18.10.2011 5332

Основные направления и тенденции правового регулирования коммерческой концессии в иностранных государствах

 

Важное значение для настоящего исследования имеет изучение влияния правового регулирования коммерческой концессии на ее становление и развитие, а также проблема специального правового регулирования коммерческой концессии.

Договор франчайзинга получил распространение и признан самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира, но отдельное законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых из них.

Законодательство, относящееся к франчайзингу, можно разделить на дне группы. Первая группа объединяет в себе законы и правовые нормы, применяемые к договорам в целом. Вторая - включает законы и нормы, имеющие отношения к специфическим договорам (например, специальные законодательные акты по франчайзингу).

К первой группе относятся правовые нормы, которые могут действовать как на национальном, так и на международном уровне.

1. Общее контрактное право;

2. Законы, регулирующие взаимоотношения на основании агентских и дистрибьюторских соглашений;

3. Правовые нормы по защите лизинговых интересов и обеспечению гарантий соответствующих сделок;

4. Правовые нормы по защите инвестиций;

5. Нормы по защите интеллектуальной собственности;

6. Конкурентное право (антитрестовское или антимонопольное законодательство). Иногда договор о франчайзинге может устанавливать уровень цен, которых должен придерживаться франчайзи, либо предоставлять исключительные права франчайзи. Такие соглашения могут спровоцировать спекуляции со стороны конкурентов и обвинения в разделе рынка или в сговоре участников франчайзинговой сети.

7. Правовые нормы по методам ведения торговли также могут регулировать деятельность определенных типов франшиз. Обычно они применимы в случае наличия оговорок, накладывающих определенные ограничения па деятельность контрагента, или, если франчайзер оставляет за собой право распространять свои продукты или услуги посредством других дистрибьюторских каналов, например, через продажи по типу «пирамид»;

8. Корпоративное право;

9. Нормы по налогообложению;

10. Нормы, регулирующие имущественные права;

11. Законодательство по защите прав потребителя (под потребителем может также пониматься и сам франчайзи);

12. Трудовое законодательство. Особенно актуально для стран с развитым трудовым законодательством таких как, например, Германия и Швеция;

13. Нормы, регулирующие передачу технологий;

14. Нормы страхования;

15. Законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, валютный контроль, ограничения по импорту иили квоты на импорт;

16. Законодательство, регламентирующее создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями.

Вторая группа объединяет нормативные правовые акты, регламентирующие франчайзинг. Несмотря на то, что в большинстве случаев вышеприведенных норм вполне хватает для регламентирования отношений сторон при франчайзинге, ряд стран располагают своими собственными актами по франчайзингу.

По мнению экспертов ВОИС, с правовой точки зрения франшиза в достаточной степени регулируется договорным правом, поэтому для ее функционирования и развития не нужны ни особые законы, ни специальные регулирующие структуры. С последним утверждением согласиться трудно, т.к. вопрос о необходимости специального правового регулирования коммерческой концессии является дискуссионным.

Различными путями пошла и законодательная практика иностранных государств. В некоторых странах существуют специальные законы и (или) подзаконные акты, применимые к франчайзингу. В США, например, законы о франчайзинге существуют в некоторых штатах. Помимо этого федеральное правительство выпустило специальные «Требования по раскрытию информации и запрещения, касающиеся франчайзинга и рискованных бизнес - предприятий», налагающие на франчайзеров обязательства по раскрытию отдельных видов информации о своем бизнесе с целью защиты интересов потенциальных франчайзи.

Большинство других стран не имеют специальных законов, посвященных регулированию франчайзинга, исходя из тезиса о том, что франчайзинг не требует специального правового регулирования для того, чтобы успешно развиваться и процветать в экономике данного государства. Однако, с момента заключения франчайзингового договора, на отношения сторон договора распространяется договорное право.

В некоторых других странах приняты «добровольные кодексы» (или «кодексы этики» - авт.) франчайзинга. Они в основном разрабатываются национальными ассоциациями франчайзинга, которые стремятся предотвратить ситуации и факты, способные причинить вред позитивному облику франчайзинга в глазах общественного мнения.

Существует не так много стран, где законодательно были закреплены правила ведения бизнеса по системе франчайзинга. К таким странам относятся: США, Канада, Бразилия, Мексика, Франция, Испания, Албания, Румыния, Россия, Япония, Австралия, Корея, КНР, Малайзия, Индонезия. При этом стоит отметить, что ни Великобритания, ни Германия, лидирующие по показателям развития франчайзинга, специального законодательства по этому вопросу не имеют.

В свете этого вполне справедливо утверждение о том, что «франчайзинг появляется там, где созрели для этого экономические условия. Существовать же он может, в принципе, в любых правовых формах. Отсутствие прямых законов может лишь создавать некоторые сложности для франчайзинга, по не п силах остановить его развитие». Однако следует отметить, что задачами правового регулирования франчайзинга является не только стремительное развитие франчайзинга» Правовое регулирование франчайзинга преследует помимо этого и многие другие цели, в частности, защиту ряда публичных интересов, например, таких, как рыночная конкуренция и права потребителей.

Цель государственного регулирования экономики (в том числе и правового регулирования), реализуется через следующие основные функции:

1. создание условий для цивилизованного функционирования рынка:

- определение форм собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

- защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

- установление стандартов и системы мер на продукцию;

2. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3. решение макроэкономических проблем, которое включает:

- определение объема национального производства;

- пропорциональность развития экономики;

- обеспечение надлежащих темпов экономического роста;

  1. поддержание соответствующего уровня занятости трудоспособного населения, его социальную защиту.

Как видно, государство при регулировании (в том числе правовом) предпринимательской деятельности преследует не только цели развития того или иного способа осуществления предпринимательской деятельности, но и стремится обеспечить защиту ряда иных интересов, в том числе и публичных.

Рассмотрим практику правового регулирования франчайзинга в наиболее экономически развитых иностранных государствах.

Австралия. Австралийским Министерством малого бизнеса в феврале 1993 года был утвержден «Кодекс практики франчайзинга» и учрежден Административный совет для управления указанным Кодексом. В соответствии с этим Кодексом франчайзеры, зарегистрированные в Административном совете, должны соответствовать тем стандартам положительной практики франчайзинга, которые изложены в Кодексе практике франчайзинга.

Кодекс практики франчайзинга определяет франчайзинг более широко, чем в США. Многие дистрибьюторские соглашения, которые не требуют оплаты договора и не считаются франчайзингом в большинстве стран, считаются франчайзингом по Австралийскому Кодексу.

Кодекс практики франчайзинга требует от франчайзера предоставления информации о системе франчайзинга в специальном информационном документе, по крайней мере, за семь дней до подписания франшизного договора. Должны быть предоставлены такие категории информации, которые практически совпадают с аналогичными требованиями законодательства США»

До исполнения соглашения франчайзер должен убедиться, что каждый франчайзи получил и прочитал три документа: информационный документ по крайне мере за семь дней до подписания соглашения, справочное издание для франчайзи, одобренное Советом и копию указанного выше Кодекса. Кроме того, франчайзер должен потребовать от каждого франчайзи документ от юриста, утверждающий, что юрист разъяснил франчайзи условия франчайзингового соглашения. Кроме того Кодексом практики франчайзинга предусмотрено, что в течение семи дней с даты вступления в силу франчайзингового соглашения франчайзи может расторгнуть такое соглашение.

Бразилия. Исторически Бразилия всегда была трудной страной для франчайзинга. Бразильское правительство раньше было категорически против какого-либо лицензирования, включая франчайзинг, в котором производились выплаты за границу. Это привело к существенным проблемам франчайзеров, желающих выйти на рынок Бразилии и обусловило появление сложных и дорогих планов, часто с привлечением черного рынка. В 1992 году эта проблема была решена решением «Национального института промышленной собственности»« что соглашения о франчайзинге будут официальными.

Сейчас Бразилия присоединилась к растущему списку стран, принявших законодательство о франчайзинге. Новый бразильский закон о франчайзинге вступил в силу 15 февраля 1995 года. Этот закон применяется к договорам о франшизе с гораздо более широким понятием, чем понятие франшизы в США.

Франчайзер должен снабдить предполагаемого франчайзи проспектом, представляющим франшизу, написанным ясным и простым языком и содержащим 15 категорий информации, многие из которых совпадают с практикой в США. Этот проспект должен быть получен франчайзи по крайней мере за 10 дней до вступления в действие франчайзингового соглашения или начала каких-либо выплат. Франчайзинговое соглашение должно быть в письменном виде и подписано в присутствии двух свидетелей. Соглашение, требующее платежей в иностранной валюте, должно быть также зарегистрировано в «Национальном институте промышленной собственности».

Великобритания. 19 марта 1996 года в «Ограничивающий акт о торговле» 1976 года (далее «Акт 1976 г.») были внесены поправки, которые имеют большое значение в регулировании фраичайзинговых соглашений Объединенного Королевства.

По Акту 1976 года франчайзеры, которые использовали франчайзинговые соглашения между двумя или более сторонами, ведущими бизнес в Объединенном Королевстве, и которые использовали в контракте так называемые «договорные ограничения» (такие, как эксклюзивность, контроль, за клиентами и т.д.), должны были предоставить основные пункты соглашения в Министерство торговли. Если договорные ограничения оказывались не очень существенными, тогда детали соглашения были записаны в определенный реестр и соглашение разрешалось оставлять таким, каким оно было намечено. Однако если Министерство торговли признавало контрактные ограничения существенными, тогда в соглашение либо вносились поправки, либо оно направлялось в специальный судебный орган на процесс.

Указанные процедуры сильно увеличивали административные расходы франчайзеров. Изменения, внесенные в Акт 1976 года в 1996 году, позволяют многим франшизам, удовлетворяющим приведенным ниже критериям, в дальнейшем не проходить контроль Министерства торговли:

1. Соглашение должно быть оформлено в соответствии с критериями Европейского Франчайзингового Блока.

2. Общий годовой оборот сторон (включая аффилированных лиц) не должен превышать 10,500,000 долларов США на дату соглашения.

Канада. Несколько лет одна из провинций Канады имела специальное законодательство о франчайзинге, которое требовало регистрации и предоставления требуемой информации, как и в США. С 1 ноября 1995 года требования предоставления специальной информации в этой провинции упростились с принятием нового «Акта о франчайзинге». Одним из принципиальных отличий от предыдущего закона была отмена регистрации, но тем не менее требовалось предоставление специальной информации. По новому Акту о франчайзинге франчайзер должен предоставить предполагаемому франчайзи копию документа с требуемой специальной информацией, но крайней мере за 14 дней до подписания франчайзи каких-либо соглашений или начала каких-либо выплат.

В конце 1993 года Канадская Ассоциация Франчайзинга приняла схему предоставления специальной информации. Несмотря на то, что сейчас использование документа со специальной информацией не является обязательным, Ассоциация планирует в итоге требовать использование этого документа как условие членства в ассоциации. Предложенный информационный документ должен содержать двенадцать категорий информации относительно франчайзера, которые в целом соответствуют требованиям, принятым в США.

Испания. В январе 1996 г, Испания внедрила новый франчайзинговый закон, предусматривающий регистрацию и предоставление информации.

По закону, названному «Регулирование франчайзинговых систем», франшиза должна быть официально зарегистрирована в соответствующих органах. Франчайзер должен предоставить не менее чем за 20 дней до подписания контракта или начала каких-либо выплат информацию в письменном виде о сети своих франшиз. Информация должна содержать все необходимое описание франшизы, структуру и расширение франчайзинговой сети и необходимые элементы франчайзингового соглашения.

Италия. Италия не имеет особых законов о франчайзинге. Однако во франшизе, действующей на территории Италии, должны быть приняты к сведению положения Итальянского Гражданского кодекса, относящиеся к коммерческим соглашениям и также закон о технологической и интеллектуальной собственности. Кроме того, кодексы Этики Европейской и Итальянской Ассоциаций Франчайзинга предоставляют подробный инструктаж своим членам.

Новый Кодекс Итальянской Ассоциации Франчайзинга вступил в силу 1 января 1995 года. Члены Итальянской Ассоциации Франчайзинга обязаны принять положения регулирования, включенные в кодекс и являющиеся приложением к правительственным законам и постановлениям.

В соответствии с Кодексом Итальянской Ассоциации Франчайзинга, франчайзер должен применять свою концепцию на рынке как минимум один год, прежде чем предлагать систему франчайзинга к продаже. Франчайзер должен предоставить франчайзи восемь специальных документов, по крайней мере, за 15 рабочих дней до исполнения соглашения о франчайзинге. Франчайзинговое соглашение может длиться определенное и неопределенное количество времени, но минимум три года, если одна из сторон не нарушит свои обязательства.

Если участник преступает закон о регулировании или какие-либо постановления, которые действуют в Ассоциации, специальный орган Ассоциации может взять штраф с нарушителя.

Франция. Французское законодательство требует от лиц, дающих право другим на использование торгового имени, марки или знака и требующих от последних эксклюзивного или почти эксклюзивного исполнения договора, предоставить потенциальному франчайзи информационный документ, «справедливо и точно устанавливающий обстоятельства, дающий возможность франчайзи быть в полной мере осведомленным», по крайней мере, за 20 дней до исполнения соглашения или какого-либо платежа. Информационный документ должен быть в письменной форме и в нем должны быть представлены определенные категории информации.

Япония. Франчайзинг в Японии контролируется Японской Ассоциацией Франчайзинга и ее двумя основными документами: «Кодекс этики» и «Инструкция по составлению контрактов по франчайзингу и по подготовке правил управления».

«Кодекс этики» Японской Ассоциации Франчайзинга гораздо шире, чем в других странах, и его основная направленность - особые проблемы и нарушения. «Кодекс этики» требует, чтобы франчайзеры - члены ЯАФ предоставили точную информацию предполагаемым франчайзи о содержании контракта, отчет о бизнесе некоторых своих отделений, данные о требуемой сумме личного инвестирования, потенциальной прибыли франчайзи и т.п.

Согласно указанному выше Кодексу, чтобы обеспечить франчайзи разумную прибыль, франчайзер должен участвовать в постоянном усовершенствовании и развитии товаров и услуг, в исследовании и развитии менеджмента. Он должен постоянно обеспечивать франчайзи всей необходимой помощью и информацией. ЯАФ основала регистрационную систем;, чтобы способствовать предоставлению информации франчайзеров в соответствии с «Кодексом этики».

«Указания по составлению франчайзинговых контрактов» в основном соответствуют международным стандартам. Указания налагают обязательство предоставления информации до заключения соглашения по таким вопросам, как бизнес франчайзера, подробности и правила системы франшизы, существующие франшизы и сведения о подобных франшизах.

Остановимся более подробно на истории, основных направлениях и принципах правового регулирования франчайзинга в государстве - родоначальнике франчайзинга в его современном виде, т.е. в США.

Несмотря на то, что франчайзинг по большей части был благоприятно воспринят бизнес-сообществом США, для небольшого количества людей он сохраняет нелицеприятных облик, навеянный в период 1960-х и ранних 1970-х годов, когда отдельные сомнительные продавцы франшиз обманули инвесторов и потребителей. Некоторые из этих франчайзинговых мошенничеств и примеров плохого управления попали на первые полосы газет, рассказывая истории людей, которых обманным путем лишили сделанных за всю жизнь накоплений и запятнав при этом имена своих начинателей - персон из индустрии шоу-бизнеса, таких как Минни Перл и Джерри Льюис.

Франчайзинговое предприятие Минни Перл представляло собой по существу рестораны быстрого питания с блюдами из курицы. Перл, популярная исполнительница кантри-музыки, предоставила свое имя для использования в коммерческом предприятии, однако непосредственно она не была вовлечена в этот бизнес. Рестораны обанкротились потому, что управляющие надеялись открыть большое количество ресторанов в непродолжительное время, однако они не основали прочной стандартизированной схемы деятельности для ресторанов после их открытия.

Кинотеатры Джерри Льюиса стали еще одним примером передачи знаменитостью своего имени и еще одной франшизы без вразумительного бизнес-плана. Открытое в период, когда кинотеатры в целом переживали кризис в связи с появившейся жесткой конкуренцией со стороны телевидения, данное франчайзинговое предприятие быстро разорилось.

Действительно большое внимание средств массовой информации привлекло банкротство франшизного предприятия по торговле гамбургерами Wild Bills, которое обмануло многих высокоперспективных предпринимателей-франчайзи. Его учредители открыли один ресторан и затем продали франшизу многим другим ресторанам, которые так никогда и не открылись потому, что со стороны франчайзера не поступало никакой реальной поддержки.

В дополнение к перечисленным злоупотреблениям в сфере франчайзинга, которые ранее были подвергнуты широкой огласке в прессе, в последние годы становления франчайзинга часто наблюдалось, что франчайзеры делают особый акцент и уделяют особое вниманию предоставлению франшизы, а не товарам и услугам, которые в дальнейшем будут распространяться по схеме франчайзинга.

Сознательно либо несознательно многие франчайзеры и франчайзи неожиданно сталкивались с большим числом проблем, связанных с разногласиями, ошибками в расчетах, неверными представлениями, или даже случаями откровенного мошенничества.

В 1971 году, в ответ на все растущее количество противоречий в законодательном регулировании в области франчайзинга, Калифорния приняла первый закон штата, специально регулирующий процедуру регистрации франшизы. В течение 1970-х и ранних 1980-х годов другие штаты последовали данному примеру и 14 штатов, список которых будет приведен ниже (и одна канадская провинция, Альберта), позаимствовали из этого закона нормы и правила, требующие предоставления франчайзерами широкого спектра информации о сути предлагаемой франшизы, о своей истории, прежде чем предлагать и продавать франшизу. Этот процесс в общем называется «регистрация» и 14 штатов, которые требуют такой регистрации, известны как «регистрационные штаты». В любом из этих штатов требуется зарегистрировать франшизу (с некоторыми исключениями), если имеется одно или более из ниже перечисленных условий:

1. Оферта (предложение заключить договор) сделано из штата;

2. Оферта получена из штата;

3. Оферта акцептована в штате;

4. Франчайзи зарегистрирован в штате;

5. Франчайзи проживает в штате;

6. Бизнес франчайзи будет располагаться в штате.

Если представить себе, что некий субъект представляет интересы компании, зарегистрированной в Иллинойсе и встречается в аэропорту в Нью-Йорке с кем-либо, кто зарегистрирован в Мэриленде и хочет обсудить покупку франшизы, которая будет располагается в Калифорнии, возможно потребуется зарегистрировать франшизу во всех четырех штатах.

Регистрационные штаты: Калифорния, Нью-Йорк, Гавайи, Северная Дакота, Иллинойс, Род Айленд, Индиана, Южная Дакота, Мериленд, Вирджиния, Мичиган, Вашингтон, Миннесота, Висконсин. Регистрационные штаты рассматривают продажу франшизы почти так же, как предоставление гарантии и поручительства, это помимо всего прочего значит, что франчайзер должен предоставить полную информацию о себе («раскрыть» себя) по форме, утвержденной штатами. Этот документ называется «Сообщение о раскрытии информации или, выражаясь более официально, Циркуляр предложения»- Часто циркуляр предложения и франчайзинговьш договор подвергаются перекрестной проверке на уровне штата, на предмет соответствия друг другу и действующему в штате законодательству. Отдельные штаты, не имеющие законов о франчайзинге, имеют законы о благоприятствовании бизнесу. Некоторые франчайзииговые предложения попадают под действие данных законов, однако привести их в соответствие с такими законами, по большому счету будет менее сложно, чем в регистрационных штатах. Законы о благоприятствовании бизнесу штатов Коннектикут, Северная Каролина, Флорида, Южная Каролина, Джорджия, Техас, Мэйн являются более предпочтительными для франчайзеров, нежели чем законы «регистрационных» штатов.

В оставшихся штатах, где нет ни законов о франчайзинге, ни законов о благоприятствовании бизнесу, франчайзииговые документы не надо направлять в соответствующие агентства штатов. Однако, во всех штатах, прежде чем продавать франшизу, франчайзер должен предоставить потенциальным франчайзи циркуляр предложения, подготовленный в соответствии требованиями, предусмотренными Федеральной Комиссией по Торговле (далее по тексту «ФКТ») и Типовым Циркуляром Франчайзингового Предложения (далее по тексту «ТЦФП»), вместе со всеми сопутствующими соглашениями, финансовыми отчетами, в соответствии с установленным расписанием. В дополнение ко всему, конечно, франчайзер столкнется и с другими специфическими требованиями, установленными в штате.

ТЦФП был разработан и принят в середине 1970-х годов для удовлетворения нужд штатов, которые требовали «прозрачности» со стороны франчайзеров. По существу данные правила требуют того, чтобы франчайзеры предоставляли потенциальным франчайзи определенную информацию о себе, о бизнесе и об условиях франшизных взаимоотношений.

Указания ФКТ появилисе. как результат многолетних исследований и работы различных сенатских комитетов и Федеральной Комиссии по Торговле над различными законопроектами о франчайзинге. Официально озаглавленные как «Требования по раскрытию информации и запрещения, касающиеся франчайзинга и рискованных бизнес-предприятий», правила ФКТ были окончательно одобрены в декабре 1978, и вступили в силу в октябре 1979 года. Впервые раскрытие франчайзерами информации о себе стало обязательным во всех штатах, а не только в регистрационных штатах и штатах, имеющих законы о благоприятствовании бизнесу. В дополнение к установлению формата для сообщения информации (не такого исчерпывающего, как в ТЦФП), Правила ФКТ определяют тип бизнес-взаимоотношений, которые считаются франчайзинговыми, а также не считаются таковыми, как, например, единичное предоставление лицензии на использование товарного знака и членство в рознично-сбытовом кооперативе.

Попытка федерального правительства урегулировать франчайзинговую деятельность при помощи правил ФКТ не умаляет полномочия штатов по правовому регулированию указанных отношений, поскольку данные правила фактически устанавливают минимальные стандарты, на базе которых штаты могут устанавливать дополнительные защитные меры на свое усмотрение.

Правила ФКТ позволяют франчайзерам представлять Типовой Циркуляр Франчайзингового Предложения вместо формы документа» установленного ФКТ, что обеспечивает практически стопроцентное соблюдение франчайзерами установленных требований.

Штрафные санкции за нарушения Правил ФКТ являются достаточно суровыми, до 10.000 долларов США за одно нарушение. В одном из случаев франчайзер, работавший в сфере обогревательных приборов и воздушного кондиционирования и одно из его должностных лиц избежали обвинения ФКТ в нарушении правил по раскрытию информации о франшизе и в предоставлении ложных сведений, согласившись уплатить 3 миллиона долларов США в качестве возмещения убытков потребителям и более 1 миллиона долларов США в качестве гражданско-правовых санкций, В другом случае, ФКТ добилась постоянного судебного запрета па деятельность компании и решения суда о взыскании примерно 1 миллиона долларов США с франчайзера, производившего автомобильные запчасти в связи с обвинением в недействительных требованиях о выплате франчайзингового вознаграждения, в искажении перечня оказываемых услуг, и за отказ раскрыть необходимую информацию о себе.

В дополнение к этому, штаты могут применять наказания за правонарушения, являющиеся уголовными преступлениями (например, мошенничество) вплоть до лишения свободы, В 1980 году, президент компании Pie Tree, ресторанного франчайзингового предприятия, расположенного в штате Пенсильвания, был приговорен судом штата Иллинойс к трем годам лишения свободы за продажу франшизы без циркуляра предложения и без регистрации в штате, как за мошенничество в отношении франчайзи. Законы о франчайзинге большинства штатов также предусматривают возможность возмещения ущерба путем подачи исков в частном порядке.

Как уже было сказано выше, продавая франшизу в штатах, которые не требуют регистрации, франчайзеру надо лишь подготовить циркуляр предложения, отвечающий требованиям правил ФКТ или ТЦФП. Оба документа предусматривают подробное описание различных фактов, имеющих отношение к общей истории бизнеса франчайзера. Франчайзер с помощью опытного юриста - специалиста по франчайзингу должен определить, какой из этих форматов предоставления информации будет менее сложным и обременительным, раскрывая суть и историю его бизнеса.

Несмотря на то, что ТЦФП является более сложным по своим требованиям, чем ФКТ, оба формата призваны обеспечить «прозрачность» франчайзера с различными уровнями детализации широкого спектра предоставляемой информации. Подготовленный надлежащим образом ТЦФП (Типовой Циркуляр Франчайзингового Предложения) включает в себя информацию по каждой из приведенных ниже тем:

1. Франчайзер и все его правопредшественники.

2. Указание имен и описание опыта в сфере бизнеса лиц, аффилированных с франчайзером или с агентами по продаже данной франшизы.

3. История судебных разбирательств франчайзера.

4. История банкротств франчайзера.

5. Первоначальный франчайзинговый платеж франчайзи или иной первоначальный взнос, иные франчайзинговые платежи.

6. Требуемые первоначальные инвестиции франчайзи.

7. Обязательства франчайзи по приобретению товаров, оборудования в собственность или на условиях лизинга из определенных франчайзером источников.

8. Обязательства франчайзи по приобретению товаров, оборудования в собственность или на условиях лизинга в соответствии с установленными франчайзером спецификациями или у одобренных франчайзером поставщиков.

9. Взаимные обязательства по финансированию.

10. Обязательства франчайзера по надзору, поддержке, оказанию услуг франчайзи.

11. Права сторон по ведению деятельности на различных территориях.

12. Товарные знаки, знаки обслуживания, товарные обозначения, логотипы и коммерческие обозначения, передаваемые по договору франшизы,

13. Патенты и авторские права, передаваемые по договору франшизы.

14. Обязательства франчайзи по участию в текущей деятельности франчайзера.

15. Ограничения по товарам и услугам, которые предлагает франчайзи.

16. Возобновление (пролонгация), расторжение, выкуп, внесение изменений и передача прав по франшизному соглашению и относящаяся к этому информация.

17. Мероприятия с привлечением известных личностей.

18. Текущие, средние, планируемые и предполагаемые продажи франчайзи, доходы и чистая прибыль.

19. Информация относительно прочих франчайзи, работающих с данным франчайзером.

20. Финансовая отчетность франчайзера.

21. Договоры, контракты.

22. Расписка о получении циркуляра предложения.

Необходимо отметить, что как в соответствии с требованиями Правил ФКТ, так и в соответствии с требованиями ТЦФП, если Вы объявляли банкротство, или являлись одним из ведущих руководителей компании, которая объявляла банкротство, данные факты и даты произошедших событий должны быть сообщены, если они имели место быть не ранее определенного периода. Также в циркуляр должна быть включена история случившихся судебных разбирательств ведущих руководителей компании-франчайзера, а также ее партнеров за предыдущие 10 лет в соответствии с ТЦФП, и за 7 лет - в соответствии с правилами ФКТ, а также сведения о текущих судебных разбирательствах (за исключением штата Калифорния). В случае непредставления данных сведений, или предоставления недостоверных сведений как умышленно, так и неумышленно, франчайзер может быть строго наказан (как уже говорилось выше - оштрафован до 10,000 долларов США за каждый факт нарушения).

Тогда как законы, регламентирующие фрапчайзинговые предложения, были приняты для регулирования и защиты отрасли в целом, очевидно, что законы об открытии информации призваны информировать и действовать на пользу потенциальных франчайзи. Однако полное и всестороннее следование требование законам идут на пользу и франчайзерам. Строгое подчинение данным нормам поможет не только избежать правонарушений и штрафных санкций, но и может быть важным первым шагом в обучении франчайзи опыту, правилам и инструкциям франчайзипговой системы.

Проверка и апробация данных правил на практике, дополпенная нововведениями и текущим совершенствованием законов штатов, уменьшила появление мошеннических франчайзинговых предложений, В настоящее время как франчайзеры, так и потенциальные франчайзи лучше информированы о законодательных требованиях, существующих в области франчайзинга и, следовательно, порочный имидж франчайзинга, приобретенный им в 1960-х годах, был ликвидирован высокопрофессиональным законодательным регулированием в данной сфере.

Как видно, в специальном законодательстве о франчайзинге всех вышеперечисленных государствах основной упор сделан на защиту прав потенциальных франчайзи (пользователей). Франчайзер обязан довести до потенциального франчайзи всю информацию о франчайзинговом предложении, а также сообщить прочие сведения о себе и о своем бизнесе по установленной в данном государстве форме.

В законодательстве Великобритании также предусмотрены превентивные меры, направленные на недопущение ограничения конкуренции при заключении франчайзинговых соглашений.

Особенно подробные и строгие правила предоставления информации о деятельности франчайзера содержатся в законодательстве США. Вероятно, такой подход вызовет негативную реакцию сторонников дебюрократизации экономики. Однако именно практика, как видно из изложенного выше материала, продиктовала соответствующие способы правового регулирования фрапчайзинтвой деятельности США, И данный подход, бесспорно, привел к общему положительному результату. С одной стороны, потенциальные франчайзи, учитывая установленные законодателем значительные правовые гарантии, выражают большую готовность к участию в предпринимательской деятельности и вложению в дело собственных капиталов. С другой стороны, франчайзеры, осознавая высокую степень ответственности за нарушение установленных правил по продаже франшиз, более тшатсльно прорабатывают предлагаемую франчайзи модель, предоставляют им исчерпывающую информацию о своей деятельности и т.д. В итоге франчайзинг развивается в США стремительными темпами, являясь локомотивом всей современной экономики. Такой подход в правовом регулировании франчайзинга можно назвать воистину государственным.

 

Автор: Бобков С.А.