20.12.2011 4011

Порядок формирования Конституционного Суда Республики Таджикистан

 

Специализированные органы (суды) конституционного контроля по порядку формирования, составу и организации значительно отличаются. От того или иного решения этих вопросов зависит надлежащее функционирование данных органов и эффективное осуществление поставленных перед ними задач.

Способы формирования конституционных судов (советов, трибуналов) в различных странах весьма разнообразны. В некоторых странах практикуется чисто парламентский способ их формирования (Венгрия, Германия, Польша), а в некоторых других члены КС назначаются исключительно исполнительной властью (Бельгия, Австрия, Турция, Кипр). Однако в подавляющем большинстве стран мира в образовании специализированных органов конституционного контроля в той или иной форме (либо самостоятельно, либо совместно) участвуют две или три ветви власти. В основном это законодательная и исполнительная власти (Австрия, Албания, Армения,

Российская Федерация, Румыния, Франция и др.). В сравнительно небольшом числе стран в формировании специализированного органа конституционного контроля, помимо законодательной и исполнительной властей, участвует и судебная власть в лице, как правило, высшего органа судейского самоуправления (Испания, Италия, Литва, Молдова и др.).

Основы формирования Конституционного Суда в Таджикистане определяются и Конституцией (численность) и Конституционным законом РТ «О Конституционным Суде РТ» (порядок). Численность судей, которая определена Конституцией (ст.89) для Конституционного Суда, - семь, это полный состав Конституционного Суда Таджикистана (численность судей КС Андоры-4, Молдавии-6, Армении-9, Италии-15, Германии-16, России-19).

Судей Конституционного Суда избирает Маджлиси Милли Маджлиси Оли по представлению Президента республики. Согласно ч.2 ст.6 Конституционного закона, Конституционный Суд считается сформированным и вправе приступить к своей деятельности при условии избрания не менее двух третей его состава. В случае выбытия судьи КС из состава Суда Маджлиси Милли Маджлиси Оли РТ на сессии избирает на его место другое лицо в порядке, установленном Конституционным законом «О Конституционном Суде РТ» (ч.З ст.6). Но надо отметить, что данный закон не предусматривает никакого порядка избрания на вакантное место судьи (неясно, судью избирают на очередной сессии Маджлиси Милли или только для решения этого вопроса созывают внеочередную сессию). В любом случае законодатель должен заполнить данный пробел и уточнить, что в случае выбытия судьи КС из состава суда избрание другого лица на вакантное место должно быть осуществлено не позднее одного месяца со дня открытия вакансии. Для того чтобы не страдали интересы конституционного правосудия, а КС не оказался заложником политических игр, было бы желательно в дальнейшем вместо слов «если срок полномочий судьи КС РТ истекает в период рассмотрения дела с его участием, то его полномочия сохраняются до окончательного рассмотрения этого дела» (ч.2 ст.5 Конституционного закона) предусмотреть, такое положение: судья Конституционного Суда, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи Конституционного Суда до избрания на должность нового судьи. Такие или подобные механизмы могут способствовать стабильному функционированию КС, ограждать его от манипуляций, особенно тогда, когда предстоит рассматривать политически значимые вопросы.

После избрания или назначения на должность судьи Конституционного Суда законодательства большинства стран предусматривают принесение присяги главе государства (Испания, Словакия, Чехия), или парламенту и Президенту (Украина, Армения). Присяга - один из важнейших атрибутов вступления в должность судьи Конституционного Суда, составная часть процедуры формирования Конституционного Суда. Именно с момента принятия присяги судья считается вступившим в должность.

В Таджикистане судья Конституционного Суда после избрания приводится к присяге на сессии Маджлиси Милли Маджлиси Оли РТ (ч.2 ст.7 Конституционного закона).

Лица, претендующие на должность судьи Конституционного Суда, должны отвечать определенным требованиям, которые предъявляет к ним Конституционный закон «О Конституционном Суде РТ». Ст. 4, в частности, предусматривает, что кандидатом на должность судьи КС может быть гражданин РТ не моложе 30 и не старше 60 лет, имеющий высшее юридическое образование и профессиональный стаж работы не менее 10 лет.

В этих требованиях, главным образом, делается упор на обеспечение избрания в Конституционного Суда людей, обладающих значительным жизненным опытом. Однако, очевидно, что здесь слабо выделены требования относительно квалификации. В частности, было бы целесообразно, если в Таджикистане законодатель включить в упомянутый закон также пункт и об обладании судьей высокой квалификацией в области права, как того требует ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ» для кандидатов в судьи Конституционного Суда. Такое требование согласуется с той ролью, которую призван играть специальный орган конституционного контроля в механизме государственной власти. Несомненно, высокая юридическая квалификация членов органов конституционного правосудия положительно отразится на деятельности, стиле судебной практики и авторитете данного суда. Исходя из этого, мы считаем, что законодатель учтя вышеизложенное, в качестве обязательного требования к кандидатам на должность судьи КС должен дополнить ст.4 Конституционного закона следующим требованием «а также обладающий высокой квалификацией в области права» и далее по тексту.

Важными вопросами организации Конституционного Суда являются порядок назначения (избрания) и статус его Председателя. Следует отметить, что действующая модель избрания Председателя Конституционного Суда РТ плохо согласуется с принципами независимости суда и равенства прав членов КС. Избрание Председателя КС вне суда, т.е. на сессии Маджлиси Милли Маджлиси Оли, в известном смысле ставит его в особое положение по отношению к другим членам КС, увеличивает степень его политизации. На наш взгляд, было бы целесообразно Председателя КС выбирать непосредственно судьям Конституционного Суда на ограниченный срок, например на 5 лет, с правом повторного избрания, с возможностью досрочного прекращения его председательских (а не судейских) полномочий. Утверждение же его должен производить Маджлиси Милли. Это в значительной мере уравняет позиции Председателя и других судьей КС и укрепит независимость суда в целом и его членов в отдельности.

Если обратиться к мировому опыту, то здесь имеются различные варианты решения этого вопроса. В ряде стран (Австрия, Германия, Франция) председателя органа конституционного контроля избирает (назначает) формирующий его орган. В другой группе стран (Италия, Португалия, Россия) председатель избирается самим судом. При этом, как правило, устанавливается определенный срок его полномочий, по истечении которого допускается переизбрание прежнего председателя на новый срок, но иногда лишь однократно. В России, например, Председатель КС избирается сроком на три года, а по истечении срока полномочий он может быть избран повторно. Полномочия председателя могут быть прекращены досрочно по его заявлению или по инициативе не менее чем пяти судей на основании решения о досрочном освобождении от должности, принятого тайным голосованием большинством не менее чем в две трети голосов от общего числа судей Конституционного Суда. При совершенствовании таджикской модели избрания Председателя КС было бы уместно и целесообразно воспользоваться российским опытом.

Конституционный закон (ст. 17) достаточно определенно предусматривает полномочия и функции Председателя КС. Сохраняя все свои полномочия как судьи КС, Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой дел и иных вопросов к рассмотрению на заседании КС; созывает заседания КС, вносит на его рассмотрение вопросы и председательствует на них; ежегодно направляет послание Маджлиси Оли и Президенту РТ о состоянии конституционной законности в республике; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами; определяет обязанности заместителя Председателя КС; организует работу судей КС; представляет на утверждение КС его регламент; вносит в Конституционный Суд представление по вопросу о конституционности руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда и Высшего экономического Суда РТ, а также о конституционности закона, примененного в конкретном деле в любой судебной инстанции и т.д.

В отличие от Председателя Конституционного Суда, его заместитель в большинстве стран (Армения, Россия) избирается непосредственно самим судом. В Таджикистане же Конституционный закон предусматривает, что заместитель Председателя избирается также Маджлиси Милли Маджлиси Оли, что, на наш взгляд, не вполне корректно. Мы считаем, что заместителя Председателя КС РТ должны избирать сами судьи КС также на ограниченный срок (5 лет) с возможностью досрочного прекращения его полномочий (заместителя Председателя КС), утверждение же его должно производиться Маджлиси Милли. Право внесения кандидатуры заместителя Председателя КС должно принадлежать не только Председателю КС, но и всем судьям КС. Заместитель Председателя КС избирается и отзывается тайным голосованием большинством из числа судей КС. По нашему мнению, все это вполне уместно, так как предотвращает увеличение степени политизации Конституционного Суда. Заместитель Председателя КС РТ не наделяется собственными полномочиями. Заместитель Председателя КС РТ замещает Председателя в случае его отсутствия или при невозможности осуществления им своих функций выполняет по уполномочию Председателя КС РТ отдельные его функции (ст. 18 Конституционного закона). Полномочие Маджлиси Милли по поводу самостоятельного избрания Председателя, заместителя Председателя ограничивает права судьи КС на внесение этих кандидатур и инициирование его досрочного освобождения, а также противоречит принципам независимости судей КС. В целях предупреждения возникновения бюрократических тенденций в нормальной и целесообразной организации работы суда, на наш взгляд, было бы правильно, во-первых, определять кандидатуру Председателя, заместителя Председателя КС рейтинговым голосованием; во-вторых, ограничить срок его полномочий, например, пятью годами и т.д.

КС осуществляет свою деятельность в такой организационно-правовой форме, как заседание КС, которая закреплена в Конституционном законе.

Рассмотрение дел, дача заключений, рассмотрение вопросов приостановления полномочий судей и принятие Регламента в Конституционном Суде производятся в составе не менее двух третей судей от их общего числа. Заседание КС по другим вопросам правомочно, если в нем принимает участие более половины состава судей.

В некоторых странах (Германия, Россия, Франция) органы конституционного контроля имеют сложную организационную структуру, которая во многом обусловлена их компетенцией. В этих странах Конституционный Суд осуществляет свои полномочия и в виде пленарных заседаний с участием всех членов и в более узких формах - коллегии (палаты, секции и др.), имеющих право выносить решения от имени всего органа. Наличие таких организационных подразделений позволяет быстрее разрешать дела, не допуская их затягивания. В России КС состоит из пленума, который имеет исключительную компетенцию, и двух палат, компетенция которых не разграничена. Решения всех организационных подразделений обладают равным юридическим значением.

В Таджикистане пока не имеется объективных предпосылок для введения новой организационно-правовой формы деятельности КС. Дело в том, что Конституционный закон устанавливает, что рассмотрение вопроса должно быть окончено в Конституционном Суде РТ в течение шести месяцев с момента получения соответствующего повода (представление и ходатайство) (ст.45) и в связи с тем, что пока в практике обращений в КС не так уж много, КС может рассматривать в своем заседании все дела.

Исходя из всего вышеизложенного, можно заключить что Конституционный закон РТ «О Конституционном Суде РТ» требует существенных изменений и дополнений.

 

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович - к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ