14.01.2012 15782

Молодежь как субъект досуговой деятельности

 

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Среди прочих возрастных групп молодежь выделяется достаточно сильно, проблема ее социологического исследования представляется наиболее актуальной, поскольку именно эта группа в наибольшей степени подвергается социализации и представляет собой инновационный потенциал общественного развития. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества, ибо молодежь - главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Структура и содержание досуговой деятельности молодого поколения обусловливаются целым рядом объективных и субъективных факторов, учет которых необходим для построения модели досугового поведения современной российской молодежи. При этом под объективными факторами понимаются внешние, не зависящие от данного человека обстоятельства, а под субъективными - внутренние, личностные особенности того или иного индивида.

По справедливому замечанию Б.А. Трегубова особенности культурно-досуговой деятельности молодежи во многом обусловлены теми сложными и противоречивыми процессами, которые происходят в условиях нарастающей модернизации, развития научно-технической революции, кризиса основных институтов социализации, возрастающего разрыва между социальной и физической зрелостью молодого поколения, удлинением сроков обучения. Мы полагаем, что помимо выше перечисленного на досуг молодежи оказывают влияние психофизиологические особенности, специфика становления самосознания в данный возрастной период, а также, свойственный этой группе неопределенный, а во многом и маргинальный социальный статус. Как видим, особенности социокультурного статуса молодежи определяются, прежде всего, возрастным периодом.

Существуют различные возрастные типологии. Не касаясь всех этапов в каждой из возрастных классификаций, выделим для сравнительного исследования лишь интересующий нас период - это 14-30 лет. В психологии этот этап соответствует периоду юности. Соглашаясь с авторами учебника по социологии молодежи, отметим, что большой интерес представляют возрастные классификации, выдвинутые в работах англо-американских ученых Д. Биррена, Д. Бромлея, Д. Векслера. Из отечественных антропологов заслуживают внимания возрастные периодизации молодежи В.В. Булака и В.В. Гинзбурга.

По Д. Биррену, юность длится от 12 до 17 лет по Д. Бромлею - от 11 до 21 года, по Д. Векслеру - от 16 до 20 лет, по В.В. Булаку - от 17 до 25 лет по В.В. Гинзбургу - от 16 до 24 лет. В рассматриваемых классификациях отсутствует единое мнение относительно нижних и верхних границ юности в системе возрастов. У одних авторов она начинается с 11-12 лет, у других с 16-17 лет. Заканчивается юность в одном случае в 17 лет, а в другом 25 лет. Данный разброс свидетельствует о размытости возрастных характеристик и отражает реальную ситуацию различия возрастных границ в зависимости от региональных и культурных особенностей, принадлежности к социальному слою и т.д. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но се конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и проявляются по-разному в изменяющихся условиях. В силу реальных демографических и социально-экономических процессов в различных регионах России за верхнюю границу молодежного возраста обычно берут 29-30 лет, за нижнюю - 14-15 лет.

В данный возрастной период личность переживает значительные изменения как физиологические, так и психосоциальные. Происходит переоценка ценностей, связанная с переходом подростка в мир взрослых, идет выработка мировоззрения и жизненной позиции, определяется пригодность молодых людей к той или иной профессии. Молодежь - это социальная группа, сформировавшаяся под влиянием целого ряда биологических факторов. По биологическим параметрам молодые люди обладают максимальным физиологическим преимуществом, но, в то же время, в период взросления организм молодого человека подвергается значительной физиологической перестройке. В.В. Гинзбург считает, что юность является переходным периодом к зрелости. «Переход организма из юношеского возраста во взрослое состояние отнюдь не означает прекращения организма. Он вступает в новую фазу, характерную более стабильными формами метаболизма и относительно мало меняющимися формами строения тела». Б.Г. Ананьев, говоря о юности, выделял в ней две фазы, одна из которых находится на границе с детством, а другая - на границе с зрелостью. Юношеский возраст, особенно интересен в связи с тем, что его фазы протекают в реальных жизненных условиях: первая еще в условиях подготовки к самостоятельной жизни, вторая в условиях начала самостоятельной общественно-практической деятельности и создания нового образа жизни. Обе фазы отличаются как физиологическими, психическими закономерностями развития личности, так и особенностями формирования личности.

Ранняя юность (15-17 лет) характеризуется неопределенностью положения молодого человека в обществе. Он уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этот период несоответствие личностных возможностей реальным жизненным условиям приводит к возникновению внутренних противоречий у молодых людей. Вторая фаза юности (18-25 лет). Этот период Л.С. Выготский был склонен относить к системе возрастов зрелости: «По общему смыслу и основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет скоре начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем ительное звено в цепи детского развития».

В психологических исследованиях молодежи выделяют три основных подхода: биогенетический, психогенетический и социогенетический.

Биогенетические теории главное внимание обращают на биологические особенности развития, из которых выводятся социально-психологические свойства. Представитель этого направления С. Холл характеризует молодость как период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, которые порождаются драматическими, сексуальными и физиологическими изменениями, происходящими с подростком.

Психогенетический подход на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. Ведущим представителем этого направления является Э. Эриксон. Он делит весь жизненный цикл на восемь кризисных фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития. Каждый этап ставит перед индивидом уникальную задачу, сконцентрированную вокруг некоего кризисного, или поворотного момента в жизни индивида, характеризующегося повышенной уязвимостью индивида. По теории Э. Эриксона, кризис, угрожающий человеку на каждом жизненном этапе, должен быть успешно разрешен, для того чтобы дальнейшее развитие индивида шло по «здоровому» пути. Следовательно, имеющие место взаимодействия между индивидом и обществом на каждом этапе могут изменить ход развития личности в положительном или отрицательном направлении. Юность - пятую стадию в своей схеме жизненного цикла - Э. Эриксон считает очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток сталкивается с новыми социальными требованиями ролями. В этом возрастном периоде, как правило, возникает конфликт между самоидентичностью и смешением ролей.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить характерные особенности молодости, исходя из общественных условий культуры, способов социализации и т.д.

Известный психолог К. Левин, делал акцент на неопределенности средств ориентирования в мире, в период перехода от статуса ребенка к статусу взрослого. Этот переход понимается в его теории как изменение групповой принадлежности, перемещение из сообщества детей в сообщество взрослых. К. Левин сравнивает это перемещение с приездом в незнакомый город. Индивиду не ясно, с чем связано его новое положение и в каком направлении ему следует двигаться, чтобы достичь цели, а может быть, отказаться от нее. Отсутствие ясности - причина неустойчивости поведения молодого человека. Он не уверен в том, правильно ли поступает, поскольку находится в незнакомом окружении.

В юношеский период происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом отношении (интерес к путешествиям и т.п.) так и в социальном (большое количество групп, куда включен подросток, появление у него интереса к литературе, политике, экономике). Но самая существенная трансформация жизненного мира происходит во временном измерении. Ее отчасти можно охарактеризовать как изменение масштаба времени: вместо дней, недель или месяцев теперь оперируют годами. Смутные представления о будущем сменяет план действий, учитывающий не только идеальные цели и ценности, но и их осуществимость.

Характерными чертами поведения молодых людей является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

Особенности молодежи сложным образом преломляются в ее досуге, который, по сравнению с досугом других возрастных групп, отличается наибольшей мобильностью, активностью и разнообразием. Как отмечают психологи, поведение молодежи обусловлено зачастую ее впечатлительностью, психической подвижностью и возбудимостью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком и т.д. Юноши и девушки открыты новым идеям, веяниям, а поэтому в сфере свободного времени молодежь отличается наибольшей чувствительностью и потребностью в инновациях. Молодежь, как правило, имеет гораздо больше свободного времени, чем взрослые люди. К тому же молодые люди меньше ограничены в свободе

выбора способов использования свободного времени наличием семьи, детей. Однако необходимо учитывать и то, что невозможно характеризовать молодежный досуг в целом, не отмечая, что внутри этой социально-демографической группы существует множество своих социальных и возрастных различий. Даже короткая временная дистанция (4-5 лет) обнаруживает заметные различия в досуговых предпочтениях.

Стоит отметить, что делать выводы о специфике досугового поведения молодежи исключительно исходя из ее психофизиологических и биологических особенностей. Естественно, что на досуговые предпочтения личности влияют обстоятельства, соответствующие этапу жизненного цикла человека. Тем не менее, как показывают исследования не столько биологический, сколько социальный возраст людей, характеризующий этапы их социализации и участия в демографическом воспроизводстве, обусловливает особенности быта и образа жизни вообще. Более того, при изучении молодежи как особой социальной группы не следует забывать о том, что возрастная структура не является единственной, но сосуществует вместе с другими. Молодежь в любом обществе, а в современном тем более, не является однородной. Социальная, имущественная, этнокультурная, религиозная и поселенческая дифференциации позволяют говорить о гетерогенности данной группы. Зачастую не возраст, а иные факторы оказываются причинами предпочтения той или иной модели поведения. Молодежь является частью целого общества и, следовательно, несет на себе отпечатки этого общества, разделяя ценности, установки, стереотипы, характерные для него.

В отечественной социологической науке существуют многочисленные исследования, нацеленные на анализ факторов, детерминирующих типы досугового поведения личности. Во многих из них демонстрируется зависимость досугового времяпрепровождения от материального дохода. Следует отметить, что долгое время в отечественной социологии превалировала точка зрения об экономической обусловленности любой сферы жизнедеятельности, в том числе и досуговой. Данной позиции придерживается и канадский социолог Д. Меркюра, заявляющий, что «возраст, семейное положение, половые различия играют самую несущественную роль при организации досуга». Однако подобные выводы не соответствуют действительному положению дел. Можно обнаружить, что наряду с материально-экономическими факторами на выбор варианта досуговой деятельности влияют пол, возраст, семейное положение, уровень образования и т.д. К примеру, Г.Н. Минц выявляет влияние семейного положения на структуру свободного времени человека. Л.А. Гусейнова и Л.Ф. Боженко уточняют взаимосвязь между тендерными характеристиками и структурой досуга. Г.С. Широкалова формулирует выводы о зависимости моделей досугового поведения и местом поселения. Влияние национальности и состояния здоровья на досуговые предпочтения зафиксировали А. Фернхем и П. Хейвен. При этом необходимо подчеркнуть, что влияние всех факторов нужно рассматривать во взаимосвязи и с учетом конкретного периода развития общества.

Молодежь - это зеркало общества, а все процессы, протекающие в нем, - трансформация, модернизация - в молодежной среде имеют более интенсивный характер. В современном мире необходимо быть готовым к такому будущему, которое есть не столько повторение, сколько продолжение прошлого, причем зачастую неожиданное и малопредсказуемое. Поэтому современная молодежь оказывается перед значительно более трудной задачей - быть готовым к будущему. Но эта же задача стоит и перед всем обществом. Как отмечает итальянский социолог А. Менегетти, общества «не обладавшие психической зрелостью, хотя и пытались контролировать ход вещей, оказались разрушены собственными «генераторами силы». Великие изобретения требуют превосходящих их потомков». Сущность молодежи как социальной группы раскрывается в процессе реализации ею функции воспроизводства социальной структуры. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом.

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены во вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе общества сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения молодым терять нечего, но и приобретать нечего, т.к. старшие, живущие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что важнее: быстрое обогащение любыми (вплоть до криминальных) способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных (межполовых) взаимоотношений или семья - как оплот успешного существования. В переходный период, переживаемый современным российским обществом, четко обозначилось противоречие между преемственностью и новаторством молодого поколения, между традиционными моделями воспроизводства молодежью исторического опыта и современными, отвечающими целям модернизации.

Нормативно-ценностная система в переходный период подвергается разрушению, поскольку именно сложившаяся структура ценностей является главным препятствием на пути к новому социальному порядку. Такая ситуация характеризуется понятием «переоценка ценностей». Н.П. Медведев рассматривает данный феномен как диалектический процесс единства и борьбы традиций и новаций. Специфика соединения традиций и новаций в некоторое целое и определяет содержание процесса переоценки ценностей. «Переоценка ценностей - это более или менее быстрые, революционные по существу процессы в общественном сознании, связанные с заменой одной ценностной системы другой, как правило, альтернативной. Переоценки предполагают отрицание старых ценностей, замену их новыми, причем эта замена сопровождается ломкой традиционных установок и ориентации, фактическим разрушением каких-то традиций и их замещением чем-то иным». Конкуренция нескольких нормативно-ценностных систем, характерная для ситуации переоценки ценностей в современном российском обществе, не могла не повлиять на ценностное сознание молодежи, и без того противоречивое. Духовная жизнь молодых людей в силу недостаточной сформированное и выраженной лабильности норм и ценностей, в гораздо большей степени, чем сознание старшего поколения подвергается воздействию со стороны таких факторов, как аномия, социальная фрустрация, маргинализация и криминализация. Молодежь ставит под сомнение такие универсальные для большинства мировых культур ценности, как уважение к старшим, патриотизм, соблюдение общепринятых норм социального поведения, отрицательное отношение к пьянству и наркомании.

Непосредственное влияние на специфику молодежи как субъекта досугового поведения накладывают новые экономические реалии. Переход к рыночным отношениям ведет к еще большей дифференциации среди молодежи, к появлению значительных групп обездоленных, к резкому падению жизненного уровня подрастающего поколения, к массовой безработице, в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Отказ от распределения молодых специалистов (выпускников вузов и техникумов) особенно резко сказывается на трудоустройстве выпускников. Занятость молодых людей в сфере материального производства постоянно сокращается. Если в 1990 г. в отраслях материального производства было занято 80% работающей молодежи, в 1994 г. - чуть больше 60%, то в 1999 г. 44,2%. К нулевой отметке приближается воспроизводственный потенциал молодежи в промышленности. В общественном плане это ведет к обособлению и к гипертрофии распределительных отношений в ущерб производству, а для молодежи к воспроизводству неэкономических форм распределения (рэкет, вымогательство, мошенничество).

Процесс шоковой коммерциализации разрушает профессиональное становление личности, поскольку получение профессии не обеспечивает материального благополучия, общественного признания и высокого социального статуса. Вместе с тем, спекулятивный рынок во многом искажает трудовую мотивацию, разрушает нравственные основы личности, формирует ее асоциальный тип. Каждый четвертый молодой россиянин имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию жизненного самоопределения. В них присутствует широкий спектр установок на достижение «успеха» в жизни, от призрачной надежды выиграть крупную сумму до криминала. Благодаря подобным установкам в сознании происходит перераспределение интересов молодежи из сферы труда в сферу досуга и потребления.

При этом сфера досуга является наиболее привлекательной для юношей и девушек и самой значимой после учебы. Досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Подлинная жизнь для молодого человека зачастую начинается за порогом школы, вуза или места работы. Молодежь уходит в досуг как в определенную защищенную нишу, где она чувствует себя по-настоящему свободной. Поэтому можно сказать, что досуг для молодежи является частью «жизненного процесса, которой человек свободно располагает и которая может быть использована им для свободной деятельности и развития». Все это говорит о возрастающей роли досуга в процессе формирования ценностных ориентации молодого поколения.

Как правомерно отмечает М.М. Шульга, «вопрос о ценностных ориентациях наиболее остро стоит в переломные моменты истории. Для людей старшего поколения смена господствующей системы ценностей сопровождается чувством безысходности, пессимизмом, может привести к фрустрации. Для молодого поколения, не имеющего устоявшегося мировоззрения, период смены системы ценностей просто опасен, так как нарушается сам механизм социализации: исчезают одни институты социализации, появляются другие, изменяются приоритеты и система социализации в целом. В таких условиях весьма вероятным является распространение асоциальных явлений среди молодежи». За годы реформ обострилось противоречие между стихийным и управляемым в реализации воспроизводственной функции молодежи. Его острота усиливается в отсутствии четко обозначенных целей и критериев общественного воспроизводства в условиях российской модернизации, продуцируя неопределенность, как в молодежной среде, так и в обществе.

Существуют, как минимум, три системы социализации. Первая, так называемая направленная социализация, формируется и регулируется обществом. Вторая - система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства и т.д. И третья система - самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.

Традиционно главную роль в социализации личности играл институт семьи. Однако в настоящее время он претерпевает существенные изменения, что позволяет исследователям говорить о трансформации или даже кризисе данного социального института. В результате подвергается изменениям межпоколенная трансляция социальных норм, ценностных ориентации и способов поведения. Молодые люди все чаще перестают ощущать авторитет своих менее адаптированных к новым условиям родителей, неспособных передавать своим детям адекватный образ новой социальной реальности. Во многом это объясняется тем, что в ситуации социальной трансформации опыт родителей уже недостаточен, а их консерватизм даже затрудняет процесс самоопределения молодежи. Данные исследований В.Т. Лисовского свидетельствуют о том, что молодые люди в условиях современного российского общества поставлены в условия, требующие от них самостоятельного выбора модели поведения. К примеру, 68% молодых респондентов и 72% их родителей говорят о взаимном непонимании, 68% молодежи не хотят повторить жизненный путь своих родителей.

Происходит значительное ослабление и другого института социализации - образования, функции которого определяются потребностями в социальном воспроизводстве и передаче накопленных знаний и навыков от поколения к поколению. Например, СП. Иваненков приводит следующие данные социологических исследований: 82% молодежи отрицает участие школы в формировании их этических идеалов; 81% отмечают, что школа не сыграла практически никакой роли в формировании их интеллекта; 87% считают школу непричастной к определению их профессионального выбора. Подобные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время воспитательные структуры в системе образования в значительной степени разрушены.

Новые же структуры, нацеленные на воспитательную работу, только создаются и не всегда способны к эффективному воздействию на молодежь.

Одним из важнейших элементов социализации являются молодежные организации, которые в настоящее время переживают всплеск своей активности. Они являются механизмом реализации молодежных инициатив, выражения мнения и проведения досуга. В годы советской власти комсомольская организация, охватывающая подавляющее число молодых людей, оказывала весьма эффективное воспитательное воздействие на всю данную возрастную группу. В настоящее же время, несмотря на расширившийся диапазон, молодежные организации не обладают подобным воспитательным потенциалом. Причины их малой эффективности во многом объясняются низким уровнем популярности, а также неспособностью найти адекватные методы вовлечения молодежи в социально-активную деятельность.

И.Л. Пивень выделяет следующие причины неспособности молодежных организаций в социализации молодежи.

- Многообразие форм деятельности молодежных организаций (участие в демонстрациях, организация фестивалей, формирование учебных центров) распыляет заявленные цели.

- Недостаточная организованность в проведении мероприятий, нехватка умений, низкий уровень методико-психологического обеспечения.

- Необязательность членства, отсутствие конкретных выгод и результатов деятельности, отсутствие механизма взыскания ответственности снижают мотивацию конкретного члена организации.

Таким образом, традиционные институты социализации молодежи - семья, школа, молодежные организации - сегодня во многом утратили свои позиции. В связи с этим в социализации молодежи все большее значение приобретает так называемая массовая культура. Современные средства массовой коммуникации, приобретая глобальный характер, создают новый тип культуры, трансформируют структуры повседневности человека, вносят изменения в характер его деятельности и общения. Одним из необходимых условий воспитания молодежи является формирование модели-образца для подражания. В настоящее время самым действенным средством в пропаганде такого образца являются средства массовой информации, которые являются весомым фактором воспитания подрастающего поколения. Образы, транслируемые СМИ, обладают ярко выраженным эмоционально-психологическим воздействием, что является привлекательным для молодежи. Однако влияние СМИ на молодое поколение (как и на общество в целом) достаточно противоречиво. Многие исследователи высказываются достаточно резко о том, что массовая культура, транслируемая посредством СМИ представляет собой угрозу духовного мира российской молодежи, поскольку утрата культурных корней нарушает саму трансляцию культуры.

Не менее важную роль в социализации современной молодежи играет общение с группой сверстников. Как отмечает И.С. Кон, рост влияния сверстников с возрастом проявляется, прежде всего, в том, что увеличивается количество времени, проводимого среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями. Нормы и образцы поведения, принятые в кругу сверстников, становятся более значимыми, чем те, которые существуют у старших. Кроме того, растет потребность в признании и одобрении со стороны сверстников. Интенсивное общение - характерный элемент молодежного образа жизни. Оно в этот период самоценно, поскольку группа сверстников представляет собой целый мир, общество в миниатюре, где молодые люди имеют возможность самореализоваться, «проигрывают» свои социальные роли, адаптируются к обществу. Значимость для молодежи группы сверстников зачастую обозначается термином «давление», что позволяет говорить о следующих функциях непосредственного окружения молодого человека.

- Присвоение первичного статуса.

- Помощь в освоении навыков социального поведения.

- Психологическая поддержка при ослаблении связи с родителями.

- Передача специфических для молодежи ценностных ориентации.

- Удовлетворение потребностей во взаимопонимании.

- Сплочение на основе групповых признаков.

- Несмотря на то, что тяга к самовыражению посредством группового общения на основе общих ценностей была свойственна молодежи во все времена, в современных условиях роль группы сверстников в социализации молодого поколения претерпевает существенные изменения.

Поскольку досуг значительной части молодежи остается практически неорганизованным, усиливаются процессы стихийной социализации со стороны сверстников. В отличие от семьи и школы группы сверстников позволяют молодым людям ускользнуть из-под непосредственного надзора взрослых. Такие группы также позволяют обсудить интересы, которые взрослые, быть может, не разделяют (например, модную одежду или популярную музыку) или не терпят (наркотики и свободный секс). В условиях современного российского общества общение в компании сверстников является одним из самых доступных способов досугового времяпрепровождения. Данная ситуация, однако, не всегда имеет положительные последствия. Результаты исследований свидетельствуют о том, что одной из причин распространения асоциальных форм поведения (алкоголизм, наркомания, криминальное поведение) является влияние сверстников.

Подростково-молодежная преступность занимает особое место в ряду актуальных социальных проблем. Процесс омоложения преступности достиг в последние годы кульминации. Особую тревогу вызывает преступность несовершеннолетних, которая в России в последнем десятилетии возросла в 7 раз быстрее, чем общее число лиц в подростковом возрасте. При этом наиболее криминализированной оказалась сфера молодежного досуга, поскольку были «приватизированы» или сданы в аренду спортивные залы, подростковые клубы, кинотеатры и другие места отдыха и развлечений, оказавшиеся недоступными для бедных и малообеспеченных. Тем самым, социализация молодежи, осуществляемая в досуговом пространстве, зачастую оказывается под влиянием негативных факторов.

Таким образом, молодежь, как главная инновационная сила общества, имеет особую значимость для общественного развития. Условия модернизации требуют от молодежи качественно иного, чем в предыдущих поколениях, понимания целей развития и способов их достижения. Но не всякое новое в обыденном поведении и сознании молодежи свидетельствует о проявлениях ее инновационного потенциала. Всегда появляясь в форме единичного, все новое обретает смысл социальной инновации, когда выявляет свою связь с фундаментальными механизмами общества, повторяясь и воспроизводясь в социально одобряемых способах общественной деятельности. Как известно, это регулируется социальными институтами. Кризисные проявления традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловили возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих в процессе социализации молодого поколения.

Влияние досуга на процесс социализации молодежи имеет, на наш взгляд, свои плюсы и минусы. Во-первых, досуговая сфера жизнедеятельности, как наиболее гибкая и не ограничиваемая жесткими правилами поведения, способно реагировать на быстро изменяющиеся потребности молодежи. Но, во-вторых, деидеологизированное и коммерциализированное досуговое пространство современной российской молодежи в наименьшей степени поддается планированию и регулированию.

В молодежной среде существуют две противоположные тенденции социализации. Первая несет в себе позитивные жизненные ориентации - стремление продуктивно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы и т.д. Вторая связана с потребительством и развлечениями. Последняя тенденция, на наш взгляд, во многом определяется теми ценностными ориентациями, которые формируются в условиях возрастающей роли досуговой сферы молодежи. Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется па «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, на утверждение себя лишь в сфере развлечений.

По данным В.А. Попова, О.Ю. Кондратьева в молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг - лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений. Изучение особенностей молодежного досуга позволит определять проблемы и противоречия, характерные для образа жизни молодежи.

Таким образом, рассмотрев теоретико-методологические аспекты социологического анализа молодежного досуга можно выделить следующее. Досуг необходимо рассматривать как относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности молодежи, содержание которой наполнено деятельностью связанной с удовлетворением индивидуальных потребностей в развлечении, самосовершенствовании, творческой самореализации, удовлетворении интересов и желаний личности.

Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. Структура досуга представляется типами времяпрепровождения, которые заполняют сферу досуговой жизнедеятельности. Типы досугового времяпрепровождения весьма разнообразны и выбираются личностью по собственному усмотрению. Выделяются следующие типы: развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий, но между ними существует тесное взаимопроникновение. Выделение типов досугового поведения позволит проводить рациональную дифференцированную работу по организации досуга.

Быстрая смена жизненных ценностей в молодежной среде под влиянием общемировой социокультурной ситуации позволяет рассматривать молодежь как субъект досуговой жизнедеятельности, подобное рассмотрение дает возможность увидеть реальную картину досугового поведения молодежи.

 

АВТОР: Батнасунов А.С.