28.12.2011 5524

Становление человека в доисторический период по К. Ясперсу

 

Это - наиболее длительный период (завершается ок. 5000 лет назад), охватывающий время становления человека - от возникновения языка и рас до появления исторических культур древности. Ясперс сразу определяет доисторию - первое звено в последовательной цепи мировой истории, - как «прометеевскую эпоху» (ознаменовавшуюся возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем), когда человек только становится человеком. При этом мыслитель настаивает на невозможности установления точных хронологических рамок для «прометеевской эпохи», поскольку она «уходит своими корнями в слишком далекое прошлое». Автор лишь указывает, что обрывается доистория около 5000 лет назад, когда завершается становление основных конститутивных свойств человека. В подтверждение этого и, несколько забегая вперед, отметим, что одним из наиболее характерных черт доистории является отсутствие передачи духовного опыта предшествовавших поколений, а также отсутствие письменности. В связи с этим Ясперс пишет: « Лишь словесные данные позволяют нам ощутить человека, его внутренний мир, настроение, импульсы. Письменные источники нигде не датируются ранее 3000 г. до н.э. Следовательно, история длится около 5000 лет».

Автор «Истоков истории» утверждает, что «становление основных конститутивных свойств в доисторическую эпоху непременно и тесно связано со становлением исторически осмысленного человеческого бытия». В случае если мы уясним для себя эту взаимосвязь, мы сможем лучше понять утверждение Ясперса о том, что «доисторическое становление человека - формирование человека как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами, со всей присущей ему сферой бессознательного - составляет фундамент нашего человеческого бытия Объективно доистория - поток различных изменений, однако в духовном смысле это еще не история, поскольку история возникает лишь там, где есть осознание истории, традиция, документация, осмысление своих корней и происходящих событий. Представление, что и там, где нет преемственности традиций, история, как таковая, все-таки была или даже должна была быть, не более чем предрассудок».

Ясперс ставит здесь вопрос вовсе не о смысле доистории, он ставит лишь вопрос о временном отрезке, когда не существовало преемственности традиций и надеется в этом смысле найти второе определение доистории. При дальнейшем рассмотрении основных характеристик доисторического периода мыслитель делает возможным предположение о том, что доистория - есть неистория.

Для окончательного изложения и разграничения доистории от истории представляется необходимым показать, что изучение доистории как «прометеевской эпохи» посредством словесных письменных источников нам недоступно; это - скорее «фактически обоснованное, но не осознанное прошлое». Это значит, что доисторический человек-это человек неисторичный, человек без истории. О доисторическом надо думать как о чем-то «утонувшем в бездонных глубинах времени».

На основе этих размышлений Ясперс намечает некоторые признаки доисторического человека, который еще не осознает себя сопричастным к окружающей действительности. Однако он идентифицирует доисторию как первую стадию становления человеческого бытия: «Развитие человека в доисторическую эпоху - это становление основных конститутивных свойств человеческого бытия». Этому Ясперс противопоставляет человеческое развитие в историческую эпоху: «Развитие человека в историческую эпоху - это развертывание ранее обретенного содержания духовного и технического характера». Таким образом, доистория важна не по своему содержанию, а как «фундамент нашего человеческого бытия», как «основа всех историй».

Представления Ясперса о становлении человека в доисторический период проясняются следующим образом: здесь происходит зарождение основных конститутивных свойств. В доистории развился фундамент становления человека, которое раскрывается уже в доисторическую эпоху. «Конститутивные свойства человеческого бытия складывались в неизмеримых пластах времени; напротив, историческое развитие выступает как ограниченное во времени явление, выразившее себя в творениях, представлениях, мыслях, образах на широкой и глубокой основе сложившегося в доистории и по сей день еще действенного человеческого бытия». Результат доисторического становления видится Ясперсу в том, «что наследуется биологически, что, следовательно, способно устоять во всех катастрофах истории» и что не связано с «передачей традиций». Таким образом, мы должны представлять себе разницу между человеком историческим и человеком «прометеевской эпохи», который в свою очередь явился совершенно неизвестным для нас за исключением его биологического типа».

Лишь в области истории, по его мнению, осуществляется действительная преемственность, которую мы еще будем наблюдать; основные же конститутивные свойства и их доисторические элементы передаются сами собой. В этой связи становится очевидным, что Ясперс, как это и соответствует его воззрениям, находится в постоянном поиске экзистенциальной правдивости самосознания человека.

Он утверждает, что лишь при сравнении доистории с историей отношения между ними приобретают более отчетливые контуры. Доистория как таковая не в состоянии сама себя постичь. Лишь контакт между ней и историей делает ее более проясненной, более отчетливой. Причем доисторическая эпоха, ее собственное состояние в основном может быть понято чисто интуитивно, но никогда - полностью, так как здесь имеется в виду лишь то представление, которое сообщается экзистенциальным сознанием. Таким образом, доистория всегда приобретает (несмотря на то, что она по сути своей полностью неэкзистенциальна), экзистенциальное отношение. Иными словами доисторическая эпоха, можно сказать, стала неотъемлемой частью истории.

Ясперс идет далее в своих размышлениях относительно процессов, происходивших в доисторическую эпоху. Он не ставит здесь четко и категорично вопрос о развитии передающихся по наследству биологических конститутивных свойств, а скорее ставит вопрос о доисторическом развитии человека как о двояком процессе развития, протекавшем в доисторическую эпоху.

Эти две стороны развития Ясперс различает как «биологическое развитие» человека с одной стороны и его «историческое развитие» с другой. Сначала он рассматривает вопрос о биологическом развитии как о наследственных особенностях человека, которые «постигаются в образе, в функции и в психофизических свойствах человеческого организма», тем самым, указывая на то, что основные черты бытия доисторического человека тесно связаны с биологическим развитием. К биологическим свойствам становления человека мыслитель относит: прямо-хождение, больший вес мозга и соответствующую ему форму черепа (высокий лоб), развитую руку, гладкую кожу, способность к выражению эмоций и склонность к психозам и т.д. И, тем не менее, биологическому фактору, как нам кажется, необходимо придавать большее значение, чем это есть у Ясперса при первом определении соотношения между биологическим и историческим: «Два способа рассмотрения и соответствующие им реальности - биологическая и историческая не совпадают. Создается впечатление, будто одно историческое развитие человека, которое формирует человека, продолжает другое, биологическое. То, что мы называем историей, по-видимому, не имеет ничего общего с биологическим развитием». Напротив, биологическое в человеке можно понять только посредством духовной действительности человека: «биологическая природа человека, если ей удастся достигнуть своего завершения, будет в какой-то степени отличаться от биологической природы других существ».

От этого биологического развития человека Ясперса отличает «относящееся к доистории, так же еще не знавшее письменности, но уже обладавшее свойством передачи традиций, историческое развитие». Это историческое развитие, по мнению Ясперса, древнее чем то, биологическое, поскольку оно проявляется не только в биологических особенностях человека. Иными словами, оно восходит к историческому сознанию человеческого прошлого. И в отличие от биологического историческое развитие связано с сущностью, «ибо именно она сделала человека человеком в его мире». Что есть, однако, эта сущность? Ее можно идентифицировать лишь при наличии ряда основных, наиболее значимых черт, уникальных свойств, характеризующих процесс становления человеческого бытия в доисторическую эпоху: использование огня и орудий труда, складывание разговорной речи, существование различных способов искусственного насилия над собой (табу), образование групп и сообществ и, наконец, появление мифов, как первых примитивных форм представления людей об окружающем мире, о происхождении природы и ее законах, а так же о происхождении самого человека. Это - первая попытка человеческой самоидентификации.

Поскольку Ясперс изначально разграничил области биологического и исторического, возникла необходимость определения их соотношения в условиях доисторического человеческого бытия. В то же время нам не вполне ясно как взаимосвязаны друг с другом биологическое и историческое. Это рассуждение Ясперса касается рассмотрения субъективной реальности, так как история развивается на почве духовной действительности человека. Ясперс преподносит эту мысль следующим образом: «Человек совершает историю на основе повторяемости своего естественного существования (которое в исторически обозримые времена остается одним и тем же), что свойственно жизни вообще, но в качестве осознанного быстрого изменения посредством свободных актов и творений духа».

Итак, доистория, как утверждает Ясперс, - это «непостижимая для нас реальность, а относящиеся к ней факты канули в пучину времени. В качестве таковых они обладают известной ценностью, которую сохраняют для истории, однако лишь при условии окончательного размежевания между доисторией и историей». Иными словами, доистория выступает не как нечто, для себя самой непостижимое, а лишь как некое соотношение между историей и ее основой. Таким образом, Ясперс может говорить так же и о «разбросанности, устраняющейся в борьбе», и о новых больших объединениях, которые «служат переходом к истории, начало которой связано с появлением письменности». В этой связи прежде неисторическая доистория становится историчной, переходит в историю. Впоследствии мыслитель охарактеризует этот процесс следующим образом: «не наследование, а традиция делает нас людьми. То, чем человек обладает наследственно, практически нерушимо; традиция не может быть полностью утеряна. Традиция ведет своими корнями в глубины доистории. Она охватывает все то, что не является биологически наследуемым, а составляет историческую субстанцию человеческого бытия. Длительная доистория, короткая история - что означает это различие? В начале истории обнаруживается некий как бы накопленный в доисторическую эпоху капитал человеческого бытия, являющий собой не наследуемую биологически, а историческую субстанцию, которая может быть увеличена или растрачена. Это - нечто, действительно существующее до всякого мышления, что не может быть сделано, или преднамеренно создано».

Ясперс в целом определил завершение доистории в связи с «прометеевской эпохой» рамками за 3000 лет до н.э. При этом он проводит различие между понятиями «абсолютной доистории» и «относительной доистории». Под абсолютной доисторией он подразумевает временной отрезок «до возникновения великих культур древности за 4000 лет до н.э.». Под «относительной доисторией» он подразумевает доисторию «современную развитию этих известных по документам культур, которая шла отчасти в непосредственной близости от них и под их влиянием, отчасти же вдали от них и почти не соприкасаясь с ними; в одном случае это - доистория будущих культурных народов, таких, как народы германо-романского и славянского мира, в другом - продолжающаяся доистория сохранившихся до наших дней первобытных народов».

При разработке понятия «относительной доистории» автор «Истоков истории» рассматривал не скачок как новый этап истории человечества, а все еще неизменное состояние. В случае если «истории предшествовало становление и преобразование, свойственное в значительной степени, как человеку, так и природным явлениям», то переход в собственно историю произошел в форме скачка. Ясперс считает, что подобное остаточное состояние доистории сегодня можно наблюдать у так называемых первобытных народов.

Таким образом, Ясперс дает картину доистории, отделяя ее от собственно истории. Он также выявил закономерности биологического развития и исторических преобразований в доисторическую эпоху. Уходящее своими корнями в доисторию биологическое и историческое развитие - доказательство того, что «мы, люди, являемся природой и историей одновременно. Наша природа являет себя в наследовании, наша история - в традиции». Иными словами, обе эти действительности взаимодействуют в человеческом бытии. В рамках этого бытия человек лишь тогда стал человеком, когда совершил переход от молчания к речи. При этом осуществился новый скачок в истории человечества, ставший действительной основой мировой истории. Эта вторая стадия - есть история.

 

Автор: Тукфатулина С.Г.