18.10.2011 10963

Идеологическое обоснование гитлеровцами политики холокоста

 

История третьего рейха неотделима от нацистского мировоззрения. Холокост вытекал из фашистской идеологии, ясно выраженной в книге Адольфа Гитлера «Майн кампф». Эта идеология стала насаждаться сразу после прихода Гитлера к власти.

Идеология национал-социализма возникла не на пустом месте, ее появление было подготовлено всем ходом развития общественно-политической мысли, в особенности в конце XIX - начале XX века. Мысли Гитлера, заблуждения, овладевшие его сознанием - все уходят своими корнями в глубь истории и философии.

В 1807 году, после поражения, которое понесла Пруссия от французской армии Наполеона I в сражении под Йеной, Иоганн Готлиб Фихте стал читать свои знаменитые «Речи к немецкой нации» в Берлинском университете. Учение Фихте объявляло романские народности, в особенности французов и евреев, упадочническими расами. Только германской нации дарована была им способность возрождения. По его мнению, под руководством немцев должен начаться расцвет новой исторической эпохи, где всем будет руководить многочисленная элита, свободная от каких-либо моральных ограничений, свойственных индивидуализму. Именно это отрицание нравственных и моральных принципов взяли на вооружение нацисты, осуществляя свои варварские планы.

Для обоснования своих идеологических концепций национал-социалисты использовали и некоторые идеи философа Генриха фон Трейчке. Его влияние на мировоззрение немцев в последней четверти XIX-го века было велико и сохранялось во времена правления Вильгельма И., а фактически и Гитлера. Он восхвалял государство и рассматривал его как высшую власть. Трейчке провозглашал войну высочайшим проявлением человеческой личности. В его представлении воинская слава является основой всех политических достоинств, а проповедь мира в наши дни позорна и аморальна.

«Война есть не только политическая необходимость, но и теоретическая неизбежность, логический вывод. Концепция государства предопределяет концепцию войны, ибо путь государства - в его власти. Надежда на то, что война навсегда будет запрещена в мире, является не только абсурдной, но и глубоко безнравственной. Народ, оказавшийся во власти химеры - неосуществимой мечты о вечном мире, неизбежно будет деградировать и останется в полном одиночестве».

Долгие годы почти хрестоматийным для многих философских и исторических работ было обозначение в качестве предшественника нацизма такой сложной и неоднозначной фигуры, как Фридрих Ницше (1844 -1900гг.), который был «канонизирован» нацистским режимом и возведен в культ. Дискуссия вокруг творчества этого философа продолжается до сих пор и постановка проблемы «Ницше и нацизм» остается актуальной.

Спектр поднимаемых Ницше проблем многогранен, но вместе с тем, можно выделить его ключевую проблематику: переоценку и создание новых ценностей, освобождение человека от морального гнета, декаданс. Он считал, что Европа в своем развитии достигла предела, за которым люди, прикрываясь устоявшимися ценностями, делают совершенно безнравственные вещи. Происходит подмена содержания при сохранении внешней формы, поэтому человеческий мир вступил в период упадка. Ницше полагал, что настал момент переоценки моральных норм.

Миф о сверхчеловеке стал основным связующим звеном Ницше и национал-социализма. Ницше воспевал «сверхчеловека», человека высшего типа, «великолепную белокурую бестию, алчно жаждущую добычи и побед». Сверхчеловек являлся особым культурно-духовным типом совершенствования человека. Только сильные люди, проявляющие себя в том, что они имеют волю к власти и властвуют, требуют подчинения, составляют, по мнению философа, счастье и надежду человечества. Охваченный «волей к власти» «сверхчеловек» отвергает проблему истины и лжи как совершенно бессмысленную. «Сверхчеловек», стремящийся к власти, не ставит вопроса о соответствии или несоответствии знания действительности, для него познание - это «воля к власти». Сверхчеловеку нужна не истина вообще, а исключительно лишь все, что ему полезно.

Идеалом общественного устройства Ницше провозглашал жестко-иерархический сословно-кастовый строй. Только в этом случае, по его мнению, может быть обеспечено существование и господство «высших» людей. Ницше утверждал, что люди делятся на повелевающих и повинующихся, на господ и рабов. Для достижения и осуществления власти сильным позволено всё, сильные должны считаться только с сильными, по отношению к слабым нет никаких моральных и нравственных норм.

Ницше призывал «высших» не забывать о своих привилегиях, о своем призвании быть господами земли и твердо помнить о том, что вся цивилизация и весь труд «низших» людей предназначен для наслаждения «высших». Ведь массы, по его мнению, - это стадо, нуждающееся в железной воле, они готовы подчиняться какому угодно рабству, если только будут чувствовать, что лица, стоящие над ними, обладают «высшей формой» и тем самым доказывают свое превосходство и право повелевать другими. Именно поэтому Ницше требовал отбора в касту господ, прежде всего по принципу «чистой расы», «благородства крови» и настаивал на постоянном воспитании в «белокурых бестиях» чувства господства.

Ф. Ницше дал расе господ принципы моральной идеологии, которым она должна следовать, чтобы отстоять свое господство и удержать массы в повиновении. «Господа земли» должны были составлять сплоченный, замкнутый коллектив. Среди равных себе они должны строго придерживаться определенных обычаев, традиций и обнаруживать высокие человеческие качества: верность, долг, честь, любовь, дружба, великодушие. Но вне своего круга они освобождаются от всяких социальных и моральных уз.

Философия Ницше прославляла агрессию и войну. В своей книге «Так говорил Заратустра» мыслитель воспел войну как наивысшее проявление человеческого духа. Он провозглашал: «Ты должен возлюбить мир как средство для новой войны и краткий мир больше, нежели длительный. Я благословляю тебя не трудиться, а сражаться. Я благословляю тебя не на мир, а на войну. Ты говоришь, справедливо ли оправдывать войну? Я же говорю тебе: справедливая война освящает любую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, нежели милосердие». И далее: «Человечество нуждается не только в войнах вообще, но в величайших, ужасающих войнах, следовательно, и во временных возвратах к состоянию варварства. Лишь война делает людей естественными, она волнует и разжигает кровь, пробуждает в людях новые силы к творчеству. Поэтому только война может излечить и спасти человечество».

В качестве отличия между идеологией национал-социализма и философией Ницше выступает антисемитизм. Для нацистов он был лакмусовым листом, определявшим национальную сущность любого мыслителя или политического деятеля, а также позитивное отношение нацистского движения к нему. Так, Розенберг в статье 1921 года «Антисемитизм» приводил отрицательные характеристики евреев, высказанные различными философами, политиками, учеными, деятелями культуры, такими как Тацит, Сенека, Лютер, Бруно, Вольтер, Фридрих Иеликий, Гердер, Гёте, Мольтке, Шиллер, Вагнер, Шопенгауэр, Толстой и Достоевский, но среди этой плеяды знаменитых имен не нашлось места для Ницше. Этому есть конкретное объяснение. Если обратиться к сочинениям философа, то можно обнаружить неприятие им антисемитизма. Ницше считал, что евреи есть «самая сильная, самая ценная, самая чистая раса из всего теперешнего населения Европы». Он с пониманием относился к трагической проблеме еврейского населения в европейских странах и выступал сторонником ассимиляции евреев европейскими народами.

Нацистам, бесспорно, не составило большого труда использовать идеи Ницше для обоснования своей человеконенавистнической идеологии. Нацисты провозгласили себя наследниками философа. Гитлер называл его своим учителем, фашистские теоретики официально объявили Ницше «провозвестником национал - социализма», провидцем великих свершений и возрождения германской расы.

Однако система взглядов и идей Ницше была включена в механизм нацистской идеологии не непосредственно, а через мировоззренческие системы более поздних толкователей его философии и в первую очередь О.Шпенглера и Э. Юнгера.

Национал-социалисты восприняли от Шпенглера отказ от разума, отрицание причинных связей и законов, подмену их мистическим учением о «душе», которой якобы наделена каждая культура, каждая раса, о непреодолимости «судьбы» и т. п. Шпенглер был воспринят нацистами потому, что проповедовал общественное неравенство, деление на избранных, «имеющих врожденное право повелевать», и подчиненных. Им импонировал призыв Шпенглера к жестокости, крови и войне как «вечной форме высшего человеческого бытия», его требование обуздать рабочих, его апелляция к «воинственности северной расы» - избранной расы, якобы создавшей и единственно способной защитить заданную культуру. Это были уже готовые кирпичи для фундамента нацистской идеологии.

Нацистская идеология своеобразно восприняла политические идеи Шпенглера, трансформируя их в расистском ключе, противником которого наступал философ: «Для меня народ - это единство души», а не крови и расы, как добавили к этому нацисты. «Душа человека обнаруживает душу в ландшафте», а не в расе как в биологической массе, как полагал Розенберг. О расхождениях Шпенглера с нацизмом свидетельствует его характеристика расовой проблемы. «Кто слишком много говорит о расе, у того её больше нет. Речь идет не о чистой, а о сильной расе, которую имеет в себе народ». Философ презрительно относился к расовой проблеме, без которой нацистская идеология немыслима. В целом, рассматривая влияние философских идей Ф. Ницше и О. Шпенглера на национал-социалистическую идеологию, можно сделать заключение о ее неоднозначности и противоречивости. Нацизм ассимилировал в себе не столько философские концепции и взгляды рассматриваемых мыслителей, сколько афоризмы, лозунги или образы, черпаемые из их творчества. Фальсифицируя или искажая смысл, он препарировал их в духе своей расовой идеологии, создавая миф-культ, как это случилось с Ницше, или же, критикуя творчество, модернизировал идеи, как было со Шпенглером.

Еще ближе к нацизму были концепции социолога Э. Юнгера. Он утверждал, что сущее в мироздании пронизано одной доминирующей идеей - волей к власти, которая воплощается, прежде всего, в войне. Война, заявлял Юнгер, в конечном счете, радикально решает все проблемы и должна привести к торжеству победы, всевластию сверхчеловека - «белокурой бестии». Время, считал он, властно требует человека нового образца - ландскенхта, не отягощенного совестью и утонченностью духа, готового броситься в смертельную схватку, не раздумывая ни о чем и не колеблясь.

«Духовную пищу» идеологам германского фашизма давали и такие философы и социологи, как Ван ден Брук. Он был приверженцем расовой теории, доказывал существование высшего типа людей, которых объединяют не только биологические признаки, но и духовная общность. Одним из самых действенных средств достижения такой расовой общности, объединения людей вокруг «элиты» нации Ван ден Брук считал национализм, расширение германской территории якобы в целях разрешения проблемы «избыточного населения».

Большое воздействие на формирование принципов нацистской идеологии оказали также взгляды Г. Лебоне, В. Парето, Г. Моски и других «основоположников» теории элиты, т.е. господства избранного меньшинства над подчиненным большинством. Особенно сильное влияние на фашистских идеологов оказал реакционный французский философ и социолог Густав Лебон (1841 - 1937 гг.) Он исходил из принципа, что всякое общество неизбежно делится от природы на «высших» и «низших» людей. Это природное неравенство составляет «известную долю тех несправедливостей, которых так много в природе». Народ, с точки зрения умственного развития, говорил Г. Лебон, можно рассматривать как здание вроде пирамиды с уступами, большая часть которых образуется широкими массами населения, «низшими» людьми, лишенными развитых интеллектуальных способностей, не умеющими мыслить и рассуждать. Верхние уступы пирамиды - это немногочисленная верхушка, «аристократы духа», которые составляют одну из главных основ цивилизации, именно они строят ее «здание». По всем этим причинам, вещает Г. Лебон, всякое равенство - это только химера.

Но он не останавливается на признании неравенства между «верхними» и «нижними» слоями народа. Он утверждает, что и между народами ни о каком равенстве не может быть и речи. Первобытные и «низшие» расы, так же как и «низшие» слои отдельного народа, характеризуются утратой способности к рассуждению, сравнению и ассоциированию идей. Основной закон, который определяет отношения между народами, утверждает Лебон, - это закон грубой силы.

Наравне с идеями немецкой философии на формирование нацистской идеологии повлияла и расово-фёлькишеская мысль. С развитием и укреплением консервативной и либеральной политических идеологии в Европе в середине XIX века появилось новое течение - политический расизм. Было заложено расово-фёлькишеское понимание истории. Гитлер не был оригинален и в так называемой расовой теории, составной частью нацистского мировоззрения и сыгравшей ключевую роль в истории третьего рейха. Расистские идеи пустили глубокие корни в сознании многих европейцев задолго до прихода к власти нацистов. С этим связаны имена

Жозефа Артюра де Гобино, Пауля де Лагарда, Августа Юлиуса Лангбена и Хьюстона Стюарта Чемберлена. Их сочинения оказали существенное влияние на формирование германской национал-социалистической идеологии. Идеи расовой борьбы и расового превосходства, кровь как ключевой элемент расы составляли сердцевину нацистского мировоззрения.

Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882 гг.) вошел в историю как писатель, введший «расовый метод» в изучение истории. Это связано с опубликованным им «Опытом о неравенстве человеческих рас», два первых тома которого вышли в 1853 году, а 3-й и 4-й - в 1855 году. Эта работа не претендовала на научное обоснование неравенства человеческих рас, а представляла собой вольное размышление на данную тему. Мыслитель считал, что расы являются ключом к пониманию истории и цивилизации, а также выводил историю человечества из борьбы между высшими и низшими расами.

Цель, которую поставил перед собой Гобино в «Опыте.», состояла в попытке определения расового компонента каждого народа. Он писал, что в современности «к основаниям для такой работы прибавились особенно благоприятные обстоятельства». Источником, на котором автор основывал свою расовую интерпретацию истории, была Библия. Началом расового анализа для Гобино являлась «адамова личность». Он считал, что все люди ведут свое происхождение от рода Адама.

В результате стихийного бедствия немыслимого масштаба «братство предков» разбилось, и «расы получили второе образование». По мнению Гобино, существует три основных вида расы - белая, желтая и черная, причем белая раса считается высшей. В оценке значения данных рас для человеческой истории Гобино исходил из тезиса о том, что человеческие расы не равны. Это неравенство обусловлено не географическими или социальными причинами, а биологическими.

Заостряя внимание на этом неравенстве, Гобино указывал на особенное значение крови как «главного элемента жизненной силы» расы. Он считал, что все ветви человеческого рода обладали «расовым инстинктом», который, в соответствии с «законом отталкивания», противостоял кровосмешению между отдельными народами.

Со смешением крови пришло изменение в представлении народа. Катастрофические результаты смешения крови могли наступить лишь тогда, считал Гобино, когда народ окончательно потерял контроль над межрасовыми контактами, в результате чего происходило произвольное смешение крови и вытеснение «благородной» крови «неблагородной». Но «пока кровь этого народа и его организация ещё в достаточной мере несут на себе отпечаток расы, а посвященные сохраняют его - народ жив».

Гобино считал, что произвольное расовое кровосмешение являлось причиной современного упадка и дегенерации народов. Гобино считал, что причина всех катастроф человеческой истории, приведших к исчезновению народов и государств, лежала в дегенерации народа, потери им первоначального расового единства путем кровосмешения с другими народами.

«История, - писал Гобино, - указывает на то, что все цивилизации берут начало от белой расы и ни одна цивилизация не может развиваться без вклада белой расы». Белая раса не являлась гомогенной, так как внутри нее находились обладающие цивилизаторской силой хамиты, семиты и арийцы. Хамиты имели интенсивные контакты с черной расой, смешиваясь с ней, что привело к исчезновению «культурной силы» и последующей гибели хамитского общества. Гобино считал, что в результате расового смешения из умирающего общества хамитов возникла семитская культура. Вследствие этого семиты стали обладать большей «белой сущностью», чем их соседи, но для арийцев они представляли особую опасность. Эта опасность состояла в том, что семиты, синтезирующие в себе черную и белую расы, при доминировании последней, являлись равными арийцам по значению внутри белой расы, но отличались от нее по «чистоте крови».

Подлинное сокровище белой расы, по мнению ученого, составляют арийцы - «эти трудолюбивые представители рода человеческого, благороднейшие среди белой расы», восходящие своими корнями к Центральной Азии. Но Гобино отмечает, что современные ему арийцы смешались с низшими расами. Однако на северо-западе, чуть выше течения Сены и к востоку от Швейцарии арийцы, пусть далеко не в первозданном виде, но они сохранились как представители высшей расы. К их числу французский дипломат относил часть населения Франции, население Англии, Ирландии и Нидерландов, немцев, проживающих по Рейну и в Ганновере, а также скандинавов.

Гобино считал немцев лучшими представителями всех арийцев, и этот вывод нацисты активно взяли на вооружение. Где бы ни появлялись немцы, по его мнению, они везде содействовали прогрессу. «Германцы арийского типа, - заявил Гобино, - олицетворяют собой величественное создание природы. Поэтому все их мысли, слова и действия чрезвычайно важны». Именно германец смог сохранить в себе великую цивилизационную миссию перед человечеством. Он являете хранителем древних знаний, традиций, первородства.

«Консервативный дух германцев», охраняемый потомками, являлся бастионом против грозящего вырождения из-за стремительного распространения идей Французской революции. Таким образом, арийцы выступали у Гобино как своеобразная расовая элита, которая должна прийти на смену деградирующей и исчезающей аристократии. Она включала в себя все присущие дворянству качества: родовитость, высокомерие, отчужденность от других слоев (народов). Арийцы должны были сцементировать, с точки зрения Гобино, разрушавшиеся столпы общества.

Жозеф Артюр де Гобино стал провозвестником биологического расизма.

Еще большее влияние на фашистских идеологов оказал Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855 - 1927 гг.), который выдвинул расистские концепции в наиболее откровенном виде. Сын английского адмирала, он ненавидел англичан и евреев. В 1901 году он опубликовал книгу «Основы XIX столетия», в которой предсказывал будущий триумф германской расы, германской культуры.

В основе его работы лежала попытка доказательства характерно-культурной силы расы в истории. Чемберлен придерживался традиционного деления рас на белые, желтые и черные, но допускал разграничение их по ценности - на благородные и неблагородные. Вслед за Гобино он также указывал на опасность смешения крови. «Всякое смешение крови дело опасное и может способствовать облагораживанию расы при соблюдении определенных ограничений». Отсутствие расового единства могло привести, по мнению Чемберлена, к исчезновению народа и его духовной мощи, о чем свидетельствует, например, римская история. Нарушение расовой целостности рано или поздно влекло за собой возникновение смешенного человеческого типа, названного им «гибридом», который имел как свои положительные, так и отрицательные стороны, но преобладали в нем последние.

Единственным путем спасения расы, считал Чемберлен, являлся путь сохранения её гомогенности и расового единства. «Жизнь целых народов будет короткой, если не будет сохранено расовое единство».

Чемберлен пришел к выводу, что ключом к пониманию истории, а по существу основой цивилизации, является расовый подход. Для объяснения сути XIX века, прежде всего, требовалось, по его мнению, установить, что было заимствовано из древности. Мыслитель утверждал, что заимствованы были, три следующих явления: греческая философия и искусство, римское право и личность Иисуса Христа. Наследовали это достояние евреи, германцы и полукровки романского происхождения, жившие в районе Средиземноморья, которых Чемберлен называл «пародией на людей». Одни лишь германцы были достойны этого прекрасного наследия. Путь к спасению Чемберлен видел в тевтонах и их культуре, причем наиболее одаренные из тевтонов - это германцы, поскольку они унаследовали лучшие качества греков и арийцев.

Особое внимание Чемберлен уделял, в своей работе еврейской проблеме. Он наделял еврейский народ понятием «раса». Арийцы и семиты отличались друг о друга тем, что для первых более свойственно, с точки зрения Чемберлена, доминирование духовной жизни, а для вторых - материальной. На это, по его логике, указывал и род занятий, которыми каждый из них занимался. Здесь он, прежде всего, отмечал торгово-ростовщическую деятельность представителей еврейской нации, совершенно необоснованно полагая, что в основе их характера лежал ростовщический дух. Арийцам же присуща божественная творческая искра, которой семиты лишены. Таким образом, Чемберлен проводил четкую грань, относя арийцев к божественной, а евреев к «демонической» силе. При чем последние действовали, не растворяясь в других народах, как полагал Гобино, а самостоятельно.

При этом Чемберлен считал евреев и тевтонов (кельтов и славян) единственно чистыми расами, оставшимися на Западе. И все же по мере рассмотрения еврейской проблемы он скатывается на позиции вульгарного антисемитизма.

Х.С. Чемберлена можно прямо назвать предтечей нацистской идеологии. В этом мнении сходится большинство историков. Его расизм, проповедь германизма были ассимилированы нацистским идеологом А. Розенбергом.

Важную роль в обеспечении идеологических основ национал-социализма сыграла теория Ханса Гюнтера. Согласно ему, существует пять европейских рас: нордическая, средиземноморская, динарская, альпийская и восточно-балтийская. Среди них величайшей, созидательной силой истории являлась нордическая раса, главными представителями которой были немцы.

Несмотря на то, что попытки объяснить с биологической позиции понятие «раса» не выдерживают никакой критики ввиду отсутствия четкой линии разграничения между расами, ученые неоднократно предпринимали попытки классифицировать народы мира в некоем порядке на основании простых биологических различий, по географическому принципу, по историческому или культурному принципу.

К.Г. Карузо выделил четыре расы: европейскую, африканскую, монголоидную, американскую. Г.Ф. Клем предложил деление на активную (мужскую) и пассивную (женскую) расы.

Британский врач У.Ф. Эдварде произвел революцию, разделив расы по признаку телосложения. В 1829 году он опубликовал книгу «О физиологических свойствах человеческих рас, рассматриваемых в связи с их историей». Он ввел термин «исторические расы», вследствие чего появилась возможность выделения разных расовых групп, хотя бы и имеющих одинаковый цвет кожи. Эдварде не сомневался, что самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа, рост и цвет волос тоже важны, но они играют второстепенную роль. В 1842 году шведский антрополог А.А. Ретциус ввел так называемый черепной индекс, связанный с процентным соотношением длины и ширины черепа, в соответствии с которым он разделил человечество на длинноголовых (dolichocephali) и коротголовых (brachycephali). Кроме того, Ретциус в основу своего деления закладывал еще другой признак, заключающийся в направлении передних частей челюстей и передних зубов. По этому признаку шведский анатом выделил прямочелюстных (orthognathismus) и косочелюстных (prognathismus). По характерным направлениям челюстей и зубов в сочетании о черепным индексом Ретциус разделил человечество следующим образом:

- длинноголовые прямочелюстные,

- длинноголовые косочелюстные,

- короткоголовые прямочелюстные,

- короткоголовые косочелюстные.

Дальнейшие попытки классификации сводились к изучению соматических различий в цвете кожи, волос, фигуры, глаз и лица. Так появилась классификация по пяти цветам: белый, черный, коричневый, красный и черный.

Увлечение «обмерами черепов» начинает отходить на второй план и возникает биохимическая концепция расы. Теоретически она создается на основе многочисленных обобщений практических работ таких ученых, как Луис Берман (1925), Лоуренс Хесбрук Снайдер (1926), Гилберт Джозеф Рич (1928), Вильгельм Круз (1929), Геррит СмитМиллер (1930), Генри Эттер Стар (1931), Рей Грэхем Хоскинс (1933), Лиланд Вайман (1935) и Вильям Бойд (1935). В Германии наибольшего успеха в данной области добился биолог Отто Рехе, из его многочисленных работ, посвященных расовой идентификации на основе групп крови, явственно следовало, что именно первая и вторая группы крови внутри белой расы являются преимущественно нордическими. Причем процент первой группы крови всегда закономерно увеличивается в сторону так называемого расового ядра, в котором расовые признаки выражены с наибольшей неповторимостью и отчетливостью.

Американские биологи Л. Вайман и В. Бойд поэтому справедливо отметили, что «группы крови существуют дольше, чем современные расы». Их соотечественник Отто Клинеберг в этой связи отмечал: «Проблема расовой дифференциации основывается, прежде всего, на внутреннем обмене веществ, который в свою очередь является базисом, от которого зависят психические и ментальные характеристики личности. Клинические наблюдения со всей ясностью показали степень влияния факторов эндокринной системы на человеческую индивидуальность, что дает возможность использовать психические характеристики в целях расовой классификации, а в целом позволяет говорить уже об открытии научной расовой психологии». Г. Э. Стар и Д. Рич также указывали: «Компоненты человеческой крови, такие как гемоглобин, креатинин, фосфаты, сахар, кальций и многие другие, проливают свет на биохимическую основу человеческой индивидуальности. Основные расовые группы четко дифференцируются по составу этих элементов».

Немецкие классики расовой гигиены Эрвин Баур, Ойген Фишер и Фриц Ленц в своей совместной базовой работе «Учение о человеческой наследственности» (1936) также подчеркивали: «Расовые различия в основном зависят от различий внутренней секреции. Конституция тела, интеллектуальные и психические характеристики и прочие расовые особенности детерминированы ими».

Таким образом, расовая психология получила мощный импульс к развитию. Одновременно с этим, некоторые исследователи на основе простейших наблюдений начали приходить к выводу, что внешние расовые признаки напрямую связаны с психическими и интеллектуальными способностями. Хэвлок Эллис еще в 1904 году установил связь цвета кожи и коэффициента интеллекта, чем дал новые подтверждения в пользу биологического превосходства нордической расы. Исследовав Национальную портретную галерею в Лондоне, он обнаружил, что большинство великих людей были блондинами. Катерина Блэкфорд в 1914 в своих эссе по расовой психологии характеризовала блондинов такими позитивными качествами, как динамичность, активность, инициативность, а брюнетов негативными - статичность, вялость, безынициативность, консервативность.

Ученые Дональд Патерсон (1922), Раймонд Пирл (1924), Эвелин Хантингтон (1924), Джордж Эстабрукс (1928), Катерина Ева Ладгейт (1930) провели многочисленные исследования расовых групп на основе коэффициентов интеллекта (Щ) и пришли к однозначному выводу, что блондины статистически обладают более высоким Щ по сравнению с брюнетами, а голубоглазые точно так же стабильно превосходят кареглазых.

Жорж Ваше де Лапуж в своей книге «Ариец и его социальная роль» (1895), не зная еще ничего о будущих исследованиях, писал: «Длинноголовые блондины исполняют функции мозга и нервов в общественном организме, а короткоголовые брюнеты и их метисы играют роль мышц и костей».

Многие ученые пришли к выводу, что существует огромная разница не только во внешнем облике, но и в характерах представителей разных рас. Они утверждали, что различие цвета кожи, толщины губ, строения глаз, качества волос обуславливает природное неравенство рас и людей. Обязательно должна обнаружиться связь между внутренними и внешними различиями рас. Так был сделан первый шаг к расизму, основы которого начали формироваться еще в первой половине XIX века.

Все эти теории и воззрения легли в основу нацистской идеологии, а затем были воплощены на практике, в частности в осуществлении холокоста.

Основываясь на теориях и воззрениях известных представителей мировой общественной мысли, интерпретируя их по своему усмотрению и зачастую искажая их, теоретики национал - социализма создали свою идеологическую концепцию, которая стала основой для осуществления чудовищных преступлений против человечества.

Главной идеологической основой осуществления холокоста являются расизм, антисемитизм и расовая биология.

Нацистская идеология, ее принципы и символы тесно связаны с именем Адольфа Гитлера (1889 - 1945 гг.). Свою расовую доктрину он изложил в книге «Майн кампф», находясь в заключении в 1924 году в тюрьме в Ландсберге.

Идеология германского фашизма неоригинальна в ее отдельных компонентах, но она результат агрегации разнородных идеологических положений, при котором старые инструменты стали инструментом действия. В отличие от предшествующих течений, идеология национал-социализма взяла в качестве основного положения расизм, используя его не только для толкования человеческой истории, что характерно для самой расовой мысли, но для теории государственного строительства.

Расовая теория стала ядром нацистского мировоззрения и сыграла ключевую роль в истории третьего рейха. Составной частью своей идеологической доктрины стал миф о мнимом превосходстве «арийской расы», призванный оправдать право немцев на мировое господство, на уничтожение других народов. Раса, согласно догмам нацистов, изначальна, первична, она первооснова всех исторических явлений, всех государственных образований и культурных достижений. Расисты утверждали, что «ариец» означает благородство крови, бесподобную красоту формы и разума и превосходство породы, а все значительные достижения в истории были сделаны арийцами.

Нацистские идеологи исходили из расовой детерминанты исторического развития. По представлению Розенберга, «душа означает расу, видимую изнутри, и наоборот, раса - это внешняя сторона души». Он считал, что «раса», «душа» и «дух» являлись единым целым. Каждой расе свойственно обладание своей собственной душой, в которой находятся существенно-образующие качества.

Нацисты считали, что историю надо рассматривать с точки зрения расы. Вся история человечества рассматривалась ими как история борьбы рас, прежде всего двух рас: иудейско - сирийско - римской и арийско - нордической. В основе различных расовых типов по Розенбергу, одному из основных теоретиков нацистской идеологии, лежит, прежде всего, биологический фактор - кровь и обусловленные кровью различные физические и духовные характеристики. Кровь расы - это мистическое понятие, категория, которая не может быть установлена обычными методами экспериментального исследования».

«Вся человеческая культура, все достижения искусства, науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся, почти исключительно плоды творчества арийцев. Один лишь этот факт вполне основательно подтверждает вывод о том, что именно ариец - родоначальник высшего гуманизма, а следовательно, и прообраз всего того, что мы понимаем под словом «человек». Именно он заложил основы и воздвиг стены великих сооружений человеческой культуры».

Арийцы, нордические народы - это гордые рыцарские народы «долга и чести», южные народы, «иудейско - сирийско - римская раса» на первый план выдвигали такие качества, как любовь к ближнему и смирение, милосердие, покорность и аскетизм. Другие народы, например, романские, славянские, Розенберг относил к «промежуточным расовым образованиям». Их историческая судьба, заявлял он, будет решена в итоге борьбы двух основных рас, причем «возрождение и подъем» этих «промежуточных расовых образований» возможны только в результате «творческого» вмешательства в их жизнь и развитие нордических народов.

К сожалению, заявлял Розенберг, «здоровые инстинкты» арийцев стали слабеть, виной чему явились культура и цивилизация, которые отодвинули на задний план идеи «чести и долга». Идеалы низшей расы проникли в душу арийско-нордической расы, принизили и изменили ее, привели к ее одряхлению. Спасти арийскую расу может только радикальное оздоровление, ломка и переоценка всех ценностей.

«Ариец перестал следить за чистотой своей крови и тем самым лишился рая, который для себя создал. Ариец погряз в кровосмешении с другими расами и постепенно потерял свои творческие задатки».

Именно в этом, по мнению Гитлера, заключалась кардинальная ошибка. «Кровосмешение и соответствующее понижение расового уровня является единственной причиной вымирания древних цивилизаций, люди гибнут не в результате проигранных войн, а из-за утраты сопротивляемости организма, которая присутствует лишь в чистокровной личности. Все кто не принадлежит к высшей расе, составляют отбросы».

По мнению идеологов национал-социализма, необходим был отсев всего расово неполноценного, непригодного, необходимо возрождение расы и нации на основе «мифа крови» и «мифа свободной души». При этом процесс очистки и оздоровления расы должен идти как внутри ее, путем уничтожения «испорченных», слабых, непригодных представителей, так и вне расы, путем очищения ее от иных расовых групп, элементов и влияний.

Гитлер провозглашал расу основой всего политического и духовного развития человеческого общества. Проблемы расы, заявлял он, имеют ключевое значение для решения всех вопросов мировоззрения, политики и экономики. Германская (арийско-нордическая) раса является носителем лучших человеческих качеств: вопросы верности долгу и чести, мужества и отваги, организованности и творческих потенций. Чем чище будет народ в расовом отношении, тем полнее он сможет выразить указанные качества.

Такими качествами, какими обладает германский народ - лучший, верхний слой арийско-нордической расы, не обладает ни один народ на земном шаре.

Все остальные испорчены «инорасовыми» примесями, которые породили в них «отрицательные» качества. Немцы стояли на вершине гитлеровской расовой пирамиды, ниже были англичане и скандинавы, еще ниже -французы и испанцы, затем итальянцы и румыны, много ниже - славяне. Среди азиатских народов избранной расой объявлялись японцы, за ними шли индийцы, затем корейцы, китайцы, ниже стояли негры. В самом основании расовой пирамиды были арабы и, наконец, на дне, за пределами понятия «пригодных» для жизни рас, - евреи, по гитлеровской терминологии, «недочеловеки», раса неизбежно испорченная и продолжающая отравлять другие, жизнеспособные расы, а потому подлежащая физическому уничтожению.

Примечательно, что нацисты, провозглашая немецкую расу высшей, носительницей лучших человеческих качеств, тем не менее, немецкий народ делили на две неравные части - на громадное большинство, которое состоит либо из «нечистых арийских элементов», либо из «арийцев», лишенных «признаков господ», и на меньшинство - «чистых арийцев», наделенных качествами господ.

Гитлер пытался вывести некий всеобщий закон «борьбы рас», согласно которому все развитие человечества будто бы определяется постепенным выдвижением на руководящую роль в мире «арийской расы».

Кульминационный момент этого развития наступит тогда, когда Германия завоюет весь земной шар.

Эти рассуждения о расовой «неравноценности» самих арийцев были положены фашистами в основу так называемой «евгеники» - «науки о расовой чистоте и способах ее сохранения».

«Главный источник силы народа, - утверждал Гитлер, - это не владение оружием или организация армии, а внутренняя его ценность, т.е. расовая чистота». Чтобы сохранить эту чистоту, государство должно защищать свой народ от отравления тремя ядами, каждый из которых Гитлер отождествлял с евреями: это, во-первых, интернационализм - пристрастие к чужому, которое проистекает от приуменьшения собственных культурных ценностей и ведет к смешению крови, во-вторых, это демократия и закон большинства, которые не соединимы с индивидуальным творческим началом и доверием к вождю, и в-третьих, это пацифизм, который разрушает в человеке здоровье, инстинктивное стремление к самосохранению.

В речи, произнесенной в Нюрнберге 21 июля 1927 года, Гитлер заявил: «Народ теряет свою внутреннюю ценность, как только становится подвержен этим трем порокам, ибо он тем самым разрушает свою расовую чистоту, проповедует интернационализм, предает свою самостоятельность и на ее место ставит подчинение меньшинства большинству».

С одной стороны, Гитлер доходит до уничтожения неприспособленных в программе 1933 года, где оно провозглашается с целью не допустить появления генетически слабого потомства, даже родившегося от чистокровных немцев, тем самым закладывается основа расистской земельной политики нацистов, с другой стороны, провозглашается эксплуатация и истребление поляков и русских как «недочеловеков», хотя они не имеют никакого отношения к евреям.

Нацисты разработали специальные инструкции об установлении степени расовой «порчи» и «неполноценности» в зависимости от наличия различных примесей неарийской крови, а также о методах обращения с лицами смешанного происхождения. Они осуществляли постоянную «аттестацию» населения путем оформления «родословных», учитывающих чистоту арийского происхождения.

Одержимость расовыми проблемами привела Гитлера к отстаиванию идеи «народного» государства, которое включает следующие значения: этнически чистое, однородное, национальное государство, взаимопомощь, ликвидация системы привилегий, патриотизм, социальная справедливость, преданность, бесклассовое общество.

Важнейшими признаками «народнического государства» нацисты считали идею создания «нового человека», концепцию «социального счастья», фюрер - принцип, расовую теорию, построение «государства красоты».

Гитлер заявляет, что высшей целью народного государства является забота о сохранении тех первоначальных расовых элементов, которые наследуют культуру и закладывают основы красоты и достоинства высшей человеческой расы.

«Народное государство. ставит расовый вопрос в центр своего внимания. Оно прилагает усилия к тому, чтобы сохранить чистоту расы. следит за тем, чтобы детей рождали лишь здоровые люди, ибо страшный позор производить на свет детей больными и немощными родителями и большая честь - отказаться от этого. И наоборот, предосудительным следует считать нежелание производить здоровых детей для нации. Народное государство, таким образом, начинается с повышения роли семьи с целью покончить с постоянным загрязнением расы и превратить ее в институт, призванный производить на свет божественные создания, а не уродов, нечто среднее между человеком й обезьяной».

Поскольку народное государство основывается на расовом признаке, «германский рейх включает всех немцев» - основное положение концепции Гитлера, которое он не забыл, придя к власти, а напротив, сразу стал приводить в жизнь.

Опираясь на уже существующий расизм, социал-дарвинисты создали расистский дарвинизм - наиболее развитое и наиболее опасное расистское учение. Расисты выделяли среди прочих белую расу:

- в войнах белый человек завоевал мир и повсюду создал свои колонии, поработив все другие народы,

- в сфере духа белая раса породила величайших философов-европейцев,

- в музыке - создала классические произведения,

- в архитектуре были созданы величайшие творения - например, готические соборы,

- в технологии паровозы и пароходы - изобретения белого человека, заставившего природу работать на себя и т.д.

Второй подход, как бы дополняющий первый, был связан с «борьбой за существование». Считая, что борьба за существование является законом природы, и, следовательно, она не может иметь отрицательный характер, социал-дарвинисты утверждали, что возражения против войн не обоснованы. Более того, лица, отрицавшие справедливость «законов природы», возможно, и есть «злоумышленники», «слабые», придумавшие эти гуманистические теории, чтобы с их помощью предотвратить свое поражение от руки «высших», «лучших» по природе.

Одной из основных составляющих нацистской идеологии являлся антисемитизм.

Возникшие теории полностью исключали евреев из рода человеческого, представлявшие их вне системы человеческих рас, даже самых низших. Евреи рисовались в облике «антирасы», некоего разрушительного элемента, не способного существовать самостоятельно. Это определение было почти тождественно определению евреев как паразитов, т.е. термином, имевшим прошлое в словарном запасе нескольких поколений прежних антисемитов. Готфрид фон Гердер, философ 18 века, описывал евреев как «паразитирующих наростов на спинах других народов». В развитие этой идеи Рихард Вагнер определял евреев как некие «внешние элементы», овладевшие германским племенем, когда ослабла его внутренняя жизнеспособность. По стопам этих авторов проследовали многие антисемитские идеологи второй половины 19 века.

В 1821 году Гольст сделал попытку научно обосновать антисемитизм. Он утверждал, что будто бы среди христиан встречаются «евреи», от которых следует очищаться путем депортации.

Дальнейшее развитие антисемитских теорий связано с именами В. Марра, пастора А. Штеккера и особенно Е. Дюринга - ведущего теоретика антисемитизма в Германии. «Еврейский вопрос» есть вопрос расовый, а эта «врожденно и бесповоротно испорченная раса» глубоко чужда и враждебна немцам.

Но описание евреев в виде антирасы не стало конечным пунктом юдофобии: некоторые авторы объявили их «бациллами», «вирусами», т.е. распространителями заболеваний общества. Еще в XVIII веке именовали его «раковой опухолью», «ядовитым грибом» и т.п. Кое-где обнаруживается научное определение на латыни - «bacillus judaicus», т.е. «иудейская бацилла».

Эти термины - «антираса» и «бациллы» - вошли и в нацистскую идеологию. Возможно, чисто количественно они употреблялись и реже в сравнении с обычным набором расистских формулировок, особенно в 20-х годах или в первое пятилетие нацистского правления. Но семя было брошено в почву. В последующих сочинениях евреи получают разнообразные определения, заимствование либо из мира опасных животных, либо из сферы возбудителей болезней: «холера», «хуже черной лихорадки», «пауки-кровопийцы», «стая крыс», «паразиты», «вампиры», «угроза человечеству» и прочее.

Биологизированный антисемитизм в самой крайней форме, не признающий никакого другого способа решения «еврейского вопроса» кроме поголовного истребления всех евреев, был неотъемлемым элементом фашистской расовой теории. Во всех трудностях, неудачах Германии Гитлер винил евреев. Он был ярым антисемитом и после прихода к власти начинает уничтожение евреев сначала в Германии, а затем и на оккупированных территориях.

Гитлер говорил, что марксизм - это доктрина, выдуманная евреем Карлом Марксом, которая используется еврейскими лидерами социал-демократии, чтобы заманить массы в ловушку и направить их против государства, немецкой нации и арийской расы господ. По его мнению, «евреи обосновались в Москве», т.е. считал коммунистов евреями, которые несут угрозу исторической роли немецкой нации господ в Центральной Европе. Коммунисты - это расово неполноценные славяне, марксисты и евреи, которых необходимо уничтожать.

Нацистская антисемитская идеология включала наиболее экстремистские воззрения, развившиеся в рамках расистской теории. Идея истребления изначально содержалась в нацистской идеологии. Одной из ярких особенностей антисемитизма в нацистской Германии было его превращение в «партийно-политическую линию».

Продолжением расовой теории являлось учение о так называемом «жизненном пространстве». Гитлер перенял у идеологов пангерманизма тезис о том, что будущее Германии, и ее экономики зависят от «жизненного пространства» на континенте. Такое единое «пространство» можно было создать лишь с помощью силы, путем агрессивной войны. Теория о «жизненном пространстве» предназначалась для широких масс, которая должна была вдохновить их на войну».

Расширение этого пространства должно было осуществляться за счет территорий на Востоке и в первую очередь за счет пространства Советского Союза, где жили большевики - евреи. Идея завоевания «жизненного пространства» также подкреплялась антисемитскими воззрениями, т.к. война против Советского Союза объявлялась войной (походом) против «низших» рас, евреев и славян.

Расовая теория и ее существенные, компоненты стали «теоретической базой» другой составной части нацистской идеологии - культа насилия и апологии войны. Согласно принципам нацистского мировоззрения, война неизбежна и необходима для выживания нации.

Идеология германского фашизма в целом сложилась в основном в ранний период его истории. В последующие годы, и особенно в годы гитлеровской диктатуры и второй мировой войны, она была развита и усовершенствована. Изуверские положения расовой теории были дополнены обоснованием геноцида - физического истребления целых народов, нацистская евгеника нашла естественное воплощение в эвтаназии - умерщвлении больных и инвалидов, а также в «лебенсборе» - системе запланированного разведения «высокопородных» людей, гитлеровская геополитика - в агрессии, ликвидации самостоятельности национальных государств и установлении «нового порядка» в Европе.

Идейные истоки нацизма открываю перед нами путь к пониманию внутренней логики событий, завершившихся холокостом. Только раскрыв идеологию национал-социализма можно понять дальнейшее развитие событий.

 

Автор: Войтенко Е.А.