10.11.2011 5498

Квалифицированный вид незаконного производства аборта

 

Рассмотрим особенности квалифицированного вида незаконного аборта по действующему законодательству.

В настоящее время законодателем были внесены изменения в ст. 123 УК РФ, в частности, Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» № 162 - ФЗ от 8.12.2003 года была признанной утратившей силу часть 2 ст. 123 УК РФ, которая предусматривала в качестве квалифицирующего обстоятельства прошлую судимость за незаконное производство аборта.

На наш взгляд, данное законодательное нововведение вполне обосновано. В нем нашли свое отражение многочисленные законодательные предложения теоретиков уголовного права о невозможности и недопустимости применения данной и подобных норм, так как они противоречили одному из основных принципов УК РФ - принципу справедливости (ч. 2 ст. 6 УК РФ; «Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление»).

Изучение судебной практики по делам о производстве незаконного аборта показало, что мотив является корыстным в 94% случаев совершения криминальных абортов, Т.А Лаврентьева высказывает мнение о том, что необходимо выделить корыстный мотив в качестве квалифицирующего признака незаконного производства аборта. Автор считает, что выделение корыстного мотива в число квалифицирующих признаков незаконного производства аборта нецелесообразно, так как если данный признак присущ более 50% совершаемых преступлений определенного состава, а при совершении криминальных абортов корыстный мотив встречается в 94% случаев, то корыстный мотив, скорее, становится не квалифицирующим признаком, а конститутивным. Недопустимым положением при попытке выделения корыстного мотива в число квалифицирующих признаков незаконного производства аборта будет являться то, что 94% виновных будут осуждены по квалифицирующему составу.

В ч. 3 ст. 123 УК РФ предусмотрены такие квалифицирующие обстоятельства, как причинение смерти потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью (УК РФ ред. от 08.12.2003 № 169-ФЗ). В этих случаях необходимо установить, что виновный, совершая умышленно незаконный аборт, по отношению к смерти и к причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшей действует по неосторожности. Если указанные последствия наступили в результате законного производства аборта, но по небрежности врача, то последний может быть привлечен к уголовной ответственности за неосторожное убийство или неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью.

При наличии косвенного умысла в отношении смерти потерпевшей виновный, производящий незаконный аборт, должен отвечать по п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Объективную сторону деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 123 УК РФ, образует производство аборта, которое повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинения тяжкого вреда ее здоровью. В данном случае, имеет место преступление, совершаемое с двумя формами вины - умысла по отношению к действию (производству аборта) и неосторожности по отношению к последствиям в виде незаконного производства аборта.

Смерть может наступить как во время аборта, так и после него. Важно обязательно установить, что смерть потерпевшей находилась в причинной связи с произведенным абортом. Оконченным это преступление считается с момента наступления смерти потерпевшей либо причинением тяжкого вреда ее здоровью. При отсутствии причинной связи смерть потерпевшей вменена быть не может. Практика показывает, что тщательный анализ обстоятельств преступления может привести к выводу об отсутствии причинной связи между незаконным абортом и наступившей смертью.

Например, Ф., имея среднемедицинское образование, систематически, на протяжении нескольких лет, занималась производством абортов. Для этой цели она приобрела гинекологический инструментарий, изучила справочник гинеколога. Она произвела аборты многим женщинам, в том числе Ч., у которой, беременность была сроком 25 недель. Аборт был произведен удачно. Тяжкого вреда для здоровья Ч. не наступило. Через 2 месяца после производства аборта у Ч. ухудшилось состояние здоровья, и наступила смерть.

Судебно-медицинским экспертом было установлено, что смерть Ч. наступила не по причине произведенного аборта, а вследствие того, что у нее была опухоль матки.

А., ранее судимая за производство абортов, в своей квартире с помощью гусиного пера проколола плод в матке Л; через один месяц после производства аборта Л. стала плохо себя чувствовать. При исследовании у нее оказалось заболевание: туберкулез мочевого пузыря.

В приведенных выше примерах смерть и тяжкий вред здоровью наступили не по причине аборта, а вследствие имевшихся у потерпевших иных заболеваний. Не исключена возможность, что и при производстве врачом законного аборта может наступить смерть женщины или тяжкий вред здоровью. В таких случаях вопрос об ответственности врача решается так, как и при всяком смертельном исходе любой другой хирургической операции. Если его результатом были упущения врача или установлено его небрежное отношение к производству операции, то он должен нести ответственность за причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ). Когда смерть оперируемой наступила без вины со стороны врача, он не несет ответственности за наступивший результат.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом в отношении производства незаконного аборта, а последствия же, указанные в ч. 3, могут наступить только в результате неосторожности, о чем прямо указано в диспозиции этой части. Если же причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшей охватывалось косвенным умыслом виновного, то ответственность должна наступать по совокупности преступлений - ст. 105 и 123 УК РФ.

Введение указания на неосторожную форму вины по отношению к названным последствиям способствует устранению ошибок в квалификации.

Понятие тяжкого вреда здоровью включает, в частности, утрату способности к оплодотворению и деторождению.

Ст. 26 УК РФ определяет, что преступлением по неосторожности признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Ст. 24 УК РФ предусматривает, что деяние, совершенное по неосторожности, считается преступлением только если эта форма вины прямо предусмотрена в статье Особенной части, как это предусмотрено в ч. З ст. 123 УК РФ.

Необходимо обратить внимание на исходы незаконных абортов в зависимости от квалификации субъектов преступления.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что наиболее опасными по степени тяжести являются незаконные аборты, произведенные лицами, не имеющими медицинского образования.

Например, 3., 40 лет, повар, образование 6 классов, производила аборт М. путем введения в полость матки мыльного раствора, в результате чего М скончалась. Смерть наступила от воздушной эмболии. «Специалистом» по производству абортов слыла в своей среде X., сделавшая себе на протяжении супружеской жизни более 20 абортов. Ей доверилась шестнадцатилетняя И. X. произвела ей аборт на 25 неделе беременности путем введения катетера и мыльного раствора. И. в тяжелом состоянии была доставлена в больницу с сепсисом и гранулирующей раной левого бедра.

Можно привести еще множество подобных примеров весьма опасных преступлений, совершенных лицами, не имеющими отношения к медицине. В связи с этим целесообразно при внесении законодателем изменений в УК РФ разграничить незаконное производство аборта лицом, имеющим высшее медицинское образование, и лицами, не имеющими высшего медицинского образования. Особая опасность операции аборта состоит в том, что не так уж редки осложнения от этой операции, даже произведенной специалистами в предусмотренных законом условиях. Осложнения могут возникнуть непосредственно во время операции или позже.

Так, из проведенных в 2003 году абортов в медицинских учреждениях г. Ставрополя 38% повлекли различного рода осложнения. Особенно же часты осложнения при незаконных абортах. По материалам практики лечебных учреждений, а также уголовных дел о незаконных абортах, рассмотренных судами г. Ставрополя за период 1985 - 2003 гг., выяснилось, что произведены незаконные аборты: 1) со смертельным исходом - 23,6%; 1) с причинением тяжкого вреда здоровью (с иными тяжкими последствиями по УК РСФСР) -51%.

Поскольку законодатель одним из квалифицирующих обстоятельств предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью, необходимо определить, что следует понимать под причинением тяжкого вреда здоровью. В действующем законодательстве под вредом здоровью понимают либо телесные повреждения, то есть нарушение анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций, либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психологических. К признакам причинения тяжкого вреда здоровью относится и прерывание беременности.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что с субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 123 УК РФ, может быть совершено при условии, что виновный, совершая умышленно незаконный аборт, по отношению к смерти и к причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшей действует по неосторожности.

Таким образом, квалифицированный вид незаконного производства аборта является более общественно опасным преступлением, так как наносит неоспоримо больший вред здоровью, а в некоторых случаях и жизни потерпевшей, нежели простой вид данного преступления.

 

Автор: Лозанович Л.А.