20.12.2011 3760

Основные звенья экономических судов Республики Таджикистан

 

Система экономических судов в Таджикистане в основном связана с административно-территориальным устройством республики. В нее входят: Высший Экономический Суд РТ, экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и экономический суд города Душанбе.

Экономические суды РТ подразделяются на суды двух звеньев:

1. основное (низшее) звено - экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей, и экономический суд города Душанбе;

2. высшее звено - Высший Экономический Суд РТ.

Отметим, что в ряде государств - участников СНГ, таких как Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, хозяйственные (экономические) суды основного звена образуются только на областных уровнях (в их столицах тоже, так как столицам придан статус области. - Х.Г.).

Законодательство Республики Таджикистан не предусматривает создания экономических судов на районном уровне. Исходя из этого требования, экономическими судами основного звена считаются областные экономические суды. Отсюда следует, что производство в экономических судах основного звена должно занимать центральное место, поскольку именно здесь в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед хозяйственным судопроизводством.

Конституционный закон «О судах РТ» не предусматривает создания судебных коллегий в экономических судах основного звена, что, по нашему мнению, является существенным упущением законодателей. Мы считаем, что в составе областных экономических судов целесообразно и эффективно создавать судебную коллегию по проверке в апелляционном порядке законности и обоснованности судебных решений, не вступивших в законную силу, как в Республике Беларусь или Республике Кыргызстан. После изучения ряда экономических дел в Высшем Экономическом Суде Таджикистана, а также после проведения социологических опросов среди судей и участников хозяйственного судопроизводства в областях, мы пришли к следующему выводу: 96% опрошенных высказались «за» образование апелляционной коллегии в составе областных экономических судов. Чтобы судебные решения экономических судов основного звена проверялись в апелляционном порядке в Высшем Экономическом Суде, сторонам приходится расходовать значительные суммы и решать ряд проблем. Например, для стороны экономического спора из Согдийской области или Горно-Бадахшанской автономной области попасть зимой или в начале весны в столицу - г. Душанбе - весьма сложная проблема, так как они могут прилететь только самолетом. Приобретение же авиабилета в эти периоды практически невозможно из-за погодных условий, подорожания стоимости билета в несколько раз и т.д. Многие участники (стороны) хозяйственного процесса остаются неудовлетворенными решением экономических судов основного звена, но такие и подобные проблемы становятся преградой для их обжалования в апелляционном порядке.

Мы считаем, что такая проблема существует и в арбитражных судах Российской Федерации. Статья 3 ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» предусматривает, что систему арбитражных судов в России составляют: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, т.е. арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Арбитражным апелляционным судам были переданы полномочия арбитражных судов субъекта Российской Федерации по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов первой инстанции. А как двадцать арбитражных апелляционных судов, созданных в России будут рассматривать в апелляционном порядке решения арбитражных судов субъектов Российской Федерации и настолько это эффективно и облегчает доступность правосудия в России, покажет время.

Обязанности по разрешению хозяйственных (экономических) дел распределяются между судьями председателем с использованием территориального (зонального), предметного (функционального) и предметно-зонального принципа распределения дел.

Судья, принявший дело к производству, проводит подготовку его к рассмотрению на заседании экономического суда. Он единолично выносит определение о принятии дела к производству (ст. 106 ХПК РТ). В определении указывается о принятии искового заявления, назначении дела к рассмотрению на заседании экономического суда, о времени и месте его проведения, необходимых действиях по подготовке дела к рассмотрению на заседании.

По первой инстанции дела обычно рассматриваются в экономических судах единолично. Однако дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) могут быть рассмотрены и коллегиально (ч.2 ст. 14 ХПК). По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально, т.е. допускается также рассмотрение дел по первой инстанции судом в составе судьи - профессионала и двух народных заседателей.

При коллегиальном рассмотрении дел состав суда пользуется равными правами, вопросы, возникающие при рассмотрении дела, решаются большинством голосов, причем никто не вправе воздержаться от голосования.

Согласно ст. 92 Конституционного закона «О судах РТ», к полномочиям экономических судов Горно-Бадахшанской автономной области, областных экономических судов, экономического суда города Душанбе относятся:

- рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных экономическим судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан;

- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам, принятых ими и вступивших в законную силу, судебных актов;

- изучение и обобщение судебной практики; анализ судебной статистики.

- рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственные экономическим судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан;

- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам, принятых ими и вступивших в законную силу, судебных актов;

- изучение и обобщение судебной практики; анализ судебной статистики.

Статистические данные о количестве рассмотренных экономических дел экономическими судами основного звена Таджикистана показывают, что в 2002 г. ими было рассмотрено 439 дел; в 2003 г. - 492 дела, в 2004 г. - 517 дел, что, по нашему мнению, является очень незначительным. По данным Совета Юстиции РТ, экономическим судом Горно-Бадахшанской автономной области в 2002 г. было рассмотрено всего 9 дел, в 2003 г. - 12 дел; в 2004 г. - 11 дел. Другое положение дел сложилось в Согдийской области. По первой инстанции экономические споры большинства разрешаются в экономическом суде Согдийской области. Согдийский областной экономический суд в 2002, 2003, 2004 гг. рассматривал 299, 304 и 351 дел соответственно. Причинами такой разницы, показателей по нашему мнению, являются:, во-первых, то, что в северной части Таджикистана работает много хозяйствующих субъектов и функционирует много заводов, предприятий, организаций; во-вторых, граждане в северной части Таджикистана больше обращаются к судебным органам; в-третьих, у жителей севера республики более развиты правовое знание и правовая культура.

Конституционный закон «О судах РТ» предусматривает, что экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные экономические суды, экономический суд города Душанбе вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Таджикистан о конституционности примененного закона, по конкретному делу. Однако в период с 1995 по 2004 гг. этим правом не только экономические суды основного звена, но и Высший Экономический Суд РТ не воспользовались.

Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные экономические суды, экономический суд города Душанбе состоят из председателя и судей, а в экономических судах, состоящих из пяти и более судей, устанавливается должность заместителя председателя. Принимая это во внимание, по нашему мнению, областные экономические суды приравниваются городским, районным судам общей юрисдикции (по численности), а также имеют почти равные процессуальные полномочия (кроме пересмотра экономическим судом по вновь открывшимся обстоятельствам, принятые ими и вступившие в законную силу, судебные акты).

Председателя областных экономических судов, их заместителей, а также судей областных экономических судов назначает Президент РТ по представлению Совета Юстиции Республики Таджикистан.

Председатель экономического суда основного звена организует работу экономического суда; осуществляет процессуальные полномочия, установленные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Таджикистан; формирует судебные составы для коллегиального рассмотрения дел; осуществляет общее руководство аппаратом экономического суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, за исключением судебных исполнителей, принимает меры по сохранности государственного имущества, переданного суду в пользование и т.д.

В целях улучшения деятельности экономических судов, в них постоянно проводятся обобщения судебной практики. С учетом результатов таких обобщений организуется работа по изучению законодательства, повышению квалификации сотрудников, а также по подготовке предложений об изменении и дополнении действующего законодательства.

К функциям экономических судов относится подготовка статистических отчетов по установленной форме. Статистические сведения представляются в определенные сроки в Совет Юстиции РТ и Высший Экономический Суд РТ. Основой этих сведений является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статистической карточки на каждое хозяйственное (экономическое) заявление или жалобу. Ответственность за достоверное и своевременное представление статистической отчетности возлагается на Председателя суда.

 

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович - к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ