26.01.2012 5066

Ценностные ориентиры и жизненные планы студентов вузов, формирующие мотивацию обучения

 

В настоящее время в Республике Адыгея, как и во всей России, наблюдается увеличение численности студентов вузов. Это связано с созданием в 2001г. филиалов государственных Вузов: Адыгейский филиал Южно-Российского государственного технического университета, филиал Майкопского государственного технологического университета, филиал Адыгейского государственного университета, филиал Московского государственного социального университета, Адыгейский филиал Кубанской государственной медицинской академии, Адыгейский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы и открытием филиалов коммерческих вузов - Современного гуманитарного университета и Московского открытого социального университета.

Заслуга самой постановки студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях самого Б.Г. Ананьева, а также работах Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, А.А. Реана, В.А. Сластенина, Н.И. Филиппенко, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные этих многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности.

Студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Также для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов, поэтому его нужно изучать в контексте присущего только ему образа жизни. Можно выделить несколько специфических черт студенчества, как особой социальной группы:

1. Социальная функция студенчества состоит в том, чтобы готовиться к общественной и профессиональной деятельности специалиста, для чего необходимо научно поставленное обучение в высшем учебном заведении.

Из социальной функции студентов вытекает особый характер основной деятельности студентов. Она состоит в учебе как специальной форме усвоения знаний в определенной области науки, а также в накоплении специальных знаний и навыков, необходимых для конкретной профессии, требующей высшего образования.

Социальные функции, положение и основная деятельность студентов связаны со специфическими условиями их жизни и труда: а) у студентов нет точно определенных рабочих условий. Условия учебы дают известный простор для инициативных действий, самостоятельных решений; б) сфера окружения студентов расширяется, в нее входит профессорско-преподавательский состав, семинарские группы, соседи по общежитию и т.д.

Состав студенчества каждый год обновляется в связи с поступлением первокурсников и выпуском дипломников. Таким образом, студенчество является динамичной, мобильной группой, с присущими ей каналами внутренней коммуникации и языком общения, а также коллективной историей и культурой, оказывающими унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы.

На формирование личности студента оказывают влияние следующие факторы: а) предыстория, характеризующая студентов до поступления в вуз (социальное происхождение, особенности семейного воспитания, уровень общеобразовательной подготовки, материальное положение семьи, уровень образования родителей); б) сегодняшнее положение и деятельность студентов, определяемые правильностью выбора профессии, принадлежностью к тому или иному вузу или факультету, связью с различными группами; в) жизненные планы будущего специалиста.

Приведенный перечень достаточно полно отражает специфику становления личности в студенческой группе. Особенности представления студенчества как группы раскрываются в исследованиях многих отечественных и зарубежных авторов. Но, несмотря на это, в силу своей мобильности и v подверженности влиянию социальных изменений, происходящих в обществе, студенчество нельзя назвать полностью изученной и описанной единицей социума.

Региональные особенности вузов. Уровень урбанизации места жительства играет важную роль в длительном и сложном процессе социализации личности и оказывает существенное влияние на мотивацию обучения. Неодинакова в разных населенных пунктах инфраструктура системы образования и качество школьного обучения, что в большой мере сказывается на шансах выпускника на продолжение образования. В населенных пунктах разной степени урбанизации есть также свои особенности структуры рынка труда, потребностей в кадрах определенной квалификации, возможностей трудоустройства. Это означает, что перспективы непосредственного и будущего (после получения образования) трудоустройства существенно влияют на личные планы, реальные шаги и мотивацию обучения молодежи разных населенных пунктов. Существенной причиной сокращения учебной миграции являются материальные трудности, связанные с оплатой жилья, получением общежития, питанием, транспортными и другими расходами студентов, направленными на обеспечение их жизнедеятельности.

В нашем исследовании, также как и в некоторых других, проводимых на территории Российской Федерации, было установлено, что имеет место региональное замыкание вузов республики, т.е. пополнение вузов студентами происходит, в основном, за счет жителей г. Майкопа и близлежащих поселений. Так, среди студентов очной формы обучения экономического направления большая часть респондентов отметила, что до поступления в вуз основным местом жительства для них был город. Среди студентов-гуманитариев очной формы обучения больше половины опрошенных приехали из станицы, половина юношей первокурсников и 20% девушек с пятого курса -из поселка городского типа, 60% девушек-первокурсниц и 50% юношей-пятикурсников до поступления в вуз жили в ауле. Среди техников очной формы обучения, также как и среди гуманитариев, преобладают респонденты, приехавшие учиться в вуз из сел, станиц и поселков городского типа, расположенных, в основном, на территории республики.

Среди экономистов заочной формы обучения, как и среди очников, преобладают студенты, жившие до поступления в вуз в городе. Среди  респондентов-заочников гуманитарного направления более половины до начала обучения в вузе жили в городе, остальные в селе, поселке городского типа или станице. Среди заочников-техников также преобладают городские жители.

Нами также были опрошены ученики одиннадцатых классов городских школ г. Майкопа и сельских школ, расположенных в хуторе Гавердовском и поселке Победа.

Среди городских школьников 60% девушек и 50% юношей хотят продолжить получать образование в вузе; 10% девушек и 20% юношей - продолжить учебу в ССУЗе, ПУ; 20% девушек и 30% юношей желают совмещать работу с учебой и 10% девушек пока не имеют планов на будущее. Среди сельских респондентов желающих поступать в вуз после окончания школы меньше - 20% девушек и 30% юношей хотят продолжить образование в вузе; 20% девушек и 30% юношей - продолжить учебу в ССУЗе; 40% девушек - уехать за границу работать, учиться; 30% юношей совмещать работу с учебой; 20% девушек и 10% юношей - работать.

Социальную базу комплектования вузов республики составляют в основном студенты, проживающие до поступления в вузы в городе, причем среди студентов экономических специальностей таких больше, чем среди гуманитариев и техников.

В будущем, по данным нашего опроса, это положение не изменится, т.к. среди сельских школьников процент желающих обучаться в вузе после окончания школы в два раза ниже, чем среди городских.

К причинам снижения мотивации получения высшего образования сельские школьники относят: более низкое качество образования, получаемого в сельских школах; более низкое материальное положение сельских жителей, в связи с чем существуют объективные трудности переезда в город, оплаты квартиры, питания, транспорта и других нужд студентов; сложности трудоустройства после окончания вуза и т.п.

Жизненные планы и самореализация студентов вузов. Субъективные регуляторы социальной и экономической активности студентов определялись нами по тем ценностным ориентациям, которые включали представления об определенных сферах деятельности и связанных с ними более общих социальных ценностях. Учитывая существующую роль таких ценностных ориентации в формировании образа жизни молодежи, их назвали жизненными ориентациями. Большинство студентов после окончания учебы, планирует работать по полученной в вузе специальности в государственных структурах (60% юношей и 80% девушек-экономистов первого курса ОФО, 38% юношей и 55% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 63% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 67% юношей и 56% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 25% юношей и 50% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 28% юношей и 54% девушек-техников третьего курса ОФО, 60% юношей и 80% девушек-техников пятого курса ОФО; 30% юношей и 80% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 75% юношей и 85% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 75% юношей и 100% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 30% юношей и 43% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 50% юношей и 25% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 25% юношей и 75% девушек-техников первого курса ЗФО, 56% юношей и 50% девушек-техников третьего курса ЗФО, 40% юношей и 60% девушек-техников пятого курса ЗФО) или основать свое дело (40% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ОФО, 25% юношей и 36% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 67% юношей и 50% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 45% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 75% юношей и 33% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 56% юношей и 15% девушек-техников третьего курса ОФО, 50% юношей и 20% девушек-техников пятого курса ОФО; 15% юношей и 20% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 25% юношей и 15% девушек-экономистов третьего курса ЗФО; 67% юношей и 43% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 38% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 63% юношей-техников первого курса ЗФО, 33% юношей и 17% девушек-техников третьего курса ЗФО, 60% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ЗФО). Работать не по специальности планируют не многие. Среди очников это экономисты третьего (27% девушек), пятого (33% юношей и 13% девушек) курсов и техники третьего курса (8% юношей и 8% девушек), среди заочников.

Некоторые студенты собираются продолжить образование, например, в аспирантуре (60% девушек-экономистов первого курса ОФО, 25% юношей и 45%о девушек-экономистов третьего курса ОФО, 33% юношей и 14% девушек- экономистов пятого курса ОФО; 22% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 25% юношей-гуманитариев пятого курса ОФО; 20% юношей и 15% девушек- техников третьего курса ОФО, 20% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ОФО; 29% юношей и 20% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 15% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 14% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 15% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 15% девушек- гуманитариев третьего курса ЗФО; 25% юношей и 50% девушек-техников первого курса ЗФО, 33% юношей и 17% девушек-техников третьего курса ЗФО, 20% v девушек-техников пятого курса ЗФО). Таким образом, среди девушек таких желающих больше, чем среди юношей.

Есть студенты, которые хотели бы уехать за границу работать или учиться (40% девушек-экономистов первого курса ОФО, 25% юношей и 25% девушек-экономистов третьего курса ОФО; 33% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 75% юношей и 50% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 25% юношей-техников третьего курса ОФО, 30% юношей-техников пятого курса ОФО; 15% юношей-экономистов первого курса ЗФО, 25% юношей и 15% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 15% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 65% юношей-гуманитариев первого курса ЗФО, 50% юношей-гуманитариев третьего курса ЗФО; 40% юношей-техников первого курса ЗФО, 20% юношей-техников третьего курса ЗФО, 30% юношей-техников пятого курса ЗФО).

Основными причинами получения образования за рубежом студенты считают:

- достижение большей конкурентоспособности на рынке труда (40% юношей и 20% девушек-экономистов первого курса ОФО, 25% юношей и 18% девушекэкономистов третьего курса ОФО, 33% юношей и 15% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 33% юношей-гуманитариев первого курса ОФО, 25% юношей-гуманитариев пятого курса ОФО; 28% юношей и 15% девушек-техников третьего курса ОФО, 40% юношей-техников пятого курса ОФО; 25% юношей и 10% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 25% юношей и 30% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 33% юношей и 14% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 38% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 25% юношей-техников первого курса ЗФО, 45% юношей и 33%) девушек-техников третьего курса ЗФО, 20% юношей и 20% девушек-техников пятого курса ЗФО);

- хорошие условия и уровень жизни за рубежом (20% юношей и 80% девушек-экономистов первого курса ОФО, 25% юношей и 55% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 100% юношей и 40% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 33%юношей и 45%о девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 50% юношей и 67% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 50% юношей и 60% девушек-техников третьего курса ОФО, 50% юношей и 20%) девушек-техников пятого курса ОФО; 45% юношей и 20% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 50% юношей и 40% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 625 юношей и 45% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 67% юношей и 57%) девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 100% юношей и 50% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 50% юношей и 50% девушек-техников первого курса ЗФО, 56% юношей и 50% девушек-техников третьего курса ЗФО, 60% юношей и 80% девушек-техников пятого курса ЗФО);

- возможность увидеть мир (20% юношей и 100% девушек-экономистов первого курса ОФО, 64% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 67% юношей и 25% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 33% юношей и 80% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 100% юношей и 67% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 50% юношей и 60% девушек-техников третьего курса ОФО, 70% юношей-техников пятого курса ОФО; 45% юношей и 60% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 25% юношей и 60% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 25% юношей и 45% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 65% юношей и 70% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 100% юношей и 75% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 40% юношей и 75% девушек-техников первого курса ЗФО, 70% юношей и 50% девушек-техников третьего курса ЗФО, 40% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ЗФО).

При наличии у студентов возможности не работать совсем, и по получаемой специальности в частности, большая часть из них все равно хотела бы продолжить получать высшее образование (60% юношей и 60% девушек-экономистов первого курса ОФО, 15% юношей и 65% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 65% юношей и 90% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 65% юношей и 45%) девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 50% юношей и 65% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 35% юношей и 45% девушек-техников третьего курса ОФО, 50% юношей и 20% девушек-техников пятого курса ОФО; 30%о юношей и 60% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 50% юношей и 60% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 25% юношей и 30%о девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 33% юношей и 57% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 50% юношей и 50% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 50% юношей и 50% девушек-техников первого курса ЗФО, 45% юношей и 50% девушек-техников третьего курса ЗФО, 30% юношей и 60% девушек-техников пятого курса ЗФО). Студенты гуманитарии и техники ОФО учились бы по собственной программе (25% девушек-гуманитариев первого курса, 25% юношей и 15% девушек-гуманитариев пятого курса; 10% юношей и 10% девушек-техников третьего курса, 20% девушек-техников пятого курса). Есть среди студентов и такие, которые не знают, захотели бы они продолжить обучение, при наличии выбора: 50% юношей и 15%девушек-гуманитариев третьего курса заочной формы обучения, 20% девушек-гуманитариев пятого курса очной формы обучения, 15% юношей-техников первокурсников-заочников.

Что касается смысложизненных предпочтений, то студенты-юноши хотели бы иметь хорошую профессию, открыть свое дело, понимая, что для этого необходимо получить знания и приобрести профессиональные умения. У девушек, в большинстве случаев, на первом месте стоит хорошая семья и дети, для многих равноценно этому и получение хорошей профессии. Наравне с этим у девушек преобладает желание стать сильной и независимой, что также предполагает хорошую профессиональную подготовку, и как следствие, возможность занимать высокий пост, улучшить свое финансовое положение.

Таким образом, молодые люди, подчиняя свою деятельность достижению поставленных целей, поступают в учебные заведения в большей степени не с целью получения знания, а с целью перехода в другой (более высокий) социальный слой, или же из желания закрепиться в приписываемом.

Социальное самочувствие студентов определяется тем, какие из существующих проблем вызывают опасения за условия жизни в ближайшем будущем. В числе последних все студенты назвали:

- тяжелое состояние экономики страны (80% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ОФО, 50% юношей и 50% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 20% юношей и 60% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 50% юношей-гуманитариев первого курса ОФО, 50% юношей и 70%) девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 50% юношей и 90% девушек-техников третьего курса ОФО, 50% юношей и 90% девушек-техников пятого курса ОФО; 10% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 80%о юношей и 40% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 50% юношей и 90% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 40% юношей и 60% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 100% юношей и 50% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 10% юношей и 100% девушек-техников первого курса ЗФО, 60% юношей и 70% девушек-техников третьего курса ЗФО, 50% юношей и 100% девушек-техников пятого курса ЗФО);

- рост преступности, нарушение законности и правопорядка (80% девушек-экономистов первого курса ОФО, 25% юношей и 70% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 20% юношей и 60% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 50% юношей и 20% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 75% юношей и 70% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 60% юношей и 80% девушек-техников третьего курса ОФО, 50% юношей и 100% девушек-техников пятого курса ОФО; 30% юношей и 60% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 50% юношей и 50% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 30% юношей и 70% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 100% юношей и 50% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 50% юношей и 60% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 60% юношей и 100% девушек-техников первого курса ЗФО, 60% юношей и 50% девушек-техников третьего курса ЗФО, 60% юношей и 60% девушек-техников пятого курса ЗФО);

- поиск работы, соответствующей получаемой специальности и квалификации (60% юношей и 50% девушек-экономистов первого курса ОФО, 40% юношей и 30% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 40% юношей и 50% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 50% юношей и 40% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 50% юношей и 50% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 40% юношей и 40% девушек-техников третьего курса ОФО, 40% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ОФО; 20% юношей и 30% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 40% юношей и 30% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 40 юношей и 50% девушек-экономистов ЗФО; 50%о юношей и 40% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 30%о юношей и 50%о девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 40%о юношей и 50%) девушек-техников первого курса ЗФО, 40% юношей и 50% девушек-техников третьего курса ЗФО, 40% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ЗФО);

- межнациональные конфликты (60% юношей и 60% девушек-экономистов первого курса ОФО, 15% юношей и 80% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 20%о юношей и 40% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 30% юношей-гуманитариев первого курса ОФО, 90% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 70% юношей и 40% девушек-техников третьего курса ОФО, 70% юношей и 60% девушек-техников пятого курса ОФО; 20% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 80% юношей и 80% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 40% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 30% юношей и 60% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 100% юношей и 40% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 80% юношей и 70% девушек-техников первого курса ЗФО, 70% юношей и 20% девушек-техников третьего курса ЗФО, 40% юношей и 80% девушек-техников пятого курса ЗФО);

- пьянство, наркомания, распространение СПИДа (60% юношей и 60% девушек-экономистов первого курса ОФО, 50% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 50% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 60% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 50% юношей и 50% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 60% юношей и 70% девушек-техников третьего курса ОФО, 70% юношей и 80% девушек-техников пятого курса ОФО; 30% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 80% юношей и 60% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 30% юношей и 30% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 60% юношей и 50% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 20%) юношей и 80% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 50% юношей и 70% девушек-техников первого курса ЗФО, 60% юношей и 70% девушек-техников третьего курса ЗФО, 40% юношей и 60% девушек-техников пятого курса ЗФО).

К этому списку студенты экономического направления очной и заочной форм обучения добавили загрязнение окружающей среды, техники-очники - падение нравов, распространение бездуховности, а гуманитарии и техники очной и заочной форм обучения больше, чем экономисты неудовлетворенны материальным положением (своим, своей семьи).

В целом, выявленный нами набор социальных проблем, является традиционным для молодежи и подтверждает выявленный другими исследованиями складывающийся своеобразный синдром «4Б»: бедность, болезни, безработица, беспредел. Таким образом, в студенческой среде возрастает обеспокоенность тяжелым состоянием экономики страны, что, в свою очередь, отражается на материальном положении студента и его семьи, а также на вероятности трудоустройства студентов (по крайней мере, по осваиваемой профессии) и, как следствие, на мотивации обучения. Так же существует обеспокоенность, вызванная распространением наркомании, алкоголизма, СПИДа, преступности и нарушения законности в молодежной среде и в обществе в целом.

В последние годы по мере постепенного утверждения в обществе социально-психологической атмосферы индивидуализма, поисков собственной выгоды происходят существенные сдвиги в ценностных ориентациях и в нравственном сознании молодого поколения. Последнее наглядно убеждает в том, что честный высокопрофессиональный труд означает бедность и реальную угрозу безработицы, в то время как деньги открывают перспективу «красивой жизни». Средства массовой информации, включая пронизавшую их насквозь рекламу, пропагандируют именно такую жизнь. В обществе утрачивается ценность профессионализма, искажены установки молодых на развитие профессионально- квалификационного потенциала. Результаты исследований свидетельствуют о f том, что у студенчества сегодня не только преобладает индивидуалистическая ориентация, но даже в отдельных случаях стремление действовать по праву сильного. Отношение к вузу и выбранной специальности. Подготовка молодежи к жизни была и остается одной из важнейших общественных задач. Кризисные явления в развитии общества, обусловленные социально-экономическими условиями, требуют поиска на всех уровнях различных подходов к решению проблем профессионального самоопределения молодежи. В настоящее время наблюдаются противоречия между профессиональными намерениями учащихся и психофизиологическими особенностями личности, структурная неопределенность рынка труда, в связи с чем, школы не знают, на какие профессии ориентировать детей, государство не выделяет достаточного количества средств для проведения профориентационной работы. По данным исследования Ф.Э. Шереги, почти во всех регионах страны доля школ, не осуществляющих никакой профессиональной ориентации, составляет не менее двух третьих. На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации в стране и регионе, девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду, выбирая будущую профессию, исходя, в основном, из возможности получения материальной выгоды в будущем.

Учебно-профессиональное самоопределение, т.е. осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки, как правило, происходит в старших классах школы на занятиях в учебно-производственном комбинате (УПК), когда старшеклассники получают профессиональную подготовку, приобретают некоторые специальности (водитель, продавец). Однако, в последнее время количество школ, направляющих учащихся на занятия в УПК уменьшилось, т.к. конкуренцию им составляют ССУЗы, техникумы, колледжи, дающие специальное образование по этим профессиям.

Кроме школы, ориентировать будущих абитуриентов на получение определенной специальности и выбор конкретного высшего учебного заведения могут не только родители, но и родственники, знакомые, а также друзья и одноклассники самих молодых людей. Поэтому в нашем исследовании мы хотели выявить функциональные особенности современной профориентационной системы и влияние ближайшего социального окружения на выбор профессии.

Причины выбора абитуриентами определенной профессии или/и учебного заведения могут быть различными. Для одних обучение в вузе означает не столько стремление к получению определенной профессии, а желание продолжить учебу в вузе, которое позволяет получить исходный, необходимый минимум профессиональных знаний. Кроме того, влекут к студенческой жизни романтические надежды и потенциальная перспектива вхождения в социально престижный слой - интеллигенцию. Некоторые студенты продолжают семейные традиции. Другие выбирают вуз, соотнося это с собственными способностями, наклонностями.

К сожалению, помимо реального стремления к приобретению знаний и овладению любимой профессией, иногда в вуз приводят совсем другие причины: желание получить отсрочку от армии (для юношей), чаще это можно наблюдать в коммерческих вузах; некоторая инертность мышления и поведения, благодаря которой продолжение привычной учебной ситуации представляется приятным, удобным, к тому же одобряемым окружающими стилем поведения; небольшая часть девушек рассматривает обучение на дневном отделении вуза не только как возможность получить специальность, но и как место, где можно завязать интересные знакомства с целью последующего замужества.

Многие поступают в вуз по желанию родителей. Такие студенты плохо представляют себе самостоятельную жизнь после окончания вуза, поэтому нередко не понимают, зачем им нужны те или иные предметы, какие знания, из предлагаемых к усвоению, понадобятся в будущей профессии. С этим связано инфантильное отношение к учебе, ориентация на формальное запоминание («зазубривание») у одних студентов и желание лишь получить хорошую оценку, «проскочить» у других. Конечно, ситуация меняется на старших курсах, когда появляется профессиональная заинтересованность и студенты начинают задумываться о будущем трудоустройстве.

Согласно данным нашего исследования, многие респонденты отметили, что принимали решение о выборе учебного заведения самостоятельно (100% юношей и 20% девушек-экономистов первого курса ОФО, 85% юношей и 55% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 100% юношей и 63% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 75% юношей и 56% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 100% юношей и 67% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 72% юношей и 69% девушек-техников третьего курса ОФО, 100% юношей и 80% девушек-техников пятого курса ОФО; 43% юношей и 100% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 50% юношей и 75% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 100% юношей и 86% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 100% юношей и 70% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 50% юношей и 25% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 75% юношей и 100% девушек- техников первого курса ЗФО, 89% юношей и 50% девушек-техников третьего курса ЗФО, 60% юношей и 60% девушек-техников пятого курса ЗФО). В то же время среди девушек ОФО больше, чем среди юношей, тех, кто прислушивался к мнению родителей (37% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 37% девушек - экономистов пятого курса ОФО; 44% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 34%о девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 31% девушек-техников третьего курса ОФО, 20% девушек-техников пятого курса ОФО). Но есть среди респондентов и такие, которые выбрали учебное заведение, потому, что именно в этот вуз «была возможность поступить без проблем» (20% девушек-экономистов первого курса ОФО, 43% юношей-экономистов первого курса ЗФО, 13% юношей-техников первого курса ЗФО, 10% юношей и 17% девушек-техников третьего курса ЗФО).

У большинства девушек и юношей в ходе профессионального обучения в вузе укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определенного профессионального сообщества, повышает мотивацию обучения.

Исходя из самостоятельного принятия решений о выборе профессии и вуза, было определено, что среди респондентов есть разочаровавшиеся сделанным выбором (20% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ОФО, 20% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 30% юношей и 35% девушек-экономистов пятого курса ОФО, 15% девушек-техников третьего курса ОФО; 15% юношей-экономистов первого курса ЗФО, 20% девушек-техников третьего курса ЗФО, 20% девушек-техников пятого курса ЗФО). Однако, в основном все студенты довольны выбором места учебы.

При уточнении отношения к месту учебы было установлено, что в целом оно устраивает техников, гуманитариев очной и заочной форм обучения, экономистов-заочников. Основными причинами положительного отношения к специальности являются ее востребованность со стороны общества, возможность узнать много нового, а также хороший учебный коллектив и преподаватели.

С удовольствием поменяли бы место учебы экономисты I, III и V курсов ОФО, т.к. мотивация обучения очень низкая и из-за этого страдает качество образования.

Почти все абитуриенты представляют себе обучение в вузе как аналогию школьной жизни. На дневном отделении в основном учатся вчерашние школьники, для которых институт - продолжение школьной трансляции знаний с сопутствующим этому жестким ежедневным контролем со стороны учителей. На самом деле система контроля в институте намного слабее, студентам предоставляют больше самостоятельности. Так возникают проблемы у первокурсников, многие из которых вспоминают о необходимости учебной работы лишь в преддверии сессии.

Выбор специальности и факультета оказывает влияние на мотивацию обучения студенчества, т.к. особенно на первых курсах молодые люди переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля и, в результате, они либо меняют выбранную первоначально специальность, либо продолжают учиться, но в силу низкой мотивации не стремятся к получению знаний. Кроме того, система обучения в вузах построена на принципе сознательного выбора студентом своей будущей профессии и готовности трудиться над усвоением ее основ. Таким образом, ответственность за результат процесса обучения возлагается, в основном, на самого студента, что предполагает наличие у него активной заинтересованности.

Проведенные в высшей школе исследования, в том числе и подтвержденные нами, свидетельствуют о том, что социализация студента на различных курсах имеет особые черты. Формирование личности молодого человека, поступившего в вуз, проходит через следующие этапы:

I курс - происходит процесс адаптации недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

II курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен. Складываются определенные представления, ценностные предпочтения.

III курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе, как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

IV курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения производственной практики, возможность соотнести получаемые теоретические знания с их реальным воплощением на практике. Происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. Актуализируются профессиональные интересы и перспективные жизненные планы.

V курс - перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущую деятельность. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Таковы те факторы и обстоятельства, которые обуславливают специфику процесса становления личности на разных курсах вуза и влияют на мотивацию обучения.

В учебной, общественно-политической, трудовой, научно-исследовательской, коммуникативной и других видах деятельности, студент формирует и развивает у себя образцы стратегий и программ профессиональной деятельности, систему общественно-политических, нравственных, эстетических ценностей, навыки восприятия, понимания и оценки другого человека и самого себя, образцы поведения в коллективе и т.п. Иерархия деятельности студента становится реальным базисом его личности.

Как отмечает Ю.Р. Вишневский, особенностью современного студенчества является то, что «процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путём формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путём выбора форм социального взаимодействия».

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга, быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Процесс социализации протекает на нескольких уровнях как приспособление к новой системе обучения, к изменению режима труда и отдыха, к вхождению в студенческий коллектив. Все это сопровождается существенной перестройкой жизни и психических, физиологических состояний студента.

Период социализации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении, и снижение мотивации. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно. Особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение.

Процесс социализации каждого студента идет по-разному, и, прежде всего, это связано с половозрастными различиями. В разные периоды жизни от человека ожидают разного поведения, и он, зная это, часто старается вести себя соответствующим образом. Многим современникам ранние периоды жизни кажутся особенно привлекательными, т.к. человеку предоставляется гораздо больше выборов. Кроме того, в это время у человека лучше здоровье, больше сил и надежд, желания проявить себя. К концу жизненного пути человек приобретает опыт, понимание жизни, но одновременно с этим теряет силы, лабильность, здоровье. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж до поступления в вуз, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники легче приспосабливаются к академической работе.

В процессе социализации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой, неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней, неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; неумение принимать самостоятельные решения; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами, справочниками.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе, слабой мотивацией на получение знаний.

С поступлением в вуз для молодого человека практически заканчивается период выбора профессии, от курса к курсу идет процесс ее корректировки. Вместе с тем на 2 и 3 курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности и профессии. Э. Ф. Зеер отмечает, что многие студенты переживают разочарование в получаемой профессии. «Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора... За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией».

К концу третьего курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. В исследованиях студенческой молодежи зафиксировано, что к третьему курсу наблюдаются оживление и углубление системы межличностных отношений в группе, повышенный интерес к жизни других студенческих групп. В это же время возникают проблемы образования семьи. Студенты становятся более избирательными в выборе нагрузок и поручений, бывают случаи, когда личное заслоняет собой все остальное. Это непосредственным образом влияет на процесс педагогического взаимодействия между студентами и преподавателями.

Социальный статус студента вуза. В современной социологии существует множество подходов к определению социального статуса.

Под социальным статусом будем понимать совокупную социальную характеристику того места (позиции) личности, которое она занимает в социальной структуре общества в процессе своего становления как субъекта общественного производства и общественной жизни, определяющего особенности ее сущностных сил и способов деятельности. Вопрос об оценке социального статуса сложен.

Говорить о социальном статусе студентов в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях стратификации российского общества. В исследовании было взято два признака - образование родителей и материальное положение семьи, что является наиболее частым фактором выбора вуза.

Примерно у половины опрошенных родители имеют высшее образование, а у другой половины - среднее специальное, причем среди студентов ОФО преобладают респонденты, чьи родители имеют высшее образование, а среди студентов ЗФО - среднее специальное.

Положение родителей определяет не только настроенность студентов на учебу (мотивацию обучения), но и последующее трудоустройство, так как нами

было установлено, что наиболее эффективным способом поиска работы студенты считают помощь родных и знакомых, которая невозможна, если родители не являются обладателями высокого социального статуса.

В качестве наиболее значимых характеристик будущей работы студентами были определены возможность получать высокий доход, достичь признания и уважения, а также самостоятельность, независимость, карьера и высокий престиж профессии. При этом работа должна носить творческий и интересный характер. В то же время соответствию работы личным способностям и умениям не придается такого значения, как перечисленным выше характеристикам. В ходе беседы с респондентами были выявлены противоречия между социальным и личностным смыслом образования. В первом случае образование рассматривается с позиции равенства - неравенства шансов у выходцев из различных слоев общества на получение блага (высшего образования), во втором, образовательный путь оценивается с точки зрения гарантий, возможности вхождения в ту или иную социальную группу, престижный слой (чему также способствует получение высшего образования).

Следует отметить, что по результатам нашего исследования, студенты настроены на производственную деятельность, т.е. усложнение социально-экономического положения в регионе и в стране в целом, возрастающая конкуренция на рынке труда, заставляет студентов сочетать период профессиональной подготовки в вузе со стремлением как можно скорее начать самостоятельную карьеру и конкурировать с остальными участниками рынка труда в борьбе за ограниченные ресурсы.

В оценке материального положения семьи студенты так же разделились на две группы: имеющих определенные накопления и способных купить дорогостоящие товары, и тех, кому денег, в основном, хватает, но не на покупку дорогих товаров. Среди техников чаще встречаются семьи, в которых денег не хватает и их часто приходиться брать взаймы. Таким образом, респонденты считают материальное положение семьи как среднее, и небольшой процент - как плохое. Эти оценки отражают влияние различных факторов:

- обучение в вузе в настоящее время требует от семьи немалых затрат, что в результате влияет на социальный статус студента;

- у молодежи сохраняется ощущение социальной несправедливости и неприятие резкого социального расслоения общества (хотя сказывается и тенденция к обособлению элитных групп молодежи из высоко обеспеченных семей, демонстрирующих свой достаток, богатство), поэтому определенная часть респондентов может сознательно приуменьшать свои материальные проблемы, а другая несколько приукрашать свое материальное положение.

Основными доходами своей семьи студенты назвали трудовую деятельность родителей на государственном и частном предприятиях, обработку земельного участка и приусадебное хозяйство (причем у экономистов последний вариант встречается реже, чем у техников и гуманитариев), помощь друзей, влиятельных людей, которую отметили техники-мужчины третьего и пятого курсов ОФО, третьего курса ЗФО и экономисты-женщины третьего курса ЗФО.

Таким образом, родители, имеющие высокий социальный статус хотят сохранить такое же положение и у своих детей. Родители, имеющие более низкий социальный статус, помогают детям повысить уровень образования и тем самым продвинуться по социальной лестнице. Следовательно, социальный статус напрямую влияет на мотивацию обучения, т.к. содержит социальную оценку уважения и престижа, которые приписываются членам определенной социальной группы (в нашем случае - обладателю диплома о высшем образовании), а стремление к высокому социальному статусу стимулирует социальную активность.

Образовательный статус студента вуза. Мотивация обучения определяется выбором учебного заведения, факультета, и, прежде всего, целесообразностью получения высшего образования.

Студенты считают, что образование - это путь к любимой профессии, понимание окружающего мира, самореализация, умение строить реальные жизненные планы, соотнося их со своими возможностями. Только 4% юношей-техников третьего курса ОФО и 10% юношей-техников пятого курса ЗФО отметили, что образование позволяет иметь свои нишу в жизни, а 20% девушек-экономистов ОФО считают, что образование - это путь к саморазвитию и общение с интересными людьми.

Основная цель обучения в вузе для большинства студентов - получение образования, профессии, что способствует обеспечению профессиональной карьеры и развитию личности.. Но для техников пятого курса ОФО - это лишь форма продолжения образования, а для гуманитариев и техников третьего и пятого курсов ЗФО - это получение диплома, дающего право на более высокую оплату труда, т.е. отношение к обучению в вузе сугубо инструментальное.

Студент, в идеале, должен сознательно выбирать будущую профессию и трудиться над освоением ее основ, что предполагает наличие у него активной заинтересованности и интегральных способностей, которые призваны обеспечить вхождение в структуру общества. При поступлении и последующем обучении студенты меняют свой социальный статус, но при этом не все из них одинаково реагируют на подобные изменения статуса и окружения. Это связано с половозрастными особенностями, характеристиками типа высшей нервной деятельности, но и социальные факторы имеют здесь решающее значение.

 

АВТОР: Продиблох Н.Е.