16.01.2012 11015

Молодежь в системе социокультурной адаптации

 

Анализ структуры социокультурной адаптации дает возможность выделить одновременно в качестве и субъекта, и объекта такую социальную группу как молодежь.

В коллективном труде «Социология молодежи» справедливо отмечается, что молодежь как объект изучения сегодня лидирует среди других возрастных групп. «Более трети всех социологических исследований, проводимых в нашей стране, так или иначе затрагивают проблемы молодежи. Это и неудивительно: ведь уже давно стало понятно, что общество должно, прежде всего, ориентироваться на молодежь, ибо за ней будущее. В облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности России».

Чтобы изучить вопрос о социокультурной адаптации молодежи как субъекта и объекта адаптации, следует рассмотреть различные подходы к понятию «молодежь».

В философском энциклопедическом словаре молодежь рассматривается как определенная фаза, этап жизненного цикла, молодежь биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Выделяются разные подходы к их изучению: с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». В этом определении прежде всего отмечаются возрастные границы 16-30 лет, а также то, что особенностью данной социальной группы является несформированность социальных характеристик ее членов. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и других социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». Здесь подчеркивается объективная зависимость характеристик молодежи от особенностей общества в котором она формируется.

Рассмотрение молодежи как субъекта социокультурной адаптации наталкивается на определенные теоретико-методологические и эмпирико-методологические сложности. Возрастная стратификация социума, как известно, не является единственно возможной - общество может быть стратифицировано различным способом, т.е. по разным основаниям. Наиболее значимыми в классической социологии являются такие основания для классификации как имущество, доходы, отношение к власти, этническая или религиозная самоидентификация.

Относительно недавно в социологии исследователи О.А.Власова, И.П. Шепеленко, В.Г.Попов, Н.Н.Федотова обратили внимание на такие биологические признаки, как тендер. Оказалось, что биологические различия влекут весомые социальные следствия как для индивида, так и для общества в целом. Эти различия не только способны стать источником существенного социального неравенства, но и повлиять на процесс социокультурной адаптации.

Молодежь как субъект социокультурной адаптации имеет в основе своего самоопределения биологический феномен, влекущий за собой далеко идущие последствия. Более того, с точки зрения биологии именно представители этой группы обладают преимуществами - максимальным физическим здоровьем, энергией и работоспособностью.

Основным субъектом рассмотрения процесса социокультурной адаптации является молодежь еще и потому, что именно на период молодости приходится принятие в общество в качестве полноправного члена, что делает адаптацию молодого человека наиболее важным и насыщенным периодом всей жизни.

З. Фрейд указал, что и в детском, в том числе в раннем детском возрасте происходят события, оказывающие радикальное влияние на всю последующую судьбу. В частности, он особо подчеркивал роль неосознанных конфликтов в формировании личности. Но начиная с 15 лет, процесс усвоения новых ролей и поиск собственной идентичности становится решающим фактором формирования человеческой личности.

Проблема исследования молодежи как субъекта социокультурной адаптации с каждым годом становится более актуальной, так как процентная доля людей молодого возраста неуклонно снижается. Объем же функциональной нагрузки возрастает.

Так, численность населения в возрасте от 15 до 30 лет в России составила, по данным переписи населения 1989 г., 32 279 тысяч человек. По данным Госкомстата РФ, на начало 1991 г., насчитывалось уже 32 017 тысяч человек в этой возрастной группе. К 1997 г. общее число граждан в возрасте 15-30 лет составило 31 042 тысячи человек или 21,1 % от общей численности населения России. В 2002 году, по данным Всероссийской переписи населения, численность мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет составляет 27 447 тысяч человек.

Известно, что размеры молодежной популяции и ее доля во всем населении определяются тремя основными демографическими факторами - рождаемостью (доля молодых людей во всем населении уменьшилась с 24 % в 1987 г. до 18,9 % в 2002 г.), смертностью (в России ежегодно уходят из жизни 550 тыс. мужчин репродуктивного возраста) и миграцией (растет поток молодежи, покидающей Россию).

На наш взгляд, современная молодежь - явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух во многом противоречивых эпох - прошлой, советской, социалистической и сегодняшней, российской, связанной с процессом формирования общества с рыночной экономикой. Это, естественно, наложило отпечаток на процесс адаптации молодежи, обусловило большую вариативность в личном отношении к сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных принципов.

Именно молодежь - самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества. Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества - займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир. Именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.

Специфика особенностей адаптационного процесса молодежи заключается в неустойчивости отдельных мнений и оценок. Как показали данные социологических опросов, именно в период от 15 до 21 года молодые люди совершают поступки, которые плохо совмещаются друг с другом, а иногда и взаимоисключают друг друга. Например, один и тот же молодой человек может стремиться к славе и богатству, считая их главной, если не единственной целью жизни, но при этом быть альтруистом.

Для более глубокого рассмотрения вопроса социокультурной адаптации молодежи можно выделить некоторые особенности данного процесса.

Первая особенность адаптационного процесса молодежи заключается в общественном идеале и о его осмысленном выборе. Проблема выбора в пользу одного из альтернативных общественных идеалов возникает перед человеком в юном возрасте и в общем разрешается в рамках исследуемой возрастной категории.

Вторая важная особенность социокультурной адаптации молодежи заключается в разделении между ориентацией на достижение материального благосостояния и ориентацией на духовную жизнь или творческую самореализацию. Отвлекаясь от всех нюансов можно представить себе эту дихотомию в виде двух разнонаправленных векторов, знаменующих собой традиционное различение материальных и духовных ценностей. Не следует забывать, что выбор между данными альтернативами также приходится на период формирования личности, т.е. на период юности.

Третья особенность адаптации молодого поколения связана с восприятием себя как целостного субъекта общества. Примеры таких образов можно найти в знаменитой мертоновской классификации типов девиантного поведения. Молодой человек может ощущать себя бунтарем или изгоем, конформистом или карьеристом, циником или человеком, которому все безразлично. Выбор образа с неизбежностью влечет за собой адаптацию, соответствующую данному образу.

Четвертая особенность социокультурной адаптации - осознанность адаптационного выбора и его самостоятельность. Очень часто процесс адаптации, разделяемый тем или иным молодым человеком не может быть им сформулирован. Не менее часто встречается ситуация, когда сформулированная адаптация лишь декларируются, а в действительности совершаются поступки, основой которых является прямо противоположное целеполагание. Положение осложняется в случаях так называемого адаптационного конфликта. В нашем случае, когда процесс адаптации находится в стадии формирования, эти конфликты могут иметь широкое распространение и играть немаловажную роль.

Молодежь - субъект современного общества, который, переживает период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему. Границы этой группы размыты и подвижны.

Все чаще исследователи утверждают, что «каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего».

Это обусловлено тем, что современная Россия переживает сложный период перехода к гражданскому обществу, рыночной экономике и правовому демократическому государству, что осложняется глобальным (мировоззренческим, экологическим, экономическим и др.) кризисом в мире.

Становление постиндустриальной цивилизации вызывает потребность в многомерной творческой личности и коренной пересмотр взглядов на природу, общество, государство, право и человека.

На современном этапе в период активных трансформационных процессов российской действительности создается впечатление, что от молодежи отвернулись не только власть, но и общество в целом. Общество объявило в пылу преобразований систему воспитания пережитком тоталитарного мышления и доверилось исключительно спонтанным воздействиям социокультурной среды на молодежь.

Средства массовой информации, через которые человек сегодня не только получает необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности и идеалы и многое друroe, стали главным каналом влияния на молодежь. В русле этого влияния спонтанные воздействия на сознание и поведение людей, сохранив еще свой «ненамеренный» характер, целенаправленно формируют социально-нравственные императивы, идеологические установки общества потребления. Средства массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального предназначения - распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения.

Среди основных моментов изучения молодежи как субъекта социокультурной адаптации следует выделить главный: условия успешной социокультурной адаптации. Ведь от успешности адаптации молодежи зависит здоровье и жизнеспособность всего общества. В традиционном обществе будущее представляется как повторение прошлого и задача адаптации решается путем простого воспроизводства тех знаний и умений, которыми владеют его члены. Современной же молодежи следует не просто перенять навыки и умения, которыми владеют предшествующие поколения, но и сформировать те, которыми не обладают старшие поколения, поскольку коренные преобразования современного общества требуют от подрастающего поколения новых навыков, новых умений и новых знаний. Кроме глобальных трансформаций информационной революции, например, российская молодежь сталкивается с радикальными изменениями российского общества - это и распространение либеральной идеологии, и рыночная экономика, и демократизация социально-политической сферы, и коммерционализация духовной, культурной области общественной жизни. «Родители» современной российской молодежи социализировались в иных социокультурных условиях и поэтому не могут «детям» передать востребованные современностью знания, умения и навыки, ценности и образцы поведения. Старшее поколение само проходит сложный путь социокультурной адаптации. Разрыв адаптационного процесса осложняет «вживание» молодежи в современное общество.

В современном мире необходимо быть готовым к такому будущему, которое есть не столько повторение, продолжение прошлого, сколько встреча с неожиданным и малопредсказуемым. Поэтому современная молодежь столкнулась с более трудной задачей - как готовиться к будущему, чтобы быть к нему готовым. Но эта же задача стоит и перед всем обществом. Как отмечает итальянский социолог А. Менегетти, общества, «не обладавшие психической зрелостью, хотя и пытались контролировать ход вещей, оказались разрушены собственными «генераторами силы». Великие изобретения требуют превосходящих их потомков».

Таким образом, можно констатировать особую значимость проблемы социокультурной адаптации молодежи. Эта проблема многими специалистами квалифицируется уже не как «проблема отцов и детей» или проблема конфликта поколений, а как степень социокультурной готовности к выполнению новых социальных ролей. Вот как об этом говорит Ч. Бидуэлл: «в основе продвижения людей по ступеням карьеры лежит не старшинство по возрасту, а скорее достоинства и заслуги, в результате чего это продвижение осуществляется различными темпами, хотя в этом отношении их карьеры значительно отличаются друг от друга. Кроме того, высокое профессиональное положение - вещь непрочная, зависящая от сохранения высокого качества работы, а не от прошлых заслуг, какими бы превосходными они не были».

Параллельно с новыми возможностями возрастает и социальное давление на молодых людей, усиливается социальная нагрузка. Общество усложняется, и все возрастающая конкуренция заставляет их сочетать продолжение периода подготовки и ученичества со стремлением как можно скорее начать самостоятельно делать карьеру и конкурировать на равных с остальными участниками борьбы за ограниченные ресурсы. Характерным следствием данной ситуации становится недоверие к тем схемам, которые предлагает молодым общество в лице старших поколений, готовых передавать свой собственный опыт. Этот фактор становится отличительной чертой социокультурной адаптации молодежи.

Оценивая ситуацию, в которой оказалась современная российская молодежь, следует отметить, что она в принципе не отличается от общей ситуации. С одной стороны, многие отмечают драматическое положение большинства пожилых людей, не имеющих ни условий, ни должного стремления, ни сил для эффективной адаптации к новому укладу жизни. В этом смысле молодежь находится в лучшем положении. Однако и на долю молодежи выпали серьезные испытания, связанные, прежде всего с отсутствием социального здоровья и морального порядка. По этому поводу В.Т. Лисовский писал: «Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее». Возможности социокультурой адаптации современной российской молодежи зависят от многих факторов: места проживания (городская или сельская местность), материального достатка, образования, окружающей социальной среды, состояния здоровья. Особенно остро это прослеживается в среде молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Еще одной особенностью социокультурной адаптации современной российской молодежи является то обстоятельство, что разнородность молодого поколения обусловлена не только социальным положением, которое определяется образовательным, региональным, территориальным, материальным, этническим и другим статусом, но и состоянием здоровья как физического так и интеллектуального. В связи с обострением экологических проблем жизнедеятельности современного общества, резким возрастанием семей риска наблюдается значительное увеличение молодых людей, которые имеют ограничения в своем развитии.

По данным ЮНИСЕВ, за последние годы число молодых людей с ограниченными возможностями здоровья возросло практически в два раза: с344 тысяч в 1993 году до более 650 тысяч в 2000 г. Необходимость исследования проблем социокультурной адаптации молодежи с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности возрастает.

По данным Минздрава России, за последние 5 лет число инвалидов в возрасте от 15 до 30 лет выросло на 50% и составляет более 650 тысяч. На Ставрополье таких людей около 11 тысяч, в краевом центре - полторы тысячи молодых людей.

В решении коллегии Министерства образования от 18.01. 2000 г. № 1/2 «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья» говорится: «Люди с ограниченными возможностями имея в соответствии с Конституций РФ и Законом «Об образовании» равные со всеми другими людьми права на образование и творческое развитие, в жизни зачастую лишены возможности реализовать это право. Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении людей данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. В настоящее время накоплен определенный опыт работы с людьми в учреждениях дополнительного образования с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатываются и реализуются образовательные программы по художественному и техническому творчеству, развитию физической культуры и спорта, туризма и краеведения, направленные на формирование и воспитание полноценной личности, скорректированные с учетом ее интеллектуальных и физических возможностей, рекомендаций психологов и врачей, специфики взаимодействия с семьей инвалида».

По отношению к человеку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных задач. Наиболее точной характеристикой этой ситуации являются слова Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с отклонениями в развитии как основной причине дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходит их сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и восстановительными процессами. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляется вывихнутый и больной орган».

Весь реабилитационный процесс можно рассматривать как процедуру реализации индивидуального реабилитационного потенциала личности с ограниченными возможностями и считать, что реабилитация такого человека может быть признана успешной, если полностью реализован ее индивидуальный резервный потенциал. Здесь под социально-педагогической реабилитацией мы понимаем социокультурную адаптацию, осуществляемую педагогическими средствами. А под инвалидностью - ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. И общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

Остаются нерешенными многие социальные, медицинские, психолого-педагогические проблемы: профилактика инвалидности, их трудоустройство, предоставление жилья, не решены вопросы реабилитации. Не решается главная задача: создание условий, обеспечивающих независимое существование молодых людей с ограниченными возможностями, максимально полноценное социально-семейное устройство.

Несмотря на декларации о необходимости помощи инвалидам, несмотря на принятие закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в нашем обществе до сих пор сохраняется отношение к людям с ограниченными возможностями, как к людям, не способным к полноценной жизни, труду, самообеспечению.

Из всех проблем, препятствующих полноценному включению инвалидов в жизнь нашего общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Все программы по обучению, трудоустройству, медицинской помощи для людей с ограниченными возможностями здоровья кажутся безуспешными, если такие люди лишены возможности самостоятельно передвигаться, если их мир ограничен четырьмя стенами своих квартир и общением только с близкими им людьми.

Молодежь с ограниченными возможностями здоровья имеет ограниченные возможности для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования. В техникумах и колледжах учится всего 11 тысяч инвалидов. Вузов, обучающих студентов-инвалидов, 299. В общем количестве студентов-инвалидов всего 0,39%.

К сожалению, сегодня выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, даже прошедшие хорошую социальную реабилитацию, имеющие ограниченные возможности здоровья, зачастую являются не конкурентоспособными на рынке труда.

Личность, группа, могут выступать и в качестве объекта социокультурной адаптации. Рассматривая молодежь как объект социокультурной адаптации следует отметить изменившиеся режимы функционирования такого важного социального института, как семья, образование, средства массовой информации.

Важнейшей основой развития современного общества, как и прежде, остается семья. Институт семьи является чрезвычайно важным для формирования специфических особенностей социокультурной адаптации молодежи, ибо молодежь является прямым и непосредственным продуктом его функционирования. Можно смело сказать, что роль семьи в процессе адаптации молодежи сохраняет свои высокие позиции. Ведь именно этот институт закладывает в человека с самого рождения моральные, этические, нравственные ценности, которыми человек руководствуется во всей своей дальнейшей жизни. Анализируя результаты опроса, можно увидеть, что для большинства молодых людей семья - это опора в жизни, это источник любви и понимания, а также образец для создания своей семьи в будущем. Лишь около 15% отрицают роль семьи в своей жизни, в реализации своей личности. Но необходимо иметь в виду, что семья может стать надежным убежищем, спасающим молодого человека от негативного воздействия внешнего окружения, неудач в карьере или одиночества. А может и стать фактором внутриличностного конфликта, неумения найти своего места в современном мире.

Роль образования в формировании личности современного молодого человека стремительно возрастает. Школа и вуз значительно влияют на процесс адаптации молодого человека. Однако, социокультурная ситуация становится более сложной и требовательной к институту образования. Как отмечает Т.Б. Сергеева, «сама по себе образовательная практика представляет самостоятельную и сложную систему, функционирующую в среде, которая сложилась в каждом отдельном случае как специфическое культурное образование».

Одной из основных причин сложности адаптации молодежи является разрушение системы воспитания. Воспитание сегодня перестает быть целенаправленным процессом. «Воспитывает» молодое поколение, главным образом, улица, телевидение. Причем, телевидение, как отмечают многие социологи, из воспитательного средства превратилось в развлекательное, формирующее ценностные установки, стиль, образ жизни молодежи в духе массового потребления.

Молодежь принимает за «правду жизни» все то, что транслируется по телевидению и видео, часто не подозревая о том, каковы последствия принятия такой жизни за образец собственной жизнедеятельности. Пока взрослые спорили о том, каким должна быть идеологическая основа воспитания, оно шло своим чередом, неконтролируемо и порой разрушительно влияя на молодое поколение. Его плоды уже дают свои всходы в криминализации молодого поколения, в распространении наркомании, пьянства, праздности, иждивенчества среди молодежи.

В этом отношении совершенно справедливо утверждение И.Кона о том, что юность - наиболее важный и критический этап развития личности, где молодой человек сталкивается с двумя сложными задачами: «Первая - самоопределение в профессиональной сфере: выбор профессии, овладение ею, вторая - создание своего круга общения, поиск друзей, любимого человека. Для того, чтобы сделать правильный выбор в решении этих задач недостаточно знаний о внешнем мире, необходимо разобраться в себе, в своих личных особенностях, познать себя, свои возможности и способности».

Характеризуя молодежь в качестве объекта социокультурной адаптации, следует отметить, что воздействие в современном российском обществе адаптационных средств осуществляется спонтанно, хаотично. И молодые люди оказываются в ситуации, когда только от них самих зависит успешность или неуспешность адаптации к конкретно-историческим условиям.

Изучение молодежи как субъекта и объекта социокультурной адаптации дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям через исследование «индивидуальных эквивалентов» личности, а именно ее - ценностных ориентации. Совокупность ценностных ориентации ведет к формированию жизненной позиции личности, ее взглядов, мнений, оценок по поводу окружающего мира, явлений социокультурной реальности. В этом контексте жизненную позицию личности можно рассматривать как результат ее адаптации к существующим условиям.

Молодежь как совокупность развивающихся личностей - самая динамичная и критически мыслящая часть общества. Она обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процесс гуманизации и социально-экономических отношений, происходящих в обществе. Сегодня, как представляется, сложились определенные условия для «возвращения» полноценного процесса воспитания молодежи, что в значительной степени повлияет на процесс социокультурной адаптации. В этой связи хотелось бы привести слова бывшего президента США Т. Рузвельта: «Дать образование и не дать моральных принципов - значит воспитать еще одну угрозу обществу».

Таким образом, молодежь как специфическая часть общества, обладающая психоэмоциональной, интеллектуальной и физиологической неустойчивостью, стремится приспособить свой ценностный мир к существующей социокультурной реальности. В то же время молодежь - это такая общность, на которую направлено максимальное число агентов адаптации. При этом адаптационный процесс характеризуется наибольшей хаотичностью и спонтанностью, что накладывает на молодое поколение максимальную ответственность за результаты своей адаптации к существующим условиям. Кроме того, сама молодежь неоднородна не только с точки зрения социального, но и социобиологического, что в современных условиях становится серьезной проблемой.

 

АВТОР: Журавлева С.И.