30.12.2011 4306

Предупреждение уклонения от налогов с предприятий торгового комплекса

 

Представляется, что предупредительные меры сулят успех лишь тогда, когда они базируется на адекватном понимании природы преступности и характере ее детерминации. В этой связи вполне закономерным является то, что осознание решающего влияния на судьбы преступности социальных преобразований, коренного улучшения условий жизни граждан нашло отражение в работах целой плеяды философов и мыслителей прошлого (Иеремия Бентам, Чезаре Беккариа и др.). Указанные и иные авторы неоднократно указывали на то, что наказание может быть эффективным, то есть обладать предупредительным эффектом, лишь при условии, если оно сходно по своей природе с самим преступлением.

Таким образом, главный лейтмотив предупредительной идеи, как известно, связан с отказом в ряде случаев от назначения наказания в виде лишения свободы и, в первую очередь, применительно к преступлениям экономической направленности. Акцент делается на наказания в виде штрафа и конфискацию имущества.

Представляется, что уже давно установлена закономерность: чем раньше человек попадает в сферу действия уголовной юстиции, тем дольше он остается в ней. Поэтому, с нашей точки зрения, вопросам профилактики совершения налоговых правонарушений и преступлений, в том числе в сфере торгово-предпринимательской деятельности, уделяется недостаточно внимания. Вместе с тем, в ходе социометрических изысканий (опросы проводились среди наиболее социально активной части населения) было установлено, что успех в борьбе с налоговой преступностью строго не корреспондирует с усилением фискальных функций государства. Напротив, становится весьма очевидным, что в данном случае механизм превентивного воздействия значительно сложнее. Следовательно, предупреждение налоговых преступлений, в том числе в торгово-предпринимательской сфере, может быть эффективным лишь тогда, когда многочисленные схемы по уклонению от уплаты налогов и их оптимизации налогоплательщику не выгодны (экономически и морально).

Социальная ценность профилактики определяется рядом существенных обстоятельств. Она представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение ее корней и истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе профилактики криминогенные факторы могут подвергаться воздействию, когда они еще не набрали силы и поэтому легче поддаются устранению (нейтрализации, блокированию). Наряду с этим, арсенал средств, профилактики анализируемых нами преступлений позволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допускать наступления вредных последствий от посягательств на общественные отношения.

Вместе с тем, налоговая минимизация превратилась в достаточно распространенный элемент торговой сферы. А любая инициатива государства по усилению налогового бремени и пресечению путей уклонения от уплаты налогов и сборов в торговле, как правило, наталкивается на схемы сведения на нет их эффективности. Чаще всего получается, что органы власти готовят какие-то предложения, затем они долго корректируются и согласовываются с законодательной властью, а когда появляется итоговый документ, все уже давно готовы к тому, чтобы практически легально обходить его положения. Такая ситуация заставляет прийти к выводу о том, что все отмеченные попытки оздоровить налоговую ситуацию в торговле заведомо обречены на неудачу. Объяснить это можно только тем, что при разработке вопросов нормативной регламентации данной сферы отсутствует научно разработанная концепция. С одной стороны, не учитываются интересы субъектов налогообложения, с другой - не учитываются криминологические и социально-экономические реалии в анализируемой сфере.

К сожалению, следует признать, что по многим направлениям динамика результатов работы подразделений ОВД, осуществляющих борьбу с уклонением от налогов в торгово-предпринимательской сфере, является отрицательной. В частности, в 2005 году по сравнению с предыдущим годом число выявленных налоговых преступлений уменьшилось на 5,1%, количество раскрытых преступлений сократилось на 11,5%. При этом общее число налоговых правонарушений в сфере торговли уменьшилось на 27,5%.

В этой связи необходимо отметить также и то, что в ряде МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, принимаемые меры явно не адекватны складывающейся ситуации. Если в прошлом году в 55 субъектах РФ снизилось число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений в торгово-предпринимательской сфере, то в этом году данная тенденция отмечается уже в 66 субъектах федерации.

Как следует из данных, в среднем лишь по 20 % в течение года завершается расследование уголовных дел рассматриваемой категории. Отмеченные обстоятельства заставляют основательно пересмотреть большинство традиционных подходов к решению данной, уже, казалось бы, закостеневшей проблемы. Границы ее осмысления, на наш взгляд, должны предусматривать целый комплекс вопросов, начиная от концептуальных (постановочных), затрагивающих стратегию предупреждения уклонения от уплаты налогов в сфере торговли, и заканчивая расстановкой акцентов на наиболее эффективных мерах и средствах предупреждения.

Вместе с тем, при опросе практических работников различных правоохранительных ведомств (ОВД, прокуратуры), на вопрос: считается ли браком в работе ситуация, при которой преступление выявлено, но оно не дошло до суда либо в суде виновный приговорен к тому или иному наказанию условно, подавляющее большинство (74%) ответили положительно. Данный опрос весьма красноречиво свидетельствует о том, что среди сотрудников правоохранительных органов доминирует репрессивная психология.

Любые сомнения на этот счет рассеиваются, если обратиться к изучению существующей сегодня (и мало чем изменившейся со временем) системы показателей работы правоохранительных органов. Такая деятельность по-прежнему оценивается по числу выявленных преступлений, возбужденных уголовных дел, а также по количеству дел, направленных на рассмотрение в суд.

Все отмеченное свидетельствует о том, что, несмотря на декларирование органами власти о предпочтительности именно предупредительных мер борьбы с налоговыми преступлениями, все же репрессивная государственная машина по-прежнему продолжает работать в своем традиционном режиме.

Поэтому для того чтобы смоделировать наиболее эффективный и согласованный между различными подсистемами подход, касающийся противодействия налоговой преступности, нужна долговременная научно обоснованная программа, способная выработать и реализовать соответствующую задачу, в том числе и применительно к торгово-предпринимательской сфере. Такая программа деятельности специально уполномоченных органов власти должна основываться на объемном всестороннем видении существа указанной проблемы. Иными словами, система предупреждения налоговых преступлений в торгово-предпринимательской сфере должна быть осмыслена на концептуальном уровне.

Отмеченное предопределено: во-первых, чрезвычайной сложностью стоящей задачи, а во-вторых, необходимостью одновременного учета весьма широкого спектра разнообразных и часто меняющихся составляющих данной проблемы. Очевидно, концепция развития государственной системы социальной профилактики в торгово-предпринимательской сфере должна представлять собой комплекс идей, взглядов и положений об основных принципах, целях и задачах этой системы, а также содержании, направлениях и формах такой деятельности. Концепция должна основываться на действующем законодательстве Российской Федерации и международных соглашениях о правах человека. В соответствии с указанными нормативными актами социальная профилактика преступлений является одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью.

Другим не менее значимым основанием для моделирования эффективного предупредительного воздействия должен стать постулат о том, что так называемые неуголовно-правовые средства воздействия (экономические, гражданско-правовые и иные меры) зачастую являются более выгодными как для отдельного индивида, так и для общества в целом, чем уголовно-правовые. Такая выгода складывается из целого ряда обстоятельств.

Во-первых, как отмечают наши эксперты (63%), неуголовно-правовые меры нередко являются более эффективными. Безусловно, если эффект рассматривать не по числу лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и не потому, на какой срок они будут осуждены. По всей видимости, эффективность должна быть выражена в уровне собираемости налогов с предприятий торговли, без применения репрессивных мер воздействия.

Во-вторых, при таком подходе значительно экономится административный ресурс. В данном случае государству нет необходимости затрачивать миллиардные средства на доказывание факта совершенного со стороны субъекта торгово-предпринимательской деятельности налогового преступления (включая средства, необходимые на уголовно-процессуальные процедуры и наказание виновного).

В-третьих, экономятся значительные средства, требуемые для содержания армии чиновников налоговых служб, сотрудников различных правоохранительных ведомств и органов уголовной юстиции.

Представляется, что выводы о криминологической, уголовно-правовой и социально-экономической сущности уклонения от обязательных налоговых выплат, полученные в ходе настоящего исследования, подводят основание для выработки наиболее приемлемых средств борьбы с отмеченными преступлениями, совершаемыми в торгово-предпринимательской сфере.

Традиционно указанные средства классифицируются, исходя из времени воздействия на негативные явления, а именно - до совершения преступлений (преступной деятельности) и после их совершения. К первой группе, как известно, относят меры предупреждения (профилактики), ко второй - меры уголовно-правового характера.

Останавливаясь более подробно на первой группе средств, следует отметить своеобразие системы мер профилактики, касающихся налоговых преступлений.

Наиболее результативным средством, несомненно, является ранняя профилактика. Пресекая отдельные налоговые правонарушения на ранней стадии, правоохранительные органы не допускают разрастания дальнейшей преступной деятельности в торгово-предпринимательской сфере.

Вместе с тем, криминальная деятельность субъектов налоговых преступлений предопределена рядом общих факторов, анализ которых позволяет не только установить определенные закономерности, но и выработать наиболее приемлемые меры позитивного воздействия на них.

Применительно к налоговым преступлениям сфера контролируемых правоохранительными органами факторов имеет свою специфику. Их молено сгруппировать по трем группам: социально-экономические, социально-психологические и организационно-правовые. Комплексный учет последних, видимо, может рассматриваться как основа для выработки стратегических и тактических мер по упорядочению общественных отношений в сфере налоговых правонарушений и преступлений, характерных для торгово-предпринимательской сферы.

Исследования автора позволяют рассмотреть возможности использования ряда криминологических мер, направленных на предупреждение налоговых преступлений в указанной выше сфере.

По данным МВД, сотрудники органов внутренних дел первостепенное значение отводят повышению эффективности своей работы. Сами же граждане выступают, в основном, за усиление государственного и общественного контроля, за торговыми предприятиями и организациями. Такое соотношение ответов, скорее всего, можно объяснить недоверием большой части граждан правоохранительным органам.

Тем не менее, как представляется автору, для осуществления предупредительной деятельности против уклонения от обязательных налоговых выплат необходим конструктивный диалог представителей государственных органов и предпринимательских структур. С этой целью возможно создание общественных советов предпринимателей при государственных органах, в частности при МВД (УВД) субъектов федерации, что будет способствовать определению приоритетов в профилактической деятельности.

Следует учитывать, что рассматриваемые преступления отличаются особой адаптацией к динамично меняющимся экономическим и социальным условиям. Следовательно, научные рекомендации по организации предупредительной работы в исследуемой сфере должны основываться на тщательном анализе новых форм уклонения от налоговых выплат в торгово-предпринимательской сфере, что возможно при постоянном мониторинге уровня собираемости налогов в рассматриваемой сфере.

Основная тяжесть по осуществлению специально-профилактических мероприятий по предупреждению налоговых преступлений, как известно, ложится на органы внутренних дел. Приоритетная роль в предупреждении соответствующих преступлений принадлежит подразделениям криминальной милиции. Анализ статистических данных ГИАЦ МВД России свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев факты исследуемой нами преступной деятельности выявляются, предупреждаются и пресекаются указанными подразделениями ОВД.

Сохранение и расширение сферы предупреждения налоговых преступлений, реализуемой силами органов внутренних дел, а также повышение ее эффективности в современных условиях зависят от проработанности законодательной базы, совершенствования механизма регистрации субъектов торгово-предпринимательской деятельности, повышения оперативности и профессионализма личного состава ОВД, а также от финансовой стабильности в стране в условиях рыночной экономики.

С позиций криминологической науки предупреждение налоговых преступлений заключается в воздействии на факторы, определяющие появление и воспроизводство соответствующих преступлений, путем нейтрализации влияния этих факторов или их устранения. Профилактическая деятельность подобного рода может осуществляться в различных масштабах: она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях торговли. Различают общие (общесоциальные) и специальные меры профилактики.

В предупреждении анализируемой нами разновидности преступлений приоритетное место, видимо, следует отводить мерам общесоциального предупреждения. Общесоциальная профилактика уклонения от налоговых выплат направлена на разрешение противоречий в экономике, социальной и иных сферах жизнедеятельности общества и обеспечивается решением ключевых задач, стоящих перед ним.

Таким образом, само существование цивилизованных рыночных отношений можно рассматривать как важную меру общесоциального предупреждения налоговых преступлений, а меры, направленные на ее поддержку и защиту, рассматривать как предупредительные.

Вместе с тем, исходя из результатов проведенных нами криминологических исследований (итоги изложены в предыдущих разделах работы), определенная часть торговых предприятий и организаций используется преступными группами в целях противоправного обогащения. Задачу вытеснения такого рода структур из рыночной экономики в значительной мере способен решить государственный и общественный контроль.

Здесь же следует отметить, что в силу специфики своей деятельности органы внутренних дел располагают наиболее полной информационной базой для осуществления целенаправленной деятельности по предупреждению преступности, которая включает в себя не только данные уголовной статистики, но и сведения об административных правонарушениях, материалы следственных и розыскных аппаратов и других служб. Кроме того, органы внутренних дел располагают определенными силами и средствами, но без взаимодействия с государственными и общественными институтами предупредительная работа не может быть эффективной.

С развитием системы параллельно действующих правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступлениями, посягающими на права собственности, остро встает вопрос о создании единого информационного фонда и возможности его использования в работе оперативными аппаратами МВД (включая подразделения криминальной милиции), ФСБ, прокуратурой. Также видится необходимым взаимодействие данного центра с контролирующими органами и частными детективными службами. Для этого в нормативном порядке должны быть решены организационные вопросы и разработана методика такого взаимодействия.

Под взаимодействием следует понимать «объективно необходимую, обусловленную единой целью и общими задачами, осуществляемую в рамках действующего закона, совместную, согласованную по цели, месту и времени деятельность органов внутренних дел и других правоохранительных органов (в конкретных организационно-правовых формах) по охране прав собственности, борьбе с преступностью, иными правонарушениями, искоренению их причин и условий».

Сопоставление показателей работы оперативных аппаратов правоохранительных органов, осуществляющих предупреждение преступлений, посягающих на собственность, показывает, что ведущая роль принадлежит подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями: именно они выявляют причины и условия, способствующие совершению экономических преступлений.

Все это актуализирует необходимость организации в рамках ОВД криминологического мониторинга. По форме он должен представлять собой систему постоянного сбора и анализа криминологической, социологической и экономической информации о деятельности торговых предприятий.

В предупредительной деятельности против налоговых преступлений приоритет должен отдаваться своевременному применению регулятивных мер, упреждающих наступление массового уклонения от обязательных налоговых выплат. Эффективность такого упреждения обеспечивается высококачественной информационно-аналитической деятельностью, наличием научно обоснованных прогностических оценок высокой достоверности. Следует оценивать, в частности, следующие параметры:

- действительный уровень и тенденции уклонения от обязательных налоговых выплат субъектами торгово-предпринимательской деятельности; доля в нем преступных сообществ (в точном значении этого слова);

- объемы укрываемых доходов от обложения налогами, совершаемых по сферам и территориям.

Реализация этого направления предполагает систематизацию информационных потоков по:

а) характеру информации (стратегическая, индикативная, доказательственная);

б) назначению (оперативно-розыскная, криминалистическая, справочная, статистическая);

в) времени использования (текущая, архивная);

г) степени доступности (специального назначения, т.е. секретная, для служебного пользования внутри служб, открытая для общего пользования)

- а также автоматизацию процессов обработки систематизированной информации на базе сетей ЭВМ (регионального, областного, районного уровней).

Создание системы интегрированных банков данных по двум блокам:

1. первый блок - банк данных стратегической информации; банк данных индикативной информации; банк данных доказательственной информации;

2. второй блок - банк данных оперативно-розыскной информации; банк данных криминалистической информации; банк данных справочной информации; банк данных статистической информации.

В связи с тем, что борьба с налоговыми преступлениями в торгово-предпринимательской сфере осуществляется в основном на уровне горрайорганов /УВД-ОВД/, то и объем информации на этом уровне должен быть адекватным остроте и масштабам решаемых проблем. Очевидно, информация в банках данных горрайорганов - это основание информационной пирамиды, которое всегда шире (информация здесь более детализирована), нежели объем информации на ее более высоких уровнях.

Подразделения предварительного следствия также могут осуществлять профилактическую деятельность, выявляя в процессе расследования причины и условия, способствующие совершению налоговых преступлений, и принимая меры к их устранению. Выявляя постоянно модифицирующиеся способы совершения преступлений в сфере экономической деятельности, методические отделы следственных подразделений призваны обобщать такую информацию, давать методические рекомендации следователям, расследующим экономические преступления.

Проблемы предупреждения и уголовно-правовой борьбы с налоговыми преступлениями имеют еще множество правовых и организационных проблем, требующих своего решения. В их числе - совершенствование системы взаимодействия и координации. На это нацеливает правоохранительные и иные государственные органы Указ Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики».

Представляется, что управление процессом собираемости налогов с субъектов торгово-предпринимательской сферы достигается, в первую очередь, благодаря саморегуляции, осуществляемой за счет экономических отношений в соответствующей сфере. Отмеченные экономические отношения декларируются рядом вновь принятых нормативных документов: Конституцией РФ; законом о местном самоуправлении, законом о государственном предприятии, и др.

Как нам представляется, перечисленные законы объединяет одно общее обстоятельство: во главу угла поставлена такая категория, как «интерес», которая и создает реальные предпосылки к саморегуляции процесса сбора налогов. Последнее не только создает стимулы к соблюдению налогового законодательства, но и отчасти снимает из общей цепи криминогенных факторов те из них, которые приводят к формированию обширной группы предпринимателей, уклоняющихся от обязательных налоговых выплат. Кроме того, оказывать позитивное воздействие на отмеченный процесс, как показывает наука и практика, способны меры уголовно-правового воздействия и меры превентивного (непроцессуального) характера.

Уголовно-правовые меры также могут и должны рассматриваться в целях предупреждения налоговых преступлений в сфере торгово-предпринимательской деятельности. В этой связи следует отметить, что механизм специального и общепредупредительного воздействия в юридической литературе разработан достаточно хорошо, и многие положения этой проблемы носят универсальный характер применения. Задаче отражения особенностей предупредительных мер, касающихся анализируемых видов преступных посягательств, на взгляд автора, отвечают так называемые нормы с «двойной превенцией». Очевидно, для каждого вида тяжких преступлений или преступной деятельности имеется свой собственный «набор» таких норм.

Анализ действующего уголовного законодательства показывает, что функцию норм с «двойной превенцией» применительно к налоговым преступлениям могут выполнять около 25 статей УК РФ. К их числу относятся, например, отдельные нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в экономической сфере (ст. ст. 171, 171, 174, 174, 175, 181, ч. 1 ст. 188, 191,192-199 УК РФ), и предоставляющие возможность правоохранительным органам контролировать некоторые экономические условия совершения указанных преступлений.

Использование таких норм, как ст. ст. 201, 202, 204, 285, 286, 288 -293 УК РФ, оказывает предупредительное воздействие на увеличение случаев исследования при уклонении от обязательных налоговых выплат должностного положения. Следующая группа норм уголовного кодекса - «Преступления против правосудия и порядка управления» (ст. ст. 294-296, 315,316, 325, 327 УК РФ) - позволяет правоохранительным органам отчасти нейтрализовать противостояние членов организованных преступных групп нормальному осуществлению полномочий органами власти по сбору налогов.

И наконец, четвертую группу превентивных норм, как нам представляется, можно отнести к статьям уголовного закона, позволяющим правоохранительным органам проводить мероприятия по «оздоровлению» криминальной среды известной категории граждан (ст. ст. 151, 174, 232-234 УК РФ).

Далее следует указать, что проведенный анализ структуры общей преступности (в динамике за 5 лет) показывает: применение перечисленных выше норм оказывает на налоговые правонарушения и преступления не однолинейное, а разноуровневое влияние и находится с последними не в функциональной, а лишь в корреляционной зависимости. Поэтому, видимо, и роль, отводимая в общей системе уголовно-правового воздействия нормам с «двойной превенцией», должна быть факультативной, рассчитанной в основном лишь на оказание позитивного воздействия на фоновые явления, сопровождающие уклонение от обязательных налоговых выплат в торгово-предпринимательской сфере.

Кроме того, стоит обратиться к анализу специальных мер экономического характера, к числу которых относятся средства оперативно-экономического анализа, а также методы финансового контроля.

Перечисленные методы, если правильно расставить акценты, должны, в конечном счете, увязываться с проблемой борьбы с легализацией преступно нажитых денежных средств или иного имущества. И только в комплексе указанные методы и средства, как считает автор, дают возможность осуществить превентивные меры по выявлению и устранению факторов, влияющих на формирование криминогенных структур в торговой сфере, а также на пресечение уже начавшейся их преступной деятельности.

Как представляется автору, эти специальные методы необходимо рассмотреть более подробно.

Говоря о методе оперативно-экономического анализа, следует отметить, что данный метод, как известно, заключается в наборе методических приемов по установлению несоответствия в логике хозяйствования, через которые удается выявить налоговые преступления. Он может быть применен в превентивных целях борьбы с уклонением от обязательных налоговых выплат. В настоящее время правоохранительные органы при документировании фактов налоговых преступлений сталкиваются с немалыми трудностями. Такие трудности обусловлены явными противоречиями между традиционными подходами к системе доказывания, имеющимися в арсенале правоохранительных органов, и существующими современными реалиями.

Генезис указанных противоречий обнаруживает три группы причин. К первой группе относится резкое увеличение за последнее время числа способов уклонения от обязательных налоговых выплат в торгово-предпринимательской сфере; ко второй группе - значительное увеличение за последнее десятилетие разновидностей технических средств, с помощью которых может быть отражена информация о совершаемых преступлениях; к третьей группе следует отнести явное запаздывание процессуально-криминалистических исследований, способных уравновесить регламентированную законом систему доказывания с юридической природой совершаемых налоговых преступлений.

Современная концепция документирования экономических преступлений, в первую очередь, должна быть основана на строго разработанной методике по комплексному анализу признаков, позволяющих выявлять и фиксировать факты совершения преступлений в результате многоплоскостного анализа достаточно большого числа данных.

Как показывает практика, выявление налоговых преступлений обычно начинается с определения их признаков и показателей - своего рода индикаторов. Анализируемые виды никогда не выставляются напоказ. В отличие от корыстно-насильственных преступлений, далеко не сразу можно с уверенностью сказать, что имело место именно налоговое преступление; первоначально в поле зрения правоохранительных органов могут попасть лишь некоторые его симптомы.

Очевидно, что присвоения или растраты чужого имущества тем и отличаются от иных видов преступных посягательств, что здесь наиболее сложной задачей является выявление самих фактов их совершения. Вместе с тем, согласуясь с предметом нашего исследования, следует отметить, что основополагающей целью в разработке концепции о криминалистических признаках является строгая их систематизация.

Следовательно, концептуальное значение приобретает формирование банка данных о признаках и наиболее излюбленных способах уклонения от уплаты налогов субъектами торгово-предпринимательской деятельности. Соответствующие признаки, очевидно, следует разделить на две большие группы. К первой группе необходимо отнести признаки, имеющие симптоматическое или индикативное значение, ко второй - те из них, которые обладают процессуальным (доказательственным) значением.

Очевидно, автор вовсе не склонен собственное видение данной проблемы относить к разряду революционных, которые напрочь бы отметали былые представления о фундаментальной теории доказательств. Речь идет лишь о совершенствовании уголовно-правовой и криминологической доктрины, способной более гибко и обстоятельно вписываться в существующие реалии.

Как нам представляется, истоки исследования «признаков-симптомов» берут свое начало с конца семидесятых, когда отдельными отечественными криминалистами (СП. Голубятниковым, М.К. Каминским и др.) были предприняты попытки по разработке и внедрению метода «оперативно-экономического анализа». На тот период при помощи названного метода в орбиту изучения были внесены те предприятия и организации, где чаще всего совершались преступления корыстного характера. К сожалению, дальше теоретических изысканий эти исследования не пошли, так как отмеченные научные разработки весьма слабо были восприняты оперативно-розыскной и следственной практикой.

Сегодня данное направление юридической науки нашло свое отражение в дальнейшем совершенствовании этого метода. Например, в последние годы пробивает себе дорогу информационно-рекомендующая система (ИРС) «Диагноз-СБ», которая позволяет осуществлять соответствующий анализ на основе введенных в банк данных (БД) показателей. Фиксация любых отклонений от средневзвешенного уровня основных показателей (например сведений о процентных ставках установленных банком и др.) среди сходных учреждений дает исходные положения для дальнейшего осуществления разведывательных мероприятий в данном направлении.

В настоящее время, как представляется автору, существует настоятельная необходимость в значительном расширении предупредительных мер, основанных на использовании «признаков-симптомов».

По способу измерения показатели подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных или трудовых измерителях. Относительные показатели выражаются в процентах, коэффициентах или индексах и показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей.

Абсолютные показатели, в свою очередь, делятся, на натуральные, условно-натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.). Стоимостные показатели характеризуют величину экономических фактов в денежном измерении.

По способу формирования различают следующие показатели: нормативные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.); плановые (данные планов, экономического и социального развития предприятия, задания структурным подразделениям); учетные (данные бухгалтерского, статистического и текущего учета); отчетные (данные бухгалтерской, статистической и текущей отчетности); аналитические (которые исчисляются в ходе анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия).

Все показатели хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости.

К сожалению, очень многие признаки налоговых преступлений в сфере торгово-предпринимательской деятельности остаются незамеченными, но даже если их и обнаруживают, то часто им не уделяется должного внимания. Таким образом, «признаки-симптомы» предваряют стадию процессуального доказывания, и их основная задача помочь правоприменителю в самые кратчайшие сроки диагностировать правовую природу совершенного или совершаемого (для длящихся преступлений) деяния.

Симптомы возможного преступления можно подразделить на три группы:

1. Отклонения от средних (нормальных) значений величин тех или иных показателей.

2. Нестандартные данные в финансовой отчетности.

3. Аномалии в организационной структуре предприятия (фирмы).

Отмеченные источники фиксации «признаков-симптомов» являются сложными образованиями и, очевидно, требуют более подробного рассмотрения.

Отклонения от средних (нормальных) значений тех или иных показателей (аналитические аномалии) - это непонятные взаимосвязи, процедуры и события (например, непонятные изменения в объемах, структуре ассортимента или ценах на реализуемые товары), т.е. все те признаки расхождения в данных, которые могли бы настораживать и т.д.

Нестандартные данные в финансовой отчетности и других документах этого торгового предприятия (фирмы) - это непропорционально быстрый рост расходов по сравнению с доходами; проблемы, связанные с движением финансовых средств; необычные или крупные выгодные сделки в конце отчетного периода; участие торгового предприятия (фирмы) в крупных судебных (арбитражных) процессах; наличие трудностей во взимании дебиторской задолженности; высокая задолженность или большой удельный вес накладных расходов; ухудшение качества прибыли, необходимость показа в отчете высокой доходности (чистая прибыль может рассматриваться как показатель эффективности предприятия); работа на грани кризиса; необъяснимые изменения в балансовой отчетности; недостаточность основного капитала и др.

Аномалии в организационной структуре предприятия (фирмы) - это индикаторы налоговых преступлений, связанные с организационной структурой торгового предприятия или фирмы и включающие в себя различные, непонятные на первый взгляд или не имеющие под собой законного основания, организационные особенности. К наиболее типичным симптомам подобного рода относятся: излишне усложненная организационная структура; отсутствие эффективно работающего подразделения внутрифирменного аудита; работа в отраслях, связанных с высоким риском, и приверженность к высокорискованным операциям; использование устаревших или изношенных средств, производства; изменения в рядах высшего звена управления и директоров.

Возможности оперативно-экономического анализа возрастают в связи с применением для обработки экономической информации персональных ЭВМ. В принципе, анализ внешней экономической информации, основанный на официальной бухгалтерской отчетности, не представляет особых трудностей. Другое дело - анализ внутренней информации, составляющей коммерческую тайну. Однако и здесь есть некоторые пути решения. В нашей стране активно ведутся работы по созданию автоматизированного рабочего места (АРМ) бухгалтера, плановика, аналитика.

Здесь же следует отметить, что «признаки-симптомы» не только достаточно многочисленны, но и узко специфичны для конкретных сфер экономической деятельности.

Для практического использования в предупредительной деятельности рассматриваемого метода необходимо:

1. отнести исследования «признаков-симптомов» к числу приоритетных направлений предупредительной доктрины;

2. внести коррективы в ряд законодательных актов, касающихся вопросов расследования налоговых преступлений;

3. выработать концепцию мониторинга по выявлению и анализу признаков-симптомов;

4. уделить внимание системе обучения следователей, работников оперативно-розыскных подразделений основам мониторинга, базирующегося на анализе признаков-симптомов.

Рассмотрение вопросов предупреждения налоговых преступлений, основанных на фиксации и анализе признаков-симптомов, на наш взгляд, должно включать в себя методы законотворческого, организационно-управленческого, криминологического, технико-криминалистического, тактического и методического характера.

В силу своей специфики, проблемы предупреждения налоговых преступлений предполагают и меры финансового контроля. Они, как правило, используются государственными органами, специально уполномоченными на осуществление такого контроля: органами Министерства финансов, Государственной налоговой службой, Федеральным казначейством, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Центральным Банком России, ревизионными, бухгалтерскими подразделениями министерств и ведомств и др.

В рамках соответствующей группы методов следует назвать специально-предупредительные ограничения и запреты, налагаемые на лица, выступающие объектом налогового контроля. Например, лица, выполняющие государственные функции, при занятии определенных должностей, очевидно, должны давать письменные обязательства (как это делается во многих странах) о предоставлении органам, уполномоченным на осуществление контроля, сведений о своих доходах, имуществе, денежных вкладах, совершенных крупных сделках и т.п. На банки и некоторые другие учреждения возлагаются обязанности заявлять в правоохранительные органы о сомнительных операциях своих клиентов, предоставлять сведения о вкладах и операциях по счетам лиц, подозреваемых в коррупции и других преступлениях, обязательно идентифицировать личность клиента при производстве ряда денежных операций и некоторых имущественных сделок. Должностным лицам правоохранительных органов в необходимых случаях предоставляется право: требовать от юридических и физических лиц доказательств законности совершаемых ими действий; приостанавливать производство финансовых операций и имущественных сделок; налагать административный арест на денежные средства и имущество (при наличии данных о противоправности их получения); производить предварительную проверку финансово-экономической деятельности имущественного и финансового положения лиц, подозреваемых в занятии организованной преступной деятельности или коррупцией.

Резюмируя изложенное в настоящей части исследования, представляется возможным вкратце перечислить рекомендуемые меры предупреждения налоговых преступлений, совершаемых в торгово-предпринимательской сфере.

Рекомендации общего характера:

- оцениваться отмеченная деятельность должна по качеству воздействия на социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в регионе, а не по числу привлеченных к уголовной или иной ответственности лиц;

- субъекты профилактики должны ориентироваться на такие методы воздействия, которые, прежде всего, адекватны той роли, которую личность исполняет в группе;

- профилактическому воздействию должны подвергаться не только активные участники, но и те, кто ведет себя пассивно.

Рекомендуемые меры социально-экономического характера:

- необходимо создание международных информационных систем, фиксирующих выявленные случаи перемещения незаконно добытых средств;

- следует использовать, наряду с мерами уголовно-процессуальными, меры финансового контроля;

- необходимо значительно шире использовать методы оперативно-экономического анализа;

- необходимо шире использовать признаки-ориентиры противоправной экономической деятельности, каковыми, например, являются: быстрота накопления денежных средств, крупные размеры единовременных вкладов, контакты лиц с представителями организованной преступности;

- необходимо ввести в практику материальное поощрение лиц, сообщивших достоверную информацию о фактах совершения налоговых преступлений, в том числе, если информация будет анонимная.

Рекомендуемые меры организационно-правового характера:

- внесение предложений о законодательном закреплении санкции по заведомо искаженным декларациям, которые заполняются гражданами при торговых сделках;

- широкое внедрение на предприятиях и в организациях средств технического контроля, в том числе телевизионных мониторов;

- повышение уровня специальной подготовки сотрудников органов юстиции, занимающихся профилактикой экономических преступлений; борьба с налоговыми преступлениями должна планироваться на основе прогнозов развития преступности данной категории;

- расширение обмена информацией между государственными институтами уголовного преследования и органами, осуществляющими контроль и надзор;

- разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями в торгово-предпринимательской сфере; информирование потенциальных налогоплательщиков соответствующей сферы о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях в торгово-предпринимательской сфере, в том числе по вопросам о том, куда, в каком количестве и на какие цели идут уплаченные налоги;

- постепенное повышение правовой и налоговой культуры субъектов торгово-предпринимательской сферы;

- устранение пробелов в законодательстве, провоцирующих на совершение налоговых правонарушений и преступлений в сфере торговле; увеличение риска привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений;

- поощрение добросовестных налогоплательщиков торгово-предпринимательской сферы;

- работа над созданием и укреплением положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов;

- возвращение в правовое русло России некоторых иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации и уклоняющихся от уплаты налогов;

- создание равных (дифференцированных) условий для всех категорий налогоплательщиков;

- устранение в порядке регистрации и лицензирования юридических лиц и частных предпринимателей торговой сферы положений, способствующих уклонению от уплаты налогов и сборов.

 

Автор: Соколов С.Ю.