11.10.2011 2378

Тенденции и противоречия в работе с рабочей молодежью 60-80 гг. XX века

 

Возросшие объемы промышленного и сельскохозяйственного производства вызывали необходимость новых форм его организации, углубления концентрации и специализации. Это происходило на базе создания межхозяйственных формирований и аграрно-промышленною интеграции. В результате перевода ведущих отраслей животноводства на индустриальные рельсы значительно возрос уровень механизации в животноводстве, однако крупные капиталовложения в сельское хозяйство привели к соответствующему росту продуктивности животноводства. Продуктивность животноводства была низкой как в изучаемых нами регионах, так ив целом по стране. В Ставропольском крае средний удой молока увеличился лишь на 2,5% за период с 1970 по 1981 гг. Производство сельскохозяйственной продукции в колхозах и совхозах росло в основном за счет наращивания поголовья в животноводстве.

В середине 80-х гг. в отраслях, входящих в АПК, было сосредоточено 59% основных производственных фондов имевшихся на предприятиях Ставропольского края, было занято свыше половины работающих в народном хозяйстве, а производилось менее половины валовой продукции. Это свидетельствует, о том, что в сельском хозяйстве, несмотря на приоритетность его финансирования со стороны государства, не удавалось добиться перехода на интенсивный тип развития не произошло укрепления дисциплины труда, улучшения его организации Соцсоревнования того периода подтверждают, что 97% нарушителей дисциплины - рядовые рабочие и колхозники, из которых 95%. мужчины, 40% нарушителей - это молодые люди в возрасте до. 30 лет. Так, в ходе рейда народных контролеров было выявлено, что 23 – ноября 1980г. в совхозе «Прикумский» Буденовского района Ставропольского края 12 человек пришли в нетрезвом состоянии, 3 прогуляли рабочий день. Механизатор Будко В.П. в течение ноября в нетрезвом состоянии появлялся 9 дней, при этом совершил еще 8 прогулов.

Эти данные позволяют заключить, что уровень мотивации труда основных категорий работников был явно недостаточным для стимулирования их активного участия в мерах по переводу производства на преимущественно интенсивный тип развития. В таких условиях не могли заметно повлиять на тип экономического развития предпринимавшиеся меры-организационного и экономического характера - работа трудовых коллективов по планам экономического и социального развития, внедрение бригадного подряда, осуществлявшиеся в. промышленности и сельском хозяйстве. Более существенное значение имел опыт поточной организации производства в период уборки урожая, использования крупных комплексно-механизированных отрядов, получивший название ипатовского метода. Его внедрение позволило поднять уровень использования техники увеличить-выработку на эталонный трактор с 1480 га условной пахоты до 1685 сократить сроки проведения полевых работ примерно в 2 раза экономический эффект от внедрения хлебоуборочных комплексов за 4 годы составил в районе 22,5 млн. руб., или 45 руб. на гектар уборочной площади. Однако, использование этой и других прогрессивных для своего времени форм организации производства не могли существенно повлиять на сложившиеся негативные тенденции.

Характеризуя ситуацию в экономике изучаемых нами регионов 70- гг., в целом нельзя не отметить, что несмотря на провозглашенный курс на технический прогресс и интенсификацию, тогда не удалось добиться не только повышения, но и стабилизации фондоотдачи, снижения материалоемкости продукции и повышения доли производительности труда в ее приросте. Это относилось практически ко всем отраслям хозяйства в 1980 г. фондоотдача, определяемая как выпуск валовой промышленной продукции на рубль основных фондов, оказалась на 33,3% ниже, чем в 1970 г. Коэффициент сменности работы оборудования на машиностроительных предприятиях за 10-летие не изменился сократилось лишь количество неиспользуемого установленного оборудования. Только около половины установленных поточно-механизированных и автоматических линий достигли в 10 пятилетке проектной мощности, причем 13 из них работала всего в 1 смену. В 1976, 1979 и 1980 г. наблюдался рост себестоимости промышленной продукции.

Снижались темпы роста производительности труда, значительны были потери рабочего времени - за десятилетие они составили около 1,3 млн. человеко-дней. Из-за этого только в Ставропольском крае недополучено промышленной продукции на 339 млн. руб. Одной из причин такой ситуации было отсутствие заинтересованности номенклатурного руководства. В целом сложилась парадоксальная ситуация - все средства производства находились в руках номенклатуры, а она объективно не была заинтересована в качественном распоряжении ими, т.к. была связана не с производственным, а с распределительным механизмом.

Аналогичные тенденции наблюдались и в сельском хозяйстве. Затраты на сельскохозяйственное производство в суммарном выражении увеличились на 42%, а объем валовой продукции колхозов и совхозов - только на 10%. Уровень рентабельности производства снизился с 18,2% в, 9 пятилетке до 9,6% в 10 на государственных сельхозпредприятиях ситуация была еще более сложной.

Таким образом, в 70-е года на Ставрополье и в Краснодарском крае не удалось реализовать курс, который обеспечивал бы интенсификацию производства при широком использовании возможностей и перспектив современной научно-технической революции. Это было неизбежным результатом отторжения научно-технического прогресса, отсутствие необходимой для использования мотивации труда и производства, сложившихся макроэкономических диспропорций. Усилия государства и его органов, трудовых коллективов и местных работников не увенчались успехом в силу затратного характера экономики, экономических отношений, сдерживавших переход к преимущественно интенсивному типу экономического роста с вытекающими из этого негативными социальными последствиями.

Кризисные явления продолжали тормозить, развитие экономики в первой половине 80-х годов. По-прежнему доминирующую роль продолжал играть количественный (а не качественный) рост традиционных видов продукции, когда главными конструкционными материалами- выступали черные металлы, а не продукты современной химии. Производившаяся продукция оставалась ресурсоемкой, а в ней, как и прежде, большой удельный вес занимал ВПК. Ограниченные реформы предшествующего периода, давшие кратковременный эффект, в начале 80-х гг. сменились ускоренным падением темпов экономического роста, приближавших страну к экономическому кризису.

Попытки переломить ситуацию за счет укрепления дисциплины на производстве, а также другие административные меры, применявшиеся в период пребывания на посту генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В Андропова, оказались неэффективными. Столь же малоэффективными оказались меры по реализации принятой в 1982 г. «Продовольственной программы», согласно которой страна должна была не только избавиться от внешней продовольственной зависимости, но к 1990 г. обеспечить, уровень потребления соответствующий научно обоснованным рациональным нормам.

В изучаемых нами регионах проявлялись те же тенденции, что и в целом по стране, хотя в Краснодарском крае и Ставропольском краях экономика в некоторой степени развивалась более динамично. Так, в Ставропольском крае, среднегодовые темпы роста промышленного производства за 1981 -1985 г. составляли 4,5%, хотя по стране цифры были ниже - 35%. Определенные позитивные сдвиги произошли в системе общественного и профессионального образования, что способствовало повышению образовательного потенциала населения обеспечению предприятий промышленности и, сельского хозяйства квалифицированными работниками массовых профессий, увеличению количества работавших специалистов с высшим и средним образованием. Несмотря на общий динамический рост экономики в стране наблюдалась тенденция к замедлению и понижению общих показателей развития экономики.

Среди причин этих тенденций на первом месте стоит огосударствление собственности, директивное управление экономикой и неразвитость товарно-денежных связей, которые несли с собой ограничения, свойственные плановой экономике, сдерживавшей возможности использования научно-технического прогресса и интенсификации производства. Повсеместно наблюдался рост себестоимости продукции, что отрицательно сказывалось на воспроизводственных возможностях хозяйств. Попытки государственного стимулирования сельскохозяйственного производства предпринятые в 80-х гг. на фоне роста себестоимости продукции оказывались малоэффективными. Так, в 1980-1986 гг. сложившиеся фактические государственные закупочные цены возросли по зерновым культурам на 12%, а себестоимость зерна на 49%. В тех случаях, когда рост цен опережал увеличение себестоимости, позволяя хозяйствам получать прибыль, это приводило к необходимости государственной дотации населению страны через торговлю, поскольку, розничная цена оказывалась ниже издержек на производство и реализацию продукции. Это относилось, прежде всего, к продуктам животноводства, что вело к увеличению бюджетного дефицита и государственного долга. В результате нарастали трудности с обеспечением населения промышленными и продовольственными товарами, становящимися все более дефицитными. Так, в. изучаемых нами регионах, как и в целом по стране, усиливались негативные тенденции предыдущего десятилетия, динамизм в экономической и социальной сферах приобретал все более вялый характер.

В 70-80-х гг. все сложнее было руководить молодежью. B новых условиях, для этого необходимо было объединение усилий государственных и общественных организаций. Они проводили совместную работу в сфере образования, профессионального обучения и воспитания молодежи, развивали ее активность в борьбе за повышение производительности труда, экономию и бережливость, эффективное использование техники, совершенствование технологии производства, внедрение научной организации труда. Способствовали развитию рационального движения, соревнования, содействовали улучшению условий труда, быта и досуга молодых людей. В исследуемый период актуальной была задача органического соединения достижений научно-технической революции с новой системой хозяйствования. В начале 70-х годов по указанию XXV съезда КПСС была создана широкая система экономического образования трудящихся. Она включала изучение экономических проблем, в рамках партийной, комсомольской учебы, в народных университетах, в государственных учебных заведениях, а также такие специальные формы освоения принципов социалистического хозяйствования, как школы коммунистического труда, экономические школы и др. Влияние экономического образования на производственные показатели хорошо видно на примере консервного цеха Темрюкского рыбозавода Краснодарского края. Выпуск валовой продукции за 1-ый квартал 1974 г. по сравнению с 1973 г. увеличился на 62%, производительность труда повысилась на 5 6%, выпуск консервов увеличился на 16%. Программы экономической учебы были увязаны с организацией экономической работы предприятия с учетом его специфики, характера труда и профессий трудящихся. На Ставропольских промышленных предприятиях в 1974 г. действовало 95 групп, экономической учебой было охвачено 1423 человек.

Группы экономического образования были организованы дифференцированно по категориям работавших. Повышение экономических знаний помогло рабочим и служащим ИТР Георгиевского арматурного объединения глубже понять значение научно-технического прогресса и поэтому работники завода, охотно и настойчиво овладевали новой техникой и внедряли ее в производство, действовало 17 комплексно - механизированных цехов.

В Отчете ЦК КПСС XXV съезду партии подчеркивалось «В партийном просвещении, главный вопрос стоит, пожалуй, в его результативности. Речь идет о том, чтобы добиться на деле единства идейно-теоретической, политико-воспитательной организаторской и хозяйственной работы партии». Общественные организации ставили одну общую цель - привить каждому молодому человеку стремление к познанию, творческой преобразовательной деятельности и активному участию в осуществлении научно-технического прогресса. Достижение этой цели зависело от внутренних и внешних условий формирования способностей в техническом творчестве юношей и девушек. Внутренние условия развития способностей, интерес и склонность к техническому и исследовательскому труду, профессиональные знания, постоянное совершенствование навыков и умений, целенаправленность, готовность к преодолению трудностей понимание значения выполняемого долга определялись, с одной стороны, врожденными способностями, задатками, с другой - сами способности достигали того или иного уровня при активном включении молодого человека в трудовую деятельность.

Решающую роль в формировании способностей играли важнейшие условия, предполагавшие систематическую работу со всеми группами молодежи, формирование у каждого молодого человека готовности включиться в общественное производство и работать с полной силой. Возникали противоречия, вызванные масштабами развития производства, ростом экономики, образованности и культурно-технического уровня трудящихся, и некоторыми издержками общества.

Они проявляются в том, что имелись условия для более полного развития способностей молодого человека и удовлетворения его потребностей в созидательном труде. Молодое поколение имело большие возможности в области образования, труда, участия в управлении производством. Комсомол и профсоюзные организации возглавляли массовое движение молодежи за повышение технического и культурного уровня молодых работников, техников и инженеров. Они принимали активное участие в разработке и осуществлении планов технической перевооруженности предприятий, вели решительную борьбу против устаревшей технологии, организовали уголки рационализаторов, консультативные пункты, технические лектории, семинары, которые помогали молодым рабочим, инженерам, техникам развивать творческие способности и смекалку. Повсеместно создавались творческие бригады, самодеятельные конструкторские бюро, комиссии, инициативные группы, под контролем было рассмотрение и внедрение в производство всевозможных усовершенствований и изобретений. Систематически проводились общественные смотры общеобразовательного, культурно-технического и агрономического уровня работ молодежи.

В Краснодарском краевом центре рационализаторской и изобретательской работы на предприятиях и организациях края приняли участие более 500 изобретателей 16000 рационализаторов и изобретателей внесли и разработали около 17000 с экономическим эффектом 12,2 млн. руб. Лучшим был признан молодой рационализатор Свирдюк В.М. начальник технического бюро цеха, который внес 19 рацпредложений с экономическим эффектом 13481 руб. На промышленных предприятиях в колхозах и совхозах были открыты классы для подготовки молодежи, имевшей большой перерыв в учебе, к поступлению в вечерние и рабочие школы. Особе внимание уделялось организации учебы молодых нефтяников, строителей, механизаторов и животноводов - молодежи, не имевшей начального и семилетнего образования. Были приняты меры по расширения сети и увеличению контингента учащихся заочных школ, они обеспечивались всем необходимым для учебы. В нефтяных районах, отдельных фермах и бригадах в колхозах и совхозах были организованы группы молодежи для сдачи экзаменов экстерном.

Комсомолом и профсоюзными организациями применялись различные формы для пропаганды знаний недели технического прогресса, недели пропаганды технических знаний. Так, на Ставропольском заводе «Красный металлист» проведение недели технического прогресса стало традицией. В мае 1971 г. лучшими были признаны рацпредложения Сухорукова В.И., экономический эффект от их внедрения составил 17 тыс. руб. Под воздействием научно-технической революции изменялись жизненные установки молодежи, направленные на получение высокого образования и занятия содержательным, творческим, престижным трудом, способствующим самосовершенствованию ш реализации экономических интересов. Общество испытывало острый недостаток в работниках массовых профессий в промышленности и сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Поэтому задача государственных, профсоюзных и комсомольских организаций состояла в осуществлении целенаправленной и планомерной работы по профессиональной ориентации и подготовке молодежи к трудовой деятельности трудоустройству молодых людей в соответствии с уровнем образования, психологическими и физическими особенностями, с перспективой раскрытия каждым своих творческих возможностей в массовых профессиях работников промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания.

Социальное становление молодых людей происходило при усложнении труда во всех сферах человеческой деятельности, росте числа новых профессий, характеризующихся широким диапазоном интеллектуальных функций. Внедрение комплексной, механизации и автоматизации производства приводило к преобладанию технических знаний и умений над физическими усилиями.

Научно-техническая революция диктовала государственным общественным организациям необходимость повышения уровня образования, основной массы» молодых работников, материального производства, развития их творческих способностей, культурно-технического уровня в соответствии с социальными потребностями молодежи. Реализация этих потребностей не могла осуществляться в полном объеме как в силу технико-экономических факторов (слабый уровень механизации и автоматизации производства), так и вследствие недостаточной подготовленности молодого поколения к выполнению сложных функций по обслуживанию современного оборудования.

Немалый опыт по подготовке кадров накоплен на Кубани. На Краснодарском химическом заводе новые производства с их сложной технологией высокой степени механизации и автоматизации требовали высококвалифицированных специалистов, знающих и любящих свое дело. Поэтому профсоюзные и комсомольские организации завода- большое внимание уделяли подготовке кадров, особенно молодежи, повышению квалификации и общеобразовательного уровня работавших. Только за первое полугодие 1983 г. было подготовлено 40 рабочих, повысили квалификацию 154 чел., обучено двум смежным профессиям 60 человек. В-течение года молодые работники завода повышали свой политический профессиональный и общеобразовательный уровень, обучаясь в системе комсомольского политпросвещения (364 чел.), в школах коммунистического труда и экономического образования (90 чел.), в вечерних и заочных школах рабочей молодежи (16 чел.) по заочной форме обучения в вузах и техникумах (156 чел.). Происходило интенсивное и все возрастающее сближение общего и профессионального образования, поскольку для выполнению любых трудовых функций, связанных сложной современной техникой, от человека все в большем объеме требовалось общее развитие, знание теоретических дисциплин, широкий политический кругозор. Наблюдалось слияние естественнонаучного и гуманитарного образования интенсивная политехнизация всех звеньев среднего и высшего образования.

В связи с нарастанием застойных явлений в обществе начиная с середины 70-х годов, на фоне общего повышения жизненного уровня людей, а соответственно и их потребностей, проявлялось несоответствие уровня образования, интенсивных темпов подготовки специалистов уровню, развития техники. Культурно-техническое развитие трудящихся происходило одновременно со старением техники и технологии, отсюда не востребованность знаний падение их престижа. Слабые темпы развития производства не могли удовлетворить потребности высших и средних профессиональных учебных заведений в распределении своих выпускников, а также обеспечении им необходимых жилищных условий нормальных условий для создания семьи, культурного отдыха.

Сказывались и недостатки в самом образовании, прежде всего в его оторванности от производства, потребностей общества в тех или иных специалистах.

Серьезное негативное влияние оказала командно-административная система, идеологизация производственно-экономической сферы. Большой вред научно-техническому развитию производства и общества нанесла порочная практика выдвижения на руководящие должности с учетом членства в партии. Такая практика имела всеобъемлющий характер, охватывала все сферы жизни, общества, включая производственную и научно-техническую. Доходило до того, что при присуждении ученых степеней ш присвоении ученых званий обращалось внимание на графу «партийность». Все это являлось большим тормозом в продвижении по службе молодых специалистов, удовлетворении их творческих интересов и возможностей в развитии науки и техники. В результате чего в конце исследуемого периода стала ярко проявляться переориентация молодежи из области овладения техническими знаниями, навыками и умениями в область, коммерческую. Более того, резко упал престиж образования, в особенности технического, что было одним из признаков деградации общества.

Идеологизация общества особенно проявлялась, при подготовке проведении и подведении итогов XXV, XXV и XXV съездов КПСС, Внеочередной V сессии Верховного Совета СССР, празднование общественно-политических юбилеев, как 50-летие образования СССР, 70-летие съезда РСДРП 30-летие Победы СССР в Великой Отечественной войне, 60-летие Великого Октября, 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина и других знаменательных событий. Они отмечались постановлениями ЦК КПСС, широким размахом политической пропаганды и агитации, развертыванием соцсоревнования, в котором сливалось воедино политическое и трудовое воспитание масс.

Трудовое воспитание молодежи осуществлялось посредством объединения 5 всех государственных и общественных организаций, однако их сотрудничество приводило к смещению функций, дублированию в работе с молодежью. Необходимо разграничение их функций развитие инициативы, активизации и самостоятельности этих организаций. На это указывал XXV съезд КПСС.

Руководствуясь указаниями XV съезда КПСС, бюро крайкома партии Краснодарских, Ставропольских крайкомов КПСС, Карачаево-Черкесского обкома приняли решения о строгом контроле деятельности первичных профсоюзных и комсомольских организаций предприятий и организаций о разграничении их практической деятельности. Были утверждены планы мероприятий по организации трудовой деятельности молодежи, в число которых входила организация субботников, месячников ударного труда и смотров рационализации.

На заседании Карачаево-Черкесского обкома КПСС (18 декабря 1985 г.) рассматривался вопрос о ходе выполнения решения ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышения его роли в коммунистическом воспитании молодежи в Зеленчукской партийной организации». На пленумах райкомов КПСС, сессиях райсовета в большинстве первичных партийных, профсоюзных и комсомольских организациях рассматривалось решения Пленумов, в результате чего первичные организации активизировали свою деятельность по мобилизации комсомольцев и молодежи на выполнение планов X пятилетки, проявляя заботу об улучшении условий труда». Только в Зеленчукском районе повысилась трудовая активность молодежи, поднялась производительность труда на 17%. 11 комсомольцев закончили пятилетку за 4 года, 7 комсомольцев - за 3,5 года. Звание «Ударника коммунистического труда было присвоено 47 комсомольцам.

На заводе «Микрокомпонент» Зеленчукского района заседание первичной партийной организации, а также заседание комсомольской организации проходило совместно с директором и администрацией. Поднимались вопросы организации труда, профилактики техники безопасности, а также улучшения условий быта и досуга молодежи.

Подобные вопросы рассматривались на заседаниях Ставропольского крайкома КПСС. В первой половине 80-х годов ЦК КПСС, приняло свыше 70 постановлений, в которых обращалось внимание партийных, общественных и хозяйственных организаций на необходимость постоянного повышения» уровня воспитательной работы среди молодежи ЦК ВЛКСМ вносил предложения в ЦК КПСС об объединении усилий государственных и общественных организаций с комсомолом в трудовом воспитании молодежи, о необходимости дальнейшего расширения и углубления сотрудничества этих организаций в целях достижения согласованности действий в процессе формирования достойной молодой смены. Это позволило партии с учетом места и роли комсомола в политической системе, его прав и функций, форм участия в жизни общества определять перед государственными общественными организациями основные задачи их совместной деятельности. Такой подход был характерен как для центральных, так и местных органов.

Инициатива комсомола порой сочеталась с инициативой государственных и общественных организаций. После взаимного согласования возможности, упрочения и расширения взаимосвязи ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ЦК профсоюзов, министерства и ведомства входили с предложениями в ЦК КПСС о принятии действенных мер, направленных на дальнейшее совершенствование совместной деятельности, оказание им помощи, поддержки в решении задач трудового воспитания, юношей и девушек. Такими были постановления ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» (1968 г.), «О работе Красноярской краевой партийной организации по руководству комсомолом» (1968 т.), «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в. коммунистическом воспитании молодежи» (1984 г.). В них ставились задачи как по усилению внимания каждой организации к воспитанию молодежи, так и по расширению деловых контактов и связей с комитетами ВЛКСМ в процессе практической деятельности по воспитанию молодежи.

Партийные организации Ставропольского и Краснодарского краев выполняли установки ЦК КПСС, исходя из местных условий, различного уровня работы, специфики работы государственных и общественных организаций. Они конкретизировали задачи райкомов и обкомов, направляли их усилия на использование различных форм и методов работы для установления тесных контактов с комитетами комсомола. Эти вопросы, находили отражение в решениях и постановлениях конференций, пленумов, бюро, собраний партийных активов, партсобраний. Так, на заседании Лермонтовского горкома КПСС (2.11.76 г.) рассматривалось постановление Ставропольского крайкома 1СПСС «Об улучшении работы комсомольско-молодежных коллективов». Бюро горкома комсомола КПСС обязало первичные партийные организации принять меры по дальнейшему укреплению партийного ядра в комсомоле, улучшению подбора, расстановки и воспитания комсомольского актива, совершенствованию движения-наставничества. На заседании Армавирского, бюро горкома КПСС (23.09.77 г.) обсуждался вопрос о работе горкома ВЛКСМ по выполнению решения XXV съезда КПСС и XX съезда ВЖСМ. В постановлениях отмечалась положительная работа горкомов ВЛКСМ по улучшению воспитания комсомольцев и молодежи мобилизации их на борьбу за повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции за достойную встречу 60-летия, Октября за почетное право подписать Рапорт ленинского комсомола ЦК КПСС к юбилею страны. На заседании Карачаево-Черкесского обкома КПСС 22.0176 г. рассматривалось, постановление ЦК КПСС «О партийном руководстве органами народного контроля в Латвийской ССР». Было отмечено увеличение активности работ народных контролеров на предприятиях Карачаево-Черкесии а также утвержден план мероприятий по усилению контроля на предприятиях области. Большое место на пленумах крайкомов, обкомов, райкомов и горкомов КПСС уделялось вопросам коммунистического воспитания молодежи и повышению уровня руководства комсомолом. Один из таких пленумов прошел в Ставропольском крайкоме 30 января 1973 г. На нем отмечалась большая работа общественных и хозяйственных организаций по воспитанию молодых рабочих. Пленум Ставропольского крайкома КПСС постановил обязать бюро крайкома, обкома, горкомы и райкомы КПСС, первичные партийные организации повысить требовательность, поднять ответственность хозяйственных руководителей за достижение практических результатов в работе, усилить контроль и проверку фактического исполнения директив партии и правительства, воспитывать кадры в духе высокой государственной дисциплины, непримиримости к бесхозяйственности и расточительству, развивать у них инициативу, чувство нового, умение с наибольшей отдачей использовать достижения научно-технического прогресса, повышать трудовую активность молодежи. Краснодарский крайком КПСС 17 января 1976- г. обсудил на пленуме вопрос «О мерах по дальнейшему совершенствованию стиля и методов работы партийных, советских, общественных и хозяйственных организаций». Он потребовал от всех профсоюзных и хозяйственных организаций усилить связи с комитетами комсомола и с учетом особенностей каждой организации поставил перед ними конкретными задачи по укреплению совместной деятельности, наметил пути и средства их осуществления.

19 февраля 1976 г. на заседании обкома, Карачаево-Черкесии рассматривался вопрос «О повышении трудовой и политической активности колхозников и сельской молодежи». Постановление обкома было учтено при разработке мероприятий по улучшению партийного руководства трудового воспитания молодежи.

В исследуемые годы расширение и углубление всестороннего сотрудничества государства, профсоюзов и комсомола, согласование их деятельности осуществлялось с помощью разнообразных форм, которые делали его более эффективным, гибким, придавали ему постоянный, деловой характер. Одной из распространенных форм взаимодействия государственных и общественных организаций явилась выработка и принятие ими совместных постановлений по вопросам трудового воспитания молодежи. Эта форма сотрудничества государства, профсоюзов, комсомола и других общественных организаций стала получать наибольшее распространение в период с 70 по 80 годы. Главная цель - повысить трудовую активность молодежи. Это было связано с ухудшением дисциплины и снижением трудовых показателей.

Постановления по проблемам трудового воспитания молодого поколения ЦК ВЛKСM принимал совместно с такими государственными и общественными организациями, как ЦК КПСС, Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС), Центральный комитет отраслевых профсоюзов, Центральный совет Всесоюзного Общества инженерных работников (ЦС ВОИР), Всесоюзный Совет научно-технического общества (ВСНТО), Центральный Комитет Добровольного Общества Содействия авиации и флота (ДОСААФ), Всесоюзное общество «Знание», Союз писателей, кинематографистов, художников, композиторов.

Анализ сборников «Документы ЦК ВЛКСМ» свидетельствует, что ЦК ВЛКСМ принял за период с 1969 по 1985 гг. совместные постановления с 34 министерствами и 11 государственными комитетами.

Совместные постановления принимались и на региональном уровне. Так, на заседании бюро Ставропольского крайкома ВЛКСМ (26.02.71 г.) было принято совместное решение бюро крайкома ВЛКСМ и управления промышленности строительных материалов крайисполкома «Об организации отраслевого штаба крайкома ВЛКСМ и управления промышленности строительных материалов крайисполкома по шефству над производством и поставками сельском хозяйству строительных материалов и удобрений», решение об оказании помощи комсомольским и хозяйственным органам предприятий в выполнении государственных планов и организации труда молодежи.

На заседании бюро Краснодарского крайкома КПСС (11.06.76 г.) совместно с краевым советом всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов и бюро крайкома ВЛКСМ было принято постановление о проведении краевого смотра рационализаторской и изобретательской работы на предприятиях и организациях Краснодарского края.

Цель таких постановлений состояла в повышении трудового, общеобразовательного, профессионально-культурного уровня работающей молодежи, усилении воспитательной работы с молодежью, укреплении ее трудовой дисциплины, привлечения молодых людей к использованию резервов производства и усилению режима экономики, организации и развития соревнований, проведении конкурсов по профессиям, развития технического творчества молодежи, поддержки ее починов и инициатив организация шефства комсомола и молодежи над отраслями народного хозяйства важными строительными объектами, развитием наставничества, организация труда, быта, досуга молодежи.

В 1971-1975 гг. проходил смотр - «Каждому молодому труженику - среднее образование», объявленный совместным постановлением ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР. Регулярно также проходили смотры технического творчества молодежи, которые объявлялись совместными постановлениями ЦК ВЛКСМ, Главным комитетом ВДНХ СССР, ЦС ВОИР и ВС НТО. Таким образом, названные постановления преследовали цель - обеспечить единство, действий партийных, общественных и хозяйственных организаций в развитии, трудовой активности юношей и девушек, всех трудовых коллективов.

Однако, в работе партийных комитетов по координации деятельности государственных, профсоюзных и комсомольских организаций имелись существенные недостатки. Многие комитеты вообще не рассматривали вопросы координации деятельности государственных и общественных организаций. Проявлялись стереотипы руководства государственных и общественных организаций - командование, мелочная, опека, подмена функций этих организаций. Ярким примером этого явилась организационная структура построения партийных комитетов, начиная с ЦК и заканчивая местными партийными организациями. В их структуре были отделы промышленности, транспорта, легкой, пищевой, оборонной промышленности, сельского хозяйства, научных и учебных заведений и др. Отраслевые комитеты действовали, и в профсоюзах. Все это создавало возможности подмены партийными комитетами функции государственных, общественных организаций, мелочной опеки их деятельности, способствовало параллелизму и дублированию в работе партийных, государственных и общественных организаций. Поэтому большинство хороших постановлений до конца не выполнялись.

Существенный вред наносила практика введения разного рода уровней руководителей государственных и общественных организаций в партийную номенклатуру. Подбор и расстановка кадров, как правило, проводились по анкетным данным, а не по личным качествам, здесь ярко проявлялся бюрократический стиль. На заседании бюро Ставропольского, крайкома КПСС (22.01.76 г.) был рассмотрен вопрос «О руководящих кадрах предприятий бытового обслуживания населения». За 9 месяцев 1975 г. на предприятиях управления бытового обслуживания населения было выявлено растрат и недостач материальных ценностей на 104 тыс. руб. Особенно неблагополучное положение сложилось на предприятиях трикотажного объединения «Рассвет», «Ставропольрембыттехника», Пятигорском «Обувьремкомбинате». В краевом управлении бытового обслуживания населения была плохо поставлена работа по подбору, расстановке и воспитанию кадров, выявлены факты, когда на руководящие и материально ответственные должности назначались непроверенные и не заслуживающие доверия лица, ранее судимые.

Эти недостатки, характерны и для Карачаево-Черкесской автономной области. Здесь, как и в других регионах страны, в подборе кадров не всегда, учитывались деловые, политические и нравственные качества, выдвижение кадров зачастую шло по признакам личной преданности. Нарушался принцип партийного представительства национальностей в партийных комитетах на уровне районов и областей. Это также относилось к советским и хозяйственным органам.

Грубое нарушение принципов подбора кадров, протекционизм были характерны для всей страны, что в свою очередь приводило к коррумпированию партийной и государственной власти. Обновление состава руководящих кадров происходило медленно, некоторые ответственные партийные и советские работники оставались на своих местах по 15-20 и более лет, что отрицательно сказывалось на делах. Работа партийных и государственных органов в профсоюзах и комсомоле рассматривалась как трамплин для перехода в вышестоящие органы в соответствии с номенклатурой, как получение определенных льгот, которые не были предусмотрены законодательством и которыми не пользовались трудящиеся.

Все это подрывало авторитет партии, государства, профсоюзов, комсомола, веру трудящихся в них, что в конечном счете разрушало основу этих организаций - объединять трудящихся, направлять и координировать их деятельность, быть связующими звеньями между ними, что вступало в противоречие с официальной, общей политикой этих организаций, установками ЦК партии на расширение участия трудящихся в управлении государственными и общественными делами. Этот процесс приобрел формальный, бюрократический характер, с каждым годом росло расстояние между трудящимися и элитой партийных, государственных органов, профсоюзов, комсомола. Подрывался авторитет этих организаций, что впоследствии явилось одной из причин прекращения существования компартии и комсомола.

 

Автор: Бытдаева Ф.А.