30.01.2012 22283

Характеристика и виды досуговых стратегий молодежи

 

Современная социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга обусловливает изменение содержания существовавших ранее видов досуговой деятельности молодежи и формирование новых. При этом она сама оказывается под влиянием деятельности различных социальных субъектов - в том числе, самой молодежи, в результате чего изменяется, преобразуется. Однако этой констатации совершенно недостаточно для объяснения причин инновационных тенденций в сфере молодежного досуга.

По этому поводу участники круглого стола, посвященного проблемам изучения социальных изменений, социальной трансформации, подчеркивают необходимость введения социальных критериев их оценки, без которых невозможно говорить о том или ином процессе.

В качестве критерия для оценки трансформаций, происходящих в пространстве досуга современной российской молодежи, нами вводится понятие «стратегия досуга», или «досуговая стратегия». Анализ изменений данных стратегий позволит судить о причинах трансформаций в этой сфере жизнедеятельности молодежи.

Под «досуговыми стратегиями» мы понимаем механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, те способы реализации целей, в которых молодой человек видит необходимый итог своего досугового времяпрепровождения.

Иначе, стратегия может рассматриваться как конструкт средств и действий по реализации целей в сфере досуга. То есть досуговая стратегия вырабатывается на основе цели, которая определяется ресурсами (инфраструктура, материальные возможности, собственные способности и пр.).

Другими словами, стратегия досуга выступает как способ реализации (через участие в разнообразных видах досуговой деятельности) индивидуального потенциала путем использования доступных ресурсов с целью достижения выдвигаемых в сфере досуга целей, которые рассматриваются личностью в качестве необходимых.

Рассмотрев досуговые стратегии молодежи, мы сможем понять и объяснить, как, с помощью каких видов досуговой деятельности молодой человек видит возможным реализовать значимые для него цели.

Исходя из того, что стратегия жизни, как отмечают Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов, - это социокультурно обусловленная система ориентирования личности в будущей жизни, принятая на долговременную перспективу, то, на наш взгляд, и досуговую стратегию следует рассматривать как социокультурно обусловленную систему ориентирования личности в сфере досуга, принятую с определенной перспективой.

Таким образом, можно констатировать, что социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга обусловливает формирование досуговых стратегий молодежи.

Исследование стратегий досугового времяпрепровождения молодого поколения предполагает изучение не только содержания разнообразных форм, видов досуговой деятельности молодежи, но и выявление ее мотивов, что, в конечном итоге, и определяет наполненность, то есть содержательную сторону видов досуговой деятельности. В зависимости от того, какие интересы положены в ее основу и какими ресурсами молодей человек при этом располагает, мы и различаем стратегии досуговой деятельности молодежи.

Так, юноша или девушка, читающие газету, могут реализовывать разные цели:

- готовиться к занятиям по современной отечественной истории (что, собственно, к досугу не относится) или реализовать любой другой интерес (получение интересующей информации о политике, экономике государства и пр. по собственному выбору);

- искать объявления о знакомстве, чтобы найти спутника жизни или друга по переписке;

- заниматься поиском работы;

- развлекаться анекдотами и кроссвордами (чтобы быть душой компании и эрудированным человеком, или чтобы «убить» время).

Становится очевидным, что фиксация самого вида досуговой деятельности, то есть ее внешнего проявления (и даже периодичности, частоты, продолжительности) не является достаточной, поскольку именно содержание и мотивы раскрывают смысл деятельности, которая направляется на достижение самых разнообразных целей.

Но даже раскрытие мотивационной составляющей досуговой занятости, если это касается лишь отдельных видов досуга, не даст полной информации, если не будет рассмотрена их внутренняя взаимосвязанность и направленность на достижение каких-либо определенных целей. По этой причине нами и рассматриваются досуговые стратегии молодежи.

При таком подходе к изучению пространства досуга молодежи появляется возможность эмпирически зафиксировать воздействие на досуговые стратегии кардинальных макросоциальных изменений, в условиях которых они складываются и реализуются, то есть рассмотреть обусловленность изменения роли досуга и досуговых стратегий молодежи социальными трансформациями.

С целью обоснования выбранных нами методов исследования досуговых стратегий молодежи - интервью и фокус-групп - отметим, что в мировой практике все более утверждается новый методологический подход, состоящий в комбинировании данных массовых опросов с изучением единичных случаев, отдельных типичных жизненных траекторий, на основе которых массовидные тенденции анализируются более углубленно.

Таким образом, сочетание данных массовых опросов об общих ценностных ориентациях молодежи в сфере досуга с данными интервью и фокус-групп некоторых носителей типичных досуговых стратегий позволит нам раскрыть причины выбора молодыми людьми различных видов досуговой деятельности. Это позволит увидеть многообразие способов достижения различных целей, которые реализуются современной российской молодежью в пространстве досуга.

Досуговые стратегии молодежи и предпосылки их формирования изучались с помощью методов опроса: интервью и фокус-групп. Объектом исследования методом интервью выступила молодежь - студенты гуманитарных специальностей высших и средних специальных учебных заведений. Данный выбор обусловлен тем, что, студенчество - многочисленная и традиционно наиболее активная часть молодежи, поэтому рассмотрение досуговых стратегий в ее среде является весьма важным.

Общий объем выборки составил 192 человека; выборка стратифицированная, многоступенчатая.

Объектами исследования методом фокус-групп выступили: молодежь (студенты вуза и колледжа, безработная) и старшее поколение. Выбор безработной молодежи обусловлен необходимостью сравнения ее досуговых стратегий со стратегиями студенческой молодежи. К тому же проблемы досуга безработной молодежи представляют особый интерес: необходимо выявить основные мотивы досуговой деятельности молодежи, находящейся в состоянии «вынужденного» досуга. Результаты исследования контрольной группы, состоящей из представителей старшего поколения, должны зафиксировать различие стратегий досуга между поколениями молодежи, которые жили в разное время, характеризуемое своеобразием социокультурной ситуации.

Основной целью интервью являлось выявление ценностных ориентации молодежи в сфере досуга, степени распространенности среди определенных групп молодежи отдельных видов досуговой деятельности. Необходимость этого связана с тем, что ценности в сфере досуга выступают начальным звеном в формировании досуговых стратегий, направленных на достижение определенных целей.

Так, по результатам проведенного интервью со студентами вуза и колледжа, нами были получены следующие данные.

Активные формы досуга выбирают 52% студентов вуза и 47% -колледжа. Активный отдых чаще выражается в посещении дискотек (52% и 48% соответственно от общего числа выбирающих активные формы досуга), кафе, бары посещают соответственно 31% и 24% студентов вуза и колледжа; кино - 29% и 21%; театры - 3% и 1%.

Общение с друзьями занимает значительную часть досуга молодежи (73% и 75%), просмотр телепередач, прослушивание радио, магнитофона занимают досуг 70% студентов вуза и 76% колледжа.

Занятиям спортом отдают предпочтение 26% и 14%; чтению книг, журналов - 61% и 54%; увлекаются компьютером: играми - 12% и 19%, Интернетом - 39% и 42% студентов вуза и колледжа соответственно.

В результате опроса было выявлено, что 52% студентов вуза и 65% -колледжа в основном недовольны тем, как они проводят свой досуг. Это важный показатель, свидетельствующий о происходящих в сфере досуга молодежи изменениях, которые негативно сказываются на его характере и возможностях молодежи проводить его в соответствии со своими потребностями.

В качестве причин, мешающих желаемому проведению досуга, лидирующие позиции занимают: недостаток свободного времени (62% и 54%), недостаток материальных средств (74% и 79%) - отмечено студентами вуза и колледжа соответственно.

Большинство от общего числа опрошенных (60% студентов вуза и 56% - колледжа) ориентируются на активные виды досуговой деятельности, хотели бы разнообразить свой досуг.

Полученные нами результаты в целом подтверждаются другими исследованиями, фиксирующими популярность потребительских досуговых форм над творческими, распространение пассивных форм проведения своего досуга. В качестве причин, препятствующих проведению досуга в соответствии с потребностями, исследователями так же отмечаются нехватка средств, времени, усталость.

Поскольку жизненная практика (как реальность жизни) формируется стратегиями, то выборы в пользу тех или иных видов досуговой деятельности - маркеры досуговых стратегий. Последние изучались методом фокус-групп.

Проведено 4 групповых интервью общей численностью 46 человек. В исследовании приняли участие студенты, получающие высшее и среднеспециальное образование, безработная молодежь - основные группы, а также представители старшего поколения - контрольная группа.

Основные критерии отбора респондентов для основных групп: занятость (безработная и студенческая молодежь вуза и колледжа), пол (мужской и женский), семейное положение (не замужем и не женат), возраст (16-22 года). Беседы проводились совместно с юношами и девушками, но отдельно в группах студентов вуза, колледжа и безработной молодежи.

С целью рассмотрения изменения стратегий в досуговой сфере молодежи при проведении фокусированных интервью нами была использована контрольная группа. В её состав вошло 9 человек в возрасте 48-50-ти лет, молодой возраст которых - 16-30 лет - пришелся на период с 1969-1971гг. по 1983-1985 гг. (для указанной группы возраст в 20-22 года пришелся на 1975г.). Выбранный возраст контрольной группы обусловливается исследуемым нами периодом (с 1985 г. и по настоящее время), за который стали происходить значительные изменения во всей жизни общества, в том числе и в сфере досуга молодежи. Указанная возрастная категория контрольной группы к 1985 году, достигнув 30-ти лет, перешла, таким образом, верхний возрастной рубеж периода молодости принятой нами возрастной классификации.

Основные критерии отбора респондентов контрольной группы: возраст (48-50 лет), пол (мужской и женский). Характеристики для указанного периода молодости: получение среднего специального или высшего образования.

Вопросник для основных групп включал вопросы и задания, которые позволили определить значимость досуга для молодежи, ценностные ориентации при выборе занятий на досуге.

Часть заданий носила проективный характер, позволяющий респонденту при помощи вопросов конструировать пространство досуга. Такие вопросы содействовали выявлению ориентации на определенные виды досуговой деятельности, которые не имеют места в действительности, то есть неудовлетворенности ряда потребностей молодежи в сфере досуга, а так же причин, ее обусловливающих.

Необходимость исследования в контрольной группе объясняется тем, что для социологического исследования ценностного мира современной молодежи важен исторический подход, применение которого раскрывает причинную обусловленность изменений вступающих в жизнь поколений в конкретных исторических условиях. С этой целью и осуществляется анализ ценностных ориентации и установок, которыми руководствовались в своей досуговой деятельности предшествующие поколения.

Чтобы получить информацию о стратегиях в сфере досуга, в ходе фокусированного интервью задавались вопросы о причинах выборов в пользу тех или иных видов досуга, об ожидаемых юношами и девушками результатах участия в них, то есть о целях, для достижения которых они принимают или готовы принимать участие в выбранных ими видах деятельности на досуге.

Планирование своего досуга при помощи проективных заданий выступило, на наш взгляд, эффективным исследовательским приемом выявления досуговых стратегий молодежи.

Вопросник для контрольной группы также включал вопросы и задания, которые позволили определить роль и место досуга в их молодости, а также виды деятельности, которым отдавались предпочтения (задание с карточками).

Как и в основных группах использовались проективные задания, позволившие реконструировать досуг респондентов. При помощи этих заданий выявлялись те ориентации на определенные виды досуговой деятельности, которые не реализовывались в действительности, то есть выявлялась неудовлетворенность существовавших у контрольной группы в период молодости потребностей в сфере досуга, а также ее причины.

Для выявления стратегий в сфере досуга задавались вопросы о причинах выборов в пользу тех или иных занятий, которым отдавалось предпочтение, об ожидаемых результатах участия в них, то есть о целях, для достижения которых респондентами принималось участие в тех или иных видах деятельности на досуге.

Полученные результаты исследований в основных группах позволяют сделать вывод, что досуг для ее участников относится к приоритетным ценностям, причем в независимости от занятости (учащаяся молодежь или безработная) или уровня получаемого образования (среднеспециального или высшего). Об этом говорят и результаты Всероссийского социологического исследования «Молодежь-97», проведенного Центром социологических исследований МГУ. По полученным данным, досуг, отдых, для всех возрастных категорий молодежи (от 17-ти до 31-го года) оказался в тройке доминантных ценностей.

Таким образом, полученные нами данные не подтвердили выводы исследования, проведенного под руководством В.Д. Патрушева, о снижении за последние годы ценности свободного времени, которые автор делает в отношении населения страны в целом. Возможно, это связано с тем, что подобный вывод базируется на росте готовности большинства за счет сокращения свободного времени «увеличить продолжительность периода работы с целью больше зарабатывать». Но такая позиция свидетельствует, скорее, о желании улучшить свое материальное положение. Возможность этого достичь связывается с сокращением свободного времени как единственным резервом увеличения продолжительности времени рабочего с целью получения дополнительного заработка, а не с падением ценности свободного времени вообще. Поэтому, на наш взгляд, неверно объяснять сокращение посещений учреждений культуры снижением ценности свободного времени.

Возвращаясь к результатам нашего исследования, отметим, что в группах студенческой молодежи сходство прослеживается и относительно причин недостатка времени на досуг. В числе основных из них были названы: загруженность учебными занятиями и их неудобная расположенность в середине дня (для обучающихся во вторую смену), что, по мнению респондентов, сокращает пространство свободного времени в целом (из-за неудобного его распределения в течение всего дня).

В числе основных причин, не позволяющих проводить досуг в свободное время в соответствии с потребностями, было отмечено: недостаточное количество времени, нехватка материальных средств (для обеих групп студенческой молодежи).

В ряду основных видов деятельности на досуге были названы: общение с друзьями (прогулки по городу, компании, вечеринки), просмотр телепередач (местными студентами и частью проживающих в общежитии), посещение кинотеатров. В числе тех видов деятельности, которыми хотелось бы заниматься, были названы: посещение дискотек (в большинстве - студентами колледжа), посещение спортивных клубов (студентами-юношами вуза), посещение театров (студентками-девушками вуза).

Среди названных целей досуговой деятельности основными являются: отдохнуть, развлечься, почувствовать вкус жизни, не скучать в одиночестве, забыть обо всех проблемах.

Выводы по безработной молодежи. Как часто отмечают исследователи, неустойчивое положение вызывает у этой группы молодых людей настроения социальной апатии, пессимизма, нигилизма. По результатам исследований безработной молодежи в г. Челябинске (1997г.) М.А. Гуревич обнаруживает зависимость состояния незанятости и проявления социально неодобряемых форм поведения, а также агрессии. Исследователь делает выводы о том, что безработная молодежь зачастую рекрутируется криминальными элементами. К таким выводам приходят и другие исследователи, рассматривающие социальные последствия безработицы.

Полученные нами результаты не совпадают с приведенными выше выводами. Безработным девушкам и юношам исследуемой нами группы (возраст 20-22 года) не свойственны чувства апатии и пессимизма. Некоторыми респондентами отмечено чувство неуверенности (что связано, прежде всего, с материальной зависимостью от родственников). Однако подобное чувство, со слов респондентов, носит временный характер: в ближайшем будущем они надеются найти работу, поэтому незанятость рассматривается молодыми людьми как дополнительная возможность отдохнуть, пожить в свое удовольствие перед периодом трудовой деятельности.

Такие результаты схожи с выводами, которые делает о безработице в молодежной среде В.Т. Лисовский. На основании данных социологических исследований автор говорит, что многими молодыми людьми безработица воспринимается не как угроза существованию, а как время построения планов на будущее, выбора своего пути.

Полученные результаты дают основание предполагать, что подобные, достаточно оптимистические, настроения в обследуемой группе связаны, с одной стороны, с отсутствием острой необходимости в независимом материальном положении, с другой, - с относительно небольшим периодом безработицы (в среднем по группе около восьми месяцев).

Однако, несмотря на безработицу, не все указывают достаточный объем свободного времени, который для части девушек заполняется работой по дому. О достаточном количестве свободного времени говорят юноши, которые большую его часть проводят дома или в компаниях.

Вместе с тем ориентации на досуговые виды деятельности безработной молодежи в некоторой степени разнятся с теми, которые были выявлены в группе студенческой молодежи. Безработная молодежь больше, чем студенческая испытывает потребность в общении со сверстниками, в коллективном отдыхе (вечеринки, компании друзей и т.д.). Среди желательных видов досуговой деятельности девушками называются дискотеки и концерты звезд эстрады. Среди основных целей досуговой деятельности: получить побольше удовольствий, не думать о проблемах, хоть чем-то занять свободное время, не быть в одиночестве.

Общие выводы для молодежи: обращает внимание разница между студенческими группами и группой безработной молодежи относительно реализуемых в пространстве досугового времени целей, но ориентация на занятия, не имеющие в настоящее время места в их досуговом времени, отмечена в большинстве случаев в обеих группах. Также в большинстве случаев высказывается неудовлетворенность досугом. Среди причин, не позволяющих проводить досуг в соответствии с потребностями, на первом месте недостаток средств и свободного времени.

Выводы по контрольной группе. Полученные результаты дают основание говорить о том, что в ряду причин, которые в молодости препятствовали желаемому проведению досугового времени, материальный фактор был отмечен как незначительный. Главная причина - недостаточное количество свободного времени, которое сокращали занятия, подработки, посещения библиотек. Зафиксирована широкая распространенность таких видов досуговой деятельности респондентов, как посещение театров, кинотеатров, вечеров в учебных заведениях, танцев, активные занятия спортом (лыжи, катание на коньках, футбол).

В контрольной группе не выявлены значительные несовпадения между реальными видами досуговой деятельности и теми, которыми хотелось бы заниматься на самом деле. В числе основных целей деятельности на досуге отмечены: отдохнуть, развлечься, узнать о новом, вести активный, здоровый образ жизни - заниматься спортом.

Межпоколенческий срез во многом выявил снижение роли таких факторов, как культурная преемственность, наследование характера организации и проведения досуга, которые во многом и детерминируют новации досуга нынешнего поколения молодежи.

На основании анализа результатов проведенных эмпирических исследований нами выявлен ряд досуговых стратегий молодежи. Для более полного их описания мы опирались на данные других авторов, исследовавших разные виды досуговой деятельности молодежи, поскольку наши возможности иллюстраций стратегий ограничены рамками настоящего исследования.

Отметим, что присвоенные стратегиям досуга названия носят обобщенный характер, а само их «построение» осуществлялось на основании ведущего мотива досуговой деятельности. С целью описания выявленных досуговых стратегий, нами приводятся их характеристики: на каком основании стратегия обозначена и в среде какой молодежи обнаружена. Такие данные мы называем «паспортом стратегии».

Стратегия «полезность» (быть нужным, востребованным).

Паспорт стратегии: выявлена при проведении фокус-группы с безработной молодежью; вместе с тем имеет место и в вузовской студенческой среде. К данной стратегии нами отнесены такие из названных видов досуговой деятельности, как участие в реализации проекта «Жди меня», в движении «зеленых», в организации благотворительных акций для детских домов и домов ребенка.

Однако целевые ориентации данной стратегии указанных групп имеют свою специфику. Если для группы безработной молодежи ее можно охарактеризовать через высказывания респондентов «в чем-то себя реализовать, чтобы ты был нужен», то для учащейся молодежи вузов она связана с желанием «приносить пользу окружающим». Такая разница может быть обусловлена состоянием временной «невостребованности» безработной молодежи, проявляющемся в ощущении непричастности к общественной жизни, связанной с нетрудоустроенностью.

Указанные виды досуговой деятельности, которые не приносят материальной выгоды, но привлекают внимание безработной молодежи, являются свидетельством реализации потребности в выполнении такой социальной роли, которая была бы показателем социальной востребованности.

Для вузовской студенческой молодежи желание «приносить пользу», скорее всего, связано с активной жизненной позицией, которая в настоящий момент может найти свое проявление в различных общественно полезных мероприятиях. Именно поэтому, отвечая на вопросы о причинах привлекательности участия в таких мероприятиях, студенты подчеркивают возможность проявить себя, участвовать в реальных делах.

Подтверждением наших выводов могут послужить результаты проведенного Е.А. Скриптуновой и А.А. Морозовым исследования, определившего невостребованность молодежи в качестве причины ее участия в различных движениях, молодежных объединениях и пр.

Чтобы верно распознать подобную стратегию, необходимо выявить истинные мотивы таких форм молодежной активности. В данном случае важен момент добровольного участия, выбора той или иной деятельности по собственному желанию, поскольку принудительный механизм подобной активности молодежи лежит в системе других мотивов, нежели поиска собственной полезности. Подтверждением последнего могут служить примеры «добровольно-принудительного» участия студентов вузов во Всероссийской переписи населения в 2002 году, в реализации программы «Дети улиц» или в ликвидации последствий погодных катаклизмов.

Стратегия «взять от жизни все» или «гуляй, пока молодой».

Паспорт стратегии: выявлена по результатам групповых интервью во всех трех группах молодежи - студентов колледжа, вуза, безработной молодежи.

На основании проведенных групповых интервью, можно сделать вывод о том, что у безработной молодежи в большей степени, и в меньшей у студентов колледжа, нами зафиксировано тревожное чувство, связанное с неопределенностью перспектив на ближайшее будущее. В связи с этим молодые люди предпочитают жить одним днем, что выражают высказываниями: «К чему беспокоиться о будущем, если я не знаю, что случится уже завтра?», «Все, что я могу, - это просто жить день за днем».

Указанная стратегия подкрепляется ориентацией на то, что «нужно в этой жизни все попробовать», которая, как отмечают респонденты, чаще всего ими реализуется в таких видах деятельности на досуге, как посещение дискотек и всевозможных вечеринок (названо во всех группах), выезды на природу (отмечено респондентом из группы студентов вуза).

К данной стратегии мы также относим отмеченный в качестве занятия на досуге секс, поскольку он был мотивирован таким желанием, как «хочу попробовать всевозможный секс» (конечно, при условии отсутствия медико-биологических оснований такого поведения).

Во многом такое поведение объясняют воспитатели, психотерапевты, социальные работники, имеющие дело с сексуально активными подростками, которые отмечают, что для большинства из них секс является единственно возможным средством, удовлетворяющим потребность в новых впечатлениях, новых ощущениях. Так, например, «жажду приключений, острых ощущений», по результатам исследования молодежи г. Волжского (2000г.) испытывают 26,2% респондентов от общего числа опрошенных.

Несмотря на то, что такие увлечения, как, например, наркотики, не были названы в опрашиваемых группах (либо не имеют места в досуге опрошенных респондентов, либо не были названы по другим, понятным причинам), можно предположить, что эта и другие девиантные формы поведения молодежи, которые обнаруживаются в пространстве досуга (увлечение алкогольными напитками, противоправное поведение) в определенной степени могут быть связаны с реализацией рассматриваемой стратегии. Такое предположение можно объяснить тем, что различными категориями молодежи реализация потребности «взять от жизни все» (в том числе, и «попробовать все») может, во-первых, расцениваться по-разному, во-вторых осуществляться при помощи разных средств.

Так, в качестве одного из средств для того, чтобы «взять от жизни все» или «попробовать все» можно рассматривать увлечение молодежью экстремальными видами спорта (парапланеризм, кайтер и др.). Подтверждением этому может послужить проведенный телевизионным каналом «7ТВ» опрос молодежи, увлекающейся такими видами спорта. По результатам исследования в качестве обобщенной причины таких занятий на досуге авторы проекта привели наиболее полно ее выражающее высказывание: «Ты что-то сделал, ты выжил, значит, ты что-то можешь, ты можешь жить дальше».

Такой мотив, вероятно, может лечь в основу такой досуговой стратегии, как, например, «почувствовать вкус жизни». Вместе с тем недостаточная его изученность на настоящем этапе исследования, а также определенное сходство со стратегией, условно названной «взять от жизни все», дает нам основание рассматривать такой мотив в рамках указанной стратегии.

Данная стратегия близка к следующей выделяемой нами стратегии.

Стратегия «поиск смысла жизни» или «поиск путей в будущее».

Паспорт стратегии: выявлена в результате опроса, проведенного в группах безработной молодежи и студентов колледжа. Сюда мы относим следующие виды досуговой деятельности: занятия спортом, музыкой, участие в художественной самодеятельности. Маркирующие стратегию высказывания респондентов: «Для меня в свободное время спорт - это все; считаю, что с его помощью смогу в жизни многого добиться»; «в настоящее время только занятия танцами придают мне силы и уверенность».

Схожие результаты относительно роли спорта в жизни молодежи мы находим в исследовании М.Я. Сарафа, который делает вывод о том, что одним из мотивов спортивной активности является поиск смысла жизни, причину чего автор видит в разрушении социальных и жизненных идеалов. Отсюда, отмечает исследователь, - увлечение восточными единоборствами, которые как раз и несут в себе глубокую традицию философского познания жизни.

Другим видом досуговой деятельности, формирующим для некоторой молодежи смысложизненные основания, можно считать Интернет. Такой вывод мы формулируем на основании исследования Е.В. Якушиной, посвященного изучению мотивов увлечения подростков Интернетом. Как отмечает автор, некоторые из них с Сетью связывают свои ориентации на большие достижения в жизни.

В качестве причин, приводящих к поиску путей в будущее в пространстве досуга, В.Т. Лисовский отмечает подорванность ценности профессиональной карьеры, что и ориентирует молодежь, в основном, на досуговую деятельность. Однако заметим, что даже при сформированности ценности профессиональной карьеры, но отсутствии условий для ее достижения, досуг и в действительности может оставаться чуть ли не единственным пространством, которое может дать молодому человеку ответ на вопрос о смысле жизни.

Такие явления - результаты значительных трансформаций в жизни общества. Как отмечает В.Я. Суртаев, сложившийся в конце XX века плюрализм целей и ценностей нередко с трудом осваивается молодыми людьми и стимулирует внутреннее беспокойство, создает условия для агрессии и социальных конфликтов. Длительный характер такой ситуации может приводить к утрате критериев ценности личности, исчезновению границ между добром и злом, истиной и ложью, доверием и ответственностью, что нередко приводит к «всеобщей криминализации».

Фактически, это утрата смысла жизни, поскольку размыты основные ориентиры: отсутствует четкость целей, не определены ценности. Молодой человек, осуществляя поиск смысла жизни в сфере досуга, может обращаться к разнообразным видам досуговой деятельности, при этом, в условиях личной неопределенности, выбор может оказываться довольно сомнительным.

Стратегия «хоть чем-то занять досуг».

Паспорт стратегии: сформулирована по результатам опроса безработной молодежи, но обнаруживается и в группах студентов как вуза, так и колледжа. К данной стратегии нами отнесены: гуляние по городу без определенных целей, «посиделки» во дворах или общежитиях, чтобы, со слов респондента, «забить время». В качестве высказывания, характеризующего данную стратегию, можно привести следующее: «Мы же должны хоть что-то делать, когда у нас появляется свободное время, вот мы его чем-нибудь и занимаем».

Скука может приводить к увлечению вредными привычками. Так, например, как отмечают исследователи, иногда молодежь, пытаясь заполнить свободное время хотя бы каким-то содержанием, прибегает к наркотикам и алкоголю; именно алкоголь зачастую помогает молодым людям выйти из состояния скуки, душевной пустоты.

Эти выводы подтверждаются результатами наших исследований методом включенного наблюдения досугового времяпрепровождения молодежи во время проведения в г. Краснодаре городских и общегосударственных праздников (День города, День Победы и пр.). В такие дни бесцельное «брожение» большого количества молодежи по центральным улицам города всегда сопровождается употреблением алкогольных напитков (чаще - пива) - в аллеях на лавочках, прямо на ходу. Вероятно, это и является одним из способов «хоть чем-то занять свое время» - компонентом рассматриваемой стратегии.

Однако употребление пива - не единственное занятие, которым молодежь заполняет свое неорганизованное время. Так, О.А. Раковская считает, что все беды - хулиганство, преступность и т.д., связанные с молодежью, - происходят лишь оттого, что не решены проблемы досуга молодежи, что ей нечем заполнить свободное время. Несомненно, что эта причина является далеко не единственной, но, безусловно, имеет обоснованное право на свое существование.

Для характеристики данной стратегии важным является высказывание М.С. Федотовой, отмечающей, что распространение потребности людей «как-то провести» свое свободное время, говорит о случайном выборе разнообразных видов досуговой деятельности. Однако в нашей ситуации определенные категории молодежи, наряду со случайными выборами деятельности в пространстве досуга, пытаются хоть чем-то занять свое свободное время не в связи с незнанием, чем заняться, а в связи с отсутствием возможностей в выборе в пользу других видов досуговой деятельности. Поэтому нами преднамеренно в названии рассматриваемой досуговой стратегии используется формулировка «как-то провести», а не «хоть чем-то занять», имеющая несколько иную смысловую нагрузку.

Стратегия «отдохнуть».

Паспорт стратегии: выявлена в группах молодежи и вуза, и колледжа. Целевая ориентация - реализация потребности в отдыхе, например, после занятий, работы (для работающих студентов).

Подобная стратегия может реализовываться и другими группами молодежи, например старшими школьниками. Так, исследования состояния современного образования подчеркивают проблему систематических перегрузок учеников, в особенности старших классов, учебными программами (рост требований в количестве необходимый знаний, введение новых общеобразовательных дисциплин, увеличение объема материала для домашнего и самостоятельного изучения и пр.). Это приводит к повышению утомляемости, росту необходимых затрат времени на обучение.

Сходную ситуацию можно наблюдать и в отношении работающей молодежи. Высокая интенсивность труда, нередкая прямая зависимость уровня оплаты труда от его продолжительности приводят к тому, что молодые люди в свободные часы, «чтобы избавиться от усталости, обычно просто стараются выспаться». Этим можно объяснить сокращение количества выборов отдельными категориями молодежи в пользу таких форм досуговой деятельности, которые не требуют значительных затрат сил.

В качестве отдельных видов досуговой деятельности, посредством которых реализуется или может реализоваться данная стратегия, следует отметить: просмотр телепередач, посещение кино, слушание музыки, чтение, пустое времяпрепровождение - просто ничегонеделание.

Стратегия «престижность».

Паспорт стратегии: выявлена в группе студенческой молодежи вуза. К видам досуговой деятельности данной стратегии можно отнести: посещение «продвинутых» клубов и дискотек, туристические поездки, в том числе за границу, увлечение современными (модными) видами спорта (в том числе экстремальными). Целевая ориентация - показать, что ты модный, современный.

Высказывания респондентов, характеризующие настоящую стратегию: «этим летом поеду в США, поскольку в этом году - это гвоздь сезона»; «я посещаю только продвинутые клубы».

Как отмечают Н.Ф. Наумова и В.З. Роговин, престиж в обществе -явление, где переплетаются и объективная ценность различных занятий и вещей, и их субъективные оценки. Престижным, как правило, считается все то, что, по мнению данного человека, свидетельствует о высоком, завидном социальном положении, о жизненном успехе и благополучии.

В данном случае представления о престижности оказывают влияние на выбор занятия на досуге, которое может выступать показателем преуспевания, превосходства над другими. Престиж становится мотивом поведения: престижное потребление - употребление престижного пива (например, позиционирование российскими СМИ пива, а ранее и водки, определенных марок в качестве статусного, престижного продукта потребления), посещение престижных ночных клубов, Интернет-кафе (как отмечают исследователи, важным фактором участия в тех или иных сетевых сообществах является как раз фактор моды и престижа).

Как отмечают журналисты, «сейчас герой кинофильмов - суицидальный парень на сноуборде, поэтому как в кино, так и в жизни модно увлекаться всем экстремальным».

Таким образом, стратегия, связанная с ориентацией на престижность, характеризуется некоторой направленностью на достижение определенного социально значимого для молодежи статуса (стремление через престиж повысить статус).

Но поскольку понятие о престижности не у всех одинаковое, то необходимо более подробно выявлять причины выбора молодежью тех или иных видов досуга. Так, например, то же употребление наркотиков в определенных молодежных кругах может быть связано с ориентацией на продвижение статуса, о чем свидетельствуют исследования.

Таким образом, можно говорить о престижном отдыхе или досуге. Они помогают легче преодолевать социальные барьеры, поскольку здесь отсутствуют ограничения, которые неизбежны, например, в притязаниях на профессиональный труд.

Данную стратегию важно также рассматривать и потому, что, как отмечают исследователи, за последние годы фактор престижности стал оказывать более существенное воздействие не только на сферу потребления, но и на образ жизни молодежи. Эту точку зрения подтверждают выводы В.М. Соколова, который на основании произошедших в нашей стране значительных преобразований фиксирует изменение шкалы ценностей, чем объясняет значительно возросшее стремление к элитарности, желание выделиться, отличиться от всех остальных и, особенно, от «толпы».

Далее мы приводим стратегии, которые были нами сформулированы на основании вторичного анализа данных проведенных в нашей стране исследований по проблемам молодежи.

Стратегия «уход».

В качестве причин формирования стратегии можно указать: социальная неустроенность, конфликт, неудовлетворенность и пр., которые и проявляются в различных формах «ухода» в одиночество (от решения проблем) - алкоголизм, наркомания и др.

Такие выводы сформулированы на основании результатов ряда исследований. Так, данные исследования, проведенного Н.А. Шеховцовой, свидетельствуют о том, что 13% от общего числа опрошенной молодежи в качестве причины, побуждающей употреблять наркотики, назвали возможность ухода от разрешения общественных и семейных проблем.

К аналогичным выводам приходят и другие исследователи, в том числе в отношении алкоголя: зачастую к алкоголю и наркотикам молодежь приводит стремление изолироваться от внешнего мира, стремление легче переносить трудности и конфликты в школе, семье.

Анализ алкогольной обстановки в нашей стране в 90-е годы позволил Г.Г. Заиграеву выявить важный фактор повышенной алкоголизации населения: потребление спиртного с целью снятия стрессов, преодоления чувства морально-психологической неудовлетворенности, ухода от гнетущей и мрачной обстановки.

Но не только алкоголь и наркотики могут служить для молодежи средством реализации стратегии «ухода». Так, Е. Викентьевой удалось выявить значительный процент пользователей Интернетом как средством «ухода» от проблем. Данную позицию отметило 30% от общего числа опрошенных респондентов. Схожие результаты получены и в другом исследовании: согласно опросу Д. Гринфилда, каждый третий пользователь Интернета признал, что прячется в сети от проблем реальной жизни.

Стратегия «эпатаж».

Целевая ориентация данной стратегии - привлечь к себе внимание, чтобы:

1) доказать, что ты не такой как все, ты другой и не похож на остальных (например, панки). Подтверждением этому может служить высказывание о том, что через неформально созданные объединения молодежью реализуется чрезмерная потребность в самовыражении;

2) указать на проблему, в которой видят корень зла или, как отмечает В.Т. Лисовский, «стремление найти врага, на которого можно было бы свалить причину всех бед». Например, скинхеды (как отмечают журналисты, «у необустроенной молодежи всегда найдется повод кого-то ненавидеть») или «лимоновцы» - «похоже, что это люди, которые не нашли себя, им нечем заняться, и в этой никчемности они выражают протест против всего».

Главное для стратегии «эпатаж», как и для стратегии «престижность» -»внешнее» проявление деятельности на досуге. Для молодого человека в данном случае важна демонстрация не столько результатов деятельности, сколько ее самой. Одобрение, восхищение, удивление окружающих людей - основной стимул стратегического ориентирования.

Стратегия «побег от одиночества».

В качестве причин формирования данной стратегии можно отметить потребность в общении и в ощущении себя неодиноким. К видам досуговой деятельности, с помощью которых реализуется данная стратегия, можно отнести: посещение дискотек, клубов, массовых мероприятиий (концерты на стадионах и пр.), увлечение Интернетом, собирание кампаниями.

Причем, зачастую с целью повышения эмоциональности, близости общения молодежь употребляет разнообразные психотропные вещества.

Так, например, отмечает В.Я. Суртаев, потребность в общении, в референтной группе часто приводит к употреблению наркотиков и алкоголя, (то есть в данном случае «выбирается не алкоголь, а компания»). К тому же коллективный прием наркотических средств помогает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности.

С целью поиска друзей, общения молодежь увлекается Интернетом. Об этом, например, говорит Е.В. Якушина: «посредством Интернета реализуется потребность в общении со сверстниками, в новых знакомствах, в обмене информацией, что реализуется через так называемые чаты, или разговоры текстом через Интернет, различного типа гостевые книги, доски объявлений и электронную почту. Таким образом, компенсируется недостаток общения в повседневной жизни». Потребность в общении в качестве одного из основных интересов пользователей сети Интернет рассматривается также Г.О. Перовым и СИ. Самыгиным. К такому выводу приходит и Е. Викентьева: «одиночество - один из факторов, которые побуждают человека проводить все больше и больше времени у монитора».

Средством «побега от одиночества» может выступать и спорт. Как указывает М.Я. Сараф, потребность в общении, сфера и возможности которого в нашем обществе оказались весьма ограниченными, - может быть, самый сильный мотив спортивной активности. Этим исследователь объясняет всплеск массового туризма, другие виды спортивной деятельности, где нет соревнования или оно присутствует как повод.

Иначе говоря, ведущую потребность данной стратегии можно сформулировать, как потребность в свободном общении.

Итак, мы выделили и рассмотрели ряд досуговых стратегий молодежи. Безусловно, что данные, полученные с применением метода фокус-групп, не дают возможности измерить меру распространенности изучаемых явлений и оснований для индуктивных выводов, которые можно было бы отнести к изучаемому объекту в полном объеме. Вместе с тем, этот метод позволяет выявить и описать те явления в сфере молодежного досуга, которые могут характеризовать направленность изменений в этой сфере, а также сформулировать их причины.

Но прежде необходимо сказать об особенностях выделенных конструктов. Разумеется, они в определенной степени условны, поскольку границы между ними размыты, то есть стратегии могут пересекаться, реализуя разнообразные потребности молодежи.

Кроме того, досуговые стратегии динамичны, так как обусловливаются:

во-первых, конкретной проблемой, ориентируются на достижение определенной цели, а по ее достижении (или по причине смены ценностей) стратегии могут меняться, перестраиваться;

во-вторых, обстоятельствами, в связи с изменением которых могут меняться и стратегии (например, сокращение доходов, смена места жительства или растущая неудовлетворенность жизнью в целом).

Поскольку сформированные стратегии призваны максимально удовлетворить в соответствии с наличными возможностями потребности в сфере досуга, то динамика досуговых стратегий будет происходить в направлении привлечения новых ресурсов, обеспечивающих возможность их реализации.

Суть различия стратегий заключается в различии целей, сформированных в отношении пространства досуга, а также путей их достижения. Это объясняется тем, что каждой стратегии соответствуют те или иные виды досуговой деятельности, наполненные определенным содержанием. На этом основании в рамках стратегий можно проследить связи между различными видами досуговой деятельности, объединенными общей ориентирующей направленностью на реализацию определенных потребностей.

С целью рассмотрения изменения молодежных досуговых стратегий в разных социокультурных условиях, нам необходимо сравнить выявленные нами стратегии в основных и контрольной группах.

Вначале отметим те досуговые стратегии, которые выявлены нами в контрольной группе: «развлечься» - целевая ориентация - интересно провести время, побольше узнать, повеселиться (к видам досуговой деятельности отнесены: занятия спортом - футбол, катание на коньках, лыжи; посещение студенческих вечеров, танцев); «отдохнуть» - целевая ориентация - снять усталость (виды досуговой деятельности: чтение, слушание радио, посещение кино).

Разница результатов, полученных в основных и контрольной группах, наблюдается прежде всего в количестве обозначивших себя досуговых стратегий, что можно объяснить многообразием потребностей, которые современная молодежь, в отличие от предыдущего поколения, стремится реализовать в сфере досуга.

Но даже за внешней схожестью выявленной в основных и контрольной группах стратегии «развлечься» нами зафиксирован разный акцент: развлечься - «оторваться» - для современной молодежи и развлечься -»узнать побольше интересного», - для старшего поколения.

Практически совпадает стратегия «отдохнуть» (снять усталость). Однако в настоящее время молодежь использует для этого другие средства - телевизор, видеомагнитофон в противоположность, например, книгам, отмеченным в контрольной группе.

Таким образом, сравнительный анализ результатов фокусированных интервью свидетельствует, что в настоящее время у молодежи иные стратегии досуга, поскольку прежние не могут реализовать новые потребности, сформировавшиеся в сегодняшней социокультурной ситуации.

Это позволяет сформулировать общие выводы для контрольной и основных групп исследования. Наряду с увеличением влияния на структуру молодежного досуга материального фактора, отмечены изменения и в мотивационном плане. На этом основании можно предположить, что именно изменение стратегий, реализуемых молодежью в сфере досуга, обусловливает трансформации существующих видов досуговой деятельности и появление новых.

Иными словами, одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть популярными и распространенными (техническое творчество, художественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения своего содержания (дискотека, чтение и др.). Кроме того, возникают абсолютно новые виды деятельности, не имевшие ранее места в практике проведения досуга (Интернет, граффити и др.), что, на основании результатов проведенного исследования, можно объяснить изменением, во-первых, ценности самого пространства досуга для молодежи, во-вторых, целей деятельности, реализуемых в сфере досуга, и, в-третьих, средств, используемых для этого, - то есть досуговых стратегий молодежи.

Рассмотрев молодежные досуговые стратегии, показав, таким образом, какие проблемы и с помощью каких средств (видов досуговой деятельности и пр.) решаются молодежью в его пространстве, можно раскрыть роль и место досуга в ее жизнедеятельности: широкий спектр досуговых стратегий, направленных на удовлетворение самых разнообразных потребностей, является свидетельством роста значимости пространства досуга для современной молодежи.

Таким образом, досуг для определенных категорий молодежи выступает пространством, замещающим другие сферы жизнедеятельности, выполняя функцию, которую мы предлагаем назвать компенсаторной функцией досуга для молодежи. То есть компенсация обусловливается не отдельными проявлениями (например, как отмечают исследователи, молодежной субкультурой), а всеми составляющими досугового пространства.

Иначе говоря, досуг компенсирует не дефицит официальной культуры через формы самодеятельных движений, а отдельные сферы жизнедеятельности, поскольку для части молодежи выступает в качестве пространства самореализации, то есть достижения в сфере досуга значимых социальных статусов (компенсирует неуспехи в иных сферах жизни).

Но у этой функции досуга существуют границы, рамки. Это связано в определенной степени с временным характером подобной компенсации, который обусловлен необходимостью участвовать и в других сферах общественной жизни. Данная оговорка необходима в связи с тем, что, несмотря на существование так называемого «замещающего» досуга, выполняющего компенсаторную функцию, у молодежи превалируют такие ценности, как материальное положение, семья, карьера, что подтверждается результатами крупномасштабных исследований ценностных ориентации российской молодежи.

Однако не всегда жизненные ценности могут быть реализованы в желаемой мере. В особенности это связано с условиями российской действительности последних 10-15-ти лет, при которых молодежь в силу ряда обстоятельств перемещается с активных позиций общественной жизни на ее периферию, практически теряет возможности достичь успеха и самореализоваться. В этих условиях в качестве практически единственного пространства, где она может жить в соответствии со своими желаниями и потребностями, является досуг, в котором и могут находить выражение ее устремления, интересы, идеалы.

Иными словами, наблюдается тенденция использования досугового времени в качестве резерва для удовлетворения потребностей, которые переносятся сюда из других сфер жизнедеятельности молодого человека. Но данное явление имеет свои негативные последствия. Так, это может приводить к сокращению бюджета досугового времени молодежи (например, из-за затрат досугового времени на основное или дополнительное образование, на дополнительные заработки, на удовлетворение физиологических потребностей, таких, как, например, сон - с целью снятия усталости), что препятствует удовлетворению его прямых, важных функций. Возможно, это является одной из причин того, что, как показывают эмпирические данные, к сожалению, существуют категории молодежи, которые не испытывают потребность в интересном, полезном и культурном проведении досуга как важном элементе современного образа жизни.

По результатам нашего исследования, уровни потребления культурных форм досуговой деятельности разнятся между группами молодежи и определяются теми целями, которые они преследуют, что обусловлено их культурным и материальным капиталом.

Культурный аспект досуговой стратегии указывает на содержание деятельности молодого человека на досуге, на те ориентиры и средства достижения целей, которые применяются при построении и реализации досуговой стратегии.

Выявленные досуговые стратегии молодежи позволяют оценить их характер относительно предложенных А.Ф. Воловик и В.А. Воловик уровней досуговой деятельности. С этой целью мы вновь обращаемся к разработанной по их данным схеме досуговой деятельности. Если исходить из выявленных нами досуговых стратегий, то большинство из них реализуется посредством таких видов деятельности, которые по своему характеру относятся только к первому уровню - потребление. Уровень «творчество» представлен значительно меньше. Третий - высший уровень - экстериоризация - не представлен. Остается только надеяться, что при условии принятия конструктивных мер в сфере досуга молодежи и улучшения социокультурного пространства ситуация может измениться.

Возвращаясь к характеристике компенсаторной функции досуга для определенных категорий молодежи, отметим, что собственно появление этой функции, степень ее реализации, а также потребность в ней обусловливаются характером и масштабами трансформаций общественного жизнеустройства, в условиях которых нарушается межпоколенная преемственность образцов поведения, значимых ценностей. Это и приводит к ломке системы ценностных ориентации и является причиной инноваций в сфере молодежного досуга, связанных в том числе с изменениями в структуре и характере существовавших ранее и появлением новых видов досуговой деятельности молодежи.

Потребность в более общем плане охарактеризовать стратегии молодежи в сфере досуга, а также определить его значимость в пространстве ее жизнедеятельности, приводит нас к необходимости разработать типологию досуговых стратегий, что должно расширить имеющиеся представления о направленности основных тенденций в пространстве молодежного досуга в современной России.

На основе обобщения эмпирического материала и анализа выявленных тенденций мы предприняли попытку сформулировать основные параметры этой типологии в приведенной ниже модели.

При этом считаем необходимым отметить, что мы не претендуем на полную разработку типологии досуговых стратегий молодежи, поскольку указанные признаки (критерии) не являются исчерпывающими основаниями типологизации, однако, на наш взгляд, могут служить начальным ориентиром дальнейших разработок в этой области исследований. Кроме того, применяемая терминология типов условна и может трактоваться достаточно широко.

При этом необходимо отметить, что предлагаемые нами названия типов досуговых стратегий молодежи в некоторой степени заимствованы из терминологии Е.Н. Даниловой, рассматривающей социальные идентификации личности в постсоветском пространстве. В нашей работе названия переработаны, видоизменены, в связи с иным предметом исследования наполнены другим содержанием, что дает право рассматривать разработанную с их использованием типологию в качестве авторского решения.

Итак, основаниями типологии молодежных досуговых стратегий выступают уровень досуговой активности и доминирующая (ведущая) ориентация. В последней кроются причины направленности интересов, цели, для реализации которых молодежь организует свою досуговую деятельность, определяющую содержание досуговой стратегии. Указанные основания дают возможность выделить четыре типа досуговых стратегий молодежи:

- Активные: собственно активный и активно-достижительный.

- Пассивный: собственно пассивный и пассивно-продвигающий. Первые два типа - активные - связаны с ориентацией на активные формы досуга, но отличаются целевой ориентацией: наличием или отсутствием четко сформулированной цели достичь значимого результата - социального статуса или каких-либо жизненных успехов посредством реальных достижений в сфере досуга.

Два других типа - пассивные - связаны, соответственно, с реализацией стратегии посредством пассивных форм досуга. Характер их отличия также заключается в содержании целевой ориентации: наличии или отсутствии сформированной цели «продвинуться», получить тот же, например, значимый статус, но только без ориентации на конкретный, видимый результат деятельности на досуге.

Как мы уже отмечали, границы между выделенными нами стратегиями достаточно условны, поэтому четкое распределение каждой из них по обозначенным типам не представляется возможным. В общем же можно отметить, что в большей степени (по крайней мере, в связи с теми формами досуга, которые нами рассматривались в каждой из стратегий) такое распределение может быть следующим: к собственно активному типу мы относим стратегии (если они реализуются, по большей части, посредством активных форм досуга) - «отдохнуть», «полезность»; к собственно пассивному - «хоть чем-то занять свой досуг», «уход»; к активно-достижительному - «поиск смысла жизни», «престижность» (при условии их реализации через активные виды досуговой деятельности); к пассивно-продвигающему типу - «престижность» (при условии реализации посредством пассивных форм досуга).

Таковы в общих чертах основные, выделяемые нами, типы досуговых стратегий молодежи, которые, безусловно, не являются полными и репрезентативными с точки зрения социологической науки, для чего необходимы более масштабные исследования.

Кроме того, и сама предложенная типология досуговых стратегий молодежи, также не является окончательной или единственно возможной. Но, тем не менее, в ней отражены некие модели поведения молодежи на досуге. И от того, насколько это поведение станет понятным, во многом зависит успех мероприятий, направленных на организацию и регулирование свободного времени досуга молодежи.

Подводя итоги, отметим, что причины описанных изменений в структуре и содержании досуга молодежи, наряду с общей социокультурной ситуацией, досуговых стратегиях молодежи во многом обусловлены формированием новых досуговых стратегий - механизмов удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способов реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепровождения. Иными словами, меняются ведущие ориентации, лежащие в основе досуговой деятельности, которые, соотносясь с существующими в современных социокультурных условиях средствами удовлетворения потребностей, формируют новые досуговые стратегии. В этих условиях в рамках формирования и реализации стратегий досуга молодежью выбираются наиболее адекватные для достижения поставленных целей средства, в роли которых и выступают разнообразные виды деятельности на досуге.

Иначе говоря, формирующиеся в сегодняшних социокультурных условиях современной молодежью цели досугового времяпрепровождения не удовлетворяются существующими в практике средствами их достижения -видами досуга. Это и приводит к тому, что одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть популярными и распространенными (техническое творчество, художественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения, наполняются новым содержанием (дискотека, чтение, просмотр телепередач). Кроме того, возникают абсолютно новые, не имевшие ранее места в практике проведения молодежью досуга виды (Интернет).

Анализ выявленных молодежных досуговых стратегий позволил увидеть, какие проблемы решаются молодежью в пространстве досуга, то есть раскрыть его роль. Она заключается в том, что для части молодежи, не достигшей значимого, важного для нее социального статуса, досуг выступает замещающим другие сферы жизнедеятельности пространством, выполняя таким образом компенсаторную функцию, которая раскрывает возможности самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятельности.

Разработка молодежных досуговых стратегий и их типологии, на наш взгляд, должна способствовать прогнозированию и проектированию досугового поведения молодежи в наиболее типичных ситуациях, поскольку раскрывает новую возможность социологической диагностики процессов в сфере ее досуга.

 

АВТОР: Котельникова Н.В.