12.10.2011 3620

«Локальная война» на Юге Вьетнама и начало воздушной войны на Севере Вьетнама (1964-1968 гг.)

 

В своем обращении к Конгрессу по случаю вступления на пост президента Л. Джонсон заявил, что нация будет продолжать сохранять свои обязательства на всем пространстве от Южного Вьетнама до Западного Берлина. «В век, когда невозможно ни выиграть, ни победить, -заявил президент, - мы должны быть готовы, с одной стороны, к конфронтации, а с другой стороны, к ограничению. Мы должны быть готовы к защите национальных интересов и переговорам за общие цели».

Стремясь спасти сайгонский режим и удержать Южный Вьетнам под своим контролем, Л. Джонсон был вынужден пересмотреть стратегию США во Вьетнаме. После совещаний высшего генералитета США в Сайгоне (март 1964) и Гонолулу (май 1964) американские правящие круги взяли курс на развязывание военных действий против Демократической Республики Вьетнам, которое своей поддержкой и помощью оказывала решающее, как они полагали, влияние на ход военных действий в Южном Вьетнаме.

Президент Джонсон в своей первой директиве по Вьетнаму одобрил программу нарастающих ударов по ДРВ, для «обеспечения победы над коммунистами» в Южном Вьетнаме.

Как стало известно из «Документов Пентагона» министр обороны Макнамара в своей докладной записке по итогам визита во Вьетнам, отмечал, что резидентура ЦРУ и военное командование США в Сайгоне, разработавшие программу скрытных военных операций против ДРВ, проделали «блестящую работу». Вместе с тем, в ней подчеркивалось, что «ситуация весьма тревожна... Если положение в ближайшие два-три месяца не улучшится, то это может привести в лучшем случае в нейтрализации, а скорее всего - к созданию контролируемого коммунистами государства.

Угроза окончательного краха марионеточного режима заставляла правительство США непрерывно наращивать усилия по его спасению. В марте-июне 1964 г. Пентагон разработал стратегию «локальной войны» во Вьетнаме, которая предусматривала отправку в Южный Вьетнам дополнительных воинских контингентов и переформирование сайгонской армии, наряду с осуществлением ряда социальных и политических мер, призванных обеспечить хоть какую-то стабильность режиму. В США возник новый орган, ответственный за руководство военными действиями во Вьетнаме и подчиненный непосредственно Пентагону, и специально американо-сайгонское командование. Значительное место отводилось организации диверсий и психологической войне в отношении ДРВ. Все было подчинено превращению Вьетнама в важный опорный пункт экспансионистской глобальной политики американского правительства.

В этот период ЦРУ представило Белому Дому план развертывания «микро-масштабной войны» во Вьетнаме, включавший три этапа. На первом предполагалось вторжение в Северный Вьетнам самолетов ВВС США, лишенных опознавательных знаков, с экипажами наемников ЦРУ. Самолеты должны были пикировать на вьетнамские цели, создавая шумовые эффекты, но воздерживаться на первое время от бомбардировок. Второй этап предусматривал наращивание контингентов американских войск в Южном Вьетнаме, а также поставку флота США в Тонкинский залив. Так как действие первого и второго этапов могли не привести к ожидаемым результатам, главные надежды возлагались на третий, заключительный этап - высадку в Северном Вьетнаме воздушных и морских десантов, морскую блокаду страны и уничтожение ее жизненно важных объектов воздушными бомбардировками. План этот в силу сложившейся в тот период международной обстановки в полной мере осуществить не удалось, но многие из содержащихся в нем рекомендаций были включены в предложенную ЦРУ и санкционированную президентом Джонсоном программу военных и тайных операций против ДРВ под название «OPLAN 34 А» (оперативный план 34А).

Реализация этой программы предусматривала разведывательные налеты над территорией ДРВ, похищение северо-вьетнамских граждан с целью получения от них разведывательных данных, заброску специальных групп для совершения диверсий на жизненно важных объектах, развертывание в широких масштабах психологической войны, обстрел населенных пунктов. Цель этих «подрывных акций» состояла в том, чтобы «произвести значительные разрушения, нанести экономический ущерб и создать трудности для населения».

«OPLAN 34А» послужил главным сценарием для проведения военных и тайных подрывных акций вплоть до августа 1964 г., когда война вступила в особую фазу. Выполнение плана осуществлялось под руководством министра обороны через особую группу при комитете начальников штабов - «отдел по противоповстанческим операциям и специальной деятельности». Диверсионные операции, вплоть до заблаговременного составления месячных графиков налетов, согласовывались с госдепартаментом и ЦРУ. Ответственность за «межведомственную координацию» несли помощник государственного секретаря У. Банди и Дж. Макнотон - помощник министра обороны по делам международной безопасности.

Резидентура ЦРУ в Сайгоне непрерывно разрасталась. В середине 60-х гг. она насчитывала уже свыше тысячи человек. Здесь было сконцентрировано больше сотрудников, чем в любом другом районе мира. Ежегодно каждый отдел ЦРУ обязан был выделять определенное количество добровольцев для проведения операций во Вьетнаме независимо от их прошлого опыта работы. В самом ЦРУ была учреждена должность специального помощника директора по вьетнамским делам.

Важное значение ЦРУ придавала, так называемым, отрядам гражданской обороны, пользовавшимся его поддержкой и находившимися на его полном содержании. Численность их достигала 45 тысяч человек.

Участие в операциях «OPLAN 34А» этих отрядов, представлявших собой местные карательные силы, регулировалось командованием войск специального назначения армии США. Работники отдела специальных операций при содействии сотрудников ЦРУ руководили так называемыми «группами контртеррора», которые занимались похищением людей, пытками и убийствами. Кроме того, ЦРУ совместно с Пентагоном организовало систематические разбойничьи вылазки на территорию ДРВ с целью сбора шпионской информации и проведения диверсионно-террористических акций.

Особое предпочтение отдавалось при этом заброске морских десантно-диверсионных групп, доставляемых на берег с помощью хорошо вооруженных скоростных катеров.

В каждой из 44 провинций Южного Вьетнама ЦРУ был создан и финансировался центр допроса. Во главе его стоял оперативный работник ЦРУ или служащий по контракту. Большая часть операций сводилась к пыткам лиц, подозреваемых в связях с партизанами. Пытки, которые были общераспространенными явлениями, применялись в соответствии с официальной инструкцией. По словам одного капитана из ЦРУ эта инструкция «позволяла грубое обращение с военнопленными», можно оправдать любое обращение и даже пытки, если полученная в результате допроса информация может спасти жизнь американского солдата. Насколько мне известно, об этой установке знал весь личный состав отдела по ведению допроса».

Одним из технических открытий, которым ЦРУ очень гордились и которое широко применялось во Вьетнаме, была система обнаружения пользования оружием. Лицу, подозреваемому в принадлежности к НФОЮВ, обрабатывали руки специальным химическим составом, а через несколько минут направляли на них ультрафиолетовый луч. Если цвет химического состава определенным образом менялся, это означало, что подозреваемый брал в руки металлический предмет (предполагалось, что оружие) в течение предшествующих 24 часов. Американцев мало смущало то обстоятельство, что химическое вещество было одинаково чувствительно к любому металлическому предмету - как к сельскохозяйственному инструменту, так и к оружию, поэтому жертвой расправы мог стать человек, который до этого держал в руках простой молоток.

Одним из первых проявлений новой стратегии США во Вьетнаме стали провокационные действия, предпринимаемые в расчете на то, чтобы скрыть и оправдать ее сущность, а затем и к прямой вооруженной интервенции против ДРВ.

7 августа 1964 г. только двумя голосами против в Сенате Конгресс принял Тонкинскую резолюцию, уполномочившую президента Л. Джонсона «принять все необходимые меры для отражения любого вооруженного нападения на силы Соединенных Штатов включая использование вооруженных сил, чтобы помочь любому члену Организации договора о коллективной обороне Юго-Восточной Азии (то есть СЕАТО) или любому государству, упомянутому в протоколе к этому договору, которое обратится за помощью...». Фактически это означало провозглашение войны ДРВ без всяких ограничений, хотя официально она оставалась «необъявленной войной».

«Тонкинская резолюция» была принята после того, как в начале августа 1964 г. самолеты ВВС США предприняли бомбардировку ряда приморских районов ДРВ. Л. Джонсон, оправдывая акты нападения, утверждал, что они были «ответной мерой». В Вашингтоне было объявлено, что в начале августа 1964 г. американские эсминцы «Мэдокс» и «Тэрнер Джой», находившиеся, якобы в международных водах в Тонкинском заливе, подверглись нападению торпедных катеров ДРВ.

Данная резолюция Конгресса, послужившая формальным предлогом для развертывания широких военных действий США во Вьетнаме, была от начала до конца фальшивой. Во-первых, ложью являлись утверждения о нападении неких «торпедных катеров» на американские эсминцы. Во-вторых, «Токийская резолюция», основанная на прямой дезинформации Конгресса, была незаконна, ибо противоречила международному праву и не являлась тем, за что ее выдавали - объявлением войны.

Как отмечалось в докладе Комитета юристов по вопросу об американской политике в отношении Вьетнама, нет никаких свидетельств того, что Конгресс понимал, что объявляет войну... Конгресс не объявлял войну Вьетнаму, его совместные резолюции «не делают ведение войны администрацией Джонсона конституционным».

В феврале 1968 г. сенатская комиссия по иностранным делам фактически признала, что американские эсминцы не подвергались нападению в Тонкинском заливе.

После окончания Вьетнамской войны представители администрации также были вынуждены признать, что «инцидент» и «резолюция» были заблаговременно разработаны американской стороной. Более того, в первые месяцы 1966 г. в Конгрессе, при обсуждении политики правительства по вьетнамскому вопросу, сенатор-демократ Морзе предлагал отменить так называемую «Тонкинскую резолюцию» Конгресса от 10 августа 1964 г., являющуюся согласно официальной версии, «основой» действий президента во Вьетнаме, поскольку она, мол, уполномочила его предпринять «все необходимые меры», связанные с ведением Вьетнамской войны. В противовес этому республиканец Джэвитс и демократ Рэндольф сразу же выдвинули свой проект, который призывал Сенат подтвердить резолюцию 1964 г.

Таким образом, «инцидент» в Тонкинском заливе явился еще одним примером проявления политики правящих кругов США, которые не задумываясь идут на любое нарушение норм международного права, на любую военно-политическую провокацию, если того требуют так называемые «жизненные интересы» Соединенных Штатов.

Принимая решение о вооруженном вмешательстве, как отмечают Л. А. Бочков и Е. А. Кутовая, Вашингтон рассчитывал, что «успешная локальная» военная операция... будет достаточным «предупреждением» национально-освободительным революциям всего «третьего мира» и в то же время подбодрит союзные Соединенным Штатам азиатские страны и режимы».

Отдавая приказ о бомбардировках Демократической Республики Вьетнам, Л. Джонсон заявил в августе 1964 г. «Возможно, меня будут осуждать, но победа, которую мы завоюем, реабилитирует меня как политического деятеля, не останавливающегося на пороге самого трудного выбора».

Первый удар по северному Вьетнаму авиация США нанесла 5 августа 1964 г. Бомбардировке был подвергнут административный центр одного из приморских районов ДРВ - Хонгай, где по утверждению Пентагона, находились «базы северовьетнамских торпедных катеров». Так же в ходе «карательной» акции, был нанесен удар по базе противника в Вине. Всего было совершено 64 боевых вылета на цели. По сообщениям пилотов, топливные хранилища горели и взрывались, дым поднимался на высоту свыше 4000 м, восемь северовьетнамских катеров было уничтожено и 21 поврежден. Известия об этих действиях США во Вьетнаме вызвали неоднозначные отклики американской общественности.

Президент был этим озабочен, и неоднократно пытался убеждать общественность, что США не стремятся к расширению войны во Вьетнаме, а использование флота и авиации необходимо лишь как «ответная мера», чтобы «подавить в зародыше» агрессию Северного Вьетнама против Южного. Он убеждал народ, что его страна достаточно могущественна, что «Америка может и Америка будет встречать любой «вызов», опасаясь, тем не менее глубокого вовлечения в конфликт». Это доказывало, что перед Джонсоном стали возникать проблемы, требовавшие незамедлительного решения, как в собственной стране, так и в Южном Вьетнаме, где хаос по-прежнему нарастал. Силы Вьетконга продолжали свою военную кампанию, причем наносили удары не только по южновьетнамским, но и по американским войскам и средствам обслуживания.

По мере того, как 1964 г. подходил к концу, натиск коммунистов на Юге все усиливался и непрерывные поражения сайгонской армии поставили США перед необходимостью взять на себя основную роль в ведении боевых действий.

В 1965 г. США наконец перестали «помогать Южному Вьетнаму» помогать самому себе» и перешли к ведению широкомасштабной войны. Так была санкционирована воздушная война против Демократической Республики Вьетнам, которая явилась частью агрессивной военной стратегии США во Вьетнаме. Франц Йозеф Штраус писал «Войны редко начинаются по чьему-нибудь умыслу. В большинстве своем они возникают из-за нежелания постигать уроки истории, недооценки риска и просто из-за того, что кто-то по неосторожности не замечает, что переходит точку возврата». Он заканчивает мысль такими словами «...события происходят словно сами по себе и более не поддаются управлению». Так случилось и во Вьетнаме. Американцы начали войну и вскоре потеряли над ней контроль.

7 февраля 1965 г. вьетнамские патриоты атаковали американскую военную базу вблизи Плейку (Южный Вьетнам). В результате акции был нанесен значительный урон. Имелись и потери среди американского личного состава. Генерал-лейтенант армии США в отставке Дэвидсон в своей книге пишет «Случившееся в Плейку стало чем-то вроде убийства в 1914-м эрцгерцога Фердинанда в Сараево и само по себе не являлось событием огромной важности».

8 ответ на нападение вьетнамских коммунистов на американскую военную базу вблизи Плейку президент Джонсон приказал провести акцию возмездия - нанести удар по целям в рамках программы «FLAMING DART» («Пылающая стрела»). Правительство США не могло объяснить, почему нападение южновьетнамских партизан могло служить поводом для массированных бомбардировок ДРВ. Правительство Соединенных Штатов публично объявило об «адекватном акте возмездия». 9 февраля министр Макнамара вышел с предложением провести восьминедельную кампанию воздушных ударов по инфильтрационным базам и связанным с ними объектам на юге Северного Вьетнама.

10 февраля вьетконговцы атаковали места расквартирования американского сержантского состава в Куи-Нгоне, убив 23-х и ранив 21-го военнослужащего. В ответ ВМС США бомбили военный лагерь в Чань-Хоа на юге Северного Вьетнама, а южновьетнамские летчики атаковали места дислокации АСВ в Вит-Ту-Лу. На этот раз правительство США характеризовало акции возмездия как общий ответ «на постоянное проявление агрессии со стороны Вьетконга и северных вьетнамцев»

Хотя такое изменение в обосновании и не нашло широкого отклика у публики, оно отражало процесс перехода администрации к иной концепции участия Соединенных Штатов в войне во Вьетнаме.

13 февраля 1965 г. президент Джонсон распорядился о начале «программы проводимых совместно с Южным Вьетнамом взвешенных и ограниченных воздушных рейдов по выборочным целям на территории Северного Вьетнама». Эта программа, получившая название «ROLLING THUNDER» («Раскаты грома») действовала на протяжении трех с половиной лет. С самого начала вокруг «ROLLING THUNDER» было много шума, создаваемого гражданскими чиновниками Соединенных Штатов и их противниками из «военного лагеря», линия которых в отношении целей и методов ведения кампании заметно отличалась. К этому примешивалось еще и борьба за право вырабатывать не только стратегию, но также тактику проведения боевых операций. В то время как сама концептуальная сущность «ROLLING THUNDER» и методы реализации программы служили предметом спора, военные действия протекали в соответствии с выдвинутой гражданскими чиновниками доктриной «ограниченной воины». Она основывалась на двух принципах. Первое США должны сдерживать натиск коммунизма, процесс распространения которого происходил за счет местных войн. Второе, необходимо избежать ядерной войны с Китаем или Советским Союзом. В прикладном смысле это предполагало взятие на вооружение «стратегии градуализма» то есть идеи «...не применять максимальных усилий для нанесения военного поражения неприятелю. Использовать силу с умом, задействуя полный спектр различных средств - от дипломатии до военных акций - с целью достижения желаемого через воздействие на волю противника». Известный стратег-теоретик Р. Осгуд в своей книге «Возвращение к ограниченной войне» пишет «В данном принципе присутствует логика, привлекающая новое поколение реалистично мыслящих американских либералов, понимающих, что обязанность их заключается в том, чтобы управлять разумно в интересах поддержания мирового порядка». Неотъемлемым свойством авторов данной доктрины было недоверие к военным. Ученые либералы были убеждены, что, при случае, военные, в своих попытках «одержать победу», поведут дело к эскалации любых боевых действий. Чтобы пресечь подобную возможность, теория предусматривала дать в руки президента такие рычаги, которые предоставили бы ему возможность ограничивать количество сил, применяемых в том или ином решении, до размеров, которые были бы оправданы политическим соображениями.

Таким образом, между гражданскими и военными велись споры относительно целей программы «ROLLING THUNDER».

Гражданскую «команду», отстаивающую теорию градуального применения авиации против отобранных и преимущественно не имевших особого значения объектов на территории северного Вьетнама, возглавлял помощник министра обороны по делам международной безопасности Джон Г. Макнотон. Суть его предложения сводилась к тому, чтобы дать понять Северному Вьетнаму, что США не собираются шутить, «прекращайте, мол, поддерживать Вьетконг». Такой ограниченный подход предоставлял президенту Джонсону широкую возможность маневра и давал надежду на то, что на первых порах Советский Союз и Китай не станут вступать в войну. Опасность сползания к большой войне, к конфликту с социалистической системой оказывала сдерживающее влияние на политику США во Вьетнаме.

В рамках теории градуализма в сфере применения военной силы ВВС и авиация ВМФ наносили удары отрывочно и по выборочным объектам. Благодаря градуализму северные вьетнамцы получали время для подготовки средств ПВО и строительства новых военных объектов.

Военная «команда», во главе которой стояли начальники штаба ВВС и генерал Макконел и адмирал Шарп, убеждала президента развернуть кампанию массированных и неожиданных рейдов на аэродромы, нефтебазы, промышленные объекты по всему Северному Вьетнаму. Офицеры настаивали на том, что иначе авиацию использовать нельзя, бессмысленно, в то же время только чувствительные удары по важным объектам могут стать тем самым свидетельством серьезности намерений США, на которое обратят внимание в Ханое и прекратят оказание помощи Вьетконгу.

Однако у жесткого курса имелись свои недостатки. В глазах мировой общественности Америка рисковала оказаться громилой, обижающим слабого, что, в свою очередь, могло вызвать у России и Китая желание вступиться за слабого. Следовательно, гражданские опасались, как бы военные не развязали третью мировую войну. Военные, в свою очередь, боялись, как бы теории гражданских не привели к поражению США в войне во Вьетнаме.

Посередине между двумя противоборствующими сторонами находился президент Л. Джонсон, он искал способа подстраховаться и склонялся к гражданским. Вот почему слабый старт операции «ROLLING THUNDER» представлялся ему наиболее удобным.

Непосредственные исполнители «ROLLING THUNDER)) летчики, имели право бомбить только незначительные объекты, расположенные не выше 19-й параллели. Количество самолето-вылетов также жестко ограничивалось. Джонсон лично намечал объекты для бомбардировок. Так же указывалось сколько и каких самолетов задействовать в том или ином случае, а иной раз отдавались распоряжения относительно типа и веса бомб. Все эти действия, по мнению военных, сводили на нет возможные результаты «ROLLING THUNDER)), как военные, так и политические. Но в последние годы жизни, как сообщает военный историк С.Л.А. Маршал, Л. Джонсон сказал одному из своих друзей: «Я знаю, в чем заключается мой главный просчет в этой войне. Я не оказывал должного доверия военным советникам».

Таким образом, операция «ROLLINGN THUNDER)) своей цели не достигла, а именно, не смогла заставить Ханой прекратить помощь Вьетконгу и сесть за стол переговоров.

В ходе проведения операции «ROLLING THUNDER)). Пентагон использовал сотни самолетов новейшей модификации, ракеты класса «воздух - земля», бомбы лазерного и магнитного наведения, напалм и фосфор. Командующий ВВС США К. Лимэй заявлял, что Соединенные Штаты «вернут Северный Вьетнам в каменный век». Бомбардировки северо-вьетнамских городов, поселков, деревень в обязательном порядке сопровождались интенсивной пропагандой. В радиопередачах и листовках американцы запугивали население ДРВ новыми, более интенсивными налетами. Широко использовался прием заблаговременного предупреждения о предстоящих бомбардировках. Этот прием особенно эффективно действовал в районах, прилегающих к уничтоженным городам и деревням, так как их жители воочию могли убедиться в результатах бомбардировок.

Тем временем озабоченный проблемой безопасности военно-воздушных баз в Южном Вьетнаме, используемых американскими самолетами, генерал Вэстморленд потребовал два батальона морской пехоты. 26 февраля 1965 г. президент Джонсон одобрил отправку в Да-Нанг морских пехотинцев. Все, начиная с президента, рассматривали эти батальоны как части охраны и «как исключительное одиночное явление, а не часть последовательной программы». Авторы «Документов Пентагона» намекают на то. Что один лишь генерал Вестморленд видел в присылке тех двух батальонов первый шаг на пути введения американских войск во Вьетнам. Вестморленд отводит обвинения и пишет: «Я не считал присылку морских пехотинцев в Да-Нанг началом ввода сухопутных сил (во Вьетнам...) морская пехота нужна с одной только целью - защитить жизненно важный аэродром».

6 апреля в меморандуме № 328 (NSAM 328) Джонсон принял решение ужесточить программу «ROLLING THUNDER», а также направить во Вьетнам еще два батальона и одну воздушную эскадрилью морской пехоты. Но, что важнее всего, он «одобрил изменение задач всех батальонов морской пехоты..., чтобы позволить вести им более активные действия при условии, что это будет одобрено министерством обороны после консультаций с государственным секретарем. Тогда же было создано командование сухопутными войсками США во Вьетнаме во главе с генералом Вестморлендом. В июле государственный департамент США официально объявил о предоставлении американскому командованию в Южном Вьетнаме полномочий по использованию полностью американских войск не только в оборонительных боях, как это декретировалось до сих пор, но и в наступательных боях против партизан.

Данная акция явилась первым крупным шагом по пути изменения стратегии правительства США во Вьетнаме. 20 апреля 1965 г. в Гонолулу состоялось совещание на высшем уровне, на котором присутствовали Макнамара, Макнотон, Уильям Банди, Тейлор, Вестморленд, Бас Уиллер и адмирал Шарп. На совещании собравшиеся взяли на вооружение предложенную Тейлором так называемую «анклавную» стратегию, предусматривавшую создание серии анклавов вокруг ключевых объектов на побережье. Таких, как Да-Нанг, Нья-Транг, Куи-Нгон, Фу-Бай и Чу-Лай. Американские части, сосредоточенные вокруг этих объектов, получали право устраивать вылазки на расстоянии не более чем в 80 км от места дислокации, с тем, чтобы оказывать помощь силам армии Республики Вьетнам или действуя в рамках собственных антипартизанских акций. Такая стратегия ограничивала размах действий сухопутных войск США, которые ввиду своего компактного размещения в прибрежных зонах могли быть легко и быстро выведены из Вьетнама.

Однако, жизнь анклавной концепции оказалась непродолжительной. Появившаяся в апреле, к середине июня она была заменена другой стратегией, суть которой выражалась двумя словами «найти и уничтожить». Идея анклавов была применена лишь в одной небольшой и отчасти успешной операции, проведенной морскими пехотинцами в 25 км южнее Чу-Лая в августе 1965 г.

Важным фактором, разрушившим анклавную стратегию изнутри, служила проблема руководства и координирования операций войск США и Южного Вьетнама. Задачи охраны баз были четкими и ясными, концепция анклава предусматривала оперирование американскими частями в радиусе 80 км, где они неминуемо оказались бы в зоне действия южновьетнамских частей. США не стали бы подчинять свои войска вьетнамскому командованию, в то время как вьетнамцы не выражали готовности терпеть над собой американских генералов. На протяжении всего непродолжительного периода жизни анклавной стратегии проблемы координации так и оставались нерешенными.

Ситуация в Южном Вьетнаме ухудшалась. К концу мая стало очевидно, что южновьетнамская армия продемонстрировала полнейшую неспособность решать тактические задачи. 7 июня 1965 г. генерал Вестморленд выразил серьезную обеспокоенность сложившейся ситуацией. В сообщении, направленном главнокомандующему вооруженными силами США в районе Тихого океана адмиралу Шарпу, он указывал, что бойцы Вьетконга лучше вооружены и подготовлены, чем это было раньше. Он отмечал, что дезертирство из рядов армии принимает массовый характер, потерь больше, чем предполагалось, а боевой дух практически на нуле. Вестморленд делал вывод: «Я не вижу для нас иного выхода, кроме самого скорейшего привлечения к участию в боевых действиях в Южном Вьетнаме дополнительных вооруженных сил США либо третьих стран...».

22 июня генерал Уиллер сообщил Вестморленду о том, что во Вьетнам в самый кратчайший срок могут быть направлены четыре батальона. 26 июня Вестморленд получил полномочия применять войска США «в тех случаях, когда по мнению Командования по оказанию военной помощи Южному Вьетнаму это будет необходимо для усиления позиций правительственных войск Республики Вьетнам».

Поэтапное расширение войны США против Демократической Республики Вьетнам продолжалось. 9 июня 1965 г. авиация начала систематические бомбардировки южных районов ДРВ, расположенных между 17-й и 19-й параллелями, а в конце августа приступила к бомбардировке ирригационных сооружений. Бомбардировки дамб были составной частью еще одной «новой» войны, которую США начали вести во Вьетнаме. Она получила название «метеорологической» или «геофизической» войны. Также стали известны случаи «засева» облаков кристаллами йодистого серебра и йодистого свинца с целью вызвать огромные ливневые дожди на больших площадях и на длительный период, изменить температуру почвы, чтобы лишить население возможности пасти скот на пастбищах, выращивать рис.

Численность американского экспедиционного корпуса быстро возрастала и к концу 1965 г. превысила 185 тыс. человек. США перешли к ведению большой войны в Южном Вьетнаме, в которую были вовлечены стратегические силы армии Соединенных Штатов.

Достижение победы во Вьетнаме стало предметом политического престижа Белого Дома, и чем больше он выделял сил и средств для этой победы, тем больший глобальный резонанс приобретала данная война, превратившись в длительный кризис международно-политического характера.

В 1965 г. США добились согласия своих союзников по СЕАТО (Организация Договора Юго-Восточной Азии) - Южной Кореи, Таиланда, Филиппин, Австралии и Новой Зеландии направить в Южный Вьетнам воинские контингента для борьбы против южновьетнамских патриотов. Однако США не удалось добиться единодушной поддержки своих действии во Вьетнаме от всех союзников по СЕАТО: Франция и Пакистан открыто отказались поддержать США. В знак несогласия с американской политикой во Вьетнаме Франция отозвала своих представителей из постоянного штаба СЕАТО. Франция и Пакистан выступили за мирное урегулирование вьетнамской проблемы на основе Женевских соглашений 1954 г. Великобритания поддержала политику США, но от посылки своих войск во Вьетнам уклонилась. Практическое участие союзников США по СЕАТО в военных действиях не дало ожидавшегося в Вашингтоне эффекта. Южно-корейский режим послал во Вьетнам 50-ти тысячный экспедиционный корпус, а правительства Австралии, Новой Зеландии, Таиланда и Филиппин отправили ограниченные контингенты войск и вспомогательные подразделения. Максимальное число войск этих стран не превысило 72 тыс. человек.

Следует отметить, что наращивание сухопутных и военно-воздушных сил происходило значительно медленнее, чем ВМС. В целом же из общей численности личного состава, находившегося во Вьетнаме, 20-22% приходилось на экипажи кораблей и судов обеспечения; 30 - на морскую пехоту; 30-40 - на сухопутные войска до 20% - на личный состав ВВС. Авиация распределилась следующим образом: от 11 до 34% составляла палубная авиация; от 3 до 20% - авиация морской пехоты; а остальная часть была представлена тактической и стратегической авиацией.

Ведя войну во Вьетнаме, США превратили эту страну в свой огромный военный полигон, на котором проверялись военно-теоретические концепции и методы ведения операций, отрабатывались вопросы организации войск, их использование, взаимодействие. К 1969 г. через операции прошли более чем 2 млн. американцев, больше половины летного состава и почти весь личный состав кораблей Тихоокеанского флота США, которые приобрели, таким образом, огромный боевой опыт.

Американские войска во время военных действий 1964-1966 гг. (впрочем, как и во все последующие годы) прибегали к бесчеловечным методам ведения войны, запрещенным международным правом. Против Народных вооруженных сил освобождения и населения Вьетнама были брошены тысячи самолетов и вертолетов, танков и бронетранспортеров, все виды артиллерии, включая тяжелую. США не остановились перед использованием в Южном Вьетнаме биологических и химических средств массового поражения.

В ходе войны США также применили специально изготовленные рецептуры гербицидов и дефолиантов для уничтожения всех видов растительности, чтобы обеспечить возможность обнаружения с воздуха лагерей противника. То есть Соединенные Штаты сознательно пошли на нарушение Женевского протокола 1925 г., запрещающего применение химического оружия. Общее количество использованных отравляющих веществ, превысило 100 тыс. тонн.

22 февраля 1966 г. газета «Нью-Йорк тайме» сообщила, что самолеты «В-52» распыляли с воздуха «си-эс» - газ, представляющий собой химическое вещество раздражающего действия, современный вариант слезоточивого газа. Со ссылкой на Министерство обороны говорилось, что облако отравляющих веществ должно было прижать партизан к земле, где бы они оказались уязвленными для осколков авиационных бомб. Дальнейшие сообщения прояснили, что «си-эс» использовался для того, чтобы помешать противнику, быстро покинуть район военных действий перед началом бомбардировки или артиллерийского обстрела.

Война США во Вьетнаме вызвала серьезное недовольство широких слоев американского общества. Борьба против войны приобрела характер массового общенационального движения, беспрецедентного в истории США. Критическое переосмысление внешней политики правящей верхушки средними американцами началось с несогласия с целями и методами ведения этой войны. Все большее число людей - видных политических деятелей, представителей общественных организаций, деловых кругов, студентов вовлекалось в антивоенное движение с требованием уйти из Вьетнама. Особенно широких масштабов антивоенные демонстрации достигли в 1967 г., причем в рядах манифестантов шло все больше ветеранов. На этот период приходится создание общественной организации «Ветераны Вьетнама - против войны».

Многотысячные манифестации потрясли Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго и другие города Соединенных Штатов. Во время демонстраций у стен Пентагона осенью 1967 г. его «защита» обошлась властям более чем в 1 млн. долларов. «Для все большего числа американцев, - писал американский историк Г. Колко, - война во Вьетнаме стала поворотным пунктом в восприятии внешней политики США, событием, заставляющим их вновь уделить внимание глубинным основам, главным концепциям и структуре политики, которая, в сущности, разрушительна и опасна».

Борьба разгорелась и в политических кругах США. Если в период обсуждения «Тонкинской резолюции» против нее в Сенате проголосовало только 2 человека, то уже в начале 1965 г. не менее 75 демократов - членов Конгресса выступили против политики администрации во Вьетнаме. Образовались две группировки - сторонники политики администрации, которые получили название «ястребов» («hawks»), и выступали за «моральную ответственность нации, недопустимость победы коммунизма во Вьетнаме» (иначе в «соответствии с «теорией домино» Эйзенхауэра последует распространение коммунистической власти на другие страны) и ее противники «голуби» (doves»), утверждавшие, что борьба между правительством Южного Вьетнама и Северного Вьетнама не что иное, как гражданская война, в которую американцам не следует вмешиваться. Они подчеркивали репрессивный антидемократический характер режима в Южном Вьетнаме, а это означало, что войну не следует рассматривать в контексте борьбы между демократией и коммунизмом.

Сенатор У. Фулбрайт - один из лидеров «голубей» - сформулировал главный тезис оппозиции о войне во Вьетнаме. Он предупредил об опасности «перенапряжения» ресурсов для внутренней стабильности Америки и ее позиций за рубежом вследствие увлечения «глобальным интервенционизмом». И сегодня весьма актуально звучит высказывание У. Фулбрайта о том, что «вмешиваясь повсеместно в различные локальные конфликты, Америка «стоит перед опасностью перестать понимать, что она способна сделать, а что лежит за пределами ее возможностей».

Между тем война во Вьетнаме разгоралась. Президент Джонсон, министр обороны Макнамара, государственный секретарь Раек и другие американские государственные деятели не раз объявляли о «близком успехе» во Вьетнаме. Но победы не было. Наоборот, позиции США ухудшались, росло народное сопротивление.

В декабре 1965 г. Джонсон отдал приказ прекратить бомбардировки в надежде, что Северный Вьетнам сядет за стол переговоров. Когда же этого не произошло, бомбардировки возобновились.

В 1966 г. США усилили воздушную войну против ДРВ. Если до этого основным способом ее ведения было нанесение ударов группами в 30-60 самолетов со средних высот, то с начала 1966 г., ввиду нарастания противодействия противовоздушной обороны (ПВО) ДРВ, американская авиация начала переходить к действиями мелкими группами на малых высотах - 400 м и ниже, нередко до 20 м на равнинной местности и 50-200 м в горных условиях. Широко применялись радиолокационные помехи и средства подавления ПВО ДРВ. Американская авиация совершала ежедневно до 450-500 самолето-вылетов против Северного Вьетнама. Чтобы парализовать экономику Северного Вьетнама, Пентагон стремился, прежде всего, разрушить транспорт страны, нарушить движение по железным и шоссейным дорогам и водным путям.

Летом министр обороны США Р. Макнамара объявил о плане дальнейшего расширения бомбардировок в ДРВ. В июне налетами на предместья столицы ДРВ Ханоя и главного порта страны Хайфона начался этап неограниченной воздушной войны против Северного Вьетнама. В декабре 1966 г. американская авиация приступила к бомбардировке жилых кварталов в черте столицы.

Действия ВВС США причинили большой ущерб экономике ДРВ, но не смогли дезорганизовать народное хозяйство и парализовать оборонный потенциал страны. Решающим фактором успешного отражения атак США вьетнамцами стали морально-политическая поддержка и эффективная помощь СССР и других социалистических стран. В соответствии с соглашениями, подписанными в декабре 1965 г. в Москве, об экономической и технической помощи, Советский Союз поставил Вьетнаму различные виды вооружения (ракеты класса «земля - воздух»), реактивные истребители, зенитную артиллерию, боеприпасы, а также большое количество продовольствия, нефтепродуктов, транспортных средств, промышленного оборудования и др.

Другой главной целью бомбардировок стал маршрут снабжения Вьетконга из Северного Вьетнама, а именно дорога, известная как «Тропа Хо Ши Мина», точнее это была не одна дорога, а их сеть, которая пересекала границу Вьетнама с Лаосом в полосе 100 км и по ней в распоряжение вьетконговцев доставлялись самые современные вооружения. Этим же маршрутом пользовались подразделения Северного Вьетнама для проникновения в Южный Вьетнам.

Первые попытки перерезать эту «пуповину», соединяющую Северный Вьетнам, методом «ковровых бомбежек» всей тропы были не очень эффективны. Поэтому американцы перешли к тактике «выборочного бомбометания», для которого сначала необходимо было точно определить координаты цели и ее опознать. Это стало делаться с помощью различных приборов детектирования.

К концу 1965 г. общая численность вооруженных сил, противостоящих южновьетнамским патриотам, достигала 800 тыс. человек 200-тысячный американский экспедиционный корпус, 500-тысячная армия марионеточного сайгонского режима, войска стран-союзниц США по войне во Вьетнаме, а также 7-й флот США и персонал американских военных баз на территории Таиланда. По сравнению с Народными вооруженными силами освобождения Южного Вьетнама (НВСО), американо-сайгонская сторона имела большое превосходство в огневой мощи, мобильности и численности войск.

В период сухого, зимне-весеннего сезона 1965-1966 гг. американское военное командование предприняло первое общее «контрнаступление» в Южном Вьетнаме. Как утверждали в Вашингтоне, его цель состояло в том, чтобы разгромить регулярные войска НВСО Южного Вьетнама, ликвидировать их контроль на значительной части освобожденной территории и отбросить патриотов в горные районы. Около 100 батальонов американо-сайгонских войск развернули «контрнаступление» на пяти различных направлениях в южных и центральных провинциях Южного Вьетнама. Операции сухопутных сил США поддерживались массированными воздушными ударами. Однако эти наступательные операции закончились фактически безрезультатно. В апреле 1966 г. американское военное командование отдало приказ войскам начать отход, признав, таким образом, что главные цели «контрнаступления» не были достигнуты. Эта неудача явилась первым признаком того, что стратегия «локальной» войны обречена на провал.

Несмотря на использование США большого количества боевых средств, их военные планы терпели неудачу за неудачей. Южновьетнамские войска не только отразили натиск противника. Но и расширили освобожденную зону, сорвали стратегические планы США и вынудили его в течение октября-декабря вести оборонительные бои.

Наращивание военных усилий США, планы ввода значительных американских сухопутных сил в военные действия в Южном Вьетнаме, а, с другой стороны, растущее понимание бесперспективности и опасности таких действий, привело к росту числа американцев, критикующих политику правительства во Вьетнаме.

Протесты американской общественности против участия США в войне во Вьетнаме не привели к какому-либо изменению существа курса США. Однако давление со стороны общественности, как и целый ряд других факторов (позиция социалистических стран), фактическая изоляция США и т.п., заставляли правительство Джонсона действовать с большей осторожностью и гибкостью, менять тактику и стратегию, маскировать свои действия.

В апреле 1965 г. президент Джонсон предпринял «дипломатическое наступление». Как бы идя навстречу требованиям общественности, он в своей речи от 7 апреля в Балтиморе и в последующих выступлениях настойчиво подчеркивал готовность вести мирные переговоры «без предварительных условий» и заявлял о невозможности разрешить конфликт мирным путем. Президент использовал в своих выступлениях и некоторые другие требования американской общественности о мирном урегулировании, которые, как заведомо было известно, не являлись приемлемыми для ДРВ. В частности, США временно прекратили бомбардировки ДРВ, всячески разрекламировав эту акцию.

Заявления и мероприятия правительства Джонсона были подхвачены и широко разрекламированы большинством органов печати США как проявление «миролюбия» правительства. В пропагандистских целях был использован и отказ ДРВ идти на переговоры.

В следующий сухой сезон (октябрь 1966 г. - апрель 1967 г.) американское военное командование предприняло второе «контрнаступление», хотя и с более ограниченными задачами нанести удар по району, где, как считали американцы, находилась главная военная база НФОЮВ, - по провинции Тэйнинь к северо-западу от Сайгона. В ходе боевых действий постепенно выявлялось превосходство стратегии и тактики освободительной борьбы южновьетнамских патриотов над стратегией и тактикой американской стороны.

Расчеты американского военного командования строились на том, что ему удастся осуществить молниеносную войну и уничтожить регулярные силы НВСО, после чего с военной помощью США сайгонская армия завершит подавление партизанского движения. Командование НВСО противопоставило этим расчетам линию на выигрыш времени, чтобы накопить силы и сохранить разрыв в оснащенности войск боевой техникой. Кроме этого, против США действовал ряд долговременных факторов, и, прежде всего, то, что американские войска воевали в окружении враждебно настроенного к ним населения, опираясь, по существу, лишь на марионеточные власти и армию. Симпатии народных масс Юга Вьетнама были на стороне НФОЮВ, и все более широкие слои населения втягивались в активную борьбу против Соединенных Штатов. Попытки ослабить поддержку Вьетконга методами информационной войны, оказали безуспешными. Эта война заключалась в сбрасывании тонн пропагандистских листовок; приходе в деревни для бесед с ее жителями; использование специальных приборов, излучавших ужасающий шум, в надежде, что Вьетконг подумает, что это злые духи лесов; установке громкоговорителей на самолетах, низко летающих над деревнями; подстрекательство к сдаче в плен; использование вьетнамских дезертиров в попытке убедить своих товарищей дезертировать и вернуться к своим семьям. Однако эти формы психологической войны не имели успеха, жители освобожденных районов принимали непосредственное участи в боевых операциях в составе партизанских отрядов и частей местной самообороны.

Множество проблем для американских военных возникало в связи с тактикой боевых действий. Народные Войска Сил Освобождения (НВСО) на первых порах избегали фронтальных столкновений с крупными силами американской армии, навязывали ей войну «повсюду», быстро перегруппировывались и рассеивались, внезапно появлялись и исчезали, наносили удары одновременно с фронта, флангов и тыла. В результате американские войска вынуждены были рассредотачивать свои силы, лишаясь своего главного преимущества - высокой концентрации огневой мощи. Второе «контрнаступление» в Южном Вьетнаме, как и первое, не принесло Пентагону желаемых результатов. Патриотами было выведено из строя 290 тыс.солдат и офицеров противника, в том числе 128 тыс. американских солдат и солдат стран-союзниц Америки.

С начала 1967 г. войска НВСО стали переходить в наступление на ряде важных направлений, в том числе вокруг Сайгона и некоторых крупных американских военных баз, подвергать атакам многие районные и провинциальные центры. Американцы вынуждены были менять стратегию и тактику, переходить от наступления к обороне, отвлекать силы на охрану своих тылов. Были разработаны различные «противоповстанческие мероприятия», направленные на разрушения опорных баз патриотов. Так, с 1966 г. марионеточная армия при активном участии экспедиционного корпуса США стала проводить программу «умиротворения» сельской местности. Американские эксперты по противопартизанской войне возлагали на эту программу большие надежды. Рассчитывая с ее помощью ликвидировать массовую базу Вьетконга, подавить партизанское движение и уничтожить органы народной власти в районах, которые контролировались НФОЮВ.

Основную часть программы «умиротворения» составляла операция под кодовым названием «РНОЕМХ» («Феникс»). Сенатор Фулбрайт назвал ее «программой массового физического уничтожения».

Идея этой операции возникла в недрах ЦРУ и ее автором был У. Колби. завершение разработки операции относится к 1967-1968 гг. В этот период стал вопрос о пересмотре методов и средств борьбы против южновьетнамских партизан. Эта программа была выработана с целью ликвидировать кадры НФОЮВ и предполагала на всей территории страны одновременно подвергнуть репрессиям всех, кто связан с патриотами. В ее осуществлении ЦРУ активно сотрудничало с особым отделом полиции и центральной разведки Южного Вьетнама, широко используя их для сбора информации о НФОЮВ. Опираясь на этот союз, ЦРУ создало целый комплекс разведывательных центров, в задачу которых, в частности, входило обеспечение четкой координации действий американских и южновьетнамских спецслужб, обмен опытом «умиротворения» и сопоставлении сведений, добываемых по агентурным каналам, а также путем допроса пленных и перехвата радиопередач.

Для оценки эффективности проводимой США политики «умиротворения» в Южном Вьетнаме была создана специальная информационная система, оснащенная ЭВМ. Это была новая, более совершенная модификация введенной в действие с 1967 г. информационной системы по контролю за мероприятиями американского командования по борьбе с силами вьетнамцев на территории Южного Вьетнама. Она использовалась для оценки политических и экономических условий, а также эффективности «мер безопасности». В нее поступали данные месячных и квартальных отчетов старших советников, командированных в 272 района сорока четырех провинций этой страны, содержащие ответы об обстановке в населенных пунктах.

За три года в ходе карательных операций «РНОЕМХ» было уничтожено 20587 человек, согласно данным США. По данным сайгонской администрации число жертв достигало 40 тыс. человек.

Однако, как констатировал американский журналист Д. Кирк, проведший несколько лет в странах Юго-Восточной Азии, «самым большим разочарованием и острейшим признаком скрытой силы противника было отсутствие успеха программы «Феникс», попытки уничтожить так называемую инфраструктуру Вьетконга».

Военная ситуации для американо-сайгонской стороны ухудшалась, несмотря на эскалацию военных действий против Северного Вьетнама и дальнейшее наращивание численности войск на Юге.

К началу сухого сезона 1967-1968 гг., когда военное командование США запланировало крупные военные операции, в Южном Вьетнаме насчитывалось 475 тыс. американских военнослужащих, на кораблях 7-го флота у побережья Вьетнама - 40 тыс., США сосредоточили в Южном Вьетнаме 6 армейских дивизий (1-я, 4-я, 9-я и 25-я пехотные, 1-я аэромобильная и 101-я воздушно-десантная), 2 дивизии морской пехоты (1-я и 3-я) и 4 отдельные бригады (11-я, 196-я и 199-я легкие пехотные и 173-я воздушно-десантная). Кроме того, там находились 11 дивизий сайгонских войск, 2 дивизии и 1 бригада южнокорейских наемников, австралийские, новозеландские, таиландские и филиппинские войска. Общая численность этих войск составила в конце 1967 г. около 1300 тыс. военнослужащих. Если расходы США на войну во Вьетнаме достигли в 1966-1967 финансовом году 25 млрд. долларов, то в 1968-1969 было запланировано истратить на эти цели более 25,8 млрд. долларов.

Примечательно, что в сухом сезоне 1967 - 1968 гг., несмотря на увеличение численности войск, американское командование, в отличие от прошлых лет, не смогло организовать какие-либо значительные наступательные операции, так как основное внимание ему пришлось уделять оборонительным действиям.

С эскалацией войны во Вьетнаме Л. Джонсон вынужден был ввести военный призыв, что еще более усилило протесты среди молодежи. В апреле, октябре и декабре состоялось публичное сожжение призывных карточек.

«Вьетнам» стал первым крупным военным конфликтом, широко освещавшимся телевизионными корреспондентами, и американцы, которые в программах «Новостей» собственными глазами видели всю огневую мощь американской армии, в общем не подвергали сомнению заверения военных о приближении победного финала. Но также росло и число сомневающихся - и не только в Соединенных Штатах.

Картины убитых, изувеченных и запуганных вьетнамских крестьян как-то не вязались с заявленной целью вьетнамской операции, а именно освободить Юго-Восточную Азию от коммунизма. Более того, и сами крестьяне оказались в весьма сложной ситуации, испытывая давление как со стороны Вьетконга, так и правительственных войск. Поэтому им только и оставалось, что смотреть, куда дует политический ветер в их провинции.

Большие сомнения также вызывала популярность в народе южновьетнамского режима, и многочисленные дворцовые перевороты отнюдь не способствовали стабильности государства. Но в 1967 г. генерал Нгуен Ван Тхиеу действительно получил мандат народа, придя к власти с намерением договориться и с Ханоем, и с Вьетконгом. Ему было суждено править Южным Вьетнамом в течение семи с половиной лет.

В январе 1968 г. произошли весьма драматические для США события, которые явились кульминацией плана, выработанного Хо Ши Мином и генералом Зиапом почти два года назад. Пятитысячный контингент американских морских пехотинцев удерживал крупную стратегически важную военно-воздушную базу в Кхесане, расположенную в двадцати милях южнее границы с Северным Вьетнамом вблизи камбоджийской границы. 21 января их атаковали северо-вьетнамские войска численностью в 20 ООО человек, которым удалось быстро окружить базу. Опасаясь, что гарнизон постигнет участь французов в Дьен-Бьен-Фу в 1954 г., генерал Вестморленд бросил сюда подкрепление, которому, однако, не удалось снять осаду.

Нападение на Кхенсан было лишь хитроумным маневром, призванным отвлечь внимание американцев от основного наступления. Наступление развернулось в канун празднования Тета-буддистского Нового года, во время которого в предшествующие годы коммунистические силы всегда объявляли временное прекращение огня. 30 января Вьетнамская народная армия и Вьетконг одновременно атаковали пять крупных и около сотни провинциальных городов. В проведении этих вылазок им помогли партизаны, которые за несколько месяцев до начала наступления просочились в городские районы.

В большинстве регионов наступательные операции быстро захлебнулись, а сопротивление вьетнамских войск было подавлено. Однако в городе Хюэ на севере Южного Вьетнама и в Сайгоне, столице страны, произошли ожесточенные затяжные сражения, в какой-то момент едва не перекинувшиеся на территорию американского посольства в Сайгоне.

Лишь к концу февраля американским и южновьетнамским войскам польностью удалось сломить сопротивление коммунистических сил в Хюэ и Сайгоне, однако потери в живой силе были огромны, особенно в битве за Хюэ. Тетское наступление стоило коммунистам 50 ООО человек убитыми и ранеными, и американцы поспешили объявить об одержанной крупной победе.

Вместе с тем массированное наступление во Вьетнаме явилось шоком не только для американских войск, расквартированных в Южном Вьетнаме, но и для всего американского народа. Наблюдая за событиями на экранах своих телевизоров, многие американцы начали понимать, что их обманули делавшимися на протяжении 1967 г. заверениями о будто бы победоносной войне. Они также осознавали масштабы потерь американских войск общее число погибших в боях в 1967 г. составило 10 ООО человек и в 1968 г. - 14 500. Тетское наступление вьетнамцев дало мощный импульс для роста движения протеста против вьетнамской войны, причем не только в Соединенных Штатах, но и в Западной Европе.

Тем временем Кхесан продолжал оставаться в осаде. Американская морская пехота, удерживающая базу, ежедневно подвергалась массированным артиллерийским обстрелам с прилегающих гор. Снабжение окруженного гарнизона осуществлялось по воздуху, и лишь благодаря американской авиации базу удалось спасти от захвата северо-вьетнамскими войсками. Только к середине апреля тридцатитысячному контингенту американских и южновьетнамских сил удалось освободить Кхесан, но к этому времени и сами коммунистические войска начали отход от базы.

Успешные наступательные действия НВСО имели следствием смену командующего американскими войсками во Вьетнаме генерала Уильяма Ч. Вестморленда и пересмотр военной стратегии и тактики. В задачи нового командующего генерала Крейтона У. Абрамса входили уже не операции по «отыскиванию» и «уничтожению» регулярных частей НВСО, а оборонительные действия по «очистке и удержанию» территории вокруг крупных городов, военных баз США и основных транспортных коммуникаций. Другим следствием явилось коренное изменение соотношения сил в правящих кругах США в пользу сторонников политического урегулирования.

В статье с анализом того, как пересматривалась политика администрации во Вьетнаме, Г. Киссинджер писал: «Цепь событий, приведших к началу переговоров, началась с приезда генерала Вестморленда в Вашингтон в ноябре 1967 г. Тогда генерал заявил на совместном заседании обеих палат конгресса, что на войне дело идет к военной победе... Он перечислил даже «признаки « наблюдающегося прогресса... Но вскоре наступление Вьетконга, приуроченное к празднованию лунного Нового года, разнесло в пух и прах все посылки американской стратегии».

Январско-февральское наступление стало первым в целой серии крупномасштабных атак патриотических сил, проведенных в 1968 г. В мае, августе и сентябре вновь были предприняты наступательные операции против крупнейших военных баз, оккупированных сельских районов и городов. В ходе их были освобождены обширные районы с населением около 1,5 млн. человек. Такое развитие событий содействовало нарастанию в Соединенных Штатах волны разочарования и недовольства политикой администрации Джонсона во Вьетнаме. Выражением этого явился уход в отставку министра обороны США Р. Макнамары, который высказывал президенту свои сомнения в возможности достижения победы путем эскалации. Широкий характер приняли антивоенные выступления молодежи. По данным американских газет, всего в знак протеста против войны во Вьетнаме от призыва в вооруженные силы США уклонились свыше 106 тыс. человек. Массовым стало дезертирство американских военнослужащих, не желавших участвовать во вьетнамской авантюре.

Момент для развертывания широких наступательных операций южновьетнамских патриотов в начале 1968 г. был выбран очень расчетливо, потому что в США как раз начинался очередной тур борьбы в связи с предстоящими президентскими выборами. Администрация демократов оказалась под огнем критики со стороны республиканцев за провалы во вьетнамской политике. Белый дом поспешил предпринять ряд мер, призванных успокоить общественное мнение.

31 марта 1968 г. Джонсон объявил о прекращении бомбардировок ДРВ к северу от 20-й параллели, предложил начать переговоры об урегулировании конфликта и заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на пост президента на выборах 1968 г. Для президента это было политической катастрофой. Публично отказавшись от надежд на военное решение вьетнамской проблемы, Джонсон признал, что его стратегия провалилась. Тактические ошибки президента, не принявшего во внимание особенности американского менталитета и сделавшего ставку на расширение контингента, привели к утрате поддержки деятельности правительства и к росту движения против войны во Вьетнаме.

 

Автор: Байрамкулова Л.Л.