональной деятельностью, т.е. не составляло главного источника дохода за исключением слободы Кошелевской.

Исторические сведения о слободе Кошелевской крайне скудны, по-видимому, она появилась в XVII в. В силу особенностей своего местоположения она была «зажата» с одной стороны городом, с другой - крупнейшим пригородным населенным пунктом нагорной части, Печерской слободой. В составе надельной земли (36,9 дес.) кошелевского сельского общества совершенно не было пашни, 4,1 дес. приходилось на усадьбу и 32,8 дес. на сенокосы. На 130 человек населения имелось всего 4 лошади и 11 голов рогатого скота, но насчитывалось наибольшее количество кузниц среди селений округи нагорной части. Основу жизнедеятельности населения составляло не земледелие, а мелкие кустарные промыслы, ориентированные на городские потребности.

Кошелевцы специализировались на изготовлении буравов (промысел известен с середины XVII в.) и единственные в уезде занимались производством штопоров, иголок для шитья рогожных кулей, мер для сыпучих тел, которые сбывались в Нижнем Новгороде. Кроме этого с 1860-х гг. население стало заниматься выделкой мебели (столы, стулья) «для трактирных, харчевных и кухмистерских заведений Нижнего Новгорода». Этот промысел был принесен в Кошелевку крестьянами из других губерний, также как и производство фонарей. Таким образом, эта слобода может рассматриваться как пример развития поселений пригородного кольца во второй половине XIX в. на основе мелкой крестьянской промышленности.

В связи с особой близостью к городской границе (слобода находилась в 1 версте от города, по некоторым данным в 15 саж.), она фактически являлась районом города. Тем более что слобода могла существовать при таком количестве надельной земли только во взаимодействии с ним, в то время как экономика и повседневная жизнь Нижнего Новгорода в случае отсутствия Кошелевки не претерпели бы существенных изменений. Для того чтобы существовать на более отдаленном от города расстоянии, этому селению необходимо было либо переходить к торговому земледелию, либо развивать фабрично-заводскую промышленность.

Таким образом, поселения нагорной части Нижнего Новгорода составляли сельскохозяйственную группу в структуре пригородов города, в которой были представлены все основные виды аграрного производства, а также числе кустарно-промысловое.

Поселения заречной части Нижнего Новгорода имели другую хозяйственную специализацию, определявшуюся наличием здесь Нижегородской ярмарки (Бурнаковка, Гордеевка, Молитовка, Борзовка, Карповка с выселками), Московско-Нижегородской железной дорогой (Горбатовка, Растяпино, Чернорецкие выселки, Гнилицы), и одним из крупнейших в России промышленных предприятий - Сормовским заводом (Копосово, Починки, Мышья-ковка, Сормово, Дарьино с выселками, Варя с выселками, Горнушкино, Княжиха, Костариха, Старая и Новая Ратманиха).

Большее влияние на рост и развитие селений заречной части оказала Московско-Нижегородская железная дорога, движение по которой открылось в 1861 г. Известно, что железнодорожное сообщение резко повышало мобильность населения и способствовало интеграции пригородов в структуру города. Уже не раз отмечалось положительное влияние железной дороги на ускорение процессов урбанизации западноевропейских и русских городов. Массовое строительство железных дорог во второй половине XIX в. разгружало перенаселенные городские центры и способствовало оттоку рабочей силы на окраины и за пределы городской черты.

Железная дорога не только давала возможности работать большому количеству людей в городе, но и отдыхать горожанам на значительном удалении от города летом. До этого с конца 1840-х до середины 1880-х гг. места отдыха и досуга населения располагались гораздо ближе к городу, например, для Нижнего Новгорода в радиусе 15 верст от городской черты. Причем рекреационную функцию выполняли пригородные поселения, имеющие сельскохозяйственную специализацию: 1)слобода Печерская с монастырем (в 2 верстах), «где летом, в ясную погоду...бывает большое стечение почтеннейшей нижегородской публики, которая нередко на таком прекрасном местоположении... наслаждается чаем и разными фруктами, привезенными из города»; 2)село Высоково (в 2 верстах), некоторые крестьяне которого сдают на лето переднюю половину дома «под постой некоторым городским чиновникам, выезжающим туда как на дачу»; 3)деревня Ржавка (в 12 верстах), которая «лежа на болоте, славится обилием дичи, куда отправляются городские охотники»; 4)село Борисовское (в 15 верстах) с целебным источником, Барановым ключом, на котором «жители Нижнего Новгорода за особенное удовольствие считают для себя как можно чаще бывать...и любоваться его очаровательным видом»; 5)сельцо Варя (в 6 верстах), где находилось кафе-ресторан с садом и беседкой. Рекреационная функция, выполняемая этими селениями, не являлась для них основной. Но она стала таковой для тех поселений, которые получили развитие с появлением железнодорожного сообщения. Стоит отметить, что пригородные дачные поселки с соответствующей планировкой и инфраструктурой сформировались только в 1890-1900е годы, как, например, Моховые Горы на левом берегу Волги около села Бор, которые с 1896 г. соединялись с Нижним Новгородом посредством налаженного паромного сообщения. Моховые Горы приобрели особую популярность у представителей нижегородской интеллигенции (Максим Горький, П.П. Малиновский, Ф.И. Шаляпин и др.) уже в начале XX в.

Типичными центрами дачного отдыха в заволжской стороне являлись селения Чернорецкой и Гнилицкой волости Балахнинского уезда - деревня Горбатовка, Чернорецкие выселки, деревня Растяпино, село Гнилицы. Они находились приблизительно в 30-35 км от Нижнего Новгорода. Как отмечалось в 1898 г., «причиной, вызывающей особый наплыв дачников служат: удобный путь сообщения, присутствие соснового леса и река (Ока). Замечательно, что ни в Черноречье, ни в Растяпино нет пароходной пристани». Для удобства сообщения с начала мая по конец августа наряду со скорым, товаро-пассажирским и почтовым поездами ежедневно, два раз в день ходил дачный поезд. Железнодорожная ветка и связанный с ней приток городского населения в данные места сыграло решающую роль в их хозяйственной специализации: село Черное, волостной центр одноименной волости с более чем 600 жителями, постепенно стало терять свое значение. В непосредственной близости от самой железнодорожной станции появились Чернорецкие выселки, «дачное царство», куда крестьяне из села Черного переносили свои дворы.

В пригородных селениях можно выделить два типа дач: арендованные крестьянские дома и специально выстроенные двухэтажные с балконами и террасами дачи. Причем последние, «построенные на участках, сдаваемых в аренду управлением государственных имуществ, по своей внешности не уступают столичным дачам». Видимо, они были в чем-то подобны поселкам-садам под Москвой, Петербургом, Одессой, Самарой. В связи с неплодородием почв крестьяне этих селений переключались с земледельческих занятий на обслуживание горожан, например, в Растяпине из 64 дворов сдавались в аренду по дачи больше пятидесяти. Проведение железной дороги и отходничество ускорили назревавшие изменения в структуре крестьянского земельного надела. Самостоятельная доходность усадебной земли здесь имела другую основу, чем в огородных и садовых пригородах. Если в последних ценность представляла сама усадебная земля, которую использовали по максимуму в сельскохозяйственных целях, то в дачных поселениях в огородах «кроме сорной травы ничего не растет», «при каждом домике есть садики, но в большинстве случаев запущенные; огороды тоже пустуют или представляют две-три грядки необходимых овощей - огурцов, лука и т.д.». Как мы видим, источником дохода для чернорецких, растяпинских, гнилицких, горбатовских крестьян являлось жилое строение - изба.

Однако не во всех типах пригородных поселений усадебное строение играло такую большую роль как в жизни чернореченских, растяпинских и гнилицких крестьян. Даже если крестьяне пытались использовать усадебный дом в качестве источника дохода, не везде это получалось. Самый показательный пример этому дает попытка подновских жителей сдавать свои дома летом внаем горожанам. Известно, что передние половины их домов были обставлены венской мебелью, зеркалами, столиками, имелись занавески и цветы на окнах, т.е. в интерьеры подновских изб уже проникли признаки городского быта, относительного комфорта, которым можно было бы привлечь нижегородскую публику. Однако такой дачный отдых не пользовался особой популярностью у городского населения, т.к. в составе надельной земли Подновья совершенно не было лесных угодий, все было занято огородами и садами. Значит, пропадала главная прелесть летнего дачного отдыха - возможность совершать прогулки на свежем воздухе по сосново-еловым борам, как это было в Черноречье.

Но, если бы в Подновье и были леса, то, скорее всего это также не повлияло бы на «расположение» нижегородцев к слободе как дачному месте, т.к. считалось что она находится слишком близко от Нижнего Новгорода, и его присутствие давало себя знать в жизни подновцев. Мы полагаем, что Подновье не соответствовало представлениям горожан о дачном отдыхе, которые был своеобразным культурным миром. Таким образом, мы видим, что ценность усадебной земли или усадебного дома в пригородных поселениях определялась совокупностью факторов, как экономического, так и культурного характера, исключить влияние которых было не так-то просто.

Ближайшая к Нижнему Новгороду заречная пригородная округа отличалась промышленной и торговой направленностью хозяйственной деятельности своих поселений. Среди них выделялись три экономически и административно независимых от города центра, ориентированных на губернский (село Бор), всероссийский (Сормовский завод) и всероссийско-международный (Нижегородская ярмарка) рынок. Эти центры создали вокруг себя свои сферы влияния из остальных поселений округи. Относительную жизнеспособность таких образований подтверждает тот факт, что наряду с Нижним Новгородом в 20е годы XX в. существовали города Сормово (1922 - 1928 г.) и Канавино (1925 - 1928 г.).

Одним из крупнейших центров в системе пригородных поселений, в 7 верстах от Нижнего Новгорода являлось акционерное общество «Сормово», объединявшее в своем составе сталелитейные, железоделательные, чугунно и меднолитейные, механические, судостроительные, паровозо - и вагоностроительные цеха. Завод возник как «Нижегородская машинная фабрика Камско-Волжского буксирного и заводного пароходства» в 1849 г. при деревнях Козинской и Гордеевской волости Балахнинского уезда, Мышьяковке и Сормово. Заводские территории расширялись в основном за счет земель Мышьяковки, площадь которой, с 1850 по 1896 гг. уменьшилась со 174 дес. до 63 дес. земли. Вместе с ростом завода формировалось его окружение: сердцевину составляли указанные деревни, а также деревня Починки. Затем вошли Дарьино с выселками, Варя с выселками, Горнушкино, Княжиха, Костариха, Старая и Новая Ратманиха, Бурнаковка, Копосово. Безусловно, Сормовский завод оказал решающее влияние на отход крестьян этих селений от традиционного земледелия, ослабление связей с которым и переход к кустарному производству было зафиксировано в конце XVIII в.. Во второй половине XIX в. земледелие здесь считалось уделом стариков и женщин, «исключительно крестьянством никто не занимался, а для большинства крестьянство служило лишь подспорьем». Поэтому селения, составлявшие окружение завода, в пореформенное время изменяют свои функции: они одновременно и поставщик рабочей силы (из 384 домохозяев на заводе работало 285 человек или 74%), и место жительства пришлых рабочих. По состоянию на 1902 г. из 7.618 человек, работавших на заводе, 4.482 проживали в наемных квартирах. Сдаваемые в наем углы крестьянских изб и бани в Дарьино, Мышьяковке, Сормове обеспечивали независимую доходность усадебной земли, в состав которой они входили. В связи с особой близостью к центру заводского производства усадебная земля в Дарьине и Мышьяковке была очень дорога и сдавалась под возведение торговых и питейных помещений по средней цене 693 руб. за десятину. Таким образом, можно проследить изменение функционального вида деятельности поселений данного района: земледелие - кустарная мелкая крестьянская промышленность - обеспечение промышленного центра кадрами и предоставление жилья неместным рабочим (при сохранении земледелия как вспомогательного вида деятельности).

В связи с большими мощностями завода и численностью населения при нем складывалась необходимая транспортная инфраструктура. В 1871 г. был поставлен вопрос о прокладке линии железной дороги от станции Московско-Нижегородской железной дороги к заводу, что было осуществлено в 1878г. Сначала по ней ходили товарные, а затем и пассажирские составы, обеспечивая бесперебойное сообщение с Нижним Новгородом. В праздничные дни пускались дополнительные пассажирские составы. Наличие собственной ветки железной дороги с одной стороны способствовало дальнейшему укреплению экономической независимости от Нижнего Новгорода, а с другой - интеграции этих поселений в систему нижегородских пригородов.

Другой вид хозяйственной деятельности развился в пригородных поселениях, тяготевших к Нижегородской ярмарке. Она была перенесена в Нижний Новгород в 1817 г. после пожара торжища у стен Макарьевско-Желтоводского монастыря на Волге, и располагалась на землях, принадлежавших городскому обществу, в Макарьевской части. Ярмарка производила отчисления в пользу города с целью поддержания порядка городской полицией во время торга, обеспечения пожарной безопасности ее сооружений, санитарно-гигиенического состояния и инженерного благоустройства. В остальном она являлась самостоятельной организацией, которой управляла Ярмарочная контора, независимая от городского общества.

В связи со всероссийским характером торговли, заречная, Макарьевская часть города, официально входя в его состав как один из административно-полицейских районов, представляла собой продолжение ярмарочного комплекса. Большинство домохозяев Макарьевской части жили сдачей внаем квартир и углов приезжим, содержали трактиры и харчевни. Нужды судоходства развили здесь кузнечный промысел (слобода Катызы). Аналогичные функции под влиянием ярмарки сформировались в окружавших ее поселениях - Гордеевке, Бурнаковке, Борзовке, Молитовке, Карповке с выселками, входившие в Гордеевскую волость Балахнинского уезда. По данным 1859 г. общая численность их населения составляла 1549 человек. Наиболее интегрированным в жизнь, как ярмарки, так и города оказалось пригородное село Гордеевка. Несмотря на административно-территориальную независимость от города, ведущая хозяйственная деятельность его жителей заключалась в извозном промысле, предоставлении жилья приезжающим на ярмарку и город на заработки. Удобное расположение села относительно городских границ (жилые кварталы Макарьевской части к концу XIX в. сливались с постройками села), ярмарки и конечной станции Московско-Нижегородской железной дороги обеспечили Гордеевке положение негласного района города. Также население Гордеевки, наряду с Дарьиным, Мышьяковкой, Варей, Починками явилось основным источником рабочих кадров Сормовского завода на начальном этапе его развития.

Прибрежное расположение сельца Борзовки и Молитовки, села Карповки с выселками по реке Оке способствовало тому, что земли этих сельских обществ использовались под нужды судоходства: в Молитовском и Борзовском затонах для ремонта и зимней стоянки останавливались многочисленные суда, во время ярмарочного торга они служили пристанями. (По Волге под пристань использовались земли деревни Бурнаковки). Основное население этих трех местностей работало крючниками, разгружая товары. На этот промысел в Молитовку стекались многочисленные крестьяне-отходники: «в селении проживает очень много пришлых рабочих, которые приходят сюда для выгрузки судов». Вместе с тем их хозяйственная деятельность не замыкалась только на потребностях ярмарки. В Молитовке с конца XIX в. началось строительство льнопрядильной фабрики нижегородскими мукомолами, Башкировыми М.Е. и Я.Е., и Бугровым Н.А. Потребность в мягкой таре для мукомольного производства, наличие дешевой рабочей силы и удобное приречное положение Молитовки сыграли решающую роль в постройке здесь в 1897-1898 гг. льнопрядильной мануфактуры с количеством рабочих от 2000 человек. Также в сельце существовал асфальтовый и котельный заводы. Еще большую связь с городом Молитовка обрела в связи с выставкой-ярмаркой 1896 г. Молитовская пристань соединяла станцию Московско-Нижегородской железной дороги с выставочным комплексом и нагорной частью Нижнего Новгорода.

Таким образом, на примере Сормовского завода и Нижегородской ярмарки можно говорить о наличии в пригородном кольце экономически развитых промышленных и торговых центров, способных создать вокруг себя свою собственную сферу влияния. Это подтверждают и цифры рост народонаселения: за 1859-1889 гг. численность жителей здесь возросла на 145%, а в аграрной округе нагорной части Нижнего Новгорода на 111%. При этом тяготение заречного пригородного населенного пункта к городу, с одной стороны, или независимому промышленному (торговому) центру, с другой стороны, находилось в прямой пропорциональной зависимости удаленности последнего от городской границы. Чем ближе от нее находился центр промышленного производства или торговли, тем большее количество подгородных селений ориентировалось в своей хозяйственной деятельности, как на город, так и на независимый от города центр (ярмарка и ее окружение). Соответственно удаленность центра от городской черты усиливала его влияние на сельскую округу по сравнению с городом (Сормовский завод и его окружение). Кроме этого, пограничные поселения округи торгового или промышленного центров принимали участие в деятельности как того, так и другого центра. Например, хозяйственная деятельность жителей Бурнаковки была связана и с ярмаркой, которая пользовалась Бурнаковской пристанью, и с Сормовским заводом, на котором трудилось мужское население деревни.

Своеобразным был характер развития Бора, центра одноименной волости Семеновского уезда и пригородного села Нижнего Новгорода также являлся. Село располагалось на левом берегу Волги, напротив города. Существование здесь Борского перевоза, соединявшего городской центр с заволжскими уездами губернии, определило место этого села в структуре городских пригородов. Его деятельность была прочно связана с потребностями города, но в тоже время, к нему тяготели остальные поселения волости как к официальному центру административно-территориального правления. Помимо этого Бор имел собственную сферу влияния в ближайших к нему селениях: Кононове, Мухино, Макарово (?), которые современники во второй половине XIX в. воспринимали как один населенный пункт. Особенности хозяйственной деятельности Бора и окружающих сел определялись близостью к Нижнему Новгороду, отсутствием в составе надельной земли пашни, преобладанием заливных лугов и песчаных островов в пойме Волги. Ведущим видом деятельности населения являлось луговодство, а также выращивание капусты.

На основе функционально-типологического анализа, мы реконструировали деятельность поселений пригородного кольца Нижнего Новгорода, и выделили следующие функции пригородов и их типы.

Если подсчитать удельные значения указанных функций, мы увидим, что аграрная функция была присуща наибольшему числу пригородных слобод и деревень. Второе место занимала промышленная функция и соответственно промышленные пригороды. Рекреационная функция осуществлялась в 13% поселений, и чуть более 10% приходилось на сервисную функцию, и пригороды сервисного обслуживания, как мы назвали пригородные поселения, обслуживавшие Нижегородскую ярмарку. Также был ряд поселений, в которых равнозначно сочетались разные виды деятельность (6%), поэтому на данной диаграмме мы определили их как поселения смешанной функции, поэтому такие поселения в таблице повторяются несколько раз.

Итак, структура поселений пригородного кольца Нижнего Новгорода во второй половине XIX в. отличалась большим функционально-типологическим разнообразием. В его состав входили 1) типичные сельскохозяйственные и кустарно-промысловые пригороды (долгое время они преобладали), замкнутые на обслуживании города; 2) развитые промышленные и торговые центры со всероссийским рынком сбыта своей продукции или услуг; 3) дачные деревни и поселки, появившиеся с развитием железнодорожного сообщения, а также улучшением обслуживания существующими видами транспорта. Перечисленные выше функции появлялись последовательно. Как уже было сказано, наиболее ранней по времени возникновения следует считать сельскохозяйственную специализацию сопредельных с городом территорий, так как садоводство, огородничество и животноводство, которые вытеснялась из города, и прежде всего, соответствовали традиционным занятиям крестьянского хозяйства. Позднее в системе поселений появились крупные экономически независимые от города центры торговли и заводской промышленности. Сельскохозяйственная или торгово-промышленная специализация определяла размеры крестьянского земельного надела: в 18801890-е гг. его средняя площадь для поселений с преобладанием деятельности первого типа составляла 6,52 дес, для второго - 4,37 дес..

Наконец, развитие дачного промысла может быть отнесено к еще более позднему времени, так как летний загородный отдых горожан стал развиваться, как минимум, спустя 15-20 лет после прокладки железнодорожной линии Москва - Нижний Новгород. Таким образом, можно констатировать, что те или иные функции (а значит и типы) поселений городской округи формировались по мере того, как в городском центре для них созревали предпосылки. Отличительным признаком пригородного поселения от традиционной деревни или села являлась самостоятельная доходность усадебной земли в структуре крестьянского надела. Проведенный анализ показал зависимость между способом ее использования и ведущим видом деятельности селений предместья.

Осуществленная нами реконструкция связей пригородного кольца и города Нижнего Новгорода позволяет сделать вывод об отсутствии прямой зависимости между удаленностью поселений от городской черты и их принадлежностью к тому или иному функциональному типу. Можно отметить, что наибольшая удаленность от города была характерна только для дачных населенных пунктов, связанных железной дорогой с центром или постоянным пароходным сообщением.

Таким образом, мы можем предложить следующие определения пригорода и пригородного кольца с точки зрения истории. Пригород - сельское поселение, непосредственно примыкающее к городской черте, или находящееся вблизи от нее; имеющее налаженную транспортную связь с городским центром (железнодорожную, прежде всего); преобладающая часть населения которого производит продукцию или предоставляет услуги городу. Важнейшим признаком пригорода является особая структура земельного надела, которая претерпела существенные изменения в части сокращения доли пашни и (или) изменения роли усадьбы, приобретшей самостоятельную доходность в зависимости от ведущей деятельности данного поселения.

Пригородное кольцо - система пригородных поселений, каждое из которых имеет свою хозяйственную специализацию в отношении городского центра; включающее поселения различной степени экономической зависимости от городского центра. Они составляли наиболее урбанизированный ареал губернии.

Подведем итог изучению в данной главе теоретических и практических вопросов существования пригородов русского пореформенного города и Нижнего Новгорода в частности.

Во второй половине XIX в. понятийный аппарат статистики населенных местностей Российской империи не выработал общепринятой терминологии пригородных поселений. Вместе с тем, в нем как в зеркале отразилось многообразие связей, которые возникали в процессе хозяйственного взаимодействия города и его окружения.

Отсутствие четкой терминологии сказалось в отсутствии критерия отбора пригородных поселений. Это побудило нас считать таковыми те поселения, которые оценивались как пригородные современниками второй половины XIX в. Следовательно, в качестве критерия отбора для нас выступала оценка современниками поселений, формировавших окружение города.

Результаты функционально-типологического анализа системы пригородных поселений Нижнего Новгорода позволили нам перейти от этого рабочего варианта критерия к обоснованному принципу отбора и представить его в самостоятельном определении пригорода и пригородного кольца русского города пореформенного периода.

На примере Нижнего Новгорода мы убедились, что город и его округа составляли единое целое.

 

 Автор: Акашева А.А.