14.01.2012 9669

Структурно-функциональный анализ досуговой жизнедеятельности

 

Для выявления сущности и структуры досуга необходимо, на наш взгляд рассмотреть досуг как одну из форм жизнедеятельности личности. В этом случае нужно проанализировать все формы человеческой жизнедеятельности, так как они взаимодополняют друг друга. Наиболее репрезентативной методологией такого анализа представляются теоретико-методологические процедуры структурно-функциональной парадигмы социологического анализа. Данная парадигма сосредоточивается, прежде всего, на исследовании организационно-функциональных, системных аспектов социальной жизни. Соответствующим образом характеризуется и сфера досуга, при рассмотрении которой акцентируется внимание на структурных элементах построения данной подсистемы общества и на особенностях ее функционирования.

Анализ структурной и функциональной организации досуговой жизнедеятельности позволяет выявить ее инварианты, воплощенные в социально-личностных характеристиках индивида. Для этого, в соответствии с правилами применения структурно-функционального подхода, требуется определить строение (выделить компоненты) досуга, установить его функции в системном целом, выявить факторы детерминации досуга как относительно самостоятельной социальной сферы жизнедеятельности.

Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности человека. Согласно точке зрения Е.Ф. Молевича, повседневную жизнедеятельность человека, обеспечивающую его естественное и социальное воспроизводство как индивида и личности, можно свести к четырем основным формам социально необходимой деятельности - трудовой, бытовой, досуговой и сексуальной. Все четыре формы, по его мнению, атрибутивно присущи обществу на всех этапах его развития, но атрибутивность эта разнопорядкова: бытовая и досуговая формы жизнедеятельности присущи любому человеку как нечто индивидуально совершенно необходимое: вне этих форм жизнедеятельности невозможно само поддержание жизни человека. Трудовая и сексуальная формы жизнедеятельности столь же всеобщи в плане их общественного проявления, но не всеобщи в отношении их присутствия в жизни конкретных людей: здесь они могут быть, а могут и отсутствовать в силу многообразных социальных и естественных обстоятельств (возраст, здоровье, особенности статуса, образа жизни, ментальности и т.д.).

На наш взгляд, сферу повседневной жизнедеятельности личности можно разделить на две основные подсистемы: трудовую и внерабочую (сферу свободного времени). Последняя, в свою очередь, делится на бытовую и досуговую. Все указанные формы жизнедеятельности людей объективно равноценны для бытия общества, ибо оно возможно лишь с наличием их всех. Но логически в меру масштаба и значимости решаемого круга задач на первый план среди них выдвигается, безусловно, труд. Наличие трудовой жизнедеятельности по определению предполагает наличие свободного от труда времени. Именно в это время реализуются другие основные виды деятельности. Однако наличие трудовой деятельности вовсе не является определяющим признаком констатирующим наличие свободного времени. Появившийся феномен безработицы позволяет говорить о том, что в современном обществе появилась новая социальная группа «безработные», у которых существует только свободное время, отвечающее всем признакам, констатирующим его наличие. Не станем углубляться в проблему свободного времени безработных, так как ее изучение не входит в задачи нашего исследования.

Если из общей совокупности календарного времени личности и общества - суток, недели, месяца, года - вычесть рабочее время, т. е. время, затрачиваемое на общественно-организованный труд, то остающийся массив времени получает название внерабочего времени личности и общества. Это время тратится следующим образом: во-первых, на деятельность, необходимо сопутствующую трудовой занятости личности: передвижение до работы и обратно, подготовка к работе и приведение себя в порядок после нее и т.д. Во-вторых, и главным образом, - на бытовую и досуговую сферы жизнедеятельности, которые играют огромную роль в жизни, как человека, так и общества, и как уже отмечалось, обладают строго атрибутивной природой своего существования: вне этих сфер жизнедеятельности общественная жизнь невозможна, ибо именно в рамках этих сфер жизнедеятельности происходит удовлетворение многих необходимых для жизни человека материальных и духовных потребностей.

В рамках научного анализа явлений быта и досуга во второй половине XX в. сложился тройственный подход к их познанию. Так, для отечественной социологии оказался типичным «расширительный» подход к пониманию быта (В. Тугаринов, А. Харчев, Л. Гордон и др.). В его основе - отождествление бытовой формы жизнедеятельности со всей сферой внерабочей жизнедеятельности: «В широком смысле быт - уклад повседневной жизни» Досуг в таком случае оказывается частным состоянием быта. Е.М. Бабосов под бытом понимает внепроизводственную область повседневной жизнедеятельности и считает ее весьма специфической сферой общественной и личной жизни людей. При этом он выделяет следующие виды бытовой жизнедеятельности людей.

1. Домашний труд. Сюда входят несколько видов жизнедеятельности:

а) повседневное обслуживание и самообслуживание, повседневная домашняя работа (приобретение товаров, приготовление пищи, уборка помещения, уход за одеждой и т.п.);

б) труд в домашнем и подсобном хозяйстве (труд в саду, огороде, ремонт мебели, помещений, уход за домашними животными и т.д.).

2. Занятия, посвященные детям и семейному общению. Сюда входят:

а) непосредственный уход за малолетними детьми;

б) прочие занятия с детьми (игры, беседы, прогулки, проверка подготовки к урокам, встречи с учителями и т.п.);

в) беседы и общение взрослых членов семьи.

3. Личностное досуговое общение с целью отдыха и развлечения. К нему относится:

а) общение с гостями и в гостях;

б) прогулки, встречи с друзьями и знакомыми вне дома, посещение парков, клубов, ресторанов, кафе, дискотек, и т.п.;

в) не спортивные игры - карты, домино, лото и др.

4. Повседневная культурная жизнь. В нее входят следующие формы.

а) Досуговое потребление культуры с целью отдыха развлечения получения информации, которое подразделяется на:

- преимущественно домашние формы потребления культуры (просмотр телепередач, видеофильмов, слушание радио, звукозаписей, чтение журналов и газет);

- посещение публичных зрелищ (кинотеатров, театров, концертов, музеев спортивных соревнований и др.)

б) Потребление культуры с целью личностного развития, повышения квалификации, уровня образования, сюда относятся:

- учеба в вечерних и заочных школах, техникумах, вузах, на курсах и связанные с этим занятия;

- самообразование.

в) Непрофессиональное творческое изобретательство, любительство (рисование, резьба по дереву, вышивание и т.п.);

5. Занятия, посвященные активному физическому саморазвитию и общению с природой. К их разновидностям относятся:

а) спорт и физическая культура;

б) отдых за городом туризм, охота, рыболовство, собирательство (грибы, ягоды).

6. Занятия, связанные с удовлетворением физических потребностей, к числу которых относятся: сон, еда, уход за собой, лечение.

В зарубежной литературе преимущественно представлен иной вариант расширительности: со всей сферой внерабочей жизнедеятельности чаще всего отождествляется не быт, а досуг («свободное время»). Бытовая жизнедеятельность («повседневная жизнь», «жизненный мир») в таком случае выступает частным выражением досуга). В последние десятилетия в отечественной литературе заявил о себе и третий - «узкий» - подход к пониманию данных явлений (М. Перфильев, Е. Зуйкова, З. Янкова и др.). Согласно ему быт и досуг представляют собой две относительно самостоятельные формы жизнедеятельности личности и общества, ибо они решают качественно различные задачи жизнеобеспечения: бытовая жизнедеятельность ответственна за удовлетворение материальных, а досуговая - духовных потребностей.

Итак, в рамках «узкого» подхода под бытом будет пониматься лишь та область внерабочей жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением личностью именно материальных по преимуществу потребностей. К числу этих потребностей относятся как естественные (физиологические) потребности человека в пище, воде, физическом отдыхе, сне, тепле, поддержании здоровья и т.д., так и, с другой стороны, большая группа социально-материальных потребностей личности в воспроизводстве потомства, обеспечении себя всем жизненно необходимым: одеждой, жилищем, домашней утварью и т. п. Для обеих групп материальных потребностей характерна их непреложность, т. е. само существование человека вне их удовлетворения невозможно.

При таком узком и строгом понимании социальной природы быта становится возможным выделение ряда его специфических социальных функций, раскрывающих в своей целостности всю объективную значимость бытовой жизнедеятельности для бытия как личности, так и общества в целом.

Во-первых, бытовая форма жизнедеятельности человека обеспечивает физическое производство и воспроизводство его собственной жизни. Другими словами, «на совести» быта вся сфера репродуктивное, охраны и восстановления здоровья, поддержания и восстановления жизненных сил и работоспособности человека, физический отдых и т. д.

Во-вторых, бытовая жизнедеятельность человека создает социальную базу его непосредственной жизни: одевает, обувает, обеспечивает крышей над головой и т. д.

В-третьих, именно в рамках бытовой жизнедеятельности обеспечивается материальное содержание и уход за нетрудоспособными: детьми, инвалидами, престарелыми.

Естественно, что столь функционально богатая форма жизнедеятельности не может не оказывать большого воздействия на развитие личности человека, его физических и духовных возможностей, места в жизни, социального статуса. Причем, это воздействие может быть как позитивным, позволяющим человеку рационально организовать свой досуг, так и негативным. К примеру, наблюдаемый до сих пор более низкий профессиональный статус женщин сравнительно с профессиональным статусом мужчин во многом объясняется именно сложившимся неравенством в их бытовой задействованное.

Быт представляется нам деятельностью, которая отвечает таким признакам свободного времени как:

- свобода выбора варианта действий;

- свободная взаимозаменяемость занятий, их свободное (по собственному усмотрению) чередование и последовательность.

Таким образом, рассмотрев различные методологические подходы к определению границ быта и досуга, приходим к выводу, что именно бытовая форма жизнедеятельности личности образует собственно его свободное время, где досуг представляется нам относительно самостоятельной сферой деятельности человека (личности) хотя и являющейся структурным элементом свободного времени.

Говорить о структуре досуга невозможно, на наш взгляд, без анализа его сущности. Содержание способно наиболее ярко выявлять сущность досуга или, наоборот, вуалировать его. Наиболее отчетливо это положение проявляется в противоположных по своей направленности видах деятельности, реализующихся в общественно значимых и социально-негативных занятиях во время досуга.

Некоторые исследователи, исходя из этого считают, что социально-негативные занятия (азартные игры, пьянство, хулиганство) так называемые проявления антикультуры, направленные не на развитие личности и ведущие к ее деградации, следует выводить за границы содержания досуга. На наш взгляд, данное разграничение неправомерно, т.к., формы антикультуры в содержании досуга полностью соответствуют признакам, характеризующим данный вид деятельности. Поэтому для профилактики нерациональных затрат в свободное время необходимо теоретическое осмысление проблем планирования, прогнозирования, управления, организации и использования досугового времени, для выработки практических решений по рациональному использованию досуга молодежи.

Необходимо отметить, что одной из основных методологических проблем при изучении досуга является рассмотрение органичной взаимосвязи сущности досуга с его содержанием. Многие исследователи склонны отождествлять понятия «сущность» и «содержание» досуга. Впервые на необходимость разграничения этих понятий обратил внимание Г.П. Орлов'. Мы под содержанием досуга понимаем совокупность видов деятельности и занятий, т.е. весь процесс досуговой деятельности протекающий в определенных формах.

Стоит отметить, что структурно-функциональный подход к анализу содержания досуга, составляя необходимую основу его исследования, требует своего дополнения субъектно-деятельностным подходом. Необходимость его применения связана с тем, что основной целью досуга является воспроизводство социального субъекта, соответствующего социокультурным характеристикам конкретного общества. Данная методология позволяет выявить место личности в системе досуга и проанализировать особенности досугового поведения различных субъектов.

Нужно сказать, что субъектно-деятельностный подход широко применяется в современных социологических исследованиях. Он исходит из понимания деятельности как специфически человеческого способа отношения к миру, процесса творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира -как ее объекты. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. При этом формы и способы деятельности не только выступают в качестве движущей силы общественного развития, но и сами опосредованы конкретно-историческими условиями существования социума. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой деятельности лежит в сфере мотивов и ценностей соответствующей культуры. Принцип деятельности как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграла важную методологическую роль в становлении ряда социальных наук.

Социальная деятельность в теоретической социологии рассматривается как способ существования и развития самого человека, форма его взаимодействия с природной и общественной средой. Деятельностный подход в социологии основан на изучении структуры и функций социальной субъектности в данном конкретном обществе. В наиболее развернутой форме он представлен в теориях социального действия (М. Вебер и др.), где рассматривается соотношение рациональных компонентов целеполагающей деятельности с ее ценностными установками и ориентациями.

С этих методологических позиций досуг рассматривается как специфический вид деятельности. Поэтому деятельностный подход в сфере социологии досуга предполагает анализ любого социального субъекта с позиций его самореализации и саморазвития в сети социальных связей. Для характеристики социальной субъектности в сфере досуга необходимо определить видовое место досуговой деятельности.

Существует множество оснований классификации деятельности. В социологии наибольшее распространение получила классификация по сферам общественной жизни: экономической, политической, религиозной и т.д. Помимо принадлежности к сферам общественной жизни деятельность классифицируют по способам взаимодействия ее структурных элементов. В связи с этим выделяют следующие виды деятельности:

- по уровню общности субъекта (индивидуальная, групповая, деятельность всего общества);

- по характеру объекта (природная, социальная, направленная на самого субъекта или на другого);

- по результату (преобразовательная, познавательная, ценностно-

ориентационная, коммуникативная);

- по средствам (практическая, духовная). Кроме этого существует разделение по формам деятельности (производство и потребление) и по типам деятельности (продуктивная и репродуктивная).

С содержательной точки зрения современная досуговая деятельность представлена разнообразными формами досуговой деятельности, выступающими элементарными единицами содержательной типологии досуга. Под ними понимается совокупность однотипных действий, имеющих определенную функциональную нагрузку.

Среди них можно выделить следующие:

- Досуговая рекреация (отдых), т.е. «процесс восстановления психофизиологического баланса человеческого организма». Соответствующая реабилитация физических и умственных сил, восстановление способности человека к продолжению трудовой и бытовой жизнедеятельности в данном случае достигается как пассивным расслаблением организма, так и, наоборот, активными видами рекреационной деятельности: прогулки и другие виды отдыха на воздухе, посещение зрелищных учреждений, физические упражнения, танцы и т. д. Различаются ежедневная, еженедельная и ежегодная рекреации. Они отличаются: временной продолжительностью; типичным местом проведения: по месту жительства, в местных досуговых учреждениях, с выездом за пределы обычного проживания; содержанием соответствующих видов досуговой деятельности. Особая ситуация - рекреация неработающего населения. Она требует отдельного рассмотрения.

- Развлечения - эта форма досуговой реабилитации и времяпрепровождения, которая внешне близка к рекреации, но содержательно вполне самостоятельна. Классик и один из основоположников социологии досуга французский социолог Ж. Дюмазедье так определяет их специфическое функциональное место в системе досуга: если отдых избавляет человека от усталости, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повседневности, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни. Причем, если для работающей части населения в соотношении «усталость - скука» приоритетна, как правило, усталость, то для его неработающей части приоритетна, наоборот, скука, что и порождает в соответствующих социальных условиях нередкую специфическую социально-психологическую депрессию личности, известную под названиями «сплин», «хандра», «тоска» и т. п. И особенно злободневной эта ситуация становится именно сейчас, в условиях быстро растущего массива вынужденного свободного времени у вытесняемой из сферы труда все большей части трудоспособного населения.

- Досуговое общение, т. е. свободное (добровольческое) межличностное взаимодействие, осуществляемое с помощью живой или письменной речи, мимики, и предполагающее, как правило, обратную связь. С позиции общаемости все виды досуговой деятельности могут быть подразделены на: облигатные, существующие лишь на базе общения (беседы, переписка, прием и посещение гостей); факультативные, с возможной, но не обязательной общаемостью (прогулки, просмотр телепередач, посещение зрелищ и т.д.); солитарные, не предполагающие или даже прямо исключающие общение (чтение, музицирование).

«Потребление культуры», т.е. восприятие и освоение накопленных человечеством культурных ценностей в ходе чтения, просмотра и прослушивания теле-, видео- и радиопередач, посещения зрелищных учреждений, выставок, концертов и т. д.

Игровая деятельность, т. е. «свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений». Ставя человека в режим соревновательности, нередко имитируя в условной форме «острые», в том числе и опасные для жизни ситуации, мобилизуя физические и психологические (интеллектуальные и эмоциональные) ресурсы человека, на «грани фола» сочетая нормативно-допустимое и инновационное в поведении, игра возбуждает многообразные переживания, способствует смене впечатлений, общей «встряске» как самих играющих, так и наблюдающих («болеющих») за игрой.

Досуговый («любительский») труд, т. е. разнообразная трудовая деятельность, совершаемая в добровольном порядке и не имеющая товарной или бытовой ценности: содержание домашних животных, разведение комнатных цветов, рукоделие, самодеятельное творчество (техническое, художественное, опытническое и т.д.), самообразование, любительский спорт, общественная работа и т. д. Своей: нетоварностью досуговый труд напоминает домашний труд, но принципиально отличен от него фактом заинтересованности человека именно в личном осуществлении данного труда. Иными словами, если любой вид домашнего труда в принципе может быть реализован и на наемно - товарной основе (ребенка можно отдать в детсад или пригласить няню и т.д.), то «любительский» труд никому и ничему перепоручен быть, не может.

Исходя из данных классификаций, досуг можно обозначить как интегрированный вид деятельности. Он включает в себя активность субъектов разного уровня, связан с духовно-практическим освоением действительности и может быть нацелен на достижение различных результатов. Досуговая деятельность, помимо этого, объединяет в себе процессы производства и потребления. По характеру активности субъекта в процессе производства и потребления социального опыта в рамках досуговой сферы выделяются адаптивная и творческая деятельность. Однако это разделение достаточно условно, поскольку творчество присуще и потреблению и производству культуры в рамках досуговой деятельности.

Все указанные формы досуговой деятельности по-разному используются различными социальными субъектами. Конкретный способ взаимосвязи данных форм составляет основу выделения типов досуговой деятельности.

В социологии существует несколько вариантов типологии досуга. В частности Е.Ф. Молевич выделяет три типа возможного досугового поведения: будничный, праздничный и отпускной

Первый из указанных типов досуга - будничный, характерен для повседневности, ориентирован преимущественно на домашний, индивидуально-семейный досуг, общение с близкими, воспитание детей. Тесно связан, можно сказать, «вплетен» как в трудовую, так и бытовую повседневную деятельность, в силу чего прерывист и кратковременен. Для будничного досуга особо характерны социально-статусные спецификации досуга, прежде всего классовые, образовательные, половые и возрастные. С будничным досугом в значительной мере связаны такие его содержательные виды, как самообразование, занятия спортом, различные виды потребления культуры - чтение, просмотр телепередач, радиослушание, любительские виды деятельности, общественная работа, религиозные отправления, бездеятельный отдых и т. д.

Праздничный досуг - альтернатива обыденности, «освобождение от будней», от их трудовой и бытовой рутины, приземленное™ и «серости» досуга, переключение человека на принципиально иной праздничный стиль жизни, как правило, коллективный, с объединяющей всех какой-то общей идеей и отвечающей ей специфической ритуальностью. Меняется сам образ жизни - преобладают такие формы организации досуга как веселье, застолье, развлечения, меньше всякого официоза, больше раскованности чувств и поведения. Совершенно особенна роль праздников в поддержании общественной солидарности и формировании необходимых для данного общества ценностных ориентации. Это было осознано еще на заре цивилизации и очень широко использовалось в практике тоталитарных обществ XX в.

В рамках праздничного досуга необходимо выделять его смягченный подтип - досуг выходного дня. Ему присуща некоторая переходность и сращенность будничного и праздничного. Для досуга выходного дня типична более высокая внесемейность - посещение родных, знакомых, зрелищ, участие и посещение спортивных мероприятий, выходы «на природу», дачные поездки и т.д. Существенно больше времени уделяется любительству, общественной работе, религиозным ритуалам, развивающим занятиям.

Третий, отпускной тип досуга ведет свою историю с XX в., сразу заняв в современном досуге очень важную нишу, продолжительного, от 1-2 до 6-8-педельного, преимущественно выездного (туризм, курортный отдых, дальнеродственные связи), а также дачного и профилактически-оздоровительного досуга. Особое место в отпускном досуге принадлежит общению с детьми и родственниками.

Рассмотренные типы досуга характерны для образа жизни занятых общественно организованным трудом. Образ жизни не занятого этим трудом населения, естественно, предполагает иное содержание и иные временные возможности досуговой деятельности. Так, вместе с рождением на заре цивилизации избыточного продукта рождается и т. н. «праздный досуг» верхушечных слоев населения. На многие тысячи лет он становится главной социальной привилегией этих слоев населения, но одновременно - и главной основой умственного труда как такового. С рождением на рубеже XIX-XX вв. пенсионного обеспечения по старости, а с середины XX в. - массовой хронической безработицы, возникают требующие специального анализа проблемы «вынужденного досуга» и связанного с ним «незанятого времени». К концу XX в. эти проблемы окажутся в центре внимания социальных служб и мировой социологии досуга.

Как видим, данная типология досуга, представляет собой типологию по временному признаку. Другая классификация, предложенная в 1974 г. Дж. Невлингером, исходит из психологического типа личности и делит всех людей на две группы: ориентированных на активный интеллектуальный досуг и ориентированных на активный социальный досуг. Первые предпочитают ставить перед собой сложные задачи, требующие достижительной мотивации, они посвящают свободное время музыке, чтению и хобби. Вторые не ставят подобных задач, но ориентируются на признание другими своих заслуг, они предпочитают спорт, но не занятия ремесленными поделками или искусствами.

Р. Кэйлойс предложил в 1961 г. типологию досуга, ставшую классической в западной социологии. Он учитывает не только объективные, но и субъективные параметры досуговой деятельности и в качестве критерия выделения типов досуга использует его мотивацию. В результате ученый выделяет следующие типы досуговой деятельности.

- Необусловленным досуг - характеризуется внутренним значением и отсутствием принуждения.

- Компенсаторный, или рекуперативный досуг - ограничен привязкой к условиям труда и рассматривается как отдых от работы, расслабление, восстановление сил.

- Дополнительный досуг, связанный с социальными отношениями, выбирается человеком ради позитивного поддержания социальных контактов.

- Дополнительный досуг, обусловленный выполняемыми ролями - ограничен ролевыми ожиданиями.

- Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является типология, предложенная В.Н. Пименовой, которая основывается на содержательном и мотивационном разнообразии досуговой деятельности. В результате она вычленяет три типа досуговой деятельности.

1. Культурно-творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризуется одним общим признаком - создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техническое творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования.

2. Культурно-потребительский тип. При всем разнообразии входящих в него занятий объединяет одно общее свойство - потребление духовных ценностей, оказывающее сравнительно меньшее влияние на учащихся, чем их создание или воспроизводство. Среди этих занятий можно отметить чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и театров, концертов, музеев, выставок и т. п.

3. Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т. п.

Данная типология весьма относительна и условна. Конечно, реальное времяпрепровождение здесь как бы огрубляется, но это явление неизбежно возникает при всякой типологии действительности.

Рассмотренные типологии досуга представляют большой интерес для социологов, занимающихся изучением досуга. Сфера досуга оказывается очень широкой и весьма многообразной по своим проявлениям, поэтому мы считаем, необходимым на основе вышеизложенных форм досуговой деятельности и типов досуга предложить свою классификацию досугового поведения. На наш взгляд, в современной российской социокультурной ситуации целесообразно выделить следующие типы досугового поведения:

Первый тип характеризуется развивающей направленностью занятий, заполняющих досуговое пространство (чтение научной литературы, повышение уровня квалификации, самообразование, самосовершенствование, саморазвитие). Досуговая деятельность направлена на удовлетворение духовных потребностей в техническом, научном, художественном творчестве.

Второй тип характеризуется, прежде всего, развлекательной направленностью организации досуга (посещение баров, кафе, ресторанов, дискотек, клубов, всевозможные вечеринки и пикники, просмотр TV, прослушивание музыки). Данный тип досугового поведения является весьма распространенным в молодежной среде.

Третий тип досугового поведения характеризуется в основном домашними формами организации досуга (просмотр TV, компьютерные игры и т.д.) Молодые люди, придерживающиеся данного типа досугового поведения, стремятся вместе с семьей проводить отпуска, выходные, праздники.

Четвертый тип отличает социально активная рекреация, условно назовем его спортивный. Досуговое пространство в данном случае заполнено занятиями спортом, а также активными видами отдыха, такими, как туризм, альпинизм, серфинг, сноубординг и т.д.

Пятый тип досугового поведения характеризуется заполнением досугового пространства общественно - политической деятельностью. Молодые люди придерживающиеся данного типа поведения все время что-то организовывают, кого-то поддерживают, активно участвуют в общественно - политической жизни страны, региона, города.

Последний шестой тип досугового поведения мы условно назвали его разрушающий. Сюда относятся занятия деструктивного характера направленные на разрушение или даже саморазрушение личности (пьянство, наркомания, токсикомания, участие в криминальных группировках).

Еще раз отметим, что чаще всего между рассматриваемыми типами досугового поведения выделенными нами по доминантной направленности занятий заполняющих досуговое пространство существует тесное взаимопроникновение. Но классификация этих типов может, как нам представляется, принести определенную пользу для проведения дифференцированной работы по организации досуга молодежи.

Выбор того или иного досугового поведения детерминируется различными факторами. Для каждой личности характерны какие-то индивидуализированные предпочтения в проведении досуга. Однако, как и в общественной жизни в целом, никакой абсолютной свободой досуговое поведение личности, естественно, не обладает. «Досуг... содержит в самом себе дуализм свободы и управления, личной воли и принуждения», ибо как его качественные, так и количественно-временные характеристики сильно детерминированы существующими общественными условиями. Среди них на первый план, безусловно, выдвигаются технологические характеристики общества. Именно они определяют, во-первых, реальные масштабы свободного времени, находящегося в распоряжении общества и его конкретных социальных групп: чем совершеннее технология, тем ниже затраты времени на производственную и бытовую деятельность и, соответственно, выше общественные ресурсы свободного времени, а во-вторых, реальное содержание (состав видов) досугового времяпрепровождения, характерного для данного общества. Вполне очевидна технологическая подкладка массового чтения, туризма, спорта, просмотра кинокартин, радиослушания, телевидения, компьютерного досуга. Соответственно, досуг в развитых странах на рубеже ХХ-ХХ1 вв. очень мало напоминает и по своему конкретному содержанию, и по своим временным возможностям досуговое времяпрепровождение населения этих же стран хотя бы вековой, тем более - тысячелетней давности.

На личностном уровне определяющую роль в детерминации досуга играют социальные условия, социальный статус личности, ее половая, возрастная, национальная, брачная, профессиональная, имущественная, образовательная и т.д. принадлежность. Именно эти статусные характеристики личности существенно предопределяют, как мы далее увидим, и ее содержательные предпочтения, ориентации в досуговом времяпрепровождении, и ее реальные ресурсы свободного времени.

Рассмотрение содержательных характеристик досуга позволяет уточнить его сущность.

Согласно предложенной еще в середине XX в. французским социологом Ж. Фридманом весьма убедительной концепции, сущность досуга - в своеобразной социальной компенсации личности; за жесткую детерминированность и материализованность ее поведения в пределах трудовой и бытовой форм жизнедеятельности. Преобладание грубо физических и рутинных форм труда, внешняя зависимость, стандартизованность, монотонность существования человека в этих сферах во многом компенсируются его активной самореализацией в сфере досуга.

Отсюда - ряд закономерных, сущностных черт досуговой жизнедеятельности.

Во-первых, индивидуализированная самоценность («эгоцентризм») досуговой деятельности. Если свое участие в труде, а во многом - и в быту человек может перепоручить кому-то еще, то досуг может быть реализован исключительно им самим. По меткому замечанию В. В. Радаева, «никому не придет в голову нанимать человека, чтобы он за вас смотрел телевизор». Во-вторых, преимущественно произвольный характер досугового времяпрепровождения, т. е. ярко выраженная в его рамках свобода личности как от выраженной внешней обязательности и жесткой регламентированности поведения, так и в самом выборе форм, места, времени и т.д. досуговой деятельности. В сфере досуга человек более, чем где-либо, перестает быть просто винтиком общественной машины, он более чем где-либо выступает автономной личностью, «самостью».

Из сказанного, очевидно, что в так понимаемом досуговом времени реализуются оба аспекта социальной свободы - как «свободы от...» (негативная свобода), т. е., в данном случае, свобода от всякого рода внешней заданное, регламентации, принудительности в досуговом поведении, так и «свобода для...» (позитивная свобода), свобода выбора качественных и количественных параметров досугового поведения. Причем, если первая образует объективный фундамент возможностей второй, т.е. чем меньше внешних ограничений, тем больше свобода выбора, то конкретный характер досуга, его содержание, направленность, общая культура досуга будут определяться именно вторым, позитивным (в чисто логическом смысле этого термина) аспектом свободы.

Третья сущностная черта досуговой жизнедеятельности состоит в общей ориентированности досуга на развернутое всестороннее удовлетворение именно духовных потребностей личности и, соответственно, на широкое «потребление культуры», позволяющее не только преодолевать стрессы, усталость, рутину, скуку, но и выходить за пределы привычной обыденности, развивать духовные и физические качества личности. И в этом еще одно прямое отличие досуга от быта, ориентированного, как мы видели, на удовлетворение, главным образом, материальных потребностей. В наиболее полном виде сущность досуга проявляется в выполняемых им социальных функциях. На наш взгляд, можно выделить три большие и ответственные социальные функции.

Первая из них - функция реабилитации, восстановления израсходованных в ходе трудовой и бытовой жизнедеятельности сил. Внешне она аналогична соответствующей функции быта, но принципиально отличается от нее содержательно: в рамках бытовой реабилитации сил имеет место физический отдых, снятие физической усталости, мышечно-соматическая разрядка. Досуговая же реабилитация сил человека связана в основном с преодолением нервно-психической усталости, утомления, снятия стрессовых состояний, интеллектуальной и эмоциональной перегрузки мозга или, наоборот, его информационной ненасыщенности, «информационного голода». Досуговая реабилитация, в отличие от бытовой, преимущественно социальна в своем выражении.

Вторая функция - развития личностных качеств человека, его творческой самореализации, физической и духовной, т. е. все то, что К. Маркс очень точно охарактеризовал как «возвышающую человека деятельность». Особое место в ее рамках занимает вся та социализирующая по своей направленности деятельность, которая обобщенно именуется «воспитание детей» (воспитание, а не физический уход за детьми, являющийся функцией быта и частным случаем домашнего труда).

И третья функция - поддержание социальной солидарности, известной сплоченности людей разных социальных статусов на основе общих для них досуговых традиций и интересов. «Зрелища» как фактор общественной стабильности и снятия социальной напряженности были вполне оценены еще в античности.

На основе всего вышесказанного приходим к следующим выводам.

- Структурно-функциональный подход позволяет определить структуру и функции досуга. Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. Структура досуга представляется типами времяпрепровождения которые заполняют сферу досуговой жизнедеятельности. Типы досугового времяпрепровождения весьма разнообразны и выбираются личностью по собственному усмотрению. Сущность досуга проявляется в его содержании. Досуг представляет собой интегративный вид деятельности. Он включает в себя активность субъектов разного уровня, связанного с духовно-практическим освоением действительности и может быть нацелено на достижение различных результатов. Типы досугового поведения весьма разнообразны, выделяются следующие типы: развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий, но между ними существует тесное взаимопроникновение. Выделение типов досугового поведения позволит проводить рациональную дифференцированную работу по организации досуга.

- Досуговая сфера жизнедеятельности личности несет значительную функциональную нагрузку. Реализация социальных функций досуга, таких как: реабилитации, восстановление (израсходованных сил), развития личностных качеств, творческой самореализации, поддержание социальной солидарности имеет первостепенное значение в процессе создания необходимых условий для развития и саморазвития личности.

 

АВТОР: Батнасунов А.С.