12.10.2011 4111

«Вьетнамизация» войны на Юге и вторая воздушная война на Севере Вьетнама (1969 - 1972 гг.)

 

Провал вьетнамской стратегии Джонсона показал ограниченные возможности США в борьбе с национально-освободительным движением и заставил американское руководство заняться пересмотром своих обязательств во Вьетнаме. Спекулируя на трудностях Вьетнамской войны и неспособности правительства демократов справиться с задачами построения «великого общества» в Азии, кандидат в президенты от республиканской партии Ричард Милхауз Никсон заявил, что у него есть план прекращения войны. Однако Никсон уклонился от конкретных разъяснений решения этой проблемы, сославшись на «инфляцию обещаний». Это, скорее всего, являлось «политической «гиперболой», поскольку кандидат от республиканской партии располагал лишь общей, далеко не конкретизированной схемой действий в заявленном направлении. Суть их состояла в ослаблении противника, повышении боеспособности вооруженных сил Республики Вьетнам и начале поэтапного вывода американских войск из Вьетнама. Первый конкретный план появился в Белом доме спустя четыре месяца после того, как его заняли Никсон и республиканская администрация.

В ходе предвыборной кампании 1968 г. Р. Никсон высказался в поддержку заявления правительства Л. Джонсона о желании добиться мира во Вьетнаме путем переговоров. В иннаугурационном обращении к нации, 27 января 1969 г., он заявил: «Поскольку мы вступаем в период переговоров, мы восстановим силу Америки настолько, чтобы всегда вести переговоры с позиции силы и никогда - с позиции слабости». Позднее он вспоминал: «Суть проблемы находилась больше в Пекине и в Москве, чем в Ханое». Президент выражал надежду, что «Советский Союз приложит усилия к достижению мира», информировав общественность, что без помощи Советского Союза Северный Вьетнам, который «на 80-85% экипирован советским вооружение», не мог бы расширить войну.

После окончания Второй мировой войны в Восточной Азии образовался «вакуум власти», и только США «могли оказать помощь и даже начать вооруженную интервенцию, чтобы предотвратить коммунистические завоевания в Восточной Азии». Однако ошибка Соединенных Штатов, по мнению Р. Никсона, была в том, что они пытались вести необычную войну обычными средствами, подобно Второй мировой войне. Поэтому упор был сделан не на «американизацию» войны, а на «вьетнамизацию». «Во время периода неудач мы поняли, - писал Р. Никсон впоследствии, - что мы не можем выиграть войну за Южный Вьетнам. Они должны были выиграть ее сами».

Первый шаг в направлении выработки будущей стратегической концепции войны во Вьетнаме был сделан Г. Киссинджером, он направил в адрес имеющих отношение к конфликту служб и командований опросные листы, содержащие двадцать восемь основных вопросов и пятьдесят менее важных. Ответы надлежало направлять непосредственно Киссинджеру в Белый дом, минуя традиционные военные каналы и без согласования с другими службами и управлениями.

Полученные Киссинджером ответы классифицируют по двум основным принципам - оптимистические и пессимистические. Комитет по оказанию военной помощи, Главное командование тихоокеанского флота и Объединенный комитет начальников штабов, а также посольство США в Сайгоне придерживались высокого мнения о концепции военных сил Республики Вьетнам, не сомневались в падении боеспособности частей противника и видели подвижки на пути реализации программы умиротворения.

ЦРУ, государственный департамент и гражданские в Министерстве Обороны возражали, утверждая, что прогресс во Вьетнаме призрачен. В качестве главного аргумента приводились состояние дел в южновьетнамском правительстве и в высших военных кругах в Сайгоне.

Но тем не менее разница между мнением первой и второй групп не была принципиальной, а заключалась лишь в степени оценок. Никто уже не верил в возможность выиграть войну в ближайшем будущем. Сомнению подвергалась и способность вооруженных сил Республики Вьетнам длительное время самостоятельно защищать страну против действующих вместе Вьетконга и Армии Северного Вьетнама. Более того, никто из руководителей различных американских учреждений в Сайгоне не питал иллюзий в отношении возможности правительства Южного Вьетнама в ближайшем будущем завоевать сердца и умы граждан Южного Вьетнама.

Собранные опросные листы легли в основу разработанного Киссинджером меморандума по изучению вопроса национальной безопасности №1 (NSSM-1). В этом документе четко отражалось несходство взглядов руководства различных ведомств относительно настоящего и будущего войны. Например, у Командования по оказанию. Военной помощи и ЦРУ не было единства даже в том, что касается самих исходных данных, не говоря уже об их интерпретации.

Но главная задача создания NSSM-1 состояла в том, чтобы подчеркнуть отсутствие консенсуса между службами относительно самой обстановки и способов ведения войны. Киссинджер мог использовать разногласия для нейтрализации одного ведомства с помощью другого. Скорее всего ошибались оба ведомства, что более всего устраивало и Никсона и Киссинджера. Оба служебных органа пришли к единому мнению в одном основополагающем вопросе ведение международной политики и войны не должна осуществлять бюрократия, этими процессами следует управлять прямо из Белого дома.

В результате, список требований для разработки политического курса во Вьетнаме был готов. Однако прежде чем США сделали следующий шаг в этом направлении, 22 февраля 1969 г., вьетнамские патриоты развернули новое наступление по всему Южному Вьетнаму. Первостепенными целями атак стали американские войска и военные объекты, во вторую очередь предстояло разрушить линии коммуникаций и действовать против набиравшей темпы программы «умиротворения». В результате, за три недели наступления понесли потери как вьетнамская, так и американская (1140 военнослужащих) стороны. В военном плане Вьетконг достиг немногого, но на «внутреннем фронте» в самих Соединенных Штатах «успех» был налицо, массовые выступления противников войны возобновились с новой силой.

В результате Никсон решил «наказать» Ханой за нарушение туманных «соглашений», официально не ратифицированных и даже не записанных, в соответствии с которыми коммунисты якобы «обязывались» в обмен на приостановку бомбардировок воздерживаться от агрессивных действий.

Сложность для Никсона заключалась не в том, карать или не карать, в том, как карать. Проще всего было возобновить бомбардировки Северного Вьетнама. Но бомбардировки, по мнению американских военных плохо помогали в прошлом, кроме того, возобновление воздушных налетов грозило подъемом антивоенных протестов. К тому же авиа рейды могли повлиять на переговорный процесс в Париже со всеми вытекающими последствиями политического и дипломатического характера для Никсона.

На суше американцы также не видели возможностей наказать противника, не задумываясь о реакции на эти действия в самих США, если бы только тот не решился на крупномасштабную акцию и тем самым не подставился бы под удар американских войск.

В итоге было решено в качестве ответа на действия коммунистов нанести болевой удар по Центральному управлению Южного Вьетнама (ЦУЮВ), то есть по ставке северо-вьетнамского командования, откуда осуществлялось руководство войсками коммунистов в Южном Вьетнаме, находившихся по американским данным в Камбодже. Расширение зоны бомбометания за пределы Южного Вьетнама должно было служить Северному Вьетнаму предупреждением, что новая администрация США не станет загонять себя в рамки, связывающие по рукам правительство Линдона Джонсона.

Уже в марте 1969 г. (до 26.05.1970) начались секретные бомбежки Камбоджи. Эта военная операция планировалась в глубокой тайне даже от Конгресса, что в последствии было объяснено «деликатностью дипломатической и военной ситуации в Юго-Восточной Азии». Таким образом, тайные операции стали одним из элементов новой стратегии.

Снова был поднят вопрос о пересмотре стратегии и тактики США. С марта Никсон и Киссинджер продолжали поиск национальной политики в решении вьетнамского вопроса. Никсон заявил о критериях одностороннего вывода американских войск из Вьетнама. В число условий входили возможность Южного Вьетнама защитить себя, достижение прогресса на переговорах и снижение уровня активности противника. Был предложен одновременный выход частей армии Северного Вьетнама и США, создание международного органа по надзору за соблюдением договоренностей и проведением выборов, что намекало на политическое разрешение ситуации.

Между тем, продолжал выдвигаться на передний план еще один фактор новой американской стратегии - «вьетнамизация». При одностороннем выводе американских войск, возникала необходимость значительно повысить боеспособность южновьетнамских военных сил, чтобы они смогли защитить страну и правительство. Президент объяснил эти действия заботой о своих союзниках, которые будто бы «серьезно обеспокоены последствиями ухода США из Вьетнама, так как этот акт явился бы угрозой для их безопасности». Первым подтверждением серьезности настроений новой администрации проводить новую политику стала встреча Никсона и Тхиеу на острове Мидуэй 8 июня 1969 г. Была сформирована политическая концепция из четырех составляющих вывод американских войск, «вьетнамизация», «умиротворение» и переговоры.

Так же Никсон сделал первый шаг в направлении претворения своей политики в жизнь, объявив, что с согласия Тхиеу и Абрамса отдает приказ о выводе 25000 американских военнослужащих. Генри Киссинджер заявил: «Мы встали на путь выхода из Вьетнама, если будет возможно, через переговоры, если будет необходимо - путем одностороннего вывода войск».

Основным внешнеполитическим документом, отразившим новый подход республиканской администрации к выполнению Соединенными Штатами своих «всемирных обязательств», стала «Гуамская доктрина» или же «доктрина Никсона». Оформленная на неофициальной пресс-конференции летом 1969 г. на Гуаме новая доктрина незамедлительно превратилась в концептуальную основу стратегии США во Вьетнаме. Основной упор в «Гуамской доктрине» делался на «вьетнамизацию», означавшую «малую вовлеченность США». Никсон признал, что американским союзникам следует самим нести основное бремя военных действий, а роль США следует ограничить предоставлением военной и экономической помощи. На смену «эры конфронтации» должна прийти «эра переговоров». Как отмечал сам президент, «доктрина Никсона» была не формулой ухода Америки, а формулой, позволяющей создать единственную прочную основу для того, чтобы Америка там осталась». Таким образом «Гуамская доктрина» Никсона, предназначалась, прежде всего, для того, чтобы заставить «азиатов воевать против азиатов». «Именно в Азии, богатой людскими ресурсами, - рассуждал министр обороны США М. Лэйрд, - мы должны призывать азиатов выделять как можно больше людских ресурсов для удовлетворения потребностей в собственной обороне. Роль США должна сводиться к оказанию при необходимости специализированной помощи».

В 1969 г. администрация Никсона сделала концепцию «вьетнамизации» центральной осью своей стратегии во Вьетнаме. «Вьетнамизация» представляла собой одностороннюю американскую политику, призванную служить национальным интересам» Соединенных Штатов. Вашингтон стремился сохранить свое преимущественное влияние во Вьетнаме, пользуясь при этом стратегией и тактикой, соответствующим изменившимся условиям, как в самой Америке, так и на международной арене.

В середине 1969 г. все благоприятствовало «вьетнамизации». Между американцами и их союзниками имелась договоренность относительно поэтапного проведения концепции в жизнь. На первой стадии США предполагали вручить Армии Республики Вьетнам ответственность за ведение боевых действий против Вьетконга и Армии Северного Вьетнама на суше, обеспечивая поддержку с моря и с воздуха. На второй стадии США намеривались довести до нужной степени развитие всех надлежащих родов войск внутри самих вооруженных сил Республики Вьетнам. На предпоследнем этапе роль американцев должна была вновь сводиться к выполнению функций военных советников, надобность в каковых тоже в конечном итоге отпала бы по достижению южновьетнамскими вооруженными силами самодостаточности.

Также продолжалась реализация программы «умиротворения», вышедшей на первый план ввиду провозглашения и развертывания «вьетнамизации». Генерал Абраме объявил «умиротворение» «первостепенной стратегией войны». Целью «умиротворения» на данном этапе являлось возвращение деревень и сел, отторгнутых у правительства коммунистами, и расширение территории, контролируемой партией Южного Вьетнама. Программой максимум, помимо расширения подотчетной правительству территории, служило разрушение инфраструктуры Вьетконга и вооружение Народных сил самообороны. Основное внимание предполагалось уделять сельским районам.

Ради достижения этих целей Соединенные Штаты еще в больших масштабах использовали почти весь арсенал войны, включая бомбардировщики Б-52 и ядохимикаты. О масштабах войны в этот период говорят следующие цифры если по данным Пентагона, в 1965 г. - в первый год президентства Никсона - это число возросло в 4 раза и составило 1387 тыс. тонн. Что касается применения ядохимикатов, то площадь опрыскиваемых ими земель выросла с 700 тыс. гектаров в 1965 г. до 1 млн. гектаров в 1969 г..

Вот некоторые данные Трибунала Бертрана Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме:

- С 1 декабря 1968 г. по 1 апреля 1969 г. 9-я дивизия США проводила рейд в провинциях Бенче и Митхо. За четыре месяца было уничтожено 3000 человек, в основном стариков, женщин и детей, опустошены сотни гектаров полей и фруктовых садов.

- 13 января 1969 г. свыше 8 тысяч солдат сайгонского режима и американских военных при поддержке 80 вертолетов, 130 танков и 23 военных катеров начали операцию по «умиротворени» в приморской провинции Каунгнгай. Три деревни - Биньфу, Биньтяу и Биньтан были стерты с лица земли. 11 тысяч человек были согнаны в концентрационный лагерь Бантхань. В начале марта 1200 человек из них, содержавшихся предварительно на особом режиме, были погружены в джонки, привязанные к военным катерам, и те на полной скорости направились в открытое море. Спустя несколько минут канаты перерезали, джонки перевернулись, и люди начали тонуть. Тех, кто удерживался на воде, расстреливали из пулеметов. Несколько дней спустя сотни трупов были прибиты к берегу.

- С 24 апреля по 23 мая 1969 г. несколько батальонов американских и сайгонских войск проводили операцию по прочесыванию местности в районе Тхангбинь (провинция Каунгнам). В деревне Биньзыонг каратели выгнали из домов всех жителей, выстроили их на деревенской площади и расстреляли из пулеметов. Всего было убито 300 человек. Их тела налетчики разбросали на дорогах, чтобы запугать население.

- 10 августа 1969 г. американские самолеты подвергли бомбардировке рыбацкую флотилию из 50 лодок в провинции Биньтхуан. Из двухсот рыбаков уцелел только один.

- 12 декабря 1969 г. американские вертолеты обрушили шквальный огонь на рынок в местечке Баубинь (провинция Каунгнам) в часы наиболее оживленной торговли. 210 человек было убито.

- В рождественскую ночь 24 декабря 1969 г. американская артиллерия обстреляла католическую церковь Зиакием в сайгонском пригороде Бьенхоа, убив и ранив более ста человек.

- С 1 по 6 апреля 1970 г. американские и южнокорейские солдаты бесчинствовали в деревне Кханьсон (провинция Кханьхоа). Они полностью вырезали три семьи в количестве тридцати человек, а отцам семейств, «подозреваемым в связях с Вьетконгом», отрубили головы и выставили их на всеобщее обозрение на деревенской площади.

- В апреле 1970 г. солдаты 198-й бригады дивизии «Америкэл» на броневиках и танках ворвались в район Виньсон (провинция Каунгнгай). В течение нескольких дней танки «утюжили» рисовые поля, сады, сносили жилые дома. Огнеметами и зажигательными бомбами, сброшенными с вертолетов, были сожжены Биньхоа и Биньтхань.

В 1971 г. ЦРУ разработало план по насильственному переселению нескольких миллионов жителей из провинции северной части Южного Вьетнама. Это был самый крупный за всю историю Вьетнамской войны план массового переселения с целью уничтожения революционных баз и подавления национально-освободительной борьбы. Провинции были объявлены «зоны свободных бомбардировок». Жителей сгоняли в концентрационные лагеря, расположенные в сотнях километров от их родных мест, где систематически и планомерно уничтожали. Подобная политика интернирования и уничтожения мирных жителей в общенациональном масштабе, почти не знавшая примеров в истории колониальных войн, напоминала массовое истребление индейцев в самих Соединенных Штатах.

Таким образом, все указывает на то, что использование американскими войсками антигуманных и неправомерных методов обращения с гражданским населением стало повсеместной и обыденной практикой.

25 января 1969 г. состоялось первое пленарное заседание в рамках переговорного процесса. Глава американской делегации, Генри Кэбот Лодж выдвинул предложение вернуться к соблюдению статуса ДМЗ как нейтральной территории. Ксуан Туй, лидер делегации Ханоя, отказался обсуждать это предложение и потребовал, чтобы США прекратили агрессивную войну против Вьетнама. На этом заседание зашло в тупик. Американцы хотели обсуждать военную обстановку в Южном Вьетнаме, а северные вьетнамцы - решать вопросы политического будущего своей страны. Фактически до конца года сторонам так ни о чем и не удалось договориться.

В начале 1969 г. изменилась тактика американских военных. Крупные операции по поиску и уничтожению больше не проводились, планы отражения широкомасштабных операций противника не разрабатывались.

Генерал Абраме оказался вынужден приспосабливаться к тактике генерала Зиапа, который пока не шел на крупные сражения. Абраме разбил дивизии на небольшие, численно равные взводам и ротам оперативные группы, которые должны были проводить патрульные и диверсионные операции. Задача заключалась в том, чтобы упреждать действия коммунистов, выводить врага из равновесия и уничтожать его тыловые источники снабжения. Абраме назвал эту тактику «влезанием в систему противника».

Тем временем программа «вьетнамизации» вступила в действие. 26 апреля 1969 г. произошел первый акт «вьетнамизации». 6-й батальон завершил передачу снаряжения 77-й полевой артиллерии 213-му артиллерийскому батальону Армии Республики Вьетнам на церемонии в Кан-Тхо, провинция Фонг Дин в дельте реки Меконг. Одновременно численность американских войск во Вьетнаме достигала рекордной отметки, составив около 550 ООО человек, сверх того в Южном Вьетнаме были размещены 70 ООО человек из вооруженных сил Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи и Таиланда. Они имели мощную поддержку со стороны военно-морского флота и американских военно-воздушных сил, базирующихся на Гуаме в Тихом океане и в Таиланде.

Несмотря на заявленное президентом Никсоном намерение добиться справедливого мира, в течение 1969 г. движение протеста против войны в Америке росло угрожающими темпами. Все большее число американских призывников рвали свои призывные карточки и уклонялись от службы в армии, спасаясь бегством за границу. Антивоенная агитация особенно интенсивно проводилась в университетах. Для подавления демонстрации в одном из них, в университете штата Огайо в Кенте, были вызваны национальные гвардейцы. Они открыли огонь по студентам, убив четверых и ранив десять человек.

Между тем репрессии против участников демонстраций усиливались, закрывались учебные заведения, только в 1970 г. было закрыто около 80 университетов и колледжей.

Росту антивоенных настроений способствовали также вскрывшиеся в марте 1968 г. факты об убийствах в Май Лай (Сонгми). 11 марта 1968 г. рота лейтенанта Вильяма Келли ворвалась в прибрежную деревушку Сонгми и уничтожила около 200 мирных жителей, в том числе женщин и детей. Эти действия взбудоражили мировую общественность и усилили антивоенные настроения в США. Последовали обвинения в попытках военного командования скрыть преступление. «Трагедия» в Май Лай пролила свет на истинную сущность войны во Вьетнаме. Р. Никсон поспешил заявить, что «инцидент» Сонгми является лишь мелким случаем... Он не может повлиять на политику правительства США во Вьетнаме».

Однако эти заявления никого не смогли сбить с толку. Каждый ясно понимал, что Сонгми не является частным, единственным событием, а представляет собой звено в веренице преступлений США во Вьетнаме. Сонгми тесно связан с политикой Белого Дома и Пентагона во Вьетнаме.

Сенатор Фулбрайт рассуждал: «Это зверское преступление, к сожалению, обличает саму сущность и мораль проводимой США войны во Вьетнаме. Оно также свидетельствует о той степени невообразимой деградации, до которой дошли американские солдаты».

В отличие от предыдущих войн, которые вела Америка, американские солдаты, возвращавшиеся домой, все больше и больше вызывали негодование у своих соотечественников. Военнослужащие чувствовали, что дома их жертвы, вполне возможно, не оценят. Была подорвана вера солдат в компетентность и честность командиров, ставилась под вопрос ценность того, что войска делали во Вьетнаме. Антивоенные выступления не только сеяли в душах военнослужащих сомнения справедливости дела, которому они служат, но и поселяли уверенность, что участвовать в войне во Вьетнаме позорно.

Участник Вьетнамской войны Джим Фитцжеральд отмечал: «Я не в состоянии говорить о войне во Вьетнаме с моими родителями. Я не знаю, что мне сказать моим детям о моей жизни. К вьетнамцам я плохих чувств не испытываю, а вот многие американцы вызывают у меня горькое ощущение. Конечно, во Вьетнаме я часто испытывал страх. Но самым трудным для меня было не участие в войне, а возвращение в Америку...».

Этот факт, а также «вьетнамизация», вывод войск, упор на достижение мира путем переговоров - все это открыто давало понять солдатам, что война, в которой они участвуют, - война без надежды на победу. Все это заставляло людей все острее чувствовать, что Вьетнам не то дело, за которое можно отдать жизнь.

Негативное отношение к войне усугублялось еще и потому, что в ней участвовали в основном молодые призывники. Очень не многие резервисты были призваны в действующую армию, потому что американская администрация официально не объявляла войну. Призывники отправлялись во Вьетнам в порядке замены старослужащих, а не в составе военных подразделений. Они оказывались в незнакомом окружении и вследствие принятой системы годичной ротации и высокого уровня потерь редко когда успевали как следует познакомиться со своими однополчанами. В результате в подразделениях часто отсутствовало чувство товарищества. В купе с растущим разочарованием в войне это приводило к росту наркомании, коррупции и даже к убийству офицеров и сержантов их подчиненными. Одно из серьезных преступлений» неподчинение, бунт и другие действия, включающие в себя сознательный отказ от выполнения приказа». Свидетельством падения морали и дисциплины было и то, что солдаты называли «искал-искал, да не нашел». Суть в том, чтобы, отправившись в дозор или на поисковую операцию, намеренно избежать встречи с противником. «Зачем сражаться, зачем рисковать головой», - поневоле спрашивал себя военнослужащий, когда ему скоро все равно придет конец? Не зря же говорят, что никому не хочется стать последним убитым на войне».

Для усиления режима в Сайгоне Соединенные Штаты приняли решение интенсифицировать программу социально-экономических преобразований в Южном Вьетнаме и тем самым несколько расширить социальную базу правительства. В этих целях Сайгон, при финансовой поддержке США, попытался осуществить аграрную реформу. Она была направлена на то, чтобы ослабить воздействие патриотических сил на население зоны сайгонского контроля. Подписанный Тхиеу 26 марта 1970 г. закон об аграрной реформе предусматривал экспроприацию, при соответствующей компенсации, земель у землевладельцев, которые ее непосредственно не обрабатывают, и бесплатное распределение их среди крестьян. Проведение реформы осталось лишь на бумаге. Правительство Южного Вьетнама предоставило право перераспределения земли органам управления на местах, чем еще больше укрепило их власть. В трудном положении малоземельных крестьян и батраков каких-либо сдвигов к лучшему не произошло.

Таким образом, попытки Сайгона привлечь на свою сторону крестьянство и тем самым расширить социальную базу режима оказались тщетными.

Параллельно с этой активностью в Южном Вьетнаме США пошли на расширение военных действий на весь Индокитайский полуостров. Американская администрация рассматривала четыре возможных варианта действий, которые должны были сломить волю ДРВ и НФОЮВ и заставить их принять американские условия урегулирования возобновление неограниченных бомбардировок Северного Вьетнама, налеты на «коммунистические убежища» в Камбоджи и Лаосе и уничтожение их, минирование Хайфонской гавани и вторжение в Северный Вьетнам.

В Юго-Восточной Азии «Гуамская доктрина», как заметил Никсон, «проявила себя в наиболее чистом виде». Действительно, наиболее наглядно политика «вьетнамизации» проявила себя в Лаосе и Камбодже, где США попробовали осуществить стратегию войны «азиаты против азиатов». Начиная с 1969 г., на протяжении нескольких лет, США, усилив массированные бомбардировки территории Лаоса и Камбоджи, пытались силами войск Тхиеу, пномпеньского режима Лон Нола, а также с помощью «специальных войск» Ванг Пао и отрядов таиландских наемников уничтожить патриотическое движение в этих двух странах Индокитая. Как известно, все усилия США разгромить национально-освободительное движение в Лаосе и Камбодже руками своих марионеток закончилось провалом.

Вторжение вооруженных сил США и сайгонских войск в Камбоджи и Лаос - логическое развитие «вьетнамизации». Еще в ноябре 1969 г. (24.11.1965) президент обращался к Г. Киссинджеру с требованием предоставить доклад о том, как можно «сохранить гражданское и военное присутствие в Сайгоне... чтобы завоевать уважение со стороны гражданских и военных лиц».

С начала 70-х гг. антивоенное движение в США приобрело небывало широкий размах. Массовые демонстрации, поток писем и телеграмм в адрес конгрессменов, самые разнообразные формы протеста против войны стали одним из основных элементов глубокого кризиса, охватившего страну. Война оказала весьма неблагоприятное воздействие на американскую экономику. Вьетнамская политика Вашингтона вызвала недовольство представителей деловых кругов, так как она содействовала росту инфляции и увеличению диспропорций производства.

Серьезная оппозиция администрации Никсона возникла в эти годы в Конгрессе США. В сенате и палате представителей было принято много резолюций, направленных на ограничение свободы действий правительства в вопросах ведения войны в Индокитае, на прекращение этой войны. Среди них законопроект сенатора Джавитса с требованием вывести все американские войска. Все большее число конгрессменов поддерживало требование американской общественности установить определенный и по возможности быстрейший срок вывода всех американских войск. В конце марта 1971 г. демократическая палата приняла резолюцию с призывом прекратить участие США в делах Индокитая к 1 января 1973 г. В верхней палате Макговерн представил в комиссию по международным отношениям биль о выходе американцев из конфликта в Индокитае к 31 декабря 1971 г. Документ принял форму поправки к закону о призыве на военную службу. 16 июня сенат забаллотировал поправку. Но «голуби» внесли еще одну поправку. 22 июня сенат одобрил поправку Менсфилда, которой предписывался вывод всех американских войск из Вьетнама в течение девяти месяцев после ее принятия. Позднее формулировку подкорректировали, заменив «в течение девяти месяцев» на «в ближайший осуществимый срок.

Довольно сильное давление оказывала на правительство Никсона в ходе «вьетнамских» дебатов 1969-1972 гг. умеренно-либеральная группировка сенаторов, выступавших за скорейшее снятие с Соединенных Штатов «новых обязательств», вовлекавших страну в «чужие войны». Сенаторы Нельсон, Черч, Макговерн, Проксмайр, Кренстон подвергли основной постулат «доктрины Никсона» - «вьетнамизацию» резкой критике.

Политическая нестабильность во Вьетнаме, неспособность местных режимов подавить без активной американской помощи национально-освободительное движение в Индокитае - все это, по мнению сенаторов, делало ставку на «вьетнамизацию» войны нереальной.

Весьма показательными в плане критики «доктрины Никсона» были поправки к бюджету Пентагона, поставленные на голосование в сенате в 1969 - 1972 гг. По своему содержанию поправки делились на три категории:

- географического характера, устанавливавшие определенные рамки вмешательства США во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, а также вносившие некоторые финансовые ограничения в оплату содержания союзников, воевавших на стороне США;

- поправки, устанавливавшие количественные нормы американских войск во Вьетнаме и определявшие сроки их частичного и полного вывода из Индокитая;

- поправки о запрете тех видов оружия, которое попадало в список Женевского протокола 1925 г., а также предписывавшие отправлять во Вьетнам только добровольцев.

В целом поправки отражали совокупное мнение либеральных и центристских группировок сената о путях выхода из вьетнамского тупика, которое во многом совпадало с позицией правительства и даже подталкивало его к реализации «гуамской доктрины», как либералы, так и центристы выступали за деэкскалацию войны, за дальнейшее сокращение военных обязательств США во Вьетнаме. Различие между центром и либералами определялось не кардинальным вопросом вьетнамской войны: «уйти или остаться?», а отношением к тому, «как и когда уйти?» и если уйти, то до какой степени можно полагаться на своих союзников в борьбе с национально-освободительным движением. Что касается правых (Б. Голдуотер, Г. Джексон, X. Скотт, Дж. Стеннис, С. Термонд), то они выразили свое несогласие с позицией либералов, предлагавших ускорить вывод американских войск из Вьетнама.

В конце концов, ход последующих событий в Индокитае показал, что Вашингтон на протяжении нескольких лет, вплоть до 1971 г., сохранял крупные контингента войск и продолжал использовать их в боевых действиях в Южном Вьетнаме, растянув тем самым деэскалацию, предусмотренную «Гуамской доктриной», фактически до 1973 г.

На январь 1972 г. в Южном Вьетнаме находилось 139 ООО американских военнослужащих против 550 ООО в 1969 г. В то же время в Таиланде численность американских войск возросла в 1972 г. до 50 тысяч человек против 32 тысяч в 1971 г.

Ставка на «силовое» урегулирование была сделана потому, что правительство Никсона не верило в возможность быстрого укрепления военного потенциала проамериканского режима, которому оно доверило защищать интересы США во Вьетнаме.

Эти опасения подтвердились. В феврале 1971 г. Вашингтон попытался распространить стратегию «вьетнамизации» на Лаос. Крупные силы сайгонских войск (20 ООО человек) при поддержке 1500 американских самолетов и 600 вертолетов вторглись на лаосскую территорию. Руководили нападением, помимо штаба войск США в Южном Вьетнаме и американских офицеров при штабах и в частях сайгонских войск, около 12 000 «советников», посланных Пентагоном. После 43 дней боевых действий операция закончилась провалом. Рейд в Лаос выявил глубинные недостатки подготовки вооруженных сил Южного Вьетнама и это открытие делало призрачным надежды на быструю «вьетнамизацию».

Таким образом, «вьетнамизация» своей цели не достигла, наступление показало, что до «достижения цели» еще далеко.

С государственной точки зрения Никсона и Киссинджера вторжение в Лаос имело смысл. В 1969 г. США фактически начали стратегическое отступление из Вьетнама, а лучший способ осуществлять стратегическое отступление - при подходящей возможности переходить в тактическое наступление. Так и вылазки в Камбоджу в 1970 г. и рейд в Лаос в 1971 г., и ответ американцев на северовьетнамское Пасхальное наступление 1972-го, и рождественская бомбардировка 1972-го являлись «тактическими ударами с целью дестабилизировать коммунистов, перехватить инициативу, выбить наседающего противника из седла».

Концепция «вьетнамизации» - представляла собой «стратегию бегства», разработанную США и для США. «Вьетнамизация» была продиктована не ростом потенциала властных и силовых структур Южного Вьетнама, как это продемонстрировало Новогоднее наступление 1968 г., а тем, что правящая элита Соединенных Штатов отказала в поддержке военному курсу. Американские политические стратеги ухватились за «вьетнамизацию», вовсе не заботясь о том, окажется ли в результате Южный Вьетнам в состоянии защитить себя.

Военные и политические позиции сайгонского режима продолжали ослабевать, и положение американской дипломатии становилось все более трудным. Переговоры, как одна из составляющих стратегии Никсона оставались безрезультатными.

Осенью 1971 г. США, нарушив обязательства о прекращении бомбардировок ДРВ, предприняла массированные налеты на ее территорию. Вновь были подвергнуты бомбардировкам города и села Северного Вьетнама.

Весной 1971 г. президент Никсон начал новую «кампанию переговоров». В апреле он произнес серию речей, в которых говорил о продолжении вывода американских войск из Вьетнама и повторил предложения октября 1970 г. 31 мая 1971 г. Киссинджер встретился в Париже с Ле Дук Тхо. Встречи и переговоры проводились в обстановке секретности. В ходе переговоров Киссинджер высказался за немедленный обмен пленными и выразил от имени Соединенных Штатов готовность установить краткий срок ухода американских войск из Вьетнама. Он предложил прекращение огня, которое должно было сопровождаться отказом северных вьетнамцев от дальнейшей инфильтрации их вооруженных формирований в Южный Вьетнам.

Ле Дук Тхо отверг предложения Соединенных Штатов. По его мнению, предложение не гарантировало возможности АСВ остаться в Южном Вьетнаме.

Следующая встреча состоялась 26 июня, и на ней коммунисты выдвинули девять встречных предложений. Камнем преткновения в ходе попыток договориться было «прекращение оказания поддержки режиму Тхиеу, с тем, чтобы в Сайгоне было создано новое правительство».

Все последующие встречи 1971 г. оказались тщетными, ключевой вопрос относительно будущего Южного Вьетнама не позволил достигнуть прогресса.

В результате Ричард Никсон попытался силовым методом оказать давление на ход переговоров. Он отдал приказ о бомбардировках объектов южнее 20-й параллели. По словам даже Г. Киссинджера, «преднамеренное варварство». Никсон ограничил период проведения рейдов сроками с 26 по 30 декабря, когда студенческие аудитории пустовали. В связи с этим можно сделать вывод, что к тому времени антивоенные выступления оказывали влияние не только на стратегию ведения войны, но определяли тактику и время боевых действий. Уловка Никсона не принесла особых выгод. Его обвинили в расширении войны и стремлении одержать военную победу любой ценой.

У американцев существует мнение, что все маневры коммунистов в 1971 г. являли собой классический пример «заговаривания зубов перед новым ударом». То есть имели целью закамуфлировать приготовления к наступлению 1972 г. Министр юстиции ВРП РЮВ Танг подтверждает эту точку зрения: «Тем временем в Париже Ле Дук Тхо занимался «заговариванием зубов» Генри Киссинджеру для того, чтобы по возможности дольше прикрывать шаги, реально предпринимаемые на пути войны, скрывать подготовку к кампании очередного сухого сезона на Юге» . Далее Транг объясняет упрямство северных вьетнамцев в отношении роспуска правительства Тхиеу, называл это «уловкой», направленной на намеренное затягивание переговоров.

С другой стороны можно обвинить в намеренном затягивании переговорного процесса и Соединенные Штаты, но с другими целями. Провозгласив основными направлениями новой стратегии США - «вьетнамизацию», переговоры, «умиротворение» и постепенный вывод американских войск Никсон хотел создать иллюзию прекращения вмешательства во вьетнамский конфликт и позволить Вашингтону облегчить бремя расходов по прямому участию в войне и негативных последствий этого для США.

В этих условиях 30 марта 1972 г. Ханой дал старт так называемому Пасхальному наступлению, крупномасштабной операции с целью одержать военную победу. Народные вооруженные силы освобождения и, овладев стратегической инициативой, нанесли американо-сайгонским войскам ряд тяжелых поражений. Использовав артиллерию и бронетанковые силы, северовьетнамские войска взломали глубоко эшелонированные линии обороны противника в районах Куангчи, Лог-Нинь и Ан-Лок, к северо-западу от Сайгона, на центральном плато, и перерезали основные коммуникации южновьетнамских войск. В результате освобождения обширных районов были сведены на нет итоги программы «умиротворения».

Чтобы спасти политику «вьетнамизации» и сайгонский режим, администрация Никсона прибегла к новой эскалации военных действий против ДРВ. Никсон принял решение, обусловившее исход Пасхального наступления. Проигнорировав советы государственного департамента и Министерства обороны, он приказал незамедлительно и со всей широтой задействовать все имеющиеся у США в регионе силы флота и авиации для пресечения попытки коммунистов одержать победу на поле боя. Одним отражением Пасхального наступления дело не ограничилось, война вновь вернулась на территорию Северного Вьетнама. Так началась вторая воздушная война на севере. Проводилась операция «LINEBAKER» («Лайнебакер»).

В марте 1972 г. ВВС США во Вьетнаме имели в своем распоряжении три эскадрильи F-4 и эскадрилью А-37, всего 76 истребителей и штурмовиков. У южно-азиатского побережья курсировали два авианосца «Хэнкок» и «Корал Си», на борту каждого из них насчитывалось по 90 самолетов, всего 180. В Таиланде находилось еще 114 реактивных машин. Численность В-52, базировавшихся на Гуаме и Отанао, по состоянию на 30 марта 1972-го достигало 83 машин. К концу мая ВВС США в Юго-восточной Азии располагали 409 самолетами F-4 и F-5, что больше чем в 2 раза превосходило их количество, имевшееся в наличии 30 марта. Количество бомбардировщиков В-52 к 20 мая выросло с 83 до 171. ВМФ США послал на помощь двум авианосцам еще четыре и направил во Вьетнам и Таиланд несколько эскадрилий морской пехоты. Кроме того, в течении месяца Флот стянул к побережью Вьетнама один тяжелый крейсер, пять крейсеров и 44 эсминца.

Данные о количестве боевых вылетов наглядно демонстрируют быстрое увеличение воздушной мощи США. В марте 1972 г. американцы совершили 4 237 вылетов, а ВВС РВ - 3 149. В апреле общее число боевых вылетов выросло до 17 171, в мае достигло 18 444, а в июне уменьшилось до 15 946.

Президент Никсон принял решение, несмотря на то, что Лэйерд Роджерс и другие не советовали наращивать воздушные и морские силы в Юго-Восточной Азии. Они заявили, что наступление армии Северного Вьетнама должно стать проверкой на прочность «вьетнамизации», а Южный Вьетнам должен обходиться той поддержкой, которую ему обеспечивали США по состоянию на 30 марта. Они реально представляли себе реакцию внутри самой Америки на рост военной помощи США Южному Вьетнаму. Со своей стороны, Никсон и Киссинджер полагали, что Пасхальное наступление - тест, но не только для Южного Вьетнама, а и для самих США. Будущее переговоров между Америкой и Северным Вьетнамом, но их мнение, впрямую зависело от результатов этого наступления. Более того, поражение в Южном Вьетнаме ставило под угрозу всю стратегию США во Вьетнаме.

Президент Никсон не ограничился простым оказанием помощи союзникам в самом Южном Вьетнаме. 6 апреля США нанесли удар по объектам, расположенным в десяти километрах к северу от ДМЗ. 10 апреля Б-52 бомбили порт Винь, ключевой перевалочный пункт, расположенный в 240 километрах от ДМЗ. С ухудшением ситуации в Южном Вьетнаме президент начал думать о том, чтобы пойти дальше - послать В-52 и штурмовую авиацию на Ханой и Хайфон. Он считал, что самым убедительным аргументов, способным победить АСВ, могли стать массированные удары по портам, дорогам, мостам, складам и хранилищам, электростанциям и производственным центрам.

15 апреля президент решил провести двухдневную акцию бомбардировок и обстрелов вьетнамских городов и орудий корабельной артиллерии. «Голуби» в СМИ и в Конгрессе заявили о том, что Никсон ведет к наращиванию военных действий, а поскольку в гавань Хайфона заходят и русские корабли, рискует втянуть США в ядерный конфликт с СССР.

28 мая 1972 г. палата представителей Конгресса США подавляющим большинством голосов (245 - 152) отвергла поправку к законопроекту о выделении 2,3 млрд. долларов на закупку вооружения и продолжения разработки новых, более совершенных видов вооружения для армии США.

Некоторые сенаторы - либералы высказывали доводы против решения Никсона возобновить бомбардировки Севера, указывая на то, что в период между 1965 и 1968 гг. авиа рейды себя не оправдали. Однако обстановка в 1972 г. отличалась от положения тех лет. Первым делом Никсон передал управление кампанией Объединенному командованию штабов и командованиям на местах. Больше ни президент, ни министр обороны не могли намечать цели и определять тоннаж бомб. Также Никсон снял ограничения с большинства «запретных зон», особенно с тех, что располагались вокруг Ханоя и Хайфона, где были сосредоточены военные объекты, склады и хранилища горюче-смазочных масел. Во время налетов стали применять «умные» бомбы, оснащенные системой лазерного наведения и дававшие возможность точечных ударов. Такое оружие значительно повышало эффективность бомбометания.

В 1972 г. американцы развернули широкое использование во Вьетнаме различных образцов электронной аппаратуры, рассчитанной на осуществление «одностороннего разрушения и убийства». С целью обнаружения сил патриотов на землю сбрасывались многочисленные датчики, «детектор», «искатели», которые, падая вонзались в почву или зацеплялись за деревья. Все эти устройства реагировали на вибрацию, звуки, шаги, изменение температуры и даже запахи. Они «чувствовали» противника и программировали атаку. Все, что попадало в поле чувствительности датчиков, становилось мишенью, подлежащей уничтожению. Получив такую информацию, авиация проводила затем бомбардировки.

Массированные налеты американской авиации на Хайфон и Ханой вызвали широкую реакцию в политических и общественных кругах США. Для Конгресса, судя по всему, бомбардировки Ханоя и Хайфона явились неожиданностью, хотя в кругах Конгресса и не исключалось принятие Никсоном каких-то ответных мер в отношении ДРВ в связи с наступательными действиями НФО и ДРВ в Южном Вьетнаме. Налеты американской авиации на внутренние районы ДРВ вызвали резко отрицательную реакцию большинства демократов в Конгрессе и дали сильный толчок росту оппозиции прежде всего со стороны либерального крыла демократической партии в обеих палатах Конгресса, особенно в сенате.

Помимо ведущих претендентов в кандидаты на пост президента от демократической партии в той или иной форме против бомбардировок ДРВ высказались сенаторы-демократы У. Фулбрайт, Э. Кеннеди, Г. Хьюз, А. Кренстон, Ф. Черч, М. Мэнсфилд, а также республиканцы Д. Джавитс, Д. Купер и другие.

Председатель сенаторской комиссии по иностранным делам У. Фулбрайт заявил: «Через три года после прихода Никсона к власти, обещавшего закончить войну, мы видим самое крупное сосредоточение боевой авиации и морских кораблей, которые когда-либо Соединенные Штаты создавали в Юго-Восточной Азии, возобновление воздушных налетов на Север Вьетнама и налеты на порт Хайфон и столицу Ханой.

С критикой бомбардировочных налетов выступил один из наиболее сторонников вьетнамской политики правительства Джонсона и Никсона заместитель лидера демократов в Сенате Р. Бёрд.

С резким заявлением выступила группа негритянских членов палаты представителей, потребовавшая немедленного вывода США всех своих войск из Южного Вьетнама и возобновления переговоров в Париже.

В начале мая казалось, что кампания Никсона не дает возможности достигнуть желаемого. Город Куан-Три пал, тоже самое угрожало Хюэ, Контуму и Ан-Локу. Затем Куанг-Три пал. Докладывая о падении Куанг-Три, генерал Абраме поставил президента в известность о том. Что союзники лишились воли к победе.

В ответ на успешное наступление патриотических сил в Южном Вьетнаме, президент Никсон принял решение о минировании портов ДРВ.

Наращивание сил авиации и флота оказало немедленное воздействие на события на фронтах Южного Вьетнама. Огонь судовых орудий поддерживал действия союзников под Куанг-Три и Хюэ. Корректировку артиллерии осуществляли специальные группы наблюдателей, переданные частям АРВ. Огонь не зависел от погодных условий и был не только точным, но и массированным. Была использована тактика так называемых «ковровых бомбардировок», когда каждый бомбардировщик, участвовавший в налетах, оставлял после себя полосу выжженной земли длиной около трех километров и шириной 700-800 метров, где все живое, находившееся на поверхности уничтожалось.

С мая по июль американская армада делала в день максимум 7 ООО минимум 1000 артиллерийских выстрелов. С апреля по сентябрь 1972 г. ВМФ США обрушили на головы вьетнамцев 16 000 тонн боеприпасов.

Но самый большой вклад в победу над северо-вьетнамскими войсками внесла авиация Соединенных Штатов. Южновьетнамский генерал Труонг в своей монографии делает такие выводы: «АРВ никогда бы не удалось вернуть себе город Куанг-Три, как смогла бы она отстоять Контум и Ан-Лок, если бы не помощь ВВС США».

В то время как Б-52, штурмовики АС-119 и АС-30 и боевые вертолеты уничтожали штурмующие колонны коммунистов под Контумом и Ан-Локом, грузовые С-130 и транспортные вертолеты давали АРВ средства для оказания противнику. Армейские вертолеты не только доставляли предметы снабжения и пополнения, но и эвакуировали тяжело раненых. Спустя годы американский офицер в разговоре с генералом Тан Ван Минем, спросил его обоях за Ан-Лок. «Под Ан-Локом в 1972 г., - ответил Минь, - ход сражения изменился в пользу применению В-52 и С-130».

Таким образом, можно сделать вывод, что только массированное вмешательство американской авиации и военно-морских сил спасло Сайгонское правительство от краха.

Еще одной недипломатической акцией стала операция, получившая название «ENHANCE PLUS» («Дополнительное наращивание сил») - массирование доставление военного снаряжения в Южный Вьетнам. Эта операция не только улучшала в будущем техническую оснащенность армии Сайгона, но и создавала основу для полного и постоянного улучшения арсеналов вооружений и парков военной техники.

28 июня 1972 г. на должность командующего войсками США во Вьетнаме был назначен генерал Фредерик Вейанд. Он сменил генерала Крейтона Абрамса.

В начале августа Конгресс запретил все наземные операции. 12 августа 1972 г. были выведены последние боевые сухопутные части США. Из Дананга вышел 3-й батальон 21-го пехотного полка.

11 сентября 1972 г. правительство РЮВ выступило с новым предложением относительно решения вьетнамской проблемы.

Компромиссный шаг с их стороны - отказ от требования об отставке Тхиеу как предварительного условия урегулирования позволил ускорить подготовку соглашения.

Приближались президентские выборы в США, которые должны были состояться в ноябре 1972 г. Учитывая внутриполитическую обстановку, администрация Никсона согласилась перейти к завершению переговоров об урегулировании во Вьетнаме.

В результате был разработан план четырехстороннего мирного соглашения по Вьетнаму. Американцы пошли на существенные уступки вьетнамской стороне, что диктовалось интересами Никсона в борьбе за президентское кресло. В глазах рядовых американцев восстановление мира во Вьетнаме превращалось в главный критерий отношения к кандидатам. Было условлено, что 30 октября в Париже это соглашение будет подписано министрами иностранных дел. В конце октября Киссинджер заявил, что обе стороны находятся на пороге крупного прорыва, в связи с чем, Никсон прекратил бомбардировки Северного Вьетнама.

Однако совершенно неожиданно правительство США 23 октября предложило внести 26 изменений в практически согласованный текст соглашения, сославшись на возражения сайгонского правительства. Северо-вьетнамская сторона отвергла требования США.

После выборов Никсон направил в Ханой ноту, в которой ставил коммунистов перед выбором или они возвращаются за стол переговоров или им придется столкнуться с неприятными последствиями. Последствиями стали так называемые «рождественские бомбардировки» 1972 года, операция, получившая название «LINEB ACKER II» («Лайнебекер 2»).

Американская газета «Нью-Йорк Тайме» писала: «Американцы должны, открыто высказаться о том, не сошел ли с ума кое-кто в Вашингтоне», а «Пост» призывала «американцев... поинтересоваться состоянием рассудка президента».

В рамках операции «LINEBACKER II» последовал приказ о массированных бомбардировках Ханоя и Хайфона. Сначала предполагалось проводить операцию в течение трех дней, но потом дата окончания бомбежек была отодвинута на неопределенный срок или до того момента, когда коммунисты проявят намерение вернуться к переговорам.

Через 12 дней бомбардировки снова прекратились после того, как Северный Вьетнам заявил о готовности сесть за стол переговоров. В ответ на это заявление президент Никсон отдал приказ о прекращении всех наступательных операций. Как вспоминал Р. Никсон, «это был необходимый шаг и правильное решение, в результате которого Северный Вьетнам вернулся к столу переговоров, и 23 января мир был окончательно достигнут».

В целом, новый политический курс США во Вьетнаме не достиг поставленных целей. Экономические реформы решили некоторые проблемы в этой области, но коренного поворота к прогрессу не произошло. Боеспособность правительственной армии Южного Вьетнама продолжала оставаться на низком уровне. «Пасхальное» наступление показало несостоятельность ставки США на «вьетнамизацию» войны.

 

Автор: Байрамкулова Л.Л.