20.12.2011 5424

Состав, структура и полномочия Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан

 

Высший Экономической Суд Республики Таджикистан, в соответствии со ст.45 Конституционного закона РТ «О судах РТ», является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых экономическим судом. Высший Экономический Суд также осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

При этом отметим, что в законодательстве почти всех государств - участников СНГ (Беларусь, Российская Федерация, Узбекистан, Кыргызстан, Украина) предусмотрены такие же или схожие нормы о высших судебных органах, где функционируют самостоятельные судебные органы по разрешению экономических споров. Так, ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» предусматривает, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высшие судебные органы по разрешению экономических споров во всех государствах состоят из Председателя, его первого заместителя, заместителей и судей этого суда (Беларусь, Кыргызстан, Узбекистан, Украина).

В состав Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан входят Председатель, его первый заместитель, заместители и судьи. Количество судей Высшего Экономического Суда устанавливает Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по представлению Президента РТ. Численность судей Экономического Суда Азербайджанской Республики (в Беларуси и Узбекистане также - Х.Г.) устанавливает Президент Азербайджана.

Председатель Высшего Экономического Суда РТ, заместители Председателя, включая первого заместителя, и судьи Высшего Экономического Суда РТ избираются Маджлиси Милли Маджлиси Оли по представлению Президента РТ, при этом они должны быть гражданами РТ, иметь высшее юридическое образование, не моложе 30 лет и не старше 65 лет, иметь стаж работы в качестве судьи не менее 5 лет.

Всей работой Высшего Экономического Суда РТ руководит его Председатель, являющийся, в соответствии с Конституционным законом, судьей. Согласно ст.59 Конституционного закона «О судах РТ», Председатель Высшего Экономического Суда осуществляет процессуальные полномочия, установленные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Таджикистан.

Заместители Председателя Высшего Экономического Суда являются судьями и также вправе председательствовать в заседаниях суда. В случаях отсутствия Председателя Высшего Экономического Суда РТ его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя - один из заместителей Председателя.

Кроме того, заместители Председателя, в соответствии с распределением обязанностей, возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Экономического Суда РТ.

Выше было подчеркнуто, что перед экономическим судом Республики Таджикистан и арбитражным судом Российской Федерации поставлены схожие задачи. За исполнением этих задач осуществляют надзор их высшие судебные органы, т.е. Высший Экономический Суд РТ и Высший Арбитражный Суд РФ.

В высших судебных органах по разрешению экономических споров в ряде государств-участников СНГ, таких как Беларусь, Кыргызстан. Российская Федерация, Украина, Узбекистан, созданы структурные подразделения, которые имеют почти схожие составы и полномочия.

В Таджикистане Высший Экономический Суд, согласно ч.2 ст.48 Конституционного закона «О судах РТ», действует в составе:

- Пленума Высшего Экономического Суда РТ;

- Президиума Высшего Экономического Суда РТ;

- Судебной коллегии по проверке в апелляционном порядке законности и обоснованности решений экономических судов, не вступивших в законную силу;

- Судебной коллегии по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений экономических судов, вступивших в законную силу.

В Высшем Арбитражном Суде РФ ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», кроме Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, предусматриваются и судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст.11).

В Высшем Экономическом Суде рассматриваются и экономические споры в качестве первой инстанции. Так, судьями Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан в 2002 и 2003 гг. было рассмотрено 136 и 225 дел соответственно, а в 2004 г. 150 дел.

Нам представляется, что существование экономических судов как отдельной и самостоятельной ветви судебной системы в Республике Таджикистан неэффективно и нецелесообразно, и поэтому их следовало бы упразднить как отдельную ветвь судебной системы, их функции передать судам общей юрисдикции.

По нашему мнению, во-первых, в Таджикистане еще не очень хорошо развиты экономические правоотношения между хозяйствующими субъектами, так как многие предприятия и учреждения не функционируют. Так что причин для экономических споров нет. Во-вторых, согласно статистическим данным ежегодно экономические суды рассматривают в среднем по 500-600 дел, а для содержания этих органов необходимы штаты и технические работники, здания и служебные автомашины, а для бюджета государства это и накладно и экономически неэффективно. Особо отметим, что в Таджикистане с момента приобретения им независимости бюджет республики принимается всегда с дефицитом на 13-17% от общего дохода государства.

В Высшем Экономическом Суде Республики Таджикистан создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Экономического Суда, которые утверждаются Пленумом Высшего Экономического Суда по представлению его Председателя.

Заместители Председателя Высшего Экономического Суда являются одновременно председателями судебных коллегий. При их отсутствии, по распоряжению Председателя Высшего Экономического Суда, в коллегиях председательствует один из судей Высшего Экономического Суда. Такой порядок создание судебных коллегий в высших судебных органах по разрешению экономических споров предусматривает и законодательство Республики Беларусь, Республики Узбекистан.

Председатель суда, в случае необходимости, вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии Высшего Экономического Суда рассматривают дела в апелляционной и кассационной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом Высшего Экономического Суда.

Судебной коллегией по проверке в апелляционном порядке законности и обоснованности решений экономических судов, не вступивших в законную силу, в 2002 г. было рассмотрено 64 дела, в 2003 г.- 86 дел, а в 2004 г.-139 дел, а в кассационном порядке, ею же в 2002 г. было рассмотрено 46 дел, в 2003 г.-60 дел, а в 2004 г.- 84 дела.

В ходе изучения нами нормативных актов (в том числе и Регламента Высшего Экономического Суда. - Х.Г.), касающихся порядка организации и деятельности Высшего Экономического Суда, мы обнаружили, что большинство из них (Регламент Высшего Экономического Суда тоже) не соответствует Конституционному закону. Они были приняты в соответствии с Конституционным законом «Об экономических судах Республики Таджикистан» от 3 ноября 1995 г., и действуют до сих пор.

Так, глава 2 Регламента Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан называется «Регламент Пленума Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан», и в пункте 2.1.1 говорится, что «в соответствии с Конституционным законом Республики Таджикистан «Об экономических судах РТ» ((!)-Г.Х.) на заседании Пленума Высшего экономического суда Республики Таджикистан председательствует Председатель Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан, а в его отсутствие - первый заместитель Председателя Высшего Экономического Суда РТ», что противоречит ч.З ст.60 действующего Конституционного закона «О судах РТ». Ч.З ст.60 Конституционного закона Республики Таджикистан «О судах РТ» от 8 августа 2001 г. предусматривает, что в случае отсутствия Председателя Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан его полномочия осуществляет первый заместитель и в отсутствие первого заместителя - один из заместителей Председателя Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан, за исключением принесения протеста в Пленум и председательствования на нем (выделено нами. - Х.Г.). Или в пункте 2.1.6. написано: Пленум созывается Председателем Высшего экономического суда Республики Таджикистан по мере необходимости, но не реже двух раз в год (выделено нами. - Г.Х.), что противоречит чЛ ст. 51 Конституционного закона «О судах РТ», где эта проблема решена таким образом: Пленум Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан созывается Председателем Высшего Экономического Суда по мере необходимости, но не реже одного раза в год (выделено нами. -Х.Г.). Таких разночтений очень много и их необходимо устранить.

Президиум Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан действует в составе Председателя Высшего Экономического Суда, его первого заместителя и заместителей.

По решению Пленума Высшего Экономического Суда в состав Президиума Высшего Экономического Суда могут быть введены судьи этого суда.

В заседаниях Президиума Высшего Экономического Суда вправе принимать участие Генеральный прокурор Таджикистана или его заместители. По приглашению Председателя Высшего Экономического Суда в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Совета Юстиции, председатели, заместители председателей, судьи экономических судов и другие лица.

В 2002 г. Президиумом Высшего Экономического Суда Таджикистана было рассмотрено всего 28 дел, в 2003 и 2004 гг. в надзорном порядке было рассмотрено по 30 дел.

Дела по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений экономических судов, вступивших в законную силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам следующих должностных лиц: - Председателя Высшего Экономического Суда РТ и Генерального прокурора РТ на решения и постановления любого экономического суда в Республике Таджикистан, за исключением постановлений Пленума Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан;

- заместителей Председателя Высшего Экономического Суда РТ и заместителей Генерального прокурора РТ на решения и постановления любого экономического суда в Республике Таджикистан, за исключением постановлений Президиума Высшего Экономического Суда.

Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела.

Председатель Высшего Экономического Суда РТ и его заместители вправе приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора.

Протест не может быть принесен по истечении года со дня вступления решения экономического суда в законную силу.

Пленум Высшего Экономического Суда РТ является высшей судебной инстанцией и действует в составе Председателя Высшего Экономического Суда, первого заместителя, его заместителей и судей Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан.

Пленум Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан решает важнейшие вопросы деятельности экономических судов. В его заседаниях вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда РТ, Председатель Верховного Суда РТ, Председатель Совета Юстиции РТ, председатели экономических судов. Участие Генерального прокурора Республики Таджикистан в работе Пленума является обязательным. По приглашению Председателя Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан в заседаниях Пленума могут участвовать судьи экономических судов.

Согласно ст.50 Конституционного закона «О судах РТ», Пленум Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан:

- рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов экономическими судами и дает руководящие разъяснения по вопросам судебной практики;

- рассматривает протесты Председателя Высшего Экономического Суда РТ, Генерального прокурора РТ на Постановления Президиума Высшего Экономического Суда РТ по конкретным делам;

- решает вопрос о внесении в Конституционный Суд РТ представлений о соответствии законов, иных нормативных правовых актов и не вступивших в законную силу договоров РТ Конституции Республики Таджикистан;

- утверждает по представлению Председателя Высшего Экономического Суда состав Президиума, состав судебных коллегий Высшего Экономического Суда РТ;

- по представлению Председателя Высшего Экономического Суда утверждает Регламент Высшего Экономического Суда РТ;

- избирает квалификационную коллегию Высшего Экономического Суда РТ и заслушивает отчет о её деятельности.

Пленум Высшего Экономического Суда Республики Таджикистан созывается его Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год, он правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава.

По вопросам, вынесенным на рассмотрение Пленума, предоставляются материалы в виде: обзоров (обобщений) экономической практики; проектов разъяснений по вопросам применения законодательства; проектов предложений по совершенствованию законодательства; докладных записок по другим наиболее актуальным вопросам деятельности экономического суда.

Материалы представляют председатели коллегий, судьи, руководители отделов Высшего Экономического Суда РТ, председатели экономических судов. К подготовке могут привлекаться члены Научно-консультативного совета, специалисты и научные работники учреждений и организаций по согласованию с их руководством. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленных на Пленум материалов, предложения по вносимому на обсуждение вопросу, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиях. К материалам прилагается проект постановления Пленума.

Заседания Пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации. На закрытых заседаниях присутствуют лишь члены Пленума, руководители правоохранительных органов и специально приглашенные лица.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Высшего Экономического Суда РТ, Генеральным прокурором РТ, председателями экономических судов, председателями коллегий и руководителями структурных подразделений аппарата Высшего Экономического Суда РТ, рассматриваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждениях могут участвовать заинтересованные лица, приглашенные на заседание Пленума.

Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума. После обсуждения при необходимости проект может быть доработан в срок, установленный Пленумом.

Пленумом Высшего Экономического Суда РТ за 2001-2002 гг. не было рассмотрено ни одного дела; за 2003 г. Пленум рассмотрел в надзорном порядке 3 дела, в 2004 г.-5 дел.

«Новая судебная политика, - как пишет профессор СВ. Боботов, - не должна сводиться к концентрации всех прерогатив по разрешению конфликтов и споров в руках судебных органов; напротив, примирительные, арбитражные (это касается, по нашему мнению, и экономических судов РТ. - Х.Г.) процедуры, а также полюбовное разрешение споров в сферах, затрагивающих личный интерес граждан, должны получить широкое распространение. При этом, безусловно, сохраняется право апелляции конфликтующих сторон к судебной власти; в этой сфере суд сохраняет за собой всю полноту контрольных проверочных полномочий».

После исследования нами деятельности судов общей юрисдикции и экономических судов Республики Таджикистан, анализа их судебной статистики, расходов на них как государственных органов, идущих из бюджета государства, и изучения разрешения ими дел, мы может сделать следующие предложения:

1. упразднить экономические суды Республики Таджикистан как отдельную и самостоятельную ветвь судебной системы Таджикистана;

2. создать при суде Горно-Бадахшанской автономной области, областных судах, суде города Душанбе, Верховном Суде Республики Таджикистан судебные коллегии по экономическим делам;

3. полномочия Судебной коллегии по экономическим делам суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов, суда города Душанбе установить следующим образом:

«Судебные коллегии по экономическим делам суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов, суда города Душанбе:

- рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке (имеется в виду в порядке по проверке решений, не вступивших в законную силу. - Х.Г.) и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом»;

4. Судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Таджикистан наделить следующими полномочиями:

- Судебная коллегия по экономическим делам действует в составе Верховного Суда Республики Таджикистан;

- Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Таджикистан:

- рассматривает в кассационном порядке экономические дела;

- рассматривает в порядке надзора экономические дела по протестам Председателя Верховного Суда Республики Таджикистан и его заместителей, Генерального прокурора Республики Таджикистан и его заместителей;

- рассматривает в качестве суда первой инстанции экономические дела в пределах своих полномочий, установленных законом;

- рассматривает заявления лиц, участвовавших в деле, о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, решений, вынесенных Судебной коллегией по экономическим делам по первой инстанции, а также определений кассационной или надзорной инстанций, которыми изменено решение суда первой инстанции или вынесено новое решение;

- обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;

- разрешает иные вопросы, отнесенные законом к ее компетенции;

5. Председатель Судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Таджикистана одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда.

 

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович - к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ