22.01.2012 3879

Социокультурный статус работников торговли в 80-х-90-х гг. XX века

 

Сравнительный анализ социокультурного статуса, работников торговли в конце 80-х и середине 90-х годов проводился по следующим группам показателей:

1. социально-демографические показатели;

2. социально-бытовые показатели;

3. социально-профессиональные показатели;

4. социально-экономические показатели;

5. показатели состояния здоровья;

6. ценностно-мотивационные показатели;

1. Социально-демографические показатели.

В группу социально-демографических показателей были включены: пол, возраст, семейное положение, тип социализации (городской или деревенский).

Социокультурный статус профессиональной группы и ее социально-демографический состав достаточно тесно взаимосвязаны. С одной стороны заметно влияние демографического состава профессиональной группы на социокультурный статус, с другой стороны -воздействие социокультурного статуса профессиональной группы на некоторые демографические характеристики последней.

Если вернутся к сфере торговли, то здесь трудятся, по преимуществу, женщины. Исторически сложилось, что обслуживание - женское дело, традиционно считавшееся второстепенной общественной функцией. На первом месте стояло производство средств производства. Только теперь, когда торговля стала коммерческим бизнесом, в нее потянулись мужчины, что привело к возникновению новых многочисленных торговых точек, заполняющих рынок товарами «мужского спроса»: теле-, радиотехника, спиртное, сигареты. Мужчины преобладают в оптовой торговле, снабжающей рынок товарами. Сбытом занимаются, наряду с торговлей на рынках, приватизированные теперь магазины в основном с женским персоналом. Кто же эти люди? Как уже было отмечено 92,6 % из них - женщины, и только -7,5 % - мужчины. Причем среди руководителей и специалистов так же подавляющее большинство - женщины - 91,9 %, мужчин - 8,1 %. Среди рабочих сферы торговли 93,2 % - женщины, 6,8 % - мужчины. Исследованный; нами в 1993 году рабочие приватизированных магазинов так же женщины. Обратившись к статистике в целом по стране, обнаруживаем, что процент женщин в общей численности специалистов с высшим и средним образованием - 61 55. Стало быть торговля является одной из ведущих областей приложения женского труда.

По возрасту это работники от 19 лет и выше. В частности руководители - в основном люди зрелого возраста 89,1 % из них от 31 до 60 лет. Примечательно, что почти половина из них, а именно 43,2 % - в возрасте от 31 до 40 лет, 32,4 % - в возрасте от 41 до 50 лет; 13,5 % - в возрасте от 51 до 60 лет. Молодых специалистов и руководителей от 19 до 30 лет - 9,5 %. Среди них 2,7 % от 19 до 24 лет, 6,8 % от 25 до 30 лет. Руководители свыше 60 лет лишь 1,4 %. Это говорит о том, что работа в сфере торговли руководителя и специалиста предполагает серьезные физические и психологические нагрузки, которые под силу именно зрелому возрасту от 31 до 40 лет.

Среди рабочих возрастные группы приблизительно одинаковы. Относительно более представлена группа от 41 года до 50 лет 27,8 %, группа рабочих торговли от 31 до 40 лет составляет 24,1 %, 51 - 60 лет - 16,5 %. Таким обрразом, 68,4 % рабочих сферы торговли имеют возраст от 31 до 60 лет, т.е. в зрелом и предпенсионном возрасте деятельность в качестве рабочего сферы торговли достаточно стабилизирует личность. Рабочих от 25 до 30 лет в торговле 14,3 %; от 19 до 24 лет - 10,5 %; 17 - 18 лет - 1,5 %; свыше 60 дет - 3 %.

Возрастная картина резко меняется в сторону омоложения рабочих торговой сферы к 1993 году. Большинство (54,6 %) теперь составляют продавцы в возрасте от 19 до 30 лет, приблизительно одинаковый процент для возраста от 19 до 24 лет и для возраста от 25 до 30 лет. Уменьшается до 37,6 % доля рабочих зрелого возраста от 31 до 50 лет (составляя примерно половину от указанного процента для возраста от 31 до 40 лет и другие возраста от 41 до 50 лет).

Увеличивается приблизительно в 6 раз доля совсем молодых работниц торговли 17 - 18 лет от 1,5 % в 1989 году до 9,1 % в 1993 году. Таким образом престиж, а с ним и социокультурный статус работника торговли возрастает в молодежной среде.

Семейное положение руководителей и специалистов и даже рабочих сферы торговли в основном стабильное. В частности 74,4 % руководителей и специалистов замужем или женаты, среди рабочих таковых 63,3 %. Это же состояние сохранилось и в 1993 году, замужних оказалось 63 %. В целом можно сказать, что семьи работников торговли достаточно крепкие.

Разведенных среди руководителей и специалистов оказалось 12,2 %, вдовых - 6,8 %, среди рабочих разведенных 19,5 %, вдовых - 5,3 %.

Высок показатель незамужних работниц торговли по исследованиям 1993 г. - около 1/3. Если сравнивать с данными 1989 года, то это 6,8 %.

Стабильная семья, как правило, предполагает наличие детей. 89,2 % руководителей и специалистов сферы торговли имеют детей, не имеют - 8,1 %. Среди рабочих число имеющих детей составляет 84.2%, т.е. меньше, чем среди руководителей и специалистов, 15$ рабочих не имеют детей.

Из состава рабочих торговых предприятий лишь 54,5 % имеют детей.

В семьях в основном 1-2 ребенка. Так, в 43,2 $ семей руководителей и специалистов - 2 детей, в 41,9 % - 1 ребенок, 41 % -семей имеют 3 детей, 4 детей и больше в данной выборке нет.

В семьях рабочих 39,1 % имеют 1 ребенка, 37,6 % - двоих детей, 5,3 % - троих. Таким образом, соотношение по количеству детей в семьях руководителей и специалистов и рабочих сферы торговли приблизительно одинаковое. Можно отметить незначительно выраженную тенденцию руководителей и специалистов иметь двоих детей, и рабочих - иметь одного ребенка.

Незначительно выраженная тенденция иметь одного ребенка имеется и в семьях работниц торговли, исследованных в 1993 году 27.3% из семей имеют 1 ребенка, двоих детей - 18,8 %.

Появилось так же среди работников торговли примерно в 2 раг-за, больше, чем в 1989 г., матерей. Возможно это связано с представлением о прибыльности работы в этой отрасли.

Большую часть своего детства и юности руководители и специалисты торговли и общественного питания среднего города России-Новомосковска прожили: по данным опроса 1989 года, 54,4 $ -в городе, 29,7 % - в деревне, 12,2 % - в рабочем поселке; по данным опроса 1993-94 гг. 62 % - в городе, 23 % - в рабочем поселке, 15 % - в деревне.

Доля горожан и выходцев из рабочих поселков, как видите, возрастает за счет уменьшения прилива в торговлю выходцев из деревень. Видимо, это следствие урбанизации в поселенческой структуре населения России в целом. Наше предложение о том, что большая часть работников торговли рекрутируется из «деревенских» не оправдалось. Исследование скорректировало обыденное предположение об исходном поселенческом статусе работников торговли.

2. Социально-бытовые показатели

Анализ складывающихся тенденций распределения жилья показывает, что обеспечение отдельными квартирами руководителей и специалистов сферы торговли составляла в 1989 г. 82,4 %, рабочих 75,9 %, В целом по стране в это время обеспеченность отдельными квартирами городских жителей составляла 64 %. Таким образом, обеспеченность отдельными квартирами работников и специалистов торговли в среднем Российском городе более высокая, чем в целом по стране. Если сравнить эти данные с показателем обеспеченности отдельными квартирами в других областях народного хозяйства, то можно отметить, что в торговле этот показатель также выше, чем, например, среди работников и специалистов кожгалантерейной фабрики - 67 %, который приближается к среднему показателю обеспеченности отдельными квартирами по стране.

Показатель обеспеченности отдельными квартирами руководителей и специалистов сферы торговли в исследовании 1993 г. составил 77 %, что несколько ниже, чем в 1989 г. Это объясняется тем, что пришедшие в новые рыночные отношения молодые предприниматели еще не успели удовлетворить свои потребности в жилье, более того, показателен тот факт, что 15 % предпринимателей сферы торговли имеют собственный дом, тогда как в 1989 г. лишь 4,1 % руководителей и специалистов сферы торговли - владели собственным домом, 5,4 % проживали в отдельном собственном доме. Примерно столько же (10 %) работников кожгалантерейной фабрики имеют отдельный дом.

Этот факт свидетельствует о переориентации молодого поколения предпринимателей сферы торговли на отдельный дом. Происходит замена отдельной квартиры как одного из важных элементов в системе материальных ценностей на отдельный дом.

Интересно, что 81,8 % рабочих из предпринимательских структур обеспечены отдельной квартирой. Это в основном молодые девушки, живущие с родителями, прочно связанные с ними в том числе и материально, и не имеющие еще острой потребности в отдельной квартире.

Показатель живущих в комнате в коммунальной квартире, самый низкий у руководителей и специалистов сферы торговли, по данным 1989 г., он составил 4,1 %, у рабочих - 12 %, у работников кожгалантерейной фабрики -5 %. В 1993 г. 8 % предпринимателей сферы торговли размещались в комнатах коммунальных квартир. В то время как рабочие из предпринимательских структур предпочитали снимать квартиру или жить в общежитии (соответственно по 9,1 %). В 1989 г. в общежитии жили 2,7 % руководителей торговых предприятий, 1,5 % рабочих, тогда как среди работников кожгалантерейной фабрики таких было 9 %. Это объясняется наличием своего общежития у фабрики и его отсутствием у предприятий торговли.

Незначительное число рабочих торговли (1,5 %), также как и работников кожгалантерейной фабрики (2 %) снимали квартиру.

Показателем качества жилищных условий является площадь, приходящаяся на одного человека.

Наиболее просторно живут руководители и специалисты сферы торговли. 42 % из них в 1989 г. занимали площадь свыше 10 м. на человека, из них 13,5 % - свыше 15 м. Примерно также живит и молодое поколение предпринимателей - 46 %, из них - свыше 15 м на человека - 15 %. В то же время среди работников кожгалантерейной фабрики таких лишь 18%. Улучшили свои жилищные условия и рабочие из предпринимательских структур. 30 % из них живут на площади 10 м и выше на одного человека, а в 1989 г. их было 23,3 %.

Как правило, жители средних городов России имеют 6-10 м. жилой площади на человека. Именно на такой жилой площади живут семьи 36,5 % руководителей и специалистов торговли, 46 %-предпринимателей, 52,6 % рабочих торговли и 60 % рабочих из предпринимательских структур. 41 % работников кожгалантерейной фабрики также располагают этой жилой площадью.

В более стесненных условиях живут 41 % работников кожгалантерейной фабрики - 6 м. и меньше на человека.

Среди руководителей и специалистов сферы торговли таких 18,9 %, среди рабочих - 21,1%.

Процент представителей предпринимательских структур сферы торговли, имеющих стесненные жилищные условия не превышает 10,8% среди руководителей, 10 % среди рабочих.

Таким образом, наиболее благоприятная жилищная среда у руководителей и специалистов, и предпринимателей сферы торговли, при этом наблюдается переориентация с отдельной квартиры на отдельный дом.

3. Социально-профессиональные показатели

В группу социально-профессиональных показателей были включены: профессиональный состав, содержание труда и деятельности, образовательный уровень, профессиональный стаж, повышение квалификации, уровень самореализации.

Данные нашего исследования показывают, что на 1989 год 70,1% руководителей и специалистов проработали в отрасли с 11 до 20 и более лет (примерно половина от этого числа с 11 до 20 лет, и вторая половина - более 20 лет). 20,3 % проработали в отрасли 6-10 лет. Таким образом, более реальный шанс стать руководителем в сфере торговли имели специалисты, проработавшие не менее 6 лет. Эти данные согласуются и с показателями работы на данном предприятии. 52,7 % руководителей и специалистов проработали на данном предприятии от 6 до 20 лет (23 % - от 6 до 10 лет, 29,7 % от 11 до 20 лет). 37,9 % руководителей и специалистов проработали от менее года до 5 лет (до 1 года -9,5%, 1-2 года - 13,5 %, 3-5 лет - 14,9 %).

Наиболее распространенный показатель стажа работы в отрасли среди рабочих - от 6 лет и выше, его имеют 66 % рабочих сферы торговли. Это свидетельство стабильности, невысокой текучести кадров в этой сфере. В частности, стаж работы в отрасли от 6 до 10 лет имеет 21,1 % опрошенных от 11 до 20 лет - 25,6 %, свыше 20 лет - 22,6 %• около 1/3 респондентов, а именно 2 9,3 % работают в отрасли от менее 1 года до 5 лет; из них менее года - 6 %, 1-2 года - 6 %, 3-5 лет - 17,3 %.

Что же касается работы на данном предприятии, то также можно отметить стабильность, низкий уровень переходов с одного предприятия на другое в сфере торговли. 45,2 % рабочих проработало на предприятиях сферы торговли от 3 до 10 лет, из них, 21,1 % от 3 до 5 лет; 24,1 % - от 6 до 10 лет. 11-20 лет проработали на одном предприятии сферы торговли 17,3 % опрошенных рабочих. Омоложение работников торговли шло своим чередом, нормальными темпами: до 1 года на данном предприятии проработало 12,8 %, столько же от 1 года до 2 лет. Старых работников, проработавших на данном предприятии свыше 20 лет оказалось 9 %. Таким образом, смена поколений рабочих торговли была вполне обеспечена.

Совершенно другая картина сложилась к 1993 году. В связи с омоложением состава работниц торговых предприятий, стаж их работы в отрасли и на данном предприятии также снизился как и их возраст.

Так, 75,2 % работниц работали в отрасли от менее года до 10 лет (процентное соотношение оказалось приблизительно одинаковым: около 18 % по всем группам: до 1 года, от 1 года до 2 лет, от 3 до 5 лет, от 6 до 10 лет). Группа же работников со стажем работы в отрасли от 11 до 20 лет оказалась достаточно стабильной и, несмотря ни на что, составила 27,3 % опрошенных. Таким образом, перипетии времени не смогли сломить самых устойчивых, давно работающих и привыкших к сфере торговли рабочих.

Интересны изменения, происшедшие внутри предприятий. Так, количество рабочих со стажем от менее 1 года до 2 лет составило 54,6 % от всех опрошенных (примерно в равной пропорции относительно стажа работы до 1 года, и от 1 года до 2 лет). Примерно сохранили свои пропорции рабочие со стажем 3-5 лет и 11-20 лет -вместе 37,6 % (в 1989 г. - 38,4 %). Изменения коснулись группы рабочих со стажем 6-10 лет, она составила в 1993 г. - 9,1 % от численности опрошенных. Что же произошло с этой группой, из которой, как мы уже видели, рекрутировались руководители? Можно предположить, что эта группа, как наиболее профессионально компетентная, ощущала в себе достаточно сил уйти в частный бизнес, стать предпринимателями.

Как и в других отраслях хозяйства структуру трудовых ресурсов торговли образуют два ее крупных элемента, отличающиеся по характеру и содержанию; квалификационным характеристикам труда. Это, с одной стороны, руководители и специалисты, и рабочие - с другой.

В соответствии с отдельными стадиями (этапами) торгово-технологического процесса розничной торговли выделяются группы профессий рабочих, занятых следующими операциями:

- перевозкой товаров - водители транспортных средств;

- погрузочно-разгрузочными работами и перемещением товаров - грузчики, подсобные (транспортные) рабочие;

- складскими работами - кладовщики, приемщики, отборщики, упаковщики и др.;

- продажей товаров - продавцы продовольственных и непродовольственных товаров;

- подготовкой к продаже - маркировщики, фасовщики;

- контрольно-кассовыми операциями - контролеры, кассиры;

- обслуживанием и ремонтом помещений, оборудования, инвентаря - слесари, машинисты компрессорных установок, оформители;

- содержанием в чистоте помещений, оборудования, инвентаря - уборщики производственных и служебных помещений.

Анализ данных исследований, проведенных в середине 80-х годов ВНИИЭТ систем под руководством Л.А.Мордасовой показывает, что основные затраты труда в розничной торговле связаны с продажей товаров (более 46 %), выполнением погрузочно-разгрузочных работ и перемещением товаров (17,1 %), осуществлением контрольно-кассовых операций (13,4 %), содержанием в чистоте помещений, оборудования и инвентаря (10,4 %).

О масштабах применения ручного труда в торговле говорит группировка рабочих отдельных профессий по степени механизации труда при выполнении различных операций торгово-технологического процесса.

Несмотря на существенные различия в содержании, характере и условиях труда в оптовой, розничной торговле, предприятиях питания, уровень занятости ручным трудом во всех подотраслях очень высок и практически одинаков.

Если же рассматривать не стационарные условия торговли, а выездные, то ручной труд - основная деятельность, составляющая 99 % рабочего времени работающих в этих условиях рабочих.

Торговля - отрасль хозяйства, занимающая первое место по количеству занятых в ней женщин. В конце «спокойных» 80-х годов женщин в торговле было около 5 млн. человек, что больше, чем в сферах образования (4,4 млн. чел.), здравоохранения (3,2 млн. чел.), в 1,4 раза больше, чем в учреждениях культуры и искусства, науки и научного обслуживания, кредитования и страхования, аппарата, органов управления вместе взятых.

82 % всех работающих в торговле - женщины.

Предполагается, что погрузочно-разгрузочные, самые тяжелые работы, выполняются грузчиками - мужчинами. Но, во-первых, не все грузчики в торговле - мужчины, часть из этих должностей занята женщинами, а, во-вторых, как показывают результаты выборочных исследований, грузчики в продовольственных магазинах выполняют 68% общего объема этих работ, а в непродовольственных – 56%, а остальную часть - 32-44% - продавцы и другие работники.

Женщины в торговле выполняют несравнимо больший объем ручных работ нежели в промышленности, где объем ручных работ, выполняемых мужчинами и женщинами составляет 40 %.

Рост объема товарооборота в действующей торговой сети при неизменном уровне техники и технологии вызывает дополнительные затраты ручного труда.

Доля фасованных товаров, поставляемых промышленностью в торговлю, увеличивается в меньших количествах, чем товарооборот.

В результате торговля выполняет не свойственные ей функции подготовки товаров к продаже. Устранение существующего несовершэнства разделения труда между товаропроизводителями и торговлей позволит сократить в последней долю ручного труда, ложащегося на плечи женщин. Дешевизна трудовых ресурсов в современной России - одна из причин незаинтересованности предпринимателей в механизации труда и в промышленности, и в торговле.

Недостаток оборотных средств, инвестиций - очередная причина низкой механизации труда.

В процессе - обработки данных опросов рабочих торговли в 1988-89 и 1993-94 годов мы вычислили разность между положительными и отрицательными оценками тенденций, происходящих в области условий, содержания, производительности труда, соотношения видов работ и, соответственно, количественного соотношения груш работников. Рабочим предлагалось ответить на вопрос: «Какие изменения произошли за последние три - четыре года на Вашем предприятии?».

Характеризуя внешние связи своих торговых предприятий, рабочие в конце 80-х годов отмечали ухудшение снабжения магазинов поставщиками. Покупательная способность рубля, инерционный рост зарплаты в сфере производства, недостаточное производство качественных товаров имели следствием дефицит и, зачастую, наблюдалось уменьшение ассортимента имеющихся в продаже товаров.

Если в целом в торговле конца восьмидесятых годов за счет открытия новых торговых предприятий, наблюдалось увеличение работающих, то количество работников большинства старых предприятий уменьшалось в связи с перебоями в поставках товаров. В первую очередь «под сокращение» попадали подсобные рабочие - уборщики помещений (индекс - 38), грузчики (-25), затем и продавцы (-17). Сокращение коснулось рабочих всех специальностей. В результате нагрузка на оставшихся работников возросла, причем, наряду с ухудшением поставок товаров, ухудшилась оснащенность труда машинами и механизмами, а это означает; что увеличилась доля тяжелого ручного труда в торговле конца 80-х по сравнению со срединой 80-х годов (+ 55). Рабочее время, затрагиваемое на разгрузку, переноску, фасовку увеличилось (+ 15) и все в большей степени распределилось на оставшихся продавцов, то есть на женщин.

В конце 80-х годов еще не была разрушена система повышения квалификации, а уменьшение количества работающих внутри торговых коллективов увеличивало возможности для повышения квалификации (+ 3) и роста их квалификационного разряда (+ 10).

Рабочие оценивали профессиональную подготовку большинства членов своего коллектива как высокую (29 %) и очень высокую (3 %), как среднюю - более половины (55 %) и лишь 4 % определяли ее как слабую и столько же - как очень слабую.

По мнению рабочих, возросла удовлетворенность покупателей работой предприятий, правда, незначительно (+6). Это произошло по причине уменьшения товарной массы. Появилось больше времени для обслуживания покупателей (+ 11).

Сравнение рабочими торговли состояния системы подготовки, повышения квалификации и выдвижения рабочих, имеющих соответствующее образование, на руководящие должности, должности специалистов середины восьмидесятых, с концом восьмидесятых и середины девяностных с концом восьмидесятых показывает, что если в 1988-89 годах рабочие отмечали положительные изменения, то в 1993-94 годах - отрицательные тенденции, характеризующие состояние указанной системы, причем в последнем случае отмечается подавляющее преобладание отрицательных оценок. Мнения рабочих свидетельствуют о разрушении системы воспроизводства рабочих кадров, профессионального роста и продвижения по служебной лестнице.

Зачастую на должности руководителей приходят или назначаются люди без соответствующего образования. Подбор рабочих, специалистов, руководителей осуществляется по знакомству, по родству, по наличию экономических и иных связей, на основании декларируемой претендентом личной преданности директору магазина или фирмы.

Необходимо учесть и тот факт, что критерии подготовки, обучения рабочих для торговли в рыночных условиях применительно к российской специфике еще не определены, потому и не сложилась система воспроизводства и движения трудовых ресурсов в торговле.

Данные опроса 1993-94 годов говорят о понижении квалификационных разрядов рабочих. Причиной этого является то, что предприниматели при найме работников или занижают квалификационный разряд, или вообще не подразделяют работников одной специальности по разрядам.

Неопределенными являются для работников возможности и условия повышения квалификации. Поэтому изменения в этой сфере оцениваются рабочими крайне негативно (;-27) по сравнению со старой системой конца восьмидесятых годов.

Рабочими отмечается сокращение численности работников большинства торговых специальностей, особенно продавцов (4 55), уборщиков помещений U 27), грузчиков (- 18).

В качестве положительных тенденций отмечаются следующие.

Сокращение рабочего времени на разгрузку, переноску, фасовку (-46). Большую часть погрузочно-разгрузочных работ выполняют мелкооптовые поставщики своими силами. Возросло количество фасованной продукции. Возросла оснащенность механическими и электронными измерительными приборами (+ 8), а, соответственно, и производительность труда продавцов (+ 8). Несравнимо с концом восьмидесятых годов улучшилось снабжение предприятий торговли товарами (+7 3), возможность и необходимость уделять больше внимания запросам покупателя, процессу предложения и помощи в выборе товара (+ 2 2). Удовлетворенность российских, не избалованных вниманием покупателей, не замедлила сказаться (+ 44).

Мы рассмотрели изменения, происшедшие с середины восьмидесятых годов, относящиеся к объективной функциональной технико-технологической стороне содержания труда рабочих торговли.

Эти изменения структуры деятельности в процессе реализации целой продолжительной деятельности характеризуют изменения функциональной составляющей социокультурного статуса рабочих торговли.

Рост числа предприятий, занимающихся торговой деятельностью, а, соответственно, рост числа рабочих мест с низкой технико-технологической оснащенностью, большой долей ручного тяжелого труда, сопряженный с переливом в торговле трудовых ресурсов, более высокой, чем в торговле квалификации, на данном этапе приводит к дисквалификации работников, понижению их трудового потенциала, снижению технико-технологической квалификации трудовых ресурсов страны в целом.

Большое количество женщин, выполняющих тяжелую работу в торговле отрицательно сказывается на социокультурном потенциале женского пола, населения страны: воспроизводстве социальных институтов семьи и брака, образования и воспитания, культуры, искусства, идеологии и политики.

С другой стороны, существует огромная армия рабочих, задействованных на рабочих местах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и вредными условиями труда, где в конце восьмидесятых годов женщины составляли одну треть, а в таких отраслях, как химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, стекольная и фарфоро-фаянсовая, пищевая промышленность - почти половина, в легкой же -две трети. Переток этой части трудовых ресурсов в торговлю - благо, которое несет с собой расширение сферы торговли. Без анализа состояния и тенденций перемещения трудовых ресурсов страны, а на его основе - целенаправленной государственной политики в области труда и занятости невозможно поддержание, а, тем более, невозможен рост потенциала трудовых ресурсов, развитие социокультурного процесса в стране.

Данные наших опросов свидетельствуют о все возрастающем уровне образования продавцов. Доля рабочих с неполным средним образованием сократилась с 23 % до 1 %, с общим средним - с 43 % до 15 %. Увеличилась доля рабочих, закончивших профессионально-техническое училище или специальные курсы с 20 % до 34 %, техникум - с 11 % до 45 %, институт - с 3 % до 5 %. Речь идет о рабочих магазинов. На рынке процент образованных продавцов еще больше, вплоть до кандидатов наук, стоящих в торговом ряду бок о бок со своими студентами. Конечно же, это отнюдь не рациональное использование образовательного потенциала трудовых ресурсов страны.

Снизилось количество рабочих, чья работа полностью соответствует полученной специальности с 42 % в конце 80-х годов до 36 % в середине 90-х. Увеличилась с 18 % до 27 % доля тех, чья работа близка профилю полученной специальности. Возросло количество людей, работающих не по специальности с 27 % до 37 %.

Работа продавца, самой распространенной и ключевой специальности в магазине, заключается не только в том, чтобы фасовать, подносить, показать, отмерить, подвести, завернуть. Эти технические операции составляют часть деятельности по продаже товара. По классификации психологов эта деятельность относится к типу «человек - вещь». Она мало чем отличается от умственной и двигательной активности малоквалифицированных промышленных рабочих.

Специфически характер труда продавцов заключается во второй ипостаси этой профессии: взаимодействии с покупателем - другим человеком в процессе купли - продажи. Вещи здесь - продовольственные и промышленные товары - непосредственные удовлетворители потребностей людей. Торговля - процесс, состоящий из двух актов продажи (Т-Д) и купли (Д-Т), с двумя субъектами - продавцом и покупателем. Товар в процессе торговли переходит из собственности продавца (в широком смысле) в личную собственность покупателя. В этом экономическая специфика работы продавца. Отличие работы продавца от работы слесаря на заводе в том, что они принадлежат к разному типу деятельности: работа продавца - к типу «субъект - субъект», «человек - человек», «продавец - покупатель»; вторая - к типу «человек - объект». Торговля-сфера обслуживания людей - покупателей.

Отличием профессии продавца от профессии преподавателя (по типу они близки) является материальная ответственность, как непременное условие работы в торговле. Торговля - это личностный товарно-денежный процесс. Каждый работник торговли ежедневно и ежегодно держит перед покупателем, перед самим собой, перед коллективом, фирмой, обществом экзамен на честность, экономическую, финансовую, общечеловеческую! Как показывает практика, не всем эта работа со множеством непосредственных соблазнов по плечу в силу индивидуальных свойств, либо определенных норм и ценностей, которыми в своем поведении руководствуется личность. Как показывают американские исследования, большая часть краж в супермаркетах совершается работниками магазинов.

Как утверждают психологи, ответственность за материальные ценности каждым конкретным индивидом воспринимается и переживается по-разному, что находит выражение в соответствующем уровне беспокойства, тревожности. «Для лиц с высоким уровнем беспокойства - тревожности, работа, связанная с материальной ответственностью нежелательна. Находясь в состоянии постоянного психологического дискомфорта, такие люди подвергают себя чрезмерным нервным перегрузкам и могут явиться «претендентами на замещение вакантных коек в неврологических клиниках». Нежелательна работа с материальными ценностями и для лиц с низким уровнем беспокойства - тревожности, т.е. безответственных и совершенно безразличных к рассматриваемой особенности работы.

Это необходимо учитывать в процессе профотбора.

Второй особенностью деятельности в сфере торговли является несоразмерность количества обслуживаемых (покупателей) и обслуживающего персонала (продавцов). В течение рабочего дня продавцу такого, например магазина, как «Детский мир» в Москве, приходится обслуживать 300-400 человек, десятки раз отвечая на одни и те же вопросы, приспосабливаясь к постоянному мельканию лиц, к непрерывно сменяющим друг друга, снова и снова, требующим внимания покупателям.

Психолог Н.В.Кучевская приводит в своей книге один эпизод: «Молодая продавщица одного из крупных московских универмагов, пришедшая в торговлю по призванию и работающая успешно, неожиданно подала заявление об уходе - решила сменить профессию. Почему? - спрашивали её. Девушка отмалчивалась. А потом нервно крикнула: «Мне каждого покупателя укусить хочется!».

У кого возникает подобная агрессивность? Во-первых, к ней в большей степени предрасположены индивиды с низким порогом чувствительности, во-вторых, многие хоть раз да испытывали подобное желание, ведь продавец, кассир, администратор, как и приемщик ателье, водитель такси - профессии, требующие помимо профессиональных знаний еще психологической подготовки личности: умение контактировать с людьми, понимать их с полуслова. А если этого нет (что чаще всего и встречается), то плохо и покупателю и самому работнику. Итак, третья особенность работы в торговле - общение, как необходимое условие взаимодействия людей в процессе купли - продажи. Оно не тождественно ни взаимодействию, ни совместной деятельности.

У работников сферы обслуживания общение составляет 75-80 % рабочего времени.

Быть общительным, любезным - обязанность работника данной категории.

Подлинного продавца можно узнать по манере поведения и характеру мышления. Например, постоянная готовность вступать в межличностные отношения с незнакомыми людьми при достаточно продолжительном выполнении социальной роли продавца с выработанной положительной мотивацией приводит к формированию у него общительности, легкости и раскованности в налаживании человеческих контактов в любой обстановке. К сожалению, многие работники сферы торговли ограничиваются выполнением монотонных простейших операций (подать, взвесить, завернуть), тем самым переживая нервно-психологическое напряжение, набивая оскомину от вынужденной суеты, «терпя» покупательские запросы. Так, по крайней мере, оценивают свою работу те, кто смутно представляют, что можно считать профессионализмом в труде продавца.

Данные нашего исследования показывают, что руководители и специалисты торговли считают, что их работа «требует высокой квалификации», причем, это требование все возрастает. Если в первом опросе так считали 65 % респондентов, то во втором - их число возросло до 85 %. Б то же время какое-либо обучение с целью повышения квалификации прошли уже более пяти лет назад лишь половина ответивших, 31 % респондентов ни разу не проходили повышение квалификации и лишь 16 % опрошенных сделали это около трех лет назад. Это - данные последнего опроса. Нужно заметить, что процесс повышения квалификации торговых работников затруднен характером их труда, главным осложняющим фактором которого является большая материальная ответственность как в субъективном ее отношении, так и в объективном. Решение проблемы регулярного повышения квалификации требует специальных исследовательских усилий социологов и психологов. Но уже сейчас можно сказать, что следует приблизить обучение к месту работы обучаемых, проводить его «безотрывно» или после работы, или уделяя ему часть рабочего времени.

Назрела необходимость разработки проблемы маркетинга, гуманитарных знаний применительно к торговле. А пока сама работа в торговле с ее разнообразием нестандартных ситуаций является ежедневным «тренингом» развития индивидуальных способностей.

«Удовлетворены ли Вы возможностями, которые дает Ваша профессия для развития способностей?», респонденты особо отметили в первую очередь способность «работать с людьми», ладить с ними, без которой руководителю и человеку не обойтись.

Вторая благоприобретенная способность - «быстро ориентироваться в проблемных ситуациях», которая отличает большинство работников торговли, а поэтому и характерна для них. Благодаря своей профессии респонденты приобрели способность лучше» понимать интересы людей». Способность «управлять людьми» в большей мере «обогатились» руководители середины 90-х годов (75 % респондентов), нежели их предшественники, более критично оценившие это свое качество, лишь половина из них удовлетворена этой собственной способностью. Дело, вероятно, в том, что произошло изменение отношения к этой способности, в «контексте изменения менталитета» взаимоотношений людей и в обществе в целом и на работе, особенно в сфере товарно-денежных отношений. В конце 80-х, в период демократизации «управлять людьми» - способность, имевшая и несколько негативный оттенок, скорей морального характера, поэтому ее особо «не выставляли на показ».

Середина 90-х - период постдемократический с преобладанием жестких экономических интересов. В наше время возможность и способность «управлять людьми» ценится больше, а потому обозначается «прямым текстом», беззастенчиво. Если в конце 80-х больше ценили способности «оказывать духовную поддержку другому человеку (60 %), «сопереживать, сочувствовать состояний другого человека» (66 %), то сегодня работа руководителя торговли менее располагает к развитию таких его качеств, а более - способности «управлять людьми» (75 %), а потом уж «оказывать духовную поддержку» (70 %) и «сочувствовать . « (62 %).

В целом же тренинг руководительских, партнерских способностей интенсифицировался в 90-х годах на 15 %, тренинг отношения к другому человеку как к индивидуальности, нуждающейся в духовной поддержке, чуть меньше - на 10 %, нуждающейся в сочувствии меньше, чем в 80-е годы.

Профессия дает большие возможности респондентам середины 90-х годов нежели их коллегам 80-х, в частности, в оказании помощи знакомым в приобретении необходимых товаров (69 % респондентов удовлетворены сейчас этой возможностью, а раньше - лишь 49$), оказание денежной помощи родным и знакомым (54 % против 31 %), содействия в устройстве на хорошую работу (46 % против 14 %). Это положительно сказывается на родственниках, дружеских отношениях, при наличии желания воспользоваться ими.

Приватизация предприятий торговли, экономическая, организационная их самостоятельность дали большие возможности руководителям и специалистам влиять на положение дел, «делать свой бизнес». На вопрос: «Можете ли Вы реально повлиять на улучшение дел на Вашем предприятии?», уверенно «да» ответили 46 % сегодняшних респондентов и лишь 14 % в 1989 году, более взвешенно оценили свои возможности, примерно, одинаковое количество респондентов (31 % и 36 %). пессимистически настроенных, сегодня в два раза меньше, чем до экономических реформ.

На чем же основан подъем оптимизма, уверенность в возможности изменить к лучшему положение дел на своем предприятии у руководителей и специалистов торговли? Как изменилась структура их профессиональной повседневной деятельности?

Структурными элементами профессиональной деятельности являлись конкретные ее направления, которые наиболее типичны для роли специалиста и руководителя торговых предприятий и предприятий общественного питания. За основу мы взяли виды работ, включенных в профессиопрограммы, рекомендованные во второй половине 80-х годов институтом экономики торговли в качестве профессионально-квалификационных требований к работникам-специалистам торговли и общепита.

Нашим респондентам предлагалось оценить 45 направлений деятельности по количеству затрачиваемого на них времени, степени необходимости их для достижения конечных результатов труда индивидуального интереса, который вызывает или не вызывает у них то или иное направление, как у субъекта деятельности. Хотели бы они уделить больше времени и внимания видам работ, которыми приходится по необходимости, а может и с интересом заниматься в перспективе при лучшей организации своего труда? Прогностический анализ отравился также в части вопроса, где респондент мог отметить свое отношение к направлениям деятельности, которыми он не занимался, но они представляют для него интерес, или они необходимы. А может он не занимается потому, что нет :ни необходимости, ни интереса? Блок вопросов заканчивался предложением дополнить список не учтенных нами видов работ, которые необходимы и интересны для респондента и ее коллектива.

Сравнительный анализ структуры деятельности показывает следующее.

Во-первых, кардинально изменился характер деятельности. Произошла адаптация руководителей и специалистов торговых предприятий к новым экономическим и управленческо-административным условиям деятельности: они стали субъектами планирования, организации, стимулирования торгово-производственного процесса. Что реализовалось в более жестком отборе стратегических направлений деятельности, фокусировании внимания и жизненной энергии на меньшем количестве деятельностей, составивших функциональное производственно-необходимое ядро.

Если в первом исследовании отрицательное значение обобщающего коэффициента необходимости интереса получили только два направления деятельности из предложенного списка, то во втором -уже 18. Таким образом, 40 % того, чем занимались руководит эли и специалисты в конце 80-х «вынесено за скобки» их насущных нужд и интересов, (процент ответивших «нет необходимости и интереса» оказался больше, чем процент ответивших, что это «необходимо» или/и «интересно»). Исключенными оказались организаторские мероприятия, нацеленные на стимулирование соревновательной активности рабочих, направления работы руководителя, обеспечивавшие ранее связь с вышестоящими административными инстанциями. За пределами внимания руководителей торговли оказались и такие направления деятельности, как «разработка плана по сокращению времени обслуживания покупателей, списка дополнительного обслуживания покупателей, проведения потребительских конференций», «анализ книги пожеланий и предложений».

В качестве первоочередных, судя по совокупному коэффициенту, по сути «текущим», ведущими являются повседневные оперативные направления работы, нацеленные на бесперебойный процесс торговли: «Организация и проведение оперативного учета товарооборота», подведение итогов за определенный период», «выявление «узких мест» в торгово-производственном процессе», «оперативное ведение учета поступающих товаров», «наблюдение за ходом торгово-производственного процесса», участие в проведении инвентаризации», участие в подсчете выручки, передачи ее инкассатору», «организация повседневного учета потребительского спроса» (на 8-м месте), «совпадение личных интересов работников с интересами предприятия», «работа с поставщиками», «контроль за работой кассиров, чистотой в торговом зале», «изучение характера квалификаций, склонностей работников для создания условий достижения успеха в работе каждого работника», «организация труда на рабочих местах», «ремонт неисправного оборудования», «составление заявок на товары». Таковы виды деятельностей, составляющие «первую десятку» по общему коэффициенту. Сравнивая «первую десятку» с данными предыдущего опроса мы видим, что для сегодняшних руководителей и специалистов важным делом стало участие в подсчете выручки для дальнейшей ее передачи инкассатору, тогда как эта операция в конце восьмидесятых годов занимала лишь 37 место, а 7 место «занимал» экономический анализ о целью составления плана социалистических обязательств».

Ныне же проблемы соревнования, внутриколлективной дифференциации и стимулирования труда разработки критериев оценки и стимулирования труда не входят в «тридцатку» необходимых или интересных занятий, так же как «изучение и распространение передового опыта», «организация рационализаторского движения в коллективе», «развитие наставничества», так же как «распределение задания между бригадами». В этих направлениях работы «нет интереса и необходимости», по мнению большинства руководителей торговли.

На большинстве современных предприятий торговли отсутствует даже четкая тарификация рабочих мест и трудовых операций, не говоря уже об учете различий в актуальной активности рабочих за день, неделю, месяц. Есть лишь различия: руководитель, специалист, рабочий, а в остальном царит уравниловка похлеще «застойной». Внимание к личному контролю за подсчетом выручки обусловлено необходимостью нескольких систем расчета товарооборота и прибыли, как минимум - двух: официальной и «неофициальной - теневой». Это «живой», «личный» интерес, который вознес рутинную в прошлом операцию с 37 места в «десятку» смыслообразующих направлений деятельности.

И это типично для нашего времени. Важен результат, заданный жесткой экономической необходимостью.

В процессе вторичного анализа данных исследований нами были построены ранжированные списки занятий в рабочее время: а) по степени необходимости; б) по степени интереса к тому или иному занятию, интереса, характеризующего личностно-индивидуальную вовлеченность, субъектность занимающегося этим делом человека. Сопоставление этих списков или ранжированных рядов привело к следующим выводам.

Во-первых, количество «необходимых» занятий несравнимо превосходит количество «интересных»: в последнем исследовании - более, чем в 2,5 раза, в первом - в 1,8 раза.

Во-вторых, очень редко встречаются случаи, когда то или иное направление деятельности, которым чаще занимаются, было бы более интересно типичному представителю данной социально-профессиональной группы, чем необходимо. В первом исследовании таких случаев нет. Во втором - их четыре: анализ книги пожеланий и предложений покупателей; развитие наставничества ; выяснение условий жизни, интересов, склонностей людей в нерабочее время; развитие коллективистских отношений между работниками. Это, как видим, интересы человека профессии типа «человек - человек», скрытого за фигурой профессионала функционера типа «человек - процесс».

В-третьих, сопоставление «чисто необходимых» направлений деятельности сегодняшних руководителей с результатами предыдущего исследования показывает, что сегодняшняя «необходимость» задана торговым процессом конкретного предприятия, его прибылью, а не административной включенностью в распределительную сеть, спланированную на уровне страны, региона, местного управления торговли, или треста, столовых и ресторанов. Отсюда деятельность руководителей предана менее формальна, а более содержательна, менее нормативна, а более конкретна, оперативна, напряженна, более творческая, чем исполнительская, чем была шесть, десять, пять лет назад, конечно, в жестких пределах критериев прибыльности предприятия.

Большое значение имеет поиск поставщиков, и пока небольшой, выбор оптимальных. Раньше «работа с поставщиками» занимала лишь 16 место, сегодня - 5 место среди необходимейших, «оперативное ведение учета поступающих товаров» переместилось сегодня на 2 место с 2 места в прошлом. «Контроль за работой кассиров» поднялся с 8 места на четвертое, работа по подсчету выручки - с 22 места на 4-е. Это, как мы уже отмечали, индикатор жесткой монетаристской ориентации работы, да и много проблем возникает с чисто технической стороной подсчета большой массы девальвированных рублей. Возросла необходимость разрешения конфликтов между продавцами и покупателями (сегодня 7, раньше - 9 место). Раньше была более настоятельной потребность для руководителя «разрешения конфликтов между работниками», занимавшая 4-е место, а ныне вытесненная на 11-е место. Сегодня конфликтный работник «затихает», не рискуя быть уволенным. Ведь «очередь безработных» - уже реальность сегодняшнего дня. Она делает неудобных и неугодных сговорчивыми, покладистыми, нередко за счет их психического и нравственного, индивидуального и индивидного здоровья. Опросы рабочих торговли показывает, что возможность их участия в управлении делами коллектива в первом опросе осталась прежней по сравнению с началом перестройки, а во втором опросе - эта возможность уменьшилась после приватизации предприятия.

Анализ первой десятки ранжированных рядов «интересных занятий» показывает следующее.

Во-первых, то, что недорабатывается в деятельностном необходимом профессиональном времени - пространстве, не вытесняется полностью, а постоянно имеется ввиду, находясь в пространстве ценностном, пространстве интереса, что говорит о том, что «интересное» реализуется во временных промежутках ослабления давления экономической необходимости в «просветах» между необходимыми занятиями или по мере стихийного «всплеска» на уровень крайней необходимости долгое время не реализуемых «интересных» проблем.

Во-вторых, по содержанию эти занятия в большей степени можно определить как работу с людьми - подчиненными, членами коллектива. Важно, чтобы интерес к этой работе по мере адаптации к рыночным условиям не упал, а развивался, что будет способствовать и успеху в торговле и гуманизации межличностных отношений « по вертикали» и «по горизонтали». Важная роль в этом принадлежит налаживанию гуманитарного образования руководителей и специалистов торговли. Оно будет способствовать тому, чтобы не только экономическая необходимость и интерес к прибыли как результату трудовых усилий были условиями трудовой активности, но и сам процесс труда в торговле был интересным, не давящим, а доставляющим удовольствие, поднимал настроение.

Уже сегодня среди «интересных» занятий первое место принадлежит «изучению характера квалификации, склонностей работников для создания условий достижения успеха в работе каждого работника», одно из вторых мест занимает «развитие наставничества», одно из третьих - «выяснение условий жизни, интересов, склонностей людей в нерабочее время».

Отрадно то, что руководители и специалисты более оптимистически оценивают свои возможности повлиять на улучшение дел собственного предприятия, чем пять лет назад. Не сомневаются в этом сегодня 46 % респондентов против 14 % в 1989 году.

Одной из характеристик профессиональной деятельности является ее напряженность. В каком режиме приходится работать руководителям и специалистам торговли? Все они трудятся в режиме ненормированного рабочего дня. Большинство отмечают необходимость работать в субботу (92 % респондентов). Большая часть из них (67$) работает каждую субботу, более четверти (27 %) - три субботы из четырех, 17 % респондентов выходят на работу каждую вторую, а 9 % - каждую четвертую неделю месяца. Приходит он работать и в воскресенье, но реже: каждое воскресенье трудятся 18 %, два раза в месяц - 10* %, один раз в месяц - 27 % руководителей и специалистов. В среднем 6 часов работают респондента и в выходные дни.

Уделим несколько строк и психологическому климату на работе.

Как рабочие оценивали и сегодня оценивают своего руководителя по критерию «внимание к человеку». Сегодняшние рабочие в своем большинстве (54 %) считают, что их руководитель внимание к работнику проявляет, но при этом его не назовешь своим товарищем, чувствуется некоторое неравенство: он - начальник, я - подчиненный.

В конце 80-х годов оценки работниками руководителей были более разнообразны и противоречивы. Выделяются противоположные типы: первый - 25 % -.»полное равнодушие к человеку», и четвертый - «идеальный человек» - 24 % респондентов.

Современный тип отношений руководителя к подчиненному более соответствует его должностному, экономическому статусу «деловое внимание к человеку» с соблюдением дистанции и без особой пробле-матизации «человеческого фактора», «каждому - свое место и своя цена».

Если в конце 80-х годов руководитель мог позволить себе «полное равнодушие к человеку», то сегодня в интересах дела он должен считаться с «каждым работником» в меру «производственной необходимости». Функциональный, деловой стиль становится преобладающим.

Какова комплексная оценка работы как сферы жизнедеятельности? Насколько уверенно и свободно человек чувствует себя на работе? Каково индивидуальное самочувствие работника торговли - индикатор осознания и оценки успешности профессионального бытия человека?

Как показывают данные середины 90-х годов, уровень индивидуальной самореализации работников торговли в трудовой сфере жизнедеятельности возрастает. Об этом говорит коэффициент удовлетворенности, который вырос как у рабочих (с 0,38 до 0,52), так и у руководителей и специалистов (с 0,59 до 0,7 5).

Можно сказать, что чувство уверенности и свободы было в большей степени присуще в конце 80-х годов руководителям и специалистам, чем рабочим и выросло оно у первых в большей степени нежели у вторых. Коэффициент удовлетворенности работой у рабочих торговли в 1994 году приблизился к величине коэффициента удовлетворенности работой руководителей и специалистов, присущей этой группе еще пять лет назад. Продолжится ли эта тенденция? Многое в России зависит от политических «зигзагов».

Можно сказать, что для профессионального положения руководителей и специалистов торговли середины 90-х годов характерна высокая степень статусной конгруэнтности, то есть, высокая степень соответствия друг другу различных статусных факторов. В конце восьмидесятых наблюдалась их некоторая рассогласованность. диспропорциональность, например, высокая самооценка ответственности, уровня нервной напряженности, высокой занятости на работе, с одной стороны, и неудовлетворенность уровнем доходов, низкая оценка справедливости системы оплаты труда, с другой стороны, разброс мнений подчиненных о преобладающем типе руководителя - с третьей и т.д.

4. Социально-экономические показатели

Насколько «благодарной» в экономическом отношении является работа в торговле? Какие возможности дает семейный доход для удовлетворения потребностей семьи?

Обратимся к результатам первого исследования и посмотрим к каким доходным группам относили себя работники торговли в конце 80-х годов?

Судя по самооценке, большая часть руководителей и специалистов относит себя к средней (третьей) группе доходности (35 % респондентов). И, вообще, большинство их оценивают возможности своего дохода как средние, не склонные относить свои возможности ни к высшей, ни к низшей группе обнеспеченности (1 % и 5 50. 89% респондентов образуют большинство, входящее во вторую, третью и четвертую группы (соответственно 33 %, 35 %, 21 % респондентов). Это больше, чем рабочих в этих группах (80 %) и жителей страны (82 %). Более чем в два раза число рабочих, относящих уровень своих доходов к высшим, превосходит число специалистов и руководителей торговли так же оценивающих возможности семейного дохода (всего 5 %). Это контрастирует с общественным мнением, согласно которому именно «зав. магазином, зав. столовой - высокообеспеченные люди». Чаще всего при этом основанием для подобных суждений были сообщения средств массовой информации о «нетрудовых» доходах под рубрикой «из зала суда». Нужно учитывать при интерпретации этих эмпирических данных то, что руководители - меньшая часть группы руководителей и специалистов, а также и то, что уровень притязаний рабочих меньше чем у руководителей и специалистов торговли» Итак, в конце 80-х годов большинство работников торговли относило себя к средней группе российского общества по возможностям своего семейного дохода.

Каковы изменения в оценке дохода работников торговли середины 90-х годов по сравнению с концом 80-х?

Сегодня возможности семейного дохода для удовлетворения потребностей семьи возрасли у всех работников торговли по сравнению с возможностями конца 80-х годов.

Охарактеризуем средние для работников торговли доходы: в 2,6 раза уменьшилась группа с наименьшим доходом, в 1,8 раза -вторая снизу группа, возросло количество работников со средним и высоким уровнем доходов: в 1,6 раза - 3 группа, в 1,1 раза - 4 группа, в 1,5 раза - группа работников, члены семей которых могут практически ни в чем себе не отказывать.

Одинаковое количество - всего 1 % - руководителей и специалистов и в первом и во втором опросах отнесли свои доходы к первой - малообеспеченной группе, ко второй, чуть выше обеспеченной группе в первом опросе отнесли себя 33 % руководителей и специалистов, а во втором - всего лишь 7 % респондентов этой группы. Примерно на 10 % респондентов увеличилась каждая из трех групп респондентов, оценивающих свои доходы: как средние (35 % - 46 %); выше средних (21 % и 31 $);доходы, позволяющие ни в чем себе не отказывать (5 % и 15 %). Группы рабочих с малым доходом гораздо больше подобных по доходу групп специалистов и руководителей, и, наоборот, высокодоходные группы руководителей и специалистов по количеству респондентов превосходят подобные группы рабочих.

Если в 1989 году лишь 22 % руководителей и специалистов очитали, что их труд оплачивается «достаточно справедливо» и эта оплата «в значительной степени стимулирует самоотдачу», то сегодня уже 46 % респондентов этой группы считают оплату справедливой и 39 % - «в значительной мере стимулирующей самоотдачу».

Возросло (с 13,5 % до 54 %) число рабочих, оценивающих оплату труда как «достаточно справедливую» и «в значительной степени стимулирующую самоотдачу» (с 29 % - до 36 %).

5.Показатели состояния здоровья

Индикаторы состояния здоровья показывают, что заболевания нервной системы и сердечно-сосудистые заболевания занимают, соответственно, первое и второе места в списке профессиональных болезней работников торговли. 36 % и 23 % опрошенных нуждаются в санаторно-курортном лечении по этому поводу. Заболевания нервной системы встречаются в среде работников торговли в два раза больше, чем желудочно-кишечные (18 % опрошенных, 3-е место), более, чем в два раза - болезней опорно-двигательного аппарата (17 %, 4 место), в 3 раза чаще «женских» гинекологических заболеваний (11 %). На плечи продавца давит груз ответственности как за продажу качественных товаров, так и за организацию торговли. Именно продавцу приходится выслушивать претензии и некачественные товары, и за плохую организацию торговли.

Представляется целесообразным поставить вопрос о психоневрологической, психологической диспансеризации работников торговли, привлечь психиатров и психологов для налаживания системы профотбора.

Быть общительным, любезным - обязанность работников данной категории. Однако, высококвалифицированные продавцы видят в общении не только трудности, но и преимущества своей профессии. Им нравится доставлять удовольствие от покупки своим покупателям.

Работа в торговле дает большие возможности для знакомств. Люди чутко реагируют на хорошее обслуживание и всегда благодарны за это продавцу. Продавцу каждого надо обслужить, но у каждого можно чему-то и научиться. Общение способствует развитию таких ценных качеств, как самообладание, выдержка, наблюдательность, находчивость, живость ума. Многое узнаёт продавец о вкусах, потребностях, оценках тех или иных вещей, товаров, услуг, он общается с подростками, молодежью, стариками, слышит разнообразную речь, учится различным образом на нее реагировать. Так формируется способность самоконтроля, умение управлять своими поступками в любых обстоятельствах, сила воли, способность творить общение, быть в нем ведущим, самостоятельно и со знанием дела принимать решение. Это делает человека свободным и в рамках своего ролевого поведения и накладывает отпечаток на стиль общения в других сферах жизни. Он становится субъектом собственной жизни, а не объектом ее обстоятельств.

К середине 90-х годов произошло обновление состава работников торговли: его омоложение, наплыв мужчин в отрасль, что не замедлило сказаться на показателях здоровья людей, обслуживающих нас в торговле. Об этом свидетельствует ранжированный список болезней, которые хотели бы «пролечить» на курорте или в санатории в первую очередь респонденты.

Во-первых, торговлю пополнили индивиды с большим здоровьем нервной системы. Если в конце 80-х годов болезни нервной системы и у рабочих и у руководителей - забота первостепенная, то у работников торговли середины 90-х - это уже четвертое тененная «болячка». Изменились акцепты и в общей оценке характера своей работы индивидами: если на вопрос: «Какая Ваша работа», они отвечали: «ответственная (11 %), нервная (69%), интересная (38 %), то сегодня они отвечают: «Ответственная (85 %), интересная (63 %), нервная (61 %).

Интерес, как черта индивидуальности, субъективности, оздо-равливает ситуацию в группе работников торговли, а, следовательно, оздоравливает и отношение к нам, потребителям, что, в свою очередь, повышает рейтинг престижности торговли среди других профессий: показатель самооценки престижа профессии возрос более, чем в 6 раз. Но что же все-таки, в первую очередь, беспокоит человека в плане его телесного здоровья? Сердечно-сосудистые заболевания. Именно эти недуги чаще всего тревожат, и, причем, стабильно, респондентов. Сегодня они занимают первую позицию в 80-х годах - вторую, вслед за «болезнями нервов», вторую и третью позицию занимают сегодня желудочно-кишечные заболевания и - почек, печени, за ними следуют болезни опорно-двигательного аппарата, гинекологические болезни у женщин.

Итак, анализ самооценки состояния здоровья работников торговли позволяет сделать вывод, что угроза превратиться в «придаток машины» на рабочем месте очень далека от них. Человек, работающий в торговле нуждается в помощи машин, психологической поддержке специалистов. Возможны ли альтернативные машинной формы помощи в труде - предмет особого исследования. Но уже сейчас можно сказать, что работник торговли может помочь себе сам, формируя адекватные профессии «человек - человек» социально-психологические и индивидуальные установки,

6. Ценностно-мотивационные показатели

Теперь обратимся к результатам исследования структуры внерабочего социокультурного пространства и времени - системы ценностей и деятельностей работников торговли.

Сначала ответим на вопрос, в какой мере система ценностей изменчива под влиянием времени. В качестве системы мы атриваем ряд ценностей, ранжированных в соответствии с коэффициентом значимости каждой из них для руководителей и специалистов торговли в конце 80-х - середине 90-х годов. Коэффициент значимости исчислялся подобно коэффициенту удовлетворенности уже использованному нами при описании степени индивидуальной самореализации предложенным в анкете вариантам оценок присваивались баллы от + 2 до - 2. Процентные распределения ответов умножались на соответствующие баллы с их знаками, а сумма положительных и отрицательных величин делилась на 100. Таким образом, величина КЗ варьируется в пределах - 2.

Респондентам предлагался список занятий, предметов, степень важности, ценности которых они определяли применительно к собственной самореализации в жизни по четырехбалльной шкале.

Следует отметить такую черту системы ценностей, как стабильность. Во всяком случае, даже такое бурное пятилетие с 89 по 94 год не внесло кардинальных изменений в структуру повседневного ценностного пространства жизнедеятельности человека. Например, сад, огород, приусадебный участок, работа, отдых, связанные с ними, по прежнему в середине списка. (15 место), за ними - отдых у телевизора (16 место), рядом с ними - занятие рукоделием (17 место в первом опросе, 18 - во втором). Встречаются и «неожиданные», на первый взгляд, перемещения в ценностном пространстве. Например, «возможность сексуального удовлетворения» в середине 90-х годов приобрела большую значимость в жизни. С 14-го эта ценность переместилась на 7 место, приблизившись к третьему «призовому» месту, которое и в 80-х и в середине 90-х годов занято стабильно важным качеством человеческого бытия: «быть внимательным к любимому человеку». Произошло сближение с одной стороны альтруистической индивидуальной ипостаси любви, связанной со способностью и потребностью отдавать любимому, заботиться о нем, в общем «быть внимательным к любимому человеку», с другой стороны - «возможности сексуального удовлетворения» - плотской, физически активной, может быть в большей степени потребительской, но и в то же время, оживотворяющей, дающей радость непосредственного бытия в близости с любимым человеком - индивидно - личностного явления любви.

Нужно сказать, что и в деятельном бытии положение «любви (сексуальных отношений)» приобрело большую значимость. Как занятие необходимое она переместилась как и в системе ценностей с 14-го на 7-е место (видимо под влиянием увеличения значимости «плотской» составляющей любви, хотя в деятельностной части анкеты этот вид занятий идет одной строкой без деления на духовную и материальную составляющие). Как занятие «интересное» любовь в последнем ее смысле переместилась с 10-го на 6-е место в пространстве интересов руководителей и специалистов торговли. В списке временной значимости это занятие переместилось с 5-го на 3-е место среди занятий, которым требуется «уделить больше времени», 27 % респондентов хотели бы уделить ей еще больше времени.

Но как же относятся к любви те, кто ответил: «не занимаюсь». Часть из них считают, что «это необходимо» (8 место в 1989 г. и 3 место в 1994 г.), часть, что «это интересно» (17 место в 1989 г. и 6 место в 1994 г.). Данные показывают, что интерес к любви больше тогда, когда она есть, а необходимость - когда ее нет. Это еще раз подтверждает ключевую роль категории «интерес» для выражения степени субъектности процессов, занятий, деятельностей. Социокультурный статус любви повысился сегодня по сравнению с концом 80-х годов.

В первую десятку, судя по КЗ, попадает сегодня религиозность, в основном ее обрядная сторона. Если в 1989 году «ходить в церковь, отправлять религиозные обряды» было буквально «делом двадцатипятым» (25-е место по шкале ценностей), то сегодня обрядовая сторона реалигиозности занимает 10-е место, которое в 1989 году занимали «укрепление здоровья, занятия физкультурой и спортом», передвинувшиеся в свою очередь на 8-е место и вытеснившие с него такую ценность в жизни, как «хорошо покушать» вниз на 12-е место.

Чем характеризуется давшая о себе знать на уровне системы ценностей религиозность в деятельностной структуре бытия?

«Индивидуальное исполнение религиозных обрядов» - это индикатор первой стадии развития религиозности. Индикатором второй стадии является «участие в деятельности религиозных организаций, выполнение их поручений, посещение собраний и т.д.».

В первом опросе не было руководителей и специалистов, заявивших об участии в деятельности религиозных организаций, во втором они появились в статистически незначительном количестве, но у неучаствующих зафиксирован, по нашему мнению, значительный интерес к этому: 31 % респондентов отметили: «не занимаюсь, но это интересно».

«Индивидуальное исполнение религиозных обрядов» как вид деятельности переживает значительный «взлет». Люди занимаются этим и считают это необходимым (9-е место на шкале необходимости в 1994 г. и 31-е место - в 1989 г.), интересным (7-е место, было -2 5). Респонденты с читают этот вид занятий настолько важным, что предполагают уделить именно ему в первую очередь больше времени (1989 г. - 20-е место, 1994 г. - 1-е место). Из незанимающихся никакого интереса и необходимости к религиозной картине мира не проявляли в 1989 г. 68 % респондентов, в 1994 г. - в 2,5 раза меньше, у пассивно интересующихся этот вид интереса слабо выражен, необходимость мала.

В целом, конечно, проблема веры. - это проблема не социально-профессиональная, а проблема социокультурная, общекультурная. Мы связываем увеличение значимости религиозности в системе ценностей и деятельностей руководителей и специалистов торговли с общенациональным культурным процессом поиска мировоззренческих оснований жизнедеятельности человека, начавшимся вследствие диссоциации идеологии марксизма.

Исследование показывает процесс заполнения «вакантных» мест в ценностном пространстве, деятельно с тной самореализации элементами легализуемых, реабилитируемых ценностей, занятий, потребностей, интересов.

Анализ списка ценностей, ранг которых в 1994 году вырос по сравнению с 1989 годом, приводит к мысли о том, что происходит локализация ценностного пространства в настоящем и ближайшем будущем, ближайшем окружении, то есть, укрепляются ценности, удовлетворение которых возможно и интересно «здесь и сейчас».

Обращает на себя внимание большая степень экстериоризации направленности совокупности ценностей, повысивших свой ранг по сравнению с направленностью совокупности ценностей, понизивших свой ранг. В первом случае в большей степени происходит процесс увеличения значимости ценностей личностного самоутверждения, во втором - процесс уменьшения значимости ценностей индивидуальной самореализации.

Мощным фактором, повлиявшим в нашем исследовании на направленность роста ценностей, является половозрастной индивидный фактор: омоложение группы руководителей и специалистов (в возрасте до 30 лет их количество возросло с 9,5 % до 23 %), увеличение количества мужчин (с 8 % до 14 %). Молодежномужской колорит в изменении окрашенности совокупности растущих ценностей - открытость, искренность, непосредственность - новая форма, проявляющаяся в новой упорядоченности пространства ценностей - элементов содержания аксиологической системы: прибавили «в весе» значимости кроме упоминавшейся «возможности сексуального удовлетворения» и религиозности такие «простые» «здесь и сейчас» (для руководителей и специалистов) осуществимые ценности: «отдыхать в ресторане, кафе, пивном баре»; «иметь любую, но приносящую хороший доход работу»; «хорошо выпить»; «играть в азартные игры»; «иметь украшения, драгоценности»; «хорошо одеваться»; «иметь хороший автомобиль, стереосистему, видеомагнитофон»; «укреплять здоровье, заниматься физкультурой»; «уметь общаться с людьми»; «иметь возможность принимать гостей, ходить в гости»; «иметь творческую, интересную работу»; «заниматься коллекционированием книг, картин, марок и т.д.: В системе ценностей наших респондентов тринадцать ценностей понизили свой ранг. С 6-го на 11-е место переместилась ценность специального самообразования. На три позиции «упала» ценность джазовой, эстрадной, роковой музыки, на две - посещение театров, музеев, выставок и, что тревожно, «забота о престарелых»; на одну ступень уступили свои позиции «воспитание детей», «путешествия», «рукоделие», «техническое творчество», «симфоническая камерная музыка».

Сравнивая ряды понижения и повышения значимости ценностей, мы приходим к выводу о наличии тенденции «натурализации», локализации, пространства и времени индивидно-личностной ценностной ориентации. Личностная локализация ценностных устремлений проявляется в большей ориентации на малые первичные, контактные группы партнеров по работе, друзей, знакомых, нежели на большое общество с его более абстрактным, сиюминутно не актуальными, удаленными по времени и пространстве реализации ценностями. Не может не вызывать тревоги повышение ценности отдыха в ресторане, кафе, пивном баре, в совокупности с «хорошей выпивкой», «азартными играми». Остается надеяться лишь на то, что эти ценности имеют инструментальный характер, подчинены желанию повысить «умение общаться с людьми» для преуспевания в «творческой, интересной работе». То есть, питейные, игральные заведения - это места встреч для решения деловых вопросов, околопрофессиональных знакомств, общения. Нехорошо то, что страдает индивидное начало. Нельзя сказать, что происходит активное развитие в культурно-индивидуальном плане, скорее происходит личностно-индивидная эмансипация ценностей на уровне первичных контактных групп от влияния, опеки большого общества. Увеличивается значимость простых, понятных, повседневных ценностей. Досуг занят реализацией ценностей релаксационного, отнюдь не творческого характера.

Комплексным показателем деятельностной активности субъекта является в нашем исследовании коэффициент актуальной вовлеченности в деятельность и потенциальной значимости занятия для субъекта. Он получается в результате сложения величин показателей, характеризующих актуальную активность (занимаюсь: это необходимо, это интересно, уделить больше времени) и потенциальную активность (не занимаюсь, но это интересно, необходимо) и вычитания из этой суммы величины показателя категорического неприятия занятия и потому неучастия в нем (не занимаюсь, нет интереса и необходимости).

Из 75 видов деятельностей - занятий 34 в 1994 и 44 - в 1989 году имели положительный коэффициент. Это свидетельство того, на наш взгляд, что руководители и специалисты торговли сегодня более избирательно подходят к пространственно-временному структуированию своего деятельностного бытия, нежели пять лет тому назад. Часть занятий утратила обще социальную значимость. Это занятия, имеющие идеологическую направленность или нацеленные на поддержание социальной общности между людьми. Например, деятельность в качестве пропагандиста, лектора, агитатора, политическая, профсоюзная учеба, поручения культмассового характера, экономическая учеба, работа в органах народного контроля, все эти виды деятельности в конце 80-х годов еще занимали определенное время, были необходимы, в некоторых отношениях интересны, так как служили процессу самоутверждения личности внутри профсоюзной, партийной, художественной общностей. С утратой, отменой, запретом этих форм ценностей «упала» их деятельностная представленность и в личностной структуре в виде уменьшения величины коэффициента вовлеченности в деятельность и значимости этих занятий. Вообще, следует заметить, что анализ ранжированных списков занятий по величине коэффициента вовлеченности в деятельность, значимости занятий в 1989 и 1994 годах показал, что 29 занятий повысили свой ранг, а 40 -понизили его. Сравнение этих изменений с динамикой системы ценностей говорит о том, что перестройка деятельностной структуры бытия происходит с такой же интенсивностью, что и изменение системы ценностей, а в некоторых отношениях, имеющих принципиальное значение для жизненной самореализации, диапазон перемещения занятий одного структурного уровня на другой превосходит таковой у ценностей.

К сожалению, можно констатировать, судя по уменьшению величины коэффициента вовлеченности, уменьшение представленности в пространстве - времени респондентов занятий, связанных с воспитанием детей, их творческим развитием, прогулками, играми на свежем воздухе.

Анализ ценностно-мотивационной структуры работников торговли был бы неполным без рассмотрения мотивации выбора профессии.

Что же имело значение при выборе профессии, - когда человек решал связать свою судьбу с торговлей? Был ли это сознательный, взвешенный выбор как показатель высокой степени субъектности, развитого индивидуального модуса человека, или имело место случайное для него стечение обстоятельств социального характера, воздействующих на него как на объект, один из видов ресурсов, рабочую силу, необходимую для воспроизводства социальной потребности в торговли? На опросных весах чаша случайности оказалась более весомой, чем чаша сознательного выбора, чаша реализации собственных интересов индивидуальности.

Случайность как фактор, участвовавший в их судьбе, отметили 55 % в первом и 62 % во втором исследованиях.

Нужно учитывать при анализе ответов то обстоятельство, что этот вопрос имеет ретроспективный характер. Большая часть респондентов решала его в доперестроечное время (95 % в первом и 62 % во втором исследованиях), в котором в идеологии и в общественном мнении с помощью прессы товарно-денежные отношения и занятия связанные с ними ассоциировались с негативными явлениями: хищениями, взятками, грубостью, вещизмом. Преобладали не экономические, а моральные критерии оценки деятельности.

Учитывая идеологический фон как условие самоопределения, профессиональный выбор торговых работников кажется чем-то случайным, не важным, нечестолюбивым. Это выбор либо аутсайдера, либо прагматика, прошедшего суровую школу жизни, что, однако, не исключает и доли чистой случайности, приведшей человека в торговлю.

К середине 80-х годов престиж сферы торговли, общественного питания, обслуживания значительно возрос по сравнению с 60-ми и 70-ми годами, что сказалось и на шкале престижа профессий. Анализ социологических исследований тех лет показывает, что вторую после ученого и врача ступень занимает профессия товароведа наряду с профессиями актера и архитектора. Ниже, на третьем месте оказались профессии инженера, учителя, модельера, хозяйственного руководителя, экономиста. Этот вывод подтверждается динамикой конкурса в соответствующие учебные заведения, вознесшей в середине 90-х годов профессиональную группу торговых работников наряду с юристами, финансистами, экономистами уже на верхнюю ступень престижа, понимаемого в социально-экономическом плане, но, отнюдь, не в плане индивидуальной самореализации человека, в философском отношении.

Каковы же другие причины объективного характера и субъективные мотивы, которые можно считать условиями или факторами профессионального выбора работников торговли?

К объективным условиям, предрасполагавшим к прагматическому решению своей судьбы работниками торговли, на наш взгляд, относится материальное положение семей, в которых они выросли: 24 % опрошенных отметили крайнюю степень бедности: «Часто приходилось занимать деньги на самое необходимое, а о сбережениях не могло быть и речи», 38 % отметили, что покупка одежды представляла для их семьи большую трудность, 1 % родительских семей торговых работников испытывали трудности при покупке товаров длительного пользования, 15 % семей не доступны были «покупка машин или дорогостоящий отпуск», лишь 4 % семей, по советским меркам, практически ни в чем себе не отказывали.

После «случайного стечения обстоятельств» мотивы по значимости для принятия решения о выборе профессии определились следующим образом: «стремление приносить пользу людям, обществу» имело значение для 35 % опрошенных; «стремление к интересной, живой работе» - на третьем месте - 35 %; возможность приобрести высокий престиж в обществе - 18 %; «возможность материального обеспечения» - 11 %; «продолжение семейной традиции» - всего для 5 % опрошенных имело значение при выборе профессии.

Для респондентов середины 90-х годов, группа, которых обновилась вливанием в нее реформаторской молодежи (количество респондентов до 30 лет возросло более чем в 2,5 раза по сравнению с процентным; выражением молодежи среди руководителей и специалистов торговли, опрошенных в 88-89 годах).

«Стремление к интересной, живой работе» заняло второе место после «случайности» в процессе выбора профессии. Среди субъективных мотивов - это самый значимый (46 %), оттеснивший со второго на третье место такую общечеловеческую ценность как «стремление приносить пользу людям». К ней, поднявшись по шкале значимости, присоединилась практическая ценность - «возможность материального обеспечения». Таким образом, «стремление приносить пользу людям», имея при этом хорошую возможность «.материального обеспечения», характерно для 44 % входящих в торговлю молодых руководителей и специалистов 90-х годов. Обозначилась и значимость «продолжения семейной традиции», занимавшей четвертое место и оттеснившей на пятое место ценность «возможность приобрести высокий престиж в обществе».

Таким образом, торговля сегодня - это та сфера деятельности, которая, по мнению молодых, гармонизирует личностные притязания прагматика на высокое материальное вознаграждение и его возможности своим трудом приносить пользу людям, обществу. Как тут не вспомнить теорию обмена Джорджа Хоманса, который высказал предположение, что поведение людей есть ни что иное, как постоянный обмен ценностями (как в прямом, так и в переносном смысле). Условия обмена трудовых усилий на материальное вознаграждение, устанавливающиеся в торговле, привлекают в нее молодежь из других сфер трудовой деятельности, что приводит к изменению их статуса. Работа в других сферах является менее выгодной. Дж.Хоманс напоминает старую рассудочную истину: «изменение поведения является наибольшим, когда воспринимаемая выгода является наименьшей. Это и есть основная причина мощного людского прилива в торговлю из других сфер человеческой деятельности.

Актуальными являются рассуждения Дж.Хоманса о статусных факторах и статусной конгруэнтности: «Мы можем оказать, что заработная плата и ответственность определяют статус члена группы в том смысле, что человека, принявшего на себя большую ответственность и получающего высокую заработную плату, почитают более всего (при прочих равных условиях). Далее, если для членов одной группы характерен высокий уровень ответственности по сравнению с членами другой группы, то со стороны первых ощущается также и потребность в получении более высокой заработной платы. Существует ярко выраженная необходимость, проявляющаяся в виде недовольства привести в соответствие друг другу статусные факторы, как я их называю. Если они соответствуют друг другу, то говорят, что существует статусная конгруэнтность».

Необходимость приведения в соответствие друг другу статусных факторов в перестраивающемся Российском обществе существует повсеместно, но возможность получения более высокого вознаграждения за свой труд появилась в торговле прежде чем в других сферах потому, что с торговли начинается самоорганизация общества на экономической товарообменной основе.

Так как производство качественных товаров широкого потребления не достаточно развито для регулярного удовлетворения потребительского спроса и имеет монопольно-дефицитный характер, этим же характером оно наделило и своих сначала, естественно, немногочисленных продавцов, потребовавших с потребителя за свои торговые услуги непомерно высокую цену.

Быстрая оборачиваемость капиталовложений в совокупности с большими процентами прибыли сделали торговлю самым привлекательным видом бизнеса в реформирующейся России.

Учитывая экономическую доминанту в образе привлекательности торговли, но сообразуясь с принципом всесторонности отрения предмета исследования, ответив на вопрос, что привлекает в торговле, ответим и на вопрос, кто повлиял на выбор профессии, насколько этот выбор был самостоятельным.

На самостоятельный выбор своей работы указывают 51 % в первом и 62 % во втором исследованиях опрошенных специалистов и руководителей торговли.

13,5 % респондентов первого опроса и всего лишь 7 % второго признались, что желание матери было решающим фактором их жизненного выбора. 12 % в первом и 23 % во втором случаях определили, что ближайшее дружеское окружение, мнение товарищей и знакомых имело значение при выборе вида профессионального занятия. Мнение родственников (10,2 %) и, в частности, отца (5 %), имело значение для респондентов первого опроса. Для респондентов второго опроса, т.е. нового поколения торговых работников, мнение родственников не имело существенного значения в момент выбора. И вообще, на помощь родителей и родственные связи большинство представителей торговли в достижении жизненного успеха не рассчитывают: 43 % в первом и 54 % во втором опросе отметили, что это совсем не важно или не очень важно для достижения благополучия в жизни, эта ценность находится на 12-м месте, чуть выше, чем «активное участие в общественной жизни» (последнее 13 место). Важнее самому «заботиться прежде всего о себе» (11 место), полагаясь на заработанные «деньги» (10 место в ряду средств, приводящих к успеху в жизни), «удачу (9 место),»связи с нужными людьми (8 место), «инициативу и находчивость» (7 место), «приятные манеры» и «внешность» (6 место), четко определяя «цель в жизни» (5 место), рассчитывая на «честность и принципиальность», «отзывчивость и чуткость к другим людям» (4 место), на «способности и образование» (3 место), «трудолюбие и добросовестное отношение к делу»(2 место), на хорошее «здоровье» (1 место). Во втором опросе «здоровье» как ценность универсальная для всех случаев жизни и для всех социальных групп также стоит на первом месте.

Вторая ступень на лестнице к успеху в жизни принадлежит «честности и принципиальности», поднявшимся с четвертой ступени, которую они занимали в первом опросе и вытеснившим «трудолюбие и добросовестное отношение к делу» на третье место со второго.

«Иметь цель в жизни» (4 место) более важно для представителей торговли середины 90-х годов, чем для торговых работников конца. 80-х (5 место).

«Приятные манеры, внешность» стали более необходимы для успеха и благополучия в жизни в 90-х (5 место) нежели в 80-х годах (6 место).

«Быть инициативным и находчивым» - ценность, повысившая свой рейтинг на один балл (6 место в 90-х годах и 7 место в 80-х).

«Способности, талант, образование» вытеснены с третьего (в 80-х годах) на седьмое место, что является тревожным симптомом не только для сферы торговли, ведь и в других отраслях эти качества в не большой цене! Зато «деньги» в экономически ориентированной общественной системе ценятся все больше. Во втором опросе они переместились на восьмое место с десятого занимаемого ими в 80-х годах.

«Умение приспособиться» стало более ценным качеством (9 место) в достижении благополучия чем раньше (12 место).

Инициатива, находчивость, деньги, умение приспособиться в условиях быстро меняющихся поставщиков, ассортимента товаров, покупателей несколько понижают зависимость от так называемых «нужных» людей. «Связи с нужными людьми», как постоянная ценность, утрачивают свои позиции (8 место в 80-х и 10 в 90-х годах). Ставки на «удачу, везение, случай» тоже снизились (с 9 места вытеснены на 11).

«Активное участие в общественной жизни» (12 место), «заботиться прежде всего о себе» (13 место), «помощь родителей» (14 место) как ценности оказались в аутсайдерах, уступив место заботе о «бизнесе», все больше вовлекающем во всеобщую гонку, в соревнование, в бесконечный бег без финиша вливающихся в торговлю людей.

 

АВТОР: Петров Ю.П.