26.01.2012 4338

Готовность студентов вузов к работе как фактор мотивации обучения

 

Трудоустройство и отношение к нему. Социально-демографические характеристики студента, его социальное происхождение и степень благосостояния семьи могут оказывать существенное воздействие на отношение студента к проблеме вторичной занятости, определить его трудовые мотивации и степень необходимости вторичной занятости. Дополнительными факторами, усиливающими потребность в работе, могут выступать семейное положение студентов, наличие у них детей, жилищные условия, притом в сочетании с другими факторами они могут оказывать различное воздействие на учебу и успеваемость.

Полученные данные показали, что наиболее эффективным способом поиска работы студенты считают помощь родных и знакомых. Так ответило от 53% до 100% респондентов. Второе место занимает самостоятельный поиск вакансий путем посещения различных организаций и выявления в них вакантных рабочих мест. Третье место отдано поиску работы через Интернет. И на последнем месте - государственные и коммерческие организации по трудоустройству.

Роль родных и знакомых в трудоустройстве студентов в определенной мере зависит от их социально-профессионального статуса. Родители и родственники, занимающие руководящие и близкие к ним должности, а также занимающиеся предпринимательством, чаще других помогают найти работу. Чем ниже статус, тем меньше родители участвуют в трудоустройстве детей. Если межличностная коммуникация играет главную роль в нахождении места работы, то помощь государственных структур по трудоустройству практически отсутствует.

Анализ побудительных мотивов, которыми студенты будут руководствоваться при поиске работы, показал, что главным среди них является высокая заработная плата. Вслед за этим идут возможность профессионального роста, связи, знакомства, окружение влиятельными людьми и интересная работа. Таким образом, можно сказать, что положение студенчества неразрывно связано с экономическим положением в стране.

Современные условия развития общества, снижение уровня жизни большой части населения, развитие форм платного образования, мизерные стипендии, отсутствие материальной поддержки со стороны родителей заставляют студента обращаться к поиску дополнительного заработка. В результате вторичная занятость в среде студенчества приобретает массовый характер. В то же время, распространенность вторичной занятости означает также то, что современный рынок труда формирует спрос на определенный тип работника промежуточного уровня квалификации.

Дополнительная работа не может не оказывать влияния на академическую успеваемость, поскольку она вызывает перераспределение бюджета времени студента в сторону сокращения часов, отводимых на посещение занятий и на учебную подготовку. Особенно это характерно для студентов очной формы обучения. К тому же работа, никак не связанная с получаемой специальностью, вряд ли способствует процессу профессионализации студента.

Если предположить, что сокращение времени на учебу ведет к понижению уровня получаемой подготовки, то можно утверждать, что равновесие между социальными потребностями студентов и теми перспективами, которые открывает им высшее образование, достигается зачастую ценой уменьшения объема и снижения качества знаний. Исходя из того, что наличие высшего образования в целом продолжает оказывать положительное влияние на будущее индивида, молодой человек не отказывается от поступления в вуз, однако он стремится привести в соответствие количество усилий, вкладываемых в получение образования, с теми реальными преимуществами, которые ему может дать диплом в будущем, при том, что эти перспективы сократились. Длительные усилия и упорный труд, состояние материальной зависимости, необходимость финансовой поддержки, достаточно обременительной для семьи учащегося, на протяжении всех лет обучения - все эти условия, обязательные для успешного окончания вуза, не вполне оправдываются с точки зрения тех реальных перспектив, которые открывает наличие большинства дипломов. Сокращая усилия на учебу, студент «выигрывает» время и силы, которые могут быть употреблены на разнообразные эксперименты в сфере трудовой деятельности с целью установления и расширения различного рода контактов, позволяющих найти род работы, наиболее совпадающий с личными представлениями о призвании, об интересной работе, об адекватном вознаграждении за труд. Нетрудно предположить, что получение такой работы связано не столько с наличием соответствующего диплома, сколько с кооптацией, т.е. неформальными контактами и связями. Необходимо также иметь в виду, что пора учебы в вузе связана не только с поисками в направлении получения профессии и трудоустройства, но и с самоопределением в более широком плане, что требует разностороннего отрения социального поведения студентов.

Исследования, проведенные В.И. Герчиковым в вузах Новосибирска, подтверждают, что основными целями занятости являются необходимость зарабатывать себе на жизнь, на получение образования и забота студента о своем послевузовском трудоустройстве, вклад в свою трудовую и профессиональную карьеру. Эти же данные подтверждаются и результатами наших исследований. Между тем, глубина знаний работающих студентов зависит не от факта наличия или отсутствия регулярной работы, а от их личностных качеств - целеустремленности, пытливости, организованности.

В ходе исследования был задан вопрос о готовности студентов к трудовой деятельности после окончания учебы. Среди экономистов и гуманитариев ОФО большая часть респондентов считает себя вполне подготовленной, причем все юноши в этом абсолютно уверены, но сомневаются девушки - 20% экономистов первого курса, 47% экономистов третьего курса, 47% экономистов пятого курса, 27% гуманитариев первого курса. У техников ответившие отрицательно на данный вопрос есть среди представителей обоих полов, но среди девушек их немного больше.

Подготовленными к трудовой деятельности после окончания учебы среди студентов заочной формы обучения считают себя экономисты (юноши первого курса, девушки третьего курса, юноши и девушки пятого курса) и техники (юноши и девушки первого курса, девушки третьего курса, юноши и девушки пятого курса). Гуманитарии, в отличие от них абсолютно уверены в уровне своей подготовки к работе.

Мнения преподавателей по данному вопросу разделилось, причем 50% женщин ответили положительно, 50% - отрицательно, среди мужчин 60% считают студентов вполне подготовленными. Отрицательный ответ женщины объясняют слабой подготовленностью, низкой самоорганизацией, отсутствием у студентов практических навыков, а мужчины тем, что многие учатся для получения диплома, а не знаний.

Перспективы трудоустройства после окончания учебы оказывают влияние на мотивацию обучения. Немногие респонденты точно знают, где будут работать, причем среди техников ОФО таких больше, чем среди гуманитариев и экономистов. Не видят никаких перспектив на рынке труда, в основном экономисты. Это объясняется перенасыщением рынка специалистами экономического профиля и отсутствием вакансий из-за того, что многие предприятия в регионе не работают. Девушки, обучающиеся по техническому профилю (7%) считают, что устроиться на работу им помогут связи. Но большая часть студентов как очной, так и заочной форм обучения, затрудняется ответить на поставленный вопрос. Среди студентов-заочников намного меньше респондентов считает, что на рынке труда для них нет никаких перспектив.

Большая часть студентов считает, что о трудоустройстве необходимо договориться заранее до окончания вуза (80% юношей и 60% девушек-экономистов первого курса ОФО, 87% юношей и 80% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 100% юношей и 87% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 20% юношей и 80% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 70%о юношей и 70% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 60% юношей и 60% девушек-техников третьего курса ОФО, 50%) юношей и 40% девушек-техников пятого курса ОФО; 67% юношей и 20%) девушек-экономистов первого курса ЗФО, 80%) юношей и 73% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 100%) юношей и 80% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 67% юношей и 73% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 100% юношей и 100% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 73% юношей и 50% девушек-техников первого курса ЗФО, 50% юношей и 80% девушек-техников третьего курса ЗФО, 50% юношей и 60% девушек-техников пятого курса ЗФО). Однако среди респондентов гуманитарного направления ОФО около половины не согласны с такой точкой зрения, а среди студентов-техников ОФО почти половина в этом не уверена. Студенты ЗФО, также в большинстве согласны, что работу следует искать заранее, до получения диплома, но среди техников больше сомневающихся, чем среди гуманитариев и экономистов, Преподаватели также, в основном, согласны, что работу студентам необходимо искать заранее (60% женщин и 70% мужчин). Однако среди мужчин есть такие, кто не поддерживает эту точку зрения, т.к. работа студентов будет мешать учебе и снижать мотивацию обучения (20%).

Вторичная занятость студентов. Как показывают наши исследования, вторичная занятость характерна, в основном, для студентов III - V курсов ОФО, т.е. чем выше курс, тем больше студент связан с рынком труда (20% юношей-экономистов первого курса, 33% юношей-экономистов третьего курса, 33%) юношей и 33% девушек-экономистов пятого курса; 20% девушек-гуманитариев первого курса, 30% юношей-гуманитариев пятого курса; 60% юношей и 33% девушек-техников третьего курса, 60% юношей и 20% девушек-техников пятого курса). Эти результаты подтверждаются данными других исследований. Занятость студентов можно объяснить желанием улучшить свое материальное положение, необходимостью содержания созданной семьи, детей, стремлением реализовать на практике полученные знания.

Студенты-заочники в большинстве своем работают, причем процент занятых у юношей выше, чем у девушек (40% юношей и 100% девушек-экономистов первого курса, 100% юношей и 73% девушек-экономистов третьего курса, 100% юношей и 6% девушек-экономистов пятого курса; 33%> юношей и 20%о девушек-гуманитариев первого курса, 53% юношей и 47% девушек-гуманитариев третьего курса; 47% юношей и 27% девушек-техников первого курса, 73% юношей и 20% девушек-техников третьего курса, 73% юношей и 80% девушек-техников пятого курса).

У большинства опрошенных студентов очной и заочной форм обучения работа не совпадает с получаемой специальностью, особенно явно это прослеживается у гуманитариев и экономистов ОФО. Основными сферами занятости студентов-очников является частное предпринимательство и торговля. Это отмечается и в других исследованиях: «Высокий процент занятости в торговле объясняется потребностью в энергичных работниках на таких типичных в этой отрасли позициях, как торговые представители, агенты, продавцы. Студент активен и более других ориентирован на новизну решений, в том числе и по привлечению дополнительных клиентов. Кроме того, именно в этой сфере многие работодатели предпочитают брать людей на работу, не заключая с ними трудовых договоров, и студенты на эти условия чаще всего соглашаются. И, наконец, в этой отрасли легче найти работу тем, кто может работать только при наличии свободного от учебы времени». Причем, если у некоторых студентов экономического и технического направлений есть совпадение между работой и получаемой специальностью, то у гуманитариев ОФО оно отсутствует, т.к. основными сферами занятости является торговля, финансовая сфера, частное предпринимательство.

У студентов ЗФО работа совпадает с получаемой в вузе специальностью чаще, чем у студентов ОФО. Это можно объяснить тем, что студенты-заочники, имеющие работу, поступают в вуз, чтобы получить высшее образование и диплом по своей специальности, что в итоге позволит получить прибавку к жалованию, новую, более высокую должность и т.п. Таким образом, здесь именно образование по специальности позволяет добиться успеха на работе. Студенты-очники, наоборот, поступив после школы (лицея, ССУЗа) в университет (институт), ищут работу для улучшения своего материального положения, социального статуса, применения получаемых в вузе знаний на практике, но поскольку у таких студентов, как правило, отсутствует опыт работы по специальности, они редко находят работу, соответствующую их специализации, требованиям. Отсюда следует несоответствие между получаемой специальностью и сферой занятости студентов-очников.

Поскольку практически все опрошенные нами студенты указали, что наиболее эффективным способом поиска работы они считают помощь родных и знакомых, то неслучайно большая часть работающих респондентов отметила, что место работы найдено благодаря межличностным коммуникациям и родственным связям. Гипертрофия этого канала объясняется тем, что, с одной стороны, только он способен предоставить субъекту конфиденциальную информацию о будущем месте работы, а с другой стороны, выступить в роли гаранта и рекомендателя потенциального работника для будущего нанимателя. Как известно, при поиске работы и найме персонала в условиях частного бизнеса существенно возрастают требования надежности, доверительности, конфиденциальности информации, как о работодателе, так и о потенциальном работнике. Студенты не особенно надеются на помощь государственных и коммерческих организаций по трудоустройству - только 7% юношей и 25% девушек очной формы обучения технического факультета, нашли работу таким способом. Среди студентов-заочников, нашли работу при обращении ФГСЗН 25% юношей-экономистов III курса, 20% девушек-экономистов III курса, по 25% мужчин и девушек-экономистов V курса и 25% девушек-техников V курса.

Как отметили трудоустроенные студенты, длительность поиска работы колеблется от нескольких недель до нескольких лет. Так, экономисты очной формы обучения, имеющие работу, в основном, искали ее недолго - 1-3 месяца. Есть и такие, кто нашел место случайно, в то время как девушки пятого курса затратили на поиски работы несколько лет. Очень много времени потратили на поиск работы юноши гуманитарного профиля пятого курса ОФО. Диапазон времени поиска работы студентами-техниками ОФО очень разнообразен по сравнению с остальными, хотя по большей части составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Выделяются среди техников и такие, которым работу предложили, когда они еще не задумывались о трудоустройстве. И только 25% девушек третьего курса отметили, что затратили на поиск работы несколько лет.

У студентов-экономистов заочной формы обучения поиски работы заняли больше времени, чем у очников этого же направления. Около половины респондентов искали работу от одного до трех месяцев, другая половина намного дольше - 1-3 года. Студенты гуманитарного профиля заочной формы обучения, в отличие от своих коллег очной формы обучения, затратили на поиски работы намного меньше времени - несколько месяцев. Студенты-техники, в большинстве, искали работу недолго, и только 17% юношей пятого курса потратили на поиски длительное время.

График работы студентов не связан с расписанием занятий: студенты работают тогда, когда есть работа, подстраивая свой учебный график под режим работы, что свидетельствует о низкой мотивации обучения.

Студенты экономического направления ОФО, опрошенные нами, на первом курсе работают несколько дней в неделю (100% юношей), на третьем курсе - несколько дней в неделю (67% девушек) и часть дня (33% девушек), на пятом курсе девушки работают полный рабочий день пять дней в неделю, а юноши - по сменам.

Степень занятости работой студентов-гуманитариев ОФО составляет на первом курсе несколько дней в неделю (100% девушек), на пятом - часть дня (100% юношей).

У студентов-техников самый большой диапазон занятости. На первом курсе они работают полный рабочий день пять дней в неделю (27% юношей, 50%> девушек), несколько дней в неделю (27%) юношей, 25%) девушек), часть дня (19%о юношей, 25% девушек), по гибкому графику (получают задание и сроки выполнения и сами решают где, когда и как буду выполнять работу) трудятся 27% юношей. На пятом курсе эти показатели меняются незначительно, студенты так же работают несколько дней в неделю (33% юношей), часть дня (33% юношей), по гибкому графику (33% юношей) и семь дней в неделю 100% девушек, Студенты заочной формы обучения работают, в основном, полный рабочий день пять дней в неделю. Так, среди экономистов ЗФО в пятидневной рабочей неделе заняты 33%) юношей, 80% девушек первого курса; 75% юношей, 70% девушек третьего курса; все опрошенные юноши и девушки пятого курса. Среди студентов-гуманитариев пять дней в неделю работают 100%) юношей и 33% девушек третьего курса. У студентов-техников по такому графику трудятся 67% юношей первокурсников, 29% юношей третьего курса, 25%) юношей и 50% девушек пятого курса. По несколько дней в неделю заняты работой юноши и девушки экономического направления первого и третьего курсов, девушки-гуманитарии первого и третьего курсов, юноши-техники третьего и пятого курсов. Среди техников преобладают студенты, занятые в рабочем процессе часть дня - это юноши и девушки третьего и пятого курсов. По сравнению со студентами очной формы обучения, среди студентов-заочников больше тех, кто работает по семь дней в неделю или имеют гибкий график работы.

Таким образом, отмечая стимулирующее воздействие рыночной конкуренции на познавательную активность студентов, нельзя не отметить, что мотивация обучения утрачивает приоритетность, если у студента возникает возможность для оплачиваемой внеучебной трудовой деятельности. Студенты-очники больше заняты в учебном процессе, а студенты-заочники работой. При этом работающие студенты очной формы обучения, в основном, не связывают график своей работы с расписанием занятий, отдавая предпочтение работе. Студенты технического направления характеризуются, согласно данным исследования, большим разнообразием времени занятости, чем студенты экономического и гуманитарного направлений. Следовательно, студенты проводят больше времени на рабочем месте, чем в учебной аудитории, что негативно отражается на их учебе и профессионализации.

Материальная независимость студентов. По данным нашего исследования, молодые люди желают быть самостоятельными, свободными -это представления об успехе в жизни, и вполне обоснованные. Так, на момент опроса, мы установили, что, начиная с третьего курса, определенная доля студентов-очников совмещает работу с обучением, хотя практически все респонденты признают, что основным источником дохода является помощь родителей (100% юношей и 100% девушек-экономистов первого курса ОФО, 50% юношей и 70% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 33% юношей и 70% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 100% юношей и 90% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 100% юношей и 100% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 90% юношей и 90% девушек-техников третьего курса ОФО, 60% юношей и 100% девушек-техников пятого курса ОФО). Значительные размеры материальных затрат родителей на обучение детей в вузе сегодня превратились в одну из реалий. Речь все больше идет не о «помощи родителей», а о массовом распространении платности высшего образования - официальной (внебюджетное обучение) или неофициальной.

У студентов-экономистов заочной формы обучения основным источником дохода является работа (100% девушек-экономистов первого курса, 100% юношей и 70% девушек-экономистов третьего курса, 100% юношей и 55% девушек-экономистов пятого курса), в то время как у гуманитариев и техников -помощь родителей (100% юношей и 70% девушек-гуманитариев первого курса, 100%) юношей и 55% девушек-гуманитариев третьего курса; 90% юношей и 100% девушек-техников первого курса, 80% юношей и 100% девушек-техников третьего курса, 100% юношей и 100%) девушек-техников пятого курса), Выделяются немногочисленные категории, живущие на средства, получаемые от воровства (14% юношей-экономистов первого курса ОФО, 14% юношей-экономистов первого курса ЗФО, 7% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО, 14%о юношей-техников третьего курса ЗФО и 14% юношей-техников пятого курса ЗФО), торговли наркотиками (7% юношей-техников третьего курса ОФО, 20% юношей-техников пятого курса ОФО, 14% юношей-экономистов первого курса ОФО, 1% юношей-техников первого курса ЗФО, 20% юношей-техников третьего курса ЗФО, 14% юношей-техников пятого курса ЗФО), мошенничества (14% юношей и 14%) девушек-экономистов первого курса ОФО, 1% юношей-техников третьего курса ОФО, 7% юношей-техников пятого курса ОФО, 7% юношей-техников первого курса ЗФО, 7% юношей-техников третьего курса ЗФО, 7% юношей-техников пятого курса ЗФО) и спекуляции (7% девушек-экономистов пятого курса ЗФО).

Не менее важным источником дохода студентов ОФО является стипендия, выступающая в качестве материального стимула, побуждающего к получению образования и поощряющего за отличные успехи в учебе. Однако в качестве основного средства обеспечения жизни ее могут назвать немногие (40% юношей и 40%о девушек-экономистов первого курса, 50% юношей и 50% девушек-экономистов третьего курса, 50% юношей и 65 % девушек-экономистов пятого курса; 20%о юношей и 40% девушек-гуманитариев первого курса, 20% юношей и 30% девушек-гуманитариев пятого курса; 59% юношей и 40% девушек-техников третьего курса, 50% юношей и 20% девушек-техников пятого курса).

Как отмечают студенты в ходе интервьюирования, размер стипендии слишком низкий, вузовской стипендии хватает, чтобы восполнить или 20% потребностей в питании, или 25% на приобретение учебников, письменных принадлежностей, методических пособий, или 20% на досуг и развлечения. Но проблема даже не в мизерности стипендии. Серьезнее по своим негативным социальным последствиям другое - общество как бы демонстрирует безразличие к жизни и становлению будущих квалифицированных специалистов.

В то же время, студенты считают оптимальной системой назначения стипендии ту, которая действует в данный момент, т.е. связанную с успехами в учебе. Таким образом, стипендия - важный фактор, стимулирующий студентов к получению знаний, повышающий мотивацию обучения.

Доходы - лишь одна сторона бюджета студента. Не менее значима другая ее сторона - расходы. Большой процент расходов получаемой стипендии у студентов приходится на сферу досуга (60% юношей и 20% девушек-экономистов первого курса, 50% юношей и 30% девушек-экономистов третьего курса, 30%о юношей и 20% девушек-экономистов пятого курса; 15% девушек-гуманитариев первого курса, 50% девушек-гуманитариев пятого курса; 30%> юношей и 40% девушек-техников третьего курса, 50% юношей-техников пятого курса), а также на транспортные расходы (40% девушек-экономистов первого курса, 30% девушек-экономистов третьего курса, 30% юношей и 20% девушек-экономистов пятого курса; 90% юношей и 50% девушек-гуманитариев первого курса, 50% юношей и 20% девушек-гуманитариев пятого курса; 50% юношей и 30% девушек-техников третьего курса, 70% юношей и 30% девушек-техников пятого курса).

Под досугом мы понимаем совокупность различных видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных, социальных потребностей студентов в свободное от учебы время. Виды деятельности досуга способствуют как отдыху, так и развитию личности. Поэтому мы ставили цель - установить соотношение активного и пассивного досуга, его влияние на всестороннее развитие личности и, как следствие, мотивацию обучения.

В результате нашего исследования мы установили, что большую часть свободного времени девушек очной и заочной форм обучения занимают дела по домашнему хозяйству (так ответило от 47% до 87% опрошенных). На втором месте чтение газет, журналов и просмотр телепередач. Чтение газет, журналов, просмотр телепередач является предпочтительным средством времяпрепровождения. Большая часть опрошенной аудитории отдает предпочтение легкому чтению. Мотивом выбора такой литературы является желание отвлечься от интеллектуальной нагрузки, отдохнуть. При выборе журналов, в основном, предпочтение отдается дорогим иллюстрированным периодическим изданиям, которые нередко являются составной частью имиджа преуспевающего современного человека.

Телевидение является одним из наиболее популярных средств проведения досуга, причем предпочтение отдается развлекательным программам.

У юношей много времени занимают занятия спортом, туризм, которые воспринимаются как оздоравливающие, тонизирующие, способствующие повышению самооценки, а также могут служить показателем статуса, престижа, нести в себе многочисленные желаемые составляющие имиджа.

Многие респонденты отметили, что посещают дискотеки, бары, кафе для общения с друзьями.

В музеи и на выставки ходит только 7% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 20% юношей-гуманитариев пятого курса ОФО. На заочном отделении студенты чаще посещают институты культуры: 14% юношей-экономистов первого курса, по 27% юношей и девушек-экономистов третьего курса, 33%о юношей и 14% девушек-гуманитариев первого курса. Посещение выставочных залов, музеев обычно происходит в компании и является формой социального взаимодействия.

На всех отделениях и курсах есть студенты, занимающиеся пополнением нужных знаний (изучением литературы по специальности) (40% девушекэкономистов первого курса ОФО, 14% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 14% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 21% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 20% юношей и 27% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 40% юношей и 14% девушек-техников третьего курса ОФО, 27% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ОФО; 27% юношей и 20%» девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 27% юношей и 27%» девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 33% юношей и 27% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 14% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 27%» юношей и 27% девушек-техников первого курса ЗФО, 40% юношей и 14%» девушек-техников третьего курса ЗФО, 27% юношей-техников пятого курса ЗФО), поскольку образование, по их мнению, является очень важным и необходимым преимуществом для достижения успеха, устройства на работу и в целом устойчивости жизни.

Среди техников, по сравнению с остальными, преобладают респонденты, проводящие свободное время за компьютером, в том числе и в сети Интернет. Интернет существенной частью аудитории начинает восприниматься как непременный атрибут домашнего компьютера, а, следовательно, распространение домашних компьютеров влечет за собой рост числа пользователей Интернетом. Таким образом, для части респондентов, глобальная сеть заменяет информационные ресурсы библиотек, книг, периодических изданий, что не может не отразиться на мотивации обучения.

Таким образом, активные формы досуга, связанные с умственными занятиями характерны в большей степени для студентов технического направления очной и заочной форм обучения, которые больше свободного времени, чем остальные респонденты проводят за изучением литературы по специальности, работой за компьютером с целью поиска необходимой информации, что говорит о наличии у этих студентов большей заинтересованности в пополнении интеллектуальных знаний, в том числе, связанных с получаемой специальностью.

Материальное положение определяет заинтересованность студентов в получении высшего образования. Стипендия является средством стимулирования за достигнутые успехи в учебе. В то же время, желание иметь собственные деньги заставляет студентов заниматься поисками работы, которая не всегда соответствует получаемой в вузе специальности, сокращает время на подготовку по предметам, снижает качество получаемого образования.

Таким образом:

1. В нашем исследовании было установлено, что имеет место региональное замыкание вузов республики. Так, среди студентов очной формы обучения экономического направления большая часть респондентов отметила, что до поступления в вуз основным местом жительства для них был город Майкоп. Среди студентов-гуманитариев очной формы обучения больше половины опрошенных приехали из станицы, поселка городского типа, аула. Среди техников очной формы обучения, также как и среди гуманитариев, преобладают респонденты, приехавшие учиться в вуз из сел, станиц и поселков городского типа, расположенных, в основном, на территории республики. Таким образом, на экономических специальностях преобладают городские жители, а на гуманитарных и технических - сельские.

В будущем, по данным нашего опроса, это положение не изменится, т.к. среди сельских школьников процент желающих обучаться в вузе после окончания школы в два раза ниже, чем среди одиннадцатиклассников, проживающих в городе.

Большинство респондентов после окончания учебы, планирует работать по полученной в вузе специальности в государственных структурах или основать свое дело. Часть студентов собирается продолжить образование в аспирантуре, некоторые хотели бы уехать за границу работать или учиться, т.к. получение образования за рубежом имеет следующие преимущества:

- достижение большей конкурентоспособности на рынке труда;

- хорошие условия и уровень жизни за рубежом.

Смысложизненные предпочтения студентов-юношей состоят в желании иметь хорошую профессию, открыть свое дело. У девушек, в большинстве случаев, на первом месте стоит хорошая семья и дети. Для многих равноценно этому и получение хорошей профессии, что даст возможность стать сильной и независимой, занимать высокий пост, обеспечить финансовый достаток. Вызывают опасения студентов существующие в обществе проблемы:

- тяжелое состояние экономики страны;

- рост преступности, нарушение законности и правопорядка;

- поиск работы, соответствующей специальности и квалификации;

- межнациональные конфликты;

- пьянство, наркомания, распространение СПИДа.

Таким образом, в студенческой среде возрастает обеспокоенность тяжелым состоянием экономики страны, что, в свою очередь, отражается на материальном положении студента и его семьи, а также на вероятности трудоустройства студентов (по крайней мере, по осваиваемой профессии) и, как следствие, на мотивации обучения. Существенные сдвиги в ценностных ориентациях и в нравственном сознании молодого поколения наглядно убеждает в том, что честный высокопрофессиональный труд означает бедность и реальную угрозу безработицы, в то время как деньги открывают перспективу «красивой жизни». Средства массовой информации, включая пронизавшую их насквозь рекламу, пропагандируют именно такую жизнь. В обществе утрачивается ценность профессионализма, искажены установки молодых на развитие профессионально-квалификационного потенциала.

Согласно данным нашего исследования, многие респонденты принимали решение о выборе учебного заведения самостоятельно, но есть респонденты, которые выбрали учебное заведение, потому, что именно в этот вуз была возможность поступить, что свидетельствует о наличии неформальных отношений внутри вуза.

Для определения социального статуса студентов в исследовании было взято два признака - образование родителей и материальное положение семьи, что является наиболее частым фактором выбора вуза.

Положение родителей определяет не только мотивацию обучения, но и последующее трудоустройство, так как согласно полученным данным наиболее эффективным способом поиска работы студенты считают помощь родных и знакомых, которая невозможна, если родители не являются обладателями высокого социального статуса.

Следовательно, социальный статус напрямую влияет на мотивацию обучения, т.к. содержит социальную оценку уважения и престижа, которые приписываются членам определенной социальной группы (в нашем случае - обладателю диплома о высшем образовании), а стремление к высокому социальному статусу стимулирует социальную активность.

Основная цель обучения в вузе для большинства студентов - получение образования, профессии, что способствует обеспечению профессиональной карьеры и развитию личности. Но для техников пятого курса ОФО - это лишь форма продолжения образования, а для гуманитариев и техников третьего и пятого курсов заочной формы обучения - это получение диплома, дающего право на более высокую оплату труда, т.е. отношение к обучению в вузе сугубо инструментальное.

2. По данным нашего исследования, главными факторами, отрицательно влияющими на мотивацию обучения, являются:

- недостаток учебников и методической литературы;

- большая учебная нагрузка, особенно у обучающихся на 3 и 5 курсе ОФО;

- отсутствие современного оборудования, технических средств;

- не приспособленные к занятиям аудитории, требующие ремонта, оснащения новой мебелью, учебным оборудованием.

Сходны со студенческими мнения преподавателей. К факторам, которые могут оказать положительное влияние на мотивацию обучения в вузе, студенты отнесли:

- высокий профессионализм преподавателей и интересное изложение материала;

- возможность проявлять инициативу;

- хорошие отношения с товарищами в группе;

- большое количество учебно-методического материала и учебной литературы по предметам.

При этом трудолюбие, стремление к саморазвитию как фактор мотивации отметили только девушки-экономисты ОФО первого курса, а личные способности - девушки-техники ОФО третьего курса.

Основными формами учебной работы, удовлетворяющими познавательные потребности студентов, являются, преимущественно, лекции, практические занятия, учебные игры, тесты, т.е. те, которые применяются преподавателями вузов.

Важным показателем общей мотивации учебной деятельности и познавательной активности студентов является их участие в научной работе вуза. Самым распространенным среди студентов является участие в студенческих конференциях и в деловых играх. В грантах и научных разработках принимали участие только 8% юношей-техников третьего курса. Высок процент респондентов, не принимавших участие ни в каком виде работ. Это свидетельствует о неразвитости научной сферы, плохой работе администрации вуза и преподавателей в области привлечения студентов к научной деятельности. Поэтому администрация вуза и преподаватели должны создавать условия для развития науки в вузе, объяснять важность и необходимость такой работы, развивать эффективную систему вознаграждения творчески настроенных на научную деятельность студентов.

Проведенный нами анализ выявил наличие неформальных отношений между преподавателями и студентами вуза, что выражается в существовании случаев неофициального выставления оценок. Выделяются студенты, начинающие с приближением сессии искать знакомых среди сотрудников вузов, которые поговорили бы с преподавателями и помогли сдать зачеты и экзамены. Причем на первых курсах экономического факультета таких респондентов больше, чем среди старшекурсников. Есть такие студенты среди гуманитариев и экономистов очной и заочной форм обучения. На заочном отделении преобладают ответы о покупке оценки. К причинам, побуждающим вступать в неофициальные отношения, студенты относят факт трудного усвоения некоторых предметов, недостаток времени на подготовку, пример сокурсников, более легкий способ сдачи сессии. Преподаватели на приоритетные позиции выдвигают поиск более простого пути, изначально низкий образовательный уровень учащихся.

Полученные данные показали, что наиболее эффективным способом поиска работы студенты считают помощь родных и знакомых, на втором месте - самостоятельный поиск вакансий путем посещения различных организаций и выявления в них вакантных рабочих мест, на третьем - поиск работы через Интернет, на последнем месте - государственные и коммерческие организации по трудоустройству.

Анализ побудительных мотивов, которыми студенты будут руководствоваться при поиске работы, показал, что главным среди них является высокая заработная плата, возможность профессионального роста, связи, знакомства, окружение влиятельными людьми и интересная работа. Таким образом, можно сказать, что неудовлетворительное экономическое положение студенчества, неразрывно связанное с экономическим положением в стране, побуждает их искать высокооплачиваемую, но при этом не обязательно интересную, соответствующую их типу личности, способностям работу.

Студенты считают себя подготовленными к трудовой деятельности после окончания учебы, в то время как мнения преподавателей по данному вопросу разделилось, причем 50% женщин ответили положительно, 50% -отрицательно, среди мужчин 60% считают студентов вполне подготовленными. Отрицательный ответ женщины объясняют слабой подготовленностью, низкой самоорганизацией, отсутствием у студентов практических навыков, а мужчины тем, что многие учатся для получения диплома, а не знаний.

Перспективы трудоустройства после окончания учебы оказывают влияние на мотивацию обучения. Немногие респонденты точно знают, где будут работать, причем среди техников ОФО таких больше, чем среди гуманитариев и экономистов. Не видят никаких перспектив на рынке труда, в основном экономисты. Это объясняется перенасыщением рынка специалистами экономического профиля и отсутствием вакансий из-за того, что многие предприятия в регионе не работают. Среди студентов-заочников намного меньше респондентов считает, что на рынке труда для них нет никаких перспектив.

Студенты считают, что о трудоустройстве необходимо договориться заранее до окончания вуза. Преподаватели также, в основном, согласны, что работу студентам необходимо искать заранее. Однако среди мужчин есть такие, кто не поддерживает эту точку зрения, т.к. работа студентов будет мешать учебе и снижать мотивацию обучения.

Как показывают наши исследования, вторичная занятость характерна, в основном, для студентов III - V курсов ОФО, т.е. чем выше курс, тем больше студент связан с рынком труда.

У большинства респондентов очной формы обучения работа не совпадает с получаемой специальностью. У студентов ЗФО работа совпадает с получаемой в вузе специальностью чаще, чем у студентов ОФО. Это можно объяснить тем, что студенты-заочники, имеющие работу, поступают в вуз, чтобы получить диплом о высшем образовании по своей специальности, что в итоге позволит получить прибавку к жалованию, новую, более высокую должность и т.п.

Поскольку практически все опрошенные нами студенты указали, что наиболее эффективным способом поиска работы они считают помощь родных и знакомых, то неслучайно большая часть работающих респондентов отметила, что место работы найдено благодаря межличностным коммуникациям и родственным связям.

Как отметили трудоустроенные студенты, длительность поиска работы колеблется от нескольких недель до нескольких лет.

График работы студентов не связан с расписанием занятий: студенты работают тогда, когда есть работа, подстраивая свой учебный график под режим работы, что свидетельствует о низкой мотивации обучения. Несмотря на то, что начиная с третьего курса, определенная доля

студентов-очников совмещает работу с обучением, практически все респонденты признают, что основным источником дохода является помощь родителей.

У студентов-экономистов ЗФО основным источником дохода является работа, в то время как у гуманитариев и техников - помощь родителей.

Выделяются немногочисленные категории, живущие на средства, получаемые от воровства, торговли наркотиками, мошенничества и спекуляции.

Не менее важным источником дохода студентов ОФО является стипендия, выступающая в качестве материального стимула, побуждающего к получению образования и поощряющего за отличные успехи в учебе. Однако в качестве основного средства обеспечения жизни ее могут назвать немногие, т.к. размер стипендии слишком низкий.

При выявлении влияния досуга на развитие личности студентов было установлено, что активные формы досуга, связанные с умственными занятиями характерны в большей степени для студентов технического направления очной и заочной форм обучения, которые больше свободного времени, чем остальные респонденты проводят за изучением литературы по специальности, работой за компьютером с целью поиска необходимой информации, что говорит о наличии у них большей заинтересованности в пополнении интеллектуальных знаний, в том числе, связанных с получаемой специальностью.

 

АВТОР: Продиблох Н.Е.