14.01.2012 15240

Управление досуговой деятельностью как условие формирования досуговой культуры молодежи

 

Молодежные субкультуры в современной России все более носят контркультурный характер. Молодежные контркультуры являются частью механизма культурных инноваций. Однако в кризисные, переходные периоды социального развития распространение контркультур порождает зачастую крайне опасные и деструктивные эффекты. Досуговая деятельность, носящая контркультурный характер способна привести к деградации личности молодого человека, поэтому для решения этой социальной проблемы необходимо глубокое научное исследование проблем планирования, организации, регулирования и контроля всей сферы досуговой жизнедеятельности молодежи.

Увеличение объема свободного времени и, как следствие, увеличение времени посвященного досуговой деятельности позволяет говорить о необходимости организации и регулирования досуга. Прежде всего, это касается молодежи как наиболее активной и находящейся в стадии социального становления социальной группы.

Именно в связи с необходимостью организации досуга мы обращаемся к его культуре, которая выступает неотъемлемой составной частью культуры общества, общей культуры личности. А.И. Вишняк и В.И. Тарасенко отмечают, что культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств (склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, желания, жизненные цели), которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Но справедлива и другая точка зрения ученых о том, что кроме личностных качеств отдельного человека характеристика досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает и общественные стороны данного явления. Это связано с тем, что культура досуга помимо занятий, которым отдается предпочтение, характеризуется и уровнем развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д.), без существования которых невозможно удовлетворение потребностей относительно проведения своего досуга. При этом следует подчеркнуть, что досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Подлинная жизнь для молодого человека зачастую начинается за порогом школы, вуза или места работы. Молодежь уходит в досуг как в определенную защищенную нишу, где она чувствует себя по-настоящему свободной. Досуг современной молодежью признается сегодня одной из базовых ценностей и играет немаловажную роль в становлении личности. Поэтому на наш взгляд, столь актуален вопрос об организации и регулировании досуговой деятельности молодежи и в целом ее свободным временем.

Еще на этапе становления исследований бюджетов времени С.Г. Струмилин говорил о необходимости социально-психологического формирования в массах культуры использования времени, умения ценить время на производстве и в быту, в общественной и личной жизни. Эти задачи стояли перед обществом не одно десятилетие и актуально звучат также для современного общества, в эпоху появления новых видов и форм досуга. Такую ситуацию можно объяснить тем, что «требования к культуре использования свободного времени возрастают с прогрессом общества». Кроме того, справедлива точка зрения исследователей В.И. Болгова и В.Г. Гуцу и относительно того, что «решение перспективной проблемы улучшения использования свободного времени молодежи связано с овладением ею определенной культурой использования свободного времени». Поэтому рассмотрение культуры досуга мы считаем необходимым, с одной стороны, в связи с потребностью качественной характеристики происходящих в сфере досуга молодежи изменений, а с другой - для целей ориентирования молодежи в сфере досуга.

По мнению В.Я. Суртаева, формирование культуры досуга молодежи складывается из трех основных этапов:

Первый этап - стимулирование у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга.

Второй этап - непосредственное вовлечение молодежи в различные социально-значимые виды досуговой деятельности, исходя из ее мотивов и интересов.

Третий этап - материально-техническое, организационно - методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодежи.

При этом необходимо учитывать тот факт, что потребности досуговой сферы динамичны, что подтверждается исследованиями А.А.Маршак посвященными изучению трансформаций досуговых предпочтений. Но как отмечает В.Ю. Борев какие бы трансформации в сфере досуговых предпочтений не происходили существуют два необходимых условия для использования времени досуга.

Во-первых - наличие места, где могли бы общаться молодые люди;

Во-вторых - дело, интерес, движение, вокруг которого может быть построено общение.

В настоящее время данные условия требуют некоторой корректировки. Это связано с тем, что большинство молодежных субкультур сегодня носят досуговый характер, а именно совместная деятельность в свободное время рассматривается ими, прежде всего, как досуг. Поэтому предлагаем переформулировать данные условия с учетом современной ситуации в социокультурной сфере. Во-первых, место, где могли бы встречаться и общаться люди, и во-вторых, организованный досуг вокруг которого, может быть построено это общение. Если общество не позаботится об этом, молодые люди сами найдут, где и как проводить свое свободное время и свой досуг, но совсем не исключено, что такое неформальное общение примет асоциальные, формы.

Подтверждением этому могут служить как показатели роста преступности, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений в молодежной среде, так и состояние социально-культурной сферы, призванной удовлетворять потребности населения - сокращение вводимых в действие объектов социально-культурного значения. Поэтому одной из задач управления досуговой деятельности молодежи является профилактика проявлений девиантности и делинквентности в молодежной среде. Комитет по делам молодежи Ставропольского края ведет активную работу с молодежью в этом направлении.

Рассмотрение вопроса управления досуговой деятельности является важным в связи с тем, что на воспитание культуры досуга молодого человека, на уровень его развитости как раз оказывают влияние те виды деятельности, которым он отдает предпочтение в часы досуга. Это подтверждается выводами А. Фернхем и П. Хейвина, авторами исследования «Личность и социальное поведение», которые на основе полученных данных отмечают, что деятельность на досуге может приводить к изменению личности. И поскольку формирование личности человека происходит в молодом возрасте, то вопрос регулирования досуговой сферы молодежи приобретает, на наш взгляд несомненную актуальность. Если еще учесть, что традиционные институты социализации, такие как семья, школа несколько утратили доминирующее влияние на процесс социализации подрастающего поколения.

Одной из целей регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи является создание оптимальных условий для всестороннего развития, саморазвития, раскрытия талантов, дарований молодых людей. Для достижения поставленной цели регулирование досуговой деятельности должно базироваться на определенных принципах.

Что касается принципов в сфере управления досуговой деятельностью, то на наш взгляд, наиболее детально и глубоко рассмотрела принципы управления досуговой деятельностью Л.А. Акимова. Принципы - как справедливо отмечает исследователь, это наиболее устойчивые, повторяющиеся правила, составляющие основу управления. Для всех сфер жизнедеятельности общепринятыми являются принципы демократизации, гуманизации, объективности, конкретности, оптимальности.

Принцип демократизации в управлении досуговой деятельностью реализуется в том, что в практике управления досуговой деятельностью уже отошли от централизации, всеобъемлющей регламентации, ведущей к стандартизации и шаблону, нормативного закрепления принципов управления в законодательных актах. Переход к демократической модели управления досуговой деятельностью молодежи, привел к становлению механизмов самоуправления, опирающихся на самодеятельный характер культурно-досуговой деятельности.

Принцип гуманизации управления досуговой сферой жизнедеятельности молодых людей проявляет себя, в том, что, происходит переориентация целей культурно-досуговой деятельности, происходит поворот к человеку как самоцели культурного развития. Гуманизация управления становится эффективной, когда она опосредована самой личностью, ее активностью в освоении человеческих ценностей. Гуманистические принципы и идеалы -свобода, милосердие, справедливость, бескорыстие, добро, равенство - приобретают все большую значимость в области досуговой деятельности. Но важно видеть, что ослабление духовно-нравственных регуляторов поведения со стороны общества обернулось раздвоенностью общественного сознания и поведения, явными признаками деградации общества стали агрессивность, жестокость и вандализм.

Принцип объективности отражает необходимость учета закономерностей развития, как общества, так и сферы досуга. Своевременное их выявление, познание и использование - залог оптимального управления культурными процессами.

В управлении культурно-досуговыми процессами молодежи, необходимо учитывать как психоэмоциональные, половозрастные особенности рассматриваемой социальной группы, потребности молодежи, так и особенности социокультурной ситуации в стране, регионе, городе. Научное управление состоит в сопряжении теории с практикой, оно возможно на основе синтеза теоретико-методологических, конкретно-социологических исследований, предоставляющих научно обоснованные выводы, психолого-педагогические рекомендации для социальных работников, социальных педагогов, педагогов, и организаторов работы с молодежью. А органы управления должны быть ответственны за внедрение научно обоснованных исследований в сфере досуга и свободного времени молодежи и следовать выбранным принципам.

Принцип конкретности управления сферой досуга молодежи характеризуется следующим. Тенденции и закономерности проведения свободного времени и досуга проявляются через многообразие конкретных и, подчас противоречивых, фактов: веяний моды (экстремальные виды досуга), появления новых увлечений (шоппинг), развития жанров в искусстве (цифровое фото), увеличение числа пользователей сети Интернет (компьютерные игры, интернет - чаты). Своевременное выявление их значимости - необходимое условие преодоления препятствий в удовлетворении интересов и возникающих в связи с этим противоречий. Принцип конкретности проявляется в конкретной направленности изучения па определенные виды досуга. Это необходимо для того, чтобы культурно-досуговая деятельность стала средством самовыражения и самореализации.

Проявление внимания к интересам молодежи, побуждение к изучению ими своего внутреннего мира, самопознанию и самоутверждению, разработка соответствующих технологий, рассчитанных на социально-психологические особенности и может стать средством их саморазвития.

Дифференцированный подход не только к различным социально-демографическим слоям, но и учет индивидуальных интересов и потребностей отдельных личностей, анализ возможностей очага культуры и технологий, которыми располагают субъекты управления - основное требование, позволяющее реализовать принцип конкретности.

Принцип оптимальности, эффективности носит субъективно-объективный характер, определяет как организацию условий, обогащение содержания культурно-досуговой деятельности, так и требования к самим субъектам управления и самоуправления: организации целостного комплексного подхода, как в их исследовании, так и в реализации соответствующих им технологий.

Комплексный деятельностный подход к исследованию досуговой деятельности молодежи лежит в основе анализа совокупности видов деятельности, потребностей, ценностей и ориентации ее участников. Они помогают установить уровни удовлетворения досуговой деятельностью. К тому же, как отмечают некоторые исследователи, от умения направлять свою деятельность в часы досуга во многом зависят социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своей жизнедеятельностью в целом. Однако данные социологических исследований удовлетворенности молодежью своим досугом демонстрируют, что молодежь в целом недовольна характером проведения своего свободного времени и досуга. При этом в качестве одной из причин, которые мешают проводить свободное время и досуг так, как бы этого хотелось, респонденты отмечают неумение организовать свой досуг. Данный показатель в период с 1986 по 1999гг. вырос в 4 раза и с 10-ой позиции в рейтинге таких причин перешел на 7-ую.Таким образом, в управлении досуговой сферой жизнедеятельности молодежи необходимо руководствоваться предлагаемыми принципами. Это позволит более рационально организовать досуг представителей молодого поколения, который будет способствовать формированию полноценной, всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и самодеятельному творчеству.

В настоящее время совокупность проблем, существующих в области организации свободного времени и досуга и, прежде всего, молодежного досуга, во многом связана с разрушением существовавшей ранее в этой сфере системы управления. Хотя, Б.А. Трегубов отмечает, что авторитарный характер планирования, ориентированного на совершенствование условий и характера использования свободного времени, как правило, обрекал молодежь на незавидную роль пассивного объекта управленческого воздействия, позволим себе с ним не согласиться, так как данная модель организации и планирования свободного времени, а, следовательно, и досуга молодежи имела и свои положительные характеристики. А именно, были созданы условия досуговой деятельности, такие как материально-техническая база, доступность тех или иных видов творчества для всестороннего и гармоничного развития личности. В настоящее же время все большая коммерциализация культурно-досуговой сферы ведет к тому, что многим молодым людям становятся недоступны те или иные виды творчества, формы досуга и пр.

Таким образом, управление досуговой сферой жизнедеятельности молодежи является необходимым. Но данные функции управления необходимо осуществлять в соответствии со сложившейся социкультурной ситуацией в стране, регионе, городе и т.д.

Процесс управления, как известно, имеет цикличный характер. Он начинается с постановки целей и задач, определения средств их достижения и заканчивается анализом достигнутых результатов. Субъект управления, т.е.

система государственных и общественных организаций, осуществляет ряд последовательно сменяющих друг друга видов деятельности, каждый из которых обладает определенной самостоятельностью. Эти виды деятельности представляют собой некоторые функции, общие для всех уровней системы управления. Таковыми и являются функции планирования, организации, регулирования, учета и контроля. Стоит отметить, что для эффективности управления свободным временем, досуговой деятельностью молодежи необходимо рациональное планирование. Планирование свободного времени, досуговой деятельности является одним из наиболее сложных видов управленческой деятельности. Сложность эта детерминирована спецификой самого объекта планирования, который характеризуется не только условиями, воздействующими на социально-культурную ситуацию, но и содержанием культурно-досуговой деятельности. С одной стороны, содержание досуга обусловлено достаточно устойчивыми социально-экономическими факторами. Например, материальная база досуговой деятельности не подвергается, как правило, существенным изменениям в относительно короткий промежуток времени, что и предопределяет незначительные изменения в условиях выбора видов досуговой деятельности. С другой стороны, в характере времяпрепровождения находит свое отражение множество чрезвычайно тонких, легко разрушающихся связей внутреннего мира молодых людей, нарушение которых вызывает цепную реакцию последствий, ведущих подчас к совершенно неожиданным и нежелательным результатам. Данные обстоятельства необходимо учитывать при планировании в сфере молодежного досуга.

Среди исследователей, однако, существует неоднозначное отношение к проблеме планирования в области досуга, как социокультурного процесса. Например, Э.С. Маркарян, В.Б. Чурбанов вообще отрицают необходимость планирования для такой относительно самостоятельной сферы жизнедеятельности личности и общества как культура. Другие, наоборот, считают, что планирование должно охватывать не только объективные условия, но и саму культурную деятельность во всем ее объеме и многообразии. Третьи настаивают на том, что объектом планового воздействия могут стать лишь условия саморазвития культуры. Однако, из всего многообразия представленных точек зрения следует, что формы и содержание досуговой деятельности могут быть лишь объектами опосредованного управленческого воздействия, т.е. планирование должно быть направленно, в основном, на создание необходимых условий для развития культурно-досуговой деятельности.

В современной социокультурной ситуации проблема планирования досуга молодежи является наиболее актуальной. В годы перестройки, когда такие социальные институты как семья, школа несколько утратили доминирующей роли в социализации подрастающего поколения, досуг, как одна из приоритетных для части молодежи сфер самореализации, практически оказался вне поля государственно-административного управления. В связи с утратой действенных механизмов контроля и регулирования досуг молодежи оказался малоуправляем. В настоящее время в связи с появлением новых видов досуговой деятельности молодежи, методы и подходы к управлению ими оказались не разработаны.

Это актуализирует проблему выработки принципов планирования досуга молодежи. Для того, чтобы рационально управлять сферой досуга молодежи необходимо в соответствие со сложившейся социокультурной ситуацией разрабатывать и внедрять инновационные методы планирования досуговой деятельности с учетом ее региональных особенностей.

Для рационального регулирования досуговой сферой необходимо остановиться на вопросах ее организации. Организация досуга наряду с его планированием занимает весьма важное место в управленческой деятельности. Причем организация как функция управления - это не только работа по созданию и упорядочению объектов управления. В нашем случае таковыми являются условия использования время досуга и институциональные формы досугового времяпрепровождения. Организация досуга означает работу по формированию субъекта управления - системы административно-педагогических органов и общественных организаций, связанных с развитием культурно-досуговой деятельности молодежи. В этом смысле любой субъект организации является одновременно субъектом самоорганизации. В целом деятельность по организации сводится к тому, чтобы сформировать в сфере досуга организационные отношения, обеспечивающие, прежде всего, органичное, наиболее эффективное взаимодействие его основных компонентов, целесообразные отношения координации и субординации между ними.

Имевшее место тотальное огосударствление и идеологизация социально-культурной сферы, четкая регламентация и, как следствие, засилье официальной, усредненной культуры не отвечали всем потребностям молодежи в свободном, самодеятельном творчестве, независимом выборе в пользу тех или иных видов деятельности во время досуга. В связи с произошедшими изменениями в обществе молодежь постепенно становится реальным субъектом организации и самоорганизации различных сторон общественной и духовной жизни. Произошло существенное расширение поля самодеятельности молодежи. Наряду с традиционными досуговыми ориентациями в орбиту их интересов вовлекаются такие проблемы, как защита окружающей среды, охрана и реставрация памятников истории и культуры, развитие национально-культурной самобытности, расширяется активное участие в общественно-политических объединениях и движениях. В то же время начинают распространяться асоциальные досуговые ориентации в среде молодежи. Избыточное количество свободного времени у молодежи, тем более, если оно не организованно должным образом, таит в себе серьезную опасность – росту потребления алкоголя, «ничегонеделание», может привести к несформированности самих потребностей в культурном проведении досуга.

В таких условиях назрела необходимость поиска новых форм и методов воспитательной работы с молодежью в современных условиях, поскольку, как справедливо отмечает И.Ф. Дании, «старые не соответствуют изменившимся общественным ситуациям». Однако, что касается организационно-управленческих нововведений, то они, подчеркивает Н.Г. Денисов, не меняют устоявшихся принципов и методов планирования и управления досуговой сферой. Немаловажную роль в организации достойного досуга молодежи играет материально-техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга современной молодежи. Так, по результатам проведенных С.Н. Иконниковой и В.Т. Лисовским массовых опросов молодежи России (в 1996г. участвовали представители 14 городов - 1577 человек; в 1997 г. - 2343 человека) было выявлено, что 17,2% респондентов ощущают недоступность учреждений досуга; 12% - отсутствие условий самореализации; 11% - предлагают создать молодежные организации. Таким образом, вполне очевидно, что в сфере молодежного досуга необходимы преобразования, осуществление которых подразумевает усовершенствования системы регулирования досуговой деятельности.

По мнению Л.А. Акимовой, управление досугом расценивается как вмешательство и посягательство на свободу личности и противоречит самой сущности свободного времени. Антоним термина «свобода» - «принуждение», т.е. деятельность под воздействием внешних обстоятельств (по решению компании, указанию родных при отсутствии собственного выбора и д.р.). Поэтому автор считает, что в отношении организации досуговой деятельности молодежи применим именно термин «регулирование», а не «управление», которое подразумевает под собой, что культурно-досуговая деятельность становится не результатом свободного выбора, реализацией потребностей и интересов личности, а деятельностью, предпринимаемой под давлением внешних обстоятельств. Важнейшими же характеристиками досуговой деятельности являются добровольность, свобода перемены занятий, ориентация на сам процесс культурно-досуговой деятельности и ее результаты как самоценность. Однако, даже в ситуации выбора возможен лишь тот вид деятельности, для реализации которого существуют необходимые условия и соответствующие знания. Говоря о регулировании досуговой деятельности, необходимо в качестве важнейшей составляющей учитывать механизмы самоуправления.

Сам механизм самоуправления базируется на принципе свободы. Этот принцип ается в том, что самоуправление в сфере свободного времени, означает, прежде всего, свободу человека осуществлять свою деятельность в соответствии со своими внутренними интересами, потребностями и целями. Однако необходимо отметить, что «свобода» не должна отождествляться с «вседозволенностью» и «неуправляемостью». Свобода в данном случае должна рассматриваться, прежде всего, как противоположность принуждению, строгой регламентации поведения, предписаний. Поэтому при регулировании досуговой деятельности молодежи необходимо учитывать потребность молодежи в саморегулировании своей досуговой деятельности.

Основные способы и особенности регулирования обусловлены историческими этапами развития общества, характерными чертами экономической и политической его системы, спецификой регулируемых отношений. При этом сущностные характеристики регулирования должны быть обращены к интересам и потребностям человека, ориентированы на запуск всех механизмов его саморегулирования.

В рамках регулирования свободного времени молодежи первостепенным является создание оптимальных условий для саморазвития личности, для обнаружения и реализации ее способностей и дарований. При этом удовлетворение потребностей в досуге - один из принципов, который должен лечь в основу политики регулирования досуговой деятельности молодежи.

Необходимость регулирования возникает всякий раз, когда содержание управленческой деятельности не соответствует основным тенденциям развития социокультурных процессов и особенностями их проявления в молодежной среде. Вместе с тем сущность досуга, самодеятельного характера его использования является основой его саморегулирования. При этом следует подчеркнуть глубокую взаимосвязь регулирования и саморегулирования, в основе которого лежит диалектика внешнего и внутреннего в процессе человеческой деятельности. Стоит отметить, что эффективное управление содержанием досуговой деятельности возникает только посредством создания условий для полноценной реализации способностей, дарований, интересов, проявления инициативы и организации самоуправления. Таким образом, содействовать росту уровня потребностей молодежи в культурном проведении досуга необходимо через развитие его инфраструктуры, то есть через создание условий, необходимых для реализации культурных потребностей.

Мы считаем, что только государственное регулирование способно создать условия для достижения всеми структурами работающими с молодежью, максимальной эффективности.

Механизмы регулирования досуговой сферы молодежи государственными учреждениями, на наш взгляд должны быть направлены, прежде всего, на следующие:

1) Развивать учреждения культуры и досуга;

2) Расширять возможности выбора альтернативных форм проведения досуга, что будет способствовать, реализации молодежной активности;

3) Разрабатывать и применять механизмы контроля над деятельностью, прежде всего, коммерческих структур, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы.

Таким образом, мы подошли к такой необходимой функции управления досуговой сферы жизнедеятельность молодежи как контроль. Контроль применимо к досуговой сфере в первую очередь расценивается как контроль за организациями, предприятиями, учреждениями индустрии досуга. Сфера досуга и свободного времени, как справедливо замечает Б.А. Трегубов, постоянно нуждается во внимании к тем процессам, которые протекают в ней с тем, чтобы обеспечить решение конкретных задач и основных целей, поставленных субъектом управления. Но для этого требуется контроль условий и важнейших характеристик досугового времяпрепровождения, налаженная обратная информационная связь, гарантирующая своевременное принятие соответствующих мер. Необходимость социального контроля признается лишь в том случае, если личность осознает свою объективную взаимосвязь с обществом и при этом готова делегировать определенным институтам функцию контроля за обеспечением ее прав и свобод в социально-культурной сфере, т.е. за созданием условий для наиболее полной реализации сущности досуга в интересах развития личности.

Важнейшей составляющей функции контроля, является обратная связь. Причем обратная связь - это не пассивная передача сведений «верх», а воздействие интересов личности на субъект управления, т.е. контроль «снизу». В этом смысле контроль всегда выступает как самоконтроль индивидуального или совокупного субъекта управления над условиями и возможностями собственного развития. Необходимо отметить, что применительно к контролю над досуговой деятельностью молодежи инструментами данного механизма управления должны выступать нормы морали, которые поддерживаются общественным мнением. Общественное мнение, в свою очередь, должно быть обращено к молодому человеку как к члену общества и требовать от него ответственности за характер использования досуга. Но в современной ситуации на наш взгляд, необходимы и совершенно новые методы контроля над досуговой сферой жизнедеятельности, которые, базируясь на принципах свободы, должны быть ориентированы на организацию условий для самоконтроля молодежью своей досуговой деятельностью.

Создание условий для самоконтроля может проявляться в следующем.

Во-первых, через социальную рекламу, которая успешно организована на федеральных и региональных каналах. Социальная реклама в основном направлена на профилактику негативных явлений в молодежной среде.

Во-вторых, через активную пропаганду здорового образа жизни, прежде всего, на местах, т.е. в школах, вузах, парках отдыха и т.д. Активная пропаганда здорового образа жизни активно реализуется в Ставропольском крае, и г. Ставрополе в школах и вузах регулярно проводятся дни здоровья, спортивные межшкольные, межвузовские эстафеты. Администрацией г. Ставрополя при содействии других организаций организуются и проводятся различные акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

В целом, как мы видим, в современной социокультурной ситуации, необходимы новые способы управления культурно-досуговой деятельностью молодежи. Примерами усовершенствований в сфере досуговой деятельности молодежи могут служить предложенные Н.А. Михеевой и Л.Н. Галенской методы управления культурно-досуговой деятельностью. Обоснованные А.Д. Жарковым на основе научных подходов современные технологии культурно-досуговой деятельности адекватные сложившейся социокультурной ситуации современной России; разработанные В.Н. Ивановым технологии духовно-культурного возрождения, коренного обновления в духовной сфере развития личности. Указанные разработки ученых должны содействовать формированию инновационных подходов к разрешению проблем управления молодежным досугом, что становится необходимым в современных социокультурных условиях. При этом важно учитывать, что еще этап разработки подобных методов подразумевает теоретическое осмысление тенденций развития пространства свободного времени и досуга молодежи. Однако выполнение такой задачи представляется весьма затруднительной в условиях, когда практически нет социологических исследований, непосредственно связанных с проблемами регулирования свободного времени и досуга молодежи. Между тем для формирования новых подходов и выработки современных моделей управления досугом и свободным временем молодежи необходимо знать насколько они эффективны.

Вследствие чего можно предположить, что применение методов социологической диагностики поможет в оптимизации деятельности по регулированию свободного времени и досуга молодежи. Кроме того, как справедливо замечает Н.В. Котельникова социологические исследования способны обеспечить реализацию одной из главных предпосылок в понимании проблем молодежи - принципа диалогичности, обратной связи, что всегда способствует взаимопониманию и выбору в пользу оптимальных методов работы.

Таким образом, рассмотрев проблемы планирования, организации, регулирования, контроля досуговой сферы жизнедеятельности молодежи приходим к следующим выводам.

Во-первых, управление сферой молодежного досуга должно базироваться на принципах свободы. Необходимо учитывать потребности молодежи в самоорганизации, самоконтроле, самоуправлении своей досуговой деятельностью.

Во-вторых, управление не может осуществляться без выявления основных тенденций культурно-досуговой деятельности и специфики реализации среди молодежи.

В-третьих, управление досуговой сферы жизнедеятельности должно быть направлено на организацию условий для формирования всестороннее развитой личности.

В-четвертых, трансформации произошедшие в обществе требуют создания необходимых условий для организации рациональной досуговой деятельности молодежи. Это связано в первую очередь с тем, что большинство молодежных субкультур сегодня носят досуговый характер. Поэтому современные условия организации эффективного досуга молодежи, это, во-первых, место, где могли бы встречаться и общаться люди, и во-вторых, организованный досуг вокруг которого, может быть построено это общение.

Исходя из этого, можно ить, что необходимо государственное участие в управлении досуговой сферой молодого поколения. Стоит отметить, что государственное регулирование досуговой деятельностью молодежи на современном этапе является необходимым условием, воспитания подрастающего поколения россиян, сохранения генофонда нации. На сегодняшний день государством разрабатываются молодежные программы, одной из главных целей которых, является организация оптимального досуга молодежи.

Надо заметить, что регулирование в сфере свободного времени должно быть направлено, прежде всего, на формирование такого типа досугового поведения, который отвечал бы, с одной стороны, потребностям в проведении культурного досуга, содействующему развитию личности молодого человека, а с другой - интересам самой молодежи. Выполнение данных условий позволит снизить число контркультурных субкультур в России.

Рассмотрение трансформации молодежного досуга позволило выявить некоторые характерные особенности досуга современной российской молодежи. Трансформации в сфере досуга молодежи произошли на содержательном уровне и в этом особенность молодежного досуга. Изменилось процентное соотношение между старыми и новыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом.

Время досуга используется, как правило, в рамках молодежных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой в этом так же проявляется специфика молодежного досуга. Необходимо отметить, что занятия, которым посвящают свой досуг современные молодые люди, формируют у них определенный тип досугового поведения, складывается определенная культура проведения досуга, которая в свою очередь является одной из детерминант, формирования молодежных субкультур носящих досуговый характер.

Стоит отметить, в современных российских условиях на наш взгляд, становится очевидным, что досуг играет не маловажную роль в формировании субкультур. В современной России положение молодежи, а значит и ее субкультура, имеют свои особенности. Молодежь, несмотря на определенную генерационную замкнутость, живет в общем социокультурном пространстве с другими поколениями. Поэтому транзитивный характер российского социума и его основных институтов отражается на содержании и направленности молодежной субкультуры.

Досуговая сфера жизнедеятельности является весьма специфической. Ее специфика объясняется особенностями молодежи как социокультурной группы, так и значением и сущностными характеристиками самого досуга, его роль и место в жизни молодежи. Поэтому управление, организация, планирование, контроль в сфере досуга представляют собой весьма сложные механизмы, через которые возможно относительное влияние на сферу досуга.

 

АВТОР: Батнасунов А.С.