12.10.2011 9033

Прекращение войны во Вьетнаме и заключение Парижского соглашения (1973 г.)

 

Поражение американцев во Вьетнаме было очевидным для всего мира и для самих Соединенных Штатов. Потепление отношений с Советским Союзом создало благоприятную почву для прекращения войны во Вьетнаме мирным путем, путем переговоров. Однако продолжала действовать и агрессивная тенденция. Поэтому Вашингтон, начиная мирные переговоры, рассчитывал, прежде всего, попытаться получить за столом переговоров то, чего не удалось добиться на поле боя.

Политика США на последних этапах войны во Вьетнаме наглядно демонстрирует, как Соединенные Штаты вынуждены были отступать (лавируя, контратакуя, но отступать) и пойти, в конце концов, на реальное мирное урегулирование.

На протяжении трех лет массированной эскалации во Вьетнаме администрация Л. Джонсона отвергала любые предложения о политическом урегулировании во Вьетнаме. Как это показано в секретных документах Пентагона, «паузы» в бомбардировках Демократической Республики Вьетнам в этот период, подхваченные и широко разрекламированные большинством органов печати США, как проявление «миролюбия» правительства Джонсона, были на самом деле средством психологического нажима на вьетнамцев. В своих «мирных» предложениях Л. Джонсон добивался от ДРВ в ответ на прекращение американских бомбардировок «взаимной деэскалации» и «проявления сдержанности со стороны ДРВ», а также «прекращения инфильтрации на Юг». В этом была суть «формулы Сан-Антонио (по имени города, где состоялось выступление президента), выдвинутой Джонсоном осенью 1967 г., которая лежала в основе официального подхода США.

Под влиянием поражений во Вьетнаме и всего комплекса, затруднявшего продолжение войны, Л. Джонсон 31 марта 1968 г. вынужден был отдать приказ о прекращении бомбежек главных районов ДРВ без каких-либо условий и предложил начать переговоры с ДРВ (одновременно было заявлено, что Джонсон не будет выдвигать свою кандидатуру в президенты на очередных выборах, чем еще раз продемонстрирована прямая связь крушения его карьеры с провалом предыдущей стратегии во Вьетнаме). Предложение было принято, 3 апреля Ханой объявил о «готовности направить представителей для установления контактов с представителями США с целью определить с американской стороны безусловное прекращение бомбардировок и других актов войны против ДРВ с тем, чтобы переговоры могли начаться».

С 3 апреля по 10 мая 1968 г. обе стороны занимались поисками места для предстоящей встречи. США предложили Женеву, Северный Вьетнам отклонил вариант. Ханой настаивал на столице Камбоджи Пномпене, Вашингтон возражал, мотивируя это тем, что не имеет в этом городе посольства. Тогда представители НФОЮВ назвали Варшаву, американцы отказались, потому что в коммунистическом городе северные вьетнамцы смогут, по словам президента Джонсона, «играть против нас краплеными картами». Наконец, 3 мая Северный Вьетнам высказался за то, чтобы встреча состоялась в Париже, предложение было принято.

Официальные беседы представителей ДРВ и США, начатые в Париже 13 мая 1968 г., с самого начала выявили различие в подходе сторон к их содержанию. ДРВ настаивала в первую очередь на том, чтобы была достигнута договоренность о полном прекращении всех актов войны против ДРВ; обсуждение вопросов политического урегулирования во Вьетнаме делегация ДРВ ставила в зависимость от решения этого главного на том этапе вопроса. Американская сторона пыталась вести переговоры с «позиции силы» и навязать ДРВ ранее отвергнутые ею условия о «взаимности», «деэслакации» с обеих сторон и т.п. Решение вопроса о прекращении военных действий против ДРВ подчинялось результатам обсуждения других вопросов, прежде всего военных аспектов, в том числе восстановления статуса демилитаризованной зоны вдоль 17-й параллели. Позиция сайгонских властей в отношении парижских бесед была сформулирована в заявлении Нгуен Ван Тхиеу: «Мы никогда не уступим ни на дюйм территории северным коммунистам, мы никогда не пойдем на создание коалиционного правительства с НФОЮВ, и мы никогда не признаем НФОЮВ как политическую структуру, равную нам, с которой мы должны вести переговоры на равных началах».

Широкая поддержка позиции Вьетнама на переговорах со стороны СССР, социалистических стран и прогрессивных сил мира, боевые успехи Народных вооруженных сил освобождения на протяжении 1968 г. и вместе с тем растущая критика администрации американской общественностью вынудили президента Джонсона пойти на удовлетворение основных требований вьетнамской стороны. В октябре 1968 г. после 5 месяцев официальных бесед была достигнута договоренность о прекращении с 1 ноября 1968 г. всех воздушных бомбардировок, артиллерийских обстрелов с суши и моря территории и всех других действий с применением силы против ДРВ, а также о созыве совещания представителей ДРВ, НФОЮВ, США и сайгонской администрации для поиска путей мирного урегулирования вьетнамской проблемы. На совещании в Гонолулу в июле 1968 г. США принудили Сайгон к согласию на участие в переговорах; но для четырехсторонних переговоров с целью обойти вопрос о признании НФОЮВ была выработана компромиссная формула «ваша сторона - наша сторона».

Тот факт, что США пошли на сочетание военных форм борьбы с дипломатическими переговорами, означал крах их планов относительно Вьетнама. Вынужденные сесть за стол переговоров с НФО и признать роль НФО в деле решения вьетнамского вопроса, США, безусловно, сделали шаг назад в их стратегических замыслах относительно Южного Вьетнама.

В заявлении по поводу проведения совещания правительство ДРВ, подтвердив решимость вьетнамского народа сопротивляться до конца агрессии США, подчеркнуло, что для политического решения вьетнамской проблемы необходимо, чтобы «правительство Соединенных Штатов отказалось от всяких попыток вмешательства и агрессии против Южного Вьетнама и уважало основные национальные права вьетнамского народа».

Начало четырехстороннего совещания по Вьетнаму затянулось из-за обструкционистской позиции сайгонских властей, рассчитывавших, что новая американская администрация займет более жесткую позицию в отношении ДРВ и НФОЮВ. Тем не менее, патриотическим силам удалось добиться признания НФО как вполне представительной и компетентной политической организации, выступавшей, по сути, как правительство де-факто, а потому способной играть самостоятельную и равноправную роль в решении вьетнамской проблемы. Первое официальное заседание совещания по Вьетнаму состоялось 25 января 1969 г. в Париже. Делегации

ДРВ и НФОЮВ ставили во главу угла комплексное обсуждение и выработку основ политического урегулирования на базе уважения основных национальных прав вьетнамского народа, как они были признаны Женевскими соглашениями 1954 г. по Вьетнаму. Делегации США и Сайгона старались свести работу совещания к обсуждению, прежде всего военных аспектов проблемы в отрыве от политических; так, в программе из 6 пунктов сайгонской делегации, выдвинутой в апреле 1969 г., говорилось в первую очередь о статусе демилитаризованной зоны, о создании новой системы международного контроля и наблюдения, об освобождении военнопленных и т.д.

С целью перевести работу совещания на рельсы конструктивной дискуссии делегация НФОЮВ 8 мая 1969 г. внесла на рассмотрение развернутую программу из 10 пунктов, существо которой предполагало уважение основных национальных прав вьетнамского народа на независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность; безусловный вывод войск США и их союзников из Южного Вьетнама; решение вопроса о вьетнамских вооруженных силах самими вьетнамскими сторонами; определение политического будущего Южного Вьетнама путем всеобщих свободных выборов. Для осуществления соглашения и подготовке выборов предлагалось создать временное коалиционное правительство взамен проамериканского режима в Сайгоне во главе Нгуен Ван Тхиеу и Нгуен Као Ки.

Президент США Р. Никсон в ответном заявлении от 14 мая 1969 г. помимо деклараций о том, что США не настаивает на сохранении военных баз и военного союза с режимом Тхиеу - Ки, согласны на нейтралитет Южного Вьетнама и, при условии «свободы выбора» для южновьетнамского населения, на воссоединение Вьетнама в будущем, выдвинул следующие условия урегулирования взаимный вывод всех «не южно-вьетнамских» сил Южного Вьетнама в 12-месячный срок; международный контроль за выводом войск и выборами в Южном Вьетнаме; возвращение военнопленных; выполнение всеми сторонами Женевских соглашений 1954 и 1962 гг.. Таким образом, США отвергали основные требования ДРВ и НФОЮВ о безусловном выводе войск США и замене сайгонских властей временным коалиционным правительством. Сайгонская делегация дополнительно выдвинула требование о прекращении «инфильтрации» войск ДРВ на Юг и гарантиях демилитаризованной зоны как территориальной и политической границы Южного Вьетнама.

К лету 1969 г. в Соединенных Штатах в основном завершились пересмотр и модификация внешнеполитической стратегии, одной из главных причин которых были неудачи американской политики в Азии, и прежде всего во Вьетнаме. В правящих кругах США все более отчетливым становилось убеждение, что для США выход из бесперспективной и дорогостоящей прямой вооруженной агрессии, при этом на «почетных» условиях, не создающих впечатления поражения или отказа от обязательств США в отношении их азиатского «союзника», лежит на путях определенного политического компромисса с Демократической Республикой Вьетнам. Это не означало, что США полностью отказывались от политики с «позиции силы. Оказавшись перед альтернативой - либо прекращение войны, либо ее опасная дальнейшая эскалация, -республиканская администрация президента Р. Никсона избрала некий «средний» курс постепенное продвижение к политическому урегулированию вьетнамской проблемы на выгодных условиях при поэтапном выводе американских войск и параллельно с этим всемирное укрепление сайгонского марионеточного режима в военном и политическом отношении, чтобы поднять его шансы на победу в противоборстве с патриотическими силами при поддержке США, но без их прямого военного участия. Переход США в рамках «доктрины Никсона» к политике «вьетнамизации войны» означал, что военный аспект перестал быть определяющим фактором американской политики во Вьетнаме, а их дипломатические инициативы - только средством прикрытия военной эскалации. На новом этапе измененный стратегический курс правящих кругов США состоял в том, чтобы путем комбинированного применения «дозированных» военных акций и дипломатических инициатив обеспечить оптимальные условия для такого решения проблемы, при котором в Южном Вьетнаме был бы сохранен неоколониалистический режим.

Весьма скоро выяснилось, что администрация Р. Никсона на деле не собиралась выполнять предвыборных обещаний о скорейшем прекращении войны во Вьетнаме и что она отдала предпочтение «вьетнамизации войны», но не конструктивным переговорам, которые, по существу, играли для США подчиненную роль. В своем заявлении от 3 ноября 1969 г. президент Р. Никсон вновь связывал полный вывод американских войск из Вьетнама в течение 12 месяцев с «взаимными» уступками ДРВ, вернувшись к известной американской тактике включения в условия политического урегулирования заведомо неприемлемых для ДРВ условий с целью обвинить ДРВ в «неуступчивости» и оправдать затягивание участия американских войск в войне во Вьетнаме.

Новый импульс дипломатической борьбе патриотических сил Вьетнама придало создание в июне 1969 г. Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ), которое, обладая всеми необходимыми полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики, последовательно выступало вместе с ДРВ за урегулирование вьетнамской проблемы на основе соблюдения национальных интересов и разоблачение политики «вьетнамизации войны», означавшей на практике продолжение и расширение войны с участием США.

17 сентября 1970 г. делегация ВРП РЮВ выступила с предложениями из 8 пунктов по мирному урегулированию вьетнамской проблемы, уточнявшими предложенную ранее НФОЮВ программу. Основными пунктами этой программы были безоговорочный вывод всех войск США и их союзников из Южного Вьетнама в 9-месячный срок - до 30 июня 1971 г. при соответствующих гарантиях безопасности и создание в Южном Вьетнаме временного коалиционного правительства. Американской стороне было разъяснено, что в такое правительство наряду с ВРП РЮВ могли бы войти представители различных политических сил, выступающих за мир, демократию и нейтралитет, в том числе члены реорганизованной сайгонской администрации, но без одиозных лидеров - президента Тхиеу, вице-президента Нгуен Као Ки и премьер-министра Чан Тхиен Кхиема. Обсуждение вопроса об освобождении военнопленных ставилось в зависимость от согласия США вывести свои войска в предлагаемый срок.

Ответом на вьетнамскую инициативу стали речь Р. Никсона от 7 октября и официальные предложения правительства США от 10 октября 1970 г. Этот шаг американской администрации отражал, прежде всего, ее стремление как-то притушить критику своей политики внутри США, обострившуюся после государственного переворота в Кампучии в марте 1970 г. и американо-сайгонской интервенции в эту страну. США предлагали, чтобы еще договоренности по основным моментам урегулирования вьетнамской проблемы повсеместно в Индокитае был прекращен огонь на «замороженных позициях» под международным контролем, проведено незамедлительное освобождение военнопленных с обеих сторон, выдвигалась также мысль о созыве конференции по восстановлению мира в Индокитае. Вывод войск США по-прежнему обусловливался проявлением «взаимности» со стороны ДРВ. США отказывались прекратить поддержку режима Нгуен Ван Тхиеу и принять предложение Временного Революционного Правительства Республики Южный Вьетнам о сформировании в Южном Вьетнаме коалиционного правительства. На конфиденциальной встрече с главой делегации США эти предложения были отвергнуты вьетнамской стороной «как пропагандистский трюк».

31 мая 1971 г. после провала интервенции сайгонских войск, предпринятой при поддержке США в Южном Лаосе, американская сторона внесла новое предложение в качестве основы для урегулирования во Вьетнаме - вывод войск США из Южного Вьетнама в обмен на освобождение американских военнопленных и прекращение огня по всему Индокитаю под международным контролем. Это предложение не было принято, поскольку в нем шла речь только о военном аспекте и не затрагивалась политическая сторона вопроса.

Продолжавшиеся в Париже переговоры и происходившие параллельно с ними конфиденциальные контакты между руководителями делегаций ДРВ и США длительное время не давали каких-либо ощутимых практических результатов, поскольку сохранялось принципиальное различие в подходе сторон к путям и конечным целям урегулирования. Руководство ДРВ стремилось в максимальной мере использовать затруднительное положение американской администрации, связанной предвыборными обещаниями о скорейшем прекращении войны и участия в ней американских войск, весьма чувствительной к критике своей вьетнамской политики на международной арене и внутри страны, особенно в тех условиях, когда она не имела устойчивой поддержки в конгрессе США. Опираясь на успехи вооруженной и политической борьбы на Юге Вьетнама и освободительной борьбы в соседних Лаосе и Кампучии на основе оформившегося боевого союза индокитайских народов, патриотические силы Вьетнама сохраняли инициативу на дипломатическом фронте, отвергали и разоблачали маневры американской дипломатии. Предлагавшееся летом 1971 г. американской стороной прекращение огня по всему Индокитаю на «замороженных позициях» и под международным контролем было для них неприемлемо, поскольку отражало явную попытку правящих кругов США продолжать выступать с «позиции силы», закрепить временные военные и территориальные преимущества американо-сайгонской стороны.

Американскую позицию до середины 1971 г. характеризовали два узловых момента - требование о «взаимном выводе» войск США и ДРВ из Южного Вьетнама и решение политических проблем Юга в рамках существовавшего сайгонского режима. Постепенно в этом подходе стали намечаться определенные сдвиги, что нашло отражение в стремлении активизировать неофициальные контакты и обмен мнениями с представителями ДРВ на переговорах - политическим советником делегации членом Политбюро ЦК Партии Трудящихся Вьетнама (ПТВ) Ле Дык Тхо и официальным главой делегации ДРВ министром Суан Тхюи. характер обсуждений на закрытых встречах в значительной мере связан с методами и стилем главы делегации США Г. Киссинджера, который использовал их с целью зондажа позиции ДРВ, прибегая к более широкому маневрированию и выдвигая варианты американских условий урегулирования, зачастую заметно отличавшиеся от официально изложенной позиции правительства США. Смысл этих маневров состоял в том, чтобы путем дипломатического торга добиться от ДРВ снятия ее требования о предварительной отставке сайгонского «президента» Нгуен Ван Тхиеу в обмен на некоторые уступки США в вопросах военного характера, в частности относительно «взаимного вывода» войск из Южного Вьетнама.

Указанные изменения в американском подходе к переговорам отразили возросшую заинтересованность правящих кругов США в том, чтобы ускорить политическое урегулирование вьетнамской проблемы и выход США из войны во Вьетнаме в интересах глобальной внешнеполитической стратегии. С точки зрения творцов американской политики, этого требовали процесс разрядки напряженности в отношениях с Советским Союзом и налаживание дипломатических контактов с Китаем, что в свою очередь, создавало предпосылки для соглашения по Вьетнаму. Главный расчет при этом делался на то, что Китай, откровенно заинтересованный в нормализации отношений с США, сможет оказать нажим на ДРВ и вынудить ее принять выгодные для США условия политического урегулирования, предполагавшие сохранение в Южном Вьетнаме проамериканского марионеточного режима Нгуен Ван Тхиеу.

Отвергая разделение военных и политических аспектов урегулирования, делегация ДРВ на закрытой встрече 26 июня 1971 г. выдвинула план касательно всего Индокитая: полный вывод войск США и их союзников в течение 1971 г. при одновременном освобождении захваченного военного и гражданского персонала; прекращение поддержки режима Тхиеу со стороны США, чтобы в Сайгоне могло быть создано правительство, выступающее за мир, независимость, нейтралитет и демократию, с которым ВРП РЮВ вступило бы в переговоры в целях решения внутренних проблем Южного Вьетнама и достижения национального примирения. США берут на себя обязательство возместить ущерб, нанесенный ими обеим частям Вьетнама. США обязуются уважать Женевские соглашения 1954 и 1962 гг. и прекратить вмешательство во внутренние дела индокитайских государств. Все вопросы, касающиеся государств Индокитая, должны быть урегулированы на основе уважения независимости, суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела друг друга. После подписания соглашений по указанным выше вопросам вступает в силу прекращение огня. Стороны приходят к соглашению о международном контроле и международных гарантиях основных национальных прав индокитайских народов. Основные положения этого плана в части, касавшейся Южного Вьетнама, были зафиксированы в официальной позиции ВРП РЮВ от 1 июля 1971 г..

7 пунктов правительства Республики Южный Вьетнам, как реальная основа для политического урегулирования, получили широкий резонанс и поддержку во всем мире, в том числе среди общественных и трезвомыслящих политических кругов в США. Позитивный отклик они нашли также в широких слоях патриотически настроенного южновьетнамского населения, в том числе трудящихся, студенческой молодежи, интеллигенции и духовенства.

Выбор времени обнародования предложений ВРП РЮВ определялся тем, что осенью 1971 г. в Южном Вьетнаме должны были состояться президентские выборы, и, если бы в тот период правящие круги США пошли на удовлетворение требований об отказе от поддержки Нгуен Ван Тхиеу, уже тогда возникли бы предпосылки для прекращения войны и ухода США из Южного Вьетнама «на почетных условиях». Однако вопреки широкой поддержке предложений ВРП РЮВ общественностью США администрация Р. Никсона не приняла их, делая ставку на продолжение «вьетнамизации войны» и сохранение режима Тхиеу как главного инструмента этой политики.

Пользуясь поддержкой США, Нгуен Ван Тхиеу сохранил за собой пост президента и занял резко отрицательную позицию в отношении предложений ВРП РЮВ, изложенную им в форме лозунга «4 нет» никаких территориальных уступок коммунистам; никакой коалиции с коммунистами; никакого нейтрализма в духе прелагаемого коммунистами; никакой свободы для коммунистической деятельности и идеологии в Южном Вьетнаме. Ярый антикоммунизм оставался определяющим в политике сайгонских властей, препятствуя политическому урегулированию во Вьетнаме.

США не могли, однако, полностью игнорировать требования о сформировании в Сайгоне администрации, готовой содействовать прекращению войны и политическому урегулированию. Это нашло отражение в их последующих дипломатических маневрах: 11 октября 1971 г. представителям ДРВ был передан очередной секретный план США из 8 пунктов. В нем предлагалось решать политические вопросы путем проведения в Южном Вьетнаме новых президентских выборов под контролем «независимого органа, представляющего все политические силы Южного Вьетнама», при условии ухода в отставку за месяц до проведения выборов президента и вице-президента. США обязались соблюдать нейтралитет в отношении выборов и их итогов. В военном отношении план предусматривал вывод войск США и их союзников в более короткий, 6-месячный срок, освобождение военнопленных, прекращение огня по всему Индокитаю. Требование «взаимного вывода» формально не выдвигалось, однако в качестве части прекращения огня США настаивали на осуществлении принципа, что «все вооруженные силы индокитайских государств должны оставаться в пределах своих национальных границ» и что «не должно быть проникновения дополнительных сил извне в любую из индокитайских стран». Было совершенно очевидно, что президентские выборы в предложенном США варианте даже в случае предварительной отставки Тхиеу, но при сохранении военно-полицейской машины, политико-административного аппарата сайгонского режима и американского военного присутствия не могли быть гарантией справедливого решения и подготовить условия для политического урегулирования.

Появившиеся в конце 1971 - начале 1972 г. сведения о признаках готовившегося широкого наступления вооруженных сил патриотов в Южном Вьетнаме наряду с неблагоприятно складывавшейся для США международной обстановкой вынуждали администрацию Р. Никсона торопиться с продолжение переговоров на основе американского плана от 11 октября 1971 г. В интервью 25 января 1972 г. вопреки имевшейся договоренности президент Никсон сообщил о секретных контактах Г. Киссинджера с представителями ДРВ и предал гласности содержание американских предложений от 11 октября 1971 г. В адрес ДРВ при этом было выдвинуто обвинение в том, что «Северный Вьетнам не прелагает никакой политической формулы, кроме такой, которая заранее бы обеспечивала коммунистической господство в Южном Вьетнаме».

Выразив протест против разглашения в одностороннем порядке содержания секретных переговоров, правительство ДРВ опубликовало 26 января 1972 г. свои предложения из 9 пунктов от 26 июня 1971 г. Министр иностранных дел ДРВ Нгуен Зуй Чинь писал позже: «Анализируя позицию США в ее эволюции от 8 пунктов 1969 г. до 8 пунктов 1971 г. на конфиденциальных встречах, мы видим, что США хотели бы и вывести свои войска, и сохранить марионеточный режим в Сайгоне. Так называемый «мирный план из 8 пунктов» Никсона - всего лишь план продолжения политики «вьетнамизации войны», план сохранения неоколониализма США в Южном Вьетнаме - по существу, план войны».

Руководствуясь стремлением к скорейшему восстановлению мира во Вьетнаме, ВРП РЮВ выступило 2 февраля 1972 г. с новой инициативой на Парижских переговорах - Заявление о мирном решении вьетнамского вопроса. В нем содержались разъяснения к предложениям ВРП РЮВ от 1 июля 1971 г. по основным - военному и политическому - аспектам вьетнамской проблемы. В документе был выдвинут принцип одновременного полного и безоговорочного вывода в конкретно обозначенные сроки всех войск США из Южного Вьетнама и освобождения всего военного и гражданского персонала, захваченного во время войны, в том числе американских летчиков, сбитых над Северным Вьетнамом. Касательно политической стороны проблемы была предложена концепция правительства национального согласия. Она предусматривала немедленную отставку марионеточного «президента» Тхиеу, роспуск репрессивного аппарата и прекращение политики «умиротворения», т.е. устранение главных препятствий для того, чтобы ВРП РЮВ и сайгонская администрация могли договориться о сформировании упомянутого правительства. В заявлении от 5 февраля 1972 г. правительство ДРВ выразило одобрение основным положениям этого документа и подтвердило их соответствие позиции ДРВ на конфиденциальных переговорах в Париже в 1971 г.

США вновь не вняли разумным предложениям, которые учитывали настроения американского общественного мнения. Под надуманным предлогом отсутствия у ДРВ действительного желания достичь взаимоприемлемого урегулирования по инициативе американской стороны 23 марта 1972 г. официальные переговоры в Париже были прерваны.

В обстановке, когда США использовали парижские переговоры исключительно в целях обеспечения успеха политики «вьетнамизации войны» и отклоняли одно за другим предложения ДРВ и ВРП РЮВ, которые во всем мире признавались как конструктивная основа для подлинного урегулирования вьетнамской проблемы, весной 1972 г. вооруженные силы патриотов предприняли на Юге Вьетнама широкое наступление. Его масштаб и успехи, основательно изменившие общую военно-политическую ситуацию в Южном Вьетнаме, показали провал американской стратегии «вьетнамизации» и резко усилили в США оппозицию вьетнамской политике администрации Р. Никсона.

Стремясь спасти сайгонских правителей в ухудшавшейся для них ситуации, 8 мая 1972 г. президент Никсон объявил о новых мерах максимальной военной поддержке Сайгона и одновременно выдвинул требования ультимативного характера возвращение американских военнопленных; прекращение огня по всему Индокитаю под международным контролем; после выполнения этих требований вывод всех американских сил из Южного Вьетнама в течение 4 месяцев. Такие действия США были расценены в ДРВ и других странах как «реамериканизация» войны и возврат к попыткам разъединить военную и политическую сторону урегулирования, заставить комбинированной военно-дипломатической акцией признать законный характер режима Тхиеу в Сайгоне. В ответ на речь Никсона в США развернулись кампании под лозунгом «Политический режим в Сайгоне не стоит даже одной американской жизни», отражавшие недовольство в стране и в конгрессе США.

К осени 1972 г. обстановка на фронтах боевых действий в Южном Вьетнаме в целом стабилизировалась. В сентябре - октябре ДРВ и США продолжили дипломатические контакты в поисках взаимоприемлемых основ урегулирования; с вьетнамской стороны впервые было высказано предположение о возможности прекращения огня без предварительной отставки в Сайгоне администрации Тхиеу.

11 сентября 1972 г. ВРП РЮВ, проявив добрую волю и стремясь вывести переговоры из тупика на фоне относительного равновесия на фронтах военных действий, предложило компромиссный проект соглашения на основе признания сложившегося в Южном Вьетнаме статус-кво при условии вывода всех американских войск. Проект исходил из реально сложившегося положения и предусматривал создание там временного правительства национального согласия с участием трех сторон -ВРП РЮВ, сайгонской администрации и других политических сил Южного Вьетнама, США должны были признать право вьетнамского народа на независимость и самоопределение и прекратить все агрессивные действия как на Юге, так и на Севере Вьетнама. В основе предложенного вьетнамской стороной компромисса лежал трезвый анализ всех факторов обстановки очевидный провал политики «вьетнамизации», слабость недееспособного без американской поддержки режима Тхиеу, рост антивоенного движения в США, кампания международной солидарности с патриотическими силами Вьетнама - все это позволяло делать вывод о том, что время в конечном итоге работает на вьетнамских патриотов. Отсюда вытекала постановленная вьетнамским руководством задача: «продолжая борьбу на трех фронтах, первоочередной реальной целью на дипломатическом фронте считать вывод всех американских вооруженных сил».

В условиях международного осуждения и неблагоприятной внутренней обстановки администрация Р. Никсона вынуждена была идти на уступки, которые сблизили позиции сторон и позволили подойти к выработке взаимоприемлемых основ политического урегулирования.

На очередной конфиденциальной встрече 8 октября 1972 г. ДРВ выступила с инициативой проекта «Соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме». Документ предлагал прекращение огня на месте, полный вывод всех американских сил и обмен военнопленными в течение 60 дней; в политическом аспекте - признание единства и территориальной целостности Вьетнама, образование в Южном Вьетнаме на период до проведения выборов «административной структуры» из трех южновьетнамских политических компонентов. Проект был принят в качестве основы для переговоров; в октябре на серии встреч вьетнамская и американская стороны обсудили и в основном отработали принципиальные положения соглашения. Было договорено, что во время запланированного на конец октября визита Г. Киссинджера в Ханой стороны парафируют соглашение, а 31 октября 1972 г. в Париже должно было состояться официальное его подписание; президент США Р. Никсон специальным посланием уведомил руководителей ДРВ о согласии на подписание документа в указанный срок.

Исходя из соображений предвыборной борьбы в канун президентских выборов в США, американская сторона прибегла к неблаговидному манёвру, отказавшись от подписания соглашения в согласованные с ДРВ сроки; более того, она выдвинула текстуальные поправки, причем весьма существенные, к уже в принципе согласованному документу.

В ответ на отказ США правительство ДРВ опубликовало в печати содержание проекта и обвинило правительство США в подготовке новых коварных планов против вьетнамского народа, который в этих обстоятельствах выражал волю продолжать борьбу против США за свои коренные национальные права.

Формальным предлогом для отказа США от подписания соглашения служила развернутая Тхиеу шумная кампания протестов и требований - «четкое различие между Югом и Севером, включая признание и уважение 17-й параллели и демилитаризованной зоны... Юг и Север временно представляют собой два государства... все северо-вьетнамские войска должны быть возвращены на Север... Северный Вьетнам не имеет права вмешиваться во внутренние дела Южного Вьетнама» и т.п. Однако такая мотивировка Соединенными Штатами вызвала повсеместную волну возмущения и протестов, в том числе и среди основных союзников США в Европе.

В конце ноября 1972 г. контакты между представителями ДРВ и США были возобновлены, но в декабре завершились безрезультатно из-за попыток американской стороны навязать неприемлемые изменения и поправки к тексту соглашения.

В декабре 1972 г. президент Никсон отдал приказ о бомбардировках Ханоя, Хайфона и других населенных пунктов Северного Вьетнама с явной целью заставить ДРВ принять поправки к тексту соглашения, нанести ДРВ максимальный материальный и моральный ущерб и тем самым «стимулировать» сайгонские власти подписать соглашение. Так называемые «рождественские» бомбардировки ДРВ вызвали большие разрушения и жертвы, но не смогли принудить руководство ДРВ к капитуляции за столом переговоров.

7 января 1973 г. по инициативе ДРВ переговоры были возобновлены, после непродолжительного обсуждения и внесения некоторых поправок текст соглашения о политическом урегулировании был согласован, отразив в своем окончательном варианте весь сложный характер дипломатической борьбы между США и ДРВ.

Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме было подписано в Париже 27 января 1973 г.

2 марта 1973 г. также в Париже министры иностранных дел стран - участниц соглашения, а также СССР, Великобритании, Франции, КНР, Венгрии, Польши, Индонезии и Канады, в присутствии генерального секретаря ООН, подписали Акт международной конференции по Вьетнаму, в котором были выражены признание, одобрение и поддержка Парижского соглашения как документа, обеспечивающего конец войне. 13 июня 1973 г. всеми участниками четырехсторонних переговоров было подписано совместное коммюнике, в котором подчеркивалась необходимость неуклонного строгого соблюдения Парижского соглашения. Коммюнике стало составной частью Парижского соглашения.

Парижское соглашение фиксировало прекращение войны США против Вьетнама, подтверждало основные национальные права вьетнамского народа на независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность, как это было признано в Женевских соглашениях 1954 г.. Оно предусматривало, что США должны прекратить военные действия против ДРВ, вывести из Южного Вьетнама свои войска и войска союзников и в дальнейшем воздерживаться от всякого вмешательства в дела Вьетнама. Соглашение обязывало две южновьетнамские стороны воздерживаться от применения силы; что касается иностранной военной помощи, оно допускало лишь замену вышедшего из строя вооружения на основе однотипности и принципа единица за единицу. Были определены порядок и сроки возвращения военного и гражданского персонала, захваченного в годы войны.

Соглашение подтверждало реальность Южного Вьетнама - существование там двух администраций, двух зон контроля, двух армий и трех политических сил. При условии строгого выполнения военных и политических положений Парижское соглашение могло стать политической и юридической основой для справедливого решения внутренних проблем Южного Вьетнама путем проведения всеобщих выборов, которые определили бы политическое будущее Южного Вьетнама.

Вопрос о воссоединении Вьетнама должен был решаться мирными средствами, на основе обсуждения и соглашений между двумя частями страны, без принуждения, аннексий и иностранного вмешательства. Было подтверждено, что демаркационная линия по 17-й параллели носит только временный характер и не является политической или территориальной границей.

Соглашение определяло принципы и процедуру деятельности, функции и прерогативы совместных военных комиссий и Международной комиссии по контролю и наблюдению.

Относительно Кампучии и Лаоса соглашение обязывало участников соблюдать Женевские соглашения 1954 и 1962 гг., уважать нейтралитет обеих стран и воздерживаться от использования их территории для посягательств на суверенитет и безопасность друг друга и третьих стран.

Соглашение призывало к нормализации отношений между ДРВ и США, при этом США заявляли о своей готовности внести вклад в послевоенное восстановление ДРВ и Индокитая.

В осуществление Парижского соглашения были образованы четырехсторонняя военная комиссия для решения вопросов, связанных с выводом войск США и союзников и возвращением захваченного персонала; двусторонняя военная комиссия для обеспечения выполнения военных положений соглашения, касавшихся двух южновьетнамских сторон; Международная комиссия по контролю и наблюдению в составе представителей Венгрии, Индонезии, Польши и Канады (позже место Канады занял Иран). В парижском пригороде Сель-сен-Клу начались консультативные встречи южновьетнамских сторон.

В официальной пропаганде США Парижское соглашение старались представить как логический результат политики Р. Никсона и Г. Киссинджера, сумевших обеспечить уход США из Вьетнама на «почетных условиях», предотвратить при этом крах проамериканского режима и сохранить рычаги контроля и вмешательства в дела Южного Вьетнама для продолжения политики в духе «вьетнамизации». На деле оно стало признанием очередного крупного поражения агрессивного внешнеполитического курса правящих кругов США, подтвердившим несостоятельность концепций и практики использования марионеточных милитаристских режимов, находящихся полностью на содержании империализма и выполняющих функции инструмента его глобальной стратегии, нацеленной на противодействие революционным изменениям в различных районах мира.

Хотя само по себе подписание Парижского соглашения не привело к действительному прекращению войны и политическому урегулированию в Южном Вьетнаме, оно создавало принципиально новую ситуацию в расстановке сил, менявшуюся в пользу сил революционного освобождения как во внутреннем политическом и военном, так и в международном плане. В этом основное отличие Парижского соглашения 1973 г. от Женевских соглашений 1954 г.

 

Автор: Байрамкулова Л.Л.