25.10.2011 21859

История развития антинаркотического законодательства в СССР и РФ

 

Распространение наркомании и наркотической преступности на территории бывшего Советского Союза имеет свою историю. На протяжении длительного времени наше государство было отгорожено от всего мира так называемым «железным занавесом», поэтому многие негативные социальные процессы тех лет (как, впрочем, и позитивные) сюда либо вообще не проникали, либо затрагивали его лишь отчасти.

Россия имеет большой опыт уголовно-правовой борьбы с наркоманией. Реальная угроза распространения наркомании исходила с востока страны. Именно поэтому в 1915 г. была предпринята попытка борьбы с наркотиками путем принятия законодательного акта об уничтожении плантаций наркотикосодержащих растений на Дальнем Востоке, а также мер по борьбе с опиокурением. Наркомания в те годы не была распространенным явлением, которое требовало бы применения уголовно-правовых мер. Уголовная ответственность за преступные операции с наркотиками в России появилась значительно позже.

Первый Уголовный кодекс РСФСР (1922 г.) не содержал статью, устанавливающую ответственность за наркоманию. Он предусматривал уголовное наказание в виде штрафа и исправительных работ за приготовление, хранение, сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ (ст. 215 УК РСФСР). Наркотики еще только начинали свое шествие по стране, были достаточно редким явлением и вращались в определенных слоях населения. Они не были еще распространены настолько, чтобы криминализировать эти деяния и обрушивать на них всю мощь уголовно-правовых мер.

Однако появление на «черном рынке» Советского государства в последующие годы кокаина, опия и их производных привело к необходимости установления уголовной ответственности за преступные операции с наркотиками. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 22 декабря 1924 г. в УК РСФСР была введена ст. 140-д, которая предусматривала наказание за изготовление и хранение с целью сбыта и сам сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, а также за содержание притонов для сбыта или потребления этих веществ.

Анализ дальнейшего развития уголовного законодательства страны позволяет выявить стабильную тенденцию, выражающуюся в криминализации наиболее опасных деяний, связанных с наркотическими и сильнодействующими веществами. По мере роста количества незаконных операций с наркотиками, увеличения числа лиц, их потребляющих, в УК РСФСР систематически вносились новые статьи, предусматривающие уголовную ответственность, либо дополнялись более жесткими санкциями уже действующие нормы. В частности, Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. был дополнен двумя составами преступлений, введенных в гл. 8 и устанавливающих ответственность за нарушения правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок. Так ст. 179 УК РСФСР 1926 г. предусматривала наказание за изготовление, хранение, приобретение и сбыт сильнодействующих ядовитых веществ без специального разрешения, а также нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета и перевозки сильнодействующих ядовитых веществ. Ст. 179-а применялась в случае производства посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения.

Значительную роль в осуществлении государственного контроля над оборотом наркотиков сыграло постановление ВЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами», которое запретило свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона. Данное постановление устанавливало, что количество упомянутых средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением народных Комиссариатов здравоохранения союзных республик. Им оговаривался перечень предприятий, имеющих право производить и продавать указанные средства, а также порядок торговли ими на территории Союза ССР.

В последующие годы границы уголовной ответственности за незаконные операции с наркотиками продолжали последовательно расширяться. Уголовный кодекс РСФСР стал пополняться новыми составами преступлений. Так была введена ответственность за изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ, посев опийного мака, индийской, южноманьчжурской или южно-чуйской конопли; за нарушение установленных правил производства, хранения, учета и другие действия с наркотическими средствами; за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков и т. д. Борьба с наркоманией сводилась не только к применению мер уголовного наказания, но и к принудительному лечению хронических алкоголиков, токсикоманов и наркоманов. В 1934 г. в стране запрещается без специального разрешения посев опийного мака и индийской конопли.

В период действия УК РСФСР 1926 г. был также принят ряд международных документов, касающихся незаконного обращения с наркотическими средствами: Женевская конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств (1931 г.); Конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ (1936 г.); Протокол о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах (1946 г.); Парижский протокол о международном контроле за лекарственными веществами, не подпадающими под действие Конвенции от 13 июля 1931 г. (1948 г.); Протокол об ограничении и регламентации культивирования растений мака (производства опиума, международной и оптовой торговли им и его употребления) (1953 г.).

В 1938 г. принимается постановление Совнаркома о правилах потребления, сбыта и перевозки наркотиков, ядовитых и сильнодействующих веществ. С 1952 - 62 гг. в республиканские уголовные кодексы вводится новая статья, предусматривающая ответственность за сбыт, хранение и перевозку наркотиков. В 1960 г. в РСФСР принят новый Уголовный кодекс, введенный в действие с 1 января 1961 г., который просуществовал в нашей стране более 30 лет, вплоть до принятия последнего кодекса, действующего в настоящее время. УК РСФСР значительно расширил пределы уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими и другими сильнодействующими веществами. В него были включены составы преступлений, непосредственно связанные с незаконным оборотом наркотических веществ. Предусматривалась уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, сбыт, посев и выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества. Позднее была установлена также ответственность за незаконные операции с сильнодействующими и ядовитыми веществами.

За время действия этого кодекса в него был введен ряд новелл, устанавливающих и усиливающих уголовную ответственность за некоторые преступные операции с наркотиками, с одной стороны, и усиливающих профилактическую направленность борьбы с наркоманией - с другой. Это достигалось путем освобождения от ответственности лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией, добровольно изъявивших желание лечиться и отказаться от совершения в дальнейшем противоправных действий. Значение этого нововведения было велико, так как оно гарантировало неприменение принудительных мер воздействия к гражданам, самостоятельно решившим покончить с пагубной привычкой. Своевременность данной нормы определялась тем, что были известны случаи, когда нуждающиеся в квалифицированной помощи отказывались от лечения только потому, что боялись огласки и уголовного преследования. Данное законодательное положение являлось своеобразным призывом к страдающим наркоманией добровольно отказаться от своего порока и обращаться за медицинской помощью. Государство, таким образом, провозгласило на законодательном уровне отказ применения к этим лицам мер уголовной ответственности. Но, в то же время Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 июля 1974 г. впервые была введена административная ответственность за немедицинское потребление наркотических средств (ст. 44 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР). При этом законодатель, провозгласив административную ответственность за «потребление наркотических средств без назначения врача» и вынеся это в название нормы, тем не менее не счел необходимым включить данное действие в диспозицию самой ст. 44 Кодекса об административных правонарушениях. В данной статье была установлена ответственность только за «незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах», однако за незаконное «потребление» наркотических средств такая ответственность вообще отсутствовала, что также говорит о достаточно мягком в то время отношении государства к людям, потребляющим наркотики.

В связи с изложенным, в антинаркотическом законодательстве тех лет можно выделить два направления.

В период действия УК РСФСР 1960 г. были приняты три важнейших международных документа, касающихся незаконного обращения с наркотическими средствами: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (в редакции протокола 1972 г. «О поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.»), Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

В 1991 г. депутаты Верховного Совета посчитали, что юридическая ответственность за незаконное потребление наркотиков без назначения врача (как уголовная, так и административная) в условиях действия новой демократической Конституции РФ может быть исключена. Были декриминализи-рованы соответствующие законы, отменены нормы уголовного характера за повторное потребление наркотиков в течение года после административного наказания, устранена административная ответственность в виде штрафа или ареста до 15 суток за незаконное потребление наркотиков (без разрешения врача). В 1993 г. в стране было ликвидировано более 100 лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП).

Таким образом, просуществовав достаточно долгий период (с 1974 по 1991 гг.), уголовная и административная ответственности за потребление наркотиков вообще были отменены. Основной аргумент в пользу такого законодательного решения сводился к тому, что потребители смогут добровольно, без боязни уголовного преследования, обратиться за медицинской помощью и пройти необходимое лечение. После принятия данного решения наркоманы по сути освобождались от ответственности не только за потребление, но и за перевозку и хранение разовой дозы наркотиков, которые они собирались потребить. Такое положение соотносилось и с правоприменительной практикой. Так, например, абзацем 6 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993 № 2 судам было разъяснено, что не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотических средств в небольших размерах, предназначенных для личного потребления.

К сожалению благие намерения не принесли желаемого результата. Как показала судебная практика последующих лет, данная мера не способствовала резкому сокращению числа потребителей наркотиков и увеличению обратившихся за лечением. Торговцы и распространители наркотических средств использовали эту возможность в своих преступных целях. Перевозя наркотики, предназначенные для сбыта, наркоторговцы заранее заготовляли расписку о якобы добровольной выдаче их правоохранительным органам, что нередко позволяло им уходить от ответственности на «законных» основани-ях.

В 1996 г. был принят новый Уголовный кодекс Российской Федерации. С введением его в действие с 1 января 1997 г. наметился новый этап в уголовно-правовой борьбе со всеми преступными проявлениями, порождаемыми наркоманией и токсикоманией. Кодекс принимался во времена резкого ухудшения наркоситуации в стране, когда почти по всем регионам отмечался значительный рост преступных операций с наркотическими и психотропными веществами, многократно увеличилось число потребителей и больных наркоманией, а наркобизнес при поддержке организованной преступности приобретал угрожающие размеры и все более опасные формы. Наркомания подобно эпидемии невиданными темпами распространялась как во всем мире, так и в нашей стране. Требовались самые решительные меры, чтобы обуздать стремительный рост наркотической преступности, обусловливающий ухудшение криминальной ситуации и высокие темпы наркотизации населения страны.

В этих условиях необходимо было задействовать все силы и возможности государства для борьбы с наркоманией. Большая роль в этом деле отводилась уголовно-правовым мерам, которые нуждались в значительном пересмотре в связи с разработкой и принятием нового Уголовного кодекса РФ.

Новый УК РФ, а также вступивший в силу 16 апреля 1998 г. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», были призваны приостановить негативный процесс распространения наркомании, токсикомании, удержать его на каком-то определенном уровне, не дать достигнуть критических размеров, после которых любые усилия будут напрасными и запоздалыми.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. внес существенные изменения в нормы, устанавливающие ответственность за деяния, связанные с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами. Сейчас составы преступлений, предусмотренные ст. 228-234 УК РФ («Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»; «Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»; «Статья 228.2. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ»; «Статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ»; «Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ»; «Статья 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества»; «Статья 232. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ»; «Статья 233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ»; «Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта») включены в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». При этом была выдержана основная концепция борьбы с наркоманией, согласно которой происходило ужесточение наказания за наиболее опасные преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и смягчение ответственности за менее серьезные преступления.

Подводя итог вышесказанному, трудно не согласиться с мнением исследователей, согласно которому законодательство по наркотикам и практическую работу по их контролю в нашей стране условно можно разделить на три этапа. Первый - законы периода контроля (1935 -91 гг.). За этот период к началу 1990-х гг. в нашей стране сложилась взаимосвязанная система правовых мер по борьбе с наркоманией; административная ответственность, уголовная наказуемость, принудительные и добровольные меры медицинского характера. Второй этап - период либерализма и попытки демократизации законодательства по борьбе с наркотиками, что выразилось в отмене правовых норм, устанавливающих меры уголовной и административной ответственности за немедицинское употребление наркотических средств или психотропных веществ. Третий (современный) этап развития отечественного антинаркотического законодательства - это период начала возврата к контролю за незаконным потреблением наркотиков. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» запретил в Российской Федерации потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. С этого изменения в законодательстве общество стало медленно возвращаться к утраченному пониманию необходимости массового практического контроля за самой незначительной, с точки зрения борьбы с наркобизнесом, и самой главной, с точки зрения эффективной профилактики наркомании, стадией незаконного оборота наркотиков - их потребления без назначения врача.

С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, вместе с которым в действующее российское законодательство была введена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача - статья 6.9 КоАП РФ. В настоящее время КоАП РФ содержит статьи, направленные на ограничение незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ: «Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах», «Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения», «Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах».

Наряду с изложенным стоит отметить, что КоАП РФ также содержит ряд статей, которые тоже призваны поставить надежный заслон распространению наркомании в нашем государстве: «Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», «Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ», «Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров».

 

Автор: Иванов С.А.