25.10.2011 3839

Профилактика наркотической преступности в РФ

 

Особое место в борьбе с наркотической преступностью должно уделяться, прежде всего, ее профилактическому предупреждению. Ведь «... можно лечить людей, строя все новые и новые больницы, а можно строить в детских садах бассейны и тем самым закладывать основы крепкого здоровья детей, которые, став взрослыми, будут меньше болеть...», так и государству проще заниматься профилактикой, да и дешевле, чем тратить огромные средства на разработку научных средств и методик лечения наркотической зависимости, борьбу с незаконным оборотом наркотиков. И здесь уместно вспомнить известное высказывание Чезаре Беккариа: «Наказание за преступление не может быть признано справедливым, пока для предотвращения последнего закон не употребил наилучшие средства, доступные нации при данных условиях», а также тезис великого Вольтера о том, что предупреждение преступлений есть истинная юриспруденция в цивилизованном обществе.

Предупреждение наркомании - это очень трудная многоплановая проблема, решение которой возможно только при тесном взаимодействии и координации сил и средств, задействованных в этом деле. Борьба с наркотической преступностью - это международная, межгосударственная, межнациональная проблема. Внутри каждого государства она должна строиться на основе научно разработанной, материально и концептуально обоснованной программы, включающей меры политического, социального, экономического, медицинского, нравственно-воспитательного и правового характера.

Немаловажную роль в этом деле должен играть учет национальных обычаев и традиций по отношению к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ. Местные особенности могут оказывать влияние на способы возделывания, изготовления и распространения наркотических веществ, на вид распространяемого здесь наркотика, «моду» на тот или иной препарат в определенных слоях населения и т.д. Важнейшим элементом антинаркотической стратегии является мониторинг наркоситуации, без которого невозможна реализация эффективных антинаркотических воздействий. К сожалению, система мониторинга до сих пор остается неразработанной, и достоверные официальные сведения о наркоситуации практически недоступны. В то же время, если говорить об объективной и оперативной оценке наркоситуации, о соответствии данных официальной статистики реальному положению дел, то в настоящее время ни государственные структуры, ни общественные организации, ни отдельные исследователи не располагают необходимым комплексом показателей, определенных с достаточной степенью достоверности, по причине отсутствия комплексной системы мониторинга наркоситуации. Прямым следствием этого является невозможность в ряде случаев достоверно оценить эффективность принимаемых мер.

К тому же сегодня, к сожалению, в нашем государстве нет единой системы целостного изучения и анализа сложных проблем наркотической зависимости по всей стране и особенностей их проявления в отдельных наиболее или наименее «пораженных» районах. Также отсутствует и единый общероссийский банк данных о применяемых методах и методиках лечения наркотической зависимости, используемой системы ранней профилактики и ресоциализации в отношении бывших наркоманов. Этот опыт должен обобщаться, изучаться в целях положительного использования и необходимого внесения корректив в случаях получения отрицательных результатов. Для сбора полной и достоверной информации о распространении наркотической зависимости в различных регионах страны необходим единый научный подход, выверенные методики, по которым и должны проводиться криминологические исследования.

Те исследования, которые проводятся учеными, очень часто, к сожалению, остаются достоянием только узкого круга специалистов, которым и так хорошо известны и понятны все отрицательные последствия данного негативного социального явления. Но их уровень и возможности зачастую не позволяют как-то влиять, а уж тем более изменить в лучшую сторону сложившуюся ситуацию. Опыт, наработки и полученные результаты исследований, проведенных на местах, в тех или иных регионах, часто остаются невостребованными властями как на местном, так и на государственном уровне. Собранная информация о наркоситуации по отдельным регионам носит разрозненный характер, нет единого обобщающего анализа достижений и ошибок, применительно к конкретным территориям. Данные обстоятельства также влияют на эффективность разрабатываемых и принимаемых правительственных программ по борьбе с наркоманией и наркотической преступностью, которые принимаются для всей страны и не в состоянии учесть региональные особенности.

В то же время следует отметить, что в отдельных регионах вообще нет необходимых специалистов, которые могли бы провести комплексное научное исследование и анализ социально-медицинских, нравственно-психологических, правовых и иных характеристик приобщения к наркотикам и продуцирования наркозависимости в целях выработки эффективной системы борьбы с наркоманией и наркотической преступности и мер по преодолению последних. Поэтому разрабатываемые антинаркотические программы часто носят формальный характер, не отражают местную специфику, а значит изначально обречены на неудачу.

В этой связи следует согласиться с мнением ведущих криминологов, предлагающих создать подразделения Единой криминологической службы при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах для обеспечения аналитической деятельности и других аспектов общей организации борьбы с преступностью, ее предупреждения путем сокращения социальной базы терроризма и иных криминальных явлений. При этом важно разработать организационные меры по обеспечению синхронной борьбы с разными организованными криминальными проявлениями: преступностью экономической, коррупционной, террористической, общеуголовной и др.23 января 2002 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 44 была утверждена Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы». Основным моментом данной программы является постановка на первое место задачи создания общегосударственной системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, предупреждения правонарушений, связанных с наркотиками.

Однако в настоящее время стоит отметить слабую заинтересованность государства в воспитании молодой личности, как в основном средстве профилактики распространения наркотической преступности. Ведь, как было показано выше, именно в неправильном воспитании закладываются те психологические особенности, которые способствуют затем человеку приобщиться к наркотикам.

Вообще проблеме воспитания молодежи на семейном уровне или на уровне учебного заведения наше государство уделяет ничтожное внимание. Хотя именно качеством воспитания молодых граждан закладывается «фундамент» будущего России.

Концепция воспитания молодой личности должна строиться по схеме: если семья не способна по каким-либо причинам дать достойное воспитание человеку, то необходимое компенсационное место в этом вопросе должно занять то учебное заведение, в котором он проходит курс обучения. Параллельно с процессом обучения в каждом учебном учреждении должна вестись активная воспитательная работа с обучающимися. Причем воспитательная деятельность должна быть построена таким образом, чтобы молодой человек видел смысл своей жизни не в удовлетворении каких-либо сиюминутных удовольствий, в ряду каких выступает и употребление наркотиков, а в испытании морального удовлетворения от производства материальных и нематериальных продуктов своего труда. Подходить в этом процессе нужно к каждому ребенку индивидуально - только тогда воспитательная деятельность будет наиболее эффективной.

Конечно же на развитие указанной деятельности потребуются значительные финансовые затраты, поскольку нужно будет подготовить большое число высококлассных специалистов, разработать и внедрить новейшие методики программного воспитания молодого поколения. Однако названные затраты с лихвой окупятся, когда будущие поколения - поколения ученых и высококлассных специалистов - станут основой бурного научно-технического развития нашей Родины, «прирастающей» экспортом товаров наукоемких и высокотехнологических производств. Россия должна войти в число высокоразвитых индустриальных держав мира, а не быть «сырьевым придатком» таковых.

В действующем российском законодательстве лишь в Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001-2005 гг., утвержденной Минобразованием РФ 5 марта 2001 г., декларативно сказано о «тенденции компенсации недостаточной роли семьи в воспитательной деятельности ссузов» (средне-специальных учебных заведений). Однако обозначенное направление должно получить дальнейшее активное развитие в законодательстве нашего государства.

Уже сейчас наше государство обязано разрабатывать и внедрять программы поддержки семьи, материнства, детства, а воспитательные и учебные заведения должны быть нацелены на активную воспитательную деятельность, особое место в которой должно принадлежать профилактике наркотической преступности.

В последние годы возраст приобщения к потреблению наркотических средств и психотропных веществ резко снизился, следовательно, информировать и предупреждать об опасностях, которые таит в себе наркомания, необходимо своевременно. Просвещение следует начинать уже в дошкольных учреждениях и в начальной школе, иначе можно опоздать. Необходимо вовремя формировать сознание ребенка, а не ломать его впоследствии, что весьма сложно и не всегда приносит желаемые результаты. Очень непростой проблемой является выбор форм осуществления просвещения детей. Должны быть разработаны специальные программы, предусматривающие круг вопросов, которые могут быть доведены до сведения детей и осмыслены ими, а также рекомендующие надлежащие способы преподнесения соответствующей информации (сказки, ролевые игры, мультипликационные фильмы и т.д.). Создание таких программ - в компетенции специалистов определенного профиля (наркологов, педагогов, психологов). Однако для того чтобы подобный механизм заработал, необходима соответствующая нормативная база. Формирование и реализация указанных программ реальны лишь при условии, если на то будет выражена государственная воля, облеченная в определенный нормативный акт Правительства РФ (что, конечно, предпочтительнее) либо соответствующих министерств.

Уже сейчас, в специальной литературе высказывается мнение о том, что в каждом воспитательном и учебном учреждении обязательно должен работать врач-нарколог, что, несомненно, должно быть решено на законодательном уровне. Врач-нарколог будет выполнять две важные задачи: раннее выявление подростков и молодых людей, пристрастившихся к немедицинскому потреблению наркотических средств или психотропных веществ, и организация проведения санитарно-просветительной работы, особое место в которой должно быть отдано информационно-просветительской работе по пропаганде пагубного проявления наркомании, как для отдельного человека, так и для всего общества в целом, что очень актуально в настоящее время.

Например, проведенные опросы школьников и студентов в городе Тамбове показали, что абсолютное большинство подростков хорошо знают, что такое наркотики, информированы о том, что некоторые из них достаточно опасны для здоровья. Однако знания эти поверхностны, не имеют какой-либо системы и получены во многом из самых разных источников. Не случайно поэтому каждый седьмой из числа опрошенных школьников уверенно заявляет, что однократный прием наркотика не является опасным. Почти половина подростков убеждена, что опасны лишь некоторые виды сильных наркотиков, остальные же можно потреблять достаточно длительный промежуток времени. При этом многие уверены, что страшно покупать наркотики только у случайных торговцев, потому что те могут продать некачественное средство, опасную подделку, подмешать какую-либо отраву. Если же наркотическое средство приобретается у своих знакомых и друзей, то можно быть застрахованным от всех неприятностей и безбоязненно его пробовать.

В то же время, проведенные опросы показали, что подавляющее большинство школьников и студентов абсолютно уверены в том, что наркотики несут человеку неземное наслаждение, ни с чем не сравнимые ощущения. Страх перед возможными опасными последствиями когда-то в будущем явно не выражен или вообще отсутствует. Почти четверть опрошенных уверенно заявляли, что им хотелось бы испытать на себе действие наркотика, так как очень интересно узнать, соответствует ли истине все то, что говорят о них.

Естественно, что в информационно-просветительской деятельности непосредственное участие должно принимать и само молодое поколение. И внешнее ее выражение должно быть большей частью неформализованным. В частности, это может быть проведение концертов, представлений соответствующей тематики в рамках конкурса «Студенческая весна», дискотек под лозунгом «Нет наркомании и ВИЧ/СПИДу!», организация благотворительных мероприятий силами школьников и студентов с целью привлечения средств для осуществления дальнейшей профилактической деятельности в школе, колледже, вузе и т. д. Следующим важным элементом процесса приобщения молодежи к здоровому образу жизни является формирование досуговой культуры подростков и молодых людей. Как показывают проведенные исследования, нередко подростки и молодые люди приобщаются к потреблению наркотиков, по их словам, «от нечего делать». Параллельно с информационно-просветительской деятельностью, демонстрирующей пагубность наркомании и опасность распространения этого явления, должна осуществляться активная пропаганда здорового образа жизни. В подростковой и молодежной среде необходимо культивировать спорт, различные виды творческой деятельности.

Формирование здорового образа жизни у подростков и молодых людей должно осуществляться на базе валеологии. В отдельных вузах России уже реализуются программы валеологического сопровождения учебного процесса. Особое место в привитии валеологической культуры занимает деятельность по приобщению студентов, учащихся к физической культуре и спорту. Как известно, подростки и молодые люди, приобщенные к спортивной жизни, принадлежат к группе заниженной степени риска. Иными словами, вероятность приобщения их к девиантным формам поведения, в том числе к немедицинскому потреблению наркотических средств, при прочих равных условиях ниже, чем у групп молодых людей, не вовлеченных в какую-либо общественно полезную и социально одобряемую деятельность. «Спортивная деятельность с ее максимальными нагрузками, сильной мотивацией, целеустремленностью по своей природе способна оказывать формирующее воздействие на человека. Помимо этого, в молодежной культуре спорт занимает значительное место. По результатам многолетних социологических исследований, занятия спортом устойчиво сохраняют лидирующие позиции в рейтинге молодежных увлечений». В Российской Федерации создана общественная организация «Спорт против наркотиков». Программа ее деятельности включает проведение соответствующих акций во время массовых спортивных мероприятий, организацию спортивных марафонов, проводимых под лозунгом «Спорт против наркотиков», создание рекламно-пропагандистских программ на телевидении и в печати под девизом «Российские звезды мирового спорта - против наркотиков», задача которых - противопоставить спортивный образ жизни миру наркотиков.

Развитие творческого потенциала личности подростка и молодого человека - еще один элемент процесса формирования здорового образа жизни и профилактики различных форм дезадаптации. Решению данной задачи должны служить деятельность научных студенческих обществ, художественная самодеятельность, движение студенческих отрядов, студенческое предпринимательство и т. д. Для успешной реализации программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 20022004 годы», а также последующих, необходимо соответствующее стабильное финансирование. Деятельность правоохранительных органов, направленная на борьбу с незаконным оборотом наркотиков также требует увеличения финансовых затрат. Вместе с тем, государство обязано в настоящее время вкладывать достаточные средства в разработку новых научных средств и методов борьбы с наркоманией и наркотической преступностью и заботиться о внедрении в практику применения уже имеющихся.

К сожалению еще пока не получили широкое распространение такие средства профилактики наркомании как: компьютерная программа «Школьный аналитик», которая позволяет выявить среди подростков склонных к наркотизации, алкоголизации, сексуальным и прочим извращениям; стрип-полоски - самый экономичный способ, с помощью которого можно определить факт приема человеком наркотиков даже в быту; система «Наркотест», с помощью которой можно установить факт всего нескольких приемов наркотиков спустя годы после их попадания в организм. Ведь именно профилактике придается особое значение.

Стоит помнить, что от каждого рубля, вложенного в борьбу с наркозависимостью и наркотической преступностью, отдача будет несоизмеримо больше.

Учитывая вышесказанное, в заключение хотелось бы отметить, что до сих пор остается открытым вопрос - а можно излечить наркотическую зависимость современными методами лечения? По данным Всемирной Организации здравоохранения ООН, в мире от наркомании излечивается 4-5 % наркоманов. Цифра ничтожно мала и свидетельствует о том, что все существующие методы лечения наркомании неэффективны. По мнению ученых-медиков, наркомания в «определенном смысле» неизлечима. Она (наркотическая зависимость) состоит из двух подзависимостей - физической и психологической. С первой справиться можно - методик преодоления ломки много. А вот со второй труднее. Период психологической реабилитации наркомана может длиться годами и не принести успеха.

Уже сейчас несомненно одно, что наше государство должно работать над тем, чтобы выявить в обществе наркоманов, а также «группы риска», работать с ними соответствующим образом, дабы вернуть обществу полноценных здоровых граждан.

Реабилитационные центры для наркозависимых, должны активно создаваться уже сегодня. И для этого не нужно ждать улучшения экономической ситуации в государстве.

Во-первых, такие центры не должны создаваться исключительно государством, они могут быть, например, и частными. Однако сегодня, к сожалению, соответствующих нормативных актов, более или менее детально регламентирующих деятельность реабилитационных центров, не существует. Однако их принятие необходимо. Например, по мнению М.Л. Прохоровой, уже сегодня необходимо хотя бы на уровне субъектов Федерации разработать Положение о реабилитационном центре для наркоманов, рассчитанное на центры, действующие как на государственной или муниципальной, так и на негосударственной основе.

Во-вторых, как показывает мировая практика, необходимые средства на существование реабилитационных учреждений зарабатывают сами реабилитируемые, обслуживая самостоятельно свое учреждение и производя необходимые продукты питания, изготавливая мебель, одежду и т.д., а также, занимаясь какой-либо коммерческой деятельностью с целью получения средств, необходимых для нормального функционирования учреждения. При реабилитационных центрах могут создаваться мастерские, небольшие цеха для производства какой-либо продукции, реабилитируемые могут быть задействованы для оказания каких-либо услуг населению и др. Более того, подобная трудотерапия крайне необходима и является важнейшим фактором, влияющим на процесс реабилитации и ресоциализации наркозависимого. Ведь только напряженный заинтересованный труд, занятость полезным делом могут отвлечь реабилитируемого от мыслей о наркотике и о вызываемых им ощущениях. Создание «тепличных» условий, в которых наркозависимый будет существовать без дела, без определенного занятия, приведет лишь к возврату тягостного недуга.

В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов благотворительные пожертвования и меценатство. В этом отношении интересен, например, опыт Саратовской региональной общественной организации «Центр международного взаимопонимания». С целью получения необходимых средств для проведения антинаркотической пропаганды и профилактики ВИЧ/СПИДа среди подростков и молодежи, ее представители организуют и проводят многочисленные благотворительные акции в различных районах Саратовской области и г. Саратове. Причем в это дело активно вовлекаются сами несовершеннолетние и молодые люди (школьники, учащиеся ПТУ и колледжей, студенты вузов) - так называемые волонтеры. Государство обязано законодательно поддержать такие благородные начинания.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, нужно сказать, что в настоящее время остро назрела необходимость усиления профилактических мер подавления роста наркотической зависимости и наркотической преступности в нашем обществе. Для этого уже сегодня необходимо начинать принимать соответствующую нормативную базу. К тому же наиболее актуальным это выглядит на фоне того, что излечить наркотическую зависимость в настоящее время в нашем государстве достаточно проблематично. Вместе с тем профилактика наркозависимости, и, как следствие, наркотической преступности - это значительная экономия материальных и трудовых ресурсов для государства.

Однако не стоит забывать и про тех, кто уже страдает наркотической зависимостью. Работа с такими людьми - это одна из ключевых составляющих предупреждения распространения наркотической преступности. Должны появляться новые современные медицинские учреждения и центры преодоления наркотической зависимости, методы и средства антинаркотического лечения должны совершенствоваться, особенно применяемые в рамках исполнения наказаний.

 

Автор: Иванов С.А.