26.10.2011 20601

Общие и специальные меры предупреждения преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ

 

Важнейшей научной категорией криминологии является «предупреждение преступности» (или «профилактика преступлений», что чаще употребляется в практике правоохранительной деятельности). Это вполне объяснимо, поскольку именно преступность составляет материальную основу единства всех проблем, изучаемых криминологией. Поэтому предупреждение преступности (преступлений), как правило, рассматривается в качестве базового понятия по отношению к другим видам и формам профилактической деятельности. Но по мере развития теории предупреждения преступности появились такие направления деятельности, как профилактика антиобщественных явлений, профилактика правонарушений, ранняя и непосредственная профилактика, профилактика общественная (социальная) и индивидуальная, специальная и оперативная.

Как только преступность рассматривается в ряду других форм антиобщественного поведения, становится очевидным двоякий смысл понятия предупреждения преступности. С одной стороны, оно как исходное понятие вбирает в себя все формы, виды, уровни, направления профилактической деятельности. С другой стороны, предупреждение преступлений - только один из видов профилактической деятельности, осуществляемый различными субъектами. В таких случаях именно термин «профилактическая деятельность в сфере борьбы с преступностью» как родовое понятие позволяет: во-первых, объединить под общим названием все формы, методы, уровни, направления, сферы данного вида человеческой деятельности; во-вторых, дает возможность найти каждой из форм, видов, уровней, мер профилактики свое место в системе профилактической деятельности в зависимости от выделенного критерия.

Проблема удержания человека от совершения преступления волновала мыслителей издавна, свидетельством тому является существование различных течений и направлений криминологии. Так, представители нормативистской криминологии но главу угла в борьбе с преступностью ставят меры по ее предупреждению, а именно: совершенствование самих законов и механизмов их реализации. По их мнению, нравственный законодатель и нравственный правоприменитель не могут слепо придерживаться правила «закон суров, но это закон», поскольку должны всегда сверять свои шаги с тем идеальным эталоном, которым является естественное право. Впоследствии эти взгляды позволили развить теорию дифференциации ответственности и индивидуализации наказания. Справедливое наказание, бесспорно, имеет и исправительное, и воспитательное воздействие как на самого преступника, так и на обществом в целом.

Представитель классического направления в криминологии Чезаре Беккариа в работе «О преступлениях и наказаниях», руководствуясь принципом абсолютной воли, рассматривал преступление как сознательно выбираемый индивидом вариант поведения. Предупредить такое поведение, по его мнению, могут лишь справедливое наказание и правильное воспитание индивида, причем эти меры тесно взаимосвязаны. Однако воспитание, как отмечал Беккариа, в отличие от наказания «...отвращает людей от зла не сбивчивым путем устрашения, за которым следует лишь притворное и мимолетное послушание, а безошибочным путем убеждения в неизбежности вредных последствий». Таким образом, в основе регулирования преступности лежит не кара, не устрашение, а неотвратимость, своевременность и справедливость реагирования государства на неправомерные деяния населения.

Представители социологического направления рассматривали преступность как необходимый элемент в жизнедеятельности общества. Они отмечали, что совершение преступления бывает не только ненормальной реакцией ненормального человека на нормальные условия жизни; преступление может быть также нормальной реакцией нормального человека на ненормальные условия жизни. Поэтому огромное значение в нейтрализации преступности социологи придавали улучшению социальных условий жизни.

Итак, рассмотрев предложенные позитивные моменты, современные криминологи приходят к выводу о целесообразности сочетания как мер предупреждения, проводимых на общегосударственном уровне в социальном аспекте (стабилизация экономики, достижение политической стабильности, прекращение тотального расслоения общества), так и мер предупреждения преступности, заключающихся в достойном воспитании индивида (уважение к закону, признание моральных устоев общества).

Однако вышеназванные меры должны разумно сочетаться с мерами предупреждения именно явления преступности - как на общем, так и на индивидуальном уровне. И еще один немаловажный, на наш взгляд, момент - рассматривать предупреждение конкретного вида преступления, например, вымогательства в отрыве от предупреждения корыстных преступлений в целом было бы неверно, поскольку это будет лишь полумера, не приносящая качественных результатов. Речь идет о сочетании как социальных мер недопущения образования предпосылок, предоставляющих возможность существования преступности, так и применения мер, направленных на источники этого негативного явления, а также способов предупреждения конкретного вида преступления.

На наш взгляд, государство должно создать такие условия обществу, при которых преступнику было бы выгоднее воздержаться от совершения преступления, чем нарушить предписание законодателя. Эта работа очень многопланова, поскольку требует не только пересмотра действующего законодательства, но и огромных капиталовложений, а также активной деятельности по переустройству всей системы работы государственных органов.

В теории принято классифицировать предупреждение на общее и специальное.

Одним из первых предложил классифицировать меры профилактики на общие и индивидуальные А.Г. Лекарь. Критерием их разграничения служит характер профилактических мер и направленность их по уровням.

В целом ряде случаев эффективная борьба с преступностью и ее причинами на общесоциальном и социально-психологическом уровнях (в масштабах всего государства, отдельных регионов, социальных групп, трудовых коллективов) осуществляется путем разработки комплекса общих мер: правовая пропаганда, повышение трудовой дисциплины, культурно-воспитательные мероприятия и т.п. Они направлены на подавление причин преступности, носящих общий характер: борьба с коррупцией и бюрократизмом, обеспечение верховенства закона, повышение правовой культуры в обществе, устранение объективных по своей природе противоречий в различных сферах социальной жизни.

Общее предупреждение незаконного оборота оружия представляет собой комплексную разработку и применение экономических, социально-культурных, правовых и организационных мер по предупреждению преступности в целом. Этот уровень предупредительной деятельности предполагает, что позитивное развитие общества, совершенствование его политических, экономических, социальных и иных институтов, устранение из жизни людей кризисных явлений, объективно могут способствовать предупреждению преступности. Причем основными, как видит автор, общесоциальными мерами по предупреждению преступности являются положительные преобразования общественных отношений в сфере производства и распределения, направленные на повышение материального благосостояния населения. Именно эти преобразования могут устранить главную причину преступлений против собственности -невозможность удовлетворения материальных потребностей законным путем вследствие имущественного неравенства. Кроме того, преобразования в экономической сфере способствуют вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, бытовая неустроенность, которые являются условиями совершения преступлений.

Под специальным (криминологическим) предупреждением подразумевается деятельность, специально предназначенная для устранения конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Каковы особенности криминологического предупреждения преступлений?

Первое. Криминологическое предупреждение носит характер адекватной реакции на изменения состояния преступности и обусловливающих ее причин. С изменением структуры и динамики преступности должна пересматриваться и система, специальных мер ее предупреждения. Появление новых форм преступного поведения (организованной и профессиональной преступности, вымогательства типа рэкета, похищение детей и т.д.) обусловливает необходимость разработки новых, более совершенных приемов и способов предупреждения преступлений.

Второе. Криминологическое предупреждение характеризуется особенностями мер воздействия на причины преступности: они носят специальный характер применительно к конкретным причинам и условиям совершения преступлений. На общесоциальном уровне разрабатываются специальные меры по устранению общих причин преступности.

Это особые формы и методы правовой пропаганды, воспитательной работы, привлечения общественности к профилактической работе и т.д.

Специальные меры профилактики разрабатываются применительно к особенностям отдельных видов и групп преступлений, типам преступного поведения: корыстных и насильственных преступлений, преступности несовершеннолетних и рецидивной, бытовой преступности, хулиганства и мошенничества.

Третье. Специальное предупреждение осуществляют преимущественно государственные органы, специально созданные для борьбы с преступностью - прокуратура, суд, полиция, органы следствия и дознания, иные специальные службы. Их деятельность строго регламентирована нормативными актами - законами и подзаконными актами.

Поэтому данный вид предупреждения может быть назван сферой государственной профилактики в отличие от социальной (общественной) профилактики. Такое наименование соответствовало бы общепринятому в науке управления разграничению социального и государственного управления.

Деятельность правоохранительных органов в области борьбы с преступностью соответствует тем особенностям, которые присущи специальному предупреждению преступлений. Именно в значении специального предупреждения преступности будет излагаться материал в дальнейшем, если иное не оговорено.

К одним из важнейших специально-профилактических мер в отношении преступлений, связанных с незаконным распространением оружия, относятся рейды, проводимые органами внутренних дел. В борьбе о рассматривавший преступлениями рейды, как отмечалось выше, имеют большой профилактический эффект, в ходе которых изымается большое количество оружия и выявляются лица, незаконно распространяющие оружия. Рейды обычно проводятся в масштабе города, области и даже всей страны. Большое значение в профилактике преступлений, связанных с незаконным распространением оружия, имеют частные определения судов, в которых уведомляется администрация соответствующих учреждений об упущениях, способствовавших совершению рассматриваемых преступлений, и соответственно предлагаются конкретные меры по их устранению. Здесь следует отметить, что по изученным делам частные определения не выносились. Однако результаты исследований, проведенных другими учеными по данной проблеме, показывают, что администрация, в отношении которого вынесено частное определение, не всегда реагирует на них должным образом. То есть формально отписывают об устранении указанных недостатков, фактически ничего не сделав. В этом случае необходим более действенный контроль за выполнением тех требований, которые указаны в частных определениях или представлениях.

Очевидный факт, что чем больше оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств будет бесконтрольно находиться в руках у населения, тем больше будет совершаться преступлений с их применением. Следовательно, превентивные меры по специальной профилактике преступлений должны быть направлены на изъятие предметов вооружения у населения. Для решения этой проблемы необходимо использовать все доступные средства убеждения и принуждения. В некоторых регионах нередко используют еще и формы стимулирования, заключающиеся в денежном вознаграждении лиц, добровольно сдавших незаконно владеемые предметы вооружения, а также за предоставление ОВД достоверной информации о них.

Любые действия органов власти по пресечению незаконного оборота оружия будут малоэффективны, если не предпринять меры по пресечению поступления оружия в преступный оборот. Эта работа, по мнению автора, должна осуществляться в трех направлениях:

а) совершенствование государственного контроля за предметами вооружения;

б) предотвращение фактов изготовления самодельного оружия;

в) уничтожение всего изымаемого у населения оружия.

Совершенствование государственного контроля за предметами вооружения предполагает: налаживание должного учета наличия и расходования оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ; обеспечение надлежащего хранения этих предметов; улучшение работы по подбору кадров для работы, связанной с хранением, отпуском и использованием оружия, и усиление контроля за их деятельностью.

С целью исключения возможности выноса из предприятий-изготовителей деталей для сборки оружия руководством МВД вносились предложения по организации замкнутого цикла производства оружия, предполагающего изготовление точно определенного количества деталей оружия, строго соответствующего количеству произведенной готовой продукции.

В соответствии с Федеральным законом «Об оружии», Законом Российской Федерации «О милиции», Постановлением Правительства Российской Федерации № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» контроль за оборотом (торговлей, приобретением, хранением и использованием) служебного и гражданского оружия возложен на Министерство внутренних дел, при этом ему приходится взаимодействовать со значительным количеством министерств и ведомств.

Контроль за оборотом боевого оружия является также компетенцией государственных военизированных организаций, которые имеют его на вооружении, а производство, экспорт, импорт оружия - иных федеральных органов. Подобная децентрализация не может способствовать эффективному контролю оружия в России.

Выходом из сложившейся ситуации было бы создание в Российской Федерации специального государственного органа по контролю за оборотом оружия, который выполнял бы следующие задачи:

- создание автоматизированной системы учета огнестрельного оружия, имеющегося на территории Российской Федерации (это позволит обладать полной информацией о состоянии его оборота);

- разработка нормативных правовых актов, регламентирующих оборот огнестрельного оружия;

- осуществление контроля за оборотом оружия на всех его этапах, начиная с момента производства (ввоза) и заканчивая утилизацией;

- периодическая проверка состояния учета и сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ во всех ведомствах;

- оказание помощи правоохранительным органам в пресечении и раскрытии преступлений, связанных с хищениями и незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также преступлений с их использованием;

- контроль экспорта и импорта вооружения;

- координация деятельности ведомств, вовлеченных в оборот оружия.

Наличие в стране подобного органа позволило бы наиболее эффективно осуществлять контроль за оборотом оружия на всех его этапах, так как это способствовало бы преодолению ведомственных противоречий, разобщенности и несогласованности.

В современных условиях возникает необходимость принятия на федеральном уровне основополагающего документа об основах государственной политики в области контроля за вооружением. Необходимость принятия данного документа обусловлена крайне критическим состоянием оборота оружия в стране, выражающемся в колоссальном неконтролируемом его распространении, влекущем тяжелейшие последствия для общества. В связи с этим приобретает важное значение разработка концепции государственной политики в области контроля за вооружением, которая должна отражать современное состояние и тенденции развития оборота оружия, комплекс мер по предупреждению его незаконного оборота, рассчитанного на длительный период. Только наличие предлагаемого руководящего документа позволит концентрированно, целенаправленно устранять негативные факторы в данной области и обеспечить в обществе условия для его нормального функционирования.

 

Автор: Григорян Т.Л.