27.01.2012 4711

Инновационный характер культурной глобализации

 

Одной из самых популярных сегодня тем как в отечественном, так и зарубежном научном сообществе, безусловно, предстает глобализация, осмысление которой проистекает в самых различных ракурсах. Помимо господствующей ранее трактовки глобализации в русле экономико-политических взаимодействий, все большую степень актуализации получает социокультурный аспект данного явления.

На наш взгляд это вызвано, прежде всего, тем, что человек конца XX - н. XXI века оказывается в принципиально новой конкретно-исторической реальности, которую можно определить как объективно существующую мультикультурную среду и становление которой достигло того момента развития, когда она делается очевидным абсолютно всем. Так, 3. Бауман, пишет, что глобализация есть «необратимый процесс, в равной степени и равным образом затрагивающий каждого человека». И как, например, отмечает известный исследователь В. И. Толстых, сегодня глобализация выступает в той ипостаси, помимо экономической и научно-технической, которую следует определить, по его мнению, как цивилизационную, имеющую свои социокультурные основания и мерки. Этот факт делает востребованным осмысление глобализации именно в ракурсе социокультурной парадигмы. Соглашаясь с последним, мы считаем, что глобализация как социокультурный процесс, есть, прежде всего, и процесс инновационный, который требует раскрытия в этом своем измерении.

Глобализация есть инновационный процесс, в основе которого лежат инновации и который в ходе своего становления трансформирует общественно-культурную среду. Для аргументированного доказательства этого утверждения будет осуществляться решение следующих задач:

- раскрытие предпосылок возникновения глобализации в социокультурной среде и обоснование в качестве его цементирующей основы информационно-технологических инноваций;

- рассмотрение становления глобализации и определение характера изменений, проистекающих от данного явления в различных сферах культуры;

- выявление специфики глобализации как современного социокультурного инновационного процесса

Прежде всего, установим причину актуализации в социокультурной среде конца XX столетия дискурса глобализации и вскроем связи, объединяющие данный процесс с информационно-технологической революцией и последующей чередой информационно-коммуникативных инноваций.

Во второй половине XX столетия в рамках общечеловеческого сообщества происходит ряд объективных общественно-культурных трансформаций, приобретающих значение мирового масштаба и выдвигающихся различными исследователями в качестве предпосылок, обусловивших современный процесс глобализации. К их числу относят:

- В социально-экономической сфере - возникновение мощных транснациональных корпораций, которые сегодня являются главными действующими лицами не только на мировой экономической, но и политической сцене. И, согласно У. Беку, глобализация имеет в виду процессы, прежде всего, в которых «национальные государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных акторов и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности».

- В политической сфере - развал СССР и переход ряда государств Восточной Европы на путь капиталистического развития, что обусловило утверждение на геополитической мировой арене лидерства США. «Рассматривая процесс глобализации, - пишет В. Л. Иноземцев, - мы можем констатировать, что к началу XXI века в него в той или иной степени было вовлечено практически все человечество. При этом главным «движителем» этого процесса оказались Соединенные Штаты, представляющие ныне 4.5% мирового населения, обеспечивающие около 27% мирового валового продукта и производящие 21% промышленной продукции».

- В научно-технической сфере - информационно-технологическая революция, появление компьютера, новых коммуникативных технологий, образование глобальной сети Интернета. М. С. Горбачев определяет глобализацию как объективное явление, обусловленное в первую очередь технологической революцией в сфере информатики и телекоммуникаций. В мировоззренческой сфере - крах западноевропейской Нововременной парадигмы, опирающейся на объективные рациональные основы. Воцарение Постмодерна, основообразующим принципом, которого провозглашается плюрализм, а рациональность приобретает интерпретативный характер. А. И. Шендрик подчеркивает, что глобализация есть «комплекс процессов... которые развернулись в последнее десятилетие как следствие перехода абсолютного большинства стран «фаустовской цивилизации» на принципиально новую стадию их развития».

- В производственной сфере - переход западноевропейского общества от индустриализма к постиндустриализму, технико-технологический базис которого составляют информационные инновации, связанные с информационно-технологической революцией. Так М. Г. Делягин определяет глобализацию как «процесс лавинообразного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых преимущественно компьютерных технологий».

Поскольку мы рассматриваем глобализацию в социокультурном аспекте, то в соответствии с этим считаем, что ни одно из обозначенных обстоятельств не может абсолютизироваться и выдвигаться в качестве единого предпосылочного условия глобализации как социокультурного процесса, а должны приниматься во внимание в своей совокупности. И если учитывать все выделенные факторы, то нельзя не согласиться с Н.В. Тишуниной, которая определяет глобализацию, как объективный этап развития мирового сообщества, оказывающего в состоянии транснациональных, трансконтинентальных и транскультурных связей. Однако мировое сообщество уже давно существует в системе международных связей, и, решающим фактором в объективации данного процесса, на наш взгляд, выступило образование глобальной инфраструктуры, вызванной современными информационно-коммуникативными инновациями и, в частности, Интернетом.

И именно информационно-коммуникативные инновации, путем трансформации пространственно-временных границ мирового универсума, определяемого ныне по образному выражению М. Маклюена «глобальной деревней», становятся средством реализации социокультурного процесса глобализации и более того делают его реально ощутимым для каждого. Как пишет известный исследователь А. Н. Неклесса, с развитием информационных технологий и коммуникационных возможностей «в мире возникла новая география - целостность, определяемая... возможностью синхронного мониторинга событий в различных точках планеты в режиме реального времени... В результате сформировалась существенно иная, нежели прежде, перспектива глобального развития, претерпела определенные метаморфозы конфигурация цивилизационных противоречий».

Следовательно, мировое сообщество переходит в качественно новое состояние и глобализация предстает, прежде всего, инновационным процессом, цементирующим базисом которого выступают инновации. При этом как инновационный процесс глобализация трансформирует общественно-культурную среду. Рассмотрим далее, каким образом проистекает глобализация, и, вместе с тем, выявим характер изменений, привносимый данным процессом.

Анализ современного научного дискурса глобализации и ее становления в социокультурном континууме раскрывает двуполярность проистечения данного явления, характеризуемого с одной стороны интеграцией, а с другой - унификацией. Соответственно как унификация процесс глобализации проявляется, прежде всего, в культурном плане, где происходит объективный процесс «американизации» и стирания культурно-национальных особенностей; а как интеграция, данный процесс реализуется в общественном плане, где посредством ТНК, единого финансового рынка, усиления роли межнациональных и транснациональных политических акторов идет оформление единого мегаобщества. Остановимся подробнее на каждом из них.

Как интеграционный процесс глобализация начинает свое становление в сфере мировой экономики, а осмысление, соответственно, - в экономико-теоретической области науки. В частности, в 1983г. Т. Левит в своей статье «Глобализация рынков», опубликованной в журнале «Гавард бизнес ревю», одним из первых использует данный термин для обозначения феномена слияния рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными корпорациями. И в экономике под глобализацией до сих пор понимается, прежде всего, «процесс, определяемый рыночными, а не государственными силами, сбалансированным бюджетом, приватизацией, открытостью инвестициям и рыночным потокам, стабильностью валюты». Однако, первоначально формирующийся в среде экономико-финансовых отношениях, процесс глобализации постепенно начинает проявлять себя не только в экономике, но и в других сферах общества. В частности в политике формируется глобальная международно-политическая система. Происходит изменение социальной роли и суверенитета национальных государств. Важными субъектами мирового политического процесса, наряду с государствами, становятся межправительственные и неправительственные международные организации, транснациональные корпорации, международная политическая элита, центры мировой информации.

В производственной сфере с приходом и доминированием транснациональных компаний, производственный процесс территориально разделяется по всему миру, и производственные структуры принимают форму глобальной сетевой организации.

Всеохватность интеграционных процессов глобализации, позволяет исследователям, определять ее как главную примету нашего времени и трактовать в качестве новой ступени интернационализации всех сторон общественной жизни, становления целостного мира на основе новейших достижений информационно-технологической революции.

Наряду с этим, одним из животрепещущих на сегодняшний момент вопросом глобализации, становится провоцируемый данным явлением процесс унификации культуры. Последняя понимается, в данном случае, как самобытная исторически сложившаяся система ценностей, норм, обычаев, поведенческих стереотипов отдельной нации. Рассмотрим далее характер глобализации в аспекте культурной унификации.

Осмысление данного вопроса происходит в ракурсе американизации и вестернизации локальных культур под воздействием глобализации, выражающей интересы и культуру, прежде всего геополитического лидера, которым после распада Советского Союза, являются США. По мнению одного из основоположенников глобалистики Р. Робертсона, во всех процессах глобализации выявляются два аспекта: глобальная институционализация жизненного мира и локализация глобальности. В связи с тем он вводит такой термин как «^локализация» культуры, подчеркивающий соотносительность и взаимопроникновение глобального и локального. И раскрывает его на примере внедрения наряду с универсальным общим в культурной среде отдельных государств, как-то американская масскультура (объективирующая по меткому выражению другого исследователя в «Макдональдизации» мира), так и распространение феноменов с чертами экзотических локальных культур (рестораны японской кухни, суши-бары и т. д.).

Следовательно, одна из острых проблем глобализации сегодня, это проблема сохранения наряду с процессом социокультурной унификации, многообразия культур, взаимоотношение и сосуществование отдельных культурно-исторических общностей, прогнозируемое в некоторых современных теориях, например С. Хантингтона, как столкновение, а в других как исчезновение культуры как таковой и утверждения цивилизации Техноса. В частности, в исследовании отечественного исследователя В. А. Кутырева таким образом формулируется данная проблема: «В глобально целостной системе этносы не обогащают друг друга, а взаимопоглощаются, культуры не получают импульс для самораскрытия, а нивелируются, страны не коэволюционируют, сотрудничая, а унифицируются. Везде то же самое надевают, едят, пьют, поют, везде Диснейленд и Макдональдс». Это позволяет исследователю прогнозировать вырождение культуры, понимаемой им как ценностно-рациональное отношение к миру, и обозначать надвигающийся глобализм как эпоху «посткультуры» и «универсального технологизма».

Выделяемая сегодня опасность культурной унификации, «американизации» и вестернизации, т. е. утверждения в качестве всеобщих культурных универсалий систему ценностей западноевропейской культуры, активно внедряющейся посредством широкого распространения СМИ, порождают такое культурно - общественное движение как антиглобализм. Вместе с этим широкую пропаганду в СМИ приобретают идеи культурной толерантности и мультикультурализма как особой практики и политики бесконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп.

Подводя черту в анализе характера изменений, привносимых инновационным процессом глобализации в социокультурную среду, следует подчеркнуть следующее. На современном этапе развития глобализация как единый процесс объективирует себя в двух взаимосвязанных аспектах: интеграционном и унификационном, которые если конкретизировать, можно определить как общественная интеграция и культурная унификация.

Однако, на наш взгляд, является некорректным наблюдаемое в ряде научных работ, отождествление глобализации как целостного процесса с каким-либо одним из них. Так не стоит, по нашему мнению, сводить сущность процесса глобализации к культурной унификации и вестернизации/ американизации. Вестернизацию следует определить как процесс, сопутствующий глобализации на современном этапе развития, но отнюдь не определяющий ее и не исчерпывающий как социокультурное явление. Однако нельзя сводить глобализацию и к интеграции, поскольку в той или иной интеграционной степени мировое сообщество существует уже достаточно долго.

По нашему мнению, формируемое сегодня мировое сообщество это отнюдь не меганациональное сообщество, вбирающее в себя и ликвидирующее все национальные культуры, а, прежде всего, «отмеченный многообразием и не поддающийся интеграции мировой горизонт, который открывается тогда, когда создается и сохраняется в коммуникации и действии». Процесс социокультурной глобализации еще только начал свое становление, и в его детерминации не стоит упускать из вида и не придавать существенного значения такому порождающему им же и стремительно набирающему обороты в своей прогрессии, культурно - общественному феномену как антиглобализм.

Как замечает Н. А. Неклесса, «Многозначный и многомерный в своем естестве антиглобализм - часть какого-то гораздо более широкого феномена, мутант и пионер новой «неопознанной культуры», его корни в «молодом, незнакомом» племени Нового мира - плеяде разнообразных сетевых организаций». И, следовательно, будущее современной глобализации, прежде всего как культурного процесса скрывается за ним и сетевой основой социокультурного взаимодействия.

Начав свое становление с утверждения в социокультурной среде информационно-коммуникативных инноваций, глобализацию как процесс характеризует чрезвычайно быстрая прогрессия в движении, которая также проявляется и в широте охвата различных срезов современной жизнедеятельности: экономического, политического, социального, культурного. Вместе с тем, общественно-культурный резонанс в целом и явное прослеживание в различных социокультурных сферах трансформаций и переориентация их практик, вызванных становлением процесса глобализации, делает очевидным инновационный характер последнего.

О стремительной динамике в культуре данного процесса, равно как и порождаемых им изменениях, свидетельствует и возрастающее день ото дня количество научных публикаций (Арчер, Элброу, Гидденсом, Тирикьяном, Робертсоном и многими др.), выдвигающих феномен глобализации в качестве социокультурной парадигмы нового этапа цивилизационного развития. Так известный экономист М. Г. Делягин отмечает, что «начавшись в сер. 90-х годов глобализация стала новой эпохой развития человечества». В научной среде разрабатывается «Идеальный тип» глобализации, который обобщенно включает следующие принципиальные компоненты:

- Всеохватность и комплексность изменений при переходе к глобальной стадии (меняются все параметры социальных структур, и сама изменчивость, «пластичность» становится главной позитивной ценностью)

- Априорное доминирование, которое получают все глобальные ценности и ориентиры по отношению к местным (локальным) ценностям, включая и этнический фактор, который перестает играть прежнюю роль.

- Гибридизация культуры, то есть процесс быстрого становления (часто искусственного) культурных феноменов из прежде несовместимых составных частей, особенно в сфере культуры.

- Решительное изменение ориентации рациональности от «модерна» к «постмодерну» с его акцентом на мозаичности и внутренней несвязности восприятия и конструирования социальной реальности.

- Признание гражданского общества единственной формой социальной упорядоченности глобального социума.

Выявив инновационный характер глобализации, посредством анализа привносимых им в общественно-культурную среду изменений в русле культурной унификации и общественной интеграции, обоснуем его историко-культурную инновационность.

Безусловно, глобализация, понимаемая как интернационализация международных хозяйственных систем и прочих культурно - общественных связей, отнюдь не новость в истории человечества. И отчасти подтверждение этому мы найдем в работах множества исследователей, которые рассматривают процессы глобализации, начиная с древнего мира; колониальных завоеваний Западной Европы и эпохи Великих географических открытий (Иноземцев); возникновения глобальных связей начала XIX столетия (Панарин), их утверждение на рубеже XIX-XX вв (Уткин). Приводя исторические факты многие из них вместе с этим, отрицают как специфическую роль в утверждении глобализации информационно-технологических инноваций, так и саму «инновационность» данного процесса.

Приведем размышления подобного рода такого известного отечественного исследователя проблем глобализации, как А. С. Панарин: «Глобализм ныне - наимоднейшее слово либерально-прогрессисткой мысли. Хотя, если вдуматься в объективное содержание, обозначаемое данным словом, нас поразит его банальность. В самом деле: еще в начале XIX столетия исследователи писали о едином мировом пространстве, создаваемом рыночной цивилизацией обмена. Появление механистического станка в Англии обернулось разорением миллионов ткачей в Индии; зарождение республиканской идеи во Франции стало подрывать троны восточных монархий, а в России вдохновило движение декабристов. Что с этой точки зрения добавила современная эпоха? Только несколько количественных параметров: небывало возросла скорость общения и расширился его диапазон, охватив информационную область. Как бы не поражала наше воображение современная информационная революция, к сути понятия, обозначающего мировую цивилизацию обмена, она мало что добавляет». Выражаемый подобным образом скепсис понятен, поскольку мы давно уже живем в мировом обществе, в том смысле как справедливо замечает У. Бек, что представление о замкнутых пространствах превратилось в фикцию. Ни одна страна или группа стран не может отгородиться друг от друга». Хотя по нашему мнению, ряд описываемых представителями данной точки зрения культурно-исторических событий подлежат другим определениям, более соответствующим этим процессам, таким как империализм, гегемония, экспансия, колонизм, мировой универсализм и т. п. И проблема, таким образом, заключается в адекватной детерминации как их самих, так и глобализации. Как заметил задолго до этого Р. Декарт, чтобы избавить человечество от половины его заблуждений, достаточно определить значение слов.

В подтверждение нашей точки зрения достаточно привести высказывания по данному поводу других, не менее авторитетных специалистов в осмыслении современной реалии, как А. И. Шендрик - «глобализация не является развитием интеграционных процессов в мировой экономике, начавшихся с момента превращения капитализма в мировую систему. Не является она и порождением процесса универсализации мира, начавшегося со времен Великих географических открытий»; и В. А. Кутырева - «Мир давно, по крайней мере, с Нового времени был единым, но как комплекс, теперь он переходит в органическое состояние». И, на наш взгляд, при подробном анализе современных социокультурных трансформаций, следует занять противоположную позицию. Согласно которой,

- во-первых, современная глобализация является инновационным процессом. Так А. И. Неклесса пишет в своем исследовании: «История достаточно последовательно и логично развивалась на протяжении 300-400 лет в русле культуры Нового времени, - шел процесс становления национальных государств, формирования капиталистической экономики, колонизации и интернационализации окружающего мира, глобального распределения кодов секуляризации и эмансипации, гомогенизации мира. Но одновременно на пике данного грандиозного процесса в XX веке...мир сотрясла глобализация. Социокультурная революция, перевернувшая основы прежней модели жизнеустройства.

- во-вторых, отводит одну из решающих ролей в становлении современных глобализационных процессов именно информационно-коммуникативной революции и расходящимся от нее в культурно - общественной деятельности инновационным волнам, следствием которых стало сжатие пространства и времени, или по образному выражению М. Кастельса появление ««пространства потоков» и «вневременного времени».

Так по емкому выражению М. А. Мунтяна «Интернет - символ и синоним глобализации». А. И. Уткин считает, что «особенностями глобализации стали компьютеризация, миниатюризация, использование цифровой технологии, волоконная оптика, связь через спутники, Интернет. В результате всех этих изобретений и усовершенствований стоимость переноса информации могут быть перенесены посредством телефона, оптического кабеля и радиосигналов в любую точку земного шара, что революционным образом действует на экономический рост». Известный представитель постмодернизма Жак Деррида пишет: «Эффекты глобализации [mondialisation], в сущности, - производные от достижений техно-науки... Они включают в себя...и скорости, и объем перемещения, и телекоммуникации в век электроники (компьютеризации, электронной почты, Интернета и т.п.), а также обращение людей, товаров, видов продукции и социально-политических моделей на рынке, открытом более или менее управляемым образом». Таким образом, глобализация суть социокультурный инновационный процесс, имеющий в качестве своего основания и средства реализации информационно-коммуникативные инновации и в ходе своего становления трансформирующий общественно-культурную среду.

Подводя итоги мы считаем нужным, подчеркнуть следующее:

- Инновация есть социокультурная модель объективации «нового» Постсовременности.

- Актуализация инновации как социокультурного феномена и наличие инноваций в различных сферах жизнедеятельности социокультурной реалии свидетельствует о инновационной сущности последней.

- Радикальные инновации, преобразующие общественно-культурную среду, вызваны информационно-технологической революцией.

- Исследование современных инноваций, преобразующих общественно-культурную среду, выявило два инновационных процесса: виртуализацию и глобализацию

- Рассмотрение обозначенных нами социокультурных процессов в инновационном измерении снимает оппозицию между ними как альтернативными друг другу парадигмальными моделями социокультурного развития.

- В ходе анализа социокультурного процесса виртуализации были выявлены два взаимосвязанных аспекта: информационно-технологический и информационно - сущностный: информационно-технологический аспект виртуализации, подразумевает компьютеризацию различных сфер культур - общественной деятельности и их обязательную включенность в электронно-коммуникационное пространство сети Интернет; информационно-сущностный - «развеществление» социокультурных практик и их подмену информационными образами т.. е. симуляцию.

- При анализе глобализации социокультурной системы, был установлен, во-первых, прогрессирующий характер данного процесса; во-вторых, специфика современного этапа развития, в-третьих, вектор его дальнейшего становления. На современном этапе развития глобализации, данный процесс предстает в своем двуединстве, как процесс интернационализации т. е. общественной интеграции и культурной унификации - вестернизации. Нельзя сводить глобализацию к каждому из них в отдельности. Более того, процесс культурной глобализации еще далеко не закончен и в его детерминации нельзя не принимать во внимание, порожденное им же, глобальное сетевое движение - антиглобализм, за которым на наш взгляд, скрывается будущее глобальной культуры.

 

АВТОР: Теркина А.В.