11.10.2011 4000

Роль социально-политических институтов в развитии творческой активности молодежи 60-80 гг. XX века

 

Со второй половины 50-х годов стало ясно, что механизм хозяйствования, которым располагало наше государство, в значительной степени устарел. Он сложился в конце 20-х - в 30-е годы в чрезвычайных, во многом экстремальных обстоятельствах. Партийные документы и выступления руководителей партии и государства свидетельствовали, что именно так ситуация тогда и рассматривалась. Возникшая в годы первых пятилеток система хозяйствования была необходимой в годы Великой Отечественной войны. Определенный эффект дала она и в послевоенных, также очень сложных условиях восстановления народного хозяйства.

Однако с 50-х годов перестали действовать чрезвычайные факторы, сложилась во многом новая экономическая ситуация. Резко изменились масштабы советской экономики. Так, к 1966 г. промышленность СССР имела уже более 300 отраслей. В стране насчитывалось примерно 47 тысяч промышленных предприятий, 13 тысяч строительных организаций, 12 тысяч совхозов и 37 тысяч колхозов. В этих условиях стало экономически нецелесообразным, да и технически невозможным осуществлять управление методами прямого административного воздействия, регламентировать, как и прежде, деятельность предприятий. Нарастали трудности в управлении. Прежний уровень централизации оказался чрезмерным. Все более остро вставал вопрос о расширении хозяйственной самостоятельности предприятий.

Произошли изменения и в кадровом потенциале. Если раньше значительная масса высококвалифицированных специалистов была сосредоточена в системе управления, то в 50-60-е годы она в большей мере переместилась в сферу производства. Вырос образовательный и профессиональный уровень рабочего класса и крестьянства. Жизнь требовала создать условия для более полного и эффективного использования опыта и знаний трудящихся дать больше самостоятельности на местах.

Новая экономическая ситуация определялась начавшейся в стране научно-технической революцией. Она была связана с овладением ядерной энергией, освоением космоса, развитием химии, автоматизацией производства. К 1965 г. в промышленности СССР действовало уже около 6 тысяч автоматических и 43 тысячи механизированных поточных линий.

Однако существовавший механизм хозяйствования, практика планирования сдерживали техническое перевооружение производства. Руководители предприятия не были в достаточной мере заинтересованы в снятии с производства устаревших изделий и замене их более совершенной техникой. Внедрение новых механизмов означало хлопоты, срыв графика, угрозу для выполнения плана и для» премий, а также перспективу повышения плана со ссылкой на полученную новую технику. В такое положение попадали многие фабрики и заводы.

Сложилось серьезное противоречие между достигнутым уровнем развития производства, возможностями которые открывал научно-технический прогресс, новыми явлениями в экономике, с одной стороны, и изжившими себя административно-командными формами и методами управления, старой практикой планирования, мелочной регламентацией деятельности предприятий - с другой. Вследствие этого в экономике страны стали проступать негативные явления. Произошло снижение эффективности промышленного производства. Если основные производственные фонды страны увеличились в 1959-1965 гг. примерно в 2 раза, то объем промышленной продукции вырос лишь на 84 процента. Следовательно, отдача фондов снизилась, что было показателем снижения эффективности. Сократились темпы роста производительности труда. Не были выполнены задания семилетнего плана в области сельского хозяйства.

В Центральном Комитете КПСС, в правительстве страны учитывались и анализировались все эти обстоятельства, необходимость скорейшего совершенствования механизма хозяйствования. С конца 50-х годов все более активным становится поиск новых подходов в экономической политике.

В 50-е годы - первой половине 60-х годов было осуществлено немало организационных перестроек управления народным» хозяйством. Одной из реорганизаций была проведенная с 1957 г. перестройка управления отраслями по территориальному принципу, создание систем совнархозов. Как известно, на первых порах совнархозы дали определенный положительный эффект, в рамках экономических районов расширились возможности специализации и кооперирования хозяйственники стали лучше «видеть» друг друга, улучшилась организация материально-технического снабжения и проч. Однако вскоре начался спад, усилились местнические тенденции. Регионы, как бы замкнулись в себе, теряя общесоюзный рынок сбыта, создавали мелкие, но зато собственные предприятия. Но самое главное - нарушилось руководство отраслью как единым целым. Терялась отраслевая перспектива в области научных разработок, технического перевооружения. Это ослабляло возможности осуществления единой технической политики в стране. Попытки преодоления отмеченных недостатков путем укрупнения в 1962 г. совнархозов, образования в РСФСР, УССР, КазССР республиканских совнархозов, Совета народного хозяйства СССР, а также путем создания госкомитетов по отраслям промышленности не дали желаемых результатов.

В 1962 г. была осуществлена перестройка партийных органов, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. Негативные последствия этого сказались быстро. Производственный принцип лишал партийные организации согласованности действий в решении социально-экономических и политических вопросов. Произошло раздувание партийного аппарата. Это разделение было ликвидировано в конце 1964т.

Оценивая усилия и поиски по совершенствованию управления, предпринимавшиеся в нашей стране в конце 50- начале 60-х годов, следует отметить следующее. С одной стороны, этот поиск, широкое обсуждение экономических вопросов, попытки демократизации управления были адекватным продолжением того обновления общественной жизни, которое наметилось после XX съезда КПСС. Но, с другой стороны, расчет был в основном на эффект организационных перестроек, имели место многочисленные субъективистские импровизации в ущерб научности руководства. Самое главное, проводимые мероприятия по улучшению руководства экономикой не предусматривали крупных радикальных преобразований, затрагивающих глубинные пласты экономических связей и отношений, а частичное совершенствование отдельных элементов хозяйственного механизма не могло дать и не дало необходимого эффекта.

Решения съезда оказали глубокое влияние на жизнь советского государства. Съезд выработал новый курс на ускоренное развитие производительных сил страны и дальнейшую индустриализацию. Предусматривалось значительное повышение материального и культурного уровня населения. Страна достигла высокой степени социально-экономической зрелости, но вместе с тем под влиянием научно-технической революции, а значит, расширения масштабов производства, сложились народно-хозяйственные связи, возросли требования к уровню управления всеми структурами общества. Началась демократизация общественной жизни. Партийное руководство изменило свой подход к централизации в управлении хозяйством и контролю со стороны партии и ее руководящих органов за деятельностью всех звеньев управления. Таким образом, было достигнуто значительное повышение роли местных органов государственной власти, Советов депутатов трудящихся, а также профсоюзов в руководстве экономикой и решении задач хозяйственного строительства.

В начале 60-х годов провал Хрущевской сельскохозяйственной программы усугубился неразберихой в результате проводимой им реорганизации промышленности. Были созданы две самостоятельные партийные организации промышленная и сельская во главе со своими руководящими органами. Сельские райкомы партии были упразднены. Их заменили партийные комитеты производственных колхозно-совхозных управлений. В ЦК компартии союзных республик, обкомах и райкомах были образованы по два бюро - одно для руководства промышленным, другое сельскохозяйственным производством. Новая структура была громоздкой и слишком сложной. Совнархозы не могли работать эффективно - ни в области управления подначальными им регионами, ни при координировании своих действий с другими регионами, без постоянных запросов в центр.

Для обеспечении координации между различными управлениями власти и различными регионами возникла «ползучая рецентрализация» в форме особых государственных комитетов, выполняющих примерно те же функции, что и прежние министерства укомплектованных теми же кадрами. В 1963 г. в результате масштабного слияния совнархозов число их сократилось вдвое, и все они были подчинены верховному координирующему органу - Верховному экономическому Совету. Хрущевская реформа промышленности оказалась фактически сведенной на нет. Производство было дезорганизовано а темпы советского экономического роста начали снижаться.

На октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС, произошла смена руководства партии и страны, были «приняты решения, направленные на преодоление волюнтаристских тенденций и перекосов. Партия стремилась добиться известной стабилизации в политике, придать ей реалистические черты и основательность».

После октябрьского и ноябрьского (1964 г.) Пленумов ЦК КПСС усилилось внимание партии к вопросу научности руководства, более тщательному учету объективных экономических законов, использованию экономических рычагов в управлении. К этому времени в партии и обществе созрело понимание ограниченности практики частичных изменений, понимание необходимости глубокой экономической реформы. Эта мысль прозвучала на XX съезде КПСС.

Поиск новых форм управления получил дополнительный импульс. В течение 1964-1965 гг. более чем на ста предприятиях страны были проведены эксперименты, проверены отдельные элементы предлагаемой учеными реформы хозяйственного механизма.

Мартовский и сентябрьский (1965 г.) Пленумы ЦК КПСС наметили новые подходы в руководстве экономикой.

В 1965 г. началась попытка реформы под руководством Косыгина. Первым ее шагом была отмена совнархозов и замена их центральными министерствами. Затем расширение самостоятельности предприятий, которые после того должны были действовать на основе прибыльности. Отныне предприятия получали от министерств сокращенный реестр плановых цифр, в качестве главного критерия успеха на смену валовому объему производства пришел объем продаж. Материальные стимулы в виде вознаграждений и премий увязывались с размером прибыли посредством сложной системы расчетов. Предприятия не имели права устанавливать собственные цены на основе спроса, их устанавливал Государственный Комитет по ценам.

Главное, что предполагалось изменить в экономической политике на селе - это порядок планирования и материального стимулирования. На первых порах, пока действовали установки мартовского (1965 г.) Пленума, задуманные меры дали определенные результаты. Показатели, достигнутые сельским хозяйством в 1966-1970 гг. были намного выше, чем в предшествующий период, производительность труда в среднем в год росла в этот период на 6,5 процента, что было в 2 раза больше, чем в 1961-1965 гг. Фонд оплаты по труду за 1965-1975 гг. вырос в 1,5 раза. В 1966-1970 гг. государство закупило почти на треть зерна больше, чем в предыдущее пятилетие.

В соответствии с установками партии в промышленности была упразднена территориальная система управления. Разрасталась бюрократическая машина. Руководство отраслями передавалось созданным министерствам. К Госплану и Госкомцен добавились Госснаб (ответственный за материально-техническое снабжение) и Госконтроль науки и техники (отвечавший за развитие в области науки и техники), а количество отраслевых министерств возросло с 45 в 1965 г. до 70 в 1985 г. Все это должно было создать лучшие условия для развития научно-технического прогресса.

Начатая хозяйственная реформа, придала определенный импульс экономическому развитию страны. Она способствовала развитию инициативы предприятий, стимулировала, появление производственных объединенийj внутри которых на более высоком уровне решались вопросы технического перевооружения, совершенствования организации руда и производства, социальные проблемы.

Экономисты называют восьмую пятилетку «золотой». «По всем важнейшим социально-экономическим параметрам период 1966-1970 годов был лучшим за предыдущие 30 лет. Несмотря на расширение базы советской индустрии и ее бюрократической надстройки, темпы роста валового национального продукции и производительности труда продолжали падать.

В исследуемый период осуществление хозяйственной реформы, внедрение новой системы планирования и экономического стимулирования расширяли хозяйственную самостоятельность предприятий, содействовали развитию творческой инициативы трудящихся, росту эффективности производства, развитию производительных сил. Это способствовало и расширению прав и сферы влияния профсоюзов.

На заводах и фабриках они стали участвовать в разработке техпромфинпланов предприятий, решений вопросов нормирования труда и зарплаты, в» государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, и т.д. На предприятиях и стройках создавались постоянно действующие производственные совещания - ПДПС, через которые профсоюзы могли непосредственно участвовать в управлении производством, решать вопросы производственной деятельности трудовых коллективов, осуществлять контроль, за выполнением, планов строительства жилья, лечебных и культурно-бытовых условий учреждений.

Важные изменения были внесены в организацию движения за коммунистическое отношение к труду, установлен более четкий порядок присвоения и подтверждения почетных званий. А их было немало, начиная с «Ударника коммунистического труда», «Лучшего по профессии», «Победителя соцсоревнования» и т.д. Секретарем Краснодарского краевого комитета профсоюза Г.Л. Светличной была разработана и, внедрена новая форма морального и материального поощрения профсоюзного актива отрасли - льготные туристические поездки по стране и за рубеж.

Развитие экономики и культуры, структуры государственного управления требовало совершенствования организационной структуры профсоюзов. Структура производственных союзов приводилась в соответствие со структурой управления промышленностью. Были упразднены как не оправдавшие себя городские и районные советы профсоюзов, созданы профсоюзные комитеты во всех производственных и научно-производственных объединениях.

Профсоюзы и комсомол имели близкие по существу функции, а такая функция как воспитательная, являлась единой для них. Более того, она имела главенствующую роль и для профсоюзов и для комсомола в силу их социального назначения в политической системе - формирование человека. Воспитательная функция содействовала объединению, взаимодействию ряду других функций профсоюзов и комсомола, что обеспечивало этим организациям тесное сотрудничество. Реализуя единую задачу - воспитание трудящихся, молодежи профсоюзы и комсомол выполняли общую функцию участия в управлении государственными делами, производством, в экономическом, народно-хозяйственном строительстве, решении социально-культурных проблем общества.

Для воспитательной функции профсоюзов и комсомола характерной была ее направленность на трудовую деятельность, то есть на повышение культурно-технического уровня, воспитание и упрочение дисциплины труда, творческого отношения к труду, товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, воспитания высших гражданских качества, ответственности перед членами трудового коллектива, профсоюзами, комсомольской организацией за добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей. Работа профсоюзов направлялась на привлечение трудящихся, молодежи к управлению производством, развитию их инициативы и творчества и тем самым на разрешение задач трудового - воспитания. Действовали университеты передовых методов труда, клубы по профессиям, создавались советы новаторов, в которых разрабатывались пути и методы совершенствования производства. Райкомы ВЛКСМ создавали бригады для распространения передовых методов труда непосредственно на рабочих местах. Организовывались месячники по распространению научно-технической литературы, книжные базары, читательские конференции, школы по изучению передового опыта.

Профсоюзные, комсомольские и партийные организации определяли конкретные меры по мобилизации молодежи на достижение высокой производительности труда. Характерным было- то, что профсоюзные и комсомольские организации разнообразили эту работу, ставили новые задачи, решение которых сказывалось на росте производительности труда. В 1959 г. была выдвинута задача овладения современными знаниями и культурой «7 в 5, без знаний не взять, в 1960 г. этот лозунг был дополнен условием - при-отличном качестве продукции в 196Г г. автоматизация и механизация были главными в борьбе за достижение «7 в 5» в 1962 г. становится задача внедрения на каждом рабочем месте всего нового, прогрессивного, передового в 1963 г. было развернуто соревнование за достижение рубежей семилетки в каждой отрасли промышленности. Экскаваторщик треста «Ставропольстрой» Р.М.Золотцев усовершенствовал метод управления ковшом и за счет этого за смену выполнял норму на 200%. Комсомольско-молодежная бригада Ивана Чекмарева на строительстве Невинномысского азотно-тукового завода повысила производительность труда на 32%. На основании изученных материалов и документов автор хотел подчеркнуть, что комсомольские организации совместно с профсоюзами при поддержке партийных организаций решали главные, узловые вопросы, которые способствовали усилению активности молодежи в обеспечении технического прогресса.

Своеобразными, отличными от взаимоотношений с государством были отношения у комсомола с другими общественными организациями и объединениями. Общественные организации, в том числе и комсомол стремились привлечь граждан к управлению государственными и общественными делами развитие их трудовой активности и самодеятельности защита прав и свобод граждан удовлетворение профессиональных интересов и развитие творческих начал каждой личности сближение личных и общественных интересов. Все они действовали для достижения общей цели - формирование всесторонне развитой личности. Главенствующим во взаимоотношениях общественных объединений с комсомолом 1 являлось трудовое воспитание молодежи. Эти организации находились в постоянном взаимодействии при решении вопросов труда, образования и отдыха молодежи.

В рассматриваемые годы во взаимоотношения с комсомолом - вступали многочисленные молодежные объединения - спортивные, творческие, по интересам. Комсомол, как общественно-политическая организация и авангард молодежи, объединял передовую молодежь на политической основе. В его состав входила молодежь всех групп и категорий, независимо от профессиональной занятости. Вместе с тем, комсомол не представлял все молодежные организации, не являлся их руководителем и между ними не было соподчиненности.

В общественно-политической жизни комсомольские организации вели значительную работу по воспитанию молодежи, пропагандировали нравственные нормы и духовные ценности советского общества, охватывали своим влиянием каждую социальную группу молодежи. Велась целенаправленная и эффективная работа по профессиональной ориентации юношей и девушек, воспитанию у молодежи глубокого уважения к трудовой деятельности. Для этого использовались различные формы и методы, такие как учебно-производственные комбинаты (УПК), ученические бригады и система профтехучилищ. В учебных комбинатах удачно соединялись в единое целое политическая, общеобразовательная и профессиональная подготовка. Возможность повысить, общеобразовательный уровень и одновременно получить специальность без отрыва от производства вызывала повышенный интерес у молодежи.

В Ставропольском и Краснодарском краях трудовое воспитание подрастающего поколения начиналось еще со школьной скамьи. Учащиеся, начиная с младших классов, включались в систематический, организованный посильный труд. Задачей государственной важности стало стремление добиться того, чтобы все молодые люди, в том числе и выпускники средних школ, еще до начала трудовой деятельности овладели определенной профессией и определили для себя жизненную перспективу. В ряде школ преподавание учебных дисциплин политехнического цикла было нацелено на обеспечение их связи с практическим применение полученных знаний в сельскохозяйственном и промышленном производстве.

В 1962 г. в Ставропольском крае возникла новая форма обучения молодежи села - учебные комбинаты, получившие широкое распространение в ряде областей РСФСР. Инициатором создания первого учебного комбината были партком и правление колхоза «Правда» Петровского района. Учебные комбинаты сочетали общеобразовательную, профессиональную и политическую подготовку молодежи, в них молодежь наряду со средним или восьмилетним образованием получала и сельскохозяйственную специальности. В комбинаты пошли молодые механизаторы, полеводы, строители. Опыт организации обучения молодежи села на Ставрополье получил положительную оценку на, зональном совещании работников органов народного образования, вечерних и заочных школ юга России, которое состоялось в 1967 г. в Ростове-на-Дону.

Для, руководства учебно-производственным, комбинатом утверждался совет, в состав которого входили председатель колхоза, секретарь партийной организации, директор школы, секретарь комсомольской, организации, председатель сельсовета, а также преподаватель общеобразовательной школы и специалисты сельского хозяйства. Общеобразовательная учеба для слушателей являлась обязательной но профессию выбирал сам учащийся. Для занятий по специальным дисциплинам привлекались учителя дневных общеобразовательных школ и главные специалисты колхозов. В основу программы комбинатов были взяты учебные программы средних школ сельской молодежи и курсов по подготовке кадров массовых профессий. В 1960 г. в Краснодарском крае учебно-производственными комбинатами было подготовлено около 1400 человек, в Ставропольском крае 1200 человек, в Карачаево-Черкесии - 700 человек.

Специальности определялись в зависимости, от потребностей хозяйства, их перечень утверждался на совместном заседании правления, колхоза и совета комбината. Одновременно с учебно-производственными комбинатами действовали четырехмесячные курсы повышения классификации, а также краткосрочные механизаторские курсы и школы механизаторского всеобуча. Они действовали во всех изученных нами регионах. В Краснодарском крае в Тихорецком районе только за 1969 г. было, обучено 42 механизатора, 24 комбайнера, 18 зоотехников. В Ставропольском» крае в Петровском районе в 1970 г. было обучено 30 человек специальности механизатора, 21 - зоотехника, 18 - токаря, 11 -слесаря, 24 - комбайнера. Для аттестации учащихся после окончания г курсов создавались классификационные комиссии, в состав которых входили и комсомольские работники. Тем, кто сдал теоретические экзамены и выдержал практические испытания, присваивались квалификация тракториста-машиниста соответствующего класса и выдавались единые удостоверения на право управления тракторами и другими самоходными прицепными сельскохозяйственными орудиями.

В Курганском районе Ставропольского края 900 учащихся» изучали трактор, комбайн, автомобиль, электротехнику и основы животноводства. Но по окончании школы за руль трактора и автомобиля садились немногие. Причиной являлось то, что заканчивая школу, юноши и девушки были несовершеннолетними (17 лет), а этот возраст не подходил для работы на сельскохозяйственных машинах.

До появления УПК вопросы профессиональной подготовки и трудового воспитания в городских школах решались на очень низком уровне и односторонне, без учета достижений науки и техники, материальная база, кабинетов по труду была морально устаревшей Не давало положительного результата и обучение подростков на базовых предприятиях, где, как правило они были предоставлены сами себе. Трудовое обучение на таком уровне вместо желаемого результата давало обратный эффект, вызывая апатию и равнодушие к труду. Ориентация учащихся на профессии рабочего или работника сферы обслуживания была возможна лишь путем очень убедительной агитации. Нередко значительная часть молодежи стремилась к тем видам труда, общественная потребность в которых была довольно» ограничена. Поэтому возникла жизненная необходимость для создания учебно-производственных комбинатов. Необходимо было сконцентрировать трудовое обучение и профессиональную ориентацию школьников в едином центре с самым современным оборудованием, а также организовать целевую подготовку мастеров при участии профессорско-преподавательского состава пединститута для обучения их основам педагогики и психологии. После обобщения положительного опыта в области трудового обучения в городских школах в целом по стране было принято решение об открытии учебно-производственных комбинатов, где учащиеся 9-10 классов получали бы профессии, необходимые в городе. В Ставропольском крае первый учебно-производственный комплекс был открыт в городе Пятигорске на базе одной из школ. Cos временем было построено специальное здание для размещения в нем городского учебно-производственного комплекса. В Краснодарском крае такие комплексы, были открыты в городе Краснодаре, Кропоткине и т.д.

В городах и районных центрах Ставропольского и Краснодарского края первое время учащиеся в основном выбирали две специальности - шофера и продавца. Впоследствии учебно-производственные комплексы готовили специалистов на ЭВМ операторов по холодильным установкам и тепловым агрегатам радиомонтажников, телеграфистов поваров и т.д. В краевых центрах в Краснодаре и Ставрополе для распространения трудовых ресурсов, анализа трудового обучения были созданы координационные советы. С подростками работали лучшие мастера-наставники. По окончанию учебно-производственных комбинатов большинство выпускников направлялись на производство» работать по специальности. При этом шло закрепление молодого специалиста на производстве. Ребята на комбинатах занимались серьезными делами, они не просто учились делать что-то, они учились быть полезными предприятию, обществу. Они помогали предприятиям выполнять их планы. Ребят на предприятиях уже знали, и летнюю практику они проходили там же. Руководители предприятий охотно брали выпускников учебно-производственных комбинатов на работу, т.к. были уверены, что давая заявку на выпускников учебно-производственных комбинатов, они получат подготовленное к труду пополнение. Во-первых, выпускник комбината был хорошо подготовлен профессионально. Во-вторых, он был активным и самостоятельным. Этому способствовало ученическое самоуправление, «макаренковская система», которую коммунисты комбината сочли необходимым ввести. Бригады были объединены в отряды во главе с командиром или комиссаром. Советы командиров и комиссаров имели большие права в решении всех вопросов в жизни учебно-производственных комбинатов. Таким образом, подростки уже жили в трудовом коллективе. Здесь обеспечивалось формирование морального облика подростков. Мастера стремились научить учащихся уважать себя в труде, а через это появлялось бережное отношение к труду других людей, исчезало потребительское отношение ко всем благам, которые предоставляло общество. В процессе трудового обучения дети привлекались к посильному труду, в старших классах изучали трактор и другие сельскохозяйственные машины.

В 1955 г. в станице Григорополисской Новоалександровского района Ставропольского края зародилась новая форма трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся - ученические производственные бригады. Движение ученических бригад стало популярным не только в Ставропольском крае, но» и в целом по стране. Огромную - поддержку и помощь в деле становления ученических бригад оказал Центральный комитет партии. В 1961 г. было принято постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР «О распространении опыта работы ученических бригад Ставропольского края», в котором крайкомам, обкомам КПСС, Советам Министров АССР, краевым и областным исполкомам рекомендовалось широко внедрять опыт работы ученических бригад. Министерству Просвещения и Академии педагогических наук было предложено обобщить опыт работы бригад и разработать Положение об ученической бригаде.

Труд ученической бригады, носил коллективный характер. Каждый трудовой день начинался с определения конкретного задания в целом по звену и каждому из его членов. Выполнение этих заданий ежедневно контролировалось, что повышало ответственность каждого члена бригады. Вырабатывались положительные черты характера - настойчивость, сноровка, инициатива, трудолюбие. Труд в ученических бригадах имел познавательный характер. С одной стороны, учащиеся на основе знаний, полученных на уроках биологии, химии математики, физики и других предметов, учились выращивать высокие урожаи, правильно ухаживать за животными, овладевать навыками и приемами труда передовиков сельского хозяйства. С другой стороны, работа в ученических бригадах положительно сказывалась на качестве учебно-воспитательной работы. При изучении ряда разделов биологии, физики и других предметов учащиеся пользовались навыками, полученными в бригаде. Учащиеся ученическо-производственных бригад Ставропольского и Краснодарского края установили прочную связь со Ставропольским сельскохозяйственным институтом, Ставропольским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства, Московским институтом общей генетики, Грибовской, Крымской и Майкопской овощными станциями, Ставропольской селекционной станцией, Краснодарским сельскохозяйственным институтом и др.

Ученые давали рекомендации ребятам по оптимальной закладке опыта, объясняли какую использовать литературу, помогали развивать любознательность, прививали любовь к сельскохозяйственному труду. Так, учащиеся Анапской школы №11 под руководством академиков АН СССР П.П. Лукьяненко, Н.Д. Тарасенко проводили испытания озимой пшеницы, лучшие урожаи дали сорта «Кавказ», «Аврора, «Безостая-1», «Краснодарская-39». Герой труда Академик ВАСХНИЛ М.И.Харжинов и член-корреспондент ВАСХНШВ Г.С.Галеев руководили сортоиспытаниями гибридов кукурузы в ученических бригадах Усть-Лабинского района, при этом была разработана новая технология комплексно-механизированного возделывания кукурузы. Совместно со Ставропольским сельскохозяйственным институтом ученики Константиновской школы Петровского района проводили испытания, сортов озимой пшеницы и бахчевых для получения двух урожаев в v год. После окончания испытания лучшие сорта рекомендовались в колхозы и совхозы. Так был внедрен сорт томатов «Подарок-105», который испытывался на полях ученической бригады Ставропольского края. Учащиеся СШ №4 Армавира Краснодарского края оказывали помощь Кубанскому научно-исследовательскому институту испытания тракторов и сельскохозяйственных машин в выполнении полевых работ агрохимлаборатории института. В Новокубанской средней школе №3 учащиеся проводили опыт по изучению новых агроприемов при выращивании гречихи, а также сортоиспытание картофеля. В Карачаево-Черкесской автономной области учащиеся производственной бригады Преградненского района проводили испытания всхожести семян моркови и свеклы по заданию Ставропольского сельхозинститута В селе Знаменка и Николаевка учащиеся по заданию. Ставропольской селекционной станции проводили» испытания семян кукурузы, подсолнечника и свеклы. Хороший урожай дал новый гибрид, кукурузы «Буковинский-3». Интересной была опытническая работа в Октябрьской средней школе Ипатовского района Ставропольского края. Школьники установили оптимальную густоту стояния кукурузы ВИР-42 в условиях колхоза, доказали ее преимущество перед гибридом «Коллективной». Прибавка урожая составила 3 цга.

Ученическая бригада Кугультинскош средней школы Шпаковского района Ставропольского края под руководством Ставропольского научно-исследовательского института сельского хозяйства и института сахарной свеклы Киева, а также Первомайской опытно-селекционной станции Краснодарского» края проводила интересные опыты по получению триплоидных гибридов сахарной свеклы. По заданию учебных ВНИОКР и специалистов совхоза «Старомарьевский» члены ученической бригады Старомарьинской средней школы Шпаковского района занимались опытами по восстановлению пастбищ. На участке бригады было испытано 3 5 видов многолетних трав.

Ученические бригады являлись структурными хозрасчетными единицами хозяйств и добились высокого уровня рентабельности. Ученическая бригада Степновской СШ №55 Воронцово-Александровского района Ставропольского края в 1965 г. получила высокий урожай кукурузы 85-100 цг на площади 10 га, арбузов на площади 5 га по 200 цга, кролиководческое зерно вырастило 250 кроликов. Учащиеся станицы, Ладокская Усть-Лабинского района Краснодарского края провели сортоиспытание гибрида кукурузы ВИР-42, вырастили семена высокоурожайной кормовой свеклы. В 1960 г. они получили прекрасный урожай сахарной свеклы на площади 7 га, картофеля на площади 15 га, вырастили 575 уток. И таких прекрасных результатов добивались почти все ученические бригады. Особенно хорошо трудились ученические бригады Сторожевской Школы, которая получила по 250 ц картофеля с каждого гектара, по 50 ц кукурузы с га в зерне. За большие успехи бригаде вручили переходящее Красное знамя краевого комитета партии и крайисполкома. Эти результаты подтверждали необходимость новой формы связи школы с производством, с жизнью.

Опыт работы ученических бригад использовался не только в условиях сельскохозяйственного производства но и на промышленных предприятиях и стройках. Были созданы школьные строительные бригады. Они работали в Ставрополе, Ессентуках, Георгиевске, Пятигорске, Краснодаре, Армавире, Усть-Лабинске и других городах. В Ставрополе ученические строительные бригады построили 8-квартирный дом, здание детского сада на 100 мест, 8 учебных мастерских, 5 спортивных залов. По их примеру ученическая строительная бригада аула Старо-Кувинского построила здание для интерната и помогли колхозу построить аульный клуб. Школьники аулов Эрсакон и Эркин-Юрт построили мастерскую и спортивный зал. Ученики станицы Исправной возвели мастерскую, гараж, теплицу, отремонтировали школьное здание.

Труд в самых различных формах прочно входил в школьную жизнь. Участие в труде обеспечивало психологическую и практическую подготовку школьников к трудовой деятельности, помогало более сознательно выбирать для себя будущую профессию.

Краевые комитеты партии Ставропольского и Краснодарского краев, местные партийные и советские органы оказывали всяческую поддержку начинаниям передовых учителей и школьных коллективов, комсомольским организациям, помогали обобщать и распространять педагогический опыт, повсеместно внедрять его в практику.

В целях стимулирования производственного труда действовали положения об оплате труда учащихся в ученических бригадах. Учащиеся, проработавшие в ученических бригада не менее 3 лет, активно участвовавшие в опытнической работе, имевшие призвание к сельскохозяйственному труду, принимались по рекомендации колхозов и совхозов, а также школ на подготовительные отделения и первые курсы сельскохозяйственных учебных заведений, как имевшие производственный стаж работы. Партийными и комсомольскими организациями совхозов и колхозов создавались необходимые условия для организации круглогодичного цикла работы ученических бригад. Такая организация давала наибольший эффект и позволяла учащимся реально увидеть результаты труда. Важную роль в подготовке сельских школьников к трудовой деятельности играла совместная целенаправленная работа педагогических коллективов, трудовых коллективов хозяйств, их партийных и комсомольских организаций по формированию у школьников чувства долга труженика и гражданина, трудолюбия и готовности к труду в производстве. В бригадах участвовали учащиеся средних и старших классов. Комсомольская организация вела с ними учебно-воспитательную работу в бригаде и в школе. Эта работа носила идеологическую направленность по воспитанию достойного гражданина Советского государства, формирование профессионализма и культурно технического развития. Колхозы и совхозы Ставропольского, Краснодарского краев и Карачаево-Черкесии были заинтересованы в работе учебно-производственных бригад, поскольку большинство из них были рентабельны и самоокупаемы. Из года в год они добивались хороших производственных показателей. В их работе сложилась четкая система, основным направлением которой являлось обучение школьников основам сельскохозяйственного производства, механизаторский всеобуч, детское техническое творчество, широкое опытничество.

Урожаи, полученные учащимися на опытных участках, были рекордными и превышали средние данные не только в изучаемых регионах, не и в целом по Советскому Союзу. В Минераловодеком районе Ставропольского края урожайность» сахарной свеклы, составила 250 цга на площади 60 га. В Калининском районе Краснодарского края на площади 40 га выращено кукурузы ВИР-42 по 100 цга, помидоров 120 цга. Учащиеся Николаевской средней школы Карачаево-Черкесии вырастили урожай кукурузы на площади 1037 га по 40 цга. Поэтому многие колхозы и совхозы своевременно и безотказно выделяли ученическим бригадам трактора, комбайны, навесные и прицепные сельскохозяйственные машины, строили культстаны, обеспечивали квалифицированными специалистами. Такое внимание к ученическим бригадам способствовало воспитанию у их членов любви к труду земледельца. Многие учащиеся видели в нем свое призвание, именно в бригаде юноши и девушки полюбили труд сельских тружеников.

Однако, в трудовом, воспитании и обучении учащихся имелись и существенные недостатки. Не везде в колхозах и совхозах велась активная учебно-воспитательная работа с ученическими производственными бригадами. В некоторых из них не относились серьезно к вопросу формирования культстанов, механических комплексов для ученических производственных бригад. В школах была слабая материально-техническая база Техника закрепленная за школами была устаревшей и малопригодной для практического применения, так как оснащение происходило по остаточному принципу. Не во всех школах имелись специально, оборудованные кабинеты для занятий по механике. В ходе смотра ученических производственных бригад, проведенного в 1969 г. было выявлено, что в ученических бригадах Сторожевской школы Преградненского района Карачаево-Черкесской автономной области в мае не было комплексного плана сельскохозяйственных работ на новый сезон.

В Кочубеевском районе Ставропольского края в 3 школах отсутствовали семена гибрида кукурузы, хотя по плану они должны были, быть уже обработаны специальными гербицидами. В Лабинском районе Краснодарского края в 11 школах была неисправная сельскохозяйственная техника.

Несмотря на вышеперечисленные негативные факты, ученические бригады имели положительное значение. Исследование данных регионов позволяет сделать вывод о том, что учебно-производственные комбинаты и ученические бригады были прогрессивной формой трудового воспитания учащихся. Они способствовали привлечению школьников к сельскохозяйственному труду, привитию учащимся любви к сельским профессиям и закреплению выпускников школ на селе.

В исследуемый период наряду с учебно-производственными бригадами для трудового воспитания подрастающего поколения использовалась система профессионально-технического образования. На основании постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 3 марта 1962 г. «О дальнейшем развитии и улучшении качества подготовки квалифицированных рабочих в училищах и школах профессионально-технического образования» Краснодарские и» Ставропольские крайкомы КПСС и крайисполкомы своим постановлением обязали партийные, советские и общественные организации «оказывать помощь сельским и городским профтехучилищам в создании хорошей учебно-производственной базы строительстве учебных и жилых зданий, оснащении лабораторий и мастерских новой техникой и оборудованием, расширении производственной деятельности».

В целях обеспечения комплексного подхода в подготовке и воспитании молодых рабочих кадров, партийные и комсомольские организации сосредоточили свое внимание на улучшении работы по профориентации и трудовому воспитанию учащихся общеобразовательных школ, повышению престижа массовых рабочих профессий. Для этого необходимо было развитие и дальнейшее усовершенствование системы профессионально-технического обучения.

Профессионально-технические училища (ПТУ) располагали оборудованными учебными мастерскими и полигонами. Преподавательский состав училищ творчески использовал различные приемы и методы, которые способствовали трудовому воспитанию молодежи. С этой целью» применялись технические средства и программированное обучение.

Юноши и девушки по комсомольским путевкам, направлялись в профтехучилища. По призыву комсомола многие передовики производства перешли на работу в систему профтехобразования. Среди мастеров и преподавателей ПТУ Краснодара каждый третий был членом ВЛКСМ. Между комсомольскими организациями учреждений профтехобразования установилось прочное, деловое, творческое сотрудничество. Главным в работе комсомольских организаций было повышение ответственности юношей и девушек за овладение знаниями избранной специальностью, воспитание коммунистического отношения к труду. Комитеты комсомола активно способствовали совершенствованию учебно-воспитательного процесса в училищах. Перед комсомолом стала задача - шире внедрять лучший опыт борьбы школьного и студенческого комсомола за знания, активно использовать такие формы, как олимпиады, предметные кружки, группы взаимопомощи. Комитеты комсомола активно участвовали в осуществлении профориентации на рабочие специальности, в комплектовании профтехучилищ.

В профтехучилищах Ставропольского и Краснодарского краев действовали комсомольские организации, выбирались комсорги, комсомольские активы проводили семинарские занятия, в том числе при помощи горкомов комсомола и райкомов. Работа семинарских занятий, их тематика планировались заранее, совместно с руководством училищ. К чтению лекций и докладов привлекались работники аппаратов ПС КПСС и ВЛКСМ, руководители ведущих предприятий, лекторы общества «Знание». Комитеты ВЛКСМ и групповые комсомольские организации принимали активное участие в технической пропаганде. В 1966 г. в Туапсе Краснодарского края были проведены 8 технических конференций, 2 вечера молодых рационализаторов, организовано 18 экскурсий с целью знакомства с новой техникой.

Комсомольские организации были призваны совместно с органами профтехобразования повышать уровень профессиональной подготовки и коммунистического воспитания молодых рабочих. Комсомольские и профсоюзные комитеты Ставропольского и Краснодарского краев организовали шефство над строительством новых учебных заведений профтехобразования. В Ставрополе в 1978 г. были построены специальные мастерские и полигоны для 7 профтехучилищ, в которых обучалось более 3,5 тыс. человек по 40 специальностям Шефство над системой профтехобразования занимало важное место в деятельности горкомов, райкомов комсомола. Тесная связь комитетов ВЛКСМ заводов и подшефных профтехучилищ создавала возможность для улучшения идейно-воспитательной работы, способствовали повышению трудовой и общественно-политической активности учащихся.

Парторганизация и комитет комсомола завода «Красный металлист» Ставрополя шефствовала над ГПТУ-18. Учащихся знакомили с заводом, его историей, передовиками производства, трудовыми традициями завода. На период производственной практики ребят направляли в передовые бригады, выделяли опытных наставников. В результате все выпускники закреплялись на заводе, многие из них и после службы в рядах Советской Армии возвращались в родной коллектив. Партийная организация Краснодарского хлопчатобумажного комбината шефствовала над ГПТУ №24 Краснодара. В ГПТУ №24 учили профессии текстильщика и учеба была организована таким образом, чтобы учащиеся в процессе обучения изучали - опыт новаторов и передовиков производства Краснодарского хлопчатобумажного комбината Валентины Новожиловой и Т.К.Бабенко.

Комитеты ВЛКСМ и групповые комсомольские организации училищ принимали активное участие в организации производственной практики в мастерских, предприятиях. По прибытии на место практики на предприятии все комсомольцы становились на временный учет в заводскую организацию и принимали участие в работе этой комсомольской организации наравне с кадровыми рабочими.

Во время прохождения практики старшие рабочие-ударники коммунистического труда брали шефстве над трудными учащимися. Учащиеся Кропоткинского железнодорожного училища Краснодарского края проходили практику на Северо-Кавказской железной дороге - Сочинской дистанции пути. Группа №26 выполнила производственную норму на 120%, семь учащихся этой группы повысили производственный финансовый план училища.

По традиции в училищах Ставропольского и Краснодарского краев проводились соревнования между выпускниками за право работать после окончания учебы в лучших комсомольско-молодежных коллективах базовых предприятий. Такое соревнование проводилось в СПТУ-18 Курганинского района Краснодарского края в 1979 г., в нем приняло участие 270 человек. Большинство выпускников училищ продолжали учебу в техникумах и высших учебных заведениях. Ежегодно в училищах проводились торжественные линейки с приглашением бывших выпускников училищ. На линейке комсомольцы и молодежь базового предприятия передавали эстафету трудовых дел учащимся училища.

В 1974 г. было подготовлено и направлено в народное хозяйство 24568 квалифицированных рабочих в Краснодарском крае и 25302 человека в Ставропольском крае. Абсолютное большинство выпускников являлись хорошими производственниками и принимали активное участие в жизни трудовых коллективов, в выполнении производственных задач.

Комсомольская организация применяла такие действенные формы воспитания, как конкурсы на лучшего по профессии, встречное социалистическое соревнование групп и бригад, школы трудового опыта, дополнительные занятия и комсомольские группы взаимопомощи. Комсомольские организации принимали активное участие в развитии-технического творчества учащихся ПТУ, в движении «За высокое мастерство в избранной профессии».

В сельском профтехучилище №5 Тихорецкого района Краснодарского края в 1970 г. в конкурсе по профессии участвовало 475 человек. В СПТУ-15 станицы Ладогская) Усть-Лабинского района в конкурсе по профессии участвовало 220 человек. В училищах проводились также соревнования за звание «резерв бригады коммунистического труда». В ГПТУ-30 города Абинск Краснодарского края в 1970 году было 15 групп, завоевавших звание «Резерв бригады коммунистического труда». В СПТУ-15 станицы-Ладогская Усть-Лабинского района Краснодарского края 13 групп боролись за звание «Резерв бригады коммунистического труда», но только 3 группы добились этого почетного звания. В ГПТУ-18 города Ставрополя в 1970 г. 14 групп были удостоены звания «Резерв бригады коммунистического труда».

В профессионально-технических училищах для учащихся создавались специальные комплексы, политехнического типа, учебные комбинаты и лаборатории были оснащены специальными техническими средствами, обучения. Выпускники начинали, свой путь на базовых предприятиях, коллектив которых им знаком, имея представление о производственной, этике. Поэтому бесхозяйственность вызывала у них активный протест. Ведь на комбинате они видели, как рабочие боролись за качество, труда и продукции, экономили сырье и сами участвовали в этой борьбе. Во всех профтехучилищах на высоком уровне проходили Ленинские зачеты «Пятилетке эффективности и качества - энтузиазм и творчество молодых». Учащиеся системы профтехобразования имели личные комплексные планы «Учиться коммунизму». Интересно и содержательно проводился в училищах традиционный праздник - День молодого рабочего. Большую роль в воспитании любви к избранной профессии имела пропаганда среди учащихся положений Морального кодекса строителей коммунизма добросовестного труда на благо общества.

Несмотря на все перечисленные положительные факты трудового воспитания молодежи, система профтехобразования имела ряд негативных моментов. Из-за слабой материально-технической базы не все профтехучилища были полностью укомплектованы и хорошо оснащены необходимой техникой и оборудованием, не хватало жилых помещений, общежитий, учебных корпусов. Ленинградское училище механизации сельского хозяйства №7 Краснодарского края имело небольшой земельный участок учебного хозяйства (менее 100 га), что затрудняло организацию практических занятий по приобретению учащимися первоначальных навыков, эксплуатации сельскохозяйственной техники».

Планирование профессиональной подготовки проводилось без достаточного учета потребностей предприятий городов и районов в пополнении производственных коллективов за счет грамотной молодежи. Существовавшая система распределения молодых кадров страдала обезличкой - выпускник направлялся не на конкретное рабочее место, а на предприятие вообще. Наиболее эффективным было бы персональное распределение на те предприятия и в те бригады, где учащиеся проходили практику. Горкомы и, райкомы КПСС изученных районов не добивались, полного охвата в трудоустройстве молодежи. Кроме того, Крайкомы КПСС, исполкомы и комсомольская организация в Ставропольском и Краснодарском краях, как и по стране в целом недостаточно проводили работу по закреплению молодежи в сельском хозяйстве и на производстве. В поселке Джубга Краснодарского края для различной работы требовалось более 100 человек, но из числа выпускников не нашлось ни одного человека, желающего работать в совхозе. Недостатком в вопросе трудового и профессионального воспитания учащихся профтехучилищ являлось и то, что некоторые партийные и комсомольские организации предприятий не, всегда имели тесную связь с профтехучилищами, работали с молодежью по шаблону, не придавая значение возрастным особенностям, используя старые принципы коммунистической морали.

Главным источником пополнения кадров всегда была подрастающая молодежь. Перед обществом стояла проблема использования и руководства молодежью на, производстве. В первую очередь необходимо было развить профессиональное мастерство и повышение квалификации рабочих. В 1969 г. партией и правительством было принято постановление «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы, профессионально-технического образования. В нем отмечалось, что уровень подготовки молодых рабочих значительно отставал от потребностей народного хозяйства, что руководители предприятий не оказывали необходимую помощь преподавателям и тем самым не вели работу по повышению культурно-технического уровня рабочих. Были намечены меры по дальнейшему развитию профтехобразования, положившие начало постепенному преобразованию ранее действовавших учебных заведений в профтехучилища с 3-4 летним сроком обучения по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием по наиболее сложным профессиям.

В такие училища предлагалось принимать молодежь, окончившую 8-летнюю образовательную школу. В постановлении» также указывалось на необходимость, увеличения строительства новых учебных заведений и повышения уровня воспитательной работы среди учащихся. Реализация постановления потребовала пересмотреть содержание учебных планов. В учебные, планы были введены новые предметы (обществоведение, эстетическое воспитание, экономика производства) определены единые сроки и программы обучения, по основным учебным дисциплинам (электротехника, механика, техническое черчение). Более высокая, общеобразовательная подготовка молодежи (8-классников), принимаемой на обучение, дала возможность повысить уровень общетехнической подготовки учащихся. В профтехучилищах, страны готовили квалифицированных рабочих по 1100 профессиям.

Вопросы подготовки новых рабочих непосредственно на производстве были связаны с общей проблемой соответствия уровня квалификации работников уровню развития средств производства. Особенно остро эта проблема встала в условиях развертывающейся научно-технической революции, когда быстрое изменение характера техники и технологии не просто потребовало нового значительного контингента рабочих, а предъявило повышенный спрос на высококвалифицированных специалистов. Профессии наладчика автоматических линий термиста установок токов высокой частоты, сталевара, оператора автоматизированных прокатных станов и т.п. требовали от рабочего способности ориентироваться во всей системе применяемых орудий труда и технологии производства. В их деятельности все большую долю занимал умственный труд. Совершенствование подготовки рабочих непосредственно на производстве рассматривалось как необходимая мера в общей цепи мероприятий по подъему производительности труда.

Существенную работу в этом направлении проводили профсоюзы. Всесоюзный Центральный Союз Профессиональных Союзов (ВЦСПС) обязал профсоюзные организации активно включиться в работу по улучшению качества подготовки рабочих на производстве. Основными формами подготовки новых рабочих на производства в изучаемый нами период оставались индивидуальное и бригадное производственное обучение, а также профтехобучение на курсах с отрывом и без отрыва от производства. Большинство рабочих на производстве готовились путем индивидуального обучения.

Содержание обучения определялось программами, которые учитывали творческий опыт рабочих, накопленный в ходе длительной трудовой деятельности. Изучался и обобщался, комплекс передовых методов и приемов работы по отдельным рабочим профессиям. Индивидуальное обучение обеспечивало подготовку лишь рабочих массовых профессий. Быстрота и низкая стоимость обучения рабочих этим» методом по мнению хозяйств, искупала такие недостатки, как слабость теоретических знаний и профессиональных навыков. Однако, этот недостаток в конечном итоге отражался на качестве выпускаемой продукции.

Бригадная форма обучения, по существу своему мало отличалась от индивидуальной, ей присущи были те же положительные и отрицательные стороны. Главным недостатком этого вида обучения являлась слабость теоретической подготовки. В отличие от этих методов, курсовое обучение имело ряд преимуществ самым важным являлось углубленное изучение теоретических основ профессионального мастерства. В результате большой работы по совершенствованию системы подготовки кадров на производстве заметно улучшились количественные и качественные показатели. В Краснодарском крае за период с 1960 по 1965 гг. было подготовлено и обучено около 46 082 человек, в Ставропольском крае - 67 300, в КЧАО - 863 Г человек.

Для повышения профессионализма и мастерства применялись различные формы повышения квалификации. Одной из наиболее распространенных форм явились производственно-технические курсы. Они создавались для расширения и углубления прежде всего технических знания, при этом рабочий одной специальности передавал свой опыт рабочему другой специальности. Такие курсы превращались в своеобразную форму взаимного обучения новой специальности. В машиностроении это были токарь и фрезеровщик, токарь и шлифовщик, шлифовщик и фрезеровщик.

Данная форма повышения квалификации была прогрессивной, т.к. она подготавливала к совмещению профессий на основе овладения сложными специальностями, давала большую экономию в рабочей силе, повышала производительность труда.

В школах по изучению передовых методов труда, осваивались методы работы передовиков производства и новаторов, добившихся наиболее высоких показателей по производительности труда, качеству продукции, экономии материалов и электроэнергии. Здесь рабочие знакомились с приемами работы новаторов производства, получали комплекс специальных знаний необходимых для овладения передовой техников, высокопроизводительными, способами труда для дальнейшего повышения квалификации.

В школах по овладению вторыми профессиями или смежными специальностями обучались рабочие, чья трудовая деятельность требовала знаний и навыков смежной специальности. Обучение вторым специальностям по содержанию приближалось к подготовке новых рабочих. Кроме того, действовали курсы целевого назначения. На них изучались прогрессивная технология, новые виды сырья и продукции, новое оборудование и средство комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, правила технической эксплуатации. После окончания курсов рабочим присваивались высшие разряды. Выросло число сельскохозяйственных рабочих, прошедших различные формы повышения квалификации, что было вызвано механизацией сельскохозяйственного производства. Все нововведения в народнохозяйственном комплексе не имели долговременного экономического эффекта.

На партийных, комсомольских собраниях и производственных совещаниях обсуждались решения XX съезда партии, вопросы совершенствования организации и технологии производства, рационального использования оборудования и материалов, выявление резервов и повышения производительности труда. В идеологической работе широко использовались печать, радио, многочисленные кружки и семинары, народные университеты и. школы передового опыта. Сотни пропагандистов, агитаторов, лекторов постоянно несли в массы живое слово партии. Обсуждение решений съездов КПСС и борьбы за претворение в жизнь приняли всенародный характер. Активизации работы комсомольцев и молодежи в значительной мере было уделено внимание на XX съезде партии, где было подчеркнуто, что дело чести всей партии - воспитывать молодежь, достойную нашего революционного времени. Как мать заботливо пестует детей своих, так и партия должна растить молодое поколение - надежду и будущее нашей, великой Родины, сильных духом, стойких и самоотверженных бойцов за наше великое дело».

На основе решений XX съезда КПСС развернулось широкое соревнование за выполнение поставленных задач. Многие комсомольско-молодежные коллективы боролись за звание коллектива имени XX съезда КПСС. В Черкесске двум бригадам заводов низковольтной аппаратуры и холодильного оборудования было присвоено почетное звание коллектива имени XX съезда партии

Наиболее действенной формой участия молодежи в ускорении технического прогресса были комплексные планы совершенствования производства и личные планы культурно-технического роста. Составление таких планов и их реализация, требовали постоянной помощи и поддержки комитетов комсомола, организации повседневного контроля. Была практика создания специальных групп передовиков производства, специалистов, работников различных технических служб, которые помогали молодым рабочим выявлять резервы и находить пути их реализации. В результате возникали творческие бригады, в которых складывалось тесное содружество конструкторов, технологов, мастеров, наладчиков, станочников. В 1963 г. в Краснодарском крае работало более 4 тысяч комплексных бригад, в них участвовало 13 тысяч рационализаторов. Ими было разработано и внедрено 7 тысяч рацпредложений, с экономическим эффектом 37 млн. руб. Серьезный, кропотливый подход к делу предопределял реальность повышения производительности ход выполнения комплексных планов обсуждался в комсомольских группах, на производственных совещаниях. В Ставропольском крае в 1963 г. на промышленных предприятиях было 300 постоянно действующих производственных совещаний, только за первое полугодие они обсудили 1959 предложений направленных на улучшение технико-экономических показателей работы предприятий и строек. Экономический эффект от их внедрения в производство составил 40 млн. руб. Общественное бюро экономического анализа Краснодарского края разрабатывало план мероприятий на год и на каждый квартал. Затем мероприятия рекомендовались администрации предприятий для внедрения.

В строительных организациях молодежь добивалась повышения производительности за счет уплотнения графика работ, лучшего использования машин и механизмов. В Ставрополе бригада коммунистического труда строителей под руководством Героя Социалистического Труда А.А. Волобуева, чтобы ускорить сдачу объектов, организовала двух и трехсменную работу.

Широкое распространение получила инициатива по пересмотру норм выработки. Молодые рабочие за счет технических усовершенствований, лучшей организации труда, сокращения простоев добивались значительного повышения производительности. Исходя из патриотических чувств, многие из них вносили предложение повысить существующие нормы. Примером могут служить труженики Краснодарского хлопчатобумажного комбината. На этом предприятии самым популярным стало имя прядильщицы Валентины Новожиловой - ударника коммунистического труда, отличника соцсоревнования Российской Федерации. В честь XXV съезда КПСС Валентина Новожилова решила обслуживать 1980 веретен вместо 700 по норме. Это дало ей возможность за каждую смену вырабатывать дополнительно 280 кг пряжи. Партком комбината широко распространил почин передовой прядильщицы, по ее методу стали трудиться сотни работниц предприятия. Это соревнование вскоре приобрело всекубанский размах. Бюро райкома партии обязало партийные, профсоюзные и комсомольские организации широко развернуть соревнование за достижение наивысшей производительности труда на каждом рабочем месте. В 1971 г. только в Краснодаре трудилось около 50 тысяч ее последователей. В Черкесске выросли замечательные коллективы молодежи на заводах низковольтной аппаратуры (НВА), резино-технических изделий (РТИ) холодильного оборудования (ЗХО) на швейной и обувной фабриках. На заводе РТИ 60% рабочих составляла молодежь. Коллектив завода успешно справился в 1963 г. с выполнением государственного плана по всем показателям. В пятом году семилетки завод РТИ выпустил сверхплановой продукции на 1 млн. 252 тыс. руб., задание по производительности труда было перекрыто на 14%. На заводе работали 250 человек комсомольцев и молодежи. Отлично трудились коллективы Елдашева Н.И. и Гусева К.К. они попросили администрацию повысить им нормы. Их почин подхватили 70 комсомольцев завода. Комсомольские и молодежные бригады слесарей-сборщиков завода низковольтной аппаратуры 9-месячный план выполнили на 120%. Девушки завода, пересмотрев свои сменные задания, попросили администрацию завода увеличить их на 150%. Ширилось, движение рационализаторов. Только в 1963 г. были внедрены в производство 309 рацпредложений молодых рабочих с общим экономическим эффектом 304050 руб. В Черкесске молодые рационализаторы и изобретатели внесли более 400 предложений, которые дали более 220 тыс. руб. экономического эффекта.

Борясь, за повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, определенных успехов добились комсомольцы и молодежь многих предприятий. За высокие показатели в соцсоревновании в честь 50-летия Советской власти Черкесскому заводу низковольтной аппаратуры было вручено на вечное хранение Памятное знамя обкома КПСС, облисполкома и облсовпрофа. Досрочно, к 16 декабря, был выполнен годовой план, значительно снижена себестоимость выпускаемой продукции. Только в 1967 г. были пересмотрены 210 норм выработки. В этом состояла заслуга и комсомольцев завода. На заводе трудилось много молодежи из 123 8 рабочих завода половину составляли комсомольцы и молодежь.

Молодежь участвовала в соревновании за высокое качество выпускаемой продукции, высокий технический уровень продукции. Повсеместно в Ставропольском и Краснодарском краях проводились соревнования, за создание бригад, участков и смен отличного качества, за честь заводской марки, проходили общественные смотры и конференции по качеству продукции. Комитеты комсомола предприятий проводили широкую воспитательную работу среди молодежи, разъясняли огромную политическую и народнохозяйственную важность борьбы за качество, прививали» молодым труженикам чувство высокой ответственности за свой труд. Инициаторами движения за увеличение выпуска продукции отличного качества выступили коллективы Краснодарского нефтеперерабатывающего завода и Новороссийского цементного завода. В Ставропольском крае инициаторами движения стали коллективы заводов «Красный металлист», поршневых колец и молодой коллектив сажевого завода. На сажевом заводе Ставрополя был проведен широкий общественный смотр производства, улучшена работа научно-технического общества и Всесоюзного общества инженерных работников. Большую роль в подъеме производства на сажевом заводе сыграла общественная комиссия по внедрению новой техники, возглавляемая А.С. Наумовым. Ткачиха Краснодарского камвольно-суконного комбината Т.К. Бабенко выступила инициатором движения «Кубанской продукции - отличное качество». Этот почин был одобрен бюро краевого комитета партии. В 1971 г. в соревновании за повышение качества продукции на промышленных предприятиях края включились 165 тыс. чел.

Это движение возглавили партийные организации. Пути повышения качества обсуждались на разных уровнях на пленумах районных комитетов партии, собраниях партийно-хозяйственных активов, заседаниях, бюро райковом КПСС. На всех предприятиях Ставропольского и Краснодарского краев а также КЧАО проводились «дни качества». Это положительно сказалось на совершенствовании производства 92% выпускаемой продукции стали сдавать с первого предъявления. В ходе борьбы за качество, экономию и бережливость выработались новые методы работы.

На Черкесском заводе резинотехнических изделий в 1972 г. молодежь стала инициатором борьбы за. повышение качества продукции. Состоялось, собрание с повесткой, дня «Борьба за повышение качества продукции - комсомольская забота». На заводе стали регулярно проводится дни качества, была внедрена балльная система работы по качеству в каждой смене, проведена переаттестация большей части рабочих. Это ликвидировало-обезличку, небрежность в работе повысило ответственность рабочих. В результате проведенных на заводе мероприятий резко сократился внутрицеховой брак, потери уменьшились в 2 раза, не стало поступать рекламаций на отгруженную продукцию и сдачи ее первым сортом достигла 99,6%.

В соревновании за качество продукции важную роль играли контрольные органы в различных звеньях производства. Широкое распространение получили общественные формы контроля. Создавались общественные отделы, технического контроля, инспекции по, качеству, действовали контрольные посты. Вопросами качества продукции занимались и советы молодых специалистов. Как отмечалось, на пленуме ВЦСПС, улучшение качества продукции все большее место занимало в обязательствах молодых рабочих. Молодые труженики брали личные и коллективные обязательства, составляли встречные планы, проводили взаимопроверки, переходили на работу без контролеров, с личными клеймами и гарантийными паспортами. Важный воспитательный момент был заложен в доверии лучшим рабочим личного клейма. Такое доверие было одним из самых действенных моральных стимулов, так как технически подготовленный работник, действуя по принципу чести и доверия, оказывался лучшим контролером качества своей продукции. В КЧАО более 6 тыс. рабочих сдавали продукцию с первого предъявления, около 100 человек носили гордое звание «Отличник качества». На заводах и фабриках, Краснодарского края широко распространился метод бездефектного изготовления продукции и ее сдача ОТК с первого предъявления, разработанный саратовскими машиностроителями. Настоящей школой передового опыта стал Ейский станкостроительный завод, на котором 1206 человек сдавали продукцию с первого предъявления, 230 работали с личным клеймом качества.

В ходе борьбы за выполнение экономической реформы в 1966-67 гг. развернулось движение за высокое качество выпускаемой продукции. Это движение широко охватило трудящихся Ставропольского и Краснодарского краев и особенно оно было подхвачено молодежью. Так, свыше 1000 молодых тружеников Ставрополя добились права работать с личным клеймом. Немалая их заслуга в том, что шестидесяти видам продукции, выпускавшейся предприятиями города, был присвоен Государственный знак качества. Проводились общественные смотры качества продукции. На предприятиях Краснодарского края в 1969 г. в смотре качества продукции участвовали 140 тыс. молодых рабочих и инженерно-технических работников. Специально созданные комиссии проверили 7500 изделий и внесли около 3 тысяч предложений по улучшению их качества, большая часть из них была внедрена в производство. Во многих комсомольских организациях молодежные коллективы участвовали в борьбе за выпуск продукции отличного качества.

Положительным примером может служить работа молодежи на заводе РТИ в КЧАО, производившем клиновидные и вентиляционные ремни, формовые резинотехнические изделия, высоконапорные рукава для эксплуатации нефтяных скважин. Были установлены рейды проверки качества изделий, изучали причины брака, изыскивали пути его устранения, организовывали взаимоконтроль, широко применяли моральное поощрение-передовиков, оформляли доски бракоделов, вывешивали «молнии». Вопросами качества занимались партийная, профсоюзная, комсомольская-организации и администрация. Они четко и предметно распределяли между собой участки работы иобщими усилиями добивались успеха в борьбе за качество. В конце 1967 г. на РТИ 94% изделий сдавалось с первого предъявления, брак сократился на 25% без контролеров выпускали продукцию 50 комсомольско-молодежных бригад и 500 молодых рабочих. К 1970 г. объем производства составил 6600 тыс. условных единиц клиновидный ремней. На предприятиях Ставропольского и Краснодарского краев применялся, метод контроля, за качеством, когда общественный контроль устанавливался по всей технологической линии изготовления продукции и охватывал и проектные бюро, и предприятии, и организации, в которых они эксплуатировались. Впервые такая система применялась в 1968 г. в Краснодарском крае на заводе электроизмерительных приборов, Краснодарском камвольно-суконном и хлопчатобумажном комбинатах. Большую роль в повышении качества продукции и внедрении системы бездефектного труда играла наглядность. На предприятии Краснодарского завода электроизмерительных приборов у каждого мастера имелся график ежесменной сдачи продукции с первого предъявления каждым рабочим. Заполнялся он ежедневно контролером и вывешивался на всеобщее обозрение. Поэтому каждый рабочий знал, какое он место занял в соревновании за высокое качество изделий. В каждом цехе были стенды бездефектного труда в целом по предприятию, отражающие положение передовиков и отстающих.

 

Автор: Бытдаева Ф.А.