16.01.2012 16329

Социокультурная адаптация: проблемы структурирования и классификации

 

Более глубокое и всестороннее рассмотрение понятия социокультурной адаптации предполагает изучение ее структуры.

Понятие «структура» включает в себя (лат. - строение, расположение, порядок) совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. В кратком социологическом словаре социальная структура рассматривается как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Механизм существования и развития структуры социальной «скрыт» в системе человеческой деятельности».

Это означает, что для рассмотрения структуры социокультурной адаптации необходимо исходить из того, что «структура определяет определенное устройство и организацию», «совокупность устойчивых связей объектов, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе», но обязательно в совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов, связанных с деятельностью человека.

В научной литературе существуют различные подходы к описанию структуры адаптации. Неоднозначность выделения структурных компонентов связана как со сложностью самого процесса адаптации, так и с разнообразием теоретико-методологических подходов к пониманию ее сущности.

Анализ научных трудов по адаптации позволяет нам выделить несколько основных направлений структурирования адаптации:

1. Субъектное направление (Л.Г. Дикая, С.А. Шапкин, Л.Л. Шпак).

2. Комплексное направление (П.С. Кузнецов).

3. Субъект-объектное направление (И.И. Ляхов).

Специально проблеме структуры социальной адаптации личности уделяла внимание И.А. Милославова. Она в качестве структурных компонентов адаптации предлагает рассматривать адаптивную ситуацию и адаптивную потребность. Исходя их теории И.А. Милославовой, «адаптивная ситуация характеризуется изменением в социальной среде или переходом личности из одной среды в другую, чем-либо для нее новую». Под адаптивной потребностью подразумевается стремление личности привести в соответствие с изменившимися условиями социокультурной среды свои шаблоны поведения, привычки, представления и т.п. См.: Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых случаях: Компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. -1996. - № 1. - С. 19 - 34; Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: Сущность, направления, механизмы реализации. - Кемерово, 1992. - С. 122.

Подобное представление об адаптации указывает на субъект - объектные отношения, которые характерны для процесса адаптации. Однако оно требует некоторого уточнения. Так, термин «адаптивная ситуация», определяющий первый компонент адаптации, фиксирует определенное соотношение между человеком и средой, а ведь структурный компонент должен обладать относительной самостоятельностью.

В то же время представители субъектного направления Л.Г. Дикая, С.А. Шапкин считают, что адаптация не включает в свою структуру адаптивную ситуацию. Адаптивная ситуация содержит в себе предпосылку возникновения адаптивной потребности, она порождает источник адаптивного взаимодействия, но сама характеризует не собственно адаптацию, а состояние жизненных реалий, отражением которых являются те или иные противоречия адаптации. В рамках данного направления предлагается строить структуру адаптации преимущественно из характеристик субъекта адаптации. Однако, основываясь на указанном положении, разными авторами субъективного направления приводится различный набор составляющих адаптации.

На наш взгляд, структурирование адаптации, данное Л.Л. Шпак, соответствует разносторонней связи субъекта с социокультурной средой. Выделяются следующие компоненты структурирования: адаптивные потребности, цель, установку, ожидания, притязания, мотивы, адаптивные способности, ролевые позиции и практические действия. При этом «адаптивная установка связывает все структурные элементы социокультурной адаптации в органическое целое», поскольку установка на достижение цели, отражающей потребности, помогает человеку занять активную позицию в адаптивной ситуации и затем реализовать ролевую позицию в практической деятельности.

С.А. Шапкин и А.Г. Дикая как представители субъектного направления в дополнении к точке зрения Л.Л. Шпак используют при содержательном анализе адаптации понятие «ресурсы». Оно характеризует совокупность средств, которыми обладает и которые использует субъект для обеспечения эффективной деятельности и поддержания оптимального функционального состояния в процессе адаптации. В зависимости от специфики ресурсов предлагается выделять четыре структурных компонента адаптации. Первый, активационный, компонент связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, с другой. Второй, когнитивный, компонент составляет перестройку в когнитивных системах деятельности и направлен на выработку наиболее эффективных способов переработки информации, без которых эффективная адаптация невозможна. Третий, эмоциональный, компонент определяется динамикой эмоциональных переживаний, являющихся субъективными индикаторами эффективности процесса адаптации. Четвертый, волевой, компонент представлен мотивационно-волевыми процессами, обеспечивающими координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей.

Данная структура адаптации включает только «составляющие» субъекта адаптации, которые в конечном итоге исчерпывают содержание самой адаптации. Конечно, субъект адаптации - важное звено в процессе адаптации, но субъект не существует вне объекта. А потому подобное структурирование адаптации, с нашей точки зрения, является односторонним.

Второе направление структурирования адаптации связано с анализом адаптации как целостного процесса. Здесь в качестве структурных единиц адаптации выделяются виды, факторы, субъекты и объекты адаптации. Виды и факторы, по мнению П.С. Кузнецова, образуют внутреннюю структуру процесса адаптации, а субъекты и объекты - ее внешнюю часть. При этом первые характеризуются постоянством, тотальностью, универсализмом, а вторые - произвольностью выбора в зависимости от конкретных целей и задач исследования.

Отдельные ученые, рассматривая структуру адаптации личности, особое место отводят факторам адаптационного процесса как способности его детерминации. «Под факторами адаптации понимают условия, влияющие на значение показателей адаптации». В научной литературе можно условно выделить четыре подхода к анализу факторов адаптации:

1) Анализ одного конкретного фактора.

2) Анализ нескольких факторов (без последующего объединения в группы).

3) Анализ групп факторов.

4) Системный подход к анализу факторов.

Н.М. Ибрагимова, А.А. Кирильцева, С.Г. Марковкина рассматривая адаптацию, акцентируют свое внимание на выделении какого-то отдельного фактора, влияющего на данный процесс. Они полагают, что изучение качественно-количественных характеристик интересующего фактора, констатация его наличия или отсутствия, выяснение его воздействия на адаптацию. Конечно же, интересно узнать, как, например, образование или внушаемость человека связаны с особенностями протекания адаптации. Но где гарантия того, что именно они, а не другие факторы обусловливают ее специфику, тем более, что в указанных исследованиях не приводится анализ взаимосвязи адаптации с другими факторами. Так, А.А. Кирильцева исходя из положения том, что профессиональное образование во многом определяет успешность процесса адаптации рабочих на заводе, в результате приходит к выводу, что для лиц, как имеющих профессиональное образование, так и не имеющих его, процесс адаптации протекает с некоторыми трудностями. То есть выделенный фактор не является единственно определяющим.

Наиболее распространенной классификацией факторов социокультурной адаптации личности является деление их на внешние и внутренние. Где под внешними факторами понимают условия социальной среды, а под внутренними - индивидуальные возможности человека.

Так, например, И.А. Георгиева, основываясь на эмпирическом изучении адаптации личности в коллективе, предлагает следующий набор внутренних и внешних факторов:

а) к внутренним факторам относятся социально-демографические характеристики участников исследования (пол, возраст, семейное положение, наличие детей и др.), ценностные ориентации личности, ряд психологических свойств личности;

б) в качестве внешних факторов выступает комплекс параметров, связанный с видом деятельности группы - это специфические характеристики деятельности и связанные с ними особенности социальной организации коллектива.

Действительно, исследование внутренних факторов очень значимо, поскольку одни и те же внешние воздействия по-разному преломляются через внутренний мир личности. Анализ группы внутренних факторов, как правило, велся с точки зрения выделенных особенностей, присущих конкретному субъекту, и попыток типологизации индивидуальных различий.

Близкую к данной классификацию факторов дает Т.Н. Вершинина, она выделяет следующие группы факторов:

- личностные (демографические характеристики, стаж, продолжительность проживания в городе, жизненный опыт, психологические характеристики, социально-профессиональная направленность);

- производственные (содержание условий труда, организация труда, комплекс бытовых условий, заработная плата, возможности роста, степень зрелости производственного микроклимата);

- факторы, лежащие за пределами производства (система профориентации и профотбора, система подготовки и распределения кадров, состояние с трудовыми ресурсами, уровень развития социально-бытовой инфраструктуры региона).

По сути, она говорит о том же, разница лишь в том, что у нее внутренние - это личностные, а внешние - это производственные и непроизводственные факторы.

Менее распространенной классификацией факторов адаптации является их деление на ведущие и временные, где первые действуют на протяжении всего процесса адаптации, а вторые оказывают частичное влияние на него. На наш взгляд, четкое деление факторов адаптации вряд ли соответствует действительности, так как нет постоянных и временных, а есть просто факторы, которые приобретают ту или иную значимость в связи с актуализацией потребностей. Иначе говоря, факторы важны не сами по себе, а только в момент актуализации соответствующей потребности. Мы считаем, что теория факторов в структуре социокультурной адаптации личности не дает полной картины условий, оказывающих влияние на адаптационный процесс. Однако и простое перечисление множества факторов не позволяет вскрыть природу интересующего вопроса. Поскольку, как правило, после некоторого перечня факторов следует указание на то, что это приблизительный набор, который впоследствии может быть дополнен. К тому же представители второго направления не анализируют взаимосвязи между выделенными факторами. А подобная информация могла бы дать дополнительные сведения о проблеме детерминации адаптации.

П.С. Кузнецов предлагает использовать понятие «комплексная адаптация». Различие между понятиями общая адаптация и комплексная адаптация имеет лишь теоретическое значение: комплексная адаптация составляет актуализированную часть общей адаптации, ее значимую на момент исследования часть, когда остальными аспектами (неактуализированными потребностями и т.д.) можно пренебречь без риска снижения достоверности результатов.

По мнению П. С. Кузнецова, преимущество такого понимания структуры адаптации, заключается в том, что личность пластична и способ удовлетворения конкретной потребности не ограничен жесткими рамками, принимаются различные вариации и комбинации. Другими словами, при неудовлетворении потребности «с первого предъявления» личность не отвечает моментальным снижением уровня адаптации, а попытается найти компромиссные варианты. При этом адаптация может быть осуществлена за счет других факторов, изначально не связанных с решением актуальной проблемы.

В качестве комплексных факторов П.С. Кузнецов предлагает выделить семь факторов, характеризующих функционирование и развитие личности: экономический (материальный), регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный, когнитивный, а также факторы самосохранения, самореализации. Эти факторы относительно независимы друг от друга. Поэтому неудовлетворение потребности по одному из комплексов не компенсируется остальными комплексами. Правда, допускается частичная, несущественная компенсация с помощью механизмов психологической защиты. Неудовлетворенность же внутри комплекса одного из частных факторов эффективно компенсируется другими, входящими в этот фактор-комплекс.

Каждый комплекс включает в себя ряд частных факторов, так экономический (материальный) фактор-комплекс - объединяет факторы, связанные с получением материальных средств к существованию (заработная плата, приработок, нетрудовые доходы, выплаты, материальные стимулы, доступ к дефициту).

Фактор-комплекс самосохранения - включает факторы, которые связаны с реализацией безопасности социального и биологического существования (угроза жизни и здоровью, возможность потери источника существования, привлечение к уголовной ответственности).

Регулятивный фактор-комплекс - объединяет факторы, отражающие физиологические и психологические аспекты функционирования организма (режим труда, отдых, условия труда, состояние здоровья).

Воспроизводственный фактор-комплекс - содержит факторы, которые реализуют сексуальные потребности человека, включая сексуальные отношения, создание семьи, продолжение рода (сексуальный партнер, брачный партнер, дети).

Коммуникативный фактор-комплекс - включает факторы, которые связаны с реализацией потребностей человека в общении (положительная глубина общения, отрицательная глубина общения, круг общения, положение в группе, ориентация).

Когнитивный фактор-комплекс - содержит факторы, обеспечивающие реализацию когнитивных потребностей (образование, квалификация, интеллект, кругозор).

Фактор-комплекс самореализации - это самый сложный комплекс, который может включать в себя любой из перечисленных комплексов, если его отличительной чертой является не просто опосредованное потребление, а ценность. Комплекс факторов самореализации определяется через понятие «творение», «достижение», «мастерство», «власть», «авторитет», «престиж».

Выделенные направления соответствуют основным потребностям человека. Первые четыре фактора-комплекса характеризуют насыщаемые потребности, то есть те, которые по мере удовлетворения утрачивают свою актуальность - это низшие потребности. Три других фактора характеризуют высшие потребности. Их удовлетворение вызывает субъективное ощущение радости, сопутствующее всему промежутку времени, в течение которого данная потребность удовлетворялась. Концепция П.С. Кузнецова относительно факторов адаптации, с нашей точки зрения, отражает адаптационный процесс в целом, поскольку здесь факторы выделяются не сами по себе, а в контексте потребностей личности.

Мы считаем, что комплексное направление наиболее полно отражает структуру адаптации и позволяет рассмотреть особенности социокультурной адаптации молодых людей в условиях современной России.

Теперь считаем необходимым провести анализ таких структурных единиц адаптации, как субъекты и объекты, образующие внешнюю часть процесса адаптации и характеризующиеся произвольностью выбора в зависимости от конкретных целей и задач исследования.

Анализ имеющихся в научной литературе взглядов на проблему субъекта адаптации позволяет нам выделить четыре его возможных толкования: личность, совокупность людей, организация и институт.

Рассмотрим теперь подробнее данные виды субъектов. Личность является субъектом адаптации, ибо человек на протяжении всей своей жизни решает задачи, которые перед ним встают в ходе взаимодействия со средой. Посредством своей активности человек стремится добиться таких результатов взаимодействия, которые бы отвечали его устремлениям и намерениям.

Рассматривая личность в качестве субъекта адаптации, ученые используют различные понятия: человек, личность, новичок и другие. И хотя в науке о человеке эти понятия несут различную смысловую нагрузку, в исследованиях они употребляются в одном и том же значении субъекта адаптации - значении личности.

Под субъектом адаптации может подразумеваться и совокупность людей. В рамках данного подхода исследователей интересуют особенности адаптации группы (коллектива, социального слоя, нации). Группа понимается здесь как качественно своеобразное целое, где личность - не представитель подобных ему одинаковых людей, а носитель системного качества, которым обладает группа. То есть группа - это совокупность людей, которые объединены чем-то общим. В качестве таких группирующих признаков могут выступать социально-демографические, половые, профессиональные, возрастные и другие характеристики. Так, например, говорят об адаптации молодежи, пожилых, рабочих, научных коллективов, студентов и других.

При этом речь идет о среднегрупповых показателях адаптации. Следовательно, индивидуальные закономерности адаптации здесь не получают должного отражения, хотя на эмпирическом уровне исследования изучаются именно отдельные личности.

Под организацией понимается объединение людей, которое создается ради выполнения определенной цели, с присущей ему социальной структурой, иерархией позиций, нормативной регуляцией поведения, строгим разделением функциональных обязанностей, системой управления и координации деятельности, каналами коммуникации и, наконец, собственной системой социального контроля (промышленное предприятие, учебное заведение, спортивная организация, политическая партия и др.). Организация как субъект адаптации призвана устанавливать соответствующие связи с социальной средой и реагировать на различного рода изменения в них. Главной особенностью организации является наличие у нее важного качества, которым не обладают ее отдельные элементы. Являясь носителем подобного качества, организация функционирует как самостоятельный социальный объект, который может выступать как полноценный субъект адаптации. В связи с этим представляется важным выяснение типичных реакций организаций на изменения во внешней и внутренней среде, выделение стратегий адаптации и факторов, влияющих на выбор той или иной поведенческой модели.

В качестве субъекта адаптации может выступать социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и образующих социальную систему. Адаптация социальных институтов, как правило, исследуется в рамках конкретных отраслей социологических знаний. К таким отраслям относятся: социология политики, социология образования, социология религии, социология права, социология семьи и другие.

Вместе с тем существует и другой подход к определению лиц, которые могут рассматриваться в качестве субъекта адаптации. Так, П.С. Кузнецов считает, что в структуру адаптации входят как потребности самой личности, так и потребности других людей, которые оказывают воздействие на потребности личности, то есть происходит расширение потребностей. Это означает, что личность в отрыве от ее социального окружения не является в полной мере субъектом социокультурной адаптации, поскольку выполняет функции носителя чужих потребностей. В зависимости от степени последних человек может воспринимать определенную группу как формальную, неформальную общность, то есть одна и та же группа для одной личности будет являться формальной, для другой - неформальной. Другими словами, группа не определяется обязательным и общим набором потребностей для каждого ее члена. Следовательно, «совокупность личностей не может являться субъектом социокультурной адаптации... Личность является субъектом социокультурной адаптации только с учетом расширения его потребностей и способов их реализации... Понятие адаптации совокупной личности условно и не может приниматься в расчет при характеристике конкретной личности». Аналогичная ситуация характерна для организаций и социальных институтов.

Таким образом, согласно данному подходу, подлинным, реальным субъектом адаптации является только личность, хотя и с обязательным учетом расширения его персональных потребностей. Однако в исследовательских целях, с нашей точки зрения, допустимо выделение и других субъектов адаптации (с оговоркой их условности).

Под объектом адаптации традиционно в научной литературе понимают то, к чему необходимо адаптироваться. Подобное понимание объекта адаптации не отвечает нашим представлениям об адаптации. Здесь источник адаптации видится вне человека, человек вынужден к чему-то адаптироваться. На самом же деле, адаптация - это внутренне мотивированный процесс, который характеризует принятие или непринятие личностью внешних и внутренних условий, а также активность личности, направленная на их изменение в желаемом направлении. Следовательно, объект адаптации необходимо рассматривать с позиции удовлетворения актуализированных потребностей. Мы считаем, что в отличие от субъекта адаптации - носителя и источника активности, объект адаптации - это фрагмент реальности, который имеет непосредственное отношение к реализации потребностей субъекта адаптации.

Согласно данному пониманию объекта адаптации, рассмотрим имеющиеся в научной литературе его варианты. Все их многообразие можно свести к трем основным группам:

1. Виды деятельности человека.

2. Условия и результаты деятельности человека.

3. Личность, совокупность личностей.

Среди выделенных групп первая группа объектов получила наибольшее освещение в научных трудах по адаптации. Деятельность всегда сопряжена с определенной потребностью субъекта: в мотивах деятельности опредмечиваются те или иные потребности человека. Таким образом, деятельность имеет непосредственное отношение к реализации потребностей. Так, например, трудовая деятельность действительно является таковой, поскольку в ее процессе могут быть полностью реализованы материальный и бытовой факторы, а также в некоторой степени коммуникативный фактор и фактор самореализации. В отдельных случаях в процессе трудовой деятельности возможна реализация когнитивного и сексуального факторов.

Условия и результаты деятельности человека тоже могут выступать в качестве объектов адаптации, так как связаны с удовлетворением потребностей личности. Часто бывает так, что сам факт наличия тех или иных условий деятельности воспринимается человеком как благо. Они воспринимаются такими потому, что человек проводит некоторую аналогию между тем или иным условием и той или иной потребностью, которая удовлетворяется посредством этого условия. Так, например, для человека основным критерием выбора рабочего места могут выступать деньги, а другие условия деятельности не приниматься в качестве положительных стимулов. По-иному обстоит дело, когда человек получает удовлетворение и радость от хорошо проведенного рабочего дня. В этом случае он может работать и без акцента на величину оплаты труда, если у него имеются иные доходы.

Последняя группа объектов представлена личностью и совокупностью людей. Они имеют непосредственное отношение к реализации сексуальных и коммуникативных потребностей, могут оказывать содействие в реализации материальных, бытовых, когнитивных потребностей, а также потребности в самореализации. «Успешность адаптации обеспечивается в том случае, когда коллектив оказывается сферой реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности, а личность в социальном окружении может самоопределиться».

Итак, деятельность, ее условия и результаты, а также личность и совокупность людей могут выступать в качестве объектов адаптации.

Более глубокий анализ структуры социокультурной адаптации предполагает исследование проблемы классификации адаптационного процесса.

Так, И.А. Милославова, анализируя различные стороны структуры адаптации личности, выделила следующие разновидности адаптации: профессиональная (учебная, трудовая), бытовая (брачная, соседско-приятельская), политико-правовая. При этом она подробно останавливается на каждом из указанных видов и показывает необходимость их выделения. Так, например, она объясняет правомерность употребления термина «бытовая адаптация»: бытовая адаптация имеет все права на существование, так как совершенно очевидно, что человеку приходится переживать сложные, а иногда и напряженные периоды вступления в брак, меняя место жительства, знакомясь с новым кругом людей.

Не менее распространенным в научной литературе является видовое деление адаптации, в основе которого лежит характер взаимодействия субъекта адаптации и адаптивной среды. В рамках данной классификации адаптацию делят на два вида: приспособление и приспосабливание. «Приспособление связано с пассивной или (в более редких случаях) активной позицией личности, которая является объектом воздействия социальной среды (личность приспосабливается к условиям социальной среды). Приспосабливание же характеризуется всегда активностью личности, которая выступает субъектом воздействия на социальную среду (личность приспосабливает к себе социальную среду)». Подобное деление видов адаптации изначально ориентировано на наличие внешнего источника адаптации, но ведь адаптация - это внутренне мотивированный процесс, где важная роль отводится актуализации потребностей. Но даже если допустить возможность данного дихотомического деления, то к какому виду: приспособлению или приспосабливанию -отнести следующее взаимодействие человека с социальной средой: человек, не оказывал влияния на социальную среду, испытывает ее воздействие на себе и при этом находится в состоянии покоя. Состояние покоя в данном случае несет в себе активное начало, так как связано с сильным сопротивлением воздействиям, но здесь не говорится о приспосабливании личностью среды к себе. Следовательно, предложенная классификация не в состоянии охватить все многообразие взаимодействия человека и среды и описать сущность адаптации.

Другая классификация, которую предлагает Н.А. Агаджанян, делит виды адаптации на внешние и внутренние, где первые - это приспособление человека к внешней среде, а вторые - это приспособление человека к изменениям во внутренней среде. Однако в жизни не существует столь четкого противопоставления внешнего внутреннему. Применительно к адаптации их единство хорошо просматривается уже на первом этапе процесса адаптации - актуализации потребностей. Во-первых, актуализация потребностей - это процесс внутренний, поскольку данные потребности являются потребностями самого индивида. Во-вторых, актуализация потребностей происходит избирательно, то есть соответственно как возможностям индивида, так и сложившимся условиям. Последующая реализация потребности опять же предлагает единство внешнего и внутреннего. Внутреннее воздействует через внешнее и этим само себя изменяет.

Рассмотрев классификацию видов социокультурной адаптации личности, мы видим систему в их классификации:

1. По направленности изменений, происходящих в личности: прогрессивная, регрессивная.

2. По характеру осуществления адаптации: добровольная, вынужденная.

3. По объекту адаптации: производственная, брачная, соседско-приятельская, политико-правовая, учебная, социально - психологическая, экономическая, социокультурная.

4. По характеру взаимодействия субъекта адаптации и адаптивной среды: приспособление и приспосабливание.

5. По направленности адаптации: внешняя, внутренняя.

6. По структурным компонентам адаптивной среды: предметно-деятельная, личностная.

7. По характеру инноваций: первичная, вторичная.

8. По психологическому содержанию: преадаптация, дезадаптация, реадаптация, дисадаптация.

Прогрессивную или созидательную адаптацию «определяют те виды контакта с преобразуемой социокультурной средой, которые приносят личности или группе больше приобретений, чем потерь совокупный значимый «плюс» выше совокупного значимого «минуса»... Регрессивная, разрушительная адаптация свидетельствует о том, что личность, или группа обретает меньше, чем теряет (совокупный значимый «плюс» ниже совокупного значимого «минуса»)».

Классификация видов социокультурной адаптации в зависимости от целей адаптирующегося и возможностей осуществления успешного приспособления в рамках новой культурной группы. Некоторые авторы называют виды адаптации уровнями или стадиями, считая их этапами целостного процесса. Однако, по нашему мнению, объект нашего исследования – молодежь - проходит лишь отдельные стадии адаптации.

Ученые обычно рассматривают следующие этапы социокультурной адаптации:

- психическая переориентация на уровне целенаправленного конформизма. Личность знает, как действовать, но внутренне отвергает систему ценностей новой среды;

- взаимная терпимость. Личность и новая культурная группа проявляют взаимную терпимость к ценностям и формам поведения;

- аккомодация - возникая на основе терпимости, она связана с взаимными уступками;

- ассимиляция, или полное приспособление. Личность полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды.

Таким образом, в ходе анализа вопроса о структуре адаптации были выявлены следующие составляющие ее компоненты: факторы, субъекты и объекты.

При этом в нашем исследовании молодежь является и субъектом адаптации и ее объектом. А факторы социокультурной адаптации для нас важны не сами по себе, а лишь в контексте актуализированной потребности.

Проведенный анализ позволяет нам систематизировать понятие социокультурной адаптации личности молодого человека. В процессе социокультурной адаптации молодежи необходимо учитывать внутренние факторы (пол, возраст, семейное положение, образование, профессия), ценностные ориентации личности и ее психологические свойства. Мы считаем, что к внутренним факторам в структуре социокультурной адаптации молодежи необходимо также включить частные факторы определенные П.С. Кузнецовым: экономический, самосохранения, регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный когнитивный, самореализации.

Мы считаем, что во внутреннюю структуру социокультурной адаптации личности необходимо включить фактор саморегуляции, то есть способность личности отвечать за свои поступки.

Во внешние факторы необходимо включить состояние российского общества в котором живет нынешняя молодежь: кризис культуры, нестабильность и неопределенность трансформирующегося социума.

Таким образом, исследование структуры социокультурной адаптации показало, что совокупность людей является как субъектом так и объектом социокультурной адаптации и современная российская молодежь может одновременно выступать и объектом и субъектом социокультурной адаптации.

 

АВТОР: Журавлева С.И.