26.10.2011 3740

Современное законодательство о незаконном обороте оружия в Российской Федерации

 

Современный период жизни государства и общества чрезвычайно сложен. Существенным препятствием на пути проведения политических, экономических и социальных реформ в России является преступность, динамика количественных показателей которой уже несколько лет остается неблагополучной.

Качественная характеристика преступности также меняется не в лучшую сторону. Нарастающая вооруженность преступного мира и открытая демонстрация оружия - одни из факторов ухудшения криминогенной обстановки на территории России. Вал преступлений с применением оружия, ощутимая профессионализация преступных группировок, подкуп, шантаж, угрозы, вооруженное противостояние правоохранительным органам в опасных масштабах входят в повседневную жизнь. Имеется тенденция роста опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, в том числе террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.

Образование в конце 1991 г. современного российского государства - Российской Федерации - ознаменовало собой новый этап в развитии российского законодательства об оружии.

Социально-экономические преобразования российского общества, связанные с появлением новых общественных отношений, новых общественных институтов и возрождением ранее утраченных, повлияли на правовое регулирование оборота оружия. Главной целью законодательства об оружии является строгое определение пределов его оборота с целью обеспечения защиты личности, общества и государства.

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предоставил частным охранникам при осуществлении своих обязанностей применять огнестрельное оружие, в соответствии с чем они должны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях с применением специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 16). Позднее, 2 ноября 1993 г. был издан приказ Министра внутренних дел Российской Федерации № 478, утвердивший «Инструкцию о порядке проведения органами внутренних дел периодических проверок работников предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» было установлено, что частные детективы, частные детективные и охранные предприятия (объединения, ассоциации), службы безопасности на предприятиях должны приобретать огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства через органы внутренних дел за плату во временное пользование; при аннулировании лицензий на право занятий частной детективной и охранной деятельностью огнестрельное оружие, боеприпасы к нему и специальные средства подлежали возврату в органы внутренних дел; на деятельность частных детективов, частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций) и служб безопасности на предприятиях был распространен установленный в органах внутренних дел порядок учета, хранения и ношения оружия, боеприпасов и специальных средств. Приложение № 3 к данному Постановлению содержало перечень видов вооружения охранников: 9 мм пистолет ПМ ТУ 9375-88; ружье охотничье гладкоствольное ТУ 3-3 1421-83; боеприпасы к оружию ТУ А9003-80.

Порядок приобретения оружия для осуществления частной детективной и охранной деятельности был установлен в «Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью», утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 22 августа 1992 г. № 292. В соответствии с Инструкцией огнестрельное оружие и боеприпасы к нему (кроме гладкоствольных охотничьих ружей) частным охранным предприятиям, а также службам безопасности приобретаются за плату через хозяйственные управления (отделы) органов внутренних дел по сертификатам, выдаваемых горрайорганами внутренних дел по месту нахождения учреждения предприятий (объединений), служб безопасности. Охотничье гладкоствольное оружие для целей охраны приобретается частными охранными предприятиями в специализированных торговых организациях либо в установленном порядке на заводах-изготовителях по разрешениям органов внутренних дел, однако приобретение такого оружия с укороченным стволом (менее 500 мм) запрещается. Аннулирование лицензий на право занятия частной детективной или охранной деятельностью обязывало сдать приобретенное по сертификатам специальные средства, огнестрельное оружие и боеприпасы в соответствующий орган внутренних дел. Органы внутренних дел имели право контролировать соблюдение правил хранения выданного оружия, требовать устранения недостатков, в исключительных случаях изымать его или опечатывать склады или хранилища, где оно находится, а также вносить руководству частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности предложения об отстранении от работы лиц, ответственных за сохранность специальных средств, оружия и боеприпасов.

Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 1992 г. № 1342 «О разрешении приобретения, хранения и использования гладкоствольного охотничьего оружия гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство» предоставил фермерам право использовать ружья для защиты жизни, здоровья, собственности. Значение этого правового акта очень велико: впервые гражданину предоставлено право самообороны с оружием.

«Правила выдачи разрешений на приобретение, хранение и использование гладкоствольного охотничьего оружия гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство» были утверждены приказом МВД России № 445 от 7 декабря 1992 г. В соответствии с данными Правилами правом на приобретение гладкоствольного охотничьего оружия пользовались граждане России, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, достигшие 18-летнего возраста. В разрешении на приобретение гладкоствольного охотничьего оружия делалась запись «Фермер». При предъявлении подобного разрешения магазин, торгующий оружием, не вправе был требовать предъявление охотничьего билета. Гладкоствольное охотничье оружие в течение десяти дней со дня приобретения должно быть зарегистрировано в органе внутренних дел с получением разрешения на его хранение с записью «Фермер», которое действовало в течение трех лет. Данными Правилами были установлены нормы отпуска боеприпасов: гражданам, имевшим разрешение на хранение гладкоствольного охотничьего оружия с записью «Фермер», отпускалось через магазин не более 20 снаряженных мелкой дробью охотничьих патронов за один раз.

Однако на практике реализация этого права была существенно затруднена вследствие использования не соответствовавшей данному Указу Президента страны упоминавшейся ранее Инструкции, утвержденной приказом МВД СССР от 1 декабря 1987 г. № 246. Инструкция 1987 г. запрещала продажу боеприпасов гражданам, имевшим разрешение на хранение ружья с отметкой «без права охоты», которая ставилась в разрешениях на оружия, выдаваемых фермерам. Как справедливо отмечал в свое время Д.А. Корецкий, хотя Указ Президента прямо предусматривал право фермеров приобретать, хранить и использовать как гладкоствольное охотничье оружие, так и боеприпасы к нему, фактически патроны и порох им не продавались, что сводило возможность самозащиты к нулю. Кроме того, в соответствии с Инструкцией ружья полагалось хранить в разобранном виде, отдельно от боеприпасов, что исключало возможность их использовать для самообороны. Нарушение же установленного порядка хранения охотничьих ружей влекло за собой административную ответственность по ст. 173 ранее действовавшего КоАП РСФСР.

20 мая 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об оружии», имевший важное значение в формировании государственной политики в области оборота оружия в России.

Впервые на законодательном уровне было дано понятие оружия, боеприпасов, оборота оружия.

В Законе «Об оружии» была дана классификация оружия - боевое, служебное, гражданское (ст. 2) в зависимости от предназначения для использования соответствующими субъектами (ст. 3, 4, 5); определены ограничения, устанавливаемые на оборот служебного и гражданского оружия; конкретно определены субъекты, имеющие право на приобретение оружия; закреплены концептуальные положения о производстве оружия, экспорте и импорте, продаже, дарении, наследовании, хранении, коллекционировании, контроле за оборотом оружия, основные требования к лицензированию производства, продаже и приобретению оружия. Закон «Об оружии» изменил ранее действовавший порядок приобретения гражданами охотничьего оружия: если ранее его могли приобрести только члены охотничьих обществ, то теперь любой гражданин (за исключением перечисленных в ст. 13) мог приобрести гладкоствольное охотничье ружье. Для приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом необходимо было заниматься профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо иметь 5-летний срок владения гладкоствольным охотничьим оружием.

Закон «Об оружии» четко установил требование о том, что на территории России к обороту разрешено лишь служебное и гражданское оружие, занесенное в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия (ст. 7), все модели производимого в Российской Федерации и ввозимого в страну оружия подлежат сертификации (ст. 8).

Несомненным достоинством Закона «Об оружии» 1993 г. является закрепление в нем положения о возможности применять оружие, для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или при крайней необходимости (ст. 24).

Большое значение уделено в Законе «Об оружии» вопросам контроля за оборотом оружия, при этом определено, что его осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные выдавать лицензии на производство оружия, а также перечисляются их права.

На основании Закона Российской Федерации «Об оружии» от 20 мая 1993 г. в дальнейшем был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих оборот оружия.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. № 1256 были утверждены «Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации», «Положение о порядке ведения Государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему», «Перечень заболеваний и физических недостатков, при которых лицензия на приобретение служебного и гражданского оружия гражданам не выдается».

Период 1993-1996 гг. характеризуется принятием ряда правовых актов, направленных на обеспечение безопасности должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов путем наделения их правом хранения, ношения и применения боевого и служебного оружия, что было достаточно действенным средством защиты их законных интересов от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон.

В частности, действующее законодательство предоставило право хранения, ношения и применения служебного огнестрельного оружия государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, государственным инспекторам по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, входящих в состав государственной лесной охраны, должностным лицам специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, судьям, прокурорам и следователям прокуратуры, работникам контрольных органов Президента Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации, осуществляющим контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, работникам органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов Российской Федерации и финансовых органов субъектов российской Федерации, осуществляющим контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных актов.

Принятие Закона Российской Федерации «Об оружии» и Постановления Правительства «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «Об оружии» № 1256 обусловили разработку и вступление в действие ряда нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Приказ МВД Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. № 609 «О мерах по реализации Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. № 1256» утвердил «Инструкцию о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия». Данная Инструкция, помимо общих положений (разд. 1) содержала положения, которые подробно регламентировали деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия:

- компетенцию органов внутренних дел по выдаче лицензий и разрешений на служебное и гражданское оружие;

- контроль за продажей оружия;

- контроль за приобретением оружия предприятиями, организациями и учреждениями;

- контроль за хранением, учетом и использованием оружия предприятиями, организациями и учреждениями;

- контроль за транспортировкой оружия, принадлежащего предприятиям, организациям, учреждениям;

- контроль за приобретением, хранением, ношением, транспортировкой оружия гражданами Российской Федерации;

- ведение учетов объектов разрешительной системы и владельцев оружия;

- контроль за импортом, ввозом и вывозом оружия;

- аннулирование лицензий и разрешений, изъятие оружия.

Приложения содержали образцы бланков документации, необходимой для оборота служебного и гражданского оружия, требования к техническому оборудованию помещения, предназначенного для хранения и экспонирования огнестрельного оружия, а также к оборудованию и функционированию стрелковых тиров, стрельбищ.

Приказ МВД России от 12 апреля 1994 г. № 118 утвердил Инструкцию о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом: контрольные отстрелы огнестрельного оружия с нарезным стволом, которое находится в обороте на территории Российской Федерации, необходимы с целью постановки его на учет в Федеральной пулегильзотеке МВД России и обеспечения его розыска в случае утраты (хищения), а также раскрытия преступлений, совершенных с его применением.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. приказом МВД России от 20 декабря 1995 г. № 483 была утверждена Временная инструкция о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, которая в числе мер безопасности, принимаемых в отношении этих лиц, предусматривала выдачу им оружия и определяла ее порядок. 17 июля 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 831 был утвержден «Порядок выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите», п. 4 которого установил, что оружие может выдаваться защищаемым лицам при наличии угрозы их жизни и здоровью и при условии, что применение иных мер безопасности недостаточно. При этом выдача боевого оружия должна осуществляться лишь в исключительных ситуациях, когда обеспечивающими их безопасность органами будет признано, что выдача такого оружия крайне необходима для обеспечения защиты жизни и здоровья указанных лиц. Оружие выдается защищаемым лицам во время пользования только на период действия в отношении их реальной угрозы.

13 ноября 1996 г. Государственная Дума приняла новый Федеральный закон «Об оружии», подписанный Президентом Российской Федерации 13 декабря 1996 г. и вступивший в силу с 1 июня 1997 г. Необходимость его принятия была обусловлена тем, что за прошедшие 4 года с момента принятия предыдущего Закона «Об оружии» в стране произошли большие изменения в социально-экономической и политической сферах, и Закон оказался устаревшим, не удовлетворявшим ни граждан, ни правоохранительные органы. Федеральный закон «Об оружии» 1996 г., восприняв идеи действующего российского законодательства и норм международного права, отразил потребности общества в усилении защиты жизни и здоровья граждан, охраны собственности, интересов предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств, совершаемых с применением оружия. «Значение этого Закона для рядовых граждан состоит в том, что он развивает и конкретизирует применительно к вооруженной самозащите общую норму ч. 2 ст. 45 Конституции РФ о праве граждан на защиту их прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом».

Следует, однако, отметить, что при этом Закон «Об оружии» не разрешает всем и каждому вооружиться, а лишь более четко регламентирует оборот оружия, в том числе и те действия в отношении оружия, которые в старом Законе были не урегулированы или подробно не рассматривались.

Рассмотрим более подробно новеллы Закона «Об оружии» 1996 г., отличающие его от ранее действовавшего Закона «Об оружии» 1993 г.:

- во-первых, уточнены положения о праве приобретения охотничьего огнестрельного нарезного оружия: его в соответствии с Законом 1996 г. имеют право приобрести только граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. Военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, которым по Закону «Об оружии» 1993 г. было предоставлено беспрепятственно приобретать огнестрельное охотничье оружие с нарезным стволом, по Закону «Об оружии» 1996 г. должны приобретать его на общих основаниях;

- упорядочен и упрощен порядок выдачи разрешений на хранение и ношение оружия, что, по утверждению Б. Мартазина, «должно положительно повлиять как на обеспечение безопасности людей, так и на укрепление общественного порядка в целом»;

- снят запрет на приобретение и использование электрошоковых устройств и искровых разрядников отечественного производства, имеющие выходные параметры, которые соответствуют требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации. Теперь они входят в систему гражданского оружия самообороны;

- Закон в качестве оружия самообороны разрешил приобретать и хранить огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие, однако запретил его ношение, за исключением перевозки и транспортировки (ст. 6);

- расширен круг субъектов, имеющих право приобретать оружие. (В соответствии с Законом «Об оружии» 1996 г. в перечне субъектов (ст. 10) отдельно значатся юридические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия, и организации, занимающиеся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел);

- определено количество оружия, которое может приобрести гражданин: в магазине допускается регистрация не более 5 единиц газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами и казачьей формой; не более 5 единиц охотничьего огнестрельного оружия, и не более 5 единиц огнестрельного длинноствольного оружия, за исключением случаев, когда перечисленные виды оружия являются объектом коллекционирования (ст. 13);

- в соответствии с Законом «Об оружии» 1996 г. лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное гладкоствольное оружие и охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием по программе, определенной МВД России;

- расширены пределы ограничения на оборот служебного и гражданского оружия: запрещен оборот огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом; уточнены параметры огнестрельного длинноствольного оружия, запрещенного к обороту (емкость магазина (барабана) более 10 патронов, длина ствола или длина ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общая длина оружия менее 800 мм);

- впервые установлено требование на соответствие технических характеристик оружия и патронов к нему криминалистическим требованиям МВД России, согласованными с Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации (п. 1 ст. 6);

- впервые установлен запрет на оборот в качестве гражданского и служебного оружия холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на, кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм (п. 1 ст. 6);

- коллекционирование оружия предусмотрено в качестве специального вида владения оружием (ст. 25);

- руководители государственных военизированных организаций получили право передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, а также временно выдавать должностным лицам, которым разрешено хранение и ношение оружия (ст. 19);

- Закон «Об оружии» 1996 г. четко оговаривает случаи, когда иностранным гражданам можно вверять и вывозить оружие (ст. 14);

- дано определение наградного оружия и требования к его обороту (ст.

20).

Позднее в Федеральный закон «Об оружии» был внесен ряд изменений:

- расширен перечень государственных военизированных организаций, имеющих право использовать боевое ручное стрелковое и холодное оружие (к ним причислены прокуратура и Министерство иностранных дел);

- расширен круг субъектов, имеющих право приобретать оружие (в п. 6 ст. 10 внесены изменения, в соответствии с которыми право приобретать оружие получили организации, занимающиеся коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов, специализированные предприятия, осуществляющие гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути).

Во исполнение Федерального закона «Об оружии» 1996 г. были приняты «Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», и «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и «Положение о ведении и издания Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему». Здесь следует отметить, что если «Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях» были приняты достаточно быстро после принятия Федерального закона «Об оружии» - утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. № 1314, то «Правила оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и «Положение о ведении и издания Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему» - утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации лишь 21 июля 1998 г., кроме того, еще был дан двухмесячный срок на приведение нормативных правовых актов в соответствии с ними. То есть более двух лет в стране действовали Правила оборота гражданского и служебного оружия, основанные на Законе Российской Федерации «Об оружии» 1993 г., в части, не противоречащей действующему законодательству, что, как представляется, не являлось правильным. Следовало принять новые Правила оборота служебного и гражданского оружия более оперативно вслед за принятием Федерального закона «Об оружии» 1996 г.

Период с 1997 г. также характеризуется законодательной регламентацией вооружения должностных лиц, подлежащих государственной защите, а также лиц, которым оружие необходимо по роду выполняемой работы. В этой связи необходимо указать следующие нормативные правовые акты, принятые в исследуемый период:

- Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему Центральным банком Российской Федерации (в том числе Российского объединения инкассации), Сберегательным банком Российской Федерации, Главным центром специальной связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и их территориальными подразделениями. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 460;

- Порядок выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1575;

- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 180 «Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации;

- Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1999 г. № 708 «Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 248 «Об обеспечении служебным оружием, патронами к оружию и специальными средствами должностных лиц федеральной почтовой связи».

В УК РФ 1996 года законодатель в ч. 1 ст. 222 установил уголовную ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Части 2 и 3 ст. 222 УК РФ предусматривают ответственность за квалифицированные и особо квалифицированные виды составов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, характеристика и юридические признаки которых будут рассмотрены ниже.

Таким образом, в России в настоящее время имеется достаточная правовая основа оборота оружия, соответствующая принципам российского права и нормам международного права и направленная на обеспечение общественной безопасности путем установления строгого контроля за оружием. Следует отметить, что современное законодательство об оружии имеет реальные возможности повышения эффективности контроля за оборотом оружия.

 

Автор: Григорян Т.Л.