27.12.2011 6695

Конституционно-правовые гарантии прав местного самоуправления в зарубежных странах

 

В развитых зарубежных странах накоплен многолетний, и даже многовековой опыт в реальном осуществлении местного самоуправления, формировании и функционировании его органов, в том числе и в обеспечении гарантий и защиты прав местного сообщества. Из современных источников известно, какое влияние на теорию и практику конституционного развития европейских государств оказала теории свободной общины еще в первой половине XIX века, найдя отражение в положениях бельгийской Конституции 1831 г. об особой «общинной» власти, а также разработанной франфуртским Национальным собранием Конституции 1849 г., содержавшей статьи об особых основных правах общин. Уже в то время Конституция Бельгии содержала статью, посвященную общинному управлению, и, что особенно важно, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями признавала власть четвертую - муниципальную.

Уместно отметить, что идеи организации общинного управления, нашедшие отражение в Конституции Бельгии, были высказаны ранее французом Тура, который в 1790 г. обосновал их в своем докладе по законопроекту о реформе местного управления в Национальном собрании Франции. Тура сформулировал две основные проблемы учения о местном самоуправлении, которые в последствии получили свое развитие в различных теориях местного самоуправления:

а) понятие об собственных общинных делах, присущих по своей природе муниципальному управлению;

б) понятие о делах государственных, которые передаются государством органам местного самоуправления.

Даже поверхностный экскурс в историю возникновения и эволюции местного самоуправления показывает, что современные зарубежные муниципальные системы имеют свои глубокие исторические корни. В отечественной правовой науке зарубежный опыт местного самоуправления подвергался исследованию. Среди ученых и специалистов, проводивших исследование и внесших определенный вклад в науку следует назвать: Барабашева Г.В., Бутова В.И., Бусыгина И., Дольницкого В., Дюрана Э., Емельянова Н., Игнатова В.Г., Маклакова В.В., Медведеву Н., Пронина СВ., Петрунина О.Е., Сокола Д., Шапсугова Д.Ю. и других.

Однако в проведенных исследованиях вопросам гарантий и защиты прав местного самоуправления уделялось недостаточно внимания, либо они просто не рассматривались. Проводимая в России реформа местного самоуправления повысила интерес к накопленному в разных странах положительному опыту. Его изучение отвечает насущной потребности развития нашей государственности, предупредит законодателей от возможных ошибок. Ведущее место в системе гарантий местного самоуправления зарубежных стран занимают конституционно-правовые гарантии. Без законодательного закрепления не только прав, но и их гарантий на самом высоком уровне правовой системы невозможно нормальное функционирование местного самоуправления в любой стране. Поэтому автор начал исследование с анализа положений действующих конституций зарубежных стран. Конституционное регулирование местного самоуправления в федеративных и унитарных государствах имеет некоторые различия. Конституция как правовой акт, устанавливающий организацию государственной власти и гарантирующий определенные права и свободы, появилась в результате победы буржуазных революций и свержения феодализма. Для исследования текстов конституций автор выбрал нескольких зарубежных стран, прежде всего, западноевропейских, с которыми Россия имеет партнерские отношения. Соискатель считает, что наиболее наглядно и полно местное самоуправление защищено в ФРГ. Так, например, в Основном законе ФРГ имеется ст. 28 «Федеральная гарантия конституций земель; обеспечение коммунального самоуправления». В ней закреплены некоторые государственные гарантии местного самоуправления.

Конституционный строй земель, - говорится в ст. 28 Конституции ФРГ, - должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в смысле настоящего Основного закона. В землях, уездах и общинах народ должен иметь представительство, созданное всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами. В общинах выборный представительный орган может быть заменен общинным собранием. Общинам должно быть предоставлено право, регулировать в рамках закона под собственную ответственность все дела местного сообщества. Общинные союзы также пользуются правом самоуправления в рамках своих установленных законом задач. Федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель основным правам и положениям абзацев 1 и 2. В Конституции ФРГ в разделе II «Федерация и земли» имеют место не только правовые, но и организационные гарантии прав местного самоуправления. Кроме того, в других разделах Конституции можно увидеть и некоторые другие гарантии с указаниями на способы защиты прав. В этой связи не безынтересны положения раздела I «Основные права» Основного закона ФРГ. В указанном разделе речь идет о правах человека и гражданина. Раздел объединил 19 статей, в их числе:

ст. 1. Достоинство человека: связанность государственной власти основными правами;

ст. 2. Свобода действий, свобода личности;

ст. 3. Равенство перед законом;

ст. 4. Свобода вероисповедания, совести и провозглашения взглядов;

ст. 5. Свобода мнений;

ст. 6. Брак и семья: внебрачные дети;

ст. 7. Школьное дело;

ст. 8.Свобода собраний;

ст. 9. Свобода объединений;

ст. Ю. Тайна переписки, почтовой и телесвязи;

ст. 11.Свобода передвижения;

ст. 12.Свобода выбора профессии; запрещение принудительного труда;

ст. 12-а. Воинская обязанность;

ст. 13. Неприкосновенность жилища;

ст. 14.Собственность и право наследования гарантируются; ст. 15.Социализация;

ст. 16. Гражданство; выдача; право убежища; ст. 17. Право петиции;

ст. 17-а. Ограничение отдельных основных прав законами в целях обороны и о заменяющей службе;

ст. 18.Осуществление основных прав;

ст. 19.0граничения основных прав.

Отдельные положения некоторых перечисленных статей требуют подробного исследования и нашего комментария. К примеру, в части 1 ст. 14 говорится о том, что собственность и право наследования гарантируются. Содержание и пределы их устанавливаются законами. Часть 2 этой статьи указывает на то, что собственность обязывает. Её использование должно одновременно служить общему благу. В третьей части - речь идет о принудительном отчуждении собственности, которая допускается только для общего блага. Оно может производиться только законом или на основе закона, регулирующего вид и размеры возмещения. Возмещение должно «определяться со справедливым учетом общих интересов и интересов сторон. В случае споров о размерах возмещения оно может устанавливаться в общем судебном порядке. Статья 15 Конституции ФРГ регламентирует процедуру социализации. В ней закреплено: земля, природные богатства и средства производства могут быть в целях обобществления переданы в общественную собственность или другие формы общественного хозяйства законом, регулирующим вид и размеры возмещения. В отношении возмещения действуют соответственно предложения 3 и 4 абзаца 14. Представляется, что указанные положения статей 14 и 15 имеют прямое отношение к муниципальной собственности: земле, природным ресурсам, средствам производства и другим объектам.

Важными для нас с научных позиций являются положения ст.ст. 18 и 19 Основного закона ФРГ, касающиеся осуществления и ограничения, основных прав. Тот, кто злоупотребляет свободой мнений, в особенности свободой печати (абзац 1 статьи 5), свободой преподавания (абзац 3 статьи 5), свободой собраний (статья 8), свободой объединения (статья 9), тайной переписки, почтовой и телесвязи (статья 10), собственностью (статья 14) или правом убежища (абзац 2 статьи 16) для борьбы против основ свободного демократического строя, лишается этих основных прав. Лишение указанных прав и объем его определяются федеральным конституционным судом.

Поскольку, - говориться в ст. 19 Конституции ФРГ, - в силу настоящего Основного закона какое-либо основное право может быть ограничено законом или на основе закона, этот закон должен носить общий характер, а не применяться только к отдельному случаю. Кроме того, в законе должно быть названо это основное право с указанием статьи. Существо содержания основного права ни в коем случае не должно быть затронуто. Основные права распространяются также на отечественные юридические лица, поскольку эти права по своей природе к ним применимы. Если права, какого-либо лица нарушены публичной властью, ему предоставляется возможность обратиться в суд. Поскольку не установлена иная подсудность, компетентными являются общие суды. Второе предложение второго абзаца статьи 10 этим не затрагиваются. Анализ положений статей 18 и 19 свидетельствует о том, что лишение прав, в том числе юридических лиц, созданных на основе муниципальной собственности, может быть осуществлено только на основе и в объем, определяемом федеральным конституционным судом. Более того, государство предъявляет определенные требования к содержанию закона об ограничении основных прав и гарантирует возможность защиты нарушенных прав путем обращения в суд.

Соискатель делает вывод о том, что в ФРГ местное самоуправление защищено конституционно-правовыми гарантиями трех видов. Первый - это институционные гарантии, закрепленные в конституции положения разделов I и И. Закрепленная конституцией институционная гарантия означает, что самоуправление, как форма организации власти в принципе неприкосновенно. Институционная гарантия обеспечивает общинную форму самоуправления и дает возможность общине реализовывать свое право решать вопросы местного значения и нести за них ответственность, в том числе:

- самостоятельно решать организационные вопросы (создавать различные органы и определять их организационную структуру);

- решать самостоятельно кадровые вопросы (подбор кадров для муниципальной службы);

- самостоятельно планировать социально-экономическое планирование территории муниципалитета;

- самостоятельно решать финансовые вопросы (общины имеют собственные статьи доходов и расходов, несут ответственность за финансовое развитие территории);

- самостоятельно издавать нормотворческие акты (общины имеют уставы и уложения);

- самостоятельно осуществлять налогообложение (общины имеют право взимать налоги, но это право ограничено приоритетом законов земель и государства).

Второй вид гарантий. В ФРГ обеспечены конституционно-правовые гарантии в сфере финансовых отношений - финансовой обеспеченности. Они закреплены в ст. 106 и 107 Конституции ФРГ. Третий вид. В Германии обеспечиваются конституционно-судебные гарантии прав местного самоуправления. Согласно ст. 93 Конституции ФРГ общины имеют право опротестовывать через конституционный суд случаи вмешательства в вопросы самоуправления со стороны органов власти - федеральных и земельных.

Рассмотренные конституционные гарантии позволяют сделать вывод о том, что государство в своей законодательной и исполнительной деятельности обязано внимательно относиться к правам населения муниципальных образований и органов местного самоуправления, не допускать проявления произвола и превышения власти государственных органов.

Италия - первое государство в Европе, в котором была установлена фашистская диктатура. Однако после окончания второй мировой войны она стала республикой, отвергнув монархическую форму правления на референдуме 2 июня 1946 года. Принятая учредительным собранием Конституция Итальянской Республики вступила в силу 1 января 1948 г. Демократизм основного закона республики выражается в закреплении в нем обширного круга демократических прав и свобод, в провозглашении народного суверенитета, в установлении парламентарной формы правления, широкой местной автономии. Конституция страны еще в то послевоенное время выдвинула требование значительно приблизить итальянский народ к осуществлению власти.

В основном законе подчеркивалась необходимость создания целой демократической системы, территориально расчлененной на три инстанции: коммуну, провинцию и область. Они должны обладать широкой автономией, им должно быть доверено выполнение государственных функций с тем, чтобы дать народным массам возможность участвовать в местном самоуправлении.

Конституция Италии - весьма стабильный документ, так как более чем за 45-летний период действия в этот акт было внесено лишь около десяти поправок, которые практически не затронули принципы государственного устройства. В этой стране разграничение полномочий по трем уровням власти закреплено в разделе V Конституции «Области, провинции и коммуны». К конституционным основам местного самоуправления имеют прямое отношение ст.ст. 128-133. В них, в частности, закреплены следующие положения. Провинции и коммуны являются автономными образованиями в рамках принципов, установленных общими законами Республики, которые и определяют их функции. Они же являются также территориальными единицами государственного и областного деления.

Территории провинций могут быть подразделены на округа с исключительно административными функциями в целях последующей децентрализации. Областной орган, учреждаемый в порядке, установленном законом Республики, осуществляет также в децентрализованной форме контроль, за законностью актов провинций, коммун и иных местных образований. В определенных законом случаях контроль по существу может проводиться путем предъявления органу, принявшему решение, мотивированного требования о пересмотре этого решения.

Представляют научный интерес и положения основного закона, направленные на обеспечение территориальных основ местного самоуправления при изменении административно-территориального устройства страны. Конституционным законом Италии по заслушивании мнения областных советов может быть решено о слиянии существующих областей или о создании новых областей с числом жителей не менее миллиона человек, если это предлагают муниципальные советы, представляющие не менее одной трети заинтересованного населения, и если такое предложение одобрено на референдуме большинством того же населения. Посредством референдума и закона Республики по заслушании областных советов может быть разрешено провинциям и коммунам по их желанию отделиться от одной области и присоединиться к другой.

Изменения границ провинций и образование новых провинций в пределах одной и той же области устанавливаются законом Республики по инициативе коммун и после консультаций с этой областью. Область по получении мнения заинтересованного населения может издавать законы, образующие на её территории новые коммуны, и может также изменять их границы и названия.

Конституция Италии имеет одну из значительных новаций по сравнению с основными законами других европейских стран, которую нельзя не выделить. Речь идет о разделе VI Конституции «Конституционные гарантии». В нем учреждается Конституционный суд, состоящий из 15 членов, назначаемых на 9 летний срок по третям: Президентом Республики, Парламентом на совместном заседании палат, и высшей судебной администрацией, общей и административной (кассационный суд, Государственный совет, счётная палата). Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями; обвинения, выдвигаемые согласно Конституции против Президента Республики; вынесение решений о допуске каждого требования о проведении референдума для отмены законов (пункт внесен конституционным законом от 11 марта 1953 г.).

О последнем положении хотелось высказаться более подробно. Важная черта Конституции Италии - закрепление возможностей для непосредственного участия избирателей в политической жизни, в принятии судьбоносных решений. Это предусмотрено: статьей 71 - в форме законодательной инициативы, когда законопроект вносится от имени не менее 50 тысяч избирателей; статьей 132 - проведением референдума об изменении границ областей, провинций и коммун; статьей 75 - проведением референдума в форме «народного вето» для отмены, полностью или частично, закона или акта, имеющего силу закона. Такой референдум проводится по требованию 500 тысяч избирателей или пяти областных советов. Такое проявление непосредственной демократии сначала изучается кассационным судом с точки зрения его соответствия закону, а затем -конституционным судом с позиций его конституционности (в России основной инстанцией выступает Центральная избирательная комиссия). Однако Референдум в такой форме не может проводиться для отмены законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров.

В Конституции Италии отражены и вопросы судебной защиты нарушенных прав актами публичной администрации республики. По поводу этих правовых актов допускается судебная защита прав и законных интересов органами общей или административной юстиции. Такая защита не может быть исключена или ограничена особыми средствами обжалования или в отношении определенных категорий актов. Закон устанавливает судебные органы, которые могут аннулировать акты государственной администрации в случаях и с последствиями, предусмотренными тем же законом (ст. 113). Как видим, многие, закрепленные в Основном законе Итальянской Республики, положения достойны углубленного изучения и использования при законодательной регламентации проблем обеспечения прав местного самоуправления в России.

В Конституции Французской Республики имеется раздел XI «О территориальных коллективах». В ст. 72 данного раздела закреплено: территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории. Всякие другие территориальные коллективы создаются законом. Эти коллективы свободно управляются выборными советами при соблюдении условий, предусмотренных законом. В департаментах и на территориях представители Правительства отвечают за национальные интересы, административный контроль и соблюдение законов.

Интересен опыт Канады. Правовой основой деятельности местного самоуправления в этой стране является Основной закон страны - акт о Британской Северной Америке 1867 г. и акт о конституции 1982 г. Регулируют деятельность местного самоуправления в Канаде провинциальные органы власти (страна состоит из 10 провинций и двух территорий). Они устанавливают и изменяют границы муниципалитетов, принимают различные законодательные акты, определяющие основы политики местного самоуправления.

Акты имеют различное содержание. Одни носят фундаментальный характер, то есть определяют общие принципы функционирования органов местного самоуправления. Другие - частный характер. Они регулируют отдельные стороны деятельности органов местного самоуправления (управление коммунальным хозяйством, дорожным строительством, вопросы здравоохранения, охраны природы, поддержание общественного порядка). Есть различные подзаконные акты, уставы местного самоуправления и другие документы.

В Конституции Японии выделена специальная глава VIII «местное самоуправление». В ней четко определена иерархическая система муниципалитетов, которая строится в два звена. Нижнее звено составляют сельские общины, поселки и города; верхнее - префектуры которые делятся на четыре категории. По Конституции Японии муниципалитеты наделены правом управлять имуществом, осуществлять управление в своих границах; они имеют право принимать обязательные постановления местного значения, за невыполнение которых предусматривается уголовное наказание. И ещё важная деталь: парламент Японии может принять закон, относящийся к какому-либо конкретному муниципалитету, только при получении согласия абсолютного большинства жителей. Это достигается путем референдума и подчеркивает уровень гарантированности прав населения муниципальных образований.

Исследование текстов конституций развитых зарубежных стран не позволяет установить их социальное назначение. Это можно сделать только при анализе экономического базиса государства, что не входит в предмет нашего исследования. И все же некоторые общие закономерности и тенденции для конституций большинства европейских стран мы хотим выделить. Требования новых международных реалий породили в этих странах проблемы национализации, что затронуло ранее незыблемый принцип «священности и неприкосновенности» частной собственности. В конституциях большинства зарубежных стран появились статьи, предусматривающие возможность отторжения государством частной собственности на основе принципа «справедливой и полной компенсации». Развитие международных отношений заострило проблему соотношения международного и внутригосударственного права, процессы экономической и политической интеграции современных зарубежных стран Европы привели к появлению в конституциях этих стран статей, предоставляющих государству право ограничивать свой суверенитет в пользу межгосударственных союзов или сообществ. Примером тому может служить начавшейся сложный процесс принятия единой Конституции странами Европейского Союза.

В основных законах зарубежных стран появились положения или даже разделы, посвященные охране окружающей среды, сохранению национального и культурного наследия, урбанизации, обеспечению и защите прав местного сообщества. Общей тенденцией для конституций зарубежных стран является то, что все они воздействуют на общественную жизнь стран посредством нескольких, четко выраженных, функций (идеологической, политической, экономической, юридической, организационной).

Рассмотрим кратко некоторые из функций, но лишь в части, имеющей отношение к нашей теме. В конституционных актах некоторых стран Западной Европы, второй половины прошлого века закреплена экономическая функция государства, что дает основания говорить о конституции, как о документе концептуального уровня. Так, например Основной закон Испании 1978 г. содержит специальную главу «Об основных принципах социальной и экономической политики», он возлагает на государство бремя по созданию необходимых условий и гарантий «для социального и экономического прогресса» и провозглашает политику «экономической стабильности». Конституция Португалии 1976 г. содержит целую программу преобразований в стране, в том числе в экономической и социальной областях с возложением на государство ряда задач в этой сфере (ст.ст. 9, 80-110).

Юридическая функция конституции заключается в том, что она представляет свой фундамент правопорядка в стране. Обладая высшей юридической силой в иерархии нормативных актов, она устанавливает основы не только конституционного, но и других отраслей права -гражданского, уголовного, административного, трудового, уголовно - и гражданско-процессуального. Организационная функция конституции состоит в том, что она закрепляет структуру государственного механизма, распределение компетенции между государственными органами (т.е. между государством в целом, субъектами федерации или автономными образованиями), и по горизонтали (т.е. между различными органами одного уровня - на национальном уровне, на уровне субъектов федерации), а также устанавливает отношения между названными органами по вертикали и по горизонтали. Содержание зарубежных конституций многообразно. Однако их нормы могут быть сведены к трем основным блокам регулирования: правовое положение личности, установление системы органов государственной власти; международно-правовые положения. Таким образом, несмотря на определенное разнообразие, которое отражало конкретные условия разработки конституций зарубежных стран, все они имеют внешнее сходство, проявляемое в композиции актов, в содержании ряда норм, в видах и формулировках некоторых прав и свобод, в употребляемой терминологии. В связи с этим можно говорить о процессе интернационализации конституционных положений в большинстве зарубежных стран.

Современному анализу функционирования местного самоуправления зарубежных стран (и не только европейских) посвящено исследование известных ученых Северо-Кавказской академии государственной службы Игнатова В.Г., Бутова В.И., результаты которого опубликованы в научно-практическом пособии. Авторы исследования использовали не только научные публикации, посвященные зарубежному опыту местного самоуправления, но и непосредственно знакомились с ним в Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Нидерландах, Польше, Франции, США, Канаде, Китае, Японии, Индии и в некоторых других государствах.

По их мнению, развитие местного самоуправления в мире - объективный процесс, характерный для XX века. Он развивается и вглубь и вширь, затрагивая все новые и новые государства. И было бы не правомерным относить процесс децентрализации власти и развитие местного самоуправления только к развитым государствам: становление органов местной власти довольно успешно идет и в развивающихся странах, в том числе в бывших колониях - странах Африки, Азии, Латинской Америки и даже Океании.

Функции местных органов самоуправления в большинстве зарубежных стран охватывают все стороны жизни общин. Главными полномочиями органов местной власти являются в первую очередь финансово-экономические, включая формирование и исполнение бюджета, местное планирование, ведение коммунального хозяйства, дорожное строительство, благоустройство, развитие транспорта. В перечне полномочий в социальной сфере - строительство дешевого жилья для бедных, школ, больниц, библиотек. Муниципальные органы власти несут также ответственность за охрану общественного порядка, экологическую безопасность, санитарное состояние.

К сожалению, в научной работе Игнатова В.Г., Бутова В.И. не уделено должного внимания вопросам гарантий прав местного самоуправления. По-нашему мнению, - это закономерно, так как существующий высший уровень правового регулирования, экономическая стабильность большинства государств, глубокие исторические корни и степень развития местного самоуправления не нуждается в специальных нормах, гарантирующих права местного самоуправления. Более того, в странах Западной Европы существует полувековой (в отличие от России) опыт гарантий и защиты прав местного самоуправления с использованием норм международного права.

Известно, что одной из региональных международных организаций в послевоенной Европе стал Совет Европы. Он действует на основе Устава 1949 г. и объединяет более 40 стран. Целями Совета Европы являются: обеспечение более тесных связей между государствами Европы; содействие превращению Европы в демократическое пространство; защита прав человека; координация деятельности Совета с другими европейскими государствами.

Государства, желающие вступить в эту международную организацию, должны соответствовать следующим условиям: правовое устройство и институты должны соответствовать принципам демократии; народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов. С 1994 г. в соответствии с уставной резолюцией на правах самостоятельного органа в Совет Европы вошёл Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), будучи до этого самостоятельной организацией. В условиях Западной Европы после второй мировой войны сложилась действенная система международных гарантий прав местного самоуправления. Это касается не только Европейской Хартии о местном самоуправлении, принятой в Страсбурге в ноябре 1985 г.

В качестве примера можно привести решение проблемы возникшей в ФРГ, в связи с финансовой достаточностью органов местного самоуправления. В течение долгих лет считалось, что экономическое обеспечение деятельности немецких коммун является наилучшим в Европе. Но в 1977 году в КМРВЕ с просьбой о помощи обратился Союз городов и муниципалитетов Германии. Расследование выявило, что собственные налоговые доходы местных бюджетов в Германии ограничивались 10 процентами, а 90 процентов доходов местных бюджетов составляли разделенные (регулирующие) налоги и трансферты. Иными словами, из года в год немецкие коммуны не имели никакого поля для маневра. В это время государство передало на местный уровень содержание домов престарелых, общежитий для беженцев и домов социальной реабилитации. Местные власти также должны были из собственных бюджетов выплачивать пособия одиноким родителям, политическим эмигрантам, инвалидам, безработным и др. Все передаваемые полномочия не могли быть полностью обеспечены собственными ресурсами, а общие (или пакетные) государственные дотации, которые местные власти могли бы расходовать по своему усмотрению, муниципалитетами не предоставлялись.

Для исправления ситуации Постоянной комиссией КМРВЕ была принята Рекомендация 64 (1999) о положении с местными финансами в ФРГ. В ней КМРВЕ предложил ассоциации местных властей Германии использовать положения Европейской Хартии в ходе защиты прав граждан на местное самоуправление. В результате исполнения Резолюции к 2000 году доля собственных налоговых доходов немецких муниципалитетов возросла до 35 процентов. Значительный интерес представляет зарубежный опыт формирования и функционирования органов местного самоуправления в странах Западной Европы. Практически во всех государствах четко разделяются представительные и исполнительные органы местного самоуправления. При этом если представительные органы избираются на основе прямого, всеобщего и тайного голосования избирателей, то исполнительные органы формируются по-разному и путем избрания глав администрации всем населением или членами советов, и путем назначения представительным органом, и другими путями.

В заключение можно сделать вывод о том, что в зарубежных странах, как и в России, важное значение придается конституционно-правовым гарантиям местного самоуправления. Без законодательного закрепления прав и гарантий местного самоуправления невозможно его нормальное функционирование. В большинстве стран правовые основы местного самоуправления закреплены в конституциях этих стран. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в зарубежных странах можно разделить на виды: первый - институционно-правовые гарантии, закрепляющие права местных сообществ на самоуправление как формы организации власти; второй - обеспечивающий права местного самоуправления на защиту своих прав в суде; третий вид гарантий - международные гарантии.

 

Автор: Черненко А.В.