23.01.2012 5598

Формирование корпоративного законодательства в России в 1915-1917 гг.

 

1. Этапы выработки кооперативного законодательства в России 1915-1917 гг.

Четко и определенно требования к единому кооперативному законодательству были сформулированы на Всероссийском кооперативном съезде.

Впервые возможность обсудить необходимость общекооперативного законодательства представилась в 1896 году на Всероссийском торгово-промышленном съезде во время Нижегородской ярмарки, однако более подробно и конкретно вопросы общекооперативного законодательства были рассмотрены на Всероссийском кооперативном съезде в 1908 году.

На второй же день после открытия съезда была организована комиссия законодательных предположений, выработавшая проект Положения о кооперативных товариществах и их союзах. Однако в окончательном виде проект Положения был утвержден в 1912 году в Петербурге. Журнал заседаний съезда позволяет восстановить картину разработки кооперативного законодательства.

Были заслушаны 2 проекта кооперативного закона: один был разработан комиссией под председательством П. Н. Исакова, другой - московским комитетом о ссудосберегательных и промышленных товариществах. В обоих проектах одинаково признавалась необходимость введения явочного порядка, открытия кооперативов и закрытия и порядка закрытия их лишь по решению суда.

В главе I вместо термина «товарищество с переменным составом и капиталом», который предлагала Комиссия по составлению гражданского уложения, впервые вводилось понятие «кооперативное товарищество, действующее под особой фирмой».  В состав производительных обществ и потребительских обществ были допущены несовершеннолетние (П. 4).

В Главе II определялся явочный порядок учреждения товарищества, утверждающим органом должен был стать местный суд.

Глава III определяла права и обязанности членов товарищества и паевой взнос, который мог быть любой минимальной суммой, так как максимум пая был определен в 100 рублей.

Специальная глава определяла случаи прекращения деятельности товарищества по истечении определенного в уставе срока постановлением общего собрания членов товарищества или уполномоченных, в результате постановления суда, объявившего товарищество несостоятельным. Также товарищество могло прекратить свою деятельность по заявлению губернатора о том, что товарищество преследует цели, «противные государственному благоустройству или общественной нравственности».

Союзы кооперативных товариществ, признавались такими же кооперативными товариществами, поэтому им предоставлялась вся совокупность прав и обязанностей, принадлежащих товариществу. Кроме того, им предоставлялось право производить ревизии союзных товариществ, издавать периодические печатные органы, созывать съезды (П. 53)Дальнейшая работа над законопроектами была продолжена на съезде в 1913 году в Киеве. Основным вопросом в повестке дня Съезда было обсуждение Законопроекта о кооперативных товариществах. Доклад о проекте Закона сделал В. А. Перелешин. По регламенту прений не было, но законопроект был передан в Законодательную комиссию в составе известных практиков и теоретиков кооперации В. А. Перелешина, А. Н. Анциферова, С. Н. Прокоповича, В. Ф. Тотамианца и других, а также представителей от секций съезда.

Съездом была принята резолюция: «О союзах учреждений мелкого кредита и об общих основах союзного законодательства».  Однако, началом полной системной разработки кооперативного законодательства можно считать 1915 год, когда 8 августа этого года проект «Положения о кооперативных товариществах и их союзах» был внесен в государственную думу.

2.

Разработка и принятие кооперативного закона Государственной Думой в 1915-1917 гг.

Впервые законодатели России столкнулись с термином «кооперация», который так или иначе являлся исходным пунктом для законодательного акта. До этого времени в нормативных документах, посвященных правовому регулированию кооперативов, встречались термины «товарищество», «общество», «артели» и т.п.

Законопроект получил достаточно быстрое движение и уже на заседании думы 1915 года обсуждалось заявление об образовании комиссии для рассмотрения вопросов о «желательности» законодательного предположения о кооперативных товариществах и союзах! С одобрением заявления выступил Н. С. Чхеидзе, что «кооперативные товарищества должны урегулировать хозяйственную жизнь страны, урегулировать основы государственной жизни, и это значит, урегулировать всю общественно-политическую жизнь страны».

Члены Государственной Думы Н. В. Вершинин, В.И. Лявбинский в своих выступлениях также подчеркивали необходимость рассмотрения кооперативного закона. Лявбинский же, указана важность урегулирования административное давление на кооперативы: «кооперация взята под охрану и подозрение властей», «административная власть не только разрешает, но она вникает в саму сферу циркуляром рекомендует особо бдительное наблюдение за всеми видами кооперации», при утверждении устава административная власть руководствуется не только тем, согласуется ли этот устав с общими законами, но и главным образом, смотрит, кто учредитель».В итоге обсуждения Дума приняла предложение о создании «Проекта положения о кооперативных товариществах и их союзах». Созданная комиссия сразу же, 20 августа, приступила к работе.

Через несколько дней комиссия в общих чертах рассмотрела законопроект, сформулировав следующие обязательные принципы: признание необходимости единого кооперативного закона, установление явочного порядка открытия кооперативных товариществ, предоставление им права объединяться в союзы, признание целью деятельности кооперативных товариществ содействие материальному и духовному благосостоянию их членов. Особое значение членами комиссии придавалось явочному порядку открытия кооперативов. Мы уже отмечали выше, сколько преград приходилось преодолевать кооператорам при регистрации. Признавая необходимость явочного порядка регистрации как такового, комиссия старалась распространить его и на кредитную кооперацию, в отношении которой мнения были различными.

3 сентября 1915 года Комиссия прервала работу в связи с перерывами в работе Государственной Думы, и возобновила ее только в феврале 1916 года. За это время различные ведомства, деятельность которых в той или иной степени касалась кооперации, высказали свое суждение по поводу подготовленного комиссией Думы Законопроекта (Министерство земледелия, Министерство финансов, Государственный контроль, Министерство юстиции, Министерство торговли и промышленности, Министерство внутренних дел). Все ведомства, кроме последнего, признали Законопроект своевременным и сочли возможным дальнейшую разработку Законопроекта взять на себя, возложив эту обязанность на Министерство торговли и промышленности. В Законопроекте ведомства нашли различные недостатки. Так, Министерство юстиции высказало сомнение относительно целесообразности включения в этот документ кредитных кооперативов, товариществ, страховых, биржевых и трудовых артелей в том виде, в котором они были представлены в Законопроекте. В отношении кредитной кооперации (ссудосберегательные, кредитные товарищества) Министерство финансов и Министерство земледелия предлагали изъять этот вид кооперативов из Законопроекта. Необходимо отметить, что данное предложение фактически ликвидировало Законопроект как таковой, оставляя под прямым правительственным контролем важнейшее направление кооперации - кредитные кооперативы, которые по понятным причинам являются ключевым звеном всей кооперативной системы. По вопросу регистрации (открытия) кооперативов Министерство юстиции считало необходимым сохранить концессионную систему. Остальные ведомства не возражали против явочного порядка открытия кооперативов, кроме Министерства финансов, считавшего его неприемлемым для кредитной кооперации. В отношении регистрационных органов Министерство юстиции категорически было против регистрации товариществ в судах. Министерство внутренних дел посчитало более удобным сосредоточить регистрацию в городских и губернских Присутствиях по Закону от 4 марта 1906 года. Предложения Министерства торговли и промышленности сводились к тому, чтобы регистрацию товариществ, основанных на образцовых уставах, возложить на губернские и земские управы. Товарищества, возникшие по уставу, отступающему от образцовых, могли бы разрешаться либо регистрироваться соответствующими Министерствами. Не вызывало возражений предоставление кооперативным товариществам прав юридического лица. По вопросу об устройстве союзов Министерство финансов высказало сомнение в отношении возможности организации смешанных союзов кредитных кооперативов с другими товариществами. Таким образом, признавая в принципе важность данного законопроекта, все ведомства фактически считали, что он должен быть подвергнут тщательно переработке. Министерство финансов, отмечая в документе устранение правительственного контроля над кооперативами, считало, что необходимо лишь ослабить внешний контроль, за учреждениями мелкого кредита. Не считая целесообразным отказаться от внешнего контроля за деятельностью кредитной кооперации, Министерство финансов считало необходимым установить узкий контроль и по отношению к другим видам кооперативов. Главный управляющий Министерства землеустройства и земледелия предложил одновременно с обсуждением Законопроекта решить вопрос об установлении единства в управлении кооперативами со стороны правительства. Интересна позиция Министерства торговли и промышленности - практически одновременно с обсуждением кооперативного закона Министерством стал разрабатываться законопроект о потребительской кооперации, а также были созданы проекты образцовых уставов потребительских обществ и их союзов. 4 июля 1915 года Министр торговли и промышленности отправил в Совет Министров записку под названием «Ближайшие задачи законодательства и управления в отношении потребительской кооперации», рассмотрев в ней значение потребительской кооперации для экономики страны, дав им определение, как «объединению отдельных лиц и учреждений для снабжения их продуктами первой необходимости хорошего качества и по недорогой цене». Также Министерство предложило перевести потребительские кооперативы из ведения МВД в ведение Министерства торговли и промышленности, оставив. Однако, надзор за обществами потребителей в политическом отношении в компетенции МВД.

Особое внимание в записке уделялось установлению контроля за деятельностью товариществ. До этого на практике существовал лишь внутренний контроль со стороны органов, избираемых членами обществ из своей же среды. Независимо от внутреннего контроля, отмечалось в записке, необходимо установить внешний контроль со стороны ревизоров союза потребительских обществ и подумать о правительственном контроле над потребительской кооперацией. Далее в записке перечислялись конкретные меры, которые необходимо осуществить для реализации данного проекта.

Собрать совещание из представителей различных ведомств и компетентных лиц для переработки образцовых уставов потребительских обществ и выработка уставов союзов этих обществ. Поручить Министру торговли и промышленности разработать предложения об образовании комитета по делам потребительских обществ, об условиях открытия потребительских обществ и их союзов; об организации надзора и контроля за этими объединениями. 10 июля Совет Министров одобрил представленные Министром торговли и промышленности князем В. И. Шаховским соображения по поводу потребительской кооперации. Однако данное правительственное решение вызвало негативную реакцию со стороны практиков, теоретиков, лидеров кооперативного движения, высказавших соображения о том, что предложения Министерства торговли и промышленности ведут к искусственному расчленению единого кооперативного движения, идут в разрез с основными принципами Проекта кооперативного закона.

В феврале 1916 года Государственная Дума возобновила свою работу. Одним из вопросов, который был поставлен в повестку дня, был доклад комиссии о проекте кооперативного законодательства. 17 февраля 1916 года Комиссия, разрабатывавшая проект кооперативного законодательства, начала постатейный анализ законопроекта. 11 марта комиссия обсудила Проект закона о введении в действие выработанного положения и 15 марта председатель комиссии Б.И. Каразин обратился к председателю Государственной Думы с просьбой представить доклад на обсуждение общего собрания Думы.

Обсуждение Законопроекта состоялось 24 марта 1916 года. При этом голосование по Законопроекту привело к тому, что было принято решение отложить рассмотрение Законопроекта, разработанного комиссией до внесения правительственного Законопроекта. Это предложение не было принято и 31 марта 1916 года председатель Государственной Думы М. Родзянко внес на рассмотрение Государственного Совета одобренный Думой Проект закона о кооперативных товариществах и их союзах. 4 апреля 1916 года постановлением Государственного совета Проект закона был передан на предварительное рассмотрение Комиссией экономических и законодательных предположений. Результатом заседания комиссии стала значительная переработка кооперативного законопроекта фактически лишавшая Законопроект его предназначения как такового. Прежде всего, из Законопроекта, объединявшего все виды кооперации, были исключены: кредитная кооперация, трудовые и биржевые артели, страховые и смешанные товарищества, для которых предполагалось издать отдельные законы.

Вместо явочного порядка регистрации кооперативов через суды вводился порядок их регистрации через административные учреждения, такие, как губернские и городские комитеты по делам общественного присутствия, которые решали бы вопрос о регистрации по Закону об обществах от 4 марта 1904 года с точки зрения их целесообразности и соответствия тем или иным представлениям Правительства.

Вместо свободы образования кооперативных товариществ на основании уставов с представлением им прав юридического лица в Законопроекте Государственного Совета была оставлена только уставная форма. Договорная же форма любых товариществ исключалась. Одним из основных положений Законопроекта, предложенного Государственной Думой, было данное кооперативным товариществам право объединяться в союзы. Поправки Государственного Совета сильно ограничивали данное право. Объединение в союзы разрешалось лишь однотипным кооперативам с ограничением предела их действия в рамках одной губернии и смежных с ней районов. Также из Законопроекта исключалось положение о том, что целью кооперативных товариществ является духовное совершенствование их членов. Все изменения в Проекте закона, предложенные Государственным Советом, фактически сводили на нет законопроект как таковой. «Не решаясь отвергнуть Законопроект в целом, в него вносят поправки, которые в корне извращают саму сущность будущего закона, разрубая на части живой кооперативный организм». Обо всех изменениях в Законопроекте было изложено в докладе: «По делу о кооперативных товариществах и их союзах», который был роздан членам Государственного Совета в январе 1917 г. Предварительные выводы доклада стали известны в кооперативных кругах значительно раньше. Местные кооперативные организации и съезды присылали в адрес Государственного Совета ходатайства о скорейшем принятии Закон в редакции Государственной Думы.

Московский союз потребительских обществ составил обращение в государственный совет, смысл которого был в том, чтобы отклонить принятие Законопроекта «в редакции Государственного Совета, ибо введение Закона в редакции Совета явилось бы крайним ухудшением существующих порядков». Отмечалось также, что суть всех изменений в законопроекте сводилась к тому, чтобы «поставить пределы, сузить, сдавить, сковать кооперативное движение, в котором усматривалась опасность государственным устоям» Подводя итоги разработке кооперативного законопроекта в законодательных учреждениях России, необходимо отметить, что данный законопроект, благополучно прошедший собрание и комиссию Государственной Думы, сохранивший, в основном, формулировки в редакции кооперативных съездов, был подвергнут существенным изменениям в государственном Совете, потеряв при этом свою целостность и значение.

В таких условиях борьба за принятие закона в редакции Государственного Совета теряла смысл. Кооперативная общественность принимает новое решение -начать агитационную компанию за принятие закона в редакции Государственной Думы. Борьба за принятие закона в вышеуказанной редакции была прервана Февральской революцией 1917 года, которая резко изменила политический и правовой уклад жизни в России.

3. Кодификация кооперативного законодательства в России весной-летом 1917 года.

В марте 1917 года по указанию В. Ф. Керенского во Временное Правительство был направлен текст Проекта кооперативного закона в редакции Государственной Думы и кооперативных Съездов с сопроводительной запиской председателя Юридической комиссии Петроградского отделения комитета о сельских ссудосберегательных и промышленных товариществах. В записке обращалось внимание на то, что необходимо учесть при обсуждении вопроса при издании Закона о кооперативных товариществах и их союзах. 20 марта 1917 года Временным Правительством было утверждено «Положение о кооперативных товариществах и их союзах». Пакет кооперативных законов Временного правительства включал четыре документа:

1. «Постановление Временного Правительства о кооперативных товариществах и их союзах» от 20 марта 1917 г.

2. «Положение о кооперативных товариществах и их союзах» от 20 марта 1917 г.

3. «Положение о регистрации товариществ, обществ и союзов» от 21 июня 1917 г.

4. «Положение о съездах представителей кооперативных учреждений» от 1 августа 1917 г.

Постановление Временного Правительства от 20 марта 1917 г. о кооперативных товариществах и их союзах регламентирует порядок функционирования кооперативов, созданных до 20 марта 1917г. В пункте 2 сказано, что товарищества и другие учреждения, образованные до принятия кооперативного закона, функционируют на основании действующего законодательства до приведения их в соответствие кооперативному закону от 20 марта 1917 г.

Срок приведения кооперативных товариществ в соответствие с новым законом устанавливался в течение 2-х лет со дня опубликования Закона, т.е. 31 марта1917г.

1. Правление преобразуемого товарищества или союза было обязано разработать Устав на основании требований Закона от 20 марта 1917 г. и внести его на обсуждение общего собрания или собрания уполномоченных союза.

2. Принятый собранием новый устав в 3-х экземплярах вместе с копией Протокола собрания или выпиской из него, а также один экземпляр прежнего устава должны быть представлены Правлением для регистрации в Окружной суд.

3. Заявление, все 3 экземпляра устава и копия протокола должны быть подписаны членами Правления.

4. Заявление должно быть оплачено гербовой маркой в один рубль.

До момента внесения Окружным судом товарищества или союза в Реестр они продолжали действовать на основании старого устава. Процесс внесения нового устава в Реестр имел регистрационный характер. Устав мог быть отклонен в порядке, предусмотренном для регистрации новых товариществ кооперативным Законом от 20 марта 1917 г. (отклонение устава могло быть произведено лишь в случае его несоответствия новому закону). Более подробно об этом будет сказано при анализе Положения о кооперативных товариществах и их союзах.

Основным документом из всей системы кооперативных законов, принятых весной-летом 1917 г., является Положение о кооперативных товариществах и их союзах от 20 марта 1917 г., которое содержит 68 статей, размещенных в двух разделах: I раздел - о кооперативных товариществах (ст. 1 - 51) и II раздел - о союзах кооперативных товариществ (ст. 52 - 68).

В пункте 1 раздела I в главе 1 дается определение кооперативного товарищества: «кооперативным товариществом признается товарищество с переменным составом и капиталом, которое действует под особой фирмой, имеет целью содействовать материальному и духовному благосостоянию своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов». В этой же статье определены виды кооперативов: «К числу кооперативных товариществ принадлежат товарищества кредитные и ссудосберегательные, потребительские общества, товарищества для производства, по совместной закупке, сбыту, транспорту и хранению товаров, для совместного пользования средствами производства, для переработки продуктов хозяйства, страхования, для совместного приобретения и пользования землей, общества для удовлетворения жилищной нужды, трудовые и биржевые артели и т.д». Анализируя определения кооперативного товарищества, следует отметить, следующие принципиальные моменты: кооперативное товарищество, имея переменный состав членов и переменный капитал, создают условия для открытого вступления в него неограниченного количества членов. Этими признаками кооперативное товарищество отличается от торговых и гражданских товариществ, в которых состав членов и размер капитала фиксирован, целью товарищества является не получение максимальной прибыли, а содействие материальному и духовному благосостоянию своих членов. Этим оно и отличается от капиталистического предприятия, составляя основное содержание кооперативов и кооперативного движения в целом.

Статья 2 развивает положение ст. I о нехозяйственной деятельности кооперативных товариществ. Отмечается, что кооперативные товарищества могут производить различные исследования, заниматься издательской деятельностью, создавать учреждения, направленные на образовательное и духовное развитие своих членов.

Необходимо подчеркнуть, что одной из особенностей нового закона является расширение возрастных границ для вступления в кооперативное товарищество. Кроме совершеннолетних физических лиц Закон допускал к вступлению в члены кооператива и несовершеннолетних, начиная с 17-тилетнего возраста. Закон предусматривал единственное ограничение - несовершеннолетние члены не могли состоять в органах управления и контроля (ст. 3).

Принципиально новым положением Закона явился регистрационный порядок открытия кооперативных товариществ. Ст. 4 гласила: « Для учреждения кооперативного товарищества разрешения Правительственной власти не требуется», «Кооперативные товарищества образуются на основании уставов или по договорам. Кооперативные товарищества могут объединяться в союзы и открывать отделения» (стр.5). Анализируя ст.5 данного Положения, необходимо отметить наличие трех кооперативных форм:

1. «Кооперативные товарищества», именуемые далее «товарищества»,

2. «Кооперативные отделения», именуемые далее «отделения»,

3. «Кооперативные союзы», именуемые далее «союзы».

В ст. 6 указано, что Кооперативные товарищество признается юридическим лицом и имеет право совершать любые юридические действия с момента внесения его в Реестр путем регистрации устава в Окружном суде (ст.8). Также в ст. 6 указано, что товарищества, учрежденные по договорам, если они не внесены в реестр, не обладают правами юридического лица.

В Главе II сказано об учреждении «товариществ по договорам»: «взаимные отношения членов кооперативных товариществ, учрежденных на основании договоров, определяется содержанием этих договоров». Товарищество, учрежденное по договору, по желанию его членов, может быть внесено в реестр кооперативных товариществ с применением порядка и требований, определенный статьями 8 и 10 (порядок регистрации товариществ по уставу).

В статье 8 гл. III определен порядок открытия товарищества, учрежденного на основании Устава путем внесения его в Реестр кооперативных товариществ. Для этого необходимо представить утвержденный учредителями устав в трех экземплярах в Окружной суд по указанному в уставе адресу товарищества. Один экземпляр устава должен быть возвращен учредителям с отметкой о времени получения его судом. В месячный срок со дня получения устава суд принимает постановление о внесении товарищества в Реестр или отказывает в регистрации, уведомляя об этом учредителей путем возвращения 1 экземпляра с отметкой о регистрации или об отказе.

В последнем случае должны быть указаны причины. Единственной причиной отказа может быть несоответствие устава действующему законодательству. Однако отказ в регистрации не являлся окончательным и мог быть обжалован в судебной палате в порядке частных определений в месячный срок после принятия решения об отказе.

Если в течение одного месяца со дня получения устава судом не будет вынесено постановления о регистрации или об отказе, то товарищество автоматически считается открытым и подлежит немедленному внесению судом с реестр.

В ст. 9 определены обязательные требования, которые предъявлял законодатель к уставу для регистрации товарищества:

1. Наличие признаков фирмы «товарищества», которые должны отличаться от признаков фирм других товариществ, внесенных в Реестр того же окружного суда.

2. Адрес (местонахождение правления товарищества).

3. Цели товарищества.

4. Срок, на который товарищество учреждается в том случае, если оно носит временный характер.

5. Условия вступления в члены товарищества, условия выхода и исключения из него, а также определение возраста членов товарищества.

6. Порядок ответственности членов товарищества по его обязательствам.

7. Условия и порядок образования капиталов, если они предусмотрены по уставу.

8. При паевом товариществе размеры пая.

9. Срок и порядок составления ревизии и утверждения отчетов товарищества.

10. Порядок распределения прибылей и убытков.

11. Состав правления, порядок его избрания и срок действия полномочий его членов.

12. Состав ревизионной комиссии, порядок ее избрания и срок действия полномочий ее членов.

13. Порядок созыва общих собраний уполномоченных, условия их действия и порядок принятия решений.

14. Порядок ликвидации товарищества.

15. Все изменения и дополнения устава товарищества производятся в порядке, определенном для первоначальной регистрации.

В вышеперечисленных пунктах мы видим основные требования, предъявляемые для регистрации товарищества, которые характерны для любого хозяйственного объединения вне зависимости от его специфики. Тем самым можно сделать вывод, что кооператив не имеет принципиальных отличий от других хозяйственных юридических лиц по формально-правовым признакам, а отличается своей внутренней природой, создавая максимально благоприятные условия развития для всех участников кооператива (принцип взаимопомощи).

В главе IV определен порядок образования капиталов товарищества и механизм распределения прибыли. На основании главы IV товарищество может образовывать капиталы. В обязательном порядке предусмотрено образование запасного капитала (ст.11).

Статья 12 гл. IV регламентирует образование запасного капитала и порядок паевых выплат. В ней указано, что устав товарищества должен определять часть чистой прибыли, отчисляемой ежегодно на составление основного капитала, причем эта часть не должна быть меньше 1/5 части прибыли Устав также должен определять минимальный размер запасного капитала и максимальный размер выплачиваемой на пай прибыли, который, однако, не должен превышать 8% от суммы пая.

Глава V самым подробным образом определяет права и обязанности членов товарищества. Так, в ст. 13 определена ответственность членов товарищества по его обязательствам. На основании этого члены товарищества несут следующую ответственность:

1. ответственность, ограниченную размером полной стоимости принадлежащих им паев,

2. ответственность, ограниченную размером определенной в уставе суммы, которая исчисляется по отношению к размеру открытого члену товарищества кредита или дополнительно по отношению к стоимости пая, или иным способом,

3. члены товарищества несут неограниченную ответственность, отвечая всем принадлежащим им имуществом.

4. Исходя из логики товарищества, ст.4 ограничивает возможность членства только одним товариществом. Член товарищества с неограниченной ответственностью его членов не может состоять в иных товариществах или обществах с неограниченной ответственностью, так как в одном товариществе уже отвечает полностью своим имуществом.

При вступлении в товарищество каждый член выдает товариществу обязательство, что он принимает на себя неограниченную или ограниченную ответственность в размере,- установленном ст. 13 данного Положения. Вступающий в товарищество отвечает также и по тем обязательствам, которые возникли до его вступления (ст. 16).

Порядок выхода из товарищества или исключение из него регламентируется ст. 17 - 19. Согласно ст. 17, каждый член товарищества имеет право добровольного выхода из него при условии уведомления о своем решении в письменном виде. При этом датой выхода из товарищества считается последний день операционного года, если выбывающий заявил о своем решении не позднее, чем за 3 месяца до выхода. В ином случае датой выхода считается конец следующего операционного года.

Днем выхода умершего члена товарищества считается последний день того года, в котором наступила смерть. До наступления выхода из товарищества имущественные права умершего осуществляются его наследниками. При этом право участия в общих собраниях и занятия каких-либо должностей в товариществе наследники не получают.

Подобная жесткость в определении сроков выхода из товарищества выражает интересы товарищества в целом и способствует его финансовой устойчивости. Тем самым коллективное начало берет верх над индивидуальными интересами, что логично вытекает из самого определения кооператива.

Также выход из товарищества может быть произведен путем исключения из него на основании причин, указанных в уставе, или на основании решения общего собрания (ст. 19).

Выбывшие по одной из перечисленных причин члены товарищества, или их наследники, в течение указанного в уставе срока, а при отсутствии такового, в течение одного года со дня выхода, несут ответственность наравне с действующими членами по обязательствам, возникшим до их выхода (ст. 20).

В случае прекращения деятельности товарищества до истечения срока ответственности выбывших членов (ст. 20), они сохраняют за собой имущественные права по его ликвидации и несут ответственность наравне с другими членами. Тем самым законодатель, учитывая интересы товарищества в целом, при его ликвидации учитывает и интересы каждого его члена.

В гл. VI определен порядок управления делами товарищества. Так, согласно ст. 25, право управления делами принадлежит общему собранию, или собранию уполномоченных, Правлению и Совету. До избрания Правления делами товарищества заведуют учредители. По сделкам, заключенным ими, последние отвечают совместно, если сделки не получают одобрения у товарищества.

Правление избирается общим собранием. Число членов и срок их полномочий определяется уставом (ст. 26). На Правление возлагаются полномочия представлять интересы товарищества и вести все его дела. Порядок ведения дел и полномочия членов Правления определены уставом и инструкцией, утвержденными общим собранием (ст. 27).

Члены Правления имеют следующие основные обязанности:

1. Вести списки членов товарищества и их паевых взносов с указанием размера их ответственности по обязательствам товарищества (ст. 28).

2. Не позднее 4-х месяцев после окончания указанного в уставе операционного года созывать общее собрание по итогам года для рассмотрения и утверждения составленного Правлением годового отчета. Он должен включать все необходимые данные о деятельности товарищества, в частности, баланс и подсчет убытков и прибыли, а также об изменениях, происходящих среди членов кооператива, об общей сумме, приходящейся на товарищество ответственности (ст. 29).

Члены Правления, нарушившие обязательства, совокупно отвечают за нанесение ущерба. По делам, порученным общим собранием исключительно одному из членов правления, остальные ответственности не несут, если они не имели возможности предотвратить причинение вреда (ст. 30).

В ст. 31 указан порядок и срок избрания членов Совета товарищества, который обязателен в кредитных кооперативах: «Число членов Совета, порядок и срок их избрания, определяется уставом и постановлением общего собрания. Учреждение Совета обязательно в товариществах, образованных с целью кредита. Ответственность членов Совета определяется правилами, установленными для членов Правления». В ст. 32 определен порядок избрания и полномочий ревизионной комиссии. Она избирается в составе не менее 3-х лиц общим собранием товарищества. На нее возлагается проверка отчетов и смет и представление по ним заключения общему собранию, а также фактическая ревизия всего имущества и всех необходимых направлений деятельности товарищества.

Наиболее важным органом управления товарищества является общее собрание. В ст. 33 определены основные направления деятельности общего собрания: избрание членов Правления и ревизионной комиссии и Совета, если его наличие предусмотрено уставом, принятие решений о внесении изменений и дополнений в устав, разработка и утверждение инструкций для органов управления, рассмотрение и утверждение отчетов и смет, определение прибылей и убытков, принятие решений о прекращении деятельности, образование комиссий для разработки направлений деятельности товарищества, разрешение всех дел, превышающих полномочия Правления и Совета товарищества.

Общее собрание созывается Правлением не менее одного раза в год, в срок, определенный уставом. В случае необходимости оно может быть созвано постановлением Правления, решением Совета, по требованию ревизионной комиссии или по требованию 1/10 от общего количества членов товарищества (ст. 34).

На общем собрании каждый член товарищества имеет один голос, не имея права передать его другим (принцип один человек - один голос). В общих собраниях также могут участвовать с правом совещательного голоса лица, не являющиеся членами кооператива - по приглашению Правления или Совета (ст. 35).

В товариществах с числом членов, превышающим 300 чел., общее собрание имеет право на основании собственного решения передать свои функции для решения всех или части дел собранию уполномоченных. Порядок выбора уполномоченных, их количество, пределы и сроки полномочий должны быть определены уставом данного товарищества (ст. 36).

В Гл. VII Положения регламентируется порядок прекращения деятельности товарищества. Оно может быть ликвидировано в 2-х основных случаях:

1. ликвидация товарищества без объявления его несостоятельным,

2. ликвидация товарищества вследствие его несостоятельности.

Товарищество прекращает вою деятельность без объявления своей несостоятельности по окончании срока деятельности, определенного в уставе, если нет постановления общего собрания о продолжении деятельности товарищества. Также его деятельность может быть прекращена по решению общего собрания или собрания уполномоченных (ст. 38).

Постановление общего собрания о ликвидации товарищества предоставляется окружному суду и публикуется в одной из газет (ст. 41). Ликвидация дел товарищества производится членами Правления, если по уставу или по решению общего собрания она не возложена на других лиц. Число ликвидаторов не должно быть меньше 3-х чел (ст. 42).

Ликвидаторы исполняют обязательства товарищества, получают и взыскивают по его требованию, распродают принадлежащее товариществу имущество. Принимать новые обязательства они могут лишь в том случае, если это право предоставлено им общим собранием. Если имущества товарищества окажется недостаточно для покрытия всех обязательств, то они взыскивают с членов товарищества доплату (ст. 44 - 45).

По окончании ликвидации они составляют отчет о своих действиях, который предоставляется общему собранию (с заключением ревизионной комиссии) для утверждения. Об утверждении отчета об окончании ликвидации сообщается окружному суду для соответствующей отметки в реестре кооперативных товариществ. Книги, дела и документы товарищества передаются в окружной суд, который хранит их в течение 10 лет, допуская бывших участников товарищества и кредиторов к ознакомлению с ними.

Ликвидация товарищества вследствие его несостоятельности производится следующим образом. После объявления о несостоятельности товарищества на основании пп. 2 и 3 ст. 13 (п.2 - члены несут ответственность в размере определенной в уставе суммы, и п.З - члены несут неограниченную ответственность всем своим имуществом) конкурсное управление определяет сумму, которую каждый член кооперативы в пределах своей ответственности обязан внести в счет уплаты долга (ст. 49). Если сумма, полученная от членов товарищества, окажется недостаточной для погашения долга, то члены кооператива обязаны внести необходимые доплаты в пределах собственной ответственности (ст. 50).

Таким образом, необходимо отметить, что принцип коллективности, лежащий в основе кооперативной деятельности, является определяющим и при ликвидации, распределяя ответственность совокупно между членами товарищества. Как было отмечено выше, кооперативные товарищества могут объединяться в союзы и открывать отделения (ст. 5). Раздел II Положения Подробно регламентирует деятельности союзов кооперативных товариществ, как более сложную форму кооперативной деятельности.

Взяв за основу главные положения I раздела, законодатель конкретизирует и развивает их с учетом специфики кооперативных союзов. В ст. 52 определена цель создания союзов, а также говорится об их учреждении под особой фирмой с целью наиболее успешного осуществления задач входящих в них товариществ.

В союзы могут объединяться однотипные и разнотипные по целям и задачам товарищества, а также союзы товариществ. Законодателем разрешены для союзов следующие виды деятельности: производить операции, предусмотренные ст. 1 (товарищество имеет целью содействовать материальному и духовному совершенствованию его членов путем организации хозяйственной деятельности), а также специальным назначением союза, определенным уставом или договором учредителя, производить ревизии входящих в состав союза товариществ, производить различные исследования и публиковать их результаты, издавать периодические или иные издания, созывать съезды для обсуждения проблем товариществ и союзов, производить различные действия, направленные на развитие кооперативного дела в целом (ст.54).

Союзы кооперативных товариществ пользуются правами юридических лиц на основании ст.6 указанного Положения (кооперативное товарищество со дня внесения его в Реестр признается юридическим лицом). Союзы, учрежденные по договорам, но не прошедшие регистрацию, правами юридического лица не пользуются.

Союзы кооперативных товариществ учреждаются на основании уставов и договоров по правилам данного Положения. Для учреждения союза на основании устава требуется участие не менее трех товариществ (ст.56). К уставу союза Положение предъявляет следующие требования:

1. Фирмы союза должны отличаться от фирм других, внесенных в Реестр одного и того же окружного суда.

2. Должно быть определены: местонахождение союза, цели союза, срок, на который учреждается союз, если он является временным, условия вступления в союз отдельных товариществ и порядок выхода из него, ответственность отдельных товариществ по обязательствам союза, условия и порядок образования капиталов союза, если они предусмотрены уставом, размеры вносимого каждым товариществом пая, срок и порядок проведения ревизий и утверждения отчетов союза, порядок распределения прибылей и убытков, состав правления, порядок избрания и срок полномочии его членов, состав ревизионной комиссии, порядок избрания и срок полномочий ее членов, порядок созыва собраний уполномоченных, условия их деятельности и порядок принятия решений, порядок ликвидации союза.

В устав союза также могут быть включены постановления, регламентирующие отношения входящих в его состав товариществ, и отношение союза к третьим лицам (ст.57).

При предоставлении устава союза для регистрации должен быть предъявлен список товариществ и союзов, входящих в его состав. Товарищества или союзы признаются членами союза лишь при внесении их в Реестр окружного суда.

В гл.З определены права и обязанности товариществ и союзов, входящих в состав союза. Согласно ст.59 союзы могут образовываться как со складочным капиталом, так и без него. Входящие в состав союза товарищества участвуют в образовании складочного капитала в порядке, определенном в уставе союза. Союз отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Уставом союза может быть предусмотрена и дополнительная ответственность товариществ по обязательствам союза (ст.60).

Отношения между входящими в состав союза товариществами определяются уставом союза или товарищества. Каждое товарищество может выйти из состава союза на условиях, определенных в уставе. Если порядок выхода не обозначен, и если товарищество заявило о своем выходе не позже, чем за 6 месяцев до конца, то днем выхода считается последний день операционного года. В ином случае днем выхода считается последний день следующего операционного года. На основании решения собрания уполномоченных из состава союза могут быть исключены товарищества, не исполняющие собственного устава или договора, а также устава или договора союза, а также нарушившие обязательства по отношению к союзу или действующие ему в ущерб (ст. 62 - 63).

На основании этого можно сделать вывод, что выход из союза, также как и выход из товарищества, осуществляется в двух случаях - добровольно и путем исключения.

Право управления делами союза принадлежит собранию уполномоченных, Правлению и Совету. Для контроля избирается ревизионная комиссия (ст. 64 -65). Собрание уполномоченных состоит из лиц, избранных товариществами и союзами, входящими в данный союз, их численность и порядок избрания указаны в уставе или в договоре союза. Каждый уполномоченный имеет в собрании 1 голос, право на который не может быть передано кому бы то ни было.

Прекращение деятельности союза производится в порядке, установленном доя товариществ на основании ст. 38, 40 - 51 (без объявления и с объявлением союза несостоятельным).

Кооперативный закон от 20 марта 1917 года предусматривал издание отдельных правил регистрации, которые были приняты Постановлением Временного правительства 21 июня 1917 г. в форме внесения дополнения в Устав гражданского судопроизводства двенадцатого раздела под названием «О регистрации кооперативных товариществ и их союзов, а также обществ и союзов, не имеющих своей целью получение прибыли».

Конкретизация порядка регистрации кооперативов была важна во избежание злоупотреблений властей и создания оптимальных условий для начала деятельности кооперативов с момента их регистрации. Согласно правилам, порядок регистрации, в развитие норм Положения от 20 марта 1917 г., был определен следующим образом. Составленный учредителями устав открываемого товарищества или союза представляется для регистрации в окружной суд по месту нахождения Правления товарищества, общества, союза. Для этого в суд подается от имени всех учредителей (количество которых должно быть не менее семи) заявление с приложением трех экземпляров устава, сверенных друг с другом. Заявление и три экземпляра устава должны быть подписаны всеми учредителями. Их подписи должны быть заверены нотариусом, мировым судьей и волостным комитетом. Заявление должно быть оплачено гербовой маркой в один рубль, к нему должна быть приложена квитанция местного казначейства о взносе одного рубля пятидесяти копеек за публикацию о регистрации товарищества в «Сенатских объявлениях».

В заявлении учредители могут передать полномочия на ведение дел по регистрации одному из учредителей или лицу, имеющему право ведения дел в гражданском суде (присяжному или частному поверенному). В том же заявлении учредители обязаны указать избранное ими место нахождения правления. Если для регистрации представляется устав союза, то к заявлению необходимо приложить список товариществ, входящих в состав союза, подписанный их уполномоченными.

Заявление со всеми приложениями можно отправить по почте или представить в суд лично. При этом суд обязан вернуть один экземпляр с пометкой о времени поступления заявления в суд и о дате слушания дела.

О занесении товарищества или союза в реестр (о регистрации) окружной суд уведомляет учредителей, возвращая им один экземпляр документов с пометкой о регистрации. В случае отказа окружной суд уведомляет о своем решении, посылая свое определение об отказе и точно указав в нем статьи закона, которым не соответствует устав, и разъяснение, в чем именно заключается несоответствие.

Отказ суда в регистрации может быть обжалован в судебную палату в месячный срок со дня получения определения. Свое определение о регистрации товарищества или союза или об отказе судебная палата должна вынести в течение месяца со дня получения жалобы. В случае несоблюдения указанного срока товарищество или союз подлежат немедленной регистрации. В случае отмены решения окружного суда и признания товарищества или союза подлежащими регистрации Судебная палата должна незамедлительно сообщить об этом окружному суду, который в трехдневный срок обязан внести товарищество или союз в реестр и уведомить об этом учредителей, послав им экземпляр устава с отметкой о регистрации.

В случае признания решения окружного суда правомерным судебная палата уведомляет учредителей об отказе, предоставляя им копию своего определения. В месячный срок со дня получения определения Судебной палаты об отказе в регистрации может быть внесена кассационная жалоба в правительствующий Сенат.

Жалоба направляется на имя гражданского кассационного департамента Сената и подается в судебную палату.

Рассматривая дело о регистрации в кассационном порядке, Сенат либо утверждает, либо отменяет определение Судебной палаты, в последнем случае возвращая дело в Судебную палату для принятия нового определения. Для рассмотрения дела в Сенате, а также в Судебной палате, в случае отмены ее определения и возвращения ей дела Сенатом, по закону полагается месячный срок - в первом случае, со дня получения кассационной жалобы сенатом, а во втором случае, со дня получения судебной палатой решения Сената.

Если в течение месячного срока правительствующий Сенат или Судебная палата не вынесут никакого определения, товарищество или союз подлежит незамедлительному внесению в реестр.

Для упорядочения регистрации кооперативных товариществ и их союзов при окружных судах создавались регистрационные отделы, которые состояли из заведующего, секретаря и канцелярских чиновников. Регистрационные отделы выполняли следующие операции:

А) ведение реестра кооперативных товариществ и их союзов,

Б) ведение реестра обществ и союзов, не имеющих целью привлечение прибыли,

В) реестр выдаваемых отделом выписок и копий, а также журнал регистрации всех производимых операций.

На каждое внесенное в реестр товарищество или союз Регистрационный отдел заводил отдельное дело. В него помещались поступающие в окружной суд заявления учредителей о регистрации вместе с приложенным к ним экземпляром устава и всеми последующими изменениями и дополнениями. В Реестре для каждого товарищества или союза оформлялся особый лист, в котором фиксировались следующие параметры: название товарищества, общества или союза, время судебного решения о регистрации, а также время публикации о регистрации в Сенатских объявлениях, заявление об открытии и закрытии отделений товарищества, общества или союза с указанием их местонахождения, определение срока, на который учреждены товарищество или союз, дата постановления общего собрания или судебного решения о прекращении деятельности товарищества, общества или союза.

Подводя итог вышесказанному, автор считает необходимым отметить, что Положением о регистрации не только была детально разработана процедура, но и созданы специальные органы, осуществляющие эту деятельность.

Третьим законодательным актом пакета кооперативного законодательства было утверждение Временным правительством «Постановления о съездах представителей кооперативных учреждений» от 01 августа 1917 г.

Кооперативный закон от 20 марта 1917 г. урегулировал свободное возникновение и деятельность кооперативных товариществ и их объединений союзов отдельных товариществ и союзов. Их целью являлось развитие благосостояния их членов, которое должно достигаться в результате организации хозяйственной деятельности предприятий или труда его членов.

С этой целью и были созданы кооперативные съезды, главными задачами которых являлись выявление и обсуждение вопросов, касающихся нужд и потребностей кооперативных учреждений, а также по разработке и реализации мер, направленных на развитие кооперативов и представление их интересов в правительственных и общественных учреждениях и организациях.

Съезды могли быть всероссийскими, областными и районными Съезды имели следующие права:

1. Представлять интересы кооперативных учреждений перед правительством и общественными организациями,

2. Способствовать возникновению и деятельности кооперативных учреждений,

3. Открывать кооперативные и научные институты, другие учебные заведения и курсы, информационные и периодические бюро, организовывать выставки, лекции, музеи и библиотеки, издавать книги, брошюры, периодическую печать,

4. Оказывать содействие кооперативным учреждениям в защите ин интересов в судебных и административных инстанциях.

Членами общего всероссийского съезда кооператоров могли быть союзы кооперативных учреждений, другие кооперативные съезды, а также учреждения и комитеты содействия кооперации. Съезды могли быть очередные и чрезвычайные. Очередные созывались Советом съездов в месте и в срок, определявшиеся предшествующим съездом. Чрезвычайные съезды созывались по постановлению Совета либо по заявлению не менее 1/5 от общего числа членов. Все вопросы решались простым большинством голосов присутствующих членов, за исключением вопросов о внесении изменений и дополнений в устав съезда, решений о его закрытии и ликвидации дел.

Постоянными исполнительными органами съездов являлись советы, которым наряду с правом созыва съездов делегировались функции обсуждения законодательных предположений, касающихся кооперации, а также право внесения законопроекта в Правительство.

В целом необходимо отметить, что съезды, содействуя развитию кооперативного движения в России, по своим задачам и деятельности отличались от кооперативов тем, что непосредственно не осуществляли операций, связанных с хозяйственной деятельностью.

4. Организационно-правовой итог развития российской кооперации

Анализируя кооперативное законодательство, принятое в России в марте 1917 г., автор считает необходимым выделить основные положения, принципиально отличающие его от законодательства дореволюционного периода: закон от 20 марта 1917 г. называл кооперативные товарищества их собственным именем, а не «товариществами с переменным составом», как они были названы в Проекте гражданского уложения, и объединил все виды кооперации, полуявочный порядок учреждения кооперативов был заменен явочным, образование договорных товариществ могло происходить без соблюдения письменной формы, минимальное число учредителей было уменьшено с 10 чел. до 7, в их состав были допущены несовершеннолетние, были отменены обязательность и минимум складочного капитала, а также передача паев, паи освобождались от взысканий кредиторов, по отношению к деятельности Правления товариществ и союзов были отменены нормы, ограничивающие его переизбрание, порядок деятельности и т.д., введена обязательность избрания ревизионной комиссии, в отношении общего собрания отменены нормы, которые, помимо устава, регламентировали его деятельность, не разрешалось прекращение деятельности кооперативов по постановлению суда, а тем более по решению административных властей, был упрощен порядок ликвидации товариществ.

Необходимо также отметить, что новое кооперативное законодательство было построено на началах, полностью отрицающих прежний порядок регламентации деятельности кооперативов. Вместо административного регулирования регистрации и деятельности кооперативов были введены четкие нормы законодательства.

В новом законодательстве кооперативам был предоставлен большой простор для их деятельности. Закон, обозначив ряд вопросов, касающихся правового положения состава кооперативов, имущественных средств, их организации, ответственности перед третьими лицами, отвечает на них не принудительными нормами, а предоставляет возможность регламентировать эти вопросы.

За учредителями в Законе сохраняется полная свобода самоопределения. На основании этого за кооперативными товариществами признается право юридического лица и их правоспособность во всех отношениях, включая цели товариществ, круг их операций, объединение в союзы и т.д., приравнивается к правоспособности физического лица.

Законодатель, исходя из принципа полного доверия к самодеятельности кооперативов, выдвигает принцип регистрации на основании действующего законодательства, в частности, Закона от 21 июня 1921 г. Наряду с предоставлением свободы самоопределения, Закон уделил большое внимание защите третьих лиц, а именно:

- определил правило об образовании запасного капитала (ст. 11,12) и о возврате выбывшим членам кооператива лишь их паев, но не долей запасного капитала или любого другого имущества (ст. 21),

- принял постановление об ответственности членов после их выхода из состава товарищества по его обязательствам, возникшим в период их членства (ст. 20), освободил паевой капитал товарищества от взысканий по обязательствам отдельных товарищей (ст. 23),

- возложил на членов правления, а также на ликвидаторов, совокупную ответственность за убытки, причиненные ими товариществу (ст. 30, 46) и т.д. Отмечая положительные черты кооперативного законодательства Временного правительства, следует сказать и о его недостатках. Необходимо иметь в виду, что вследствие крайнего разнообразия юридических величин, входящих в понятие кооперативного товарищества, Закон от 20 марта 1917 года дает только характеристику кооперативов и устанавливает лишь самые общие нормы их деятельности, но не содержит норм, касающихся деятельности кооперативов различных видов, и не нормирует их особенности.

Этим же отчасти объясняется наличие в Законе неясностей, недомолвок и т. п.

Понимание самим Законодателем этих недостатков заставило его уже во вводных правилах к кооперативному закону поставить вопрос о необходимости создания отдельных законов, регулирующих финансовую и кредитную деятельность кооперативов, и составления примерных уставов.

Именно поэтому созданный при Совете всероссийских кооперативных съездов Юридический отдел включил в программу деятельности не только разработку законов, предусмотренных в ст. IV Законодателем, но и подготовку законопроектов по ряду других вопросов, как то: по отдельным видам кооперации (кредитной, артельной, домостроительной, страховой и др.), о договорных товариществах, о налоговом обложении кооперации, о третейских судах для кооперативных товариществ и т.д.

Намеченные работы по внесению изменений и дополнений в кооперативное законодательство были прерваны событиями, происшедшими в России в октябре 1917 года.

 

Автор: Селиверстов Т.А.