30.12.2011 2278

Современное состояние и тенденции уклонения от уплаты налогов с предприятий торгового комплекса

 

Следует отметить, что сегодня сфера торгово-предпринимательской деятельности подвержена серьезной криминальной зараженности. Об этом свидетельствует судебно-следственная практика, это же подчеркивают в целом ряде научных работ отечественные и зарубежные исследователи. Мнения специалистов обобщены автором с помощью метода экспертных оценок.

Столь пристальное внимание экономической преступности в настоящее время вполне закономерно. В силу своего опасного для социума характера данный феномен объективно становится объектом повышенного внимания. Например, как справедливо отмечает известный немецкий криминолог Г.И. Шнайдер, преступность снижает качество жизни и увеличивает ее стоимость. При этом, отмечает ученый, следует различать прямые и косвенные расходы. Прямой ущерб может быть выражен в виде нелегального сговора о ценах и дележе рынков между крупными предприятиями. Все это неизбежно вызывает инфляцию и рост цен на потребительские товары. Бегство от налогов и злостный их неплатеж делают необходимым повышение налогов. Косвенный ущерб причиняется в результате реакции со стороны частных лиц и государства на преступность. Дополнительные ассигнования на полицию, суды и органы применения наказания обременяют государственный бюджет. На основе этих данных, продолжает автор, общество может решить, на какой риск увеличения преступности оно может пойти и для подавления какого вида преступности оно хочет выделить людей и средства. Поскольку у любого общества для борьбы с преступностью имеются лишь ограниченные финансовые и людские ресурсы, а социальный контроль зачастую обходится дороже преступности, необходимы конкретные решения о масштабах и характере мер по предотвращению преступности и борьбе с ней. Видимо, именно для указанных целей и необходимы криминологические исследования, способные определить характер и степень общественной опасности, в том числе и такой ее разновидности, как налоговая преступность, продуцируемая на объектах торгового комплекса.

Здесь же следует обратить внимание на необходимость раскрытия понятия «торговый комплекс». В связи с указанным, следует подчеркнуть, что в соответствии с современной рыночной концепцией торгово-предпринимательской деятельности термин «торговый комплекс» предполагает любые разрешенные законом организационно-правовые формы функционирования юридических лиц, целью которых является успешное осуществление коммерческой деятельности в сфере торговли.

Далее следует обратить внимания на то, что в настоящее время продолжает усиливаться потенциал организованной преступности. Значительная часть сконцентрированных в криминальной среде теневых капиталов направляется на воспроизводство преступности в более широких масштабах, продолжается активная интеграция организованной преступности в экономическую сферу с целью получения сверхвысоких незаконных доходов.

Концентрация криминальной активности вокруг крупных денежных капиталов сказалась и на географическом распределении преступности. Соответствующая ситуация стала более напряженной в регионах с высокой степенью предпринимательской активности и приложения финансов, в том числе укрытых от налогообложения благоприятными возможностями быстрого их оборота и извлечения высокой прибыли.

Криминальная ситуация в сфере налогообложения предприятий торговли является более напряженной в регионах с высокой степенью предпринимательской активности и приложения финансов, в том числе нелегальных, с благоприятными возможностями быстрого их оборота и извлечения высокой прибыли. Соответственно, основными очагами деятельности криминальных группировок, действующих на объектах торговли, являются в первую очередь Москва и Московская область, республиканские, краевые и областные центры: Казань, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Нижний Новгород, Саратов, крупные города Дальнего Востока, Северного Кавказа. По-прежнему в центре криминальных интересов находятся свободные экономические зоны, приграничные территории, места добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов, транспортные магистрали.

Проблема подконтрольности многих торговых предприятий организованным преступным группировкам является весьма острой и связана, прежде всего, с тем, что предпринимателям, кроме установленных государством налогов и сборов, приходится регулярно платить определенные суммы так называемым «крышам». Естественно, что такие суммы формируются за счет уклонения от постановки на налоговый учет, занижения налогооблагаемой базы, незаконного использования льгот, завышения произведенных расходов, неотражения произведенных хозяйственных операций в бухгалтерских документах, что в конечном итоге приводит к уклонению от уплаты налогов и сборов.

Организованные преступные группировки имеют постоянный доход от деятельности рынков и фирм, занимающихся реализацией алкогольной и табачной продукции, продажей автомобилей, запчастей к ним и т.д. Большая часть средств, получаемых от арендаторов торговых мест на рынках, нигде не учитывается и идет непосредственно на финансовую подпитку организованных групп.

Таким образом, анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности и особенностей функционирования предприятий торговли позволяет констатировать в этой сфере бизнеса неконтролируемое налоговыми органами движение капиталов, значительную массу налично-денежного оборота, массовое сокрытие доходов от налогообложения, легализацию средств, преступных сообществ. В настоящее время на предприятиях торговли предприниматели поставлены в условия, когда им выгоднее рисковать, нарушая налоговое законодательство и правила торговли, чем развивать свою деятельность с учетом перспективы.

Учитывая проблемы, связанные с организационно-правовыми и социально-экономическими недоработками в управлении налоговой сферой, необходимо более подробно остановиться на характеристике криминальной ситуации на предприятиях торговли, а также рассмотреть основные причины отклоняющегося поведения участников торгово-предпринимательской деятельности. Как нам представляется, всестороннее изучение отмеченных и иных вопросов, позволит выработать необходимые рекомендации, связанные с позитивной коррекцией отмеченных видов отношений.

Данные МВД свидетельствуют о неуклонном росте в последние пять лет случаев уклонений от налоговых выплат с организаций. Вместе с тем, из данных ГИАЦ МВД России невозможно, к сожалению, определить а какова ситуация с уклонением от налоговых выплат именно на предприятиях торговли. Официальная статистика МВД России не предусматривает в данном случае деления на отрасли. Поэтому наиболее оправданным, видимо, будет, за основу взять выборочные данные изученных автором уголовных дел. В то же время, для того чтобы отмеченные данные получили статус репрезентативных, или, иными словами, их можно было бы распространить на генеральную совокупность, автор по заранее разработанной матрице исследовал более 240 уголовных дел, возбужденных по ст. 199 УК РФ.

Указанные изыскания показали, что доля уклонений от налоговых выплат на предприятиях торгового комплекса составила 51,2%. Таким образом, с определенной долей условности можно определить число соответствующих преступлений именно на предприятиях торгового комплекса.

По данным МВД следует, что среди всех экономических преступлений доля уклонений от налогов и (или) сборов с организаций (ст. 199 УК РФ) составляет в среднем 17%, а удельный вес соответствующих преступлений, совершенных на предприятиях торговли, в общем объеме экономических преступлений составляет 8%.

Число налоговых преступлений на предприятиях торговли, регистрируемых в последние годы, неуклонно растет (среднегодовой рост составил 12,5%). Вместе с тем, налоговые преступления очень редко совершаются в «чистом» виде. Чаще всего такие преступления сопряжены с незаконным предпринимательством, торговлей фальсифицированными товарами, нарушением правил торговли, а также мошенничеством. Любая упомянутая и иная преступная деятельность на предприятиях приобретает все более изощренный характер. Например, по данным МВД России за прошедший период текущего года в ходе проведения целевых мероприятий по защите потребительского рынка органами внутренних дел пресечено 26,7 тыс. преступлений, 778 тыс. административно наказуемых нарушений правил торговли.

На начало 2006 г. уже практически каждое третье налоговое преступление было связано с потребительским рынком. Основой криминализации последнего в период с 2001 по 2005 гг. явилась противоправная практика неконтролируемых наличных расчетов между субъектами торгово-предпринимательской деятельности. Именно существование указанных форм расчета спровоцировало появление таких правонарушений, как занятие предпринимательской деятельностью без регистрации или лицензии и уплаты налогов, импорт товаров без уплаты таможенных пошлин, торговля поддельными или суррогатными товарами и т. д.

Далее следует отметить, что традиционно для криминологической характеристики определенного среза преступности интерес представляют также сведения о половозрастных особенностях субъектов преступлений.

Проекция половозрастных особенностей лиц, совершивших налоговые преступления на предприятиях торговли, дает представление о наиболее общих тенденциях, выраженных: во-первых, в достаточно большом числе таких преступлений, совершаемых женщинами или при их участии; во-вторых, об имеющихся характерных возрастных особенностях у указанного контингента лиц. Например, если для лиц мужского пола наибольшая криминальная активность была свойственна двум возрастным группам - 25-30 и 31-35 лет, то для лиц женского пола медиана криминальной активности смещена на более поздний возрастной период - 36-40 лет.

При сравнении указанных данных можно отметить значительные расхождения удельного веса относительно занимаемого положения среди женщин и мужчин. Например, если для первой категории субъектов преступления наибольший удельный вес приходился на бухгалтерских работников, то для второй категории некий паритет достигнут среди бухгалтерских работников, материально ответственных лиц и собственников (учредителей) предприятий и организаций.

Сложность и разветвленность налоговых отношений, претерпевающих криминальное воздействие, предопределяет необходимость соотношения данной сферы с другими криминальными явлениями, например коррупцией. Такой анализ, видимо, позволит привести в определенную систему достаточно обширный круг специфических деликтов, несущих в себе значительную угрозу, в том числе налоговым отношениям, а значит, в определенном смысле и всей экономике страны.

Криминализация экономики, сопряженная с коррупцией различных ветвей власти, тормозит развитие экономических реформ, торговой сферы, отпугивает инвесторов, подстегивает инфляцию, лишает общество и государство значительной части доходов, ставя под угрозу экономическую безопасность России. В частности, 67% от числа опрошенных нами сотрудников органов внутренних дел назвали коррупцию в налоговых органах, осуществляющих контроль, за соответствующей деятельностью предприятий торговли, как очень распространенную.

Видимо, нет никаких оснований для сомнений в правильности такого вывода, так как именно предприятия торговли наиболее уязвимы и менее всего защищены от произвола чиновника. Достаточно вспомнить, что предприниматель данной сферы вынужден платить: налоги, за лицензию на торговлю; за аренду помещения; за медико-санитарное свидетельство; за акцизы; за получение разрешения на торговлю от противопожарной службы. К соответствующим сборам добавляются поборы.

Не секрет, что характерной чертой коррупционной преступности является ее высокая латентность. Экспертные оценки размеров выявленных случаев взяточничества по отношению к их фактическому уровню колеблются в пределах от 0,01 до 1%. По данным А.Н. Коржова, опросившего 200 руководителей предприятий торговли в Санкт-Петербурге, 98% опрошенных за период своей предпринимательской деятельности (от 1 года до 5 лет) прямо или косвенно сталкивались с вымогательством взятки со стороны должностных лиц; 96% предпринимателей указали, что были вынуждены давать взятки.

В работе Н.И. Ветрова и М.Н. Зацепина, посвященной проблемам безопасности частного предпринимательства, в числе знаковых тенденций отмечается: «если раньше корыстно-насильственные преступления совершались в основном в сфере быта и досуга, то теперь они последовательно перемещаются и в сферу экономики, новых рыночных отношений, в область предпринимательства. Одновременно увеличивается и их число. В последние годы чаще всего объектом посягательства являются сами предприниматели».

Проведенные нами опросы работников торговых предприятий свидетельствуют о том, что вымогательство со стороны преступных групп, является одним из наиболее распространенных преступлений. Об этом свидетельствует и большинство криминологических исследований последних лет. Экспертами отмечается, что вымогательством охватываются почти все виды торговли.

На втором месте среди субъективных причин, осложняющих положение на потребительском рынке, у поставщиков продовольствия стоит вымогательство на рынках и на дорогах, особенно в Москве.

Согласно сведениям, полученным нами в ходе индивидуальных бесед с представителями торговых предприятий, преступные группы облагают данью в основном предпринимателей малых форм бизнеса, занятых в сфере торговли. Таким образом, сегодня в России именно торговые предприятия являются основным объектом внимания различных преступных группировок.

По данным В.Н. Сафонова, рэкетируются более 90% фирм, работающих в сфере торговли. Данные опроса торговцев в Санкт- Петербурге показали, что все они платят рэкетирам. Видимо, следует учитывать высокую латентность этих преступлений. По оценкам В.Н. Сафонова, изучавшего вымогательства, совершаемые организованными группами, латентность организованного вымогательства составляет 70%.

Вместе с тем, деятельность вымогателей в настоящее время носит завуалированный характер. При вымогательствах требования высказываются в виде предложений о сотрудничестве, услуг безопасности, угрозы высказываются иносказательным «эзоповым» языком.

Для определения на предприятиях торговли наиболее эффективных мер предупреждения налоговых преступлений нами проводился социологический опрос, в ходе которого респондентам на выбор предлагались различные варианты противодействия такого рода преступлениям. Исследование показало, что только 18% опрошенных возлагали свои надежды на результативность работы правоохранительных органов; 43% считали необходимым придать уголовному законодательству вид более репрессивной модели; 23% видели выход в повышении сознательности предпринимателей.

Обращается на себя внимание и то, что многие предприниматели сами совершают многочисленные противоправные действия. Стало не редкостью, когда последними используются незаконные формы и методы защиты своих прав (дача взятки, физическое воздействие на должников и т.д.).

С одной стороны, сложившаяся ситуация отражает положение частных предпринимателей, их незащищенность от преступных посягательств, с другой - сказывается то, что в анализируемую сферу нередко вовлекаются уже криминализированные слои современного общества. Последнее подтверждается и данными многочисленных социологических исследований.

Поступление налогов, а вернее их непоступление напрямую связано и с таким преступным посягательством, как незаконная предпринимательская деятельность. Например, в 2002 г. регистрация таких преступлений выросла на 11,9% по сравнению с 2001 г. (было зафиксировано 4,8 тыс. таких преступлений), а в 2003 г. произошел дальнейший рост их регистрации (на 16%) и количество их составило 5,6 тыс. случаев (причем число случаев незаконного предпринимательства в сфере торговли, совершенного в особо крупном размере, возросло в 2003 г. на 42,4% по сравнению с 2002 г.). В 2004 г. было пресечено 2,9 тыс. случаев незаконного предпринимательства. В 2005 г. произошел дальнейший рост регистрации этих преступлений - зафиксировано почти 3,8 тыс. фактов незаконного предпринимательства (прирост по России составил 33%, каждое шестое посягательство этого вида было выявлено в Москве и Московской области).

Следует отметить значительную активизацию работы милиции общественной безопасности, к чьей компетенции относится больше половины зафиксированных фактов незаконного предпринимательства (2,3 тыс. случаев из всех зарегистрированных). Ею было выявлено на 54,4% больше, чем в 2004 г., названных преступлений).

Лишь за первую половину 2005 г. соответствующими подразделениями МВД России проверено около 450 тыс. торговых предприятий, осуществляющих реализацию алкогольной продукции. Из незаконного оборота было изъято 1850 тыс. бутылок алкогольной продукции. По выявленным правонарушениям взыскано штрафов на общую сумму 5,5 млрд. рублей. Внесено свыше 1,5 тыс. представлений об аннулировании лицензий на право производства и реализации ликероводочных изделий.

Учитывая, что незаконная продажа алкогольной продукции является одним из наиболее прибыльных направлений криминального бизнеса, самыми распространенными преступлениями в исследуемой сфере остаются: оптовая торговля спиртными напитками без лицензий и сертификата качества, розничная торговля некачественной алкогольной продукцией без документов и марок акцизного сбора, контрабандные поставки спирта и готовой продукции. По мнению сотрудников таможенных органов России, одной из основных причин, провоцирующих россиян и иностранцев наращивать темпы алкогольной и табачной контрабанды, остаются чрезмерно большие размеры акцизов, НДС и импортных пошлин на эту продукцию. В настоящее время фальшивым является до 40% всей спиртосодержащей продукции в России.

По итогам парламентских слушаний, проведенных в июне 2005 г. в Государственной Думе РФ, можно сделать вывод, что примерно 75-80% алкогольной продукции, реализуемой на внутреннем рынке, составляет контрабандная, фальсифицированная или же подпольно произведенная продукция. Этот «теневой алкогольный поток» не приводит к увеличению денежных поступлений в государственную казну. Как объяснить абсолютный прирост выпуска такой продукции? Во-первых, доходностью: в среднем нелегальная торговля водкой дает от 300 до 600% прибыли.

Стремление уйти от огромных налогов толкает на путь нарушений даже вполне респектабельных производителей. Фальсифицированные экспортные контракты, для того чтобы уйти от уплаты ряда налогов, используются даже на московском заводе «Кристалл». Только по одному такому контракту от налогообложения было укрыто спиртного на 5 млн. долларов США.

Принятые меры ряда контролирующих государственных органов позволили потеснить теневой сектор и расширить легальный налогооблагаемый алкогольный рынок. Производство этилового спирта и алкогольной продукции увеличилось соответственно на 34,6% и 58,9%. В бюджеты всех уровней поступило акцизов на сумму около 22,9 млрд. рублей.

Однако фальсифицированные товары - это не только экономические потери и моральный ущерб для добросовестных производителей, но и потенциальная угроза здоровью и безопасности потребителей. Например, по данным Госсанэпиднадзора Минздрава России, ежегодно от употребления недоброкачественного алкоголя умирают 22 тыс. россиян и примерно столько же - от передозировки.

Практически все ликероводочные заводы стран СНГ (не говоря уже о подпольных предприятиях) работают на полную мощность, производя спиртные напитки сомнительного качества, но под этикетками знаменитых «Московской», «Столичной» и других известных миру марок.

Только за январь 2006 г. органами внутренних дел в стране проверено около ПО тыс. предприятий, осуществляющих производство и реализацию алкогольной продукции. Из незаконного оборота изъято 435 тыс. дал. спиртного. По выявленным правонарушениям взыскано штрафов на общую сумму 7,5 млрд. рублей. Внесено свыше 1,5 тыс. представлений об аннулировании лицензий на право производства и реализации ликероводочных изделий. В сфере незаконного оборота алкогольной продукции за этот период вскрыто 934 преступления, по которым возбуждено 368 уголовных дел.

Недопоступление налогов в бюджет вследствие незаконного оборота подакцизных товаров и продукции в 2005 г., согласно экспертным оценкам, составило более десяти млрд. долларов США. По другим данным, российский бюджет ежегодно недополучает от оборота фальсифицированной и поддельной продукции на потребительском рынке сумму, эквивалентную 5-6 млрд. долларов США. Так, проверка, проведенная летом 2005 г. на таможенных постах Подмосковья, показала: 5% от числа всех проверенных сотрудниками ГИБДД фур были загружены контрафактной продукцией.

Установление экономических причин, приведших к этому положению, и причин неэффективности контроля за предприятиями торговли со стороны правоприменительных органов легло в основу построения схем опросов экспертов из числа сотрудников правоохранительных органов. В ходе опросов были названы следующие наиболее существенные причины:

- противоречивое нормативно-правовое регулирование экономических отношений, выраженное в отсутствии четко сформулированной государственной стратегии в отношении статуса субъектов экономических отношений и порядка осуществления их внешнеэкономической деятельности (88%);

- неурегулированность деятельности совместных с инофирмами предприятий на территории России, а также самих инофирм, их филиалов и представительств (62%);

- наличие криминальной психологии населения, как результата резкого социального расслоения общества (и вследствие этого - усиления профессионализма преступных элементов, специализирующихся на полулегальных посреднических видах теневого бизнеса в сфере экономики) (48%);

- активизация зарубежных криминогенных сообществ, специализирующихся на махинациях в сфере международной торговли (45%).

Исследование показало, что высокая латентность рассматриваемых преступлений требует качественно новых методов борьбы с ними. Получить наиболее полную картину состояния борьбы с уклонением от налоговых выплат с предприятий торговли можно, изучив и оценив обстановку на внешнем и внутреннем рынке страны.

Существенное значение для выработки эффективных мер борьбы с нарушениями в сфере торговли имеет должная организация изучения конъюнктуры рынка. Это дает возможность устанавливать фактическую потребность населения в товарах и услугах, прогнозировать рассматриваемые преступления и на этой основе разрабатывать эффективные меры борьбы с ними.

Для оценки масштабов теневой экономики в России правительственными организациями в настоящее время все шире используется так называемый «итальянский» метод. Его суть заключается в том, что для определения параметров тех или иных доходов производства и услуг применяются косвенные методы, например, отработанное рабочее время, потребление электроэнергии, ввоз импортных строительных материалов и т.п.

Наряду с этим активно применяются метод анализа товарных потоков и сопоставление доходов и расходов в целом по экономике. Основой для количественных оценок в теневой экономике (с использованием такого «макроэкономического» подхода) служит несовпадение аналогичных или нестыковка взаимосвязанных показателей, полученных разными способами.

В официальных данных «теневая» составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то в России, согласно данным МВД, - свыше 45 -50% от ВВП.

Уникальные природные особенности России, обилие полезных ископаемых и природных ресурсов, относительно недорогая рабочая сила обуславливают интерес иностранного капитала и создают благоприятную среду для деятельности на территории Российской Федерации.

Однако с начала экономических преобразований в нашей стране проникновение иностранных фирм на российскую территорию чаще всего ориентировалось на минимум инвестиций в экономику страны при максимуме вывоза ценного сырья, на игнорирование российской продукции (даже конкурентоспособной на зарубежных рынках) и ведение бизнеса с различными нарушениями российских законов.

Формировавшийся в Российской Федерации новый для многих иностранных фирм потребительский рынок вызвал их интерес и приток капиталов и товаров, однако большинство из них действовало в упрощенных организационных формах, без намерений сохранить свое присутствие в длительной перспективе.

Только в 2005 году налоговыми органами России выявлено 172 нарушения налогового законодательства в крупных размерах на предприятиях со стопроцентным иностранным капиталом, за которые в бюджет начислено 365 млн. рублей. Проверка 162 предприятий с иностранными инвестициями привела к уплате в бюджет России еще 709 млн. руб. В среднем на одну проверку доначислено 4,3 млн. руб., что на четверть превысило средний показатель по стране. Многие нарушения налогового законодательства иностранными фирмами и совместными предприятиями уже давно известны отечественной практике. Прежде всего, самый массовый способ уклонения от налогообложения - фирмы не регистрируются в налоговой инспекции. Ко второму типу правонарушений можно отнести непредставление отчетности в ГНИ. Затем идут махинации с представлением «нулевых» балансов, умышленное занижение налогооблагаемой базы и т. д.

В то же время, перенося опыт экономической деятельности в российские условия, многие зарубежные предприниматели «творчески» применяют свои криминальные способности, изобретая подчас схемы и комбинации, совершенно не опробованные прежде на российском рынке.

В результате устоявшейся традиции на рынках городов России розничную торговлю товарами народного потребления осуществляют представители Вьетнама, Китая, а продовольственными товарами - в основном, выходцы из Азербайджана. Наибольшая их концентрация и влияние на сферу торговли наблюдается на крупных торговых предприятиях и большинстве точек розничной торговли. Монополизация рыночной торговли сельхозпродукцией позволяет устанавливать диктат цен, что вызывает справедливое раздражение местного населения.

Прозрачность границ со странами СНГ позволяет иностранным гражданам из этих стран, а также гражданам Афганистана, Китая, Вьетнама и некоторых других стран беспрепятственно въезжать в Российскую Федерацию. Большая часть приезжих длительное время не имеет регистрации и постоянного места жительства в Российской Федерации. Следует отметить, что основная масса проживающих на территории областей Центрального региона граждан иностранных государств - это жители закавказских республик. Они осуществляют предпринимательскую деятельность, занимаясь оптовой и розничной торговлей плодоовощной продукцией и продуктами питания на рынках региона.

Работа по пресечению налоговых и иных правонарушений и преступлений, совершаемых иностранными гражданами, затруднена по ряду объективных причин:

- языковой барьер;

- принцип «круговой поруки»;

- разветвленная сеть коррумпированных связей с представителями местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных структур, администрацией крупных предприятий;

- правовой нигилизм, обусловленный временным статусом пребывания в данной местности и возможностью перемены места жительства в случае возникновения осложнений с правоохранительными органами;

- повышенный интерес криминалитета к представителям данной категории налогоплательщиков.

Отметим, что для многих иностранцев характерны нестандартные манипуляции с налогами, схемы и комбинации, совершенно не опробованные прежде на российском рынке. Ни одно слабое звено в отечественном налоговом законодательстве они не оставляют без внимания и умело используют в своих интересах.

Статистика в данной области, бесспорно, не отражает реального положения дел. Это можно объяснить двумя факторами:

- невозможностью установить, сколько иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, получают доход и обязаны уплачивать подоходный налог;

- высокой латентностью налоговых преступлений.

Полученная от торговых и иных операций, проведенных на территории России, прибыль используется иностранными гражданами для личного обогащения, большая часть денег конвертируется и переводится за рубеж на их личные счета.

В свою очередь, по субъектам налоговых правонарушений и преступлений иностранных граждан-налогоплательщиков можно разделить на две основные группы.

1. К первой группе относятся приблизительно 10-13% от общего количества иностранных граждан. Ими являются граждане стран, где развита налоговая и правовая культура, существует неотвратимость ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений (США, европейские страны и др.). Говоря об этой группе, необходимо отметить, что для нее характерно достаточно глубокое знание российских нормативно-правовых актов в области налогообложения и ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений. Представители данной группы являются, как правило, наемными работниками и руководителями зарубежных юридических лиц и самостоятельной предпринимательской деятельности на территории России не осуществляют. Нарушения налогового законодательства носят здесь немассовый характер.

2. Ко второй группе относятся приблизительно 87-90% иностранных граждан. Ими являются граждане государств Юго-Восточной Азии и стран ближнего зарубежья. Их характеризует низкая правовая культура, полное или частичное игнорирование обязанности платить налоги.

Возвращаясь к вопросам торговли, отметим, что к местам оптово-розничной реализации промышленных товаров можно отнести так называемые национальные рынки, располагающиеся, как правило, в местах компактного проживания иностранных граждан (китайские, вьетнамские, индийские, пакистанские, афганские рынки). На национальных рынках складывается весьма напряженная криминогенная обстановка, в том числе и по линии соблюдения налогового законодательства.

Кроме отмеченного, следует обратить внимание и на торговлю, осуществляемую через всемирную сеть Интернет, услугами которой пользуются миллионы людей. С помощью Интернета многие отечественные и зарубежные компании в последнее время повысили уровень своих продаж. Метод прямых продаж через Интернет позволяет существенно снизить стоимость продукции, так как отпадает нужда в аренде торговых площадей, приобретении торгового оборудования, выплаты заработной платы продавцам и иному персоналу.

К тому же Интернет позволяет производителям напрямую продавать свои товары потребителям, отпадает необходимость в посредниках и перекупщиках.

В указанном случае данные торговые отношения не могут не заинтересовать и относительно вопроса налогообложения коммерческих операций в Интернете. Например, в международной практике Комитет по финансовым вопросам при Организации по экономической кооперации и развитию (OECD) порекомендовал не взимать налог с компании-продавца в стране, где был осуществлен доступ к сайту, а также в государстве, на территории которого может быть расположен сервер-посредник, на котором непосредственно не осуществлялись коммерческие операции. В случае принятия данных рекомендаций электронным торговцам нужно будет отчитываться перед государством только там, где зарегистрирована их компания.

Если данные рекомендации будут учтены, то позиции национальных налоговых ведомств, стран-участниц организации могут быть в значительной степени унифицированы. Отметим, что российское законодательство о налогообложении электронной коммерции в Интернете пока существует только на уровне обсуждений в Государственной Думе.

С развитием коммерции в российском Интернете МНС России предприняло попытку по регулированию вопросов налогообложения в данной области. Еще летом 2000 года были озвучены планы министерства по налогообложению российского рынка Интернет-коммерции.

Налоговиков весьма беспокоит тот факт, что фактически Интернет является безналоговой зоной. К тому же необходимо каким-то образом адекватно ответить на действия Европейского союза по введению налога с оборота. По сведениям МНС, Еврокомиссией может быть выпущена директива, по которой сетевые услуги будут облагаться НДС. Компании, предоставляющие сетевые услуги, принудительно «привяжут» к определенным территориям и будут взимать налог с операций. Поэтому, чтобы избежать принудительного прикрепления российских операторов к европейской территории, МНС отрабатывает схему прикрепления отечественных компаний, оказывающих услуги в Интернете, к России и налогообложению по российскому законодательству. Иначе операторы будут числиться в европейских странах и будут платить по-европейски.

Банк России создает подразделение по надзору за электронной коммерцией банков, которое будет изучать вопросы банковского интернет-бизнеса и разрабатывать нормативную базу для регулирования данного процесса.

Электронной коммерцией охвачен средний и большой бизнес. Главной проблемой электронной коммерции для юридических лиц является отсутствие в законе системы доказательств, принимаемых и применяемых в судебной практике при рассмотрении споров. Особая проблема - определение места совершенной сделки. А ведь от этого зависят и подсудность, и способы, и размеры налогообложения.

Нынешний уровень законодательной базы не позволяет эффективно решать, когда возникает в этом необходимость, а также вопросы о месте совершения сделки и месте разрешения спора. Отсутствует ясность, что делать, если по заключенному контракту будет осуществлена оплата продукции и не будет начата ее отгрузка.

Главное, что сегодня волнует налоговые и правоохранительные органы, это значительные сложности в контроле, за количеством и объемом проведенных сделок, Интернет уже используется для уклонения от уплаты налогов и сборов (так, по имеющимся сведениям, в Интернете есть несколько виртуальных казино, в которых игра идет на совершенно реальные деньги). Также в Интернете есть сайты, в которых размещены похищенные из правоохранительных органов информационные базы, сведения из которых за определенную плату предлагаются всем желающим. И все это происходит на фоне абсолютной законодательной неурегулированности электронной коммерции.

Правда, в начале января 2001 года Государственная Дума приняла решение создать комитет, отвечающий за подготовку законопроекта об электронной цифровой подписи. Цель законопроекта - защита от взлома и абсолютная идентификация партнера по сделке. Принятие такого закона даст существенный толчок развитию электронного бизнеса.

Основываясь на изложенном, необходимо резюмировать следующее:

1. Криминальная ситуация в сфере налогообложения предприятий торговли является более напряженной в регионах с высокой степенью предпринимательской активности и приложения финансов. Соответственно, основными очагами деятельности криминальных группировок, действующих на объектах торговли, являются в первую очередь Москва и Московская область, республиканские, краевые и областные центры: Казань, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Нижний Новгород, Саратов, крупные города Дальнего Востока, Северного Кавказа.

2. Проблема подконтрольности многих торговых предприятий организованным преступным группировкам является весьма острой и связана, прежде всего, с тем, что предпринимателям, кроме установленных государством налогов и сборов, приходится регулярно платить определенные суммы так называемым «крышам». Данная ситуация также обуславливает мотивацию предпринимателей, связанную с уклонением от уплаты налогов с торговых предприятий.

3. В настоящее время на предприятиях торговли предприниматели поставлены в условия, когда им выгоднее рисковать, нарушая налоговое законодательство и правила торговли, чем развивать свою деятельность с учетом перспективы.

4. Предприятия торговли наиболее уязвимы и менее всего защищены от произвола чиновника.

5. Стремление уйти от больших налогов толкает на путь нарушений даже вполне респектабельных производителей.

 

Автор: Соколов С.Ю.