25.10.2011 8362

Арбитражные суды как самостоятельный вид судебной власти

 

В современной юриспруденции судебную власть рассматривают как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в. соответствии с процессуальными законами в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства специальными государственными органами - судами, образующими единую судебную систему РФ, в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав и законных интересов граждан, государственных органов и др. организаций. Современная модель организации судебных органов не предусматривает образования хозяйственных судов субъектов Российской Федерации, а суды общей юрисдикции Федерации ограничены институтом мировых судей. В соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи. Являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Ст.28 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, что позволило усилить гарантии судебной защиты имущественных отношений на территории Российской Федерации.

Образование арбитражных судов и их дальнейшее развитие стало одним из основных направлений реализации Концепции судебной реформы 1991 года. Этой Концепцией наряду с судами общей юрисдикции предусматривалось функционирование арбитражных судов по разрешению предпринимательских споров.

В системе арбитражных судов воплощены многие идеи Концепции. Важной вехой в их развитии стало закрепление системы арбитражных судов Конституцией Российской Федерации 1993 года, в соответствии с которой были подготовлены и приняты в 1995 году новый Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. В последующем был принят Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации», который закрепил систему арбитражных судов.

Арбитражные суды России являются специализированными судами, предназначенными для разрешения конфликтов, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности. Эти споры в Конституции РФ, в практике называют экономическими спорами, поскольку имеют имущественное содержание.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 г. двух новых актов: Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в течение нескольких лет являлись правовой основой системы арбитражного судоустройства в нашей стране.

Для системы арбитражных судов принятие указанных законов - это наиболее реальное осуществление планов по проведению судебной реформы, решению задач повышения эффективности правосудия. Для обеспечения разрешения споров был отменен в качестве обязательного претензионный порядок урегулирования споров, и спорящим сторонам открыт прямой путь в суд.

С целью повышения качества правосудия, эффективности судебной работы существенно расширены процессуальные права и гарантии спорящих сторон. В арбитражные суды могут обратиться за разрешением споров и иностранные предприниматели.

В Российской Федерации в настоящее время судебную систему составляют суды общей юрисдикции, конституционная юстиция и арбитражная юстиция. В рамках системы судов общей юрисдикции функционируют относительно самостоятельные специализированные военные суды.

Актуальным является вопрос о становлении в нашей стране административной юстиции. Административная юстиция наряду с конституционной юстицией - неотъемлемая часть защиты человека от произвола государства, поскольку именно этот вид судебных органов призван реализовывать полномочия в сфере споров «Человек против власти». В ходе судебной реформы возникла проблема в области системы судов общей юрисдикции. На рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Закона о создании в системе Верховного Суда Российской федерации административных судов. В первом чтении закон был принят, но в дальнейшем оставлен без движения.

В настоящее время подготовлен проект Кодекса об административном судопроизводстве и вновь поднимается вопрос о создании административных судов, а также о распространении действия Кодекса административного судопроизводства на арбитражные суды. О целесообразности принятия этих закон доводы могут быть приведены при анализе норм ГПК и АПК о производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Судебная компетенция в этой сфере разделена между общими и арбитражными судами в зависимости от субъектов. Суды общей и арбитражной юрисдикции рассматривают административные дела по собственным процессуальным правилам. Общие подходы в отношении создания специализированных административных судов в настоящее время разрабатываются в рамках проводимых преобразований российского правосудия.

Были споры по вопросам судоустройства. Были предложения об унификации судебной системы. Идея состояла в том, чтобы создать один суд, который бы рассматривал все дела - уголовные, гражданские, административные и иные.

Были также сторонники создания специализированных судов, наряду с судами общей юрисдикции. Необходимо учитывать характер дела, относимых к подведомственности специализированных судов. Арбитражные суды кроме споров между предпринимателями, рассматривают споры предпринимателей с государством, а также дела о банкротстве.

В советское время административного правосудия, если под ним понимать судебный контроль за актами и действиями администрации не было. Под административным правосудием понималось привлечение лиц к административной ответственности посредством судебных актов. Но это не административное правосудие в том смысле, как это понимается в современном мире.

Административное правосудие появилось в России примерно к середине 1980-х годов. Для осуществления административного правосудия сложилась определенная законодательная база: это Конституция РФ 1993 г., точнее два ее положения: во - первых, разделение и самостоятельность властей, которые определяют характер взаимоотношений между администрацией и судебными органами; во-вторых, ст.46 Конституции, которая позволяет обратиться в суд за судебной защитой, если гражданин полагает, что актом или незаконным действием государственного органа или должностного лица нарушены его права и интересы. В настоящее время помимо Конституции действует и огромное количество законодательных актов, регламентирующих и административную деятельность и судопроизводство в области административного правосудия. В частности, большое значение имеет новый Кодекс об административных правонарушениях 2002 года.

До последнего времени административное судопроизводство осуществлялось в рамках гражданского процессуального законодательства.

В АПК 2002 года появился раздел «Производство в арбитражном суде первой инстанции, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».

Таким образом, в Кодексе закреплены особенности, нормы, положения, относящиеся именно к административному судопроизводству.

В арбитражных судах осуществляются следующие виды административного судопроизводства.

Первая группа дел - рассматриваются дела по оспариванию нормативных актов различных органов, в том числе органов исполнительной власти; прежде всего дела в отношении подзаконных актов на предмет соответствия - несоответствия их акту, обладающему большей силой, например закону.

Вторая группа дел - оспаривание ненормативных актов (индивидуальных, административных, управленческих), а также действий должностных лиц, состоящих на государственной службе.

Третья категория - дела о привлечении к административной ответственности в тех случаях, когда для этого требуется судебное решение, т.е. когда привлечение к административной ответственности происходит на основе судебного акта.

Четвертая категория - дела об оспаривании решений административных органов о привлечении лица к административной ответственности.

Пятая категория - дела о взыскании обязательных платежей и сумм санкций в тех случаях, когда не установлен несудебный порядок этих взысканий.

Главной особенностью этих дел является то, что обязанность доказывания обстоятельств, которые служат основаниями для принятия актов или доказательствами законности решений и действий, возлагается на органы и должностные лица, которые принимают определенное решение или выполняют определенные действия. Таким образом, бремя доказывания по всем этим спорам лежит на соответствующем государственном органе или должностном лице.

Как правило, административное судопроизводство возбуждается по заявлению заинтересованных лиц, которые полагают, что их права и интересы нарушены незаконными актами или действиями. Для того чтобы судебная защита состоялась, нужны два условия: несоответствие закону акта или действия; нарушение этим актом или действием прав и интересов лица, обратившегося за судебной защитой.

В случае если речь идет об оценке нормативного акта, то суд выносит решение либо об отказе в удовлетворении иска (когда решение соответствует закону), либо о признании этого акта недействующим. При этом предварительное обращение до суда к вышестоящему органу управления необязательно, хотя и возможно.

Суд, оценивая нормативный акт, проверяет его законность, т.е. соответствие акту, обладающему большей юридической силой. При этом суд не связан доводами истца, обратившегося с заявлением, а проверяет законность акта во всей полноте. Отказ лица, обратившегося в суд за судебной защитой от своего заявления не препятствует рассмотрению дела и признанию акта недействующим, если он противоречит закону.

Решение суда о признании нормативного акта недействительным вступает в силу немедленно, апелляционному обжалованию не подлежит, его можно обжаловать только в кассационном порядке.

Этот нормативный акт не подлежит применению; орган, издавший такой акт, должен привести его в соответствие с законом. Решение суда о признании нормативного акта недействующим подлежит обязательному опубликованию в соответствующих официальных изданиях.

В таком же порядке производится рассмотрение дел о признании незаконными, а следовательно, недействительными индивидуальных актов органов управления.

В случае если суд установит, что акт противоречит закону, он выносит решение о его незаконности и возлагает на соответствующий орган обязанность устранения допущенного этим актом нарушения.

Суды общей юрисдикции, арбитражные суды, решая административные дела, руководствуются не только нормами права, нормами, содержащимися в законах, но также и постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации.

За последние годы Конституционный Суд РФ принял целый ряд постановлений, которые соответствующим образом влияют на судебную практику по разрешению административных споров. Это касается как дел привлечении лица к административной ответственности, так и других дел.

Как показывает статистика суды общей юрисдикции и арбитражные суды перегружены огромным количеством дел и гражданских, и административных. Причем количество административных дел возрастает очень быстро. Все это создает перегрузки в работе судов и определенные проблемы с доступностью правосудия.

По законодательству, действующему в России, заинтересованные граждане могут обратиться в суд непосредственно, минуя какие-либо процедуры досудебного регулирования конфликтов. В большинстве органов управления отсутствуют структуры и службы, которые могли бы разрешать возникающие споры и устранять допущенные нарушения законов собственными силами.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо принятие нового Административного процессуального кодекса.

Как уже отмечалось в системе арбитражных судов, созданы административные коллегии. Они должны получить дальнейшее развитие. Думается, что нужна специализация административных коллегий (например, налоговая коллегия), что позволит осуществлять административное правосудие на более высоком уровне, потому что будет специализация судей. Как показывает опыт арбитражных судов, судьи, специализирующиеся на разрешении административных дел, рассматривают такие дела квалифицированно, более профессионально, допускают меньше ошибок. В соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьей 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» систему федеральных арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов российской Федерации.

Важнейшим условием эффективности правосудия является реальная независимость судебной власти. В этом вопросе достигнуты достаточно крупные достижения. Арбитражные суды по своим функциям, по выполняемым ими задачам являются федеральными судами. Они рассматривают споры между предпринимателями независимо от того, где расположены истец и ответчик, то есть споры федерального, общероссийского масштаба.

Статус федеральных арбитражных судов имеет важное значение для решения многих вопросов. Прежде всего это означает, что арбитражные суды являются федеральными органами государственной власти и осуществляют судебную власть от имени российского государства.

Кроме того, арбитражные суды областей и краев, республик рассматривают споры о признании недействительными актов местной администрации, вообще местных органов власти управления. Понятно, что такую деятельность может выполнять только суд, обладающий федеральным статусом.

Если бы арбитражные суды не были признаны федеральными, существование их стало бы бесполезным. Они не могли бы выполнять те функции, которые выполняют сейчас. Поэтому очень важно, что в Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» все арбитражные суды отнесены к федеральным. Это означает, что все судьи арбитражных судов имеют единый статус, назначаются на должность Президентом Российской Федерации или Советом Федерации, финансируются из бюджета Российской Федерации.

При обсуждении проблемы изменения системы арбитражных судов, т.е. системы инстанционности, были высказаны разные предложения: а) передать апелляционное рассмотрение жалоб кассационным судам; б) создать межрегиональные самостоятельные апелляционные суды; в) отказаться от апелляционного пересмотра судебных актов, изменив функции кассационной и надзорной инстанций. С принятием АПК РФ 2002 г. эта проблема не была решена. Вопрос о системе арбитражных судов остался открытым. Он был решен изменениями, внесенными в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 4 июля 2003 г. Таким образом, в самостоятельное звено выделены апелляционные арбитражные суды, систему арбитражных судов составляет четыре уровня судов. По решению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации могут быть созданы постоянные судебные присутствия в качестве обособленных подразделений соответствующих апелляционных судов вне места постоянного пребывания этих судов, осуществляющие его правомочия. В связи с реорганизацией судебной системы существенно изменились функции Высшего Арбитражного Суда. Он перестал быть судом, выполняющим функции суда второй инстанции, а стал подлинным высшим судебным органом страны, главная задача которого состоит в обеспечении единообразного применения закона, судебной практики. Теперь в Высшем Арбитражном Суде конкретные дела рассматривает единый орган - Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Проведена организационная перестройка всех арбитражных судов, образованы коллегии по предметному признаку: коллегия по рассматриванию гражданско-правовых споров и коллегии по рассмотрению административно-правовых споров. Внутри этих коллегий образованы судебные составы по специализации.

Федеральные арбитражные суды округов представляют собой третью инстанцию - кассационную. Это означает, что третья инстанция существенно приближена к местам разрешения споров. Теперь нет необходимости обращаться как в третью инстанцию в Высший Арбитражный Суд: разрешение споров, как правило, должно заканчиваться на уровне федерального арбитражного суда округа. Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Поэтому можно говорить о том, что по своей правовой природе арбитражные суды - это специализированные суды в рамках системы органов гражданской юрисдикции, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательских отношений. Данное обстоятельство подчеркивалось и в судебно-арбитражной практике. В постановлении №33 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 сентября 1994 г. указано, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, то есть споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

Конституция Российской Федерации и федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов Российской Федерации не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда РФ, и для судов общей юрисдикции.

Система арбитражных судов установлена Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Арбитражное судопроизводство основывается на соблюдении установленных федеральным законом правил судопроизводства, содержащихся в АПК и других федеральных законах, в частности, в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Арбитражные суды разрешают споры на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации. Судебные постановления арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Статус судей арбитражных судов законодательно закреплен в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а сама система арбитражных судов финансируется из федерального бюджета.

Систему арбитражных судов Российской Федерации в настоящее время составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации). По нашему мнению, в связи с этим следует согласиться с мнением Т.В. Сахновой, что на современном этапе главная тенденция заключается в процессе унификации арбитражного процессуального права. Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» порядке. Следует иметь ввиду, что организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов выполняет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Созданный в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Судебный департамент имеет полномочия по организационному обеспечению деятельности только в отношении судов общей юрисдикции.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятой ими в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов, рассматривающих свое действие на определенное количество субъектов российской Федерации. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений.

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта российской Федерации действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассматриванию споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. И по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который одновременно выполняет целый ряд полномочий. Во-первых, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий был отнесен к его исключительной компетенции.

Во-вторых, Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу.

В-третьих, Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законных и иных нормативных актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В-четвертых, Высший Арбитражный Суд РФ разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения: занимается судебной статистикой и организует эту работу в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их видам обеспечения; в пределах своей компетенции решает вопросы, возникающие из международных договоров Российской Федерации и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

Законность в деятельности арбитражных судов означает полное соответствие всех постановлений арбитражных судов и процессуальных действий судов и участников процесса, совершаемых при рассмотрении и разрешении экономических и иных споров, нормам материального и процессуального права, то есть закону.

Арбитражные Суды в РФ занимают важное место в системе обеспечения законных прав и интересов участников экономического оборота. Роль и значение арбитражных судов в единой судебной системе РФ определяется их способностью рассматривать и разрешать экономические споры и иные подведомственные им дела в установленной законом процессуальной форме.

Рост и влияние арбитражных судов как на развитие экономики в целом и придание ей правового характера, так и на развитие государственных начал в ней неоспоримы. Направленность России на построение и в дальнейшем рыночной экономики есть свидетельство необратимости этого процесса и надежная база для развития и совершенствования организации и деятельности арбитражных судов.

10-летняя история существования арбитражных судов и арбитражных судов субъектов РФ в частности, позволяет вычленить наиболее значимые основания учреждения и появления в российской модели государственности арбитражных судов.

В качестве судебных органов арбитражные суды стали необходимы при соответствующем развитии и повышении экономики. Экономические отношения, опирающиеся на административно-командные методы руководства требовали и адекватного метода разрешения хозяйственных споров между субъектами. Возникновение в Российской Федерации рыночной экономики, реформы, связанные с земельным, банковским, налоговым и иным законодательством, проведение приватизации вызвали необходимость создания специального органа по защите экономических прав и интересов физических и юридических лиц, основанного на принципах другой экономической формации.

Конституцией РФ (ст.8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, государственная поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, равенство всех форм собственности. Все это составляет экономическую основу для учреждения арбитражных судов.

Арбитражные суды, являясь одной из ветвей государственной власти, как система государственных органов, есть непременные атрибуты, показатели стремления государства к построению государства правового, ибо наличие сильной независимой и самостоятельной судебной власти, подчиняющейся только Конституции РФ и федеральному закону, позволяет обеспечить господство закона и поддержание правопорядка в экономической сфере.

Демократический режим государства, его социальная направленность предопределяют наличие государственных институтов, ставящих перед собою в качестве приоритетных задач защиту законных прав и интересов человека и гражданина, обеспечение доступа каждого к правосудию. В сфере экономической и иной предпринимательской деятельности таковым является арбитражный суд.

Существование арбитражных судов РФ, отдельные элементы их организации и деятельности определяются построением Российского государства в качестве федерального. С федеральным устройством РФ связано наличие видового разнообразия арбитражных судов субъектов РФ, специфики формирования судейского корпуса и т.д. Следует также указать на особую, гибкую модель учета федеральных и региональных интересов: несмотря на федеральный статус арбитражных судов субъектов РФ, подчинение судей Конституции РФ и федеральному закону, суды применяют конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ (ст.З Закона о судебной системе).

Арбитражные суды субъектов РФ являются элементом единой судебной системы РФ (ст.4 Закона о судебной системе). В силу данного обстоятельства арбитражные суды субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ» и «Об арбитражных судах в РФ», все судьи данных судов соблюдают установленные АПК РФ правила судопроизводства, все арбитражные суды субъектов РФ применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров РФ, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ. Исполнение судебных постановлений арбитражных судов субъектов РФ, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории РФ; статус всех судей арбитражных судов субъектов РФ един, арбитражные суды субъектов финансируются из федерального бюджета (ст.З Закона о судебной системе).

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации в Законе об арбитражных судах (ст.1) были обозначены как федеральные. Тем самым был положен конец спору об их принадлежности, затянувшемуся с момента образования арбитражных судов (1992). Федеральный уровень арбитражных судов субъектов федерации позволяет обеспечить единый порядок судебной защиты в сфере экономической деятельности предпринимательских структур.

Арбитражные суды субъектов РФ, будучи элементом системы арбитражных судов, характеризуются как общими, присущими всей системе признаками, так и специфическими, индивидуализируемыми данные суды в качестве ее звена.

Особая роль арбитражных судов субъектов РФ обусловлена, прежде всего, их местом в системе арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта РФ следует признать основным звеном в четырехзвенной системе арбитражных судов в силу имеющейся компетенции, выполняемого объема работ, а также приближенности к участникам экономической деятельности.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают подавляющее количество всех подведомственных арбитражным судам экономических споров и иных дел. Подобная ситуация обусловлена тем, что в соответствии с Законом об арбитражных судах право рассматривать и разрешать экономические споры по существу представлено двум звеньям системы: Высшему Арбитражному Суду РФ и судам субъектов РФ (ст.9,36).

К полномочию Высшего Арбитражного Суда РФ по рассмотрению и разрешению в первой инстанции отнесены две категории дел:

- о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы. Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

- экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Все иные дела, подведомственные арбитражным судам, рассматривают по первой инстанции арбитражные суды субъектов РФ. Кроме того, к исключительной компетенции последних относится пересмотр решений и определений, не вступивших в законную силу в апелляционном порядке. Указанные полномочия арбитражных судов субъектов РФ определяют тот объем работы, который они выполняют.

Как свидетельствуют статистические данные о работе арбитражных судов, количество рассмотренных арбитражными судами субъектов российской Федерации дел имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Нагрузка судей вследствие увеличения числа дел в 2000 г. составила 29,6 дел в месяц на судью, а в 2001 г. - 34,2 дел в год. На разрешение арбитражных судов в 1997 г. поступило исковых заявлений 420000, в 1998 г. - 500000, в 1999 г. - 581729, в 2000 г. - 634363, в 2001 г. - 745626.Такой поток обращений за защитой вызван не только увеличением количества нарушений прав и законных интересов. Деятельность органов, призванных на практике реализовывать конституционные гарантии защиты вызывает все большее доверие со стороны граждан и организаций.

Высказывается предложение о создании арбитражных судов на районном уровне. Поэтому арбитражными судами основного звена и считаются арбитражные суды субъектов Федерации. Отсюда следует, что производство основного звена в арбитражном суде занимает центральное место, поскольку именно здесь в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед арбитражными судами. Подобный подход в организации основного звена системы обусловлен, прежде всего, спецификой арбитражных судов как судебных органов по разрешению споров в сфере экономики, дифференциацией регионов в зависимости от особенностей их экономического развития. Кроме того, и в системе ранее действующих государственных арбитражей «первичный» орган был создан на уровне автономной республики, края, области и иных национально-государственных и административно-территориальных образований. Практика подтвердила целесообразность подобного построения, обеспечивающего приближенность к субъектам экономического спора.

Рассмотрение подавляющего количества подведомственных дел, близость к участникам экономической деятельности дают основания считать арбитражные суды субъектов Российской Федерации основным звеном в системе арбитражных судов.

Арбитражные суды субъектов РФ, осуществляя судебную власть, рассматривают и разрешают экономические споры и иные подведомственные им дела. По данному вопросу в юридической литературе не сложилось однозначного подхода. Ряд авторов, основываясь на ст.4 закона о судоустройстве, придерживается традиционного понимания правосудия, которое включает деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел.

Так, К.Ф. Гуценко исходит из того, что ст.4 Закона о судоустройстве однозначно определяет способы осуществления правосудия. Рамки указанной статьи ограничивают правосудие рассмотрением только гражданских и уголовных дел по правилам ГПК и УПК.

Осуществляя судебную власть, арбитражные суды имеют специфические задачи, подведомственность дел, полномочия и другие особенности, существенно отличающие их от судов общей юрисдикции. Более того, их деятельность не связана с судами общей юрисдикции. Более правильным является рассмотрение правосудия в узком или непосредственном, традиционно сложившемся значении слова. В научной литературе правосудие определяется как правоприменительная деятельность суда, выражающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел в рамках установленного законом процессуального порядка. Традиционное понимание правосудия, основанное на нормах Закона о судоустройстве, не позволяет выводить за рамки рассмотрения и разрешения судами общей юрисдикции гражданских и уголовных дел по правилам ГПК и УПК и не позволяет считать деятельность арбитражных судов специфическим видом правосудия. И следовательно, как уже отмечалось, арбитражное правосудие - разновидность гражданского правосудия.

Система арбитражных судов России отличается одной уникальной особенностью: она дает сторонам гораздо больше возможностей для обжалования решений, чем в других судебных системах, как российских, так и зарубежных.

По АПК стороны имеют право провести дело через четыре инстанции исключительно по своей воле. Это повышенная гарантия сторон. Что касается четвертой инстанции, надзорной, то она является исключительной.

 

Автор: Казакова С.П.