23.01.2012 3204

Создание в 1911 г. Московского Народного банка

 

Важным шагом в создании кооперативного банка в России стал съезд 1898 г. в Москве, созданный по инициативе комитета о сельских ссудосберегательных и промышленных товариществах. Была составлена специальная комиссия для разработки проекта Устава центрального банка учреждений мелкого кредита. Комиссией был выработан проект Устава центрального банка для учреждений мелкого кредита как банка кооперативного. Его предполагалось создать на паевых началах с основным капиталом в 100 тыс. рублей. В число пайщиков могли входить кооперативные учреждения и частные лица. Банк должен был содействовать возникновению и развитию новых учреждений мелкого кредита. Учредители банка с целью привлечения пайщиков разослали устав и циркулярное предложение Земским управам и предводителям дворянства, а также ссудосберегательным товариществам с просьбой сообщить «о количестве паев, которые они могли бы приобрести в организуемом Московском центральном банке для учреждений мелкого кредита». Ответы, полученные от ссудосберегательных товариществ 30-ти губерний, говорят о сочувственном отношении их к проектируемому банку. К сожалению, архивные материалы не дают целостной картины, так как отражают только ответы с отказами. Но даже из них видно, что ссудосберегательные товарищества ощущали острую нужду в кредите, однако, несмотря на желание приобрести паи в банке, не могли этого сделать из-за недостатка или отсутствия свободных средств на приобретение акций или закрытия и ликвидации товариществ. Кооперативное движение еще только набирало силу. Достаточно сказать, что с 1885 г. вплоть до 1899 г. число закрытых товариществ превышало число открытых. Вследствие этого число действовавших кредитных кооперативов достигло в 1898 г. минимума - 695 товариществ. Количество не осуществившихся товариществ, т.е. разрешенных к открытию, но так и не начавших своей деятельности, в 1896 - 1900 г. доходило до 21 %. Сказывались слабая кредитоспособность их членов, несовершенство уставов и отсутствие опытных руководителей.

Проект Устава центрального банка для учреждений мелкого кредита был представлен президентом сельскохозяйственного общества князем А. Г. Щербатовым в Министерство финансов, и, благодаря его влиянию, утвержден в 1899 году. Однако учреждение банка не состоялось. Основную причину этого следует искать в том, что почва для создания банка на кооперативных началах в то время еще не созрела. Тем не менее, вопрос о центральном кооперативном банке продолжал дискутироваться в литературе. Правительство создало в 1904 г. Управление по делам мелкого кредита как самостоятельный департамент Министерства финансов и передало ему средства XI отдела Госбанка, который занимался финансированием кредитных кооперативов. Тем самым были удовлетворены пожелания тех кругов, которые высказывались за образование государственного финансового центра мелкого кредита. При этом преследовалась цель создания правительственного органа контроля и надзора за учреждениями мелкого кредита. В результате, на практике была создана кредитная система, внешне напоминающая Германскую, в которой роль центральной кассы, играло Управление по делам мелкого кредита, а функции местных союзных объединений выполняли отделения и конторы государственного банка с их штатом инспекторов.

Главную проблему быстро развивающейся кредитной кооперации проблему ее финансирования - ни Управление, превратившееся, главным образом, в административный центр мелкого кредита, ни Госбанк решить оказались не в состоянии. Поэтому вопрос о специальном банке для кооперативов вновь обрел актуальность.

В 1907 г. на съезде деятелей мелкого кредита в Петербурге с докладом по вопросу о банке выступил С.В. Бородаевский. Необходимость устройства центрального кредитного учреждения, предназначенного исключительно для целей мелкого кредита, объяснялась им тем, что источники средств, которыми пользуются учреждения мелкого кредита (казна, госбанк, частные лица), не могут при значительном развитии оборотов удовлетворить их потребности, так как средства эти краткосрочны и незначительны. Проанализировав три типа банков, имеющихся в западноевропейской практике (акционерный, правительственны и чисто кооперативный), С.В. Бородаевский предложил государственную организацию центрального банка мелкого кредита, как «единственно возможную» в то время в России. Акционерная форма была им отвергнута по условиям денежного рынка. В качестве аргумента против устройства банка на чисто кооперативных началах, без содействия правительства, он использовал отсутствие в России местных центральных касс в виде союзов учреждений мелкого кредита. Затем докладчик наметил основы организации правительственного банка для кооперативов с основным капиталом в 100 млн. руб. за счет бюджетных ассигнований.

Предложения Бородаевского встретили отпор со стороны участников съезда. В частности, А.А. Валаев, бывший инспектор мелкого кредита, высказался за другой, «более надежный» способ получения денег - организация кредита на местах, «не обращаясь за подачкою к правительству, использовать путем союзной организации то, что лежит непроизводительно: собственными силами организовать кредит для нуждающихся в оборотных средствах товариществах». При сильной поддержке председательствующего П. Н. Исакова съезд принял резолюцию о необходимости создания «Имперского банка мелкого кредита путем образования основного капитала из средств казны». По своей идее это была попытка повторить Прусскую центральную кассу для кредитных кооперативов.

Одновременно совершенно в ином направлении работала комиссия при Московском комитете о сельских ссудосберегательных и промышленных товариществах под председательством профессора В.Я. Железнова, разрабатывавшая проект центрального банка на кооперативных принципах. Наряду с профессорами, общественными деятелями (В.Я. Железнов, А.Н. Анциферов, Н. А. Каблуков, В. Ф. Левицкий, А. А. Мануйлов, А. Ф. Фортунатов) Рябушинский, В. М. Сабашников, А. И. Коновалов. Присутствие последних можно объяснить стремлением использовать кооперацию, превратившуюся в важный экономический фактор, в качестве средства расширения внутреннего рынка и связующего звена между финансовым капиталом, господствовавшем в крупной промышленности страны, и мелкотоварным производством, преобладавшем в сельском хозяйстве. Крупные коммерческие банки уже проявляли интерес к участию в денежных делах кооперативов, но кооператоры, опасаясь зависимости от частных капиталов, стремились к созданию своего кооперативного банка.

Оба проекта были рассмотрены на состоявшемся в Москве с 16 по 21 апреля 1908 года на Первом Всероссийском съезде представителей кооперативных учреждений, который явился важнейшим этапом в решении вопроса о центральном банке для учреждений мелкого кредита. Необходимость создания банка для развития кооперативного движения не вызывала сомнений и не требовала доказательств. Споры разгорелись вокруг вопроса о форме нового учреждения. На съезде развернулась острая борьба между сторонниками системы государственного вмешательства и защитниками самостоятельности и независимости кооперативной организации. Эта борьба определила позицию русской кредитной кооперации, стремившейся освободиться от опеки правительства и развиваться самостоятельно.

От московской комиссии доклады были представлены ее председателем В. Я. Железновым и А. Н. Анциферовым. Последний на примере Германии и Франции показал, что успешное развитие кооперативного банка возможно только при опоре на широко развитую сеть кредитных учреждений I степени. Насчитывались единицы дохода, и те не обладали всеми функциями учреждений II степени на Западе, т.е. были лишены права совершения банковских операций (не могли принимать вклады, делать займы и выдавать ссуды товариществам). Поэтому ближайшей задачей, по мнению докладчика, была организация местных союзов и развитие их операций. Только после выполнения этого условия, возможно, было устройство Имперского кооперативного банка.

В результате комиссия, отрицая возможность организации центрального банка на чисто кооперативных началах, предложила устройство в Москве центрального банка смешанного типа по примеру французского и итальянского народных банков: с участием, наряду с кооперативными, и частных капиталов. Такой банк должен был стать учреждением II степени для местных кооперативных товариществ и существующих союзов.

Предполагалось, что по мере образования местных союзов они будут входить в центральный банк, создавая основу для его последующего преобразования во Всероссийский банк кооперативного типа. Привлечение же к делу частных капиталов комиссия объясняла стремлением ускорить создание центрального банка и облегчить на первое время его деятельность. По своим основам и целям организации проектируемый банк должен был быть учреждением, в котором преобладают интересы кооперации. Предложения комиссии были поддержаны представителями местных кооперативных учреждений. С.В. Бородаевский, выразивший взгляды другого (Петербургского) направления, практически повторил свой доклад, сделанный на съезде 1907 г. и предложил создать имперский банк мелкого кредита с привлечением средств государственных сберегательных касс. Он и его коллеги по бизнесу обещали огромные выгоды от такого банка, который должен был не только снабжать деньгами кредитные кооперативы, но и вообще объединить все виды кооперации. Перспектива получения от государства 100 млн. рублей в основной капитал банка была, конечно, заманчивой, но и опасной. Представители кооперативных учреждений понимали, что это грозит полным их подчинением правительственному имперскому банку, который посредством своих инспекторов получил бы возможность направлять все кооперативное движение в желательную для неё сторону. Подавляющим большинством съезд принял положения комиссии об организации собственного кооперативного банка и предложил ей продолжить работу с привлечением представителей кредитных учреждений. Комиссии предстояло найти подходящую форму, соответствующую кредитному уставу и законодательству вообще. Результатом этой работы явился проект Устава «Московского банка мелкого кредита», который был разослан всем кооперативным учреждениям для получения отзывов с мест.

Обсуждение проекта Устава состоялось на заседании Комитета о сельских ссудосберегательных и промышленных товариществах 4-7 января 1909 года с участием многочисленных представителей кооперативных учреждений России. По этому проекту намечалось учредить банк в форме паевого товарищества с основным капиталом в 500 тыс. руб., образованным путем выпуска 5000 именные паев по 100 руб. В пайщики допускались учреждения мелкого кредита, их союзы и частные лица. Присутствие последних было вызвано стремлением усилить основной капитал банка. Кроме того, предполагалось, что таким путем в состав пайщиков смогут войти лица, хорошо знакомые с кооперативным движением, и будет создана возможность постоянного пополнения состава Правления и Совета опытным персоналом. Заинтересованность частных пайщиков в прибылях была исключена по следующим причинам:

1. Они были лишены права кредитоваться в банке,

2. Правом голоса могли обладать лишь лица, имеющие не менее 10 паев, тогда как для кооперативных учреждений было достаточно одного пая,

3. Учреждения принимали на себя десятикратную ответственность, а частные пайщики отвечали лишь своими паевыми взносами.

Банк мог открывать краткосрочные и долгосрочные кредиты до 5 лет.

Затем, в результате обсуждения, было решено увеличить основной капитал до 1 млн. рублей и, для скорейшего прохождения Устава по инстанциям при утверждении, избрать вместо паевой акционерную форму с сохранением кооперативных принципов. Устав был вновь переработан в соответствии с действовавшим законодательством об акционерных компаниях и в том же, 1909 году, был направлен на утверждение в особенную канцелярию по кредитной части Министерства финансов. В целях скорейшего утверждения Устава банка учредители заранее согласились на все те изменения, «которые кредитная канцелярия найдет нужным внести в проект». При утверждении проект Устава банка подвергся значительным изменениям и ограничениям. Особое значение имело изменение ст.26, согласно которой общий итог обязательств банка не должен был превышать более чем в 5 раз собственные капиталы банка, складочный и запасной (в проекте - 10 раз).

После долгих проволочек Устав банка был утвержден только в феврале 1911 года, но банк находился под строгим контролем Министерства финансов. Учредителям пришлось пойти на то, чтобы в названии банка не было указано, что это центральный кооперативный банк. МНБ должен был «доставлять средства учреждениям мелкого кредита и всякого рода кооперативным предприятиям для облегчения их оборотов и обслуживать, в основном, районы центральной России, а в будущем, выступить в роли имперского центра кооперативного кредита.

Банк мог производить следующие операции: принимать вклады и заключать займы, учитывать векселя и торговые обязательства, выдавать ссуды и открывать кредиты на срок до 9 месяцев, а также совершать посреднические операции по покупке и продаже товаров по поручению третьих лиц и за их счет. Основной капитал банка в 1 млн. рублей образовывался путем выпуска акций стоимостью 250 руб. При этом, акционерами, наряду с кооперативными объединениями, могли быть и частные лица.

С принятием банком акционерной формы и в соответствии с требованиями Устава кредитных учреждений, из сферы его деятельности исключались операции долгосрочного характера. Таким образом, МНБ принадлежал к типу коммерческих банков краткосрочного кредита, с теми особенностями, которые были обусловлены его кооперативным характером и направлены на сохранение кооперативных принципов.

 

Автор: Селиверстов Т.А.