01.11.2011 1616

Лекционно-пропагандистская работа в эмигрантских студенческих союзах в 1920-1930 гг.

 

Студенческие союзы организовывали различные лекции, курсы, вечера-собеседования.

При СРС в Германии в 1920 году читались лекции: Лундберга «О Чехове»; Станкевича «О окраинных государствах»; проф. Новгородцева «Об общественном идеале Достоевского»; проф. Барона Нольде «О современной Франции»; Ландау «О Романе Ролане». Были организованы семинары: проф. Новгородцева - «Кризис культуры и правового государства»; приват-доцента Гурвича «История политического учения»; Набокова «Преступники в литературе»; проф. Швиттау «Советская Россия».

«Российский литературоведческий журнал» в 1996 году опубликовал «Хронику литературной жизни русского зарубежья» в Германии, содержащую в том числе материалы о культурно-просветительской работе в молодежной среде.

24 января 1921 г. состоялась лекция редактора газеты «Воля России» В. И. Лебедева «Гражданская война в России». 4 марта 1921 г. при СРС в Германии образована библиотечная комиссия для удовлетворения нужд студенчества в книгах. 8 марта состоялся Восточно-Европейский семинар Берлинского Университета, лекция П.И. Новгородцева «Достоевский и Данилевский» (на немецком языке).

14 апреля прошло заседание Студенческого клуба (Музыкально-литературный четверг). 21 апреля здесь же состоялась литературная беседа Е. Ляцкого о Тургеневе.

С 8 мая 1821 г. СРС в Германии проводил «неделю русского студента».

12 мая в Студенческом клубе был организован «вечер политической поэзии». В программу вошли стихи Хомякова, Тютчева, Блока, Белого, Волошина. 26 мая - «Литературно-художественный четверг», на котором было заслушано сообщение А. Левинсона «О французской литературе: Франсис Жамм и католическая поэзия», 30 июня - выступление поэта Саши Черного.

30 сентября 1921 г. Русский студенческий союз в Германии устроил собеседование Е.В. Аничкова на тему: «Чувство Родины в русской литературе». В октябре-декабре состоялись организованные СРС: вечер, котором Е.А. Полевицкая читала «Двенадцать» Блока, собеседование В.Д. Набокова на тему «Идеология русского студенчества в эмиграции», доклад О. Брика «О пролетарской культуре в России», открытие библиотеки, доклад С. С. Ольденбурга «Русская литература и революция».

При местных объединениях РХДС складывались кружки самого различного направления. Например, распространены были «аскетические» и «догматические» кружки. Например, в Париже один из кружков аскетического направления возглавлял о. С. Четвериков. Среди «догматических» назовем кружок о. Л. Жилле в Париже, изучавший Нагорную проповедь Христа. Такой же кружок в Ницце возглавлял архиепископ Владимир. В основе работы этого кружка было изучение «Столпа» П. Флоренского. Основополагающую идею РСХД - «оцерковление» жизни - пытались осмыслить в кружке о. Л. Либеровского «Христианство и современная жизнь». В подобных кружках обсуждали такие проблемы, как особенности празднования крупнейших христианских праздников, подготовка и поведение христианина в дни постов, во время исповеди и покаяния, изучали «Лествицу». Большую аудиторию собирали философские доклады Г. П. Федотова «О лжи», Н.А. Бердяева «Творчество и спасение души» и «О смысле смирения», Л. Липеровского «Смерть и возможности бессмертия».

При Союзе русских студентов в Польше за период с 31 марта по 24 мая 1921 года было прочитаны следующие лекции:

1. Национально-психологические особенности суда присяжных заседателей (К. Н. Николаев, 2 апреля);

2. Практическое осуществление начал народоправства в конституциях европейских государств (К. Н. Николаев, две части, 9 и 10 апреля);

3. Принцип относительности (П. Э. Бутенко, 19 апреля);

4. Эфир и электроны (г. Серболов, 18 апреля);

5. Польский Учредительный Сейм. Политические партии и конституция 17 марта. (Ю.П. Кистер, три части, 17, 19 и 24 мая).

Кроме того, проводятся занятия по польскому и немецкому языкам. С 24 мая по 6 июня:

1. Труд писателя (из психологии творчества) (Д. Л. Бем, 18 мая)

2. Современное положение высших учебных заведений на Украине (Киев-Харьков) (при. Доц. Д.И. Чижевский, 27 мая).

3. Мировое хозяйство после войны. (П.Э. Бутенко. 2 июня).

4. Революционные психозы как самостоятельные факторы преступности (уголовно-психологический этюд) (С.К. Сочивно, 3 июня).

Уроки немецкого языка, организованные СРС в Польше, были прекращены в виду малочисленности группы, однако продолжались занятия по польскому языку, группа составляла 12 человек.

Союз устраивал вечеринки-субботники. Одна из них была посвящена современной русской поэзии, на другой был прочитан 1-ый сборник произведений членов Союза «В пути». При польском Союзе проходили занятия по курсу политической экономии (под руководством проф. А.В. Косинского). Планировалось открыть курсы по биологии и теоретическим проблема литературы (по этим дисциплинам имелись лекторы). Помощь Союзу в этом отношении ожидалась от создававшейся в Варшаве русской Академической группы, в которую входили русские профессора и ученые, проживающие в Польше. Был организован выпуск сборника произведений членов Союза, научных брошюр с изложением читаемых в Союзе курсов и рефератов членов Союза.

Довольно активно изучалось в студенческих союзах социально-политическое положение в СССР.

По всей видимости, наибольшее внимание изучению жизни современной России уделяло РХСД. При отделениях РХСД очень многочисленны были кружки по изучению современной России. Один из кружков в Париже работал по теме «Проблемы будущей России». Профессор Федотов выступал там с циклом лекций «Культура Советской России», И.И. Фондаминский - с докладом «Миросозерцание и политика». Обсуждались темы: «Религиозные черты борьбы уральского казачества с советской властью», «Церковь и государство в СССР», «Россия и А. Блок». Специальный семинар «Русская религиозно-философская мысль ХХ века» в этом кружке вел Бердяев.

Кружки аскетического и догматического направлений также уделяли внимание изучению современной России. С 1927 года кружок о. С. Четверикова организовал в Париже три семинара: «Марксизм и христианство», «Религиозный смысл событий современной русской истории» и «Русская литература».

При СРС в Германии проходил семинар проф. Швиттау «Советская Россия».

С августа 1925 года Союзом русских студентов в Чехословакии устраивались в Ржаничах доклады С. И. Варшавского о положении в советской России. Совместно с другими студенческими организациями, СРС в Чехословакии в Праге был организован в июне месяце доклад Э.М. Жекулино «Русские в Америке».

Также при СРС в ЧСР в 1925 году состоялись: доклад «Ф.М. Достоевский как философ» - проф. В.В. Зеньковский; «Россия и Европа в произведениях Ф. М. Достоевского» - прив. Доцент П. Савицкий; «Роман и Драма - Достоевский и Чехов» - проф. С.В. Завадский; «О Карамазовской душе» - студента А. Чхеидзе; 2 доклада Н. А. Бигаева и два доклада С.Н. Варшавского о вопросах текущего дня.Союзом был организован при участии русской профессуры и студенчества литературный диспут - «Достоевский как провидец» (Бесы). Намечались доклады проф. Гессена - «Учение добра в произведениях Ф.М. Достоевского»; Н.А. Бигаева - «Наружность - политический паспорт с особыми приметами» и «Политика уничтожения казачества под атаманским флагом»; студента П.Н. Заволоко - «Философия лимитивизма».

Правление СРС в Чехословакии устраивало (по-видимому, 14 ноября 1926 года) доклад на тему «Эмиграция и Зарубежный съезд». 3 апреля 1930 года планировалась лекция проф. ген. Иностранцева в пользу Русского Союза Военных Инвалидов в ЧСР «Германский империализм и пангерманизм как основные причины мировой войны 1914-1918 гг.».

Общеказачьей Студенческой Станицей были устроены лекции: инженера Фенина, казака-донца А.А. Рыжкина (на тему «Сельское хозяйство в Донском Войске» и т.п.. Таким образом, можно сделать вывод, что при участии студенческих союзов за рубежом для эмигрантской молодежи организовывались доклады и лекции широкого тематического спектра, рассчитанные на различные научные и общественно-политические интересы. Популярность публичных лекций и докладов обеспечивалась привлечением к их чтению известных ученых и общественных деятелей, регулярным информированием эмигрантской молодежи через периодическую печать о предстоящих лекциях, докладах, семинарах. Посещение этих мероприятий открывало для российских студентов-эмигрантов возможность не только получения дополнительные знания, но и творческого общения между собой, создавало ощущение социальной корпоративности, духовно-культурного единства.

 

Автор: Бирюкова К.В.