20.12.2011 6804

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних в уголовном праве России

 

Изучение эволюции института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних представляется достаточно актуальным. Экскурс в историю позволит не только проследить процесс его возникновения и становления в уголовном праве России, но и выявить тенденции, основные направления дальнейшего совершенствования и развития.

Отечественное законодательство знает институт условно-досрочного освобождения достаточно продолжительный отрезок времени. Однако до сих пор в юридической литературе не сложилось единой точки зрения по вопросу о времени введения условно-досрочного освобождения в юридическую практику.

Отдельные ученые полагают, что нормы о своеобразном условно-досрочном освобождении были известны еще Соборному Уложению 1649 г. Другие утверждают, что досрочное освобождение под условием было закреплено в законодательстве начала XX в.

Думается, что регламентация в отечественном законодательстве условно-досрочного освобождения в XVII-XVIII вв. не имела места в силу причин объективного плана. Указанный институт до второй половины XIX в. вообще не был известен ни одной уголовно-правовой доктрине. Условно-досрочное освобождение появилось лишь в 1842 г. в английской ссылочной системе. Введение условно-досрочного освобождения способствовало, во-первых, заселению колонизируемых территорий; во-вторых, повышению производительности труда ссыльных и, в-третьих, стимулированию законопослушного поведения указанной категории лиц. Его применение являло собой реализацию последнего этапа прогрессивной системы исполнения наказаний.

При замене наказания в виде ссылки в Австралию на лишение свободы в каторжной тюрьме на территории Англии в 1853 г. условно-досрочное освобождение осужденных было сохранено. В дальнейшем прогрессивные идеи английского законодателя в сфере применения условно-досрочного освобождения были восприняты законодательством ряда других государств, в том числе и российским.

Трудно поддержать позицию некоторых ученых, согласно которой в России условно-досрочное освобождение появилось в начале XX в. Впервые данный институт был законодательно оформлен в Положении от 5 декабря 1866 г. «Об исправительных приютах» (приложение к п. 7 ст. 2 Устава о содержащихся под стражей 1857 г.). Хотя Устав и являлся по большому счету уголовно-процессуальным актом, тем не менее в нем были закреплены нормы и материального права. В частности, ст. 10 Положения содержала правило, согласно которому в отношении несовершеннолетних осужденных, признанных исправляющимися, срок содержания в приюте мог быть сокращен на одну треть, а в случае дурного поведения лица после освобождения он снова помещался в приют до истечения всего срока наказания.

Нормы об условно-досрочном освобождении несовершеннолетних нашли свое отражение в Уставе о содержании под стражей в редакции 1906 г. Досрочное освобождение под условием допускалось после отбытия одного года содержания в приюте независимо от размера назначенного наказания. Однако право определения срока наказания, необходимого для условно-досрочного освобождения, полностью находилось в ведении администрации приюта, а не у судебной власти, как было ранее (ст. 162 Устава). На наш взгляд, это могло способствовать необоснованному представлению к условно-досрочному освобождению либо к отказу в нем.

Закон от 22 июня 1909 г. «Об условно-досрочном освобождении» стал первым специальным нормативно-правовым актом в исследуемой области. Предложения о закреплении в законодательстве исследуемого института прозвучали еще в 1900-1901 гг. на втором и третьем съездах членов русской группы Международного союза криминалистов. Целесообразность введения условно-досрочного освобождения была признана и Редакционной комиссией по составлению проекта Уголовного уложения. Однако впоследствии комиссия пришла к выводу, что регламентация такого вида освобождения от отбывания наказания из-за неустройства мест заключения и проблематичности их скорой и полной реформы, а также из-за отсутствия правильно организованного полицейского надзора является преждевременной. Точка зрения комиссии была поддержана многими отечественными учеными и нашла отражение в Уголовном уложении 1903 г., нормы которого предусматривали только безусловное досрочное освобождение (ст. 23 Уложения).

Рациональность включения условно-досрочного освобождения в российское законодательство отмечали Министр юстиции России, Комиссия по судебным реформам Государственной Думы и Комиссия законодательных предложений Государственного Совета. В качестве аргументов приводились следующие доводы. Во-первых, досрочное освобождение под условием побуждает лицо к хорошему поведению и трудолюбию; во-вторых, содействует поддержанию тюремной дисциплины; в-третьих, дает администрации места заключения действенное средство исправительного воздействия на осужденных; в-четвертых, позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от вины каждого отдельного преступника. Кроме того, в пользу применения условно-досрочного освобождения свидетельствовал и зарубежный опыт. К примеру, в Швейцарии после введения в 1869 г. указанного института число дисциплинарных наказаний сократилось в три-четыре раза. Обращал на себя внимание и невысокий уровень рецидива, среди условно-досрочно освобожденных (в Англии он составлял 8,5%, в Ирландии - 13,6%, в Пруссии - 3,3%, в Италии - 0,8%).

Несмотря на то, что в России в отношении несовершеннолетних нормы об условно-досрочном освобождении действовали уже более четверти века, российский законодатель, принимая Закон «Об условно-досрочном освобождении», основывался в большей степени на зарубежном опыте применения этой меры. По нашему убеждению, это можно объяснить прежде всего двумя обстоятельствами: либо чисто формальным закреплением в то время условно-досрочного освобождения в законе и, соответственно, отсутствием его в практике, либо крайне невысоким уровнем представления осужденных к данному виду освобождения от отбывания наказания.

Закон от 22 июня 1909 г. «Об условно-досрочном освобождении» применялся безотносительно возрастных особенностей осужденного и в равной мере относился как к взрослым, так и к несовершеннолетним.

В соответствии со ст. 1, 2 Закона условно-досрочное освобождение могло быть применено в случае одобрительного поведения осужденного во время заключения при отбытии им трех четвертей срока назначенного наказания. Минимальный срок нахождения в месте заключения при этом составлял шесть месяцев. Под «одобрительным поведением» понималось не только соблюдение режимных требований, но и трудолюбие, а также успехи в работе.

Вопрос о применении рассматриваемого вида освобождения от отбывания наказания имели право возбуждать лица прокурорского надзора, начальник места заключения, директора, директрисы, члены комитетов и отделений попечительского общества о тюрьмах (в Санкт-Петербурге и Москве - благотворительно-тюремных комитетов), члены местных обществ патроната и состоящие при месте заключения духовные лица и врачи (ст. 5 Закона). В отличие от зарубежного (к примеру, французского) российское законодательство не предусматривало наличие вышеупомянутого права у самого осужденного.

Основанием безусловной отмены условно-досрочного освобождения являлось совершение преступления, за которое предусматривалось наказание строже ареста. В случае же порочащего поведения освобожденного, выразившегося в пьянстве, тунеядстве, общении с порочными людьми, условно-досрочное освобождение могло быть сохранено (ст. 20 Закона). Если в период условно-досрочного освобождения оно не было отменено, наказание считалось отбытым полностью (ст. 24 Закона).

С позиции современной уголовной политики Закон 1909 г. содержал в себе некоторые недостатки. Это относится, например, к незачету времени, проведенного под стражей в порядке предварительного заключения в общий срок наказания, значит и в срок наказания, необходимый для условно-досрочного освобождения.

Подытоживая сказанное, следует констатировать, что в конце XIX -начале XX вв. в российском законодательстве были закреплены основные черты института условно-досрочного освобождения. Вместе с тем оставался нерешенным целый ряд вопросов как теоретического, так и практического характера.

Отказ от многих правовых институтов царской России, произошедший после революции 1917 г., не коснулся условно-досрочного освобождения. Данная мера предусматривалась уже в первых актах советской власти. Так, в соответствии с Декретом от 2 марта 1918 г. «О суде» осужденному «предоставлялось право просить местный народный суд по месту жительства просителя об условном или досрочном освобождении» (ст. 32 Декрета).

Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», утвержденная постановлением НКЮ от 23 июля 1918 г., наделила правом представления к условно-досрочному освобождению распределительные комиссии (п. 20 Инструкции). Они образовывались «из заведующего местным карательным отделом или его заместителя (или особого председателя, избираемого местными Советами по соглашению с заведующим карательным отделом), заведующих местами лишения свободы и сведущих лиц по приглашению и определению местного карательного отдела».

Следующим нормативно-правовым актом, регулировавшим условно-досрочное освобождение, стало Постановление НКЮ от 25 ноября 1918 г. «О досрочном освобождении». Несмотря на то, что в названии Постановления указывалось на досрочное освобождение, отмечает Р.А. Дьяченко, в содержании документа речь шла именно об условно-досрочном освобождении. Причины такого несоответствия, по всей видимости, кроются в невысоком уровне юридической техники того времени.

В соответствии с п. 2 этого Положения ходатайство об условно-досрочном освобождении могло возбуждаться самим лишенным свободы, его близкими или распределительной комиссией при условии отбытия осужденным не менее половины срока наказания. Распределительная комиссия имела право возбуждать ходатайство и ранее этого срока. В случае совершения лицом преступления в течение неотбытой части наказания условно-досрочное освобождение либо отменялось, либо суд мог ограничиться наложением взыскания только за последнее преступление, если придет к выводу, что оно не представляет особой опасности.

21 марта 1921 г. был издан Декрет СНК «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных». Согласно п. 2 Декрета условно-досрочное освобождение выражалось либо в полном освобождении от наказания, либо в сохранении принудительных работ без содержания под стражей на весь оставшийся срок наказания или его части и могло быть применено не ранее отбытия лицом половины срока наказания.

Данный акт расширил круг лиц, имевших право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Теперь этим правом обладали администрация места заключения и суд. Отмена освобождения допускалась в случае совершения осужденным в период неотбытой части наказания преступления. Причем вновь совершенное преступление должно было быть однородным первому. При совершении такого преступления к лицу немедленно применялась мера пресечения в виде содержания под стражей (по постановлению судебного или следственного органа) до вынесения нового приговора.

В соответствии с рассматриваемым нормативным правовым актом срок наказания по новому приговору не мог быть менее срока, на который наказание было сокращено первоначально, а по совокупности не должен был превышать пяти лет.

Таким образом, впервые за время существования института условно-досрочного освобождения в законе было закреплено правило назначения наказания по совокупности приговоров в случае совершения условно-досрочно освобожденным преступления.

В то же время нельзя не отметить, что, начиная с этого Декрета и до принятия УК РФ 1996 г., законодательству был присущ один общий недостаток - совместное, в рамках одной статьи, регулирование двух самостоятельных институтов: условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким видом наказания.

УК РСФСР 1922 г. несколько изменил сферу применения условно-досрочного освобождения. К нему могли быть представлены лица, отбывавшие не только лишение свободы, но и принудительные работы. Основанием применения этого вида освобождения от отбывания наказания являлся начавшийся процесс исправления осужденного. Изменения затронули и перечень субъектов, имевших право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении осужденного. В соответствии со ст. 55 УК РСФСР из него были исключены суды. Отмена анализируемой меры допускалась в случае совершения однородного по отношению к первому преступлению деяния. Общий же срок лишения свободы при сложении наказаний по совокупности приговоров не должен был превышать десяти лет.

По изданным в 1923-1924 гг. нормативным правовым актам применение условно-досрочного освобождения связывалось с категорией преступлений или определенным событием.

Так, п. 1 Декрета ВЦИК от 5 марта 1923 г. «Об условно-досрочном освобождении ко дню празднования интернационального дня работницы» наделял губернские распределительные комиссии правом «возбуждать ходатайство об условно-досрочном освобождении женщин, а соответствующим судебным учреждениям и органам Государственного политического управления удовлетворять таковые и до отбытия половины срока наказания».

Декрет ВЦИК от 18 июля 1923 г. «О применении условного досрочного освобождения к осужденным за преступления, предусмотренные статьями 140 и 140-а уголовного кодекса» установил внесудебный порядок применения этого вида освобождения от отбывания наказания. Осужденные за приготовление и сбыт спиртных напитков освобождались комиссиями, которые образовывались при губернских исполнительных комитетах из числа представителей прокуратуры, НКВД и губернских судов.

Декрет ЦИК СССР от 22 февраля 1924 г. «Об условно-досрочном освобождении заключенных женщин ко дню празднования дня работницы» фактически повторял Декрет от 5 марта 1923 г. Ходатайства распределительных комиссий об условно-досрочном освобождении могли удовлетворяться соответствующими учреждениями до отбытия половины срока наказания.

Оценка влияния первого и последнего из перечисленных декретов на развитие норм об условно-досрочном освобождении затруднена. Исходя «из сути и назначения этих документов, они в большей степени относились к актам об амнистии, нежели к актам, регулирующим порядок досрочного освобождения под условием.

16 октября 1924 г. в УК РСФСР 1922 г. были внесены изменения и дополнения, которые не обошли стороной и анализируемый институт. Впервые в уголовном законодательстве советского государства нашел свое отражение вопрос об условно-досрочном освобождении несовершеннолетних. Подростки в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, приговоренные к лишению свободы и помещенные в трудовые дома для несовершеннолетних, оставались там впредь до исправления, но до достижения ими восемнадцатилетнего возраста. Если же на момент наступления восемнадцати лет они не отбыли всего срока наказания, то к ним применялось условно-досрочное освобождение. Лица, которых суд не признавал возможным освободить условно-досрочно, оставались в тех же трудовых домах или переводились в другие трудовые дома или колонии в соответствии с ИТК РСФСР 1924 г.

Думается, подобный вид освобождения от отбывания наказания не являлся условно-досрочным, т.к. производился без каких-либо условий. К тому же, его реализация связывалась не с отбытием определенной части срока наказания, как это было установлено в отношении взрослых, а с наступлением совершеннолетия осужденного.

Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. распространили условно-досрочное освобождение на все срочные виды наказания. Оно применялось «к осужденным, обнаруживающим исправление», и выражалось либо в освобождении от дальнейшего отбывания наказания, либо в его замене более мягким видом наказания. Порядок же применения условно-досрочного освобождения регламентировался законодательством союзных республик. Досрочное освобождение под условием подлежало отмене при совершении лицом не однородного преступления, как было ранее, а при совершении не менее тяжкого преступления. Основные начала 1924 г. в отличие от прежнего законодательства не регламентировали порядок применения этого института в отношении несовершеннолетних. Нормы об условно-досрочном освобождении несовершеннолетних вновь появились лишь двумя годами позже. Однако УК РСФСР 1926 г. в этой части полностью воспроизвел положения предыдущего УК РСФСР.

После отмены в 1939 г. дальнейшее свое развитие условно-досрочное освобождение получает уже в послевоенные годы. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 г. «О порядке досрочного освобождения осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет» сначала было введено досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних. Тремя месяцами позже Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 г. «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения» условно-досрочное освобождение было восстановлено и для взрослых, и для несовершеннолетних осужденных. Условно-досрочное освобождение выражалось либо в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, либо в его замене более мягким видом наказания (п. 3 Указа). Ходатайства по данной категории дел имела право возбуждать только администрация места заключения. В качестве основания освобождения впервые за все время существования института выступал завершенный процесс исправления осужденного, который выражался в примерном поведении и честном отношении к труду. Досрочное освобождение под условием допускалось после отбытия лицом не менее двух третей срока наказания.

В случае совершения лицом в течение неотбытой части наказания преступления, за которое могло быть назначено лишение свободы, условно-досрочное освобождение подлежало отмене. По сравнению с предыдущим законодательством Указ устанавливал правило, в соответствии с которым решение вопроса о присоединении неотбытой части наказания к наказанию за новое преступление отдавалось на усмотрение суда и не являлось его обязанностью, как было ранее.

Основы уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик 1958 г. и УК РСФСР 1960 г. содержали идентичные нормы в части регламентации условно-досрочного освобождения несовершеннолетних осужденных. Досрочное освобождение под условием допускалось не только от наказания в виде лишения свободы, как было предусмотрено Указом от 14 июля 1954 г., но и исправительных работ. Срок, необходимый для условно-досрочного освобождения, составлял одну треть от назначенного судом наказания. Основанием освобождения являлось исправление несовершеннолетнего, выражавшееся в примерном поведении, честном отношении к труду и обучению. Однако применение условно-досрочного освобождения связывалось с совершеннолетием осужденного, т.е. с наступлением восемнадцатилетнего возраста. К лицам, не достигшим указанного возраста, могло быть применено досрочное освобождение или им могла быть заменена неотбытая часть наказания более мягким видом наказания.

Анализируемая мера подлежала отмене в случае совершения однородного или не менее тяжкого преступления, при этом неотбытая часть наказания полностью или частично присоединялась к наказанию по новому приговору. При сложении наказаний в виде лишения свободы общий срок наказания не должен был превышать десяти лет, а за преступления, по которым законом допускалось назначение лишения свободы на срок более десяти лет - пятнадцати лет. Новым являлось и положение, согласно которому суд, применяя освобождение, мог возложить на определенный коллектив трудящихся или лицо с их согласия обязанность по наблюдению за условно-досрочно освобожденным в течение неотбытой части наказания.

К недостаткам указанных законов, на наш взгляд, следует отнести зависимость применения условно-досрочного освобождения от наступления совершеннолетия осужденного, а также его совместная регламентация с досрочным освобождением и заменой наказания более мягким видом наказания. Очевидно, что в случае достижения лицом восемнадцатилетнего возраста речь шла уже о применении освобождения не к несовершеннолетней, а к взрослой категории осужденных. При недостижении же этого возраста происходила подмена данной меры досрочным, без каких-либо условий освобождением от отбывания наказания.

В соответствии с Законом СССР от 11 июля 1969 г. «О внесении дополнений и изменений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних отменялось. Условно-досрочное освобождение теперь не связывалось с совершеннолетием осужденного и могло быть применено в случае, если он докажет свое исправление, после фактического отбытия не менее одной трети назначенного срока наказания. При отбытии половины наказания рассматриваемая мера применялась, к примеру, если несовершеннолетний был осужден к лишению свободы за умышленное преступление на срок не ниже пяти. После отбытия двух третей срока наказания досрочное освобождение под условием могло быть применено к лицам, «ранее осуждавшимся к лишению свободы за умышленное преступление, к которым были применены условно-досрочное освобождение от наказания либо замена неотбытой части наказания более мягким наказанием, если эти лица до достижения восемнадцатилетнего возраста и до истечения неотбытого срока наказания вновь совершили умышленное преступлении, за которое они осуждены к лишению свободы», а также к тем, кто был осужден за совершение некоторых видов преступлений (например, бандитизм, особо злостное хулиганство и др.).

Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1984 г. «О внесении изменений и дополнений в Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О применении статьи 44 Основ уголовного законодательства» внесло некоторые изменения в порядок применения условно-досрочного освобождения. При осуждении лица за совершение двух и более преступлений различной степени тяжести условно-досрочное освобождение применялось при отбытии осужденным части срока наказания, предусмотренной за наиболее тяжкое преступление.

Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г., так и не вступившие в законную силу, также содержали нормы об условно-досрочном освобождении несовершеннолетних (ст. 70 Основ). Порядок применения данного вида освобождения от отбывания наказания должен был определяться уголовными кодексами республик в соответствии со ст. 51 Основ, но на более льготных условиях.

После распада СССР началась активная работа по созданию законодательства нового государства. Этот процесс не обошел стороной и уголовное законодательство. Сначала в проекте УК РФ, а затем и в самом УК РФ 1996 г. были закреплены положения, повышавшие эффективность условно-досрочного освобождения. Это в полной мере относится, например, к вопросу о раздельной регламентации условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким видом наказания; снятии каких-либо ограничений на применение досрочного освобождения под условием.

Анализ законодательства позволяет утверждать, что правовое регулирование условно-досрочного освобождения в советский период мало чем отличалось от его регламентации до революции 1917 г. Более того, по некоторым показателям советский закон даже уступал дореволюционному. Вплоть до принятия УК РФ 1996 г. юридическая природа рассматриваемого института была весьма сложной и запутанной, поскольку ее понимание предполагало познание не только собственно условно-досрочного освобождения, но и абсолютно самостоятельного института - замены наказания более мягким видом наказания. Данный факт был связан с тем, что помимо освобождения от отбывания наказания условно-досрочное освобождение выражалось и в замене наказания более мягким видом наказания.

Тем не менее несомненным достижением советского законодательства являлось, во-первых, закрепление положения, в соответствии с которым применение условно-досрочного освобождения связывалось с фактом отбытия несовершеннолетним определенной части срока наказания, зависящей от категории совершенного преступления; во-вторых, установление правила, регламентирующего использование указанной меры в случае совершения лицом двух и более преступлений разной степени тяжести.

 

Автор: Горшенин А.А.