20.12.2011 5082

История становления и развития судебной системы Республики Таджикистан

 

При исследовании проблем судебной системы в Республике Таджикистан важнее значение имеет изучение истории становления и развития суда на территории нынешнего Таджикистана. Следует отметить, что после распада государства Саманидов (IX-X вв.), первого таджикского государства, вплоть до Октябрьской революции таджикский народ не имел своего единого национального государства.

Территория исторического Таджикистана была искусственно разделена между различными государственными образованиями. Большая часть таджиков, населявшая Восточную Бухару, входила в состав Бухарского эмирата, который с 1868 г. находился под протекторатом Российской империи. Другая часть, проживавшая в районах бывшего Ходжентского уезда (современная Согдийская область), а также большая часть Памира входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства.

Поэтому мы будем рассматривать становление и развитие суда (судебной системы) в этих частях нынешнего Таджикистана в каждом из этих регионов, до образования Таджикской АССР, т.е. до 1924 г.

Бухарский эмират был типичным азиатским феодально-деспотическим государством, где господствовали патриархальные отношения. Власть эмира ограничивалась вассальной зависимостью, согласно договору 1868 г. между Бухарой и Россией и дополненного в 1873 г. несколько статьями от России.

Законы в Бухарском эмирате и в других ханствах Средней Азии основывались на мусульманском праве - шариате, и поэтому судебная власть полностью находилась в руках мусульманского духовенства.

Самому эмиру принадлежала высшая судебная власть в Бухаре. Он лично разбирал уголовные дела, в которых шла речь об опасных для государства действиях. За эмиром по старшинству в осуществления правосудия шел Кази-калон (верховный судья), которого назначал эмир из наиболее приближенных к нему лиц. Кази-калон подчинялся только эмиру и считался его главным помощником по осуществлению судебной власти в Бухарском эмирате. Кази-калону подчинялись все остальные судьи на местах- казии. Кази-калон был единственным судьей на всю столицу и пользовался правом назначать себе помощника или уполномоченного (вакиля) для осуществления правосудия. Для отправления правосудия среди военного сословия существовал особый военный судья (казии-аскар) подчиненный Кази-калону.

При Кази-калоне состояли 12 муфтиев во главе с аъламом (старший муфтий), в обязанности которых входило составление юридических заключений (ривоят).

В отправлении правосудия в Бухарском эмирате важную роль играли раисы, во главе которых стоял ишан-раис (их милость, начальник) - блюститель шариата. На примере института раисов мы видим органическую связь судебной и церковной властей.

Кроме казиев и раисов, судебная власть в эмирате принадлежала также куш-беги (ему были подсудны все гражданские дела иностранцев мусульманского вероисповедания, независимо от их народности и подданств, а также все уголовные дела, совершенные ими в пределах эмирата) и лицам местной администрации - бекам и амлякдарам.

В судах эмирата принцип коллегиального рассмотрения дел, отсутствовал, и поэтому кази решали дела единолично. В этих судах не было ни апелляционной, ни кассационной инстанций.

Судопроизводство было построено и для уголовных и гражданских дел одинаково по частно-исковому типу. Гражданские и уголовные дела возбуждались только по предъявлению иска. Лицо, предъявившее гражданский иск, и лицо потерпевшее, возбудившее уголовное дело, считались истцом (даъвогар), а противная сторона - ответчиком (чавобгар).

По рассмотренным гражданским и уголовным делам казн выносили постановление, называвшееся приговором (хукм), который приводился немедленно к исполнению.

В 1885 г. в Бухаре было организовано Российское политическое агентство для охраны интересов жителей русских поселений, а при нем функционировало специальное судебное учреждение, которое рассматривало дела русских подданных, руководствуясь при их решении законами Российской империи и «Положением об управлении Туркестанским краем».

Особенность судебной системы в Туркестанском генерал губернаторстве обусловливалась тем, что, наряду с казийскими судами, существовали царские суды, которые оказывали определенное влияние на местные шариатские суды, не говоря уже о том, что сама деятельность местных казийских судов протекала в рамках законодательства и правовых установлений Российской империи.

Следует особо отметить, что до присоединения северных частей нынешнего Таджикистана к России, они входили в состав Кокандского ханства, и поэтому судоустройство и судопроизводство по существу ничем ни отличались от судебной системы Бухарского эмирата.

На основании «Временного положения об управлении Туркестанской областью» от б-августа 1865 г. казийские суды стали назначаться военными губернаторами, и они по- прежнему рассматривали гражданские и уголовные дела, возникающие у местного населения, на основе шариата, однако их приговоры по уголовным делам подлежали обязательному утверждению военным губернатором.

«Временное положение об управлении Туркестанской областью» в 1867 г. было заменено проектом «Положения об управлении Сырдарьинской и Семиреченской областями». Особо подчеркнем, что хотя этот проект не получил законодательного утверждения, тем не менее он действовал как основа государственного управления Туркестаном до 1886 г. Указанный проект внес ряд существенных изменений в организацию казийского суда. Проект упразднил должности кази-калона, кази-аскара и раисов. Был создан единый суд казиев, а также были введены съезды казиев. Местные казии разрешали исковые дела до 100 рублей, а съезд казиев рассматривал дела на сумму свыше 100 рублей и уголовные дела, которые царский суд не считал себе подсудными. Проект разрешал обращаться и царскому суду, если обе стороны не были удовлетворены решением казийского суда.

Согласно проекту «Положения об управлении Сырдарьинской и Семиреченской областями», судебная власть, кроме военно-судных комиссий, казийских судов, принадлежала уездным судьям, областным правлениям, Правительствующему Сенату.

Уездные суды пользовались правами и исполняли обязанности мировых судей и судебных следователей.

Областные правления на правах съезда мировых судей в порядке апелляции рассматривали жалобы на решения уездных судей, жалобы на медлительность и неправильность действий этих судей, осуществляли надзор за их деятельностью и т.д.

Судебно-административные учреждения Туркестанского края находились в ведении военного министра, а не министра юстиции. Хотя в «Положения об управлении Сырдарьинской и Семиреченской областями» и упоминается Правительствующий Сенат как высшая кассационная инстанция, на практике Сенат не принимал кассационных жалоб на приговоры судебных органов Туркестанского края, поскольку они находились в ведении военного министерства.

Судопроизводство в казийских судах в основном оставалось без изменений. Существенные изменения в судопроизводство казийских судов внесло «Положение об управлении Туркестанским краем» от 12 июня 1886 г., введенное в действие с 1 января 1887 г.

Это Положение внесло некоторые изменения в судебную систему, так в каждом уезде были образованы мировые суды, также были учреждены областные суды, действовали и военные суды.

Положение установило две судебные инстанции. Первой инстанцией являлся единоличный народный судья, а вторую инстанцию представлял съезд народных судей, в котором должно было участвовать не менее двух третей судей района, образующего съезд.

Царские суды всех категорий в Туркестанском крае подбирались в основном из русских чиновников и назначались министром юстиции по согласованию с генерал-губернатором.

Октябрьская революция, уничтожив государственный и общественный строй как России, так и в Туркестанском генерал-губернаторстве, заодно разрушила и структуру старого государственного аппарата, в том числе и суда.

Эти новые народные суды носили различные наименования: революционные народные судьи, следственные комиссии (с функциями суда), суды общественной совести и др.

Новые суды обычно избирались на короткий срок Советами. Они действовали на началах коллегиальности (один постоянный судья и несколько заседателей).

Следует особо отметить, что для создания нового суда огромную роль сыграл Декрет о суде №1, принятый 22 ноября 1917 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР.

1 ноября 1917 г. Советская власть была установлена в Ташкенте. Вслед за Ташкентом революция победила на всей территории Туркестанского края, в том числе в Ходженте, Ура-Тюбе, Исфаре, Шурабе и других частях Северного Таджикистана. На Памире Советская власть была установлена несколько позже, в конце 1918 и в начале 1919 г.

12 декабря 1917 г. СНК Туркестанского края издал приказ, в котором объявлялось, что, «согласно постановлению Совета Народных Комиссаров Российской Республики, упраздняются существующие ныне общие судебные учреждения, такие как: окружные суды, судебные палаты и военные суды всех наименований».

По этому приказу окружные суды и мировые съезды упразднялись окончательно. Участковые суды стали избираться на основании прямых демократических выборов, хотя районные, волостные и уездные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов тоже были вправе назначать участковые суды.

Следует подчеркнуть, что в приказе СНК Туркестанского края от 12 декабря 1917г. были изложены основные идеи Декрета о суде № 1, но и в тоже время были опущены некоторые его части.

Особо отметим, что приказом СНК Туркестанского края от 10 ноября 1917г. был организован Временный народно-революционный суд, при котором были учреждены Совет присяжных в составе 15 человек и следственная комиссия. Принимая во внимание менталитет народов Туркестана, их отношение к религии и многое другое, Народный Комиссар юстиции Российской Республики на основания телеграммы СНК Туркестанского края, санкционировал временное сохранение старых судебных органов (выделено нами - Х.Г.), дополнив мировые и окружные суды, органы следствия и прокуратуры выборными представителями от Советов на территории

Туркестана. Одновременно СНК Туркестана декретом от 31 декабря 1917 г. предложил всем судам (судьям) выполнять свои обязанности впредь до организации судов, а дела политического характера передавать на рассмотрение местных Советов.

Впервые 13 марта 1918 г. на территории нынешнего Таджикистана (при Ходжентском Совете) был учрежден революционный трибунал, который состоял из председателя, двух заместителей и шести очередных. судей - заместителей на каждую сессию. Как было выше сказано, северные части Таджикистана входили в Туркестанский край, и поэтому Ходжентский ревтрибунал в своей работе руководствовался инструкцией о функциях революционного трибунала, принятой Ташкентским Советом.

Кассационной инстанцией и органом надзора над революционными трибуналами была особая судебная коллегия при ТуркЦИКе. Кроме ревтрибуналов, действовали также военные трибуналы и военно-железнодорожные трибуналы.

В июне 1918 г. СНК Туркестанской республики создал при комиссариате юстиции Комиссию по организации новых советских судов. Комиссия разработала проект инструкции об организации и действии местных народных судов Туркестанской республики, данная инструкция была утверждена ЦИК Туркестанской АССР 16 ноября 1918г. Инструкция предусматривала организацию следующих судебных учреждений: местных народных судов, облсовета местных народных судов, окружных народных судов и Туркестанского кассационного суда.

По инструкции число судебных участков местного народного суда для каждого города и уезда устанавливалось в соответствии с прежними участками местных народных судов. Инструкция допускала разделение местного народного суда на суд по гражданским и на суд по уголовным делам. Местный народный суд рассматривал все гражданские дела и уголовные дела, за исключением дел, подсудных окружным судам и ревтрибуналам.

Областной совет местных народных судей, создаваемый в каждой области из постоянных местных народных судей данной области, в составе не менее 6 человек, являлся постоянной кассационной инстанцией по делам, решенным местными народными судами. Члены облсовета сами избирали постоянного председателя. В каждом облсовете, кроме постоянных народных судей, имелось 4-5 добавочных судей. Облсовет имел право отменять приговоры и решения и решения нижестоящих судов.

Окружные народные суды учреждались в каждой области для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда, кроме того, рассмотрению окружных народных судов подлежали также дела, направленные им революционным трибуналом.

Окружной народный суд рассматривал уголовные дела в составе одного председателя, члена суда, 12 очередных и 2 запасных заседателей, а гражданские дела - в составе одного члена суда, 4 очередных и одного запасного заседателя.

Кассационной инстанцией по делам, решенным окружными народными судами, был организованный в г. Ташкенте Туркестанский кассационный суд, который и являлся высшим органом судебного контроля в отношении местных народных судов.

30 ноября 1918 г. ВЦИКом было утверждено «Положение об едином народном суде». На основании данного Положения и во исполнение постановления VII съезда Советов Туркреспублики Народный Комиссариат Юстиции разработал проект Положения применительно к Туркреспублики.

Согласно Положению, окружные народные суды, представляющие излишнее звено, были ликвидированы, и все гражданские и уголовные дела, за исключением дел подсудных ревтрибуналам, стали рассматриваться в народных судах.

В то же время следует согласиться с профессором Ф. Тахировым, доказавшим, что старая судебная система в Северном Таджикистане в основном была ликвидирована только весной 1919 г., хотя такие судебные учреждения, как казийские суды, просуществовали вплоть до 1928 г.

ВЦИК 3ноября 1922 г. принял «Положение о судоустройстве РСФСР», которое имело большое значение для дальнейшего развития и укрепления суда, как в самой России, так и в нынешних странах, расположенных на территории Средней Азии.

В соответствии с этим Положением, было подготовлено «Положение о судоустройстве Туркестанской АССР», которое декретом ЦИК Туркестанской АССР от 14 декабря 1923 г. было введено в действие.

Это Положение на территории Туркреспублики установило нижеследующую судебную систему:

- народный суд, рассмотрению которого подлежала основная масса уголовных и гражданских дел. В этих судах судья рассматривал дела как единолично, так и с участием народных заседателей;

- Областной суд, являвшийся кассационной инстанцией для народных судов и судом первой инстанции по делам, которые ранее рассматривались народными судами с участием шести народных заседателей. Областной суд возглавлял все судебно-следственные учреждения области;

- Туркестанское отделение Верховного Суда РСФСР, действовавшее в составе Президиума, кассационной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по уголовным делам.

В связи с учреждением Туркестанского отделения Верховного Суда РСФСР ему были переданы функции Верховного трибунала при ЦИКе Туркестанской АССР и высшего судебного контроля НКЮ ТуркАССР.

Таким образом, были ликвидированы и Верховный трибунал при ТуркЦИКе, и областные революционные трибуналы, а их функции перешли Туркестанскому отделению Верховного Суда РСФСР и областным судам соответственно.

Как было выше сказано, наряду с народными судами в Туркестане (в том числе в Северном Таджикистане. - X. Г.) некоторое время существовали казийские суды. Сохранение казийских судов было обусловлено бытом и культурой народов Туркестана, в том числе Северного Таджикистана, которые веками были построены на религиозной основе, а шариат столетиями внедрялся в сознание народа этой части земного шара.

4 марта 1919 г. ТуркЦИК издал приказ, согласно которому «всякого рода дела, подсудные до сего времени суду казиев в случае словесного или письменного заявления о желании хотя бы одной из сторон (потерпевшего, обвиняемого, истца, ответчика) перенести свое дело из мусульманского суда на рассмотрение суда народного, - должны быть обязательно в недельный срок передаваемы казнями, их съездами в народные суды республики для нового рассмотрения этих дел по существу. Требования о передаче дел могут быть заявлены во всяком положении дела, но не позднее месячного срока со дня постановления приговора или решения не только в мусульманских судах, где разбиралось дело, но и в местных народных судах, которые в этом случае обязаны истребовать подлинное дело из мусульманского суда и рассмотреть его по правилам суда народного».

СНК Туркестанской Республики своим постановлением от 17 июня 1919г. сначала упразднил казийские суды, но в 1921 г., в силу вышеназванных причин и принимая во внимание существовавшее в 1921 г. военное положение, СНК Туркестана частично восстановил эти суды.

Казийскому суду были подсудны дела коренного населения, вытекающие из семейного права, наследственного права, разрешение споров о правах пользования землей в пределах норм, установленных Положением о трудовом землепользовании. Казии рассматривали те уголовные и гражданские дела, которые не входили в подсудность народного суда.

Съезды казиев, как вышестоящая (апелляционная) инстанция для казийских судов, состояли из 3-6 судей, собирались не реже одного раза в месяц и рассматривали жалобы на решения и приговоры казийских судов. Кассационной инстанцией для казийских судов являлся мусульманский отдел Совета народных судей.

Деятельность казийских судов была под особым присмотром местных Советов. Для этого 23 декабря 1922 г. постановлением ТуркЦИКа и Совета Народных Комиссариатов было принято «Положение о казийских судах». Согласно этому Положению, для рассмотрения в казийских судах, как уголовных, так и гражданских дел обязательным условием являлось согласие сторон. При нежелании хотя бы одной стороны дело передавалось в народный суд (ст.2 Положения о казийских судах).

Положение, ограничивая подсудность казийских судов, ликвидировало апелляционную инстанцию и заодно поставило деятельность казийских судов под контроль народных судов.

Среди коренного населения день ото дня поднимался авторитет народных судов, и тем самым население все реже обращалось к казийским судам, особенно по уголовным делам.

Согласно постановлению ЦИК и СНК ТуркАССР от 1924 г., все уголовные дела были изъяты из ведения казийских судов и переданы на рассмотрение народных судов.

2 сентября 1920 г. был свергнут бухарский эмир и провозглашена власть народа в лице Бухарского Революционного Комитета. Как мы уже писали, центральные, южные и западные районы Таджикистана входили в состав Бухарского эмирата под названием Восточной Бухары и имели специфическое судоустройство.

После первых дней становления Бухарский Революционный Комитет предпринял большие усилия для создания новых органов государства, в том числе и для создания новых судебных органов. Правительство Бухарской Народной Советской Республики (БНСР) своим декретом от 2 сентября 1920 г. провозгласило ликвидацию дореволюционных казийских судов. Были созданы народные советские суды и народные казийские суды, а в качестве кассационной инстанции для народных казийских судов был учрежден Совет Народных Казиев.

В русских поселениях Бухары после революции были созданы народные суды, которые ничем, не отличались от судебных учреждений Туркестанской АССР как по своей организационной структуре, так и по методу работы. После образования БНСР эти суды перешли в подчинение Назирата Юстиции БНСР.

Вновь образованные народные суды руководствовались «Положением о советском народном суде», утвержденном на II сессии ВсебухЦИКа 19 декабря 1921 г. Согласно Положению, расследование по уголовным делам вели сами народные судьи. Народный суд действовал в составе судьи и двух народных заседателей.

В соответствии с решением X съезда РКП (б), при организации новой системы судов в республиках Средней Азии необходимо было учитывать, кроме их социально-политической отсталости, и особенности «исторического прошлого, быта и культуры их народностей», поэтому казийские суды, форма деятельности которых была понятна народу, были временно сохранены. Но следует подчеркнуть, что сохраненные народные казийские суды руководствовались в своих приговорах и решениях теми нормами шариата, которые не противоречили революционному правосознанию и законам Советской республики.

Народные казийские суды были созданы в вилоятах, туменях и кентах, они рассматривали единолично все уголовные и гражданские дела, возникающие в пределах вилоятов, туменов и кентов, за исключением дел, касающихся должностных преступлений, а также политического и военного характера. Эти дела были подсудны военному трибуналу БСНР. Наряду с этими судами в БСНР существовали Верховный революционный трибунал и военный трибунал БСНР с подчинением Назирату Юстиции.

Кроме вышеуказанных судов, на основании решения Особого совещания при участии представителя Главного Командования Вооруженных Сил СССР, членов Реввоенсовета Туркфронта и Средазбюро ЦК РКП (б) на территории БСНР действовал и военный трибунал 13 армейского корпуса.

ВсебухЦИК 5 января 1924 г. принял Положение о судоустройстве БСНР, которое имело огромное значение в деле развития и демократизации судебных органов. Согласно Положению, в БСНР функционировали такие суды:

1. Народный суд и суд казиев в городах, туменях, кентах, они действовали в качестве судов первой инстанции.

2. Окружной суд, являвшийся кассационной инстанцией в отношении народных и казийских судов и судом первой инстанции по делам, превышающим подсудность народных и казийских судов.

3. Верховный Суд - высший орган судебного надзора в БСНР.

В народных судах и суде казиев рассмотрение дел происходило как единолично, так и коллегиально с участием двух народных заседателей.

Надзор за деятельностью народных и казийских судов в качестве кассационной инстанции был возложен на окружной суд.

Высшим судебным органом республики являлся Верховный Суд БСНР. Он осуществлял судебный контроль над всеми судами республики. Верховный Суд рассматривал в кассационном порядке в составе трех членов дела, рассмотренные окружными судами, и по первой инстанции особо важные уголовные и гражданские дела под председательством заместителя Председателя Верховного Суда, с участием одного члена Верховного Суда и одного народного заседателя, избранного Президиумом ВсебухЦИКа.

Верховный Суд БСНР действовал в составе: Президиума, Пленума, судебных коллегий по уголовным и по гражданским делам, а также дисциплинарной коллегии.

В 1922 г. по решению ВсебухЦИКа была создана Чрезвычайная Диктаторская Комиссия (ЧДК) по делам Восточной Бухары, ей была предоставлена вся полнота власти.

ЧДК при себе организовала временный Отдел военного трибунала, переименованный впоследствии в Дюшамбинский военный трибунал, председатель и члены которого назначались, согласно инструкции, самой ЧДК.

Согласно Инструкции, изданной ЧДК, казийские суды назначались отделом юстиции, который следил за работой казиев и требовал от них ежемесячных отчетов Суд казиев назывался в зависимости от места его расположения: кентский, туменский, вилоятский. Высшим судебным органом для казийских судов был учрежденный при ЧДК Совет Народных Казиев, который являлся апелляционной инстанцией, и его решение было окончательным.

После создания временного ЦИКа Советов Восточной Бухары был учрежден окружной суд Восточной Бухары, который был одним из первых судов, созданных по типу судов Советской России, и состоял из 13 членов. Окружной суд рассматривал только уголовные дела и поэтому состоял из одного уголовного отдела. До национально - государственного размежевания на территории Восточной Бухары существовал один окружной суд и 25 учтенных казийских судов.

20 сентября 1924 г. V Всебухарский Курултай Советов по инициативе РКП (б) принял решение о национально - государственном размежевании республик Средней Азии. В результате этого «грубого и несправедливого исторического размежевания» была образована Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Узбекской ССР.

Для наблюдения за революционной законностью, а также для организации руководства и инструктирования судебных учреждений, прокуратуры, органов следствия постановлением Ревкома Таджикской АССР был создан Народный Комиссариат Юстиции Таджикской АССР.

23 марта 1924 г. малый Президиум ЦИК Советов УзССР постановил создать отделение Верховного Суда УзССР в Таджикской АССР, и тогда же было утверждено Временное положение о Таджикском отделении Верховного Суда УзССР. Ревком Таджикской АССР предложил НКЮ и Верховному Суду немедленно приступать к организации народных судов и следственных участков. Уже в середине 1926 г. существовало 13 народных и 4 окружных суда.

Таким образом, до упразднения Таджикского отделения Верховного Суда УзССР на территории Таджикской АССР были созданы следующие советские судебные учреждения: народные суды, окружные суды, Таджикское отделение Верховного Суда УзССР.

Высшим судебным органом Таджикской АССР являлось Таджикское отделение Верховного Суда УзССР. При нем существовали такие структуры: Президиум отделения, кассационная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по уголовным делам. Таджикское отделение Верховного Суда УзССР не имело гражданской коллегии. Все рассмотренные окрсудами гражданские дела по жалобам или протестам направлялись в Верховный Суд УзССР, расположенный в городе Самарканде. Кассационная коллегия по уголовным делам рассматривала кассационные жалобы и протесты на приговоры окружных судов, а судебная коллегия по уголовным делам Таджикского отделения в порядке первой инстанции рассматривала отнесенные к ее подсудности уголовные дела.

Всего Таджикским отделением Верховного Суда УзССР в 1925-1926 гг. было получено 110 дел, из которых были рассмотрены выездными сессиями -82 дела, судебной коллегией - 12, прекращено - 15 дел. Из всех полученных дел Верховному Суду УзССР были подсудны 3 дела, остальные подсудны окружным судом. В кассационном порядке было рассмотрено 181 уголовное дело.

Вместо упраздненного Таджикского отделения Верховного Суда УзССР постановлением ЦИК Таджикской АССР от 19 июня 1927 г. был организован Главный Суд Таджикской АССР, а в вилоятах - уполномоченные Главсуда, вместо ликвидированных окружных судов.

Главный Суд осуществлял свою деятельность на правах окружного суда, распространяя ее на всю территорию Таджикистана. Надзор над народными судами и общее руководство было возложено на Главный Суд. Главный Суд являлся кассационной инстанцией по делам, рассмотренным народными судами республики; судом первой инстанции в отношении тех дел, которые законом были отнесены к ведению окружных судов. Главный Суд Таджикской АССР действовал в составе Пленума, Президиума, судебной и кассационной коллегии по уголовным и гражданским делам.

Хотя в вилоятах и Горно-Бадахшанской автономной области находились уполномоченные Главного Суда, однако вскоре постановлением ЦИКа Советов Таджикской АССР институт уполномоченных Главного Суда был упразднен и вместо них было созданы постоянные сессии повилоятам.

Верховный Суд УзССР был высшим судебным органом, осуществляющим контроль над всеми судебными учреждениями как УзССР, так и Таджикской АССР.

Такая судебная система в Таджикской АССР существовала до 1929 г., т.е. до вхождения Таджикистана в состав Союза ССР в качестве союзной республики.

В первые годы существования Таджикской АССР, наряду с вновь созданными советскими судами сохранялись и казийские суды. Для их функционирования, постановлением Ревкома Таджикской АССР было введено в действие «Положение о шариатских судах казиев Таджикской республики». Согласно Положению, казийские суды могли быть учреждены только по желанию большинства населения (ст.1).

Количество и распределение казийских судов по вилоятам определялось окрсудом и утверждалось Ревкомом Таджикской АССР. Согласно Положению, в каждом вилояте избиралось не более трех казиев и столько же кандидатов в казии. Советское правительство Таджикской АССР принимало меры по усилению контроля над судами казиев, поэтому Ревкомом Таджикской АССР было принято новое «Положение о судах казиев Таджикской АССР», после чего было отменено Положение о шариатских судах казиев Таджикской республики. Такие мероприятия были направлены к вытеснению казийских судов. Согласно «Положению о судах казиев», из ведения казийских судов полностью были изъяты уголовные дела и оставлена им подсудность гражданских дел по искам, не превышающим 500 рублей и дела брачного, опекунского и наследственного права.

К началу 1927 г. в Таджикской АССР действовали 15 казийских (шариатских) судов, и эти суды все еще оставались действующим судебным учреждением и выполняли по существу функции мировых судей. Но, тем не менее, в 1927 г. шел процесс вытеснения казийских судов: если в начале 1927 г. существовало 15 казийских судов, то после 1 апреля их осталось всего 5 на всю Таджикскую АССР. Ввиду формального прекращения обращения населения к казийским судам, ЦИК и СНК Таджикской АССР своим постановлением от 30 июля 1928 г. упразднили казийские суды. Что же касается казийских судов на территории северных районов Таджикистана, в то время находившихся непосредственно в составе Узбекской ССР под названием Ходжентского округа, то они находились в аналогичном положении. Ходжентский казийский суд, как и все существовавшие на территории Узбекской ССР казийские суды, ввиду прекращения обращаемости населения, был упразднен постановлением ЦИК и СНК Узбекской ССР от 18 февраля 1928г.

16 октября 1929 г. на III Чрезвычайном съезде Советов Таджикистана была принята Декларация об образовании Таджикской Советской Социалистической Республики. В марте 1931 г. IV съезд Союза ССР утвердил постановление сессии ЦИК СССР и тем самым окончательно оформил принятие Таджикской ССР в состав СССР.

После преобразования Таджикистана в союзную республику были изменены и судебные органы. Теперь в Таджикистане был образован Верховный Суд - высший орган судебного надзора. Он состоял из Пленума Президиума, судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам. В Таджикской ССР постановлением ЦИК и СНК Таджикской ССР были введены джамаатские суды, которым были подсудны те же категории споров, что и казийским судам до 1928 г. Конституция СССР 1936 г. отнесла регулирование судоустройства к ведению СССР. В августе 1938г. был принят Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в соответствии с которым, в Таджикский ССР действовали три звена судов: а) народные суды; б) областные суды; в) Верховный Суд Таджикской ССР.

В 50-е годы в законодательстве произошли изменения, направленные на расширение компетенции суда. Президиум ВС СССР издал Указ «Об образовании Президиумов в составе Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей», эти Президиумы стали рассматривать дела в порядке надзора, который усилил роль суда в обществе.

Данным указом были созданы Президиум Верховного Суда ТаджССР, Президиум областных судов, суда г. Душанбе и Президиум суда Горно-Бадахшанской автономной области.

Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. был издан Закон «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик». Данный нормативный акт закрепил принципиальные положения о судебной системе и структуре судов, обязательные для всех союзных республик. Что касается военных трибуналов, то они на территории ТаджССР действовали в соответствии с Положением о военных трибуналах от 25 декабря 1958 г.

В соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик, в Таджикской ССР был принят Закон о судоустройстве Таджикской ССР. В структурном отношении данный закон включал следующие разделы:

- общие положения;

- районный (городской) народный суд;

- областные суды;

- Верховный Суд Таджикской ССР;

- судебные исполнители.

В законе были определены задачи суда, принципы правосудия, судебная система, структура и порядок формирования судов, а также была предусмотрена подотчетность судей своим избирателям.

Все судьи избирались сроком на пять лет. Народный суд был основным звеном судебной системы и рассматривал все дела, кроме тех, которые были подсудны вышестоящим судам в качестве первой инстанции.

Областные суды действовали в составе президиума, судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам. Областные суды рассматривали дела в качестве первой, кассационной, надзорной инстанции.

Верховный Суд Таджикской ССР избирался Верховным Советом ТаджССР, при нем был образован Пленум, президиум, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. Верховный Суд рассматривал дела в качестве первой, кассационной, надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В связи с принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции Таджикской ССР 1978 г., в законодательство о судоустройстве были внесены изменения. Законом СССР от 25 июня 1980 г. Верховный Совет СССР утвердил новую редакцию Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР и Положения о военных трибуналах.

Новый закон Таджикской ССР «О судоустройстве в Таджикской ССР», который был принят на основании Основ законодательства о судоустройстве, не привел к коренным изменениям в судоустройстве Советского Таджикистана. На момент принятия этого закона уже функционировал Душанбинский городской суд, приравненный своей компетенцией к областным судам. Закон перечислял суды, входящие в судебную систему Таджикской ССР: Верховный Суд, областные суды, Душанбинский городской суд, суд Горно-Бадахшанской автономной области и районные (городские) народные суды.

Полномочия судов по разрешению дел, порядок комплектования кадров судов, избрания судей, структура судов оставались неизменными.

Закон о судоустройстве Таджикской ССР 1981 г. регулировал также вопросы судебного управления, которое выражалось как «организационное руководство судами». Минюсту было поручено руководство по вопросам организации судов, проведения выборов судей и народных заседателей, руководство работой с кадрами судов, проверка организации работы судов, изучение и обобщение судебной практики, организация работ по ведению судебной статистики и т.д.

13 ноября 1989 г. был принят новый общесоюзный нормативно-правовой акт о судоустройстве - «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве». Закон содержал норму, предоставляющую союзным республикам в порядке, установленном их законодательством, решать вопрос о виновности подсудимых по делам о преступлениях, за которые законом была предусмотрена смертная казнь, судом присяжных. Но данная норма осталась не реализованной, поскольку Советский Союз был упразднен, союзные республики, в том числе и Таджикистан, объявили о своем суверенитете и независимости, и каждая из них стала избирать тот путь в формировании судебной системы, который казался ей наиболее эффективным.

События, проходившие в начале 90-х годов прошлого века, на территории Таджикистана, не давали возможности для надлежащего функционирования государственных органов, в частности, вовремя не были приняты законы, регулирующие деятельность судов. После принятия новой Конституции Республики Таджикистан и формирования Высшего законодательного органа страны, в 1995 г. было принято сразу несколько конституционных законов, касающихся судов. Конституция и конституционные законы предусматривали такую судебную систему Республики Таджикистан: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Экономический Суд, военный суд, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды, суд города Душанбе, городские и районные суды, экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды, экономический суд города Душанбе.

8 августа 2001 г. был принят Конституционный закон «О судах РТ». Теперь вместо пяти конституционных законов, кроме Конституционного закона «О Конституционном Суде РТ», которые детально регламентировали отдельные вопросы судебной системы, действует новый конституционный закон со многими упущениями и недостатками.

На оснований вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. до Октябрьской революции на территории Таджикистана правосудие осуществлялось отдельными лицами - эмиром, кази - каляном, раисами во главе с ишан-раисом - блюстителем шариата, Куш-беги, беками и амлякдарами, т.е. теми, кто имел эти должности. Позже действовали и казийские суды (в Восточной Бухаре - центральные и южные части Таджикистана) и царские суды (в Туркестанском генерал-губернаторстве - северные части Таджикистана);

2. декрет о суде №1, принятый 22 ноября 1917 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР, стал основой для создания, формирования и функционирования судебных органов на территории нынешнего Таджикистана;

3. хотя была провозглашена ликвидация старых судов как в Туркестанском АССР, так и БСНР, тем не менее казийские суды существовали еще определенное время, при этом при осуществлении правосудия они руководствовались законами Советов и теми нормами шариата, которые не противоречили революционной совести и революционному правосознанию;

4. действовавшие в Таджикской АССР казийские суды были упразднены принудительным путем. Хотя в отчетах НКЮ отмечалось, что население редко обращалось к казийским судам, на самом же деле, согласно статистике, казийские суды в 1927 г. рассматривали большое количество дел и по существу выполняли роль мировых судей. Создание мировых (джамаатских) судов является актуальным и в настоящее время, это помогло бы работе профессиональных судей;

5. судебные звенья в Таджикистане остались неизменными с 1936 г. после принятия Конституции СССР и Закона «О судоустройстве СССР» с учетом административно - территориального деления республики.

 

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович - к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ