28.12.2011 3630

История как основа человеческого бытия по мнению К. Ясперса

 

История начинается с 4000 г. до н.э. Как второй период человеческого бытия в схеме мировой истории, данная фаза, по мнению Ясперса, охватывает события приблизительно тысячелетней давности. Следующие за доисторической эпохой древние исторические, а точнее - ранне-исторические великие культуры Ясперс располагал в следующей временной последовательности: 1) шумеро-вавилонская, египетская культуры и эгейский мир (с 4000 г. до н.э.); 2) открытая в раскопках доарийская культура долины Инда III тысячелетия до н.э. (связанная с Шумером); 3) архаический мир Китая II тысячелетия до н.э. (и, вероятно, еще более ранний). Так мыслителем дается первое определение пространственно-временного соотношения великих исторических культур древности в качестве начала истории. Обратимся к более подробному рассмотрению определения периода «истории».

Ясперс показывает, что история в качестве второй, новой основы человеческого бытия начинается с появлением письменных документов - источников передачи опыта былых поколений, когда долгое молчание доистории преодолевается началом описания человеком различных исторических фактов: «Здесь уже не царит молчание. Теперь люди говорят в письменных документах друг с другом и тем самым с нами, если только мы постигаем их письменность и язык». Ясперс утверждает, что история начинается с осознания истоков и событий, происходящих в настоящем, а поэтому - со знания истории. «История - всегда ясное для человека прошлое, сфера усвоения этого прошлого, сознание своего происхождения». История начинается с появлением письменных документов - источников передачи опыта былых поколений. Письменность как таковая для Ясперса представляет интерес не в качестве наследия прошлого, а в контексте изучения этого прошлого, в качестве «произведения человека». Поэтому он не акцентирует внимание на том, «откуда берет свое начало письменность», а говорит лишь о том, «чем язык является в данный момент, и каким он является в рассматриваемый промежуток времени длиной в несколько тысячелетий, будучи запечатленным в тогдашнем неизмененном виде в документах той эпохи». Таким образом, Ясперс, говоря о значении для нас языка, тем самым делает попытку более точного определения момента, именуемого им «началом истории».

Итак, для Ясперса при определении роли языка, важным является вопрос о том, как великое молчание доисторической эпохи превращалось в речь исторического человека.

Не вдаваясь далее в более углубленное рассмотрение данной мысли, мы можем уже сейчас указать на следующую особенность ясперсова понимания второго этапа истории человеческого бытия и в связи с этим привести следующее высказывание Ясперса: «Истории предшествовало становление и преобразование, свойственное в значительной степени, как человеку, так и природным явлениям». Скачок из этого простого существования в историю характеризуется преобразованиями, как в материальной культуре, так и в области человеческой сущности. Вот характерные черты исторического процесса, отличающие его от доистории:

1. организация ирригационной системы;

2. появление письменности;

3. возникновение этносов;

4. возникновение мировых империй (позже);

5. использование лошади.

Наряду с изменениями в материальной культуре Ясперсом выделяются следующие этапы внутреннего преобразования человеческой сущности:

1. Осознание и передача духовного опыта;

2. Осознание уверенности и застрахованности от различного рода случайностей, природных катаклизмов и т. п., связанное с технической рационализацией;

3. Наличие в качестве примера и образца людей, чьи дела, свершения и судьбы постоянно стоят перед мысленным взором их потомков в качестве деяний правителей и мудрецов.

Таким образом, говоря о проявлении вышеозначенных черт в сфере человеческого бытия, мыслитель подразумевает осуществление человеком некоего скачка, причины которого он признал необъяснимыми.

Ясперс говорил о взаимосвязи истории и доистории, а именно, что они создали «в своей последовательности две основы нашего существования». То есть история и доистория взаимосвязаны друг с другом, и эта взаимосвязь очевидна уже при изучении состояния человека на начальной стадии истории, поскольку сама история понимается как очередная стадия, связанная с доисторией человеческого бытия. Однако что же представляет собой человек, переживший скачок в развитии человеческого бытия с точки зрения последовательной схемы мировой истории? Ясперс высказывается об этом следующим образом:

Сначала он объясняет феномен скачка, а так же отвечает на вопрос, как и почему этот скачок в истории человечества стал вообще возможен. Ясперс определяет основу скачка как имманентное человеку развитие, как нечто в нем (в человеке) происходящее и прорывающееся наружу, то, во власти чего он находится: «В чем причина того, что человек совершает скачок? Совершая его, он не осознавал, к чему это приведет, и не стремился к этому. С ним что-то произошло. Он не являлся, подобно всем остальным живым существам, столь же ограниченным, сколь завершенным в своей специфичности; напротив, он безгранично открыт по своим возможностям, незавершен и незавершим в своей сущности. То, что изначально было заложено в человеке, что, несомненно, действовало уже в доистории в качестве зародыша истории, с силой вырвалось на поверхность, когда началась история».

При этом в данном скачке в области развития человека Ясперс усматривает и нечто непостижимо угрожающее, несущее беды: «Этот скачок в развитии человека, следствием которого была история, может быть воспринят и как несчастье, постигшее человека. Здесь произошло нечто непостижимое, грехопадение, вторжение чужой силы; все, что создает историю, в конечном счете, уничтожит человека». Следовательно, Ясперс считает, что этот «скачок в историю» означает вступление человека в процесс непременного вырождения, если не окончательного уничтожения.

Несмотря на это, Ясперс совершенно не представляет себе человека в оторванности от истории и считает, что человек соотносим с историей как с некой «высокой целью». Исходя из этого, ученый сводит результаты рассмотрения этого отношения истории и человека к основополагающему пониманию человеческой сущности. «История,- считает он,- превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы. Только в истории он ставит перед собой свою высокую задачу. Никто не знает, куда она его приведет. Несчастье и беды так же могут служить ему стимулом к возвышению. Лишь в истории формируется то, чем человек по существу является». Мысль, лежащая в основе этого высказывания, заключается в следующем: автор констатирует, что история тесно связана с человеком, однако ни человек, ни история инициатором этой связи не являются. Из связи между историческим событием и человеком проистекает живое отношение, которое соответствует собственно экзистенциальным представлениям автора «Истоков истории» о человеке, обладающим историческим пониманием экзистенции.

Ученый подчеркивает, что «исторический процесс - это беспрерывное преобразование условий, знания, содержания в их непосредственном проявлении, но такое преобразование, при котором возможно и необходимо отношение всего ко всему, связь традиций, всеобщая коммуникация».

В данном контексте необходимо указать на еще один немаловажный факт, а именно - на утверждение Ясперса о том, что членение второй фазы (или истории) отправляется от прорыва, который является по своему значению осевым временем истории. К нему и от него идут все пути. Забегая вперед, отметим, что под осевым временем автор «Истоков истории» подразумевал период, когда в различных областях Земли складывается совокупность духовных черт и особенностей, характерных теперь для всего человечества и сохраняющих свою идейную важность по сей день, несмотря на то, что хронологические рамки осевого времени относятся ко второму периоду в истории человечества.

 

Автор: Тукфатулина С.Г.