24.10.2011 4623

Установленные законодательством права, обязанности, ответственность обучающихся в НОУ

 

В процессе реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении, происходит «выделение» из правового статуса носителя конституционного права, на образование статуса обучающегося - как стороны образовательного правоотношения. При этом статус обучающегося в негосударственном общеобразовательном учреждении является составной частью правового статуса личности. Т.Н. Матюшева также отмечает, что «образовательно-правовой статус гражданина представляет собой конкретизацию общего правового статуса гражданина РФ». Это означает, что к определению структуры и содержания правового статуса личности в образовании применимы те же правила, что и к общему правовому статусу гражданина РФ.

Как отмечает М. С. Строгович, под правовым статусом личности подразумевается «правовое положение личности, т. е. ее положение в обществе и государстве, выраженное в праве». Представляется обоснованным мнение отдельных авторов о наличии в структуре правового статуса личности 3 основных элементов: права, свободы, обязанности. При этом, по мнению Н.В. Витрука, А. Н. Кокотова и М.И. Кукушкина, права, свободы и обязанности являются основными, но не единственными элементами правового статуса личности, а составляют его стержень, «ядро». Наряду с основными, можно выделить и дополнительные элементы, которые представляют собой предпосылки возникновения или условия реализации данных прав и обязанностей. К таким элементам можно отнести гражданство, правосубъектность (право- и дееспособность, деликтоспособность), гарантии правового статуса. При этом ответственность за нарушение норм, регулирующих те или иные права, свободы или обязанности, выступает в качестве гарантии реализации данных прав, свобод, обязанностей.

Установлению конкретных прав и обязанностей обучающихся в негосударственном общеобразовательном учреждении предшествует обеспечение общих гарантий реализации конституционного права на образование в целом, то есть создания необходимых условий для его реализации. Среди таких гарантий можно отметить следующие:

1. обучение в условиях сложившейся системы образования;

2. обучение в условиях многообразия форм получения образования;

3. обеспечение свободы выбора носителем конституционного права на образование (его законными представителями) типа, вида образовательного учреждения и формы собственности;

4. обеспечение получения качественного образования;

5. обеспечение условий для получения образования на родном языке;

6. обеспечение безопасных условий обучения. Перечисленные общие гарантии реализации направлены на обеспечение реализации конституционного права на образование обучающимися, а также на обеспечение целостности и стабильности системы образования в целом, на достижение целей образования как социального продукта и механизма.

Общие гарантии реализации конституционного права на образование.

1. Обучение в негосударственном общеобразовательном учреждении в условиях сложившейся системы образования. Система образования, согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании», представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Являясь элементом системы образования, негосударственное общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы, разработанные на основании и в соответствии с государственным стандартом общего образования, создается в форме, предусмотренной законодательством для образовательных учреждений российской системы образования, и деятельность его подконтрольна (но не подведомственна) органам управления образованием.

2. Обучение в негосударственном общеобразовательном учреждении в условиях многообразия форм получения образования. Закон «Об образовании» гарантирует возможность обучаться по образовательным программам государственного образовательного стандарта соответствующего уровня в образовательном учреждении либо вне образовательного учреждения. В первом случае обучение может проходить в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, во втором - в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

3. Обеспечение свободы выбора типа, вида образовательного учреждения и формы собственности (возможность сделать выбор в пользу обучения в негосударственном общеобразовательном учреждении). Согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Многообразие типов учреждений образования обусловлено необходимостью последовательного освоения образовательных программ и удовлетворения потребностей наименее защищенных категорий обучающихся. При этом каждый из типов образовательного учреждения может быть государственным (федеральным или находящимся в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальным, негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций (объединений). В связи с этим, одним из правомочий обучающегося (либо его родителей или законных представителей) является свобода выбора вида и организационно-правовой формы образовательного учреждения. Свобода выбора образовательного учреждения - это не только право, но и ответственность. Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд РФ, поскольку граждане самостоятельны и свободны в выборе образовательного учреждения, различные правовые последствия, связанные с таким выбором не могут рассматриваться как нарушение гарантий равенства конституционных прав и обязанностей граждан обеспечение получения качественного образования в негосударственном общеобразовательном учреждении. Государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, обязательные государственные требования к учебным планам и программам, качеству подготовки обучающихся. Соблюдение этих требований, носящих лишь минимальный характер, является важной гарантией реализации конституционного права на образование.

4. обеспечение условий для получения образования на родном языке. Конституция РФ, следуя международным стандартам в области образования, провозгласила право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания, обучения (ч. 2 ст. 26). Закон «Об образовании» в развитие положений Конституции РФ установил право обучающихся на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации». Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.6) обеспечение безопасных условий обучения в негосударственном общеобразовательном учреждении основывается на требованиях п. 16 ст. 28 Закона РФ «Об образовании», гарантирующего установление на федеральном уровне требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Гражданство как условие реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении.

Согласно ст. 43 Конституции РФ конституционное право на образование закрепляется за каждым человеком, то есть не зависит от гражданства субъектов. Действующий Закон РФ «Об образовании» содержит норму, ограничивающую права лиц, не являющихся гражданами России, на получение образования в образовательных учреждениях на территории Российской Федерации. Так, преамбула Закона провозглашает право на образование «одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации».

Этот подход оправдан правомерным желанием государства предоставить определенный круг прав и гарантий (особенно тех, которые требуют значительных затрат, покрываемых за счет средств налогоплательщиков-граждан) только лицам, которые имеют устойчивую связь с данным государством и несут конституционные обязанности.

Существуют различия в конституционном регулировании данного вопроса в других странах. Некоторые из них вслед за международными нормами признают право на образование за каждым, вне зависимости от принадлежности к гражданству: Бельгия (ч. 3 ст. 24), Испания (ст. 27), Нидерланды (ст. 23), Швеция (ст. 2, 21, ч. 10 ст. 22), Япония (ст. 26).Иные - только за гражданами своей страны: Германия (ст. 12), Италия (ст. 34, 38). Есть же страны, в конституциях которых вообще не закрепляется право на образование, (Франция, Великобритания, США) либо, благодаря гибким формулировкам, избегают спорного аспекта его принадлежности в зависимости от наличия или отсутствия гражданства: Индия (ст. 41), Швейцария (ст. 19, 20, 41, раздел 3). В России, как уже было сказано ранее, Конституция РФ, в соответствии с международными стандартами, закрепляет право на образование за каждым, а Закон РФ «Об образовании», сужает перечень носителей права на образование до граждан. Основные конституционные права человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ являются ядром, основой правового статуса личности в той или иной сфере деятельности и подлежат конкретизации и расширению в действующем отраслевом законодательстве.

Анализ федерального законодательства в области реализации социальных и экономических прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, продемонстрировал тенденцию отраслевого законодательства к сужению состава субъектов, которым то или иное конституционное право предоставляется в соответствии с нормой Конституции РФ, имеющей прямое действие.

Например, согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Однако согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», данное право принадлежит каждому гражданину.

Статья 41 Конституции РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» только гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Тем не менее, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в п. 4 ст. 3 провозглашает равенство граждан Российской Федерации перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Жилищный кодекс РФ предоставляет право гражданам по своему усмотрению и в своих интересах осуществлять жилищные права. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, федеральное отраслевое законодательство распространяет свое действие только на граждан РФ, а правовое положение иностранных граждан РФ регулируется специальным законодательством. В отраслевых законах (кодексах, основах законодательства) содержится типовая оговорка о применении правил, установленных законодательством данной отрасли или данным нормативно-правовым актом к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Данное положение, закрепленное в ст. 62 Конституции РФ, составляет основу правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Согласно указанной конституционной норме, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, законодатель подчеркивает национальный режим правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Это означает, что для ограничения прав иностранцев необходимо прямое указание российского закона. Данное положение делает необязательным упоминание о статусе иностранных граждан в каждой отдельно взятой области, если только данным законом не устанавливаются исключения из общего правила. Таким исключением является, например, получение иностранцами бесплатного образования. В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется по межгосударственным договорам, договорам между федеральным государственным органом управления образованием или федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и соответствующими органами управления образованием иностранных государств, а также по прямым договорам, заключенным высшими учебными заведениями с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами.

Порядок приема и обучения граждан зарубежных стран в государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета утвержден постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10 апреля 1996 г. № 5 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15 августа 1996 г. № 1149).Порядок приема иностранных граждан для получения общего образования в государственные общеобразовательные учреждения столь подробно не регламентируется. Согласно п. 3 ст. 57 Закона РФ «Об образовании», обучение иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Межправительственные соглашения о сотрудничестве в области культуры, науки, образования заключены, например, с Правительством Алжирской народной демократической Республики (Москва, 4 апреля 2001 года), Правительством Итальянской Республики (Рим, 10 февраля 1998 года), Ливанской Республики (Москва, 7 апреля 1997 года), Правительством Чешской Республики (Москва, 5 марта 1996 года) и с Правительствами еще более сорока государств. Однако каждое из них предусматривает лишь обязанность сторон «способствовать установлению и развитию прямых связей между заинтересованными ведомствами, образовательными учреждениями и организациями на основе непосредственных договоренностей». Конкретные формы и условия обменов и иного сотрудничества регулируются соответствующими соглашениями (протоколами) между заинтересованными ведомствами.

Лишь в Соглашении между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Молдова о сотрудничестве в области дошкольного, общего, начального профессионального и педагогического образования, заключенного в Москве 8 октября 1996 года стороны обязуются «в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами в области образования обеспечивать соотечественникам, являющимся гражданами государства другой стороны, равные со своими гражданами права при поступлении в образовательные учреждения или продолжении обучения в них». При этом подчеркивается, что стороны не препятствуют индивидуальному приему граждан государства другой стороны в свои образовательные учреждения на основе конкурса и в порядке, установленном соответствующими образовательными учреждениями.

Таким образом, Российская Федерация не гарантирует получение бесплатного общего образования каждому лицу, законно находящемуся на ее территории, а ставит получение бесплатного общего образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в зависимость от наличия соответствующего международного или двустороннего договора.

Негосударственное общеобразовательное учреждение имеет возможность не дифференцировать обучающихся по признаку гражданства, а обеспечить реализацию каждым своего конституционного права на получение общего образования в рамках государственного образовательного стандарта. Таким образом, можно утверждать, что негосударственное общеобразовательное учреждение способствует расширению возможностей российской системы образования.

Правосубъектность носителя конституционного права на образование в случае его реализации в негосударственном общеобразовательном учреждении.

Понятие правосубъектности в законодательстве отсутствует, несмотря на то, что оно широко применяется в научной и практической деятельности. В большинстве случаев понятие «правосубъектность» объединяет понятия правоспособности и дееспособности лица, то есть отождествляется с понятием «праводееспособности».В настоящей работе правосубъектность (совокупность правоспособности и дееспособности) рассматривается как возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности, а также совершать юридически значимые действия по их осуществлению.

По общему правилу правоспособность гражданина возникает с рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ), а дееспособность, то есть возможность самостоятельно осуществлять свои права - с 18 лет (ст. 60 Конституции РФ, ст. 21 ГК РФ).

Одной из важнейших характеристик правового статуса личности в сфере образования является момент возникновения конституционного права на образование и момент, с которого субъект права приобретает возможность своими действиями реализовать принадлежащие ему права.

Вопрос о правосубъектности гражданина в области общего образования широко обсуждается в научной сфере. Существует несколько мнений относительно содержания и момента возникновения право- и дееспособности гражданина в сфере образования в целом и общего образования в частности.

Многие авторы отмечают так называемую ограниченную право- и дееспособность граждан в области реализации конституционного права на получение общего образования.

По мнению Л.Б. Александровой правоспособность в области образования не является безусловной, несмотря на то, что право на образование принадлежит человеку с рождения. Фактически правоспособность в области образования как юридически гарантированная возможность обладания правом на образование связана по времени с началом получения общего образования. Л.Б. Александрова также отмечает, что образовательная правоспособность гражданина прекращается не в связи со смертью, а в связи с наступлением предельного возраста получения бесплатного общего образования. При этом автор рассматривает дееспособность несовершеннолетнего в области образования до завершения им основного общего образования как частичную или ограниченную: обучающийся в рамках выбранной родителями формы обучения и вида образовательного учреждения, своими силами, исходя из собственных возможностей, участвует в процессе обучения и воспитания, является участником образовательного процесса. При этом, как отмечает автор, самостоятельность обучающегося ограничена правами и обязанностями родителей.

Аналогичной позиции придерживается Т.Н. Матюшева. Поскольку обучающийся не может до 15 лет самостоятельно прекращать обучение, а право самостоятельно выбирать тип и вид образовательного учреждения, форму получения образования принадлежит только совершеннолетним гражданам, дееспособность гражданина в области образования квалифицируется как ограниченная. Полная дееспособность в образовании, по мнению Т.Н. Матюшевой, невозможна до достижения совершеннолетия. Как отмечает З.П. Дащинская, образовательная дееспособность - способность личности самостоятельно, осознанно быть участником образовательного процесса. Образовательная дееспособность не связана ни с гражданской, ни с иными видами дееспособности гражданина. Однако следует заметить, что статус участника образовательного процесса не совпадает по объему прав и их содержанию со статусом участника образовательного правоотношения, а такие категории, как правоспособность и дееспособность являются существенными элементами именно правоотношения, а не иных видов общественных отношений.

По нашему мнению, закрепленная законом и иными нормативно-правовыми актами способность граждан вступать в конкретные правоотношения, а также нести установленные обязанности и составляет содержание правоспособности.

Образовательная правоспособность гражданина возникает с рождения, то есть с самого рождения он приобретает право на получение образования в сложившейся образовательной системе, которое может быть реализовано по достижении определенного возраста. Именно эти дополнительные условия реализации права на образование и составляют содержание образовательной дееспособности, то есть способности лица своими действиями реализовать принадлежащие ему права. Таким образом, образовательная дееспособность - это правоспособность, обусловленная рядом факторов: возраст, состояние здоровья и др.

По общему правилу гражданин становится полностью дееспособным с 18 лет. Однако образовательная дееспособность возникает гораздо раньше. Достижение возраста, с которого возможно получение общего образования, является моментом, определяющим возникновение способности своими действиями реализовать конституционное право на образование, и имеет определяющее значение. До 2002 года данный вопрос решался только на уровне подзаконного акта. Однако Федеральным законом 25 июня 2002 года № 71-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были внесены изменения в п. 2 ст. 19 Закона РФ «Об образовании». Если прежняя редакция указанной нормы предусматривала возможность закрепления минимального возраста, с которого допускается прием граждан в общеобразовательное учреждение, в уставе данного общеобразовательного учреждения, то действующая редакция п. 2 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» четко определяет возраст поступления в общеобразовательные учреждения. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Требования федерального законодательства получили развитие в положениях «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года. В соответствии с п. 2.9.4. вышеуказанных Требований с 1 сентября 2003 года введены следующие правила приема в первый класс общеобразовательных учреждений: в 1 -е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Закон не делает исключения для негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. Таким образом, образовательная дееспособность гражданина, поступающего в общеобразовательное учреждение для освоения образовательных программ общего образования, независимо от формы собственности, наступает с 6 лет 6 месяцев. Установление минимального возраста, с которого может начинаться освоение общеобразовательных программ, представляет собой, фактически, пример позитивного ограничения права на образование с целью сохранения здоровья детей. Данное ограничение, таким образом, соответствует принципам позитивного ограничения прав и свобод, установленным в ч. 3 ст. 55 Конституции, поэтому его можно рассматривать в качестве дополнительной гарантии реализации конституционного права на образование.

Следует отметить, что образовательную дееспособность гражданина в данном возрасте нельзя квалифицировать как неполную или ограниченную. Право на образование может быть реализовано только собственными действиями, опираясь на личные способности и качества. Обучающиеся с первых дней обучения обладают всей полнотой прав и обязанностей и несут ответственность за допущенные дисциплинарные проступки. Участие родителей в освоении образовательных программ общего образования не требуется, к тому же родители выступают как самостоятельные субъекты образовательных правоотношений.

Как уже отмечалось ранее, в сфере образования не существует института ограничения дееспособности граждан, так как для граждан с отклонениями в развитии предусмотрена законодательная возможность получения общего образования в специальных коррекционных учебных заведениях, классах.

Также следует особо отметить, что не стоит отождествлять образовательную правоспособность и гражданскую. Так, например, стороной договора возмездного оказания образовательных услуг в негосударственном общеобразовательном учреждении, являются родители (законные представители) обучающегося. Это не дает основания говорить об ограниченной образовательной дееспособности гражданина, поскольку совершение сделок является элементом гражданской дееспособности, которая наступает в полном объеме с 18 лет.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что образовательная правосубъектность гражданина представляет собой правосубъектность особого вида, содержание которой определяется законодательством об образовании, локальными актами образовательного учреждения и договором возмездного оказания образовательных услуг, заключенным с негосударственным общеобразовательным учреждением. Именно тот круг прав и обязанностей, который обучающийся в рамках образовательных правоотношений осуществляет самостоятельно, и составляет особенность его правового статуса.

Права и обязанности обучающихся и их родителей в негосударственном общеобразовательном учреждении.

Особенности правового статуса обучающихся и их родителей наиболее ярко проявляются в тех правах и обязанностях, которые они приобретают, соответственно, в качестве обучающегося и в качестве стороны договора возмездного оказания образовательных услуг.

Поскольку заказчиком по договору возмездного оказания образовательных услуг является один из родителей (законных представителей) обучающегося, его основной обязанностью является оплата обучения и дополнительных образовательных и иных услуг по договору. В договоре могут быть также указаны и иные права и обязанности родителей как заказчиков образовательных услуг. Непосредственные права и обязанности обучающихся закрепляются в уставе и иных локальных актах образовательного учреждения.

После заключения договора с родителями обучающегося, образовательное учреждение издает акт административного характера -приказ о приеме (зачислении) на обучение. Именно в связи с административным приказом в отношении обучающегося вступают в силу те правила, которые регулируют правовой статус обучающегося в данном негосударственном общеобразовательном учреждении. Такой порядок является гарантией обеспечения равенства прав граждан на получение общего образования в конкретном негосударственном общеобразовательном учреждении.

Несмотря на то, что в негосударственном общеобразовательном учреждении правоотношения существуют на возмездной основе, имеют гражданско-правовой характер услуги, базовая основа данных правоотношений - обеспечение реализации конституционного права на образование - является единой для образовательных правоотношений данного вида и образовательных правоотношений, построенных на безвозмездной основе. Как справедливо отмечает В. В. Спасская, тот факт, что в силу возможности, предоставленной действующим законодательством, образовательная программа (основная или дополнительная) осуществляется на платной основе, не является основанием для освобождения обучающегося от обязанности по результативному освоению этой программы, от соблюдения устава образовательного учреждения. Таким образом, представляется необходимым разделять конституционно-правовое наполнение правоотношений по получению обязательного уровня образования, закрепленного в Конституции РФ, административно-правовой порядок контроля и надзора за его реализацией, и гражданско-правовую оболочку оформления правоотношений по реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении. Гражданско-правовой договор возмездного оказания образовательных услуг призван закрепить лишь имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, в то время как права и обязанности сторон по освоению общеобразовательных программ и выполнению требований к организации образовательного процесса, вытекают из действующего законодательства и локальных актов образовательного учреждения.

Права и обязанности обучающегося в негосударственном общеобразовательном учреждении определяются Законом РФ «Об образовании» (ст. 50, 51), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными нормативно-правовыми актами, а также Уставом и иными локальными актами данного учреждения. Несмотря на то, что в соответствии с п. 2 указанного Типового положения, для негосударственных общеобразовательных учреждений оно выполняет функции примерного, в части определения правового статуса участников образовательного процесса данный документ является определяющим, за исключением некоторых положений.

Обучающиеся всех общеобразовательных учреждений, в том числе негосударственных, имеют право:

- на получение образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования;

- на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам;

- на выбор формы обучения;

- на прием в образовательное учреждение, в соответствии с действующими правилами приема;

- на ускоренный курс обучения;

- на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения;

- на пользование библиотечно-информационными ресурсами;

- на обучение в пределах установленной наполняемости классов;

- на безопасные условия обучения;

- на получение дополнительных образовательных услуг;

- на участие в управлении образовательным учреждением;

- на уважение своего человеческого достоинства, неприменение методов физического и психического воздействие;

- на свободу совести, информации, идеологическую и политическую независимость;

- на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

- на свободу общественно-полезного труда в образовательном учреждении;

- на прохождение итоговой аттестации;

- на получение документа об образовании установленного образца;

- на награждение золотой или серебряной медалью в случае достижения особых успехов при освоении общеобразовательных программ;

- на равные возможности при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня, независимо от организационно-правовых форм учреждений, в которых они проходят обучение.

В негосударственном общеобразовательном учреждении, которое берет на себя роль ячейки гражданского общества, широкое распространение получают институты детского самоуправления, участия детей в управлении учреждением. Например, уставом учреждения или специальным положением может быть предусмотрено создание органа ученического самоуправления в целях координации и обеспечения жизнедеятельности классных коллективов, детских объединений, активизацию и развитие творческих способностей, развитие самостоятельности, товарищества, взаимопомощи и др.

Основные обязанности обучающихся закреплены в 57 Типового положения об общеобразовательном учреждении. При этом они будут обязательными для обучающихся негосударственных общеобразовательных учреждений только в случае закрепления их в уставе и иных локальных актах учреждения.

Ответственность обучающихся.

За невыполнение обязанностей обучающимися законом и уставом образовательного учреждения могут быть предусмотрены меры дисциплинарной ответственности. Законодательство не содержит исчерпывающего перечня образовательных дисциплинарных проступков и отсылает к локальным нормативно-правовым актам. К числу дисциплинарных проступков относят невыполнение учебного плана в установленные сроки по неуважительной причине.

Так, например, согласно п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17 марта 2006 года № 42-ФЗ) по решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет.

Необходимо отметить, что понятие «исключение» из общеобразовательного учреждения в Законе РФ «Об образовании» не совпадает с понятием «отчисление». Так, в п. 7 ст. 19 Закона речь идет об исключении. Тем не менее, в соответствии с пп. «г» п. 1 ст. 13 Закона, образовательное учреждение обязано в своем уставе указать порядок и основания отчисления обучающихся. Анализ правоприменительной практики позволяет утверждать, что эти понятия, по сути, в равной степени представляющие собой прекращение образовательных правоотношений, отличаются друг от друга своеобразным причинно-следственным составом. Так, исключение является мерой ответственности за противоправные деяния, установленной федеральным законом и подлежащей применению вне зависимости от включения ее в устав в качестве меры ответственности. В то же время законодатель оставил возможность для образовательного учреждения установить дополнительные основания прекращения образовательных правоотношений, путем закрепления в уставе образовательного учреждения порядка и основания отчисления обучающихся. Отчисление не всегда носит характер меры ответственности, поскольку причиной его может служить, например, расторжение договора возмездного оказания образовательных услуг по соглашению сторон, медицинские противопоказания или иные основания.

Помимо дисциплинарной ответственности, обучающиеся в негосударственном общеобразовательном учреждении могут быть привлечены к материальной и уголовной ответственности в случаях и в порядке, установленных законодательством. При этом статус обучающихся общеобразовательного учреждения обуславливает некоторые особенности привлечения несовершеннолетних к указанным видам ответственности.

Большинство из правонарушений детей школьного возраста можно квалифицировать как административное правонарушение, подпадающее под ст. 20.1. КоАП (мелкое хулиганство), ст. 7.27 КоАП (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), ст. 20.22 КоАП, (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет) и др.

Разумеется, поскольку речь идет о правонарушениях несовершеннолетних, необходимо учитывать возраст, с которого наступает административная ответственность. В соответствии со ст. 2.3. КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Поскольку применение имущественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2. КоАП). Родители, усыновители, опекуны или попечители также осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в суде.

В возрасте от 14 до 18 несовершеннолетние уже самостоятельно несут гражданско-правовую ответственность за причиненный вред, в том числе и моральный (нанесение оскорблений, грубость, хамство). При недостаточности у него имущества дополнительная ответственность может быть возложена на его родителей, усыновителей, попечителей, приемных родителей, учреждение, являющееся его попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074 ГК РФ).

 

Автор: Смирнова М.В.