30.01.2012 66511

Понятие, содержание и функции досуга: историко-социологический аспект

 

Социологический анализ проблемы досуга требует предварительного уточнения ряда важнейших понятий, связанных в первую очередь с его предметом. Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает необходимость его уточнения в связи с разным пониманием содержания свободного времени и интерпретации досуга в научной литературе по данной проблеме. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо рассмотреть, прежде всего, вопрос, связанный с историей употребления этого термина.

Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития понятия «досуг», поэтому в историческом аспекте приведем обзор основных подходов к его определению.

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке, тогда как выражение «свободное время» впервые появилось лишь в начале XX века. Древнее славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить, «досягнуть». «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.

Таким образом, на основании этимологии самого понятия «досуга», вряд ли правомерно отождествлять его с бездельем. Такой вывод можно проиллюстрировать русской народной пословицей «Не учи безделью - учи рукоделью», которая указывает на возможность соединения труда и отдыха, развлечения, указывает на ценность пространства свободного времени, досуга.

Уже мыслители древности уделяли пространству свободного времени и досуга значительное внимание. Свободная деятельность рассматривалась как высшее проявление человеческого духа, а досуг - как высшее благо. Достаточно глубоко проблему досуга и свободного времени рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.). «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятия и досуг..., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом, совершать все необходимое и полезное, а еще более того - прекрасное. Досуг - неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства и т.п. Досуг - не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философским умосозерцанием, играми, упражнениями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии».

Отсутствие досуга Аристотель связывал с бедностью. Он рассматривает проблему досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорит о досуге низших слоев общества - земледельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности, и досуг не может дать им блаженство.

Представление о досуге как высшем благе в дальнейшем развивается Р. Декартом, который писал: «Свобода и досуг... этими двумя вещами я обладаю в такой полноте и ценю их в такой степени, что нет в мире монарха, который был бы настолько богат, чтобы купить их у меня».

А. Шопенгауэр, представитель общественной мысли Нового времени, называл досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я». Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей - все это связывалось непосредственно со свободным временем.

Определяя ведущие ценности идеального общества, К. Маркс в качестве основной его ценности называл свободное время: «Свободное время - представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства».

Иными словами, К. Маркс выделяет в свободном времени два важнейших структурных элемента:

1) досуг, выполняющий восстановительные функции (отдых, развлечения, семейное и товарищеское общение);

2) более возвышенную деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в потреблении и создании духовных ценностей).

В «Капитале» К. Маркс высказывает положение, раскрывающее сущность свободного времени: «свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство: отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью, - как угодно».

Уже на основании указанных трактовок понятий свободного времени и досуга виднейшими представителями передовой мысли различных эпох истории человечества можно говорить о значимости свободного времени и досуга в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Несмотря на то, что описание значимости досуга мы встречаем уже в работах мыслителей древности, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Приведем этому обоснование.

Дело в том, что для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд условий. В качестве наиболее существенных из них современные исследователи Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие два:

во-первых, общество должно перестать управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью;

во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, должна стоять в стороне от других ее видов, то есть организоваться таким образом, чтобы ее легко можно было отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия обеспечения досуга характерны для образа жизни людей только индустриального и постиндустриального обществ, в которых досуг и труд, досуг и учеба становятся четко разделенными, регламентированными. Именно общества такого типа через увеличение производительности и интенсивности труда смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска.

Понятие «досуг», «свободное время» в отечественной социологии рассматривались в работах Б.А. Грушина, А.В. Неценко, Г.П. Орлова, В.Н. Пименовой и др.

Достаточно полное раскрытие терминов «досуг» и «свободное время» мы встречаем в Российской социологической энциклопедии, где «свободное время» характеризуется как часть времени суток, свободная от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывается как часть свободного времени. При этом виды досуговой деятельности служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении.

Как было сказано выше, в силу ряда обстоятельств обозначенные нами понятия «свободного времени» и «досуга» исследователи трактуют по-разному. В связи с этим возникает необходимость анализа некоторых из них. Прежде всего, следует отметить, что по вопросу содержания свободного времени мы разделяем точку зрения Г.А. Пруденского, автора исследований проблем рабочего и внерабочего времени: «Свободное время - это лишь та часть внерабочего времени, которая идет на отдых, учебу, самообразование, любительские занятия, общественную деятельность, воспитание детей». Во многих концепциях социологии досуга понятия досуга и свободного времени практически сливаются. Особенно это свойственно западной школе социологии досуга. Но данная позиция, на наш взгляд, является неприемлемой, хотя такое смысловое совмещение двух разных дефиниций отчасти и объяснимо: досуг есть форма отдыха. Однако первое понятие является двойственным: оно может обозначать отрезок свободного от работы (занятий) времени и одновременно период отдыха человека.

Г. Орлов, развивая положение К. Маркса, на котором мы достаточно подробно останавливались выше, определяет досуг как «совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственно физические, психические и духовные потребности», в основном рекреационного характера, а «более возвышенную деятельность» - как «совокупность видов свободной деятельности как самоцели, в процессе которой наиболее эффективно совершенствуется личность».

С данной точкой зрения можно, на наш взгляд, согласиться с одной оговоркой: занятия, составляющие досуг, так же, как и занятия «более возвышенной деятельности», могут выступать в качестве самоцели.

Некоторые зарубежные ученые, например, 3. Браун, включают в свободное время и время вынужденного освобождения от работы в связи с безработицей, болезнью и т.п. 3. Браун называет такие затраты времени «плохим» свободным временем наряду с «нормальным» (религиозная, культурная, политическая деятельность).

Английский социолог Н. Андерсон в работе «Труд и досуг» выделяет по существу три понятия: внерабочее время, свободное время и досуг. При этом свободное время определяется путем исключения из внерабочего времени на сон, еду и гигиену. По Н. Андерсону, и домашний труд представляет составную часть свободного времени. Но не все элементы внерабочего времени можно в полном смысле назвать отдыхом, например, домашний труд (стирка, уборка помещения) вряд ли возможно назвать отдыхом. Хотя, по толкованию Н. Андерсона, домашний труд включается в свободное время лишь на том основании, что он не входит в «рабочее время».

Таким образом, можно говорить о том, что в литературе встречаются субъективные представления о категории свободного времени. Правильным, на наш взгляд, можно считать рассмотрение свободного времени как части внерабочего. Под свободным временем следует понимать не все внерабочее время, а только ту его часть, которая расходуется на учебу (кроме обязательного обучения), самообразование, на творческие поиски, досуг, общественную работу и т.п., т.е. то время, которое используется человеком по своему усмотрению.

Что же касается понятия «досуг», то его часто отождествляют с термином «свободное время». Эта тенденция появилась недавно, перейдя к нам из западной социологии. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» употребляют термин «досуг».

Сходное происхождение имеют западные научные термины. От латинского слова «Нсеге», означавшего «быть дозволенным, разрешенным», происходит французское «loisir» (свободное время) и английское «leisure» (свобода в выборе действий).

Французский исследователь, автор ряда работ, посвященных изменениям, происходящим в обществе и мире, раскрывающих, в том числе, и проблемы свободного времени и досуга, директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье рассматривает досуг как «совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование... будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей».

Важно отметить: несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семейные и другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом, наряду с отдыхом и развлечением, он говорит и о функции развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не отождествляется исследователем с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием».

Кроме того, Ж. Дюмазедье отмечает, что «высвобожденное» от профессионального труда время, ранее воспринимавшееся лишь как дополнительное к нему и необходимое для воспроизводства рабочей силы, «постепенно стало приобретать все более самостоятельное значение, становясь решающим фактором для создания новых коллективных ценностей».

Эта точка зрения подтверждается и позицией М. Каплана, который, определяя сущность досуга, говорит и о «приобщении к ценностям культуры» в его пространстве.

Вместе с тем учеными не отрицается, что основное предназначение досуга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально-психологических сил определяет потребность в досуге как сфере отдыха.

Немецкий ученый Г. Клут говорит: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя».

Из высказанного выше следует, что понятия досуга и свободного времени совмещаются, поскольку в структуре свободного времени нет места тем видам деятельности, которые человек выполняет не для «отдыха и смягчения напряжения», а по причине обязанностей: домашний труд, воспитание детей и др. Либо в фонд рабочего времени, в таком случае, не включаются различные необходимые затраты времени, связанные с работой: время на дорогу до работы и обратно, для личной гигиены, по дому и т. д.

Такой подход к оценке фонда свободного времени требует корректировок, поскольку свободное время, в соответствии с разделяемой нами точкой зрения Б.А. Грушина, является только «частью внерабочего времени, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат».

Определенного уточнения требуют различные определения понятия досуга, которые сложились в современной социологии, поскольку не со всеми из них можно согласиться. Так, например, в кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гришиани и Н.И. Лапина отмечается, что «досуг -синоним слова «свободное время».

Более убедительной выглядит позиция, которой придерживается Г.И. Минц: «Досуг - часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится».

По вопросу содержания сферы досуга мнение Г.И. Минц разнится с точкой зрения А.П. Владимировой, предлагаемое определение досуга которой, на наш взгляд, справедливо. Исследователь отмечает, что «досуг» несомненно, шире «отдыха», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу, в зависимости от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Некоторые понимают досуг как отдых, и в этом случае первое понятие несет в себе два оттенка: оно может обозначать отрезок свободного от работы времени и период отдыха человека.

Мы разделяем и точку зрения А.И. Кравченко, автора социологического словаря, который приводит следующее определение досуга: «Досуг - та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятельность. Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится».

В работе Л.И. Михайловой «Социология культуры» можно встретить следующее определение досуга. «Досуг - это совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, случайные занятия без целей, желаний и потребностей». То есть автор исключает для сферы досуга возможности совершенствования и развития личности.

С нашей точки зрения, вышеприведенная трактовка категории досуга имеет некоторые существенные недостатки, так как отдых и релаксация - не единственные функции досуга - это лишь одна его сторона, поскольку в досуге, в зависимости, конечно, от индивидуального выбора каждым того или иного вида деятельности, могут быть заключены богатые и образовательные, и воспитательные, и развивающие возможности.

Итак, существуют разнообразные представления о категориях «досуга» и «свободного времени». Чаще всего эти термины употребляется как синонимы. Но такую точку зрения, на наш взгляд, нельзя считать абсолютно объективной, поэтому мы остаемся на позиции, которая не отождествляет эти понятия.

В нашей работе мы будем исходить из следующего понимания досуга и свободного времени, разграничивая эти понятия.

Свободное время - часть временного бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, настоятельных семейных, общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.).

Досуг - часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм деятельности, досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития.

Как социально-исторические категории «свободное время» и «досуг» характеризуются параметрами, среди которых, прежде всего, выделяют объем, структуру и содержание. Некоторые исследователи в качестве параметров досуга указывают также продолжительность, место и способ его проведения. В любом случае важна адекватность выделяемых или применяемых параметров цели и задачам конкретно-прикладного исследования.

В этой связи представляются интересными разработки А.Ф. Воловик и В.А. Воловик, авторов нового направления в исследовании досуга -педагогики досуга. На основании специфических особенностей досуговой деятельности (действительный мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности; разнообразие по предмету; избирательность видов деятельности в зависимости от нравственного развития и культурного уровня человека; разнохарактерность деятельности - полезная, нейтральная, асоциальная) как критериев ее качественного анализа (для этого рассматривается отношение субъекта этой деятельности к ее процессу - пассивное или активное) исследователи выделяют следующие уровни досуговой деятельности: потребление, творчество, экстериоризация.

Авторы на материале отечественных и зарубежных исследований делают вывод о доминирующем характере потребления культурных благ, поэтому потребление определяется как первый уровень досуговой деятельности и включает в себя целую совокупность различных ее подуровней, поддающихся иерархизации. Реализация потребностей в созидании, как правило, приводит к творчеству, которое охватывает все те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Переход от уровня творчества к уровню социальной отдачи, вынесения результатов деятельности вовне, включает человека в систему широких общественных связей, а его досуговая деятельность начинает приобретать характер общественно полезной и значимой - уровень экстериоризации досуговой деятельности.

На наш взгляд, уровни досуговой деятельности, выделяемые А.Ф. Воловик и В.А. Воловик можно представить в виде схемы. Это позволит нам не только наглядно продемонстрировать многоуровневость содержания досуговой деятельности, но и применить эту схему в последующем в качестве инструмента оценки современных тенденций в сфере молодежного досуга.

Таким образом, особенности досуговой деятельности создают определенную структуру досуга, соответствующую прогрессивному усложнению, развитию потребностей в виде уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической, культурной значимостью. При этом один уровень отличается от другого не столько конкретным содержанием деятельности, сколько степенью интеллектуальной и эмоциональной включенности в нее, степенью духовной активности.

В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре свободного и досугового времени изучают определенные виды времяпрепровождения (их по данным социологов насчитывают несколько сотен), отличающиеся по своему содержанию и функциям.

К конкретным видам досуговой деятельности мы будем относить: 1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный (в том числе занятия физкультурой и спортом, не связанные с профессиональной деятельностью) и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера - пьянство, азартные игры и др.); 2) занятия творческого характера - не связанные с профессиональной деятельностью - любительский труд по различным ремеслам и пр.

В исследовательской практике существуют попытки классифицировать самые разнообразные виды деятельности, которой люди занимаются на досуге, в свободное время (выделяется ряд специфических категорий: деятельность, связанная с работой; продолжение образования; домашняя работа; организационная работа; воспитание детей; социальные развлечения; шопинг; активный досуг; личные потребности; пассивный досуг).

Таким образом, при характеристике досуга, исследователи выделяют его типы, которые отличаются друг от друга объемом (продолжительностью); содержанием (типичным набором досуговых занятий); активным, деятельным или пассивным характером; планируемостью или стихийностью, импровизированностью; пространственной локализацией (домашний досуг или внедомашний, связанный с перемещениями по городу); особенностями круга общения; индивидуальным, групповым или массовым характером занятий; соотношением рекреативной, развивающей и деструктивной функций.

Типология времяпрепровождения, или специфических структур использования времени, определяется важнейшими потребностями разных социальных групп населения и конкретными условиями их реализации. При этом типы времяпрепровождения выявляются на основе типологии людей по их социально-демографическим и профессиональным характеристикам, по их реальному поведению, отраженному в показателях времени, на базе одинаковых наборов видов деятельности и их продолжительности.

Главным в разработке типологии является определение ее критерия, основания. Выработка типологии свободного или досугового времени должна быть не самоцелью, а средством изучения этой области жизнедеятельности. Поэтому научная ценность типологии зависит от степени значимости тех признаков, которые положены в основу типологии времяпрепровождения.

В подтверждение этому В.Г. Алексеева отмечает, что, например, «ценностные ориентации сами по себе не могут служить достаточно твердым основанием для типологии личности, поскольку не только возможны, но и реальны факты расхождения между этими ориентациями и поступками человека. Поэтому наиболее надежным и устойчивым критерием, определяющим тип личности, является ее практическое поведение».

Обоснование и разработка типологий свободного времени и досуга - свидетельство значительных успехов продвижения в исследованиях этого направления. Подобные теоретические конструкты - обобщения иного качественного уровня. Рассмотрим некоторые типологии свободного времени и досуга.

Канадский ученый Р.А. Стеббинс разделяет досуг на «обычный» (доставляет пользу немедленно и сам по себе, при этом не требует специального обучения) и «серьезный» (устойчивые занятия любителя или участника, которые могут замещать работу, за счет удовлетворения общих с какой-либо группой интересов обеспечивать причастность к социальному миру). Исследователь отмечает, что если «обычный досуг» не требует специального обучения, то «серьезный досуг» подразумевает обладание совокупностью отличительных качеств, специальных навыков, знаний, посредством которых осуществляется самореализация, самовыражение, духовный рост, обновление личности.

Подобное разделение досуга представляет для нас интерес в связи с возможностью рассмотрения не только степени активности и конкретных видов досуговой деятельности, как для «обычного», так и для «серьезного» досуга, но и тех притязаний, которые человек стремится при этом реализовать.

Одним из примеров обобщения видов деятельности в свободное время является типология, предложенная отечественным исследователем В.Н. Пименовой. Типология отражает характер влияния основных видов деятельности на формирование всесторонне гармонично развитой личности. В связи с этим все занятия в свободное время исследователь дифференцирует на три основных типа:

1) культурно-творческий тип (общий признак - создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей);

2) культурно-потребительский тип (общий признак - потребление духовных ценностей);

3) рекреативный тип (объединяет различные виды отдыха и развлечений).

Приведенная типология в основном соответствует дифференциации свободного времени на досуговую и более возвышенную деятельность. Нетрудно заметить, что культурно-творческий и культурно-потребительский типы характеризуют более возвышенную деятельность в свободное время, а рекреативный тип выражает досуговую деятельность.

Один из вариантов типологии досуговой деятельности, характеризующий культурную активность различных социальных групп населения, предлагают Г.В. Осипов и Ю.П. Коваленко. Они выделяют следующие типы:

- характеризующийся участием в современных формах культурного досуга и ориентацией на расширение этого участия;

- характеризующийся неучастием в современных формах досуга и выраженной ориентацией на такое участие;

- характеризующийся участием в современных формах культурного досуга и отсутствием ориентации на его расширение;

- характеризующийся неучастием в современных формах культурного досуга и отсутствием ориентации на участие в них.

Приведенная типология представляет пересечение культурных занятий досуга и отношение к ним.

А.С. Пашков по результатам исследований свободного времени горожан делает вывод о том, что главный параметр, определяющий характер и содержание свободного времени, - этап жизненного цикла, или «социальный возраст». Ученый выделяет два основных типа досуга горожан: «молодежный досуг» (досуг несемейной молодежи не старше 25 лет, характеризующийся большим объемом, высокой пространственной мобильностью, интенсивностью общения), и наиболее распространенный - «информационно-домашний», свойственный семейным горожанам, имеющим детей, и организуемый в основном в кругу семьи. Все остальные различия в проведении свободного времени, по мнению исследователя, не образуют самостоятельных типов, а скорее являются вариациями двух основных типов досуга.

Безусловно, рассмотренные варианты классификаций заслуживают должного внимания, однако не являются единственно возможными и не отражают всего многообразия подходов к обобщению и анализу социологической информации исследований социокультурной деятельности на досуге.

Но несмотря на все попытки, до сих пор не разработана исчерпывающая и в то же время лаконичная система классификации деятельности на досуге, из-за чего качество исследований в этой области, естественно, только приближается к желаемому.

На примере приведенных выше типологий досуговой деятельности видно, что довольно часто в основании подобного теоретического осмысления оказывается характеристика досуга с точки зрения культуры его организации и проведения. В связи с этим становится необходимым уточнение понятия «культура досуга». Его важность в исследовании сферы досуга связана с тем, что поскольку досуг является одной из важнейших сфер жизни человека, то культура досуга выступает неотъемлемой составной частью культуры общества, общей культуры личности. К тому же, как справедливо отмечают исследователи, от умения направлять свою деятельность в часы досуга во многом зависят социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Как отмечают исследователи, культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, позволяющих содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга. Иными словами - это набор ценностных ориентации и форм поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время.

В научной литературе определение культуры досуга в социологическом аспекте в большей мере нашло свое отражение в работах таких исследователей, как А.И.Вишняк и В.И Тарасенко, Е.И. Добринская и Э.В Соколов, Л.И. Михайлова, Б.Г. Мосалев и др.

На основе анализа и обобщения предлагаемых дефиниций «культуры досуга» в нашей работе мы будем исходить из следующего определения этого понятия: культура досуга, являясь качественной характеристикой человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов, представляет собой набор ценностных ориентации и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в досуговое время.

Из вышесказанного следует, что культура досуга характеризуется, прежде всего, теми занятиями, которым человек отдает предпочтение в часы досуга.

Как мы уже отмечали, разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. К ним обращаются, определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции довольно многообразны, и в самом общем плане можно выделить:

во-первых, рекреационную (отдых, восстановление физической и психической энергии);

во-вторых, развивающую (физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное развитие личности);

в-третьих, деструктивную (явления антидосуга - хулиганство, азартные игры, злоупотребление спиртными напитками, просто «ничегонеделание»).

Поскольку выделяют виды досуговой деятельности и «антикультурного» свойства (наряду с творческой деятельностью, развлечениями или просто пассивным отдыхом), становится понятно, что не все занятия в свободное время равнозначны. При этом одно и то же занятие в зависимости от отношения к нему личности и того места, которое оно занимает в бюджете времени и образе жизни человека, может быть конструктивным или деструктивным.

Рассматривая функции и роль досуга в структуре свободного времени, нельзя не согласиться с точкой зрения зарубежных исследователей А. Фернхема и П. Хейвена. Ученые на обширном фактическом, экспериментальном и теоретическом материале делают выводы о том, что досуг дает множество возможностей для удовлетворения самых разнообразных психологических потребностей, от наслаждения природой, снижения напряжения, устранения физических стрессов до социального признания, развития умений и поиска возбуждающих стимулов. На досуге у человека может искажаться ощущение времени и снижаться уровень тревоги и напряжения. Полностью погрузившись в любимое занятие, человек забывает обо всем, его внимание концентрируется на более узкой, но более интересной для него области, и это является источником приятных ощущений.

Исследователи, таким образом, раскрывают все многообразие функций досугового пространства: от отдыха и развлечения до развития и самореализации, что, на наш взгляд, представляет достаточно полное описание.

Объем, структура, содержание или способ проведения, а также другие параметры, характеризующие пространство свободного времени и досуга, обусловливаются рядом факторов, которые выявлены учеными в результате многочисленных исследований этой сферы жизнедеятельности человека. Прежде всего, подобные факторы принято подразделять на общие (неспецифические) и специфические.

К общим (неспецифическим) факторам относятся такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т. д.

Другая группа - специфические факторы - в решающей степени влияет на фонд, макро- и микроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают даже бюджеты времени социально и демографически однородных групп населения. К таким факторам, в первую очередь, относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенности уклада жизни населения. Культурная среда, в которой вращается человек, предопределяет его контакты. Чем шире представлена социальная и социально-профессиональная структура в поселении, тем более разнообразна его культурная среда. Жизненные идеалы находятся в прямой или косвенной зависимости от культурной и социальной атмосферы, сложившейся в данном поселении.

Учет общих и специфических факторов очень важен, прежде всего, для построения региональной модели системы материальных, организационных и личностных факторов, способствующих или препятствующих оптимальному использованию свободного времени, выбору видов социальной деятельности человека, нравственному формированию индивида. Эта работа должна строиться по-своему в каждом регионе исходя из структуры бюджета времени.

Помимо общих и специфических факторов структура свободного времени, потребности и ориентации в сфере досуга обусловлены и рядом факторов, которые принято условно подразделять на объективные (внешние, не зависящие от отдельно взятого человека) и субъективные (внутренние, личностные).

В большей или меньшей степени анализа факторов касаются все исследования, направленные на изучение пространства свободного времени или досуга, в связи с чем накопился богатый фактический материал, позволяющий на примерах рассмотреть характер их влияния.

Так, Ю.И. Гревцов и Л.А. Григорьева подчеркивают важность проблемы распределения внерабочего времени городского населения и различия в продолжительности досуга различных социально-демографических групп. На основании полученных в ходе исследования результатов авторы делают вывод о том, что объем досуга, например, несемейной молодежи больше, чем у семейных и более старших горожан.

Наиболее неблагоприятно в сфере свободного времени положение семейных женщин: по данным исследований бюджетов времени, они тратят на бытовой труд в 1,5 раза больше времени, чем мужчины, что сокращает их досуг.

К подобным выводам приходит и Г.И. Минц. Исследователь отмечает, что существенно влияет на свободные часы человека его семейное положение: количество членов семьи, число и возраст детей. В первую очередь это касается женщин. Семья и дети меняют не только величину свободного времени, но и его состав. В нем появляется новый элемент - воспитание детей. Свободное время семейных людей в гораздо большей мере проводится дома.

Влияние на структуру досуга оказывает и пол. Такие выводы можно сделать на основании результатов специального исследования Л.А. Гусейновой, а также данных, полученных Л.Ф. Боженко. Ученый в качестве цели исследования выдвинул необходимость выявить условия, влияющие на специфику досуга школьников. На основании полученных данных Л.Ф. Боженко приходит к выводу, что фактором, определяющим изменение структуры свободного времени школьников, наряду с возрастом, является пол. Кроме того, подчеркивает исследователь, содержательность досуга школьников во многом определяется уровнем развития социально-культурной инфраструктуры города, системы внешкольных детских учреждений. Большое влияние на формирование досуговых ориентации учеников среднего школьного возраста оказывает мнение сверстников и родителей, которые передают свой образ жизни, «досуговую квалификацию», отношение к спорту, художественному творчеству и т.д.

На распределение внерабочего времени значительное влияние оказывает и уровень доходов. Правда, зависимость содержания досуга от материального дохода семьи 20-30 лет назад демонстрировали исключительно на примере западного образа жизни.

Такую зависимость обнаруживают и исследования, проводимые в нашей стране, например, в 1980-е гг. Так, среди лиц, у которых доход на одного члена семьи не превышал 75 руб., отдых и занятия по интересам назвали в числе основных элементов внерабочего времени 32,9%; при доходе 76-100руб. - уже 42,6%; 100-125 руб. - 53,7% и, наконец, свыше 125 руб. - 60,6%, т.е. низкие доходы ограничивают возможности досуга.

Современные исследования также свидетельствуют о влиянии экономического фактора на структуру свободного времени, причем регистрируют рост его влияния.

Таким образом, есть все основания говорить о том, что на характер проведения и структуру досуга самым непосредственным образом оказывает влияние уровень доходов семьи.

В качестве следующего фактора, определяющего специфику и особенности досугового времяпрепровождения, мы предлагаем рассмотреть особенности места поселения.

Во-первых, место и тип поселения обусловливают наличие на разных территориях неравных условий проведения свободных часов (так называемая инфраструктура досуга): наличие Домов культуры, клубов, театров, кинотеатров, спортивных сооружений, парковых зон и пр.

Во-вторых, от места жительства зависит материальное положение, и, как следствие, возможность в удовлетворении разнообразных потребностей (в том числе досуговых).

Так, например, Г.С. Широкалова, исследуя изменения в жизнеустройстве горожан и селян в результате реформ 90-х годов, на примере Нижегородской области формулирует выводы о том, что материальные возможности горожан и селян в период с 1985 по 1999 гг. претерпели существенные изменения. Вместе с тем, по ряду показателей, сохраняется диспропорция уровня материального положения между типами поселения с тенденцией его ухудшения в поселениях сельского типа.

В-третьих, уровень образования и культуры населения, во многом обусловленные местом проживания, являются важной составляющей формирования потребностей и притязаний в отношении характера проведения досуга.

В этой связи показательны, например, результаты исследования Л.В. Раковой. На основании полученных данных автор выявляет зависимость культурно-досуговой деятельности молодежи от уровня образования, принадлежности к той или иной социально-профессиональной группе.

В-четвертых, тип поселения (городской или сельский) воспроизводит соответствующий образ жизни, зависящий от характера труда и занятости.

Факторами, оказывающими влияние на выбор деятельности, которой люди посвящают свое свободное время, выступают религиозные верования, расовые различия, национальность и состояние здоровья. Их влияние зафиксировали в своих исследованиях А. Фернхем и П. Хейвен.

Таким образом, характерные черты досуга, свободного времени определяются содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, уровнем образования, индивидуальными особенностями и пр.

Социально-экономическая обусловленность деятельности людей, в том числе и в сфере досуга, в наиболее полном виде представлена в марксистской (материалистической) теоретической традиции, которая, начиная с работ С.Г. Струмилина, господствовала в разработках данной проблематики и доминирует в настоящее время. Её основные положения заключаются в следующем.

- Все виды деятельности различных социальных групп населения, их продолжительность определяются не самопроизвольно индивидами, а прежде всего их социально-экономическими потребностями, складывающимися при определенных условиях труда, быта и отдыха и при данном уровне развития производительных сил и характере производственных отношений.

- Все группы видов деятельности представляют систему, взаимосвязаны и в определенной степени взаимообусловлены. Поэтому при изучении той или иной области жизнедеятельности социальной группы необходимо определить ее место в общей системе повседневной деятельности.

- Как и отдельные группы видов деятельности, взаимосвязаны и обусловлены также виды деятельности территориальной общности (города, области, страны), представляя единую систему. Это предполагает необходимость разработки и анализа балансов совокупного фонда времени всего населения тех или иных территорий.

- Время распределяется и используется в соответствии с достигнутым уровнем развития экономики и характером социальных отношений.

- Все важнейшие социально-экономические изменения, происходящие в обществе отражаются на реальном поведении людей и использовании ими бюджета времени в целом или отдельных его частей.

- Понимание реального поведения людей и использования ими своего времени требует применения, наряду с объективными показателями (продолжительность, структура, частота и др.), показателей и оценок субъективного характера - особенностей ценностных ориентации, мотивации, отношения к тем или иным видам деятельности, удовлетворенности условиями и результатом осуществления разных видов занятий и др.

- Научно-технической прогресс ведет к тому, что разнообразные виды деятельности требуют меньших по продолжительности затрат времени, вследствие чего обогащается комплекс видов деятельности в свободное время, а расширение его рамок, по Марксу, составляет подлинное богатство развитого общества.

- Бюджет времени как объект исследования не тождественен анализу временных затрат как таковых. При изучении бюджета времени исследуется реальное поведение социальных групп как по показателям продолжительности конкретных видов деятельности, их частоте, структуре, периодичности, так и с помощью показателей субъективных - оценок деятельности и условий ее осуществления.

Исходя из рассмотренных нами примеров, нельзя согласиться с мнением, что на структуру и характер проведения досугового времени влияет лишь незначительное количество факторов. Такой точки зрения придерживается, например, канадский социолог Д. Меркюра, который на основании своих исследований делает вывод о том, что основополагающим фактором является материальное положение, а «возраст, семейное положение, половые различия играют самую несущественную роль при организации досуга». Подобные выводы о досуге вряд ли могут соответствовать действительному положению дел, поскольку, как мы смогли убедиться, большинство исследований свидетельствует о том, что наряду с материальным фактором, влиянием уровня доходов обнаруживается ряд существенных различий в выборе видов досуговой деятельности уже между социально-демографическими группами (влияние пола, возраста, семейного положения, уровня образования и пр.).

При этом роль и значение ни одних, ни других не стоит ни преувеличивать, ни приуменьшать. Абсолютизация каких-либо факторов может, в конечном итоге, повлиять на достоверность выводов, формулируемых относительно структуры и динамики досуговой сферы. Кроме того, важно и то, что в разные периоды общественного развития не одни и те же факторы оказываются детерминирующими. В силу ряда обстоятельств влияние одних факторов уменьшается, других - увеличивается, что, безусловно, сказывается на структуре, содержании и характере досугового пространства.

Относительно нашего исследования необходимо отметить, что при анализе изменений в досуговой сфере молодежи особый акцент мы делаем на факторах объективного и субъективного характера. Их влияние во многом предопределяет и объясняет специфические черты досугового времяпрепровождения различных групп населения, что, в связи с объектом настоящего исследования - молодежью, представляет для нас особый интерес.

Особенности культурно-досуговой деятельности молодежи, как справедливо замечает исследователь свободного времени молодежи Б. А. Трегубов, во многом обусловлены теми сложными и противоречивыми процессами, которые происходят в условиях нарастающей урбанизации, развития научно-технической революции, кризиса основных институтов социализации, возрастающего разрыва между социальной и физиологической зрелостью учащихся, удлинением сроков их обучения. Психофизиологические и возрастные особенности, связанные с маргинальным социальным статусом учащейся молодежи, усиливающейся автономизацией ее от родителей, а также спецификой становления подросткового и юношеского самосознания, накладывают существенный отпечаток на характер использования свободного времени.

Исследователи отмечают, что особенности молодости (поисковая, творчески-экспериментальная активность, склонность к игровой деятельности, романтизм, повышенная эмоциональность) сложным образом преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается наибольшей мобильностью, активностью, разнообразием.

Таким образом, на досуг молодежи оказывают влияние и психологические особенности возраста. Как часто отмечают психологи, поведение молодежи обусловлено не только ее общественным положением, но и впечатлительностью, психической подвижностью и возбудимостью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком и др..

К тому же, как подсчитано, молодежь имеет в 2-3 раза больше свободного времени, чем взрослые люди. Вот почему некоторые исследователи отмечают, и на наш взгляд совершенно справедливо, что свободное время - проблема молодежная.

Однако было бы неверным характеризовать досуг молодежи в целом, не отмечая того, что и внутри этой социально-демографической группы существует много особенностей организации досугового пространства. Как отмечают исследователи, даже короткая, в 4-5 лет дистанция между возрастными группами молодежи, обнаруживает заметные различия в иерархии ценностного сознания молодежи при выборе типов поведения.

Вся совокупность различных особенностей дает возможность выделения досуга молодежи в качестве отдельного предмета исследования.

Итак, знание специфики молодежного досуга, обусловленной рядом факторов, позволит определять проблемы и противоречия, которые характерны для жизни молодежи. Это объясняется, прежде всего, тем, что жизненные проблемы молодежи находят отражение в ее досуге. В связи с этим интерес к досугу вполне оправдан, так как он имеет достаточно серьезные основания. Специфика досуговой сферы жизнедеятельности молодежи зависит как от психологических, так и от возрастных ее особенностей и связана со своеобразием образа жизни в целом.

В настоящее время интерес исследователей к проблемам свободного времени и досуга возрастает. Происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Досуг, выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы, становится все более широким аспектом социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

Проблема исследования содержания и структуры досуга приобретает за последние годы новые качественные очертания. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. В этой ситуации появляется возможность и необходимость говорить об инновационных изменениях в сфере досуга.

В связи с рассмотрением инновационных процессов в сфере молодежного досуга мы видим необходимость уточнения понятия «инновация» или «нововведение».

Обращаясь к Российской социологической энциклопедии, мы находим следующее определение инновации (нововведения): (от позднелат. innovatio) - изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.

Инновационные изменения, прежде всего, относят к экономической сфере развития общества, где в широком смысле под инновациями понимается прибыльное использование новшеств - от технологий до управления. Однако экономической сферой нововведения не ограничиваются и в единстве всех общественных подсистем касаются самых разнообразных сторон жизни, в результате чего формируется новая модель развития. На основании этого говорят об инновациях не только как новшествах -достижениях научно-технического, но и социального прогресса.

В рамках изучения досуговой деятельности молодежи под инновацией (нововведением) мы понимаем такие изменения в современном досуговом пространстве молодежи, которые характеризуются как его новыми, нетрадиционными видами практик, так и изменениями сущностного, смыслового характера, наполняющими новым содержанием существующие формы досугового времяпрепровождения.

Однако происходящие изменения мы рассматриваем не только в отношении форм или содержания видов досуговой деятельности молодежи, но и тех условий, которые влияют на их трансформацию. В этой связи мы говорим об инновациях всей социокультурной ситуации в сфере досуга молодежи.

Поскольку актуализирующиеся явления подразумевают и новые механизмы их регулирования, то необходимо рассмотреть и те инновации, которые относятся к принципам и методам работы с молодежью на современном этапе.

Таким образом, представление об инновации равно касаются всех сторон досуговой сферы жизнедеятельности молодежи современной России.

Итак, в нашей работе под инновациями в сфере молодежного досуга мы будем рассматривать совокупность всех изменений способов и результатов деятельности, условий ее формирования и реализации, а также принципов и методов регулирования свободного времени.

Другая сторона нового уровня оценки происходящих в пространстве свободного времени и досуга трансформаций проявляется в выработке таких оснований теоретического обобщения, которые содействуют анализу характера их направленности. В качестве одного из теоретических конструктов мы предлагаем ввести понятие «досуговая стратегия».

Социологическая наука в настоящее время имеет разнообразный опыт изучения стратегического поведения личности. Особо следует отметить отечественные разработки по данной проблематике, связанные с включением молодежи в социальную структуру (М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, Э.А. Саар, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин и др.)

Собственно термин «стратегия» в современной науке достаточно разработан и нашел свое применение при рассмотрении разнообразных сторон общественной жизни. Исследователями рассматриваются такие понятия, как «жизненная стратегия», «стратегия выживания», «стратегия самоопределения». Вместе с тем, в их определении до сих пор нет логической четкости и ясности, как нет и однозначной интерпретации отдельных понятий.

Так, Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов под «жизненной стратегией» предлагают понимать «способ рационального отношения к жизни», «сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего» и вместе с тем отмечают, что стратегии жизни необходимо рассматривать как феномен личности, сочетающий в себе не только рациональные, но и спонтанные (самопроизвольно возникающие) стороны ее деятельности.

B.C. Магун рассматривает жизненные стратегии как соотнесение людьми своих притязаний со средствами их осуществления.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности».

Анализируя понятие стратегии в связи с социальной интеграцией молодежи в сферу трудовой деятельности, Н.Н. Федотова выделяет поведенческие стратегии выпускника вуза на рынке труда (пассивные -рефлексивно-запаздывающая, умеренно-приспособительная и активные -карьерная, инструментальная, криминальная) в зависимости от того, как реализуется профессиональный потенциал, решается проблема занятости.

В.В. Семенова и Л.А. Коклягина определяют типы жизненных стратегий - жизненных траекторий: стабильные/мобильные; социальные траектории представителей новых социально-профессиональных групп и др.

Классифицируя стратегии выживания по отношению к новой культуре, Е.Н. Данилова выделяет активно-достижительскую (прослеживается у тех, кто вполне адаптировался к переменам, проявляет активность и стремление к успеху, живет настоящим) и пассивно-конформистскую (характерна для тех, кто испытывает ощущение неспособности самоопределиться в поломанном мире и обращается за поддержкой в прошлое) стратегии.

Н.Ф. Наумова полагает, что переходный период формирует долговременные «стратегические» установки и ценностные ориентации. Сегодня ценности возникают в разлаженной, но живой и действующей нормативной системе. Автор прослеживает стадии развития жизненных стратегий человека: реверсивную (эйфория, иррациональные надежды, целерациональная ориентация на разрушение - человек собирает силы, чтобы преодолеть хаос исторического перелома), затем кризисную (ощущение незащищенности и зуд нетерпимости) и, наконец, адаптацию и стратегическое поведение (внешние воздействия уже не могут оказать влияние на формирование жизненных стратегий: реформы переживаются как стихийный, неуправляемый процесс).

В нашей работе, вводя понятие «досуговой стратегии» молодежи, мы понимаем под ним механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации через формы досуга целей, в которых молодой человек видит необходимый итог своей деятельности в сфере досуга. Иначе говоря, стратегия может рассматриваться как конструкт средств, инструментов и действий по реализации целей в области досуга.

Таким образом, досуговая стратегия выступает как способ реализации (через участие в разнообразных видах досуговой деятельности) индивидуального потенциала с помощью доступных экономических ресурсов и ресурсов досуговой сферы для достижения выдвигаемых целей, рассматриваемых личностью в качестве необходимых.

Изучение досуговых стратегий молодежи раскрывает возможности использования нового научного подхода для интерпретации и анализа изменений, происходящих в этой сфере жизнедеятельности человека.

Итак, на протяжении всего периода времени, в течение которого исследователи обращали свой интерес к проблемам свободного времени и досуга, их взгляды претерпевали изменения. Это касается представлений о соотношении рабочего, внерабочего, свободного и досугового времени, а также о роли и функциях пространства свободного времени и досуга в жизни всего общества или отдельной личности.

Проведенный анализ интерпретаций досуга позволил обоснованно сформулировать следующие определения. Свободное время - часть временного бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, настоятельных семейных, общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.). Досуг - часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости.

Функции, которые выполняет досуг, во многом зависят от того, каким занятиям в его пространстве отдается предпочтение. В связи с этим досуг нельзя сводить к отдыху, следует говорить о самых разнообразных функциях досуга: от отдыха и развлечения до развития и самореализации.

Рассмотрение функций досуга, его содержания, структуры и факторов, обусловливающих их изменения, позволило сформировать модель анализа изменений в сфере молодежного досуга. Она включает признаки, индикаторы, критерии оценки всех происходящих трансформаций - структурных, содержательных и функциональных новаций досуга молодежи.

 

АВТОР: Котельникова Н.В.