28.12.2011 2375

Германия в конце XIX - начале XX века и становление личности Карла Ясперса

 

Невозможно себе представить человека, чья система мировоззрений была бы «оторвана» от окружающей его действительности, оттого, что в совокупности формирует различные стороны его реальной жизни. Несомненно, любой человеческий индивид - не просто продукт своей эпохи, этнической принадлежности, соответствующей ей культуры; он - ее носитель, ее адепт, мыслящий и старающийся строить свою жизнь согласно законам цивилизации. И, разумеется, изучение системы научного мировоззрения того или иного мыслителя диктует необходимость изучения его жизненной и творческой биографии. Это дает возможность комплексного и наиболее объективного анализа его научных воззрений, а так же способствует выявлению основных причин их трансформации. В качестве подтверждения высказанного, на наш взгляд, будет вполне уместным привести слова самого Карла Ясперса: «Сам человек, его основные познания, его действия, его эпоха и мир, его повседневный образ жизни, те внутренние его силы, которые сказывают себя в нем, - всего этого нельзя оставлять в стороне, если пытаешься вникнуть в его мысли и мыслить вместе с ним».

Таким образом, прежде чем приступить к рассмотрению воззрений Ясперса, совершенно необходимо выявить исторические условия их формирования.

С 1890 г. в немецкой истории началась новая эпоха. Определяющими принципами предшествующего периода были идея европейского равновесия, национальная идея, конституционное государство и утверждение капитализма либерального типа. Главным же явлением новой эпохи стали экспансионистская мировая политика, всплеск национализма, политически мобилизовавшего массы, рабочее и социалистическое движение. В этот период национальная идея переросла в Германии в националистическую, нашедшую обоснование в произвольно истолкованном дарвинистском учении о борьбе за существование, дополненном утверждением о праве сильнейшего диктовать другим свою волю. Восторжествовала уверенность в том, что в будущем мире смогут утвердиться только крупные государства, обладающие значительными колониями и зависимыми территориями.

Период 1890-1918 гг. в Германии обычно именуют «вильгельмовской эпохой». Термин не означает, будто кайзер Вильгельм II был, подобно Бисмарку, фигурой, определяющей ход событий того времени. Хотя он стремился играть роль Бисмарка и единолично проводить внешне- и внутриполитический курс страны, но по причине частой смены решений и некомпетентности во многих вопросах личное правление императора реально чаще всего выражалось в неожиданном, бесцеремонном и даже неуклюжем вмешательстве в сферу деятельности отдельных министров. Это делало немецкую политику непредсказуемой и опасной для других европейских держав. В этой связи старший современник Ясперса - выдающийся немецкий ученый Макс Вебер расценивал стиль правления кайзера как «буланжистски-бонапартистский и проводимый в манере лейтенанта, стремящегося прослыть оригиналом», и резко осуждал «династическое тщеславие и личные амбиции» Вильгельма.

В определенной мере император воплощал в своей личности облик правящих в Германии верхов, их менталитет, основополагающие ценности и негативные черты. Будучи ярым сторонником мировой экспансии и создания мощного военно-морского флота, кайзер опирался на поддержку буржуазии, а его вера во всемогущество силовой политики роднила его с прусским юнкерством, милитаристским по своей натуре. Интерес, проявляемый Вильгельмом к проблемам развития промышленности и торговли, его тесные связи с крупнейшими предпринимателями Германии Круппом и Штуммом позволяли рассматривать его как идущего в ногу со временем монарха, опирающегося на успехи и расцвет немецкой индустрии и технологии. Но при этом император всегда оставался сторонником сохранения приоритета монархической власти над парламентом, что отвечало убеждениям дворянских слоев и находило поддержку со стороны крупной буржуазии, прежде всего магнатов крупной и военной промышленности.

Экспансионизм во внешней политике, принявший характер соревнования между ведущими державами Старого Света, привел к тому, что к 1913 году Германия превратилась из пятой во вторую колониальную державу мира, хотя мощь ее военного флота все еще значительно отставала от британской. Немецкие товары успешно вытесняли английские с рынков России, Австро-Венгрии, Дании. Швеции, Турции и др. стран. В Азии и Латинской Америке началась ожесточенная конкуренция английских и немецких банков за захват сферы вложения капиталов. Предвидя неизбежность военного конфликта, германское руководство вело энергичную подготовку к нему. Германия опережала остальные европейские державы по общим военным расходам, увеличившимся с 1910 по 1914 г. почти вдвое.

Подготовка Германии к войне включала не только вооружения, но и сферу идеологии. Пропаганду милитаризма, национализма, широкой внешней экспансии развернули многочисленные союзы и общества. Ведущим среди них являлся созданный в 1891 г. Пангерманский союз, выступавший с требованиями создания обширной колониальной империи. Пангерманисты пропагандировали концепцию, согласно которой немцы являются «народом без жизненного пространства», окруженным со всех сторон врагами, война с которыми является неизбежной и к которой необходимо всемерно готовиться.

Подготовка Германии к войне усугубила внутриполитическую обстановку. Канцлер Бетман-Гольвег, учитывая возросшую роль социал-демократов в рейхстаге, требовавших скорейшего проведения социальных реформ, оказался в затруднительном положении: консерваторы обвиняли его в попустительстве по отношению к леволиберальной оппозиции. В свою очередь леволиберальная и социал-демократическая оппозиция критиковали кабинет за недостаточную демократичность проводимой политики.

В целом в Германии с 1913 г. резко возросла возможность общего социально-политического кризиса, что и стало одной из главных причин, побудивших руководство страны летом 1914 г. поддержать союзную Австро-Венгрию и решиться на развязывание большой войны.

В этой чрезвычайно сложной для народа Германии обстановке формировалось мировоззрение выдающегося немецкого ученого Карла Ясперса. Время его активной творческой деятельности приходится на 20-50-е годы XX столетия, когда Германия переживала самые трагические этапы своей истории, в силу чего основные идейно-теоретические выкладки ученого несут в себе отчетливые характеристики эпохи.

Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 г. в городе Ольденбург одноименного герцогства (территория современной нижней Саксонии), близ побережья Северного моря. Его отец (1850-1940), юрист, а в последствие - директор банка, происходил из торгового и крестьянского рода. «Службу свою, - писал Карл об отце, - он исполнял с мудростью, основательностью и сознанием долга. Но любимыми его занятиями были живопись и охота». Отец, в воспоминании Ясперса, предстает перед ним как человек незаурядный, ненавидевший рутину, доктринерство, ханжество. Он приучал детей с раннего возраста к самостоятельным и ответственным поступкам и суждениям.

Ясперс с большой любовью и признательностью вспоминает своих родителей. Мать Карла (1862-1941) была крестьянского происхождения. Она всегда оставалась для него самым близким, уважаемым и любимым человеком. О ней он пишет как о деятельной, стойкой к жизненным ударам женщине.

В целом в семье чтили традиции и порядок, впрочем, как и в большинстве бюргерских семей того времени, но в религиозном отношении как для матери, «для которой не существовало рамок условностей», так и для отца был характерен индифферентизм, который в юности разделял и их сын. «В родительском доме, - пишет биограф Ясперса Готшальк, - церковный мир игнорировался». Таким образом, ребенок с детства привык мыслить самостоятельно, ему было чуждо шаблонное восприятие окружающей действительности. И эта непримиримость с тем, с чем он был не согласен, уже в школьные годы отчетливо проявлялась. Об этом свидетельствует следующий описанный им случай: «В гуманитарной гимназии у меня произошел конфликт с директором. Я взбунтовался, отказавшись исполнять те распоряжения, которые казались мне неразумными. Отец с раннего детства приучил меня к тому, что я получу ответ на любой вопрос, и не заставлял меня делать то, смысл чего я не мог понять Воспитанный своим отцом, я держался того принципа, что существует разница между порядком на уроке и армейской дисциплиной, без всяких на то оснований распространенной на школу. «Это - оппозиционный дух!» - торжественно объявил мне директор. Этот дух свойственен де всей моей семье, и, будучи директором, он вынужден дать ему отпор. Конфликт достиг апогея, когда я отказался вступить в один из трех ученических союзов, созданных с одобрения директора. Я обосновал свое решение тем, что союзы формировались по социальному происхождению учеников и в зависимости от профессий их родителей, а не по принципу личной дружбы. Одноклассники мои вначале заявили, что поддерживают меня, но на деле осудили мой поступок. Я остался в одиночестве».

Этот эпизод - единственный из описанных в его «Автобиографии» случаев, относящихся к детству автора. Во всяком случае, это описание ярко иллюстрирует тот социальный контекст, общественную конъюнктуру Германии тогдашней эпохи, в которой прошли детство и юность будущего великого мыслителя. Надо полагать, данный случай сыграл ключевую роль в процессе дальнейшего формирования характера юного Карла, оказал огромное влияние на развитие системы ценностей и жизненных установок тогдашнего школьника, ибо на протяжении всей жизни он руководствовался принципами, выработанными еще в отчем доме: всегда оставался человеком свободным и сильным духом, проявляя твердость и непримиримость относительно всего, с чем он был не согласен, способность не отступать от своих внутренних убеждений ни при каких обстоятельствах.

В 1901 году юный Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет, где в течение трех семестров изучал право, после чего, окончательно охладев к юриспруденции, перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году.

Чем, однако, объясняется такой резкий поворот, разочарование в избранной изначально профессиональной карьере? Вероятнее всего причина заключалась в том, что он разуверился во всем, что считается бесспорной основой любого цивилизованного государства - в законе, который казался Ясперсу абстракцией от жизни общества, совершенно чуждой будущему мыслителю. Он не был доволен ни собой, ни состоянием германского общества, ни фикцией общественного мнения. «Основное ощущение, - пишет он, - было таково: что-то неладно в мире людей и во мне самом». Таким образом, налицо факт нежелания отстаивать в качестве юриста тогдашние законы немецкого общества, устоев которого он не понимал и не желал понимать. А, учитывая особенности его бескомпромиссной натуры, невозможно даже предположить саму вероятность его дальнейшего обучения на юридическом факультете.

Однако теперь предстояло выбрать в жизни определенную дорогу и двинуться по ней. Он хотел знать все, что только возможно; как ему представлялось, медицина открывала широкие горизонты, потому, что была связана со всеми естественными науками, а предметом своим имела человека. Став врачом, он надеялся найти признание в обществе.

Интерес к медицине, помимо прочих мотивов, сформировался у молодого Карла из-за его врожденной болезни: он страдал неизлечимым заболеванием бронхов, постоянно провоцировавшим сердечную недостаточность. Диагноз этой опасной болезни, которая, как правило, сводит людей в могилу не позднее тридцатилетнего возраста, был поставлен Ясперсу уже в 18 лет. Следствием болезни было то, что он не мог принимать участия в забавах и развлечениях молодежи. Вылазки на природу полностью прекратились уже с началом университетской учебы. Верховая езда, плавание, танцы были полностью исключены. С другой стороны, по причине своего заболевания, Ясперс освобождался от военной службы. Тем самым исключалась опасность погибнуть на войне.

По словам самого Ясперса, одним из следствий болезни стал «внутренний настрой, определивший способ работы. При постоянных перерывах в работе, вызванных болезнью, приходилось вести меж ними жизнь, насыщенную до предела, коли я вообще желал сохранить смысл этой жизни. Я был обречен учиться, все схватывая на лету, сразу проникать в суть, испытывать внезапные откровения и моментально строить свои планы. Мой шанс состоял в упорном использовании каждого подходящего мгновения, чтобы продолжать работу при любых обстоятельствах».

Это стало главной причиной того, что молодой человек, по своему характеру склонный к общению и дружбе, рано узнал тоску одиночества. Тем не менее, во все периоды жизни, в том числе и в годы студенчества, у Ясперса были немногие, но близкие друзья. На факультете молодой Карл подружился с одним достаточно одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей супруги Гертруд Майер. Характерно, что и брат, и сестра Майер живо интересовались философией, причем Гертруд изучала философию профессионально. Карл познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года молодые люди поженились. С тех пор одиночество больше не мучило Ясперса: в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого по духу человека: «Одиночество, тоска, самокопание - все это переменилось вмиг, стоило мне повстречать Гертруд Майер. С первого же часа меж нами возникла непостижимая, совершенно немыслимая гармония Невозможно было представить себе человека, понимающего мои мысли и чувства, мои стремления, каким являлась Гертруд».

Таким образом, профессиональный интерес к общественным наукам у молодого естествоиспытателя - ведь медицина принадлежит к естественным наукам - развился не без влияния его жены и «философствование на уровне экзистенции», о котором в последствие так много писал Ясперс, составляло одну из самых больших радостей его семейной жизни.

 

Автор: Тукфатулина С.Г.