20.12.2011 22470

Тактика производства отдельных следственных действий на первоначальном этапе расследования терроризма

 

Предварительное расследование осуществляется путем производства различных процессуальных и следственных действий. Следственные действия производятся с целью получения доказательств, необходимых и достаточных для установления истины по уголовному делу. Круг следственных действий строго определен уголовно-процессуальным законом (гл. 21, 24-29, 32 УПК РФ). Однако это не значит, что при расследовании каждого уголовного дела все они должны выполняться. Программу действий, последовательность и время проведение следственных действий следователь выбирает самостоятельно, исходя из сложившейся типичной следственной ситуации. Общие положения тактики производства отдельных следственных действий достаточно подробно разработаны в науке криминалистике, поэтому нами будет сосредоточено внимание на особенностях их производства при расследовании терроризма.

Причем, как отмечает А.Н. Васильев, «решающую роль в раскрытии преступления зачастую играют первоначальные действия следователя», поскольку они позволяют получить помимо доказательств еще и ориентирующую информацию об обстоятельствах расследуемого события, выявить источники криминалистически значимой информации по делу, установить и принять меры к розыску подозреваемого лица, предотвратить совершение новых террористических актов.

Таким образом, от качества производства первоначальных следственных действий во многом зависит успех раскрытия в целом.

Осмотр места происшествия.

Осмотр - это следственное действие, которое в соответствии со ст. 176 УПК РФ производится безотлагательно целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Осмотр представляет собой комплекс познавательных действий следователя, заключающихся в непосредственном восприятии свойств, состояний, характерных признаков и связей объектов материального мира с целью установления места происшествия, изучения его обстановки, обнаружения следов преступления и предметов, которые могут быть вещественными доказательствами, а равно и других обстоятельств, указывающих на совершение преступления или имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Значение осмотра состоит главным образом в том, что это следственное действие является одним из надежных способов получения доказательственной информации. Надежность его состоит в том, что информация в ходе осмотра поступает к следователю и воспринимается им непосредственно, что сводит к минимуму ее искажение.

Осмотр места происшествия является одним из самых распространенных следственных действий, которое состоит из познавательных и удостоверительных операций следователя, выполняемых на месте обнаружения признаков совершенного или предполагаемого преступления с целью отыскания и закрепления следов, предметов и других объектов, позволяющих установить механизм произошедшего события и установить обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела.

В ряде случаев осмотр предполагаемого или действительного места происшествия имеет решающее значение для установления наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела. В связи с чем, уголовно-процессуальный закон допускает производство данного следственного действия до возбуждения уголовного дела (ч.2 ст. 176 УПК).

В криминалистической литературе нет единства в определении понятия «места происшествия». Так, по мнению Е.И. Быховского, место происшествие - это «участок местности либо помещение с прилегающей местность, где, по полученным данным, было совершено преступление или обнаружены последствия преступления, в связи с чем, на различных объектах могут находиться взаимосвязанные материальные следы этого деяния». Р.С. Белкин, Л.Я. Драпкин и В.Н. Долинин придерживаются мнения, что место происшествия определяется участком местности или помещения, в пределах которого обнаружены следы совершенного преступления. В свою очередь, И.А. Попов считает, что в понятие места происшествия следует включать не только «место совершения общественно опасного виновного деяния, но и место его подготовки, сокрытия предметов преступного посягательства, орудий преступления и иных вещественных доказательств».

Данная проблематика имеет вполне оправданное существование, поскольку, как указывает Д.В. Тишин, при проверке сообщения о готовящемся акте терроризма, в случае не обнаружения макета взрывного устройства или иных следов преступника, объект угрозы не может являться местом происшествия, местом происшествия и местом совершения преступления одновременно в таком случае будет то место, откуда было передано ложное сообщение.

По нашему мнению, это будет характерно и для терроризма, совершенного в форме угрозы, когда место установки предмета повышенной опасности террористами не указывалось. Но только в том случае, если угроза содержала политические требования, и лицо, которому она была передана, воспринял ее реально (лицо может быть как частным, так и представителем организации или учреждения, в том числе представителем средства массовой информации, опубликовавшим данную угрозу в виде статьи).

Однако, для терроризма в форме угрозы характерна и еще одна отличительная особенность: место совершения преступления и место происшествия не совпадают.

При терроризме в форме угрозы, когда есть указание на возможный объект посягательства, только после проведения поисковых действий и предварительного осмотра специалистами обнаруженного предмета повышенной опасности или же имитирующего его, объект угрозы становится местом происшествия.

Местом совершения преступления при угрозе терроризма является место передачи сообщения, последнее, к сожалению, хоть и существует в реальной действительности, но для расследования остается «виртуальным». Как показывает анализ следственной и судебной практики, по делам об угрозе терроризма не известен ни один случай обнаружения места совершения преступления (места передачи сообщения).

В случаях же, когда террористический акт был совершен, опасные последствия имеют место быть, данный объект, бесспорно, будет являться одновременно и местом совершения преступления и местом происшествия.

Общие положения, рекомендации и этапы проведения данного следственного действия достаточно хорошо разработаны в криминалистической литературе, поэтому нами будут рассмотрены лишь особенности этапов и стадий его проведения по делам о терроризме с учетом основных способов и мест его совершения.

Существуют определенные сложности изложения тактики осмотра места происшествия по делам о терроризме. Это связано, прежде всего, с тем, что считать местом происшествия при терроризме, совершение которого, как уже указывалось ранее, возможны в двух формах. Этот факт и определяет специфику производства осмотра места происшествия.

Однако, как показывает анализ следственной практики, по делам об угрозе терроризмом, когда предмет повышенной опасности не был обнаружен или на место установки такого предмета не указывалось, место совершения преступления не было выявлено. Исходя из этого, по нашему мнению, будет целесообразно разграничить этапы осмотра места происшествия в зависимости от формы терроризма, но исключить из рассмотрения вопросы тактики осмотра места совершения преступления, поскольку она будет идентична тактике осмотра места происшествия (совершения преступления) при заведомо ложном сообщении об акте терроризма.

Общей задачей осмотра места происшествия является получение фактических данных об обстоятельствах произошедшего события, объектах и лицах, имеющих к нему отношение.

Осмотр места происшествия следует производить безотлагательно, сразу после поступления информации об обнаружении признаков преступления. Данное требование продиктована прежде всего тем, что существует возможность необратимого изменения первоначальной обстановки и объектов осмотра, которые могут произойти в результате: деятельности определенных служб по ликвидации последствий террористического акта; умышленного или случайного повреждения или уничтожения следов на месте происшествия; порчи следов преступления под воздействием погодных условий и др. Кроме того, чем скорее будет произведен осмотр места происшествия, тем быстрее будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела и квалификации произошедшего события.

В связи с этим, на подготовительном этапе до выезда на место происшествия следователь должен предпринять ряд организационно-подготовительных мероприятий.

Получив от дежурного по органу внутренних дел сообщение о преступлении, следователю необходимо удостовериться, что приняты меры к обеспечению охраны места происшествия, оказанию медицинской помощи пострадавшим (если они есть), установлению очевидцев, и иные меры, направленные на ликвидацию последствий террористического акта.

После чего следователь необходимо определить состав следственно-оперативной группы, которая будет производить осмотр. В соответствии с требованием уголовно-процессуального закона, в состав СОГ входят обязательные участники - следователь, понятые (в количестве не менее 2-х), факультативные - это, как правило, оперативный работник, специалист - криминалист, инспектор - кинолог, участковый инспектор.

Однако, в зависимости от способа совершения терроризма, объекта, на котором он совершен и его последствий состав участников СОГ определяется окончательно. Так, если известно, что совершен взрыв или обнаружено взрывное устройство, в состав СОГ обязательно должны входить специалист -взрывотехник и дежурный сапер ОМОН. Данные специалисты будут обязательными и в тех ситуациях, когда осмотр места происшествия проводится по сообщениям о заложенном взрывном устройстве. В случае если взрыв повлек за собой пожар, то необходимо помимо вышеназванных участников в состав СОГ включить специалиста в области исследования пожаров. При обнаружении ядовитых веществ или возникновения опасности отравления или заражения местности, в следственно-оперативную группу включают специалистов радиационной, химической и бактериологической защиты Минобороны или специалистов МЧС. Присутствие судебного медика в составе СОГ также является обязательным, если есть человеческие жертвы (одним из последствий террористического акта, как правило, является гибель людей).

Кроме того, если терроризм совершен на объекте повышенной опасности (промышленном или обеспечивающем жизнедеятельность человека) необходимо привлечение специалиста по технологическому процессу данного предприятия или же хорошо знающего конструктивные особенности строения объекта, на котором обнаружен предмет повышенной опасности, дополнительно также могут быть привлечены представителей коммунальных служб (газо-, водо- и электросетей).

Обязательным является привлечение специалистов соответствующих ведомств на осмотр места происшествия, связанного с железнодорожными и авиационными происшествиями и катастрофами.

Таким образом, при совершенном терроризме на место происшествия должна выезжать специализированная следственно-оперативная группа, должна включать в свой состав: следователя (руководитель), двух-трех оперативных работников, эксперта - взрывотехника (специалиста-взрывотехника), специалиста - криминалиста, дежурного сапера ОМОН, специалиста в области исследования пожаров, судебного медика, дополнительно также могут привлекаться представители различных служб, если есть необходимость в их привлечении в качестве специалистов.

После того, как состав СОГ определен, следователь должен определить все необходимые технические средства обнаружения и фиксации следов и удостовериться в исправности. В частности, в распоряжении следователя должны быть: осветительная аппаратура, видеокамера, фотоаппарат, специальные поисковые и аналитические приборы для обнаружения, фиксации изъятия различных следов, слабовидимых и скрытых объектов и микрочастиц (например, щупы, металлоискатели, приборы для поиска трупа и др.)

Мероприятия, проводимые следователем по прибытию на место происшествия, существенно различаются, в зависимости от того, в какой форме совершен терроризм.

Если террористический акт повлек опасные последствия, то по прибытию на место происшествия следователь:

- убеждается, что все неотложные меры для ликвидации последствий происшествия приняты, помощь пострадавшим оказана;

- получает от находящихся на месте происшествия очевидцев первоначальную информацию о произошедшем событии;

- поручает сотрудникам оперативных подразделений установить очевидцев, находившихся на месте происшествия и удалившихся с места происшествия, а также возможных свидетелей приготовления к преступлению;

- получает от оперативных работников сведения о намеченных мероприятиях с целью установления лиц, совершивших преступление, а также поручает им опрос очевидцев для уточнения первичной информации;

- получает информацию об изменениях, внесенных в обстановку места происшествия при оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий происшествия;

Если террористический акт еще не совершен, в дежурную часть органа внутренних дел поступила информация об угрозе терроризма или об обнаружении подозрительного предмета, то по прибытию на место происшествия, руководитель следственно-оперативной группы в целях обеспечения безопасности граждан и установления обстоятельств содеянного, должен организовать проведение комплекса эвакуационно-заградительных мероприятий:

- Принять меры по эвакуации граждан с территории объекта, с последующим составлением списка эвакуируемых для облегчения их учета и возможного выявления лиц, причастных к данному преступлению. При этом во избежание паники не следует объявлять истинные причины эвакуации. Кроме того, в целях обеспечения безопасности необходимо осмотреть маршруты эвакуации людей, поскольку нельзя исключать возможность наличия не обнаруженных подозрительных предметов.

- Принять меры по оцеплению объекта на безопасном расстоянии. На открытой местности таковым считается расстояние не менее 300м, при наличии экранирующих капитальных стен и других прочных преград - не менее 50 м. Но, как правило, безопасное расстояние уточняется специалистами в процессе предварительного исследования предметов повышенной опасности и напрямую зависит от объекта его обнаружения и конкретного расположения на нем (например, на объекте, требующим особых мер безопасности -электростанции, химические заводы).

- Одновременно с этим на месте происшествия следует проводить и оперативно-розыскные мероприятия, которые будут направлены на сбор ориентирующей информации как об обстоятельствах, предшествующих обнаружению подозрительного предмета, так и способствующих совершению преступления. Кроме того, за пределами оцепленного объекта оперативными сотрудниками из состава следственно-оперативной группы и приданных сил было бы целесообразно вести скрытое наблюдение с целью выявления лиц, причастных к преступлению.

- В случае, если после проведения поисковых мероприятий будет обнаружен подозрительный предмет, и им окажется взрывное устройство, необходимо выяснить расположение мест складирования взрывоопасных и вредных предметов или веществ для их дополнительной защиты и принять меры к отключению газо-, водо-, электроснабжения объекта с целью снижения вторичных поражающих факторов возможного взрыва.

После того, как необходимые организационные меры по обеспечению безопасности граждан и сохранности места происшествия были приняты, специалистами проводятся мероприятия, направленные на обнаружение предмета повышенной опасности. При чем, при совершенном террористическом акте поиск направлен на обнаружение не приведенных в действие предметов повышенной опасности, а при проверке сообщения об угрозе терроризма или обнаружении подозрительного предмета - на первоначальное их обнаружение.

Как отмечалось нами ранее, основным предметом, используемым преступниками при совершении терроризма, является взрывное устройство, поэтому чаще всего первоначальное обследование места происшествия или объекта угрозы производят специалисты - взрывотехники и саперы. Однако, в практике известны случаи, когда в качестве предмета повышенной опасности применялись сильно ядовитые, заражающие или отравляющие вещества - как отдельно, так и в составе взрывных устройств, поэтому с учетом способа совершения преступления или информации о нем, к поисковым мероприятиям дополнительно могут привлекаться специалисты по радиационной, химической и бактериологической защите Минобороны или МЧС.

Таким образом, вне зависимости от формы терроризма и вида предмета повышенной опасности, первоначально производится осмотр объекта и поисковые действия с целью его обнаружения и обследования с привлечением необходимых специалистов. Под поисковыми действиями следует понимать «познавательный процесс, осуществляемый в административно - правовой форме с риском для жизни и здоровья субъекта путем выполнения однотипных, заранее определенных действий... в условиях неопределенности наличия, местоположения и родовой принадлежности искомого объекта» как с применением научно - технических средств, так и без такового.

Сама тактика проведения поиска на объекте напрямую зависит от типа объекта, где он происходит. Таким объектов может быть жилое или не жилое здание (сооружение или помещение), участок местности или транспортное средство. Криминалистически важным является такие характеристики объекта как: назначение объекта, его планировка или конструктивные особенности, степень насыщенности электронными устройствами, возможности доступа к данному объекту или вовнутрь его. Поскольку в зависимости от этого, определяются тактика поиска, последовательность проведения поисковых мероприятий на объекте, а также решается вопрос о возможности применения тех или иных поисковых технических средств и методов.

Какая бы тактика поисковых мероприятий не была выбрана, должен соблюдаться главный принцип - проведение поиска снаружи внутрь и снизу вверх. Исходя из этого, осмотр любого объекта следует начинать с обследования внешних подступов к нему (в радиусе 10-50 м) с учетом всех объектов, находящихся в непосредственной близости от него (например, осмотр припаркованного автотранспорта); общедоступных мест; а также помещений, конструкций и иных мест технического назначения. При этом части обследуемые объекта осматриваются в статике, и лишь после удостоверения в отсутствии предмета повышенной опасности, его положение может быть изменено (например, только после проверки двери автомобиля на предмет отсутствия замыкателя, дверь может быть открыта и осмотр автомобиля продолжен).

При осмотре объектов, могут применяться следующие методы поиска: визуальный, одорологический, инструментальный. Визуальный поиск состоит в обследовании объектов с использованием возможностей органов чувств человека без применения научно-технических средств. Под одорологическим методом понимается обследование объекта при помощи специально обученных служебно-розыскных собак. Инструментальный метод подразумевает обследование объектов с применением различных научно-технических средств.

Последние делятся на средства поиска по прямым признакам (например, улавливают пары взрывчатых веществ) и средства поиска по косвенным признакам (например, при наличии металлических деталей).

К первой группе средств относятся различные приборы газового анализа и аппараты, работа которых основана на ядерно-физических методах. Среди них можно выделить следующие аппараты газового анализа: дрейфспектометры «Entry-Scan», хроматографы «Эхо-М», «Эхо-МВ», детекторы паров, позволяющие обнаружить и классифицировать пары взрывчатых веществ в помещениях, салонах и багажниках автомобилей. Однако они имеют существенные недостатки: их использование возможно только при положительных температурах воздуха и ограниченный перечень обнаруживаемых взрывчатых веществ. Аппараты ядерно-физического анализа позволяют с достаточно высокой надежностью определить наличие составляющих элементов подозрительного предмета, но, в свою очередь, они обладают большой массой, габаритами и вредным ионизирующим излучением, выделяемым в окружающую среду (например, переносные установки «Репер», «Барьер» и др.).

Ко второй группе средств поиска относятся такие технические средства, как металлоискатели, радиоволновые миноискатели, нелинейные радиолокаторы и др. (например, металлоискатели типа ИМП-2, ММП, ОГФ-Л).

Однако при поиске предметов повышенной опасности не стоит ограничиваться применением одного метода или технического средства, поскольку все они имеют ряд недостатков и не могут быть применимы в любых условиях.

При обнаружении в ходе поиска подозрительного предмета, он с применением различных методов и средств подвергается первоначальному осмотру. Главной задачей является определение принадлежности предмета повышенной опасности.

В этих целях он может быть проверен на предмет наличия взрывоопасных веществ, а также радиационного излучения, химического и бактериологического воздействия. В случае их обнаружения соответствующими службами проводится их обезвреживание.

Кроме того, любой подозрительный предмет обязательно должен подвергаться специальному взрывотехническому обследованию, под которым понимается «реализуемый компетентными лицами в установленной форме с риском для жизни и здоровья процесс изучения предмета с использованием специальных научно-технических средств, методов и приемов, имеющий своей целью распознавание взрывотехнического изделия, определение его состояния, степени подготовленности к взрыву, а также избрание на этой основе мер безопасности и активных действий с предметом, соответствующих конкретной ситуации на месте происшествия».

В случае обнаружения взрывоопасного предмета, что подтвердит взрывотехническое обследование, поисковые действия не прекращаются, поскольку возможна установка преступником нескольких предметов повышенной опасности в разных местах.

После того, как в взрывотехническим обследованием будет установлено наличие взрывного устройства или взрывчатого вещества, проведен последующий анализ его конструкции, способа установки на объекте, а также оценка последствий возможного взрыва, следователь (руководитель СОГ) с учетом мнения сапера и специалиста - взрывотехника о безопасности принимает решение о месте и способе обезвреживания ВУ и дальнейших действиях.

В данной ситуации возможны два варианта действий: принимается решение об обезвреживании предмета повышенной опасности на месте его обнаружения или при необходимости - о транспортировке его на полигон или во взрывную камеру.

В ситуации, когда существует возможность обезвреживания предмета повышенной опасности на месте его обнаружения особенно остро стоит вопрос о его способе, поскольку единственная задача сапера - обезвредить взрывное устройство, одновременно исключив поражение людей и снизив степень разрушения окружающих объектов. При этом действия сапера могут повлечь безвозвратную потерю следов на месте происшествия, то время как, осмотр места происшествия нередко становится единственным способом обнаружения материальных следов преступления, установления преступника и изобличения его. Несмотря на это, важно помнить, что при работе по обезвреживанию ВУ безопасность людей безоговорочно важнее, чем изъятие любого следа, пусть даже единственного.

Исходя из этого, необходимо выделить особенности деятельности сапера и специалиста - взрывотехника при обезвреживании взрывного устройства.

Традиционная схема осмотра места происшествия, когда первым выступает следователь и специалист-криминалист по делам о терроризме меняется: первым начинает работать сапер. В ходе начального этапа обезвреживания специалист-криминалист производит обзорную и ориентирующую фотосъемку и видеозапись места происшествия, согласует с саперами возможность осмотра места обнаружения ВУ и самого ВУ.

Если саперы разрешают работу в месте обнаружения ВУ, то специалист-криминалист ведет поиск и изъятие следов транспортных средств, обуви, одежды, следов-предметов (окурки, ветошь и т. д.), микрообъектов.

Однако, как правило, специалист-криминалист не имеют возможность непосредственно осмотреть место установки ВУ. В таких условиях, до обезвреживания взрывного устройства, на сапера возлагаются обязанности по фиксации и изъятию следов. При этом в ходе осмотра проводятся взаимные консультации саперов, специалистов - взрывотехников, специалистов-криминалистов, оперативных работников и других участников СОГ, оперативное обсуждение различных вариантов решения возникающих задач.

Сапер, оснащенный средствами защиты, с помощью видеокамера производит с разных ракурсов и позиций видеозапись ВУ, места его установки, находящихся рядом предметов и следов (предварительно сапер инструктируется специалистом-криминалистом - на что обращать внимание при видеозаписи). При этом специалист - криминалист подготавливает видеокамеру и инструктирует сапера, как ею пользоваться. Второй видеокамерой фиксируются действия сапера на месте происшествия.

После просмотра сделанной видеозаписи, специалисту-криминалисту необходимо дать рекомендации саперу о том, как передвигаться в помещении и на открытой местности, чтобы сохранить следы обуви (ног) преступника; как брать изымаемые объекты и класть их в упаковочный материал или выносить из опасной зоны; как снимать и сохранять куски изоляционной ленты, крепежные провода и веревки, маскировочный материал и т. д.

Специалист-криминалист должен оснастить сапера необходимыми средствами (перчатки, пинцет, упаковочный материал и т. д.) и указать, как и какие следы следует изъять - окурки, обрывки бумаги и изоляционной ленты, куски проводов и др. Те следы, которые саперу будет изъять сложно (например, путем изготовления слепков обуви на грунте), необходимо прикрыть подручными материалами - доской, коробкой и др. и обозначить вешкой. После локализации взрывоопасного предмета или его обезвреживания фиксацию и изъятие указанных следов произведет специалист-криминалист.

При обезвреживании взрывоопасного предмета в полигонных условиях или в условиях взрывной камеры способы и средства демонтажа взрывателя и боевой части выбирают такие, которые позволили бы в дальнейшем использовать их для экспертного исследования.

При выборе на полигоне места обезвреживания ВУ специалист-криминалист и специалист - взрывотехник осматривают указанные саперами участки местности, на предмет отсутствия посторонних предметов, которые могут быть собраны после взрыва взрывоопасного предмета, и впоследствии вызвать ненужные вопросы в ходе его реконструкции.

Обезвреженный без взрыва взрывоопасный предмет осматривается при участии специалиста-криминалиста на рабочем этапе осмотра места происшествия. При этом на подготовительном этапе обязательно должны быть приняты дополнительные меры безопасности, обеспечивающие возможность вести детальный криминалистический осмотр взрывоопасного предмета и его составных частей на рабочем этапе без риска взрыва.

Во всех случаях опасным является такое состояние предмета, когда заряд ВВ и средство инициирования контактируют друг с другом или находятся в непосредственной близости друг от друга. В таком виде детали ВУ не могут быть подвергнуты криминалистическому осмотру, поэтому следователь (оперативный работник) должен убедиться, что специалистом - взрывотехником предприняты все действия, направленные на разъединение заряда ВВ и средства инициирования.

Однако, возможно существование такой ситуации, когда поиск предмета повышенной опасности не дал результатов: подозрительный объект оказался имитирующим повышенную опасность или вообще никакой предмет повышенной опасности не был обнаружен. В первом случае, имитирующий повышенную опасность предмет также осматривается следователем при участии специалиста - взрывотехника на рабочем этапе осмотра места происшествия, а во втором случае - местом происшествия становится место, откуда было передано сообщение о готовящемся преступлении.

Вне зависимости от того, был ли обнаружен предмет повышенной опасности специалистами, проводящими поисковые действия или нет, после осуществления необходимых мероприятий по обследованию или обезвреживанию предмета повышенной опасности, или устранению его опасных проявлений, специалист соответствующего подразделения или ведомства представляет акт осмотра (обследования, обезвреживания, дезенфекции и т.д.), выполненный в двух экземплярах. При этом акт составляется независимо от решения следователя о необходимости дальнейшего проведения осмотра места происшествия и обнаруженных объектов (т.е. рабочий этап осмотра места происшествия может и не проводиться, если при проверке сообщения об угрозе терроризмом предмет повышенной опасности или имитирующий его обнаружен не будет).

В данном документе в обязательном порядке должны указываться следующие данные: кто и когда вызвал специалистов; состав группы и ее руководитель; время прибытия на место происшествия; описание подозрительного предмета и места его установки; указания по зоне оцепления и укрытия людей и техники; использованные специальные средства для оценки принадлежности предмета повышенной опасности и его состояния; какая использована оперативная информация; предварительные выводы о конструкции предмета повышенной опасности; выбранный способ обезвреживания; с кем согласован план обезвреживания, время, сигналы и команды; какие средства и как применялись; результаты, подписи.

Рабочий этап осмотра места происшествия начинается только после получения от соответствующего специалиста письменного уведомления о проверке фронта проведения осмотра места происшествия на предмет отсутствия предметов повышенной опасности или возможности повторного совершения террористического акта.

В зависимости от конкретных обстоятельств преступления и способа его совершения, а именно что произошло: взрыв, пожар, авария на предприятии, авиа - железнодорожная катастрофа или обнаружен предмет повышенной опасности или его имитация, тактика проведения осмотра места происшествия на рабочем этапе будет существенно отличаться.

Не касаясь общих вопросов тактики осмотра места происшествия на рабочем этапе, отметим лишь особенности его проведения с учетом различных способов совершения терроризма.

К особенностям осмотра относятся тактические сложности в определении времени его начала, поскольку следственная группа прибывает на место происшествия, как правило, сразу после получения соответствующего сообщения, а к этому моменту может продолжаться пожар (например, транспортного средства), спасательные группы производят операции по розыску и освобождению потерпевших.

В связи с тем, что, как правило, последствия террористического акта носят разрушительный характер, место происшествия охватывает большие по площади участки местности и помещения. Поэтому целесообразно всю площадь места происшествия поделить на участки или узлы, и проводить осмотр каждого из них отдельно (при этом, каждый такой осмотр производится разными следователями одной следственно-оперативной группы и оформляется разными протоколами осмотра места происшествия).

Если на месте происшествия обнаружены явные последствия взрыва или был обнаружен предмет повышенной опасности или его имитация, тогда осмотр производится эксцентрическим способом, т.е. от центра к периферии. Во всех случаях передвигаться по осматриваемой территории необходимо с осторожностью, так, чтобы не повредить и не уничтожить имеющиеся следы и микрообъекты.

Осмотр места происшествия, где был обнаружен предмет повышенной опасности или его имитация, следует производить от обнаруженного предмета, двигаясь по спирали от него. В данном случае тактика проведения осмотра места происшествия будет проходить по общим криминалистическим правилам, характерным для производства таких следственных действий. Однако особенность тактики осмотра места происшествия по таким делам на рабочем этапе заключается в осмотре самого предмета на месте его обнаружения.

Обезвреженный без взрыва взрывоопасный предмет подвергается при участии специалиста-криминалиста осмотру и предварительному исследованию (без разборки). Осмотр обезвреженного взрывоопасного предмета начинается его общего осмотра в статическом состоянии. Предмет осматривается с указанием родовых, видовых, групповых признаков и индивидуализирующих особенностей всех объектов, входящих в его состав (например, заряда ВВ и его оболочки; механизма приведения в действие и его составных частей; поражающих элементов и иных вложений и др.), а также их точного положения и взаиморасположения.

В результате статического осмотра на взрывоопасном предмете могут быть обнаружены повреждения корпуса, оболочки заряда, камуфляжа, деталей механизма приведения в действие, которые были произведены посторонними лицами (заявителем и специалистом-взрывотехником) при вскрытии предмета и обезвреживании устройства.

Если осматривается имитирующий повышенную опасность предмет, то особое внимание уделяется осмотру его внешнего вида и частей, из которого он состоит, габаритов, окраски предмета и его составляющих, различных маркировочных данных, а также средствам переноски (или транспортировке) и маскировки.

После этого, предмет (обезвреженный взрывоопасный предмет или имитирующий повышенную опасность предмет) перемещается в заранее оборудованное рабочее место, чаще всего в передвижную криминалистическую лабораторию, где происходит его детальный осмотр (динамическая стадия рабочего этапа). При этом объект берется в руки с соблюдением общих криминалистических правил и приемов за ребра, углы и другие места, где не может быть микрообъектов и следов рук.

С применением визуального метода поиска с использованием различных технико-криминалистических средств, например, криминалистических луп различной кратности, криминалистических магнитов (для поиска частиц с магнитными свойствами), электронно-оптического преобразователя, ультрафиолетовых ламп (для освещения поверхностей объекта в различном спектре света), при детальном осмотре могут быть обнаружены следующие следы:

- видимых и слабо видимых следов рук;

- волос человека и животных;

- частиц почвы и растений;

- текстильных волокон;

- техногенных микрочастиц;

- следов орудий и инструментов.

Осмотр места происшествия по факту взрыва следует начинать с центра взрыва путем детального осмотра. Центр взрыва - это место наиболее сильных разрушений. Он определяется визуально и при мысленном восстановлении обстановки в первоначальное состояние. Фрагменты ВУ могут быть разными по своей структуре, форме и размерам (например, стеклянные осколки, обрывки бумаги, картона, детали часовых механизмов, батарей, тумблеров; обрывки изоляционной ленты; обгоревшие шнуры; гайки, гвозди, и прочие предметы со следами копоти или иного пылевидного налета) и разбросаны на различном расстоянии вокруг центра взрыва. В научной литературе принято выделять четыре зоны локализации следов при взрыве: 1) центр (эпицентр) взрыва или место закладки ВУ (зона размером 1-2 м); 2) ближняя зона (до 5-10 м); 3) средняя зона (до 10-50 м); 4) дальняя зона (свыше 50 м).

Осматривая место взрыва, следует направить все усилия на обнаружение следов преступления и преступника. При этом следует учитывать, что в эпицентре из-за бризантного и термического воздействия взрыва, можно обнаружить только мельчайшие фрагменты ВУ, а также отложения копоти, содержащие твердые продукты взрыва и непрореагировавшие частицы ВВ.

Однако обнаружить эти объекты удается не всегда, это становится возможным только при полном сборе всех пылевидных наслоений и последующей сортировке пыли, грязи, мусора с применением микроскопа.

Характерными для таких случаев следами будут:

- мелкие фрагменты ВУ - осколки корпуса, фрагменты и деформированные части предохранительно-исполнительного механизма, остатки камуфляжа (обрывки портфеля, сумки и др.)

- оставшиеся не прореагировавшие частицы ВВ и твердые продукты взрыва на мелких фрагментах ВУ и поверхностях предметов обстановки места происшествия, обращенных к центру взрыва;

- деформированные легкие предметы обстановки, отброшенные взрывом, содержат следы термического воздействия;

- деформированные предметы обстановки, отломленные средние по массе фрагменты ВУ (остатки мягкой оболочки ВУ, обрывки изоляционной ленты, проводов, огнепроводного шнура и др.) имеют частицы не прореагировавшего ВВ и продуктов взрыва.

Все обнаруженные объекты сортируются по наличию или отсутствию признаков взрывного воздействия, а объекты с признаками взрывного воздействия - и по родовой принадлежности. Обязательно фиксируется зона (сектор, участок), откуда изъят соответствующий объем мусора, пыли, грязи или снега.

При осмотре места пожара осмотр может проводиться как эксцентрическим способом, так и концентрическим (от периферии к центру). Первый способ применяется в тех случаях, когда ярко выражены очаговые признаки, в других случаях, когда горение не обладает такими признаками, осмотр проводится концентрическим способом. При этом следует иметь в виду, что определение очага возгорания в процессе осмотра является предварительным, окончательно этот вопрос решается при экспертном исследовании.

Независимо от выбранного способа осмотра места пожара, для таких случаев характерно обнаружение следующих следов:

- следы нескольких очагов возгорания, не связанных друг с другом;

- обугленность пола в виде колец или спиралей (образуется при поливании поверхности горючими жидкостями)

- обугливание или закопчение на наружных стенах здания;

- закопчение или обугливание предметов внутренней обстановки и их расположение на предметах;

- наслоений сажи на различных конструкциях (по нему определяют внешние признаки направленности горения);

- осколки корпуса, фрагменты и деформированные части конструкции технического приспособления или устройства, использованного как средство поджога;

- предметы, которые находятся на полу с признаками обугливания или закопчения не соответствующими общей картине горения, поскольку они могли упасть в ходе развития пожара;

- часть пола, не подвергшаяся действию огня (это будет свидетельствовать о том, что огонь распространился со стен или потолка);

- следы обуви, горючих веществ, микроследы и т.п. на той части пола, которая не подверглась действию огня;

- фрагменты осколков стекла, по повреждениям и положению которых при определенных обстоятельствах можно установить, разбиты ли стекла изнутри или снаружи, имеются ли на них повреждения от воздействия высокой температуры или механического воздействия;

- следы размещения объектов и предметов, способствующих созданию условий для развития огня (легковоспламеняющихся, самовоспламеняющихся и горючих материалов);

- следы лица, орудий или инструментов, обнаруженные на фрагментах средств поджога;

- следы взлома на запирающих устройств, в том числе на навесных замках;

- следы проникновения на объект путем выведения систем охраны и сигнализации, (в том числе пожарной).

Если объект почти полностью уничтожен и пожарище представляет собой груду мусора, необходимо произвести его раскопки и разборку, предварительно планомерно осматривая.

В ситуации, когда осмотр места происшествия проводится на промышленном предприятии или ином объекте, требующем особых мер безопасности, где по первоначальной информации произошла авария, данное следственное действие следует проводить, как и в приведенных выше случаях, после устранения опасности повторных взрывов или пожара. Для этого устанавливается наличие самовозгорающихся, легковоспламеняющихся, образующих с воздухом взрывчатые концентрации горючие вещества в виде грузов, топлива, смазочных материалов, а также огнедействующие установки (котельные, припарочные агрегаты и проч.); существование повышенной тяги воздуха, обусловленной действием искусственной вентиляции и иных причин.

Особенности осмотра места происшествия при аварии на промышленном предприятии или ином объекте, требующем особых мер безопасности, как способе совершения терроризма, определяются причинами, вызвавшими ее. Среди них могут быть как умышленные, так и нет нарушения техники безопасности или технологического процесса.

Последствия аварии, как правило, вне зависимости от ее причины, имеют внешние проявления в виде взрыва или пожара (или и взрыва и пожара). Соответственно тактика осмотра объекта по таким происшествиям будет аналогична осмотру места происшествия по фактам взрыва и пожара. С той лишь разницей, что при осмотре следователем совместно со специалистом данного предприятия по технологическому процессу и специалистом по технике безопасности особое внимание уделяется оборудованию на участке происшествия (различной аппаратуре - моторам, рубильникам, электрощитам проводам), есть ли на ней следы воздействия взрыва, пламени, и каком состоянии находится эта аппаратура. Данные акцент в осмотре осуществляется, в целях обнаружения внесенных изменений в технологический процесс или в само оборудование.

В ходе детального осмотра параллельно с обнаружением следов взрыва, пожара или умышленного причинения аварии на промышленном предприятии или ином объекте, требующем особых мер безопасности, осуществляется поиск и предварительное исследование следов рук, ног, обуви, транспортных средств и микрообъектов. В работе с этими следами и микрообъектами применяются известные технико-криминалистические средства и приемы.

Если же авария или катастрофа произошла на рельсовом транспорте (на железнодорожном транспорте или в метро), то осмотру подлежат: место нахождения транспортного средства и прилегающая территория (расположенная рядом с железнодорожным полотном и в полосе отвода); внешняя поверхность транспортного средства; внутренние помещения (кабина локомотива, салки воздушного судна, пассажирские салоны, кухни, багажные отсеки и проч.); трупы (если они есть); багаж, груз, почта; поездные, судовые документы, самописцы и т.д.

В связи с глобальными разрушениями и большим количеством объектов, которые должны быть осмотрены, увеличивается продолжительность осмотра места происшествия (иногда до нескольких недель). Поскольку, как уже отмечалось, необходимо быстро восстановить движение, осмотр надо начинать с объектов, которые следует эвакуировать, находящихся на железнодорожных путях.

После общего осмотра места происшествия, с учетом выявленных следов, целесообразно разделить место происшествие на участки, осмотр на каждом из них производить разными способами.

Так, осмотр места происшествия на участке, где произошел сход подвижного состава, а также находятся посторонние предметы на рельсах, следует производить эксцентрическим способом. При этом, особое внимание следует уделить таким возможным следам:

- следы применения инструментов на болтах и гайках;

- следы разъема рельсов па стыках;

- предметы, которые были положены на рельсы, а также следы волочения этих предметов к месту обнаружения;

- следы скольжения и удара на этих предметах от подвижного состава;

- на локомотиве и вагонах, первыми сошедших с рельсов, могут быть следы их па-езда на посторонние предметы (в виде вмятин, отколов, частиц наложенных предметов и др.).

В то же время, осмотр самого транспортного средства, на месте, где оно разрушено, следует производить концентрическим способом по общим правилам осмотра объектов.

Важную информацию о событии содержат приборы контроля транспортного средства: самописцы, скоростемеры, «черные ящики» и т.п. Такие приборы применяются на всех без исключения видах транспорта, включая автомобильный (например, скоростемерами оборудованы электровозы, автобусы дальнего следования, движение морских и речных судов контролируется с помощью спутниковой связи и т.д.).

Поскольку анализ информации, зафиксированной с помощью указанной техники, позволит в дальнейшем определить характер расследуемого события, получить сведения о предшествующих ему событиях, причастных к происшествию лицах, действиях работников транспорта и т.д. вопросы осмотра и изъятия данных объектов целесообразно согласовывать с членами комиссий, осуществляющими служебное расследование.

Ориентировочно осмотру подлежит площадь шириной до 500 м по обе стороны от полотна, особенно если на ней расположены лес, кустарник, стога сена или строения, поскольку при этом возможно обнаружение места длительного нахождения преступника с целью изучения обстановки, определения интервалов движения поездов и т.д. В этих местах можно найти следы ног, транспортных средств, курения, остатки еды, личные вещи, орудия преступления. Особое внимание следует уделять осмотру заболоченных мест, залитых водой канав, кюветов, а также ручьев, прибрежных частей водоемов и т.п.

Кроме того, следствием актов терроризма, как правило, являются значительные разрушения, повреждения различных объектов, а также большие человеческие жертвы. Для осмотра такого места происшествия характерен существенный объем следственной и исследовательской работы, в том числе на необходимо провести первоначальный наружный осмотр трупа на месте его обнаружения. В ситуации, когда террористический акт не связан с многочисленными разрушениями зданий (сооружений) и обвалами конструкций, труп является одним из предметов, подлежащих осмотру на месте происшествия. Осмотр участка места происшествия, где располагается труп, производится по общим правилам первоначального осмотра трупа на месте его обнаружения.

Однако провести осмотр трупа на месте его обнаружения не всегда возможно, в связи с тем, что при устранении последствий террористического акта ведутся аварийно-спасательные работы, обнаруженные в ходе них тела погибших изымаются из-под разрушенных объектов и переносятся в специально отведенное место, где они и осматриваются по общим правилам первоначального осмотра трупа. При этом в своих документах специалисты аварийно-спасательной службы, фиксируют местоположения каждого обнаруженного погибшего.

После проведения осмотра места происшествия по вышеизложенным нами событиям, все обнаруженные предметы и следы изымаются в соответствие с требованиями уголовно-процессуального законодательства и криминалистическими рекомендациями.

Однако в тех случаях, когда объектов, подлежащих детальному осмотру очень много, и для их осмотра требуется значительное время, когда для осмотра этих объектов необходимы специальные научно-технические средства, которых не оказалось на месте происшествия, их осмотр может производиться отдельно от осмотра места происшествия и оформляться отдельным следственным действием - осмотром предметов.

На заключительном этапе подводятся итоги с точки зрения полноты и качества проведения осмотра, комплексно оцениваются все полученные фактические данные для уяснения характера происшествия, выдвижения следственных версий о преступнике и совершенном преступлении и для организации оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, объекты, изъятые в ходе осмотра: детали устройства (не взрывоопасных частей), изъятые следы, копии следов (дактилоскопические пленки с отпечатками, полимерные слепки) упаковываются в специальные изделия, либо соответствующие по размерам и качеству полиэтиленовые пакеты, бумажные конверты, стеклянные бюксы и пробирки, картонные коробки, фанерные ящики и т.д.

Особое внимание уделяется упаковке взрывоопасных частей устройства. Основное требование безопасности - раздельная упаковка, транспортировка и последующее хранение взрывчатых, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ и материалов, с одной стороны; всех видов средств инициирования и средств передачи инициирующего импульса - с другой.

Фиксации хода и результатов осмотра места происшествия происходит путем составления протокола, который составляется в соответствии с общими процессуальными требованиями. Описание результатов осмотра производится от общего к частному. Вначале дается характеристика окружающей местности (сооружения или участка местности), где произошло происшествие, характеристика произошедшего события, потом указываются границы осматриваемой территории или помещений. Описываются способ разделения осматриваемой площади на участки (секторы, квадраты и т.п.), принятые системы измерения расстояний в этих участках и секторах, обнаруженные предметы и следы, иные объекты, могущие иметь отношение к делу, использованные в работе криминалистические средства и полученные с их помощью результаты.

Обнаруженные и изъятые предметы и следы в протоколе фиксируются с указанием на наименование предмета (если оно общеизвестно и не вызывает сомнений), его местонахождение на месте происшествия, общие и частные признаки (размеры, форма, цвет, материал, маркировочные и иные обозначения, особенности строения, имеющиеся повреждения, загрязнения поверхности) и иные сведения, могущие иметь значение.

Кроме того, обязательно фиксируются в протоколе осмотра окончательное состояние взрывоопасного предмета, взаимное расположение его деталей и частей после проведения обезвреживания саперами на подготовительном этапе, если это не было сделано в акте обезвреживания.

К протоколу осмотра прилагаются схемы, планы, фототаблицы с ориентирующими, обзорными, узловыми и детальными снимками места происшествия и обнаруженных предметов и следов, видеопленки, если в ходе осмотра применялись соответствующие средства фиксации.

При чем, в связи со сложностью описания и изображения некоторых мест происшествия (например, участков узловых, сортировочных железнодорожных станций или части промышленного комплекса) могут быть использованы планы и схемы, предоставленные по запросу следователя соответствующими службами транспортной организацией. Подобные схемы должны быть приобщены к протоколу осмотра в соответствии с требованиями ст. 166 УПК РФ.

С учетом специфики терроризма применение видеосъемки, как дополнительного средства фиксации, при производстве данного следственного действия, на наш взгляд, будет целесообразно. Поскольку видеозапись дополняет протокол осмотра наглядной демонстрацией изображения тех объектов, которые могут быть трудны в представлении в силу их сложной конструкции, а также впоследствии позволит детально изучить место происшествия тем, кто не присутствовал при первоначальном осмотре.

Осмотр предметов и документов.

По делам о терроризме кроме осмотра места происшествия, как правило, проводятся и другие виды осмотра.

Так, в случаях, когда поступило письменное сообщение о возможном террористическом акте, необходимо произвести осмотр данного документа. Поскольку в данном случае записка, содержащая угрозу, будет являться вещественным доказательством, то лицо, производящее расследование, она будет интересовать сама по себе.

Следователь в присутствии специалиста - криминалиста, производит осмотр документа с целью выявления следов преступника. При этом выясняются и описываются его форма, размеры, цвет и внешнее состояние. Текст сообщения исследуется специалистами для установления особенностей письменной речи автора и почерка исполнителя, путем выявления общих и частных признаков письменного речи и почерка (если документ является рукописным). Если же, документ изготовлен при помощи печатных устройств (машинки, принтеров и др.) или путем наклеивания отдельных письменных знаков, то в первом случаи необходимо выявить общие и частные признаки печатного устройства, во втором - выявлению и описанию подлежат характерные признаки отдельных письменных знаков.

Кроме того, необходимо также провести тщательный осмотр самого письма для отыскания следов пальцев рук преступника, микрочастиц одежды, слюны на листе бумаги или конверте (при заклеивании конверта).

В ситуации, когда угрожающее сообщение было передано в устной форме представителю организации или учреждении (чаще всего представителю средств массовой информации), то тогда, письменные пометки, сделанные данным лицом в ходе приема сообщения, могут осматриваться в качестве документа - письменного доказательства. В этом случае, следователя интересует только содержание документа.

В ходе осмотра могут использоваться необходимые технические средства, в обязательном порядке производится его фотографирование по правилам криминалистической фотографии.

После осмотра, документ - письменное доказательство не изымается, в то время как записка, содержащая угрозу (документ - вещественное доказательство), изымается и упаковывается в соответствии с криминалистическими рекомендациями, после чего приобщается к материалам уголовного дела.

Протокол осмотра предмета составляется в соответствии с требованиями уголовно - процессуального закона и криминалистическими рекомендациями. Однако, при фиксации в протоколе хода осмотра записей, сделанных представителем учреждения или организации (документа -письменного доказательства), после общего описания документа, подлежат обязательному отражению обстоятельства, имеющие значения для дела.

Качественный осмотр записки (письма) с угрозами позволит в дальнейшем обнаружить и исследовать место, где текст был изготовлен, с целью поиска традиционных следов, свидетельствующих о нахождении там преступников.

Назначение судебных экспертиз.

Общие уголовно - процессуальные и криминалистические вопросы назначения и производства судебных экспертиз достаточно подробно рассмотрены в литературе, поэтому нет необходимости на них останавливаться. Рассмотрим лишь наиболее важные вопросы их назначения при расследовании исследуемой категории преступлений.

Наиболее часто, как показывает практика, при расследовании терроризма назначаются взрывотехнические, пожарно-технические, трасологические, судебно - медицинские экспертизы. Могут также назначаться почерковедческие, автороведческие, комплексные экспертизы материалов и веществ и иные виды экспертиз.

Необходимо отметить, что судебные экспертизы, перечисленные выше, назначаются, как правило, на первоначальном этапе расследования. Выбор экспертиз осуществляется в зависимости от сложившейся следственной ситуации и наличия в распоряжении следователя материалов, требующих исследования лицом, обладающим необходимыми специальными познаниями.

В тех случаях, когда при осмотре места происшествия, либо письма, содержащего угрозу терроризмом, обнаруживаются следы отображения (рук человека, обуви, одежды, транспортного средства), возникает необходимость назначения и производства трасологических экспертиз. Как правило, на первоначальном этапе по делам данной категории, подозреваемый не установлен, поэтому чаще всего назначаются соответствующие диагностические экспертизы, с целью получения данных, могущих помочь в поиске и выявлении (установлении) лица или объектов, которыми обнаруженные следы могли быть оставлены.

Круг вопросов, решаемых в данном исследовании, зависит от вида, характера, качества обнаруженных следов и обстоятельств их обнаружения. Так, по следам рук можно ориентировочно установить пол человека, оставившего следы, возраст (детский или взрослый), рост, профессиональную принадлежность, наличие особенностей (отсутствие пальцев, шрамы). Следы обуви позволяют определить примерный рост человека, пол и иные данные.

Судебно-медицинская экспертиза трупа назначается как в отношении граждан, погибших в результате террористического акта, так и в отношении террористов, убитых во время задержания или подорвавших себя при совершении террористического акта. Однако, как правило, наряду с общими вопроса судебно-медицинской экспертизы, существует необходимость назначить идентификационный генетический анализ в целях опознания жертв террористических актов и установления их исполнителей. При идентификационном исследовании останков неизвестных лиц возможно решение следующих вопросов: 1) Являются ли представленные на исследование объекты останками одного и того же человека. 2) Мужчине или женщине принадлежат останки. 3) Могут ли представленные на исследование останки являться останками данного лица. При проведении идентификационного исследования останков необходимы образцы для сравнения. В качестве таких образцов используются образцы крови близких (кровных) родственников предполагаемого погибшего или объекты (следы крови, волосы и т.д.), в отношении которых достоверно известно, что они произошли от этого человека. В случае если исследование назначено в связи с идентификацией исполнителя террористического акта, возможными объектами исследования представляются выпавшие волосы (например, оставшиеся на спинке кресла в салоне транспортного средства, где исполнитель находился перед совершением террористического акта), слюна на окурках, следы крови (при ранении преступника, случайных повреждениях, носовом кровотечении).

Наиболее часто по исследуемой категории дел назначается взрывотехническая экспертиза. Объектами взрывотехнических исследований являются отдельные части и детали взрывотехнических изделий, а также следы взрыва на различных объектах. Однако, как правило, целесообразно назначать комплексные взрывотехнические и криминалистические экспертизы, поскольку объектом исследования, помимо частей и деталей взрывотехнических изделий, обычно бывают сопутствующие вспомогательные им объекты (например, при направлении на данную экспертизу частей авиалайнера, по факту крушения, необходимы специальные знания).

По фактам совершения терроризма, когда был обнаружен взрывоопасный предмет или его имитация, назначается, как правило, взрывотехническая экспертиза, целью которой является определение относимости вещества или взрывного устройства к взрывчатым веществам или взрывным устройствам, боеприпасам или имитирующим их средствам (классификационное исследование).

Кроме того, перед экспертом могут быть поставлены вопросы диагностического характера: о способе изготовления, о конструкции, принципе действия, назначения областей применения взрывчатых веществ или взрывных устройств, о конструкции имитирующего взрывного устройства, средства, а также установления наличия или отсутствия профессиональных навыков во взрывном деле по отобразившимся на взрывном устройстве (или частях и деталях) или средств, его имитирующих.

Для проведения исследований эксперту предоставляется предмет, обнаруженный при осмотре, в том виде, в каком он был изъят. При этом взрывоопасный предмет передается эксперту только в обезвреженном виде. Перед экспертом ставятся следующие вопросы:

1. Является ли представленный предмет взрывным устройством или имитирующим его средством;

2. Является ли представленное вещество (смесь веществ) взрывчатым или средством, имитирующим взрывчатое вещество;

3. Является ли представленный объект средством взрывания (инициирования);

4. Являются ли представленные на исследование объекты остатками (деталями или узлами) взрывного устройства или имитирующего его средства;

5. Каково наименование представленного взрывчатого вещества (взрывного устройства);

6. В каких условиях изготовлено данное взрывчатое вещество (взрывное устройство);

7. Каково назначение и области применения установленного взрывчатого вещества (взрывного устройства);

8. На каком предприятии и в какой промежуток времени изготовлено представленное на исследование взрывное устройство, куда данное взрывное устройство распределяется с завода изготовителя;

9. Что обозначают, имеющиеся на частях взрывного устройства, маркировочные обозначения;

10. Каковы конструкция и принцип действия, представленного взрывного устройства (или имитирующего взрывное устройство средство);

11. Имеются ли в конструкции, представленного промышленного взрывного устройства, признаки переделки, если «да», то какие именно и какого их назначение;

12. Какие средства инициирования применены в данном взрывном устройстве, промышленного или кустарного изготовления;

13. Пригодно ли взрывное устройство для производства взрыва, если «нет», то имеются ли на его деталях и частях следы, указывающие на восстановление утраченных свойств.

По фактам взрыва, аварий, на промышленном предприятии или объекте, требующем мер повышенной безопасности, а также по фактам катастроф и аварий на железнодорожном и авиационном транспорте, и метрополитене, когда причина данных событий не известна, назначаются ситуационные взрывотехнические исследования. Целью данных исследований является определение возможности взрыва при конкретных обстоятельствах обращения с опасными предметами; определение соответствия масштабов разрушений на месте происшествия мощности конкретного (предполагаемого) взрывотехнического изделия. Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Было ли на месте происшествия применено взрывное устройство или же произошел взрыв газовоздушной (капельно - воздушной, пылевоздушной) смеси;

2. Являются ли зафиксированные на месте происшествия разрушения и повреждения результатом действия взрыва взрывного устройства установленной конструкции;

3. Где находилось и как было расположено взрывное устройство в момент взрыва.

Кроме того, по данным фактам могут быть заданы вопросы эксперту в отношении реконструкции взорванных взрывотехнических изделий по их остаткам и следам взрыва, например:

1. Имеются ли на представленных объектах продукты взрыва или остатки взрывчатого вещества, если «да», то какого именно;

2. Какова масса, форма и размеры взорванного заряда взрывчатого вещества;

3. Какие из обнаруженных на месте происшествия объектов могли относиться к взрывному устройству или входить в его конструкцию;

4. Какова конструкция и принцип действия взрывного устройства, взорванного на месте происшествия;

5. Использовались ли в составе заряда взрывного устройства легковоспламеняющиеся жидкости, ГСМ, нефтепродукты, инертные наполнители, осколочные элементы;

6. Что использовано в качестве упаковки (средства доставки, камуфляжа), взрывного устройства, каковы наименование и назначение данного изделия.

Помимо вышеперечисленных аспектов взрывотехнического исследования возможны и другие криминалистические исследования взрывных веществ, взрывных устройств, имитирующих их средств, а также остатков и следов взрыва.

По фактам пожаров назначаются судебные пожарно-технические экспертизы. Целями данного исследования является установление непосредственной причины возгорания: был совершен поджог или пожар возник в результате не правильного хранения легковоспламеняющихся материалов и горючих жидкостей или нарушения правил установки, хранения и эксплуатации систем энергоснабжения, отопления и энергоустановок.

При поджоге на разрешение перед экспертом ставятся вопросы относительно способа его осуществления, средств поджога, орудий, приспособлений, использованных преступниками, мест их установки, навыков и умений (в том числе профессиональные) необходимых для организации поджога установленным способом, следов лиц, орудий и инструментов, пригодных для идентификации.

Помимо вышеперечисленных аспектов судебных исследований возможны и другие криминалистические исследования взрывных веществ, легковоспламеняющихся материалов и горючих жидкостей, взрывных устройств, имитирующих их средств, а также остатков и следов взрыва и пожара. В зависимости от конкретных обстоятельств дела, количества и качества изъятых с места происшествия объектов и следов, а также следственной ситуации, складывающейся на первоначальном этапе расследования, назначаются, как правило, комплексные судебные экспертизы.

Тактика допроса потерпевшего и свидетеля.

При допросе потерпевших и свидетелей, лицо, производящее расследование, направляет свое усилие на получение данных, характеризующих событие преступления, установление примет преступников и других, важных для дела, обстоятельств. Получение от потерпевших и свидетелей достоверной информации зависит от правильно выбранной тактики проведения этого следственного действия.

Допрос потерпевших позволяет получить информацию как о самом событии, так и о тех обстоятельствах, которые предшествовали событию. Предметом допроса являются любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу.

При допросе потерпевшего необходимо выяснить: где, когда и при каких обстоятельствах было совершено преступление; когда и в связи с чем потерпевший оказался на месте события; обстоятельства, предшествующие совершению преступлению; кто еще находился в это время на месте происшествия; видел ли он преступников и может ли он их описать; каково служебное положение пострадавшего, его отношение на работе, с окружающими, так как террористический акт может быть совершен в отношении его и были ли в отношении его угрозы; не приобретались ли предметы повышенной опасности самим потерпевшим, не являются ли произошедшие события результатом неосторожного обращения потерпевшего с данным предметом; подлежать уточнению данные о физическом состоянии потерпевшего в момент совершения преступления; уточняется характер действий потерпевшего до, вовремя и после совершения преступления.

В качестве свидетелей, при расследовании терроризма, могут быть допрошены: 1. очевидцы, непосредственно воспринимавшие событие преступления; 2. очевидцы, непосредственно воспринимавшие злоумышленника при совершении преступления; 3. работники, жильцы объекта, подвергшегося угрозе террористического акта; 4. сотрудники правоохранительных органов, а также лица, принимавшие участие в аварийно - спасательных работах; 5. лицо, принявшее сообщение о готовящемся и совершенном террористическом акте.

При допросе свидетелей и очевидцев, непосредственно наблюдавших событие преступления или злоумышленника при совершении преступления, необходимо выяснить следующее: когда и в связи с чем свидетель оказался на месте происшествия; уточняется состояние органов зрения и слуха; какие внешние проявления события преступления допрашиваемый наблюдал (громкость, характер шума, интенсивность, наличие ударной волны и т.д.; какие наступили последствия (характер и масштаб повреждений); не было ли на месте происшествия в момент совершения террористического акта или накануне, каких-либо подозрительных лиц (предметов) и др.

Допрос представителей администрации и иных работников, а также жильцов объекта, подвергшегося угрозе террористического акта может иметь решающее значение для установления обстоятельств дела и подозреваемого лица. При допросе указанных лиц выяснению подлежат следующие обстоятельства: где находился работник (жилец) на момент объявления эвакуации с объекта угрозы; совершались ли ранее подобные посягательства в отношении данного объекта; какие мероприятия планировались на данный день на объекте, кто из сотрудников уволен в недавнем времени по отрицательным мотивам; есть ли среди работников (жильцов) лица, ведущие антиобщественный образ жизни; не было ли на месте происшествия в момент совершения террористического акта или накануне, каких - либо подозрительных лиц (предметов); кто, по мнению допрашиваемого, мог совершить данное преступление и др.

Допросе сотрудников правоохранительных органов, а также лиц, принимавшие участие в аварийно - спасательных работах направлен на выяснение следующего круга обстоятельств: когда, где и в связи с чем находился допрашиваемый, какое служебное задание он выполнял; какие действия на месте происшествия он выполнял, были ли внесены какие-либо изменения в обстановку места происшествия в результате этих действий, если да, то какие именно; не заметил ли он на объекте угрозы или месте происшествия каких - либо подозрительных лиц, если да, то какие действия лица привлекли его внимание и др.

При допросе лица, принимавшего по телефону сообщение, о готовящемся или совершенном акте, необходимо выяснить дату, время и место получения сообщения; обстановку, в которой принималось сообщение (не отвлекалось ли лицо на посторонние раздражители); дословное содержание и продолжительность разговора; обстоятельства, характеризующие голос и речь звонившего, эмоциональная окраска разговора, наличие посторонних шумов в трубке; дальнейшие действия лица, принявшего сообщение.

Если сообщение было получено в письменном виде, то при допросе лица, обнаружившего письмо, необходимо выяснить дату, время, место получения сообщения; обстоятельства обнаружения сообщения; наличие иных лиц, присутствовавших при этом; какие конкретные действия производились с материальным носителем информации, какие меры были предприняты для сохранения возможных следов преступника; дальнейшие действия лица, обнаружившего сообщение.

При допросе представителя средств массовой информации, который опубликовал материалы, содержащие угрозу терроризма, в первую очередь, необходимо установить каким образом и от кого была получена информация, содержащаяся в статье. В случае получения информации по телефону или в письменном виде от лица, пожелавшего остаться не известным, тактика допроса и обстоятельства, подлежащие выяснению, будут идентичны вышеперечисленным ситуациям.

Однако в случае, если представитель средств массовой информации получил данную информацию из известного ему источника с условием неразглашения его имени, то в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» и ст. 144 УПК РФ источник может быть раскрыт только по постановлению суда в связи с уголовным делом, находящемся у него в производстве. Такое положение существенно осложняет расследование уголовного дела, поскольку важная информация остается за пределами возможности следователя ее получения, оценки и использования для успешного раскрытия преступления. В связи этим, считаем необходимым внести дополнения в ч.2 ст. 144 УПК РФ и изложить ее в следующей редакции: «Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации по требованию прокурора или следователя обязаны предоставить информацию о лице, предоставившее сведения о преступлении, имеющем признаки терроризма, вне зависимости о договоренности неразглашения его имени, на основании судебного решения в связи с находящемся у данных лиц в производстве уголовного дела, квалифицируемого как терроризм».

Соответственно необходимы дополнения и в ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»: «Редакция обязана назвать лицо, предоставившее сведения о преступлении, имеющим признаки терроризма, вне зависимости о договоренности неразглашения его имени, по требованию суда».

В некоторых случаях целесообразно провести, через определенный промежуток времени, повторный допрос свидетеля. Воспроизведя показания вторично, допрашиваемый может вспомнить упущенные или забытые им при первом допросе факты. Обстоятельства, которые могут быть выяснены в ходе допросов потерпевших и свидетелей перечислены примерно, и в каждом конкретном случае перечень их может быть дополнен.

 

Автор: Гончарова Т.А.