25.10.2011 4367

Преобразование Государственного арбитража в Высший арбитражный суд СССР

 

В 1991 были внесены изменения в ст. 163 Конституции СССР, которой Государственный арбитраж СССР был преобразован в Высший арбитражный Суд СССР. Госарбитраж как правовая система отвергал теорию и практику разделения властей, поскольку соединял в себе все три власти.

Арбитраж являлся органом управления, элементом централизованной системы управления экономикой. Арбитраж обеспечивал заключение договоров в соответствии с плановыми актами, лимитами и нарядами предупреждал отклонения от актов централизованного планирования, распределения, проводил проверки, привлекал к ответственности виновных, нарушивших централизованные акты, разрешал хозяйственные споры, конфликты между участниками договора.

Арбитраж можно назвать и органом правосудия, поскольку разрешал споры, возникающие из договора в соответствии с действующим законодательством, т.е. осуществлял функции правосудия.

Арбитраж был нормотворческим органом. Он обладал правом самостоятельно или вместе с какими-то другими органами утверждать правила и инструкции, которыми участники хозяйственных договоров обязаны были руководствоваться. Таким образом, арбитраж не только применял, но в какой-то мере и создавал право, но в ограниченных пределах.

Государственный арбитраж на всех уровнях, в том числе и на союзном, представлял собой элемент административно-командной системы управления. Он воплощал в себе не разделение властей, а, напротив, соединение в едином органе трех властей, поскольку одновременно выполнял и функции нормотворчества, и функции органа, разрешающего хозяйственные споры, и функции контрольно-управленческие.

Получалось, что арбитраж воплощал в себе три власти.

В начале 90-х годов в экономике начали происходить изменения. Преобразования начались и в производственных отношениях. Производственные отношения базировались на государственной собственности. Можно говорить, что существовала кооперативная собственность, тем не менее, и эта собственность была также государственной. Производящей индивидуальной собственности тоже не было. В законе индивидуальная собственность именовалась личной и то только на предметы потребления.

Сложившаяся система не позволяла использовать рычаги экономического стимулирования производства. Это послужило причиной неэффективной экономики, неспособной к развитию.

Таким образом, назрела необходимость провести существенные изменения в отношениях собственности, формах производства, произвести демонополизацию, чтобы возникла подлинная, реальная конкуренция в экономике.

Вместо монополий государственной собственности появляется разнообразие форм собственности и форм хозяйствования, появляются новые субъекты хозяйствования: акционерные, арендные, кооперативные, индивидуальные совместные предприятия, которые будут участниками хозяйственных отношений, хозяйственных споров и должны получать соответствующую судебную защиту.

Как видим, предприятия превращаются в независимых товаропроизводителей, возникающие хозяйственные споры между ними будут рассматриваться судами.

Если раньше в основе хозяйственных связей между предпринимателями были плановые задания, то теперь основой хозяйственных отношений становятся договор и закон.

Во всем мире экономические споры разрешаются судами -третейскими или государственными. Поэтому создание арбитражного суда приблизились к общепринятым в мире стандартам, которые одинаково пригодны как для наших предприятий, так и для иностранного элемента.

С появлением разнообразных форм собственности и хозяйствования суды должны разрешать возникшие споры. Суды общей юрисдикции не были приспособлены к таким процессам, поскольку таких споров было много. Им пришлось бы вникать в экономические отношения, специфические правила правового порядка, которые регламентируют деятельность акционерных предприятий, изучать сущность арендных отношений, особенности совместных предприятий.

Арбитражи в прежнем виде также были не способны рассматривать такие дела в силу их управленческой природы.

Таким образом, назрела общественная потребность в таком органе, который был бы органом правосудия, но правосудия специализированного, приспособленного к экономической сфере, к сфере предпринимательских, коммерческих, торговых и других отношений.

В это время в обществе начались процессы разделения властей, сохранения арбитража носителя трех функций стало нецелесообразным и настала необходимость преобразования арбитража в арбитражный суд и за ним сохранилась его функция: разрешение споров, осуществление правосудия в экономической сфере. Договор главный регулятор экономических отношений. Договор всегда основывается на законе. Вновь созданный арбитражный суд и будет разрешать споры на основе законов и заключаемых договоров. Суд сопоставляет договор с законом и выясняет, законен ли договор. Если законен, обязателен для сторон. Если одной из сторон договор нарушен, эту сторону надо привлекать к ответственности. В случае нарушения права другой стороны, надо защищать ее интересы. Всем этим и должен заниматься арбитражный суд.

Арбитражный суд будет рассматривать споры с участием предприятий всех видов - от государственных до индивидуальных.

Много спорили о том, допускать ли в сферу деятельности арбитражного суда гражданина. В АПК 1992 г. гражданин, в том числе и бизнесмен, пока оставлен за пределами сферы деятельности арбитражного суда. Такие споры будут подведомственны судам общей юрисдикции. Однако, если гражданин открыл предприятие и зарегистрировал его, тогда это уде субъект арбитражного суда, поскольку есть предприятие, т.е. юридическое лицо.

К задачам Высшего Арбитражного Суда относилось:

1. обеспечение единообразного понимания толкования и применения законов всеми арбитражными или хозяйственными судами СССР, на территории какой бы республики они ни находились;

2. способствование снятию противоречий, расхождений между республиканскими, препятствующими развитию экономики в целом и выработке определенных единых подходов в толковании законов.

Для этих целей в составе Высшего Арбитражного Суда СССР был создан Пленум, который стал заниматься обобщением практики и вырабатывал единообразные подходы и правила, формировал единообразную практику.

Постановлением четвертого съезда народных депутатов СССР 26 декабря 1990 г. были приняты два закона - Закон о Высшем Арбитражном Суде СССР и Закон о порядке разрешения хозяйственных споров Высшими Арбитражными Судами СССР, которые по существу явились процессуальным кодексом. Принятие названных законов свидетельствует об активном законотворческом процессе в области регулирования рыночной экономики.

В ст. 163 Конституции СССР говорилось, что разрешение хозяйственных споров в СССР осуществляется Высшим Арбитражным Судом СССР и создаваемыми в республиках в соответствии с их законами органами для разрешения хозяйственных споров.

Таким образом, в экономической сфере хозяйственных отношений появилось новое судебная инстанция - Высший Арбитражный Суд. Тем самым была утверждена новая независимая судебная власть и принцип недопустимости вмешательства любых органов, организаций и должностных лиц в деятельность судей по разрешению хозяйственных споров.

В результате реализации этих положений судебная власть распространилась на новую сферу - экономических, хозяйственных отношений и связей.

Здесь сложилось особое законодательство, которое регулирует так называемые хозяйственные договоры. Здесь особый процесс, потому что требуется быстрота и оперативность в разрешении хозяйственных споров. Хозяйственные споры надо решать быстро, так как они органически связаны с хозяйственной деятельностью, которая не должна тормозиться разрешением возникающих конфликтов.

Высший Арбитражный Суд действует на основании закона, а Госарбитраж функционировал по правилам, которые утверждались Совмином, т.е. исполнительной властью.

Суд формируется как судебный орган. Судьи Высшего Арбитражного Суда избираются Верховным Советом СССР, а не назначаются.

Судьям арбитражных судов обеспечивается независимость, законность, ответственность за неуважение к суду, т.е. заложены положения и принципы которые создают особый статус суда и судьи. Все это позволяет им выносить решения в соответствии с законом.

24 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР была одобрена представленная Президентом РСФСР Концепция судебной реформы, которая и легла в основу того, что было сделано по утверждению правосудия в последующие годы. Главными задачами судебной реформы в соответствии с Концепцией 1991 года были:

- утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;

- защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

- закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов.

Эти задачи продолжают сохранять актуальность и в настоящее время. Это обстоятельство не означает, что Концепция судебной реформы оказалась нереализованной. Напротив, была проведена огромная работа по ее выполнению, в результате которой создана современная система правосудия, в целом отвечающая мировым стандартам. И тем не менее реформа продолжается и сегодня. Спрос на судебную защиту прав и интересов граждан оказался настолько велик, а количество дел, поступающих на рассмотрение судов, столь велико, что действующая судебная система не в полной мере справляется с объемами работы. Это порождает в обществе неудовлетворенность деятельностью судов.

Появляются и новые факторы, диктующие необходимость проведения судебной реформы, например вступление России в Совет Европы, что потребовало приведения всей правовой и судебной системы в соответствие с европейскими стандартами.

Однако главная причина необходимости продолжения судебной реформы состоит в том, что Концепция 1991 года реализована далеко не до конца. Намеченная ею реформа не может считаться завершенной. Она должна проводиться последовательно, на основе преемственности, с сохранением исходных принципов и положений, содержащихся в Концепции 1991 года.

Действительно, представляет значительную ценность все то, что создано на основе Концепции и существует сегодня. Основные положения Концепции, такие, как самостоятельность судебной власти, независимость, несменяемость, неприкосновенность судей, закреплены в Конституции 1993 года и стали конституционными основами правосудия. В соответствии с Концепцией приняты Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и др., реализована идея Концепции о создании конституционного правосудия, о существовании наряду с судами общей юрисдикции специализированных судов, в том числе арбитражных, о создании суда присяжных, мировой юстиции, грядет создание административных судов. В соответствии с Концепцией в системе арбитражных судов образованы судебные округа.

Реализованы многие идеи Концепции в области процессуального законодательства. Так, судопроизводство строится на началах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого. В системе арбитражных судов функционирует апелляционный и кассационный порядок обжалования и пересмотра судебных решений.

В предшествующий период осуществления судебной реформы особенно много сделано для утверждения гарантий независимости судей, подчинения их только закону, закрепления принципа их несменяемости.

Порядок назначения судей с участием органов судейского сообщества, пожизненное назначение судей, прекращение их полномочий лишь по основаниям, установленным законом, и в том порядке, как это определено законом, - все это обеспечивает действительно высокий статус судьи и, следовательно, подлинно независимое правосудие.

В Концепции предполагалось, что арбитражный суд будет рассматривать споры с участием предприятий всех видов - от государственных до индивидуальных.

Много спорили о том, допускать ли в сферу деятельности арбитражного суда гражданина? Академик В. Лаптев утверждал, что субъектами хозяйственных отношений и хозяйственного права могут быть только юридические лица, а не граждане. Гражданин - субъект гражданского права. В настоящее время его взгляды изменились и он утверждает, что в арбитражный суд может обращаться гражданин, но не в качестве потребителя, а в качестве лица, профессионально ведущего хозяйство, производство, т.е. производителя. Другие ученые и практики утверждали, что хозяйственный спор во-первых это спор между лицами, занимающимися хозяйственной деятельностью; и, во-вторых, в основном между предпринимателями, являющимися юридическими лицами, но в некоторых случаях, может быть, и не являющихся юридическими лицами, если это прямо предусмотрено законом. А гражданин, в том числе и бизнесмен, пока оставлен за пределами сферы деятельности арбитражного суда, эти споры пусть разрешает общий суд. Однако, если гражданин открыл предприятие и зарегистрировал его, тогда это уже субъект арбитражного суда, поскольку есть предприятие, т.е. юридическое лицо. Различие новой и прежней системы хозяйственной юрисдикции заключалось в следующем. Высший Арбитражный Суд СССР - это единственный орган, а государственный арбитраж СССР - это система органов - от областных до союзного. Она была единой, сквозной и централизованной. Госарбитраж Союза ССР выполнял определенные функции по отношению к госарбитражам союзных республик и к областным арбитражам, в частности организационные, управленческие, надзорные функции.

Судебная система существует как единая система, поскольку призвана выполнять единую функцию; разрешать хозяйственные споры в экономической сфере.

Должны быть общие процессуальные функции, процессуальная связь. К примеру, если спор рассматривает в качестве первой инстанции областной арбитраж, то у сторон должна быть возможность обжаловать решение в вышестоящий арбитраж. И арбитраж союзной республики должен выполнять роль надзорной инстанции по отношению к областному арбитражу. В связи с этим возникал вопрос: Высший Арбитражный Суд Союза ССР должен выполнять какие-то функции по отношению к республиканским? С одной стороны, союзные республики суверенны, с другой стороны, есть объективная необходимость в вышестоящем органе. Когда спорят между собой предприятия разных республик, то у них могут появиться сомнения в объективности решения, принятого арбитражем другой республики, возможно стремление проверить обоснованность и законность такого решения. Следовательно, сама система должна обеспечивать способность, возможность такого объективного и беспристрастного разрешения спора. Вот почему в определенных случаях Высший Арбитражный Суд СССР должен выполнять надзорные функции. Он должен в некоторых случаях выступать в качестве суда первой инстанции, в частности, когда предприятие считает незаконным обращенное к нему решение какого-нибудь органа управления Союза ССР, когда оно обжалует акт союзного органа. Такой спор может рассмотреть только Высший Арбитражный Суд СССР, потому что уровень органа, чье решение обжалуется, и уровень суда, который рассматривает спор, должны соответствовать друг другу. Следовательно, должна быть первая инстанция. Надзор же - в тех случаях, когда республики своим соглашением договорились о том, что такой надзор будет осуществлять Высший Арбитражный Суд СССР, или когда стороны, вступающие между собой в договор, заключили между собой соглашение, что в случае спора они в порядке надзора будут обращаться в Высший Арбитражный Суд СССР.

Главное заключалось в том, что Высший Арбитражный Суд СССР выполнял роль такого органа, который обеспечивал единообразное понимание, толкование и применение законов всеми арбитражными или хозяйственными судами СССР, на территории какой бы республики они ни находились.

Таким образом, задача Высшего Арбитражного Суда СССР сводилась к снятию противоречий, расхождений между республиками, которые препятствуют развитию экономики в целом и выработке определенных единых подходов в толковании законов. Для этого в составе Высшего Арбитражного Суда СССР был создан Пленум. Он стал заниматься обобщением практики по поставкам, перевозкам, услугам и вырабатывать единообразные подходы и правила, формировать, таким образом, более или менее единообразную практику.

В состав Пленума на добровольной основе вошли руководители республиканских арбитражных или хозяйственных судов. Нужна была совместная работа по снятию препятствий, которые могут возникать в экономических отношениях. В конечном счете появилась такая система с единством функций, с единством процессуальной формы, взаимодействием, выработкой единых подходов, единых принципов. Чтобы не было прежней централизованной системы государственного арбитража, появилась новая система, основанная на демократических принципах, т. е. вполне современная система.

С преобразованием Госарбитража в Высший Арбитражный Суд СССР соответственно изменились и формы взаимодействия его с прокуратурой, но сами взаимоотношения углубились в интересах обеспечения законности в экономике.

Взаимоотношения Высшего Арбитражного Суда СССР с Прокуратурой СССР принципиально ничем не отличались от отношений прокуратуры с общими судами. Прокурор не осуществлял надзор за деятельностью арбитражного суда, но он принимает участие в арбитражном процессе в случаях направления Генеральным прокурором СССР или его заместителем искового заявления в Высший Арбитражный Суд СССР в интересах организации и принесения протеста на решение арбитражного суда. В этих случаях прокурор был вправе принимать участие в арбитражном процессе на любой его стадии, если этого требует защита прав и законных интересов организаций. Генеральный прокурор СССР, как было указано в Законе, может принимать участие в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда СССР. Генеральный прокурор СССР вправе вносить протесты в порядке надзора на решения, принятые Высшим Арбитражным Судом СССР. Высший Арбитражный Суд СССР направлял в органы прокуратуры сообщения о выявленных в ходе арбитражного разбирательства нарушениях законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что свободная рыночная экономика потребовала трансформации экономической функции органов, разрешающих хозяйственные споры: управляющий народным хозяйством арбитраж преобразовался в орган правосудия - арбитражный суд.

 

Автор: Казакова С.П.