12.12.2011 2637

Восстановление и самозащита нарушенных прав субъектов бюджетного права

 

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о восстановлении нарушенных прав субъектов бюджетного права как одном из способов защиты нарушенных прав, следует отметить, что данный механизм, так же как и самозащита прав, является факультативным средством защиты по отношению к основным способам защиты нарушенных прав, т.е. административному и судебному.

Институт восстановления нарушенных прав необходим и должен быть одним из элементов демократического строя. Являясь вспомогательным по отношению к вышеназванным способам защиты нарушенных прав, данный способ, так или иначе, присутствует как в административном, так и в судебном способах защиты прав, потому что в любом случае будет осуществлено (прямо или опосредовано) восстановление нарушенных прав.

В сфере финансовой деятельности государства права индивидуальных субъектов, по мнению Ю.А. Крохиной, защищаются более разнообразными способами, чем финансовые права организаций. По сравнению с организациями физические лица имеют больший диапазон прав на обжалование актов любых государственных органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц. Так, 26 февраля 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», согласно которому физическим лицам предоставляется возможность обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Учитывая западный правозащитный опыт, Российская Федерация позаимствовала такой государственный правозащитный институт, как омбудсмен. К сожалению, данный институт пока не решил проблему нарушенных прав человека, поскольку в 90-е гг. XX в. в России наблюдался значительный рост данных нарушений в связи с политической, экономической и социальной нестабильностью в стране. Однако наличие такого института может быть полезным, так как дает дополнительную возможность людям искать защиту от произвола. Естественно, внедрение данного института должно происходить наряду с общим укреплением правопорядка и законности, правовым воспитанием, борьбой с произволом чиновников, с преступностью в стране.

По мнению В.М. Капицына, на авторитете введенного поста Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации сказывается и отношение граждан к самой Государственной Думе Федерального Собрания РФ как к органу с ограниченными возможностями влияния на исполнительную власть. По этим причинам многие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ довольно скептически относились к учреждению этого поста, поэтому процесс принятия данного федерального конституционного закона был несколько затянут. После принятия названного закона Управомоченного по правам человека в Российской Федерации еще год не могли избрать. Но все-таки данный пост действует с 1998 г., и есть надежда, что этот важный институт со временем займет достойное место среди правозащитных механизмов Российской Федерации.

Свидетельством этому является тот факт, что в 2001г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступило более одной тысячи жалоб и обращений. Наибольшее число обращений связано с уголовными делами - 50,1 %, затем проблемы соблюдения жилищного законодательства - 23,3 %, дела по трудовым отношениям -7,6 %, дела по правам военнослужащих и членам их семей - 5,5 %. В январе -феврале 2002 г. в адрес Уполномоченного по правам человека РФ поступило 203 обращения граждан с жалобами на нарушения прав человека и гражданина со стороны правоохранительных органов.

Наличие данного поста было предусмотрено Конституцией РФ 1993г. Позднее, в 1997г., был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который установил порядок определения на должность и освобождения от нее, компетенцию, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Исходя из положений закона данная должность учреждается в целях конституционных гарантий прав граждан, соблюдения их государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации решает такие задачи, как: восстановление нарушенных прав; совершенствование законодательства Российской Федерации о правах человека; приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными и общенародными нормами права; развитие международного сотрудничества по правам человека; правовое просвещение по правам человека, формам их защиты.

Согласно названному закону Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации независим перед государственными органами и должностными лицами. Порядок выдвижения на данную должность достаточно сложный. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии и общественного объединения, преследующего политические цели. Срок его полномочий составляет пять лет. Он в полной мере обладает неприкосновенностью личности в течение всего срока выполнения своих полномочий.

Также в компетенцию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации входит рассмотрение жалоб на решение или действие (бездействие) любых государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающих, по мнению заявителя, конституционные права и свободы граждан. Правом подачи жалоб обладают граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на ее территории, в течение одного года со дня нарушения их конституционных прав и свобод. Подача жалобы государственной пошлиной не облагается.

В процессе реализации своих функций Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации наделяется довольно широкими полномочиями: беспрепятственно и безотлагательно получать любую информацию или необходимые объяснения от соответствующих органов и лиц; истребовать уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, решения, по которым приговоры вступили в законную силу; обратиться в суд с заявлением о защите конституционных прав и свобод; ходатайствовать в компетентные государственные органы о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении виновного должностного лица; обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке законности вступившего в силу приговора, определения или иного решения суда. В 2001 г. Уполномоченный по правам человека в РФ получил доступ без специального пропуска в органы и учреждения исполнения наказаний по жалобе заключенных.

Российский омбудсмен имеет право обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Он также направляет государственным органам или должностным лицам свои замечания, рекомендации и предложения общего характера для обеспечения конституционных прав и свобод, совершенствования административных процедур. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации имеет право обращаться к субъектам права с законодательной инициативой, с предложениями или дополнениями в федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, если это необходимо для защиты конституционных прав и свобод человека или гражданина.

В ст. 35 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» устанавливается ответственность за вмешательство в деятельность омбудсмена или воспрепятствование его деятельности в иной форме.

Надо отметить, что подобные институты возникли не только на уровне Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации принимаются законы об Уполномоченном по правам человека, вводятся институты Уполномоченного в областях, республиках. Соответствующая работа также ведется в Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Москве принят закон «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и в 2002г. сформирован такой орган. Идея специализации института омбудсменов в России достаточно перспективна, хотя имеются определенные проблемы в финансировании.

Таким образом, рассмотрев все способы защиты прав субъектов бюджетного права, можно разделить их на основные и вспомогательные (факультативные).

Необходимо отметить тот факт, что данная градация вовсе не означает того, что эти способы не могут взаимодействовать между собой. Напротив, взаимодействуя и дополняя друг друга, они создают надежный и эффективный механизм защиты прав субъектов финансового законодательства.

Согласно вышеназванной классификации к факультативным способам защиты нарушенных прав относятся самозащита и восстановление нарушенных прав. Обращаясь к основам цивилистики, одним из способов защиты гражданских прав управомоченным лицом является самозащита гражданских прав.

Под самозащитой гражданских прав, согласно В.П. Грибанову, понимается совершение управомоченным лицом дозволенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов.

Действующее гражданское законодательство содержит на этот счет лишь два указания. Статья 448 ГК РФ допускает самозащиту гражданских прав в состоянии необходимой обороны, а ст. 449 определяет поведение и ответственность лиц при наступлении обстоятельств, именуемых крайней необходимостью.

Применительно к бюджетному праву под самозащитой нарушенных прав субъектов бюджетного права понимается совершение управомоченным субъектом бюджетного права дозволенных законом действий, направленных на охрану публичных интересов.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, как способ защиты права может быть использован за счет реализации различных мер защиты. По мнению Ю.А. Крохиной, физические лица имеют больший диапазон прав на обжалование актов любых государственных органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц по сравнению с различного рода организациями, имеющими статус юридических лиц.

 

Автор: Фомин В.А.