14.01.2012 22088

Досуг как объект социологического исследования: основные подходы исследования

 

В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.

Социологический анализ молодежного досуга требует предварительного уточнения ряда важнейших понятий, связанных в первую очередь с его предметом.

Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и тс подходы, которые существуют к его определению.

Необходимо отметить, что мы не ставим своей задачей дать полный анализ понятия «досуг». Прежде всего, необходимо рассмотреть, вопрос, связанный с историей употребления данного термина. Большой интерес представляет и то, какое понимание вкладывали в данное понятие представители различных народов в разное время. Теория досуговой деятельности неотделима от исторического аспекта.

Этимологически слово «досуг», на английском «liсеге», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое, 2) возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности, 3) возможность распоряжаться временем по своему усмотрению, 4) дискуссия, общение. Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков -другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.

Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен.

Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.

Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а бизнес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы.

Средневековые христиане, продолжая римскую традицию, еще более сузили понятие досуга. С одной стороны, они подчеркивали божественный характер созерцания, с другой стороны - придавали вторичное значение досугу, а первичное труду. Св. Бенедикт провозгласил, что праздность - враг духа. Монахи и миссионеры, в поте лица осваивавшие новые земли, создававшие монастырское хозяйство, пахавшие землю наравне с крестьянами, считали труд добродетелью, а лень - грехом. Таким образом, средневековые христиане, вслед за римлянами сделали второй шаг в сторону от древнегреческого понимания досуга.

Интересным, на наш взгляд, кажется отношение различных религиозных течений к досугу. Начиная с XV века Европа переживает революцию в социальной сфере, выразившуюся в том, что коммерция и занятие трудом стали тем каналом, через который большие массы населения, прежде всего, мелкая буржуазия и интеллигенция, продвинувшись в верхние слои социальной структуры, приобщались к массовому досугу. Прежде, чем буржуазии удалось сломать старую сословную структуру и построить классовую, наилучшим образом приспособленную для нее, ей пришлось произвести культурную революцию в сознании. Результатом явилась новая религия - протестантизм, возвеличившая физический труд до уровня религиозной ценности. Та самая коммерческая деятельность, которая послужила мощным каналом вертикальной мобильности для буржуазии, теперь. получила освящение в созданной ею религии. Католицизм, стоявший на защите старой сословной системы, оправдывавший возможность заниматься творчеством для избранного меньшинства (духовенство, дворянство, развивавших сакральную и светскую культуру), оказался тормозом для культурного прогресса. Кальвинизм стимулировал людей заниматься упорным трудом, отвлекая их от праздного досуга. На его фундаменте сформировалась господствовавшая последние столетия система ценностей трудового общества. Если католицизм ориентировал людей преимущественно на загробную жизнь, которая и считалась истиной, то протестантизм XVII века вернул людей к земле, станку, утверждая, что только через усердный труд при жизни человек получает право на истинную жизнь. Таким образом, мы видим, что различные религиозные течения оказали определенное воздействие на формирование представлений о досуге как сфере жизнедеятельности людей.

Досуг как современное понятие сформировался в периоды индустриального и постиндустриального развития общества. Дело в том, что для обеспечения досуга большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд социально-экономических и культурных условий. В качестве наиболее существенных из них современные исследователи Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. Она организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия обеспечения досуга характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. В рамках этого периода оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба. Именно общества такого типа через увеличение производительности и интенсивности труда смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска.

Понятие «досуг» в философской и социологической литературе зачастую отождествляют с термином «свободное время». Выражение «свободное время» впервые появилось лишь в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» используется термин «досуг». Для выяснения соотношения сфер досуга и свободного времени, мы считаем необходимым рассмотреть понятия «время» и «социальное время».

В.М. Пича отмечает: «Время - этим понятием измеряется практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, выражая длительность и последовательность всего сущего, время непрерывно, вечно присуще природе в целом, вместе с тем любая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени. Временем измеряется и жизнь отдельного человека и человеческого общества в целом». Диалектико-материалистическая позиция по поводу выявления сущности времени выражается Ф. Энгельсом следующим образом - «Основные формы всякого бытия, - есть суть пространство и время». Время - это атрибут всего материального, включая социальное пространство и населяющих его людей. Определение времени как всеобщей формы существования движущейся материи имплицирует вывод о существовании физического, биологического и социального времени.

Время как таковое описывается через чередование материальных объектов и их состояний. Так, время суток, время года - это чередование положений Земли по отношению к другим космическим объектам и, в первую очередь, по отношению к Солнцу. При этом надо иметь в виду, что используемая шкала - это интеллектуальная конструкция: люди отбирают из мира вещей и явлений те, которые будут использованы для измерения времени как чередование этих вещей и состояний. Относительность интеллектуальных конструкций проявляется в их изменчивости: представление людей об их содержании меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре (например, солнечный и лунный календари), уточняется по мере развития науки. Неделя имела длительность в разных странах и в разные эпохи (5-10 дней). И, быть может, через тысячу лет или даже раньше нынешние представления о структуре времени покажутся наивными и далекими от действительности. Таким образом, очевидно, что летоисчисление - социальная конструкция. Исходная точка отсчета лет выбирается исходя из культурного контекста. Отсюда наличие разных летоисчислений в разных культурах. Таким образом, время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые используются для его структурирования. Человеческое сознание может схватить поток времени, осмыслить и структурировать его только посредством объектов, используемых в качестве единиц счета. Время имеет много изменений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения.

Если астрономическое время используется для описания истории человечества, то социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний. Социальное время измеряется с помощью шкалы общественной практики. Социальное пространство - это порядок расположения социальных позиций, а социальное время порядок их чередования. Социальное время, тем самым,- это последовательность действий людей, их групп и институтов. Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то деятельности. В традиционном земледельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Именно ритм социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, лежит в основе категории времени. Структура социального времени - это социальная конструкция, поскольку она определяется выбором точек отсчета, которые в свою очередь зависят от представлений конструктов о важности событий. Конструирование социального времени происходит на основе системы ценностей. Разные ценностные системы приводят к формированию разных структур социального времени, ибо ритм социальной жизни - это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценностей.

Для более подробного рассмотрения социального времени необходимо рассмотреть его характеристики. B.C. Поликарпов, на наш взгляд, представил наиболее объемлющие характеристики социального времени.

1) Наличие гаммы ритмов социального времени в рамках фундаментального ритма общественно-экономической формации.

2) Многомерность. Практическая деятельность является специфическим способом бытия человека. Благодаря ей человек выходит за рамки на- личного бытия и «погружается» в сферу возможностей.

3) Качественная неоднородность. Это одна из специфических черт различных моментов социально-исторического процесса.

4) Относительность. В любом обществе, дифференцированном на классы и социальные слои, существует многообразие социальных ритмов, поскольку каждый ритм, собственное время и способ его использования, соответствующий потребностям класса.

5) Относительная обратимость. Социальное время необратимо, однако оно обладает относительной обратимостью в субъективном аспекте.

6) Детерминация будущим. Человеческая деятельность в определенной мере детерминирована будущим, так как на нее оказывает влияние континуум возможностей, существующий в настоящем.

7) Детерминация социальной формой движение материи. Социальное время детерминировано человеческой деятельностью, общественным производством, системой функционирующих общественных отношений.

8) Разновременность настоящего. С точки зрения традиционной хронологии «настоящее» в динамически развивающейся общественной системе начинается разновременно, так как в разное время происходит трансформация различных уровней подсистем системы - экономики, политического устройства, культуры, религии и пр.

9) Знаковый характер существования социального времени. Предметный мир культуры, который имеет знаково-символические системы, является специфическим способом существования модусов социального времени (прошлого и будущего), причем их интерпретации изменяются в зависимости от потребностей и интересов общественной системы.

10) Вариативный характер информационной емкости. Отличие социального времени от природного состоит в его изменчивой информационной емкости.

11) Субъективный аспект. Социальное время является формой целеполагающей предметно-преобразующей деятельности человека.

12) Ценностный характер. Время как форма человеческого бытия является и богатством, и ценностью.

Проанализировав характеристики социального времени, приходим к выводу, что свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. Саморазвитие личности овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей все - связывалось непосредственно со свободным временем.

Долгое время как отечественные, так и зарубежные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция досуга и не определены содержательные границы свободного времени общества и личности. Так, например, в кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина отмечается, что «досуг - синоним слова «свободное время». Позиция, которой придерживается Г.И. Минц, принципиально иная - «Досуг - часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится». Согласна с этим мнением и А.П. Владимирова, которая отмечает, что «досуг» несомненно, шире «отдыха», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу, в зависимости от того, какой вил времяпрепровождения конкретно рассматривается. Некоторые понимают досуг как отдых, и в этом случае первое понятие несет в себе два оттенка: оно может обозначать отрезок свободного от работы времени и период отдыха человека. Причиной совмещения понятий досуг и свободное время ается в том, что некоторые исследователи чрезмерно сужают понятие свободного времени, так как не включают в фонд свободного времени деятельность, направленную па поддержание жизни человека (время для личной гигиены, время для работы по дому и т.д.) и необходимые затраты времени, связанные с работой (время на дорогу до работы и обратно).

Например, Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат». В кратком словаре по социологии находим, что существенным признаком, констатирующим наличие свободного времени, является «очищение» его от разного рода непреложных, необходимых затрат. Правда, здесь может возникнуть вполне закономерная трудность в определении таких понятий как «необходимая деятельность», «непреложная деятельность». Данное затруднение вполне преодолимо. Соглашаясь с Б.А. Трегубовым, отметим, что необходимая деятельность, связанная с рабочим временем имеет такие признаки как ее технологическая и юридическая регламентация. Например, время регламентируется следующим образом: рабочее время с 08.00 часов до 17.00 часов, перерыв 12.00 часов до 13.00 часов, подобные промежутки времени традиционно называют рабочим временем, за пределами которых человек волен самостоятельно распоряжаться своим временем.

Поэтому для разведения понятий «досуг» и «свободное время» необходимо определить содержательную и функциональную характеристики человеческой деятельности в эти периоды. А.И. Кравченко, автор социологического словаря, разводит эти сферы времяпрепровождения по следующим содержательным параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятельность». В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов дают следующее определение свободного времени - это «такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга... для свободной деятельности и развития». Некоторые исследователи, например А.Б. Мискевич, отмечают, что свободное время - это часть внерабочего времени, которая остается после выполнения обязанностей по дому и представляет собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности. Именно в свободное время, при правильной его организации, человек восстанавливает свои физические силы, готовясь к производительному труду, реализует свои творческие способности, удовлетворяет эстетические потребности, соприкасаясь с прекрасным, занимается физической культурой и спортом. Определяя ведущие ценности идеального общества, К. Маркс в качестве основной его ценности называл свободное время: «Свободное время представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого, иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства». К. Маркс выделяет в свободном времени два важнейших структурных элемента: 1) досуг, выполняющий восстановительные функции (отдых, развлечения, семейное и товарищеское общение); 2) более возвышенную деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в потреблении и создании духовных ценностей). В «Капитале» К. Маркс высказывает положение, раскрывающее сущность свободного времени: «свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство; отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью, как угодно». Сферы досуга и свободного времени в научном исследовании отличаются не только по содержательному наполнению, но и по функциональной нагрузке. Функциональная значимость досуговой деятельности выражается, прежде всего, в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах. Главным качеством, характеризующим эффективность досуга, является уровень самосознания и степень самореализации индивида. Эффект представляет собой не только качественную, но и количественную характеристику поведения индивида. Он обозначает эмоциональную, познавательную и теоретическую насыщенность деятельности.

Автор ряда работ, посвященных изменениям, происходящим в современном обществе, раскрывающих, в том числе, проблемы свободного времени и досуга, директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье рассматривает досуг как «совокупность занятий которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование,... будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей». Несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семейные и другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом, он наряду с отдыхом и развлечением выделяет функцию развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не ассоциируется с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием». Кроме того, Ж. Дюмазедье отмечает, что «высвобожденное» от профессионального труда время, ранее воспринимавшееся лишь как дополнительное к нему и необходимое для воспроизводства рабочей силы, «постепенно стало приобретать все более самостоятельное значение, становясь решающим фактором для создания новых коллективных ценностей». Эта точка зрения подтверждается и М. Капланом, который, определяя сущность досуга, говорит и о «приобщении к ценностям культуры». Солидарен с этой позицией и А. Шопенгауэр, который называл досуг венцом человеческого существования, так как, только он делает человека полным обладателем своего «я».

Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вместе с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение досуга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя». Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направленную на всестороннее и гармоничное развитие личности. Уже на основании указанных трактовок виднейших представителей научной мысли различных эпох истории человечества можно говорить о значимости свободного времени и досуга в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом. Мы склонны считать, что свободное время - представляет собой самоценный ресурс для восстановления сил и развития человека.

Таким образом, в настоящее время в науке среди исследователей нет единства взглядов по ключевым вопросам изучения свободного времени. Основная трудность», с которой приходится сталкиваться, - это обозначение содержательных и функциональных границ понятия в самой концепции социального времени общества. В современной литературе существуют разнообразные исследовательские подходы к этой проблеме, которые условно можно разделить на три группы. Представители первой (В.Д. Патрушев, И.В. Чернов) - главным образом экономисты, которые, в соответствии с разработанной ими концепцией, рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, связанного преимущественно с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника.

Вторая группа исследователей В.А. Артемов, Г.П. Орлов, В.Н. Лавриненко в основном философы и социологи, так же рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но направленного не столько на совершенствование человека как работника, сколько на его всестороннее развитие.

Сторонники третьего концептуального подхода Ю.Н. Лобанов, А.В. Мялкин рассматривают свободное время за пределами труда на производстве и практически сводят его к внерабочему времени, которое предназначено для отдыха и развития трудящихся. Таким образом, мы видим, что существуют разнообразные подходы к исследованию и трактовке понятия «досуг», но мы считаем необходимым разграничения понятий досуг и свободное время. На наш взгляд, свободное время необходимо рассматривать как часть внерабочего (внеучебного) времени направленной как на отдых и восстановление сил, так и на развитие личности. Досуг мы склонны определять как часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм деятельности, досуг может ать возможности самосовершенствования и развития.

Современная социология располагает широким диапазоном досуговых концепций, которые мы считаем необходимым рассмотреть. Наиболее полно концептуальные модели досуга классифицированы М. Капланом и Дж. Шивере. Гуманистическая концептуальная модель досуга рассматривается как цель жизни и идеал. Досуг в данном случае характеризуют как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Особо подчеркивается, что досуг - это путь к счастью и радости. Данные определения близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной.

Терапевтическая модель рассматривала досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структуру человека.

Представитель данной модели Т. Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент восстановления сил.

Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала как у зарубежных, так и у отечественных исследователей.

Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.

Экзистенциальная модель рассматривала досуг как действие в окружающем мире возможностей. Один из ярких представителей придерживающийся данной модели досуговой деятельности Дж. Нейлингер, он считал, что досуг является единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Эта модель учитывает и влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, определяющие развитие индивидов.

Модель досуга как функции досуговых мероприятий. Наиболее крупным представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазедье, который во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей.

Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников.

Основным признаком досуга во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Другим является определенный набор занятий предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.

Многомерность методологических подходов и исследовательских направлений целесообразно рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Такой подход дает возможность выявить специфические признаки досуговой деятельности. Таковыми являются:

1) «Очищение» досуговой деятельности от разного рода необходимых, непреложных затрат. Болгарский ученый Л. Николов показывает невозможность применения понятия «непреложные затраты» в сфере свободного времени. Он аргументирует неправомерность понятия «чистоты досуга» разным отношением воспитателя и родителя к своей деятельности во время прогулок с детьми; киномеханика и зрителя во время киносеанса и др.

Самоценность досугового времяпрепровождения которое ощущается индивидом как цель и основная ценность. А.Д. Гордон, Э.В. Клопов представляют подход к выявлению признаков досуговой деятельности, который связан с ее осмыслением как самоценной или самоцельной. При таком подходе основным признаком, характеризующим деятельность во время досуга, является специфический характер процесса, способ осуществления деятельности. При этом выделяется очень важный социально-психологический аспект в анализе признаков досуговой деятельности, объективная значимость которой, несомненно, зависит от личностной оценки ее индивидом. Однако было бы неверным абсолютизировать лишь одну из существенных характеристик досуговой деятельности.

2) Использование взаимозаменяемости занятий, свободы выбора варианта деятельности или бездеятельности. Но при этом следует отметить, что свобода выбора деятельности разграничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к духовным ценностям, кроме того, оно обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др. Несмотря на это, важнейшим признаком досуговой деятельности является возможность выбора варианта действия. Так человек может не только выбирать чем заниматься, но и вообще ничем не заниматься. Л. Николов по этому поводу замечает: «С одной стороны, деятельность, осуществляемая во время досуга, является следствием свободного выбора, с другой она, кроме этого ничем другим не отличается от обязательной, необходимой деятельности».Вследствие этого можно отметить, что сущность свободной деятельности во время досуга сводится к одному из его признаков - свободе выбора.

3) Общественная ценность досуговой деятельности, которая определяется степенью всестороннего развития личности. Исследователи, придерживающиеся данного концептуального подхода подчеркивают, что основным признаком деятельности в свободное время является «свобода для» а не «свобода от». Они сводят деятельность в свободное время к определенному набору занятий, направленных на всестороннее развитие личности. На наш взгляд, данная исследовательская концепция имеет существенные недостатки. Свободное время не может быть использовано только для развития личности, потому что в данный период жизнедеятельности человек реализует свои естественно-физиологические потребности (питание, сон, пассивный отдых). В целом отчетливо прослеживается деление свободного времени на досуг и собственно свободное время. Эти два структурных элемента свободного времени, находятся в диалектической взаимосвязи. Следовательно, физическое и духовное развитие личности нельзя рассматривать отдельно от других альтернативных видов деятельности в свободное время. Таким образом, культурно-досуговая деятельность в отличие от необходимых занятий, непосредственно влияет на развитие личности.

4) Следует заметить, что предложенная дифференциация признаков досуговой деятельности весьма условна и относительна. В самом деле, свобода перемены занятий не может быть осуществлена, например, без свободы их выбора. В свою очередь, свобода выбора окажется иллюзорной, если человек не располагает временем, освобожденным от необходимой деятельности.

Обобщая вышесказанное необходимо отметить, что только в неразрывном единстве и диалектической взаимосвязи всех признаков реализуется сущность досуга.

Таким образом, очевидно, досуг является структурным элементом свободного времени. Поэтому, мы считаем необходимым, рассмотреть основные этапы исследований свободного времени.

Социологическим инструментом изучения количества времени затрачиваемого на досуг, выступает «бюджет времени» - структурированный дневник, в который люди заносят через равные интервалы времени в течение рабочего дня все, что они делают. Обычно один день фиксируется как один час. С его помощью изучают рабочее и свободное время. При этом досуг выступает категорией, фиксирующей лишь то время из суток, которое остается у человека за вычетом рабочего времени и времени, затрачиваемого на обязательные в непроизводственные виды деятельности.

Исследование бюджетов времени - это оригинальное научно-прикладное направление социолого-статистических исследований, развивающееся с 1920-х годов. Оно имеет свой предмет, методологию, специфическую методику и технику сбора, анализа информации и широкую область практического применения. В России с самого начала в данной области исследований господствовали и до сих пор доминируют деятельностный и системный подходы. Время рассматривается как природно-социальный ресурс деятельности людей, необходимый для удовлетворения их общественных и личных потребностей. Все виды деятельности различных социальных групп населения, их продолжительность определяются преимущественно социально-экономическими потребностями индивидов, семей, формирующимися при определенном уровне развития экономики, социальной структуры, отношений, при определенных условиях труда, быта и отдыха. Система потребностей удовлетворяется системой деятельности. Поэтому при изучении того или иного элемента жизнедеятельности социальной группы (например, домашнего труда, занятий в свободное время) необходимо определить его место в общей системе повседневной деятельности. Этот важнейший методологический принцип, применяемый в исследованиях бюджетов времени, отличает их от «небюджетных» исследований деятельности, где тот или иной ее вид (например, досуг) обычно изучается вне связи с другими.

По существу, исследования бюджетов времени - это, прежде всего, изучение повседневной деятельности различных социальных слоев, поскольку с помощью показателей распределения времени на занятия мы получаем возможность фиксировать и анализировать действия людей в сферах труда, быта, образования и досуга. Эти действия отражаются в их наборе, продолжительности, частоте, периодичности, локализации в пространстве и других характеристиках. Такой временной подход и есть предпосылка рационализации повседневной деятельности или ее отдельных видов.

Все важнейшие политические и социально-экономические изменения, происходящие в обществе, в структуре занятости населения и условиях жизни, отражаются на реальном поведении людей и использовании ими бюджета времени в целом или отдельных его частей. Но для более полного понимания реального повеления людей требуются изучение и учет ценностных ориентации, мотивации, отношения к тем или иным видам деятельности, удовлетворенности условиями и результатом осуществления разных видов занятий.

Можно выделить следующие этапы социологического исследования бюджетов времени в нашей стране.

Первый этап: 1920-е-1930-е годы. Этот этап связан с именем С.Г. Струмилина, по инициативе которого впервые органами государственной статистики были проведены исследования бюджетов времени в «бюджетных» рабочих и крестьянских семьях, т.е. в тех, где велся учет доходов и расходов. В этот период было проведено более 40 исследований число опрошенных составило более 10,1 тыс. чел. 1920-е годы - период восстановления народного хозяйства, разрушенного в ходе мировой и гражданской войн, интервенции, перехода к новой экономической политике, реконструкции и ускоренному развитию промышленности и городов, период борьбы с неграмотностью, приобщения широких масс к ценностям культуры период высокой общественной активности. Исследования бюджетов времени связаны с двумя научно-прикладными задачами: 1) показать изменения в этот период в повседневной деятельности (трудовой, бытовой, досуговой) рабочих и крестьян; 2) дать рекомендации для рационализации, повышения уровня образования, культуры, квалификации как активистов, руководителей, специалистов, так и широкой массы трудящихся. Но если в первой задаче показатели времени играли пассивную роль как своего рода индикаторы изменений, то во втором случае само изменение использования времени рассматривалось как задача, как фактор, влияющий на успешность решения социально-экономических, педагогических и культурных задач. Знать, чтобы изменять так В.Д. Патрушев формулирует принцип первого периода. Первые в мире попытки изучения использования времени в семьях рабочих и крестьян позволили С.Г. Струмилину констатировать большие возможности бюджетно-временного метода в изучении повседневной жизни. Объектом исследований становятся социальные группы, игравшие решающую роль в развитии страны: работники материального производства (рабочие, специалисты, крестьяне), активисты общественно-политических, культурных организаций и учреждений, молодежь (от дошкольников до студентов). Исследования проводятся на сравнительно небольших выборках, исходя, прежде всего из практических целей улучшения использования рабочего (учебного) и свободного времени.

В 1930 - е годы проводятся первые массовые исследования бюджетов времени, ставящих перед собой важную идеологическую задачу показать положительные результаты социальных макроизменений. Обследование в селе в 1933 - 1934 гг. впервые охватило все основные сезоны. Очень важным было исследование в Ленинграде. С одной стороны, это - первое исследование населения территориальной общности с четко выраженной коммунально-обслуживающей направленностью. С другой стороны, исследование - образец с точки зрения методики, организации, проведения обследования и публикации результатов. Второй этап - 1950 - е 1960 - е годы. Первые послевоенные обследования бюджетов времени были проведены среди студентов Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана (1949 г.) и Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (1954 г.). Этап 1950-1960-х годов связан с оттепелью времен Н.С. Хрущева и переизданием работ С.Г. Струмилина 20-30-х годов. Подчеркнем, что с исследований бюджетов времени, внерабочего, свободного времени стали возрождаться в целом конкретные социологические исследования. После восстановления разрушенного в войну хозяйства началось быстрое его развитие. Создавались предпосылки для облегчения труда и быта населения, повышения уровня жизни, достаточно быстрого роста общеобразовательного уровня населения, повышение уровня его культуры. Своего рода социальным заказом этого периода был, с одной стороны, поиск резервов роста производительности труда за счет уменьшения потерь рабочего времени, с другой - поиск других путей увеличения и рационального использования свободного времени, помимо сокращения расходов времени на работу. С 1960-х годов происходит увеличение объема свободного времени в основном за счет автоматизации производства и перехода па семи часовой рабочий день. Начался бум исследований бюджетов времени. Была разработана и опубликована методика изучения использования времени.

Время, связанное с работой, время домашнего труда и удовлетворения других бытовых потребностей наряду с рабочим временем, рассматривались в качестве источников увеличения свободного времени, а последнее - в качестве условий для развития личности и роста производительности труда. 60-е годы дали немало примеров практического применения результатов обследования бюджетов времени: изменение режима труда текстильной промышленности, более полный учет рабочего дня сельских учителей.

Третий этап: 1970-е - 1980-е годы. На данном этапе исследования проводились В.Д. Патрушевым, который в 1973- 1974 гг., провел следующие исследования: обследование сельского населения Ростовской области, обследования рабочих на предприятиях ряда других городов. Он участвовал так же в советско-финляндском и советско-монгольском проектах. Под руководством В.А. Артемова начато лонгитюдное исследование бюджетов времени городского (Рубцовск - 1972,1980, 1990 гг.) и сельского (Новосибирская область 1975-1976, 1985-1986 гг.) населения. ЦСУ РСФСР возобновило исследования бюджетов времени в «бюджетных» семьях (1977,1980,1985,1990гг.). Важнейшей целью 3-го этапа исследований была разработка предложений различным государственным органам, а так же планов социально-экономического развития предприятий и городов. Бюджетные исследования позволили выявить тенденции, характерные для предреформенной России: у работающих горожан существенное уменьшение общей трудовой нагрузки и увеличения свободного времени у женщин, значительное изменение его проведения, как мужчинами, так и женщинами. Наблюдается тенденция к увеличению времени затрачиваемого для повышения уровня образования и квалификации.

Четвертый этап: 1990-е гг. После 1991 г. в стране начался процесс смены общественного строя, отягченный экономическим, политическим, социокультурным и духовным кризисом, резким снижением уровня жизни населения. Из-за финансовых трудностей прекратил обследования бюджетов времени Госкомстат РФ. Вследствие произошедших изменений появился целый ряд особенностей в изучении бюджетов времени. Экономический кризис возродил проблемы, с которыми наука не сталкивалась в последние десятилетия. Между тем, именно сейчас для анализа социальной действительности в условиях изменения структуры труда, появления безработных важно знать, как живут и расходуют время представители социальных слоев, как повлияли изменения в структуре ценностей на реальное поведение людей в сферах труда, быта, образования и досуга.

На основе вышеизложенного можно сформулировать некоторые выводы.

На протяжении всего периода времени, в течение которого исследователи обращали свой интерес к изучению досуга, их взгляды претерпевали изменения. Это касается представлений о соотношении рабочего, внерабочего, свободного и досугового времени, роли пространства свободного времени и досуга в жизни общества или отдельной личности.

Необходимо разграничивать такие понятия, как «досуг» и «свободное время». Досуг выступает неотъемлемым элементом свободного времени и подлежит отдельному изучению. Рассмотренные различные подходы к понятию «досуг» позволяют говорить о том, что досуг - это структурный элемент свободного времени, содержание которого наполнено деятельностью ради собственною удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору.

Существует множество концептуальных моделей досуга, но их следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга.

Основной социологической методикой изучения свободного времени является исследование бюджетов времени различных социальных групп. Именно результаты данных исследований позволили обратить внимание на необходимость научного изучения исследования и анализа досуговой жизнедеятельности личности и общества. На современном этапе исследования бюджетов времени, ученых интересует не то, как используется время досуга, а то почему именно так оно используется, исследуются факторы, детерминирующие то или иное поведение в сфере молодежного досуга и свободного времени.

 

АВТОР: Батнасунов А.С.