30.11.2011 4856

Правовое содержание денежно-кредитной и валютной политики

 

Анализ правовой природы денежно-кредитной и валютной политики, позволил определить в качестве правовой первоосновы этой политики денежный суверенитет. И хотя первооснова явления имеет определяющее значение для его анализа, однако характеристика любого явления как правового невозможна без исследования его содержания, элементы которого позволяют отличить это явление от схожих неправовых явлений и определить его соотношение со схожими и смежными правовыми явлениями. То есть задачей настоящей статьи является характеристика правового содержания денежно-кредитной и валютной политики с целью более полного исследования правовых основ денежно-кредитной и валютной политики любого государства (группы государств).

Учитывая, что термины «денежно-кредитная политика» и «валютная политика» имеют экономическую природу, следует отметить, что в настоящее время анализу экономического содержания денежно-кредитной и валютной политики посвящено огромное количество экономических исследований. Однако для правового исследования представляется недостаточным анализ закрепленного в нормах права экономического подхода к определению содержания денежно-кредитной и валютной политики без определения правовой специфики соответствующего явления.

Вместе с тем следует отметить, что анализ содержания (в том числе правового) денежно-кредитной и валютной политики традиционно строится на рассмотрении инструментов, состав которых определяется целями и задачами денежно-кредитной и валютной политики.

В качестве целей денежно-кредитной политики российская экономическая наука выделяет: стабильность уровня цен; высокий уровень занятости; равновесие внешнеторгового баланса; экономический рост.

Интересно, что российской экономической наукой в основу определения целей валютной политики положены эти же категории. То есть цели разделяемых российской наукой денежно-кредитной политики и валютной политики совпадают, что еще раз подтверждает факт нецелесообразности разделения этих двух составляющих единого направления экономической политики.

При рассмотрении указанных выше целей отмечается, что «любые денежные власти существуют для решения определенной задачи - конечной (первичной) цели денежно-кредитной политики». То есть в каждом государстве должны быть определены первичные цели денежно-кредитной и валютной политики, и не обязательно это должны быть все четыре указанные выше цели. Для европейского валютного союза такой целью является поддержание стабильности цен.

Кроме первичной цели, существуют промежуточные, а точнее те ориентиры, на которые в силу своей компетенции может воздействовать соответствующий орган и, что не менее важно, которые могут быть оценены количественно. С задачей по достижению этих промежуточных целей связано понятие «таргетирование». Выделяют следующие варианты таргетирования:

1. Таргетирование инфляции: промежуточная цель совпадает с первичной, или промежуточной целью является прогноз инфляции.

2. Таргетирование валютного курса: промежуточной целью выступает обменный курс национальной валюты.

3. Денежное таргетирование: промежуточной целью являются денежные агрегаты.

4. Таргетирование номинального дохода: промежуточной целью является прирост номинального валового внутреннего продукта.

В зависимости от избранного целевого ориентира избирается операционная цель - цель, на которую может оказываться воздействие. Применительно к реализации денежного суверенитета как основы денежно-кредитной и валютной политики операционной целью признается количество денег и их цена.

Для достижения названных выше целей применяются определенные инструменты. В зависимости от связи между этими инструментами операционной целью денежно-кредитной и валютной политики выделяют:

1. Прямые инструменты денежно-кредитной политики, к которым относятся административные меры, связанные с контролем за процентными ставками, установлением кредитного потолка, прямые или целевые кредиты.

2. Косвенные инструменты денежно-кредитной политики, к которым относят операции краткосрочного рефинансирования, операции на открытом рынке, валютные интервенции и резервные требования.

Применение тех или иных инструментов зависит от поставленных целей, от избранного вида таргетирования. Однако, в конечном счете, все это, как и в целом, содержание денежно-кредитной и валютной политики как части экономической политики, зависит от принятой концепции вмешательства государства в экономику. Связано это, прежде всего, с тем, что сама денежно-кредитная и валютная политика является мощнейшим инструментом воздействия на экономику через денежный механизм. Вместе с тем сама основа, принципы экономической (финансовой) доктрины, и в том числе концепция вмешательства государства в экономику, определяют специфику осуществления денежно-кредитной и валютной политики, состав ее инструментов. В этой связи анализ конкретных инструментов и целей денежно-кредитной и валютной политики представляется целесообразным в рамках настоящего правового исследования осуществить только применительно к опыту Европейского Союза.

Для правового анализа существенное значение имеют общественные отношения, которые регулируются соответствующими правовыми нормами. Поэтому анализ финансово-правовых основ денежно-кредитной и валютной политики должен базироваться на определении круга тех общественных отношений, которые составляют содержание этой политики и на которые направлено ее воздействие, то есть на определении сферы осуществления денежно-кредитной и валютной политики.

Правовой основой денежно-кредитной и валютной политики является денежный суверенитет, основой которого в свою очередь являются право определять законное платежное средство (всеобщее орудие обмена) и обязанность по обеспечению его функционирования. Однако это право и эта обязанность лишь основа. Во всей многогранности и многоаспектности эта основа проявляется в ее реализации носителем. В этой связи представляется возможным для дальнейшего анализа констатировать, что государство, являясь носителем основы денежного суверенитета, в современных условиях выполняет следующие роли в соответствующих общественных отношениях:

1. Инициирование возникновения определенных общественных отношений. В ходе реализации основы денежного суверенитета ее носитель порождает определенные отношения, поскольку создает предмет этих отношений - деньги: нет денег - нет денежного суверенитета, а следовательно, нет специфических общественных отношений.

2. Равноправное участие в общественных отношениях;

3. Изменение и прекращение общественных отношений путем властных предписаний.

Последние два направления реализации денежного суверенитета направлены на обеспечение функционирования созданного носителем законного платежного средства.

Из совпадения в современных условиях в лице государства функций носителя денежного суверенитета и функций по осуществлению денежно-кредитной и валютной политики очевидной становится задача по четкому формулированию соотношения осуществления денежно-кредитной и валютной политики и реализации денежного суверенитета с точки зрения их воздействия на эти отношения. Они соотносятся как проявление и основа соответственно, то есть денежный суверенитет - основа, а денежно-кредитная и валютная политика - ее проявление. Однако из этого логически не следует, что реализация денежного суверенитета по своему содержанию тождественно осуществлению денежно-кредитной и валютной политики. В этой связи для понимания концепции денежного суверенитета и ее значения для проблематики настоящей работы следует исходить из следующего.

Существование денежного суверенитета может рассматриваться как объективная реальность с момента возникновения такого феномена как деньги (всеобщее орудие обмена). Категория «денежно-кредитная и валютная политика» значительно моложе и, как ясно из обзора ее целей и инструментов, представляет собой использование денежного суверенитета для регулирования экономики».

Из этого следует, что осуществление денежно-кредитной и валютной политики уже по своему содержанию, чем реализация денежного суверенитета, поскольку последний является обоснованием права носителя его основы воздействовать на экономику через посредство реализации денежного суверенитета, по своей природе ничем не ограниченного, кроме общественного мнения (доверия). И хотя реализация денежного суверенитета направлена, прежде всего, на осуществление его основ (определение законного платежного средства и обеспечение его функционирования), само развитие экономики на современном этапе как денежной способствует актуализации изучения не собственно реализации денежного суверенитета, а одной из форм проявления его реализации - денежно-кредитной и валютной политики.

Таким образом, денежно-кредитную и валютную политику с точки зрения концепции денежного суверенитета корректно рассматривать как одну из основных форм его реализации. Денежный суверенитет будет существовать в той или иной форме, пока существует феномен денег, а денежно-кредитная и валютная политика может исчезнуть как общественная категория с изменением экономической доктрины. Рассуждая так, следует констатировать, что предметом настоящего исследования должны быть не столько конкретные правовые условия осуществления денежно-кредитной и валютной политики, а прежде всего, общественные отношения, связанные с возникновением, обращением и исчезновением денег (законного платежного средства). Основной непосредственной задачей статьи, можно считать определение круга этих общественных отношений, базирующихся на существовании денег как объективной реальности, созданной обществом.

Жизненный цикл денег можно разделить на следующие этапы:

1. Эмиссия денег и выпуск денег в оборот.

2. Оборот денег.

3. Изъятие денег из оборота.

В экономической литературе различают процессы эмиссии денег и выпуска денег в оборот102. Эмиссия денег рассматривается как процесс, приводящий к увеличению находящейся в обороте денежной массы (количества денег). А выпуск денег в оборот означает любой процесс передачи денег через банковскую систему в оборот, то есть упрощенно - процесс передачи банками денег юридическим и физическим лицам. Таким образом, эмиссия денег рассматривается как частный случай выпуска денег в оборот, приводящий к увеличению денежной массы, находящейся в обращении (приводящий к увеличению количества денег). Выпуск денег в оборот, не связанный с эмиссией, происходит, например, в случае замены обветшавших денежных знаков тем же количеством новых денежных знаков.

Говоря об эмиссии денег необходимо, иметь в виду, что ее теория занимает одно из ключевых мест в денежной теории и постоянно совершенствуется, формируя теорию денежного предложения. Исследование всех аспектов этой теории даже в общих чертах в рамках настоящей работы представляется нецелесообразным. Для целей настоящего исследования существенна квалификация отношений, возникающих в связи с выпуском в оборот денег.

«Переход от товарных (благородные металлы) к кредитным деньгам означал обретение банками возможности создавать денежную массу». Таким образом, в процесс создания денег включились не только институты государственной власти, но и кредитные институты, что поставило носителя основы денежного суверенитета (государство) перед необходимостью регламентировать не только свою эмиссионную политику, но и эмиссионную деятельность кредитных институтов. В результате можно констатировать, что возникновение денежно кредитной и валютной политики в современном понимании обусловлено качественным изменением самих денег: переходом от денежных знаков, изготовленных из благородных металлов, к бумажным, а затем и к электронным деньгам, выпуск которых основан на кредитном механизме.

Современная безналичная эмиссия строится на механизме «кредит - депозиты - кредит», связанном с эффектом банковской мультипликации, который является категорией экономической науки.

Наличная эмиссия также осуществляется через посредство кредитно-депозитного механизма, поскольку наличные денежные знаки поступают банкам для последующей передачи хозяйствующим субъектам, населению с одновременным списанием со счета соответствующего кредитного института такой же суммы безналичных денег.

В этой связи в современных условиях часто употребляемое в публицистике выражение «включить печатный станок» должно означать не столько сам процесс изготовления денежных знаков, в том числе банкнот, и даже не просто выпуск новых денежных знаков в оборот, а именно выпуск наличных денежных знаков в оборот через посредство кредитной эмиссии.

Опыт использования кредитного механизма демонстрирует тот факт, что включение в процедуру эмиссии институтов, не наделенных государственной властью, не означает появление нового носителя основы денежного суверенитета. Государство сохраняет в данном случае за собой право на определение законного платежного средства (то есть денег как всеобщего орудия обмена) и обеспечивает его функционирование. Одним из направлений обеспечения функционирования денег является обеспечение оптимального их предложения, инструментом которого в современных условиях является кредитный механизм, а следовательно, кредитные институты. Однако носитель основы денежного суверенитета оставил за собой право регулировать эту кредитную эмиссию, прежде всего наделяя свой эмиссионный институт функцией «кредитора последней инстанции» (основного кредитора, создающего деньги), а также наделяя его правом устанавливать экономический ограничитель эмиссионной деятельности кредитных институтов - систему обязательных резервов.

Эмиссионный институт носителя основы денежного суверенитета, таким образом, вовлечен в осуществление денежно-кредитной и валютной политики не только как организатор изготовления новых денежных знаков и первичный источник их выпуска в оборот, но и как участник кредитных отношений, как их регулятор. Хотя последние функции может выполнять и иной институт государственной власти, а не обязательно эмиссионный».

Завершая анализ возникающих в связи с эмиссией отношений, являющихся объектом денежно-кредитной и валютной политики, следует обратить внимание на некоторую недосказанность, допущенную выше. Эта недосказанность свойственна многим современным исследованиям. Проведенный выше анализ, по сути, касается только регулирования качественных вопросов выпуска денег в оборот: выпускать или не выпускать; осуществлять эмиссию или нет; какой инструмент применить для выпуска и т.д. Вместе с тем существует огромный пласт вопросов, составляющих предмет эмиссионной политики, но имеющих на первый взгляд технический характер.

В этой связи представляется целесообразным осуществить следующую предварительную группировку вопросов, подлежащих анализу в исследовании денежно-кредитной и валютной политики любого публично-правового образования (в том числе и Европейского Союза):

1. Порядок принятия решения о выпуске денег в оборот или об эмиссии:

- состав органов, участвующих в принятии решения;

- нормативно и фактически установленные условия принятия этого решения (например, определенные экономические показатели);

- процедурные вопросы принятия решения: количество голосов, кворум, оспаривание решения и т.д.;

- условия использования определенных процедур и механизмов эмиссии.

2. Технические вопросы изготовления наличных денег (денежных знаков):

- определение внешнего вида (дизайна) и иных характеристик наличных денежных знаков и их формализация;

- определение технологии изготовления наличных денежных знаков, обеспечивающей их долговечность и максимально возможную защиту от подделки;

- определение субъекта, осуществляющего изготовление наличных денежных знаков;

- порядок изготовления наличных денежных знаков и их хранения.

 

3. Процедура выпуска в оборот наличных денежных знаков - порядок осуществления кассовых операций (кассовая дисциплина) при выпуске наличных денег в оборот.

4. Порядок выпуска в оборот безналичных денег (порядок кредитной эмиссии денег). Состав отношений, возникающих в связи с выпуском в оборот безналичных денег существенно зависит от избранного механизма эмиссии, который, например, определяет состав органов и институтов, вовлеченных в эту эмиссию, финансовые и кредитные инструменты, используемые при ее осуществлении, и т.д.

Изложенное позволяет сформулировать одну из основных задач настоящего исследования денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза - анализ основ регулирования указанных выше отношений в Европейском Союзе с акцентом на финансово-правовую их составляющую. При этом сфера реализации этих денежных и кредитных отношений - выпуск в оборот (эмиссия) - позволяет обозначать их термином «эмиссионные отношения».

Таким образом, объектом воздействия денежно-кредитной и валютной политики являются на рассматриваемой стадии эмиссионные отношения - отношения по определению законного платежного средства и осуществлению выпуска законных платежных средств в оборот. Эти отношения имеют логическое пересечение с денежными (в том числе расчетными) и кредитными отношениями. Однако полностью не входят в эти отношения, поскольку существенную часть из них занимают организационно-правовые, процедурные отношения.

Очевидно, что в настоящей работе эмиссия поставлена в определенном смысле на первое место. Сделано это с той целью, чтобы продемонстрировать основную (отраслеобразующую) функцию носителя денежного суверенитета -создание денег. Вместе с тем выполнение этой функции не является самоцелью. Деньги созданы людьми изначально не для того, чтобы просто существовать. Как любое творение человека они выполняют определенные задачи, которые, с одной стороны, обусловлены самой их природой, с другой - реализованы в их осознании человеком.

Деньги - орудие обмена. Носитель основы денежного суверенитета должен обеспечить выполнение созданными им деньгами соответствующих экономических функций, которые реализуются в ходе оборота денег - передачи их от одного субъекта к другому.

И хотя выпуск денег (как и любая иная форма реализации денежного суверенитета) по своей природе ничем не ограничен, однако на практике носитель денежного суверенитета должен при выпуске денег в оборот руководствоваться потребностями этого оборота. В этой связи для эмиссионной политики, так же как и в целом для денежно-кредитной и валютной политики, особое значение имеет экономическая статистика, процесс формирования которой можно рассматривать как одно из поднаправлений реализации денежного суверенитета - анализ и прогнозирование развития денежного оборота.

В экономической литературе кроме понятия «денежный оборот» также выделяют понятия «платежный оборот», «денежно-платежный оборот» и «денежное обращение».

Платежный оборот представляет собой использование для обеспечения хозяйственного оборота любых платежных средств, причем не только законных (то есть наличных и безналичных денег), но и так называемых «обращающихся инструментов» (например, векселей, чеков, иных ценных бумаг).

Денежный оборот - это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной форме при выполнении ими своих функций, связанных с обслуживанием хозяйственного оборота. Речь, прежде всего, идет о функциях денег как средства обращения» и как средства платежа. Денежное обращение - денежный оборот наличных денег.

Денежно-платежный оборот - это часть платежного оборота, которая связана с использованием денег и не связана с использованием обращающихся инструментов.

То есть, как платежный оборот не всегда связан с денежным оборотом (обращением), так и денежный оборот (обращение) не всегда представляет собой платежный оборот. Например, использование обращающихся инструментов в хозяйственной деятельности представляет собой платежных оборот, но не является денежным оборотом. Также как не является платежным оборотом расчет наличными деньгами при покупке хлеба в магазине.

Однако в рамках правового анализа указанные различия могут быть существенны только для квалификации конкретных правоотношений, когда необходимо различать, предоставлена отсрочка платежа (отношения платежного оборота) или нет (отношения денежного оборота). Для правового анализа существенно, что во всех этих случаях возникают расчетно-платежные отношения, форма которых, их возникновение, изменение и прекращение являются объектом воздействия денежного суверенитета, а следовательно, денежно-кредитной и валютной политики носителя основы денежного суверенитета.

Обеспечение функционирования законного платежного средства является одной из основ денежного суверенитета, поэтому денежный оборот, связанный по своей природе, прежде всего, с деньгами, является объектом воздействия при реализации денежного суверенитета. Что же касается части отношений, составляющих платежный оборот, но не входящих в денежный оборот, то используемые в этом обороте инструменты являются конкурентами законным платежным средствам (деньгам), поэтому воздействие на отношения, связанные с исполнением денежных обязательств в неденежной форме, обусловлено основной обязанностью носителя денежного суверенитета - обеспечением функционирования созданного им законного платежного средства. Существование иных инструментов, способных выполнять функции денег, с одной стороны, может способствовать предотвращению обесценения денег, с другой, может быть проявлением недоверия общества к деньгам. В любом случае, регулирование конкуренции денег с иными инструментами, способными осуществлять функцию орудия обмена, является одним из основных направлений реализации денежного суверенитета, а следовательно, осуществления денежно-кредитной и валютной политики.

Таким образом, объектом воздействия денежно-кредитной и валютной политики являются, кроме эмиссионных отношений, также отношения, возникающие в процессе денежного и платежного оборота, то есть расчетно-платежные отношения. Осуществление денежно-кредитной и валютной политики в этой сфере связано с регламентацией наличного и безналичного денежного оборота, то есть условно - с регламентацией перехода денег из рук в руки, а также иного перемещения денег.

Организация денежного и платежного оборота, таким образом, является одним из направлений реализации денежного суверенитета. Однако воздействие на расчетно-платежные отношения связано еще и с другим направлением реализации денежного суверенитета - регулированием конкуренции денег с иными инструментами, то есть с вещами, не наделенными силой законного платежного средства, но способными выполнять отдельные функции денег, и прежде всего, функцию средства обращения, то есть способными выступать орудием обмена. Получив такую вещь, каждый с высокой долей вероятности сможет обменять ее на любое другое, необходимое ему благо.

Самым явным примером таких инструментов являются уже упоминавшиеся обращающиеся инструменты (векселя, чеки, складские свидетельства и т.д.) - суррогатные деньги. Они могут быть переданы другому за деньги, либо при наступлении определенных условий (например, истечение срока), их обладатель может получить деньги, предъявив этот инструмент к платежу. К «конкурентам» денег могут быть также отнесены счетные единицы, на которых основаны некоторые клиринговые системы и другие, так называемые «негосударственные деньги».

Несложно заметить, что зачастую использование суррогатов и негосударственных денег базируется на кредите, который, как отмечается в экономической литературе, выполняет среди прочего уже рассмотренную выше эмиссионную функцию, а также функцию «замещения действительных денег кредитными операциями». Это в очередной раз демонстрирует необходимость включения кредитных отношений в состав объектов воздействия денежно-кредитной и валютной политики.

Вместе с тем кроме перечисленного выше, конкуренцию законному платежному средству могут составлять, законные платежные средства, выпущенные в оборот другими носителями основы денежного суверенитета, то есть деньги, не являющиеся законным платежным средством в данном государстве (группе государств), - валюта. В связи с обращением валюты и выраженных в ней инструментов, являющихся суррогатами денег, возникают валютные отношения, которые также являются объектом воздействия при осуществлении денежно-кредитной и валютной политики. Право регулирования обращения иностранной валюты прямо включается зарубежными исследователями в содержание понятия «денежный суверенитет».

Таким образом, осуществление денежно-кредитной и валютной политики направлено на регламентацию денежных, расчетно-платежных, кредитных и валютных отношений. Причем осуществлением денежно-кредитной и валютной политики как формы реализации денежного суверенитета является именно воздействие на указанные отношения, но не любое участие в этих отношениях. Так, например, осуществление и оплата носителем основы денежного суверенитета каких-либо государственных закупок за счет средств казны является формой участия государства в расчетно-платежных отношениях, но со всей очевидностью не может быть признано осуществлением денежно-кредитной и валютной политики как формы реализации денежного суверенитета на институциональном уровне. Носитель основы денежного суверенитета в этом случая, решая, участвовать или нет в расчетно-платежных отношениях, реализует свой личный уровень денежного суверенитета - проявляет доверие или недоверие к соответствующим деньгам.

В ходе оборота денег наличные деньги ветшают, а безналичные деньги за счет эффекта банковской мультипликации могут увеличивать денежную массу (количество денег в обороте) бесконечно. Для регулирования объема денежной массы путем уменьшения, а также для замены обветшавших наличных денежных знаков существует институт изъятия денег из оборота.

Замена обветшавших или испорченных наличных денежных знаков представляет собой вид денежных отношений, являющийся непосредственным объектом воздействия денежно-кредитной и валютной политики. Также замена наличных денежных знаков может осуществляться в ходе денежной реформы, например при деноминации.

Изъятие из оборота безналичных денег приводит к уменьшению денежной массы (количества денег) и может осуществляться путем участия носителя основы денежного суверенитета в кредитных, расчетно-платежных отношениях. Так, участвуя в кредитных отношениях путем выпуска долговых ценных бумаг, носитель основы денежного суверенитета изымает (пусть временно) определенное количество денег из оборота, при условии если он сам не будет рассчитываться по своим обязательствам этими деньгами. Предоставляя определенные услуги, носитель основы денежного суверенитета может получать за них плату (расчетные отношения), что также может привести к изъятию денег из оборота.

Также изъятие денег из оборота может быть связано с административными предписаниями носителя денежного суверенитета. Так, например, при установлении норматива обязательных резервов происходит изменение количества денег, перечисляемых носителю основы денежного суверенитета, и следовательно, объема изымаемых из оборота денег. Административные меры могут быть направлены на денежные, расчетные, кредитные и валютные отношения.

Задачей исследования денежно-кредитной и валютной политики любого государства (либо группы государств) является анализ следующих вопросов:

1) Принятие решения об изъятии денег из оборота:

- органы, участвующие в принятии решения;

- нормативно и фактически установленные условия принятия решения (например, определенные экономические показатели; формальные основания для замены обветшавших денежных знаков);

- процедурные вопросы принятия решения: количество голосов, кворум, оспаривание решения и т.д.;

- формализация инструментов изъятия денег из оборота.

2) Процедура изъятия денег из оборота:

- субъекты, осуществляющие прием денег, изымаемых из оборота;

- использование инструментов изъятия денег из оборота;

- осуществление операций с изъятыми из оборота деньгами, в частности, замена обветшавших денежных знаков новыми; уничтожение изъятых из оборота денег; депонирование денег, полученных в результате эмиссии ценных бумаг, и т.д.

Таким образом, изъятие денег из оборота представляет собой одну из форм регулирования необходимого и оптимального предложения денег, то есть наряду с выпуском денег в оборот составляет соответствующее направление реализации денежного суверенитета. Изъятие денег из оборота, как и любое иное направление реализации денежного суверенитета, в конечном итоге имеет целью поддержание доверия общества к законному платежному средству и тем самым способствует его эффективному функционированию.

Рассмотрев общественные отношения, которые могут быть объектом воздействия денежного суверенитета, а следовательно, осуществления денежно-кредитной и валютной политики как его формы на данном этапе исследования правового содержания денежно-кредитной и валютной политики, можно выделить следующие направления реализации денежного суверенитета:

1. Поддержание необходимого и оптимального предложения законных платежных средств (денег).

2. Организация денежного оборота и обеспечение его бесперебойного функционирования.

3. Регулирование конкуренции законного платежного средства с иными инструментами, способными выполнять все или часть экономических функций денег.

В современных условиях носителем основы денежного суверенитета является государство, которое, исходя из концепции государственного суверенитета на первый взгляд не ограничено в осуществлении денежно-кредитной и валютной политики в любом из названных направлений. Однако практика показывает, что определенные (и очень существенные) ограничения, точнее ориентиры в этой сфере имеют место быть. Так, государства в осуществлении своей денежно-кредитной и валютной политики исходят из определенных предпосылок, например: из своих международных обязательств; из функционирующих на данном этапе исторического развития элементов национальных, региональных и международных денежных, валютных, кредитных и расчетных систем.

Наличие ограничивающих факторов не означает, что существует какое-то явление, которое выходит за рамки концепции денежного суверенитета и при этом определяет специфику его реализации. Просто при применении этой концепции необходимо учитывать, что, несмотря на постоянное перераспределение правомочий, составляющих денежный суверенитет, между различными уровнями и институтами, на общественном («личном») уровне реализации денежного суверенитета всегда сохраняется право доверять или не доверять функционирующему законному платежному средству (деньгам), а следовательно, создавшему его институту и его политике. В результате существования этого неотъемлемого права общественного («личного») уровня реализации денежного суверенитета и неразрывной связи между основным правом (определять законное платежное средство) и обязанностью (обеспечивать функционирование этого законного платежного средства), составляющих денежный суверенитет, возникает следующая конструкция, элементы которой связаны обратной связью.

С одной стороны, носитель основы денежного суверенитета может установить любые условия функционирования созданного им законного платежного средства (всеобщего орудия обмена), с другой - установив эти условия, он заинтересован зафиксировать самые фундаментальные из них, с тем чтобы, заключив, таким образом, реализацию им денежного суверенитета в определенные рамки, создать стабильную основу для общественного доверия как к созданному им законному платежному средству, так и к его денежно-кредитной и валютной политике.

Таким образом, эти фундаментальные условия, установление которых основано на реализации денежного суверенитета, в свою очередь, создают «систему координат» для реализации денежного суверенитета, которая теоретически может быть обобщена через взаимосвязь элементов, составляющих денежную, валютную, расчетную (платежную) и кредитную системы.

Не останавливаясь подробно в рамках настоящей работы на формулировании теоретических представлений о понятиях и составе элементов указанных выше систем, следует вместе с тем отметить теснейшую взаимосвязь этих систем между собой. Основанием этой взаимосвязи является все тот же денежный суверенитет, влияние которого крайне схематично и абстрактно можно охарактеризовать следующим образом.

Носитель основы денежного суверенитета, определяя денежную единицу, являющуюся законным платежным средством, и обеспечивая ее функционирование, тем самым создает основные элементы денежной системы. Важными инструментами, способными выполнять основные функции денег как законных платежных средств являются кредит и валютные ценности. Именно поэтому элементы системы регулирования конкуренции законному платежному средству со стороны указанных инструментов составляют элементы соответственно кредитной и валютной систем. Кроме того, кредит является основой современных расчетных отношений - основой безналичных расчетов. В этом проявляется взаимосвязь соответственно кредитной и расчетно-платежной систем.

Вместе с тем носитель основы денежного суверенитета не только уполномочен определять сущностные элементы денежной, валютной, кредитной, расчетно-платежной систем, но и обязан обеспечить их функционирование с институциональной (организационно-правовой) точки зрения. Именно институты позволяют в современных условиях обеспечить реализацию денежного суверенитета: от их состава, принципов организации и функционирования, от эффективности взаимодействия между ними во многом зависит эффективность реализации денежного суверенитета. Более того, недоверие общества к какому-либо институту, участвующему в реализации денежного суверенитета, может привести к пагубным последствиям не только для соответствующей системы, но и для экономики в целом, а в конечно итоге для самого носителя основы денежного суверенитета. Именно поэтому приведенный выше состав направлений реализации денежно-кредитной политики должен быть дополнен еще одним, четвертым направлением - созданием и обеспечением эффективного функционирования институтов реализации денежного суверенитета.

Несмотря на тесную взаимосвязь между денежной, валютной, расчетно-платежной, кредитной и банковской системами, они не полностью совпадают друг с другом. Так, например, хотя кредит и имеет фундаментальное значение для основной массы современных расчетов, однако существует сфера расчетов наличными деньгами, которая в основе своей не имеет кредитной природы. То есть в последнем случае, имеют место платежные отношения, но нет кредитных отношений.

Кроме того, не все элементы указанных систем напрямую входят в сферу реализации денежного суверенитета. Например, одной из функций банковской системы является хранение ценностей, причем не обязательно только денежных ценностей. Эта функция имеет крайне опосредованное отношение (если имеет вообще какое-либо отношение) к реализации денежного суверенитета.

В связи с изложенным можно констатировать целесообразность теоретического выделения специфической системы реализации денежного суверенитета, состоящей из основных элементов денежной, валютной, расчетно-платежной, кредитной, банковской систем, связанных с одним или несколькими основными направлениями реализации денежного суверенитета. При этом одной из задач носителя основы денежного суверенитета является закрепление фундаментальных элементов системы реализации денежного суверенитета в источнике правового регулирования наивысшей силы.

Таким образом, исследование правовой основы и правового содержания денежно-кредитной и валютной политики на фундаменте концепции денежного суверенитета позволило не только раскрыть соответствующие вопросы, но и проследить глубинную взаимосвязь между такими огромными по своему объему комплексами общественных отношений, как денежные, валютные, расчетно-платежные и кредитные отношения. Выработан подход к решению основной задачи правовой науки - обоснованию права, лежащего в основе общественных отношений, и определению пределов его реализации в целях недопущения злоупотребления им. Таким правом можно считать основное право носителя денежного суверенитета - определять законное платежное средство, то есть всеобщее орудие обмена. А гарантией от злоупотреблений этим правом служит основная обязанность носителя денежного суверенитета - обеспечить доверие к созданному им законному платежному средству через обеспечение эффективного выполнения последним функций денег. Вместе с тем эта гарантия подкреплена юридически путем нормативного закрепления самим носителем основы денежного суверенитета основных элементов системы реализации денежного суверенитета, что обеспечивает относительную предсказуемость его действий в этой «системе координат» реализации денежного суверенитета по его основным направлениям.

 

Автор: Лисицын А.Ю.