30.01.2012 54479

Культура досуга молодежи и проблемы регулирования свободного времени

 

Современное общество в целях социально-экономического развития и духовного обновления всех сторон жизни должно быть заинтересовано в эффективном использовании гражданами своего свободного времени. В первую очередь, это касается молодежи как наиболее активной и находящейся на стадии социального становления социальной группы. Поэтому, прежде всего, необходимо сказать о возможностях и направлениях изменения ситуации в сфере досуга молодежи или в целом - о регулировании ее свободного времени.

Как отмечает З.А. Петрова, система регулирования свободного времени человека включает, прежде всего, воспитание культуры свободного времени. Работа в этом направлении подразумевает, на наш взгляд, как создание условий для удовлетворения уже сложившихся запросов, так и стимулирование формирования новых потребностей, отвечающих более высокому уровню развития человека, его культуры.

Обращение к понятию культуры досуга диктуется логикой анализа проблем регулирования свободного времени молодежи на том основании, что сам процесс регулирования должен быть ориентирован на формирование у молодого поколения культуры проведения досуга. Иными словами, в качестве цели регулирования досугового пространства молодежи рассматривается формирование культуры ее досуга. Под культурой досуга понимается качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентации и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности.

Еще на этапе становления исследований бюджетов времени С.Г. Струмилин говорил о необходимости социально-психологического воспитания в массах культуры использования времени, умения ценить время на производстве и в быту, в общественной и личной жизни.

Эти задачи стояли перед обществом не одно десятилетие и актуальны для общества, современного нам. Такую ситуацию можно объяснить тем, что «требования к культуре использования свободного времени возрастают с прогрессом общества». Кроме того, справедлива точка зрения исследователей В.И. Болгова и В.Г. Гуцу относительно того, что «решение перспективной проблемы улучшения использования свободного времени молодежи связано с овладением ею определенной культурой использования свободного времени».

Поэтому рассмотрение культуры досуга представляется важным, с одной стороны, в связи с необходимостью качественной характеристики происходящих в сфере досуга молодежи изменений, а с другой - для формирования целей ориентирования молодежи в сфере досуга.

Процессы формирования культуры досуга молодежи рассматриваются в аспекте регулирования всего свободного времени, в связи с тем, что досуг - часть свободного времени, поэтому регулирование досуга подразумевает воздействие на пространство всего свободного времени.

По мнению В.Я. Суртаева, формирование культуры досуга молодежи складывается из трех основных этапов:

- 1 этап - стимулирование у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга;

- 2 этап - непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности, исходя из ее мотивов и интересов;

- 3 этап - материально-техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодежи.

В рамках первого этапа - стимулирования у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга - раскрываются общая социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга, которая во всех своих проявлениях формирует определенную систему ценностных ориентации, образцов поведения, стимулирует молодежь к участию в различных видах досуговой деятельности. Это и есть совокупность объективных факторов, влияющих на формирование культуры досуга молодежи.

В рамках второй составляющей формирования культуры досуга молодежи - непосредственного ее вовлечения в различные виды досуговой деятельности - исследуются мотивы, интересы, которые молодежь стремится реализовать в сфере досуга, то есть собственно причины ее участия или неучастия в тех или иных видах досуговой деятельности, исходя из которых возможно непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности.

При выполняющих ранее более эффективно социализирующую функцию социальных институтах (семья, школа, комсомол) сфера досуга молодежи была подвергнута большему контролю со стороны общества, в его сфере действовали механизмы управления, пусть иногда и жесткие. В настоящее время, с утратой вышеуказанными институтами доминирующей роли в социализации молодого поколения, досуг, как одна из приоритетных для части молодежи сфер самореализации, практически оказался вне поля государственно-административного управления. В связи с утратой действенных механизмов контроля и регулирования досуг молодежи оказался малоуправляем. Сложившаяся сегодня ситуация усугубляется появлением новых видов досуговой деятельности молодежи, методы управления которыми просто не разработаны. Появляется прямой вопрос: как ими управлять?

Рассматривая социокультурную ситуацию в сфере молодежного досуга, мы видим последствия коммерциализации досуговой сферы жизнедеятельности молодого поколения. В ее условиях коммерческий интерес предприятий формирующейся в нашей стране индустрии досуга усложняет регулирование свободного времени.

Совокупность проблем, существующих на сегодняшний день в области свободного времени и досуга, и, прежде всего, досуга молодежи, во многом связана с разрушением существовавшей ранее в этой сфере системы управления. Поэтому мы не считаем абсолютно верной точку зрения Б. А. Трегубова, который считает, что рост преступности, деструктивных форм использования свободного времени, бездуховность и деморализация личности - последствия исключительно авторитарно-бюрократической модели управления.

Конечно, имевшие место тотальное огосударствление и идеологизация социально-культурной сферы, четкая регламентация и, как следствие, засилье официальной, усредненной культуры не отвечали всем потребностям в свободном, самодеятельном творчестве, независимом выборе в пользу любых видов деятельности в свободное время.

Однако ситуацию в сфере досуга молодежи, складывающую в настоящее время, как раз и можно объяснить тем, что с началом демократизации общества были разрушены старые методы общественного управления, а новые, которые смогли бы стать достаточно эффективными в стране со становящимися рыночными отношениями, выработаны не были.

В таких условиях назрела необходимость поиска новых методов работы с молодежью, поскольку, справедливо отмечает Ф.И. Дании, «старые не соответствуют изменившимся общественным ситуациям». Но как подчеркивает Н.Г. Денисов, организационно-управленческие нововведения не меняют устоявшихся принципов и методов планирования и управления работой. Подобные высказывания подтверждаются результатами проведенного нами экспертного опроса главного специалиста отдела досуговой деятельности Краснодарского краевого научно-методического центра культуры (ККНМЦК) департамента культуры края. На основании полученных в ходе исследования данных можно говорить о том, что, несмотря на определенные изменения подходов и в работе с молодежью, и в отношении функционирования социокультурного пространства в целом, очень многое остается на прежних основаниях принципах, методах, требующих модернизации, поскольку в изменившихся условиях зачастую являются неэффективными.

Необходимость организационно-методической модернизации относится и к сфере досуга молодежи, поскольку, как мы смогли убедиться, в этой области жизнедеятельности молодого поколения произошли и продолжаются изменения, требующие не только изучения, но и регулирования. Такая необходимость подтверждается разделяемой многими точкой зрения, согласно которой, «среди некоторых групп населения, особенно молодежи, обнаруживается... неумение организовать свободное время с пользой для себя, что, в конечном счете, создает опасность для общества в целом».

Избыточное количество свободного времени, в особенности, если оно по ряду причин не может быть должным образом организовано, заключает в себе серьезную опасность - рост употребления алкоголя, «ничегонеделание» - и может привести к несформированности самих потребностей в культурном проведении досуга, в его активных видах.

Именно в связи с необходимостью организации досуга мы обращаемся к его культуре, которая выступает неотъемлемой составной частью культуры общества, общей культуры личности. К тому же, как отмечают исследователи, от умения организовать свое досуговое время во многом зависят социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем в целом.

Данные социологических исследований досуга демонстрируют, что молодежь в целом недовольна его проведением. При этом в качестве одной из причин, которые мешают проводить свободное время и досуг так, как бы этого хотелось, молодежь отмечает неумение организовать свой досуг, причем данный показатель в период с 1986 по 1999 гг. вырос в 4 раза и с 10-ой позиции в рейтинге таких причин перешел на 7-ую.

Приведенные данные подтверждают высказывания А.И. Вишняк и В.И Тарасенко о том, что культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств (склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания), которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.

Но справедлива и другая точка зрения ученых о том, что кроме личностных свойств отдельного человека характеристика досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает и общественные стороны данного явления. Это связано с тем, что культура досуга помимо занятий, которым отдается предпочтение, определяется и уровнем развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д.), без существования которых невозможно удовлетворение потребностей в сфере досуга. Это - еще одна содержательная сторона вопроса регулирования свободного времени и досуга молодежи.

Таким образом, содействовать росту уровня потребностей молодежи в культурном проведении досуга необходимо через развитие его инфраструктуры, то есть через создание условий, необходимых как для формирования, так и для реализации культурных потребностей.

Так, по результатам массовых опросов молодежи России, проведенных С.Н. Иконниковой и В. Т. Лисовским (в 1996 г. участвовали представители 14-ти городов - 1577 человек; в 1997 г. - 18-ти городов - 2343 человека) было выявлено, что 17,2% респондентов ощущают недоступность учреждений досуга; 12% - отсутствие условий самореализации; 11% - предлагают создать молодежные организации.

Вполне очевидно, что в сфере молодежного досуга необходимы преобразования, направленные на обновление и усовершенствование системы регулирования свободного времени и досуга молодежи.

Рассмотрение вопроса регулирования свободного времени молодежи является важным и в связи с тем, что на формирование личности молодого человека, на уровень его развитости как раз оказывают влияние те виды деятельности, которым он отдает предпочтение в часы досуга. Это подтверждается выводами А. Фернхема и П. Хейвена, авторами исследования «Личность и социальное поведение», которые на основе полученных данных отмечают, что деятельность на досуге может приводить к изменению личности. И поскольку именно в молодом возрасте происходит формирование личности человека, то вопрос регулирования свободного времени молодежи приобретает, на наш взгляд, дополнительную актуальность.

Итак, описав ситуацию, сложившуюся в области молодежного досуга, и ответив на вопрос «зачем» необходимо регулирование свободного времени молодежи, следует рассмотреть другие немаловажные вопросы, без ответа на которые невозможно сформулировать конструктивные рекомендации в этой области. Это вопросы «кто должен осуществлять регулирование свободного времени молодежи» и «как, каким образом».

Рассмотрим:

во-первых, основные принципы и методы регулирования свободного времени молодого поколения, то есть пути и формы работы с молодежью в этом направлении;

во-вторых, кадры по работе с молодежью, то есть тех, кто непосредственно этот процесс осуществляет.

Прежде всего, отметим, что, конечно, любая попытка непосредственного управления культурно-досуговой деятельностью в определенной степени противоречит самой сущности свободного времени, в рамках которого она осуществляется. Поэтому, на наш взгляд, необходимо отметить два важных момента:

1) при рассмотрении воздействия на сферу досуга молодежи понятие «управление» должно быть заменено «регулированием». При этом важна смена не терминов, а содержательной стороны механизма воздействия: не управлять, то есть не строить работу с молодежью как с объектом, а регулировать (в значении содействовать), помогать в удовлетворении досуговых потребностей в соответствии с интересами самой молодежи как субъекта, то есть взаимодействовать с ней;

2) говоря о регулировании свободного времени молодежи, в качестве его важнейшей составляющей необходимо учитывать механизмы самоуправления.

Прежде всего, мы раскроем существующие противоречия, связанные с трактовкой понятия «самоуправления» в отношении свободного времени молодежи.

Итак, сам механизм самоуправления базируется на принципе свободы. Этот принцип заключается в том, что самоуправление в сфере свободного времени означает, прежде всего, свободу человека осуществлять свою деятельность в соответствии со своими внутренними интересами, потребностями и целями.

Однако сама свобода не всегда понимается правильно. Часто понятие «свобода», а отсюда и «самоуправление», отождествляются с понятиями «вседозволенность» и «неуправляемость». Так, исследователи отмечают, что наше общество наглядно показало и даже, кажется, убедилось само, что отрыв свободы от ответственности на практике приводит к хаосу в социальной жизни. К тому же зачастую принцип свободы замещается принципом «разрешено все, что не запрещено», который становится определяющим в развитии как личной активности, так и предприятий в сфере досуга.

Поэтому важно разграничить понятия «свободы» и «вседозволенности», «беспорядка». Свобода в данном случае должна рассматриваться, прежде всего, как противоположность принуждению, строгой регламентации поведения, предписаний, чем надо заниматься.

В связи с тем, что свобода, как отмечает В.Г. Троян, является необходимым условием формирования личности, а в отношении личности молодого человека она приобретает наибольшую актуальность, то нам представляется целесообразным уделить этой категории определенное внимание. Таким образом, мы подошли к рассмотрению основных принципов регулирования свободного времени молодежи.

Если исходить из того, что свобода человека существует, прежде всего, там, где есть свобода выбора, то в отношении свободы досуговой деятельности можно говорить о том, что это свобода выбора ее видов. Тогда в отношении конкретных действий по обеспечению таких условий необходимо говорить о создании равных возможностей такого выбора для любых категорий молодежи. Эта деятельность должна быть направлена на нивелирование воздействия экономического фактора. Такая задача, несомненно, в условиях рыночной экономики и коммерциализации досуга как прибыльной сферы капиталовложений становится нелегкой, но требующей принятия определенных мер.

В качестве примера такой работы можно привести деятельность студенческого профсоюза Уральского государственного технического университета г. Екатеринбурга, непосредственно направленную на обеспечение доступности досуговых мероприятий для студентов (дискотеки, фестивали, летний отдых), в том числе и через прямую материальную помощь. Подобная работа осуществляется студенческими профсоюзами и других вузов, в частности, г. Краснодара (Кубанского государственного университета, Кубанского государственного технологического университета, ряда других учебных заведений). Помощь таких профсоюзов в организации досуга охватывает только студенчество, поэтому важно создавать равные возможности и для других категорий молодежи.

Таким образом, принцип свободы должен быть одним из основных принципов, лежащих в основе регулирования пространства свободного времени молодежи.

Другим, не менее важным в настоящее время, должен выступать принцип, который мы предлагаем назвать принципом толерантности в регулировании свободного времени молодежи. Под ним мы понимаем желание и способность субъектов, осуществляющих в пространстве досуга регулирование, понимать и принимать возникающие интересы и потребности молодого поколения в этой области жизнедеятельности. Конечно, такая позиция не может касаться ряда форм досугового времяпрепровождения молодежи, носящего асоциальный характер - наркомания, пьянство и пр.

В Российской социологической энциклопедии приводится следующее определение понятия «толерантность» - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Такое определение не совсем полно отражает сущность толерантности. На наш взгляд, в другом социологическом издании в объяснение этого термина включена важная формулировка: «толерантность... предполагает взаимное уважение и партнерство».

На этом основании к принципу толерантности можно отнести требования «уважать желания подростка». Эту точку зрения поддерживают А.С Запесоцкий и А.П. Файн. Говоря о проблемах взаимопонимания с представителями молодого поколения, авторы соглашаются, что «пока мы не научимся слышать их, они не услышат нас». В своей книге «Эта непонятная молодежь» исследователи в качестве надежной платформы эффективного педагогического регулирования досугового пространства молодежи выдвигают, прежде всего, такие его основания, как дружеская открытость и уважительный тон.

Формулируя определение толерантности и рассматривая его в качестве одного из основных принципов регулирования свободного времени молодежи, мы должны уделить внимание еще одному важному моменту. Он связан с характером толерантной позиции субъекта регулирования - активным или пассивным. При этом под позицией пассивной толерантности мы понимаем терпимое отношение к чужим мнениям и идеям в виде простого непротиводействия другой точке зрения или поведению. Под позицией активной толерантности - терпимое отношение к чужим мнениям и идеям в совокупности с содействием в реализации другими важных для них целей.

В отношении регулирования свободного времени молодежи, по нашему убеждению, только позиция активной толерантности может соответствовать такому современному педагогическому подходу, основанному на принципе «субъект-субъектных» отношений, в рамках которого управление свободным временем молодежи будет строиться по линии не воздействия, а взаимодействия, не управления, а регулирования.

Таким образом, содействие, помощь в реализации досуговых интересов молодежи, базирующиеся на принятии их идей, мнений являются важными составляющими в достижении непростой цели регулирования свободного времени молодежи.

Реализация вышеуказанных принципов невозможна в условиях нередкой пассивности самой молодежи. По этому поводу в одном из своих интервью В.И. Матвиенко говорила о необходимости «встряхнуть молодежь», пробудить в ней инициативность, активность в решении своих сложностей на уровне учебного заведения, микрорайона, города. У нового поколения достаточно сил и знаний - но надо добавить к этому инициативу, жизненную позицию.

Проблему неинициативности молодежи в решении своих проблем поднимают и социологи, которые на основании результатов исследований констатируют низкий уровень ее активности в организации своего досуга, делают выводы о том, что молодежь находится в состоянии ожидания, что кто-то «должен» организовать ее досуг.

Активная жизненная позиция может формироваться только тогда, когда у молодого человека возникает интерес, активность же в сфере досуга зависит от интереса к каким-либо видам деятельности в пространстве этого времени.

В этой связи важны разработки А.Ф. Воловик и В.А. Воловик. Ученые в качестве важнейшего принципа деятельности в этой области называют принцип интереса, поскольку последний выступает в качестве доминирующего мотива личных потребностей человека в сфере досуговой деятельности.

Именно нереализованность принципа интереса и приводит к сложившейся ситуации в сфере досуга молодежи, характеризуя которую, В. Борев использует термин «досуговая бесприютность». В настоящее время, на наш взгляд, можно использовать термин «досуговая беспризорность». Эти близкие по своему содержанию понятия отражают ситуацию в сфере досуга: молодежи не просто некуда себя деть и заняться интересным делом, главное - практически не учитываются ее реальные потребности в организации и проведении своего свободного времени и досуга. Очевидно, уделяемое молодежи в этой сфере внимание является недостаточным, а применяемые меры по решению существующих проблем не всегда эффективны.

Итак, мы подошли к важному вопросу в области регулирования свободного времени молодежи, связанному с поиском, разработкой и внедрением современных и эффективных способов (методов) такой деятельности.

Речь идет о необходимости формирования таких механизмов регулирования свободного времени молодежи, которые стали бы достаточно эффективными в сложившихся условиях. Именно в связи с появлением новых и эволюцией существовавших ранее форм досугового времяпрепровождения молодежи становится вполне очевидной необходимость разработки инновационных методов этой работы, формирования новых подходов к решению данной проблемы.

Поэтому в условиях, когда учреждения культуры не отвечают интересам и потребностям молодого поколения в полной мере, исследователи, в том числе и социологи, предпринимают попытки поиска таких методов работы с молодежью, организации видов досуга, которые в равной степени отвечали бы как интересам молодежи, так и обществу в целом. Последнее через регулирование молодежного досуга смогло бы реализовывать свои важнейшие воспитательные функции.

Один из путей решения данного вопроса предлагает И.В. Бестужев-Лада, считающий, что спасти от полной деградации находящиеся в состоянии тяжкого кризиса все основные типы современных учреждений культуры, начиная с прессы, радио, телевидения, кинематографа, театра, клуба, музея и кончая всей совокупностью спортивных учреждений, может только опора на соответствующие клубы по интересам. Именно такие клубы, по мнению исследователя, являются высшей формой организации досуга, поскольку они обнаруживают колоссальный творческий потенциал, способный содействовать радикальному преобразованию культуры, поднимая ее организацию на качественно более высокий уровень. Чтобы такая социальная организация культурной деятельности общества получила свое полномасштабное воплощение, охватило общество в целом, нужно здоровое общество, необходима расцветающая цивилизация - альтернативная, - которая объединит творца и потребителя культуры на качественно ином уровне.

Схожие рекомендации И.В. Бестужев-Лада формулирует и относительно молодежного досуга. Ученый подчеркивает, что невозможно целиком заполнить досуг театром, кинотеатром, дискотекой, играть все время роль посетителя, зрителя, потребителя, но важно стимулировать самодеятельность, самоорганизованный досуг - клубы по интересам, деятельность которых необходимо развертывать в широком масштабе и системности.

Необходимость организации досуговых центров подтверждают данные социологических исследований, выявляющих готовность молодежи самостоятельно объединяться для удовлетворения конкретных интересов, для проведения досуга.

В контексте рассмотрения места клубов по интересам в структуре молодежного досуга необходимо сказать об их роли в профилактике девиантного поведения молодежи. Именно на базе досуговых центров предлагает осуществлять внедрение таких социальных технологий З.Н. Григорова. Вероятно, организация и распространение деятельности таких клубов сможет содействовать в реализации главной функции социально-культурной деятельности на ближайшую перспективу, в качестве которой В. Дуликов называет профилактическую.

Отметим, что подобная работа уже ведется комитетом по делам молодежи Краснодарского края, в структуре которого создан Краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи, в функции которого входит разработка и реализация социальных программ, направленных на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, противоправных действий, наркомании и других асоциальных явлений молодых людей как раз через создание единой краевой системы социоклубного пространства (дворовая площадка - клуб по месту жительства - молодежный центр).

Таким образом, организация клубов по интересам заключает возможности, которые могут быть востребованы и поддержаны со стороны самой молодежи. Главное направление в этой деятельности - отвечать потребностям подрастающего поколения, что, несомненно, вызовет интерес и активность в его среде.

Итак, в рамках регулирования свободного времени молодежи первостепенным является создание оптимальных условий для саморазвития личности, для обнаружения и реализации ее способностей и дарований. При этом удовлетворение потребностей в досуге - один из принципов, который должен лечь в основу политики регулирования свободного времени молодежи.

Вместе с тем необходимо учитывать тот важный факт, что потребности досуговой сферы динамичны. Это подтверждают данные социологических исследований, направленных на изучение трансформации досуговых предпочтений молодежи.

Как бы эти предпочтения не менялись, в любом случае для использования свободного времени есть два главных и необходимых условия. Первое - место, где люди могут общаться. Второе - дело, интерес, движение, вокруг которого может быть построено это общение. Если общество не позаботится об этом, люди сами найдут, где и как общаться, но совсем не исключено, что такое неформальное общение примет антисоциальные, антигуманные формы (преступные группы, религиозное сектантство и пр.).

Подтверждением этому могут служить как показатели роста преступности, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений в молодежной среде, так и состояние социально-культурной сферы, призванной удовлетворять потребности населения - сокращение вводимых в действие объектов социально-культурного назначения.

Помимо собственно принципов, на которых должна строиться работа с молодежью в целом, способов, методов, необходимо уточнить те ее направления, которые помогут в дальнейшем определить приоритетность отдельных мероприятий, направленных на реализацию указанной цели.

На основании исследования комплекса теоретических и прикладных вопросов организации и стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи В.А. Суртаев, формулирует пути максимальной реализации культурно-досугового потенциала молодежи:

- развитие социальной инфраструктуры;

- формирование инициативных групп молодежи, молодежных самодеятельных объединений.

В этой связи механизмы регулирования этого процесса государственными учреждениями, на наш взгляд, должны быть направлены на то, чтобы:

во-первых, развивать учреждения культуры и досуга;

во-вторых, разрабатывать и применять механизмы контроля над деятельностью, прежде всего, коммерческих структур, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы;

в-третьих, предлагать альтернативные досуговые мероприятия, содействуя, таким образом, реализации молодежной активности.

Что касается собственно проблемы регулирования свободного времени, то, по мнению Л.И. Михайловой, она решается двумя путями:

- совершенствованием и координацией всех сфер общественной жизни, общественных служб, улучшением системы связи, транспорта, коммунально-бытового обслуживания;

- расширением личной свободы и ответственности в использовании свободного времени, повышением уровня индивидуально-личностной культуры, развитием способности умело распоряжаться своим личным временем.

Безусловно, такая точка зрения отражает важнейшие составляющие регулирования свободного времени - условно назовем их инфраструктурой досуга и культурой свободного времени личности. Однако, на наш взгляд, решение проблемы регулирования свободного времени, в общем, и молодежи, в частности, не может достичь абсолютной эффективности в направлении только лишь двух указанных путей. Данное обстоятельство связано с тем, что существуют и другие способы регулирования пространства свободного времени молодежи, которые условно можно назвать не прямыми, а косвенными, опосредованными, но оказывающими на сферу досуга существенное влияние.

Возможность такого регулирования связана с тем, что досуговая сфера жизнедеятельности молодежи, как, впрочем, и любая другая, в общей системе общественной жизни не является и не может быть автономной, независимой от трудовой сферы, сферы образования, семьи и пр. На этом основании нельзя не согласиться с точкой зрения на проблемы в сфере досуга молодежи английского социолога Д. Доунса, который с помощью своих исследований смог убедительно показать, что не существует проблемы досуга самой по себе: «если бы в обществе были решены проблемы школы и работы, была бы решена и проблема свободного времени».

Эта мысль, на наш взгляд, вполне подходит и для современной России. Как мы смогли убедиться на собственном исследовании, целый ряд стратегий, имеющий место в досуговой среде современной российской молодежи, как раз и обусловлен «переносом» в эту область значимых ролей и статусов, по причине того, что молодые люди не имеют возможности реализовать свои притязания в других сферах жизнедеятельности.

Поэтому, на наш взгляд, в области регулирования свободного времени молодого поколения могут быть действенны, как мы уже отметили, опосредованные, косвенные механизмы подобного воздействия, то есть через другие сферы жизни молодого человека.

Возможность реализации такого подхода к решению проблем досуга молодежи подтверждается мнением исследователей, которые в числе причин социальной неопределенности молодого поколения в современных российских условиях, и, как следствие, ухода в досуг, указывают, например, слабую профессиональную ориентацию и подготовку.

Отмечая недостаточную эффективность социализирующих функций традиционных институтов в формировании новых поведенческих установок и ценностных ориентации, отражающих новые социальные и экономические реалии, Н.Н. Федотова отмечает актуальность такого социального института, деятельность которого направлена на повышение адаптивных возможностей молодого человека в трудовой сфере, как система социально-профессиональной ориентации и социальной адаптации.

Подобные рычаги регулирования должны стать действенным инструментом в преодолении негативных явлений в сфере свободного времени молодежи, вызванные слабостью социальных связей, механизмов адаптации и идентификации части социально дезориентированной молодежи, для которой досуг становится практически единственной возможностью в удовлетворении социально значимых потребностей.

Прежде всего, это относится к безработной молодежи. Обозначенные нами негативные проявления социального настроения, некоторых видов деятельности молодежи, находящейся в ситуации «вынужденного» досуга, актуализируют необходимость мер как экономического, так и социального характера, направленных на сокращение безработицы в среде молодежи.

Таким образом, содействие интеграции ее, например, в трудовую сферу должно способствовать увеличению пространства самореализации молодого человека. Метод регулирования свободного времени в таком случае заключается в акцентировании внимания молодого человека на другом значимом «поле» деятельности и создании необходимых для этого условий.

Подобная переориентировка активности молодежи является не единственным примером. Интеграция молодежи может осуществляться и в область общественной работы. При этом нами не подразумеваются механизмы принуждения. Скорее, это придание свободному выбору досуговой активности общественной значимости. При этом задача, отмечает И.Ю. Кузнецова, состоит в том, чтобы придать, например, уличным сообществам положительную социальную направленность, связав их с деятельностью других организаций.

Показателен опыт такой работы с молодежью московских социологов и педагогов, которые еще в конце 80-х гг. смогли придать деятельности неформальных молодежных инициатив общественно полезный характер. Ими были созданы общественные организации с участием хиппи «Гринхипп» - группа хиппи, получившая официальный статус природоохранной дружины, а также «Центр общественной помощи детским домам».

Исходя из того, что молодое поколение принимает участие в подобных организациях и мероприятиях, можно предположить, что содержание проблем части молодежи связано с состоянием ненужности, социальной невостребованности. Поэтому, на наш взгляд, такие организации могли бы выступить для молодежи в роли социального «буфера», содействующего становлению молодых людей как полноправных участников общественной жизни, сохраняя, вместе с тем, их потребность в специфических чертах, маркирующих их своеобразие и непохожесть, как на старшее поколение, так и на другую молодежь.

Важным в данном случае является вопрос о том, какие на самом деле методы работы в досуговом пространстве молодежи могут стать эффективными, то есть такими, которые с наименьшими затратами средств и времени обеспечат достижение поставленных в этой области жизнедеятельности молодежи целей.

Главное в такой работе с молодежью, подчеркивает И.В. Редина, - создание условий (государством, обществом) для вовлечения молодежи в личностно значимую, социально-ориентированную деятельность, которые выступят решающим фактором формирования гармоничных ценностных ориентации, добавим, в том числе и в сфере досуга.

Приведем еще один показательный пример работы с молодежью. В августе 2003 года в г. Екатеринбурге было решено предоставить возможность графферам - приверженцам экстремального вида творчества - граффити (это, чаще, настенные изображения и надписи) принять участие в конкурсе рисунков на строительных заборах города. Как отмечают организаторы, целью мероприятия было повернуть разрушительную энергию молодежи, увлекающуюся подобным занятием, в мирное русло. В результате проведенного конкурса 30 км строительных заборов г. Екатеринбурга были расписаны участниками конкурса, самими удивленными возможностью заниматься любимым делом, не боясь нести уголовную ответственность за вандализм.

Помимо рассмотренных выше способов контроля над работой тех или иных предприятий сферы молодежного досуга, а также неорганизованной молодежи, регулирование деятельности свободного времени подрастающего поколения возможно и посредством развития культурной среды, расширения сети культурных учреждений, увеличения их доступности, повышения качества и эффективности их работы.

Вместе с тем предприятия даже разветвленной инфраструктуры досуга могут быть невостребованными в условиях низкого уровня культурных запросов населения. Как отмечают исследователи, эффективность материальных и трудовых затрат в повышении культурного уровня населения страны определяется степенью его включенности в различные виды занятий в свободное время, усвоением культурного наследия прошлого, участием в современном культурном творчестве, качественными характеристиками культурной деятельности и другими показателями.

В настоящее время эффективным средством такой деятельности, на наш взгляд, может выступить социальная реклама, способная, как отмечают исследователи, формировать новые поведенческие установки.

Нас, прежде всего, интересуют возможности влияния социальной рекламы на молодежь. Как нами уже отмечалось, просмотр телепередач - один из самых популярных видов занятости на досуге у всех возрастных подгрупп молодежи. Этот факт позволяет говорить о том, что телевидение может стать эффективным средством распространения социальной рекламы. К тому же, как отмечают исследователи, примерно 15% 15-17-летних и 6% 18-24-летних реклама нравится. Это дает основание делать вывод относительно возможного интереса в молодежной среде и к социальной рекламе.

Такие выводы подтверждаются результатами социологических исследований, проводившимися по заказу московского Управления по делам наружной рекламы, информации и оформления города, которые показали, что подавляющее большинство населения к социальной рекламе относится положительно.

В ориентации на молодежь необходимо использовать возможности социальной рекламы в отношении формирования новых поведенческих установок, таких, как отказ от курения, антиалкогольная пропаганда.

В нашей стране в последнее время социальная реклама здорового образа жизни реализуется посредством видеороликов на телевидении, популяризирующих спорт. Можно надеяться, что подобная реклама, демонстрирующая достижения и успехи известных отечественных спортсменов, принесет желаемые результаты.

Это подкрепляется мнением опытного рекламиста и теоретика рекламной деятельности О.А. Феофанова, утверждающего, что, внедряя в сознание определенные ценности, реклама тем самым пропагандирует определенный образ жизни; оказывая влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и к окружающему миру - реализует воспитательные функции.

Однако социальная реклама в нашей стране пока не получила такого распространения, как коммерческая реклама. Остается надеяться, что, следуя примеру развитых стран Европы, социальная реклама в России станет рекламоемкой сферой государственных интересов. Это объясняется тем, что настоящая социальная реклама - прерогатива государства, и такие темы, как пропаганда здорового образа жизни, антинаркотическая кампания, воспитание патриотизма могут и должны воплощаться в плакатах и телевизионных роликах по заказу властей.

Определенный опыт в производстве и распространении социальной рекламы сложился у властей г. Краснодара и Краснодарского края. В качестве примера можно отметить рекламу антинаркотической программы губернатора Краснодарского края «Антинарко», распространяемую средствами массовой информации; рекламу, направленную на поддержание чистоты окружающей среды (плакаты и щиты в г. Краснодаре - «Краснодар - чистый город» и др.), пропаганду отказа от курения (например, щиты в учебных заведениях и на остановках).

Учитывая возможности социальной рекламы, можно небезосновательно говорить о ее роли в качестве средства формирования предпочтений молодежи в сфере свободного времени. Отказ от наркотиков, курения в пользу здорового образа жизни, спорта, безусловно, идеальная модель поведения определенной категории молодежи, оказавшейся под благотворным влиянием социальной рекламы. Такого результата можно только желать. Но никто и не уповает исключительно и только на социальную рекламу. Разговор в данном случае ведется о социальной рекламе как элементе в общей системе средств регулирования свободного времени молодежи. Возможно, это средство станет эффективным в формировании положительных поведенческих установок.

Другим методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль. Он должен касаться занятий, которые не одобряются обществом, поскольку наносят вред и ему, и отдельно взятой личности (наркомания, пьянство, различные формы противоправного поведения).

В качестве примеров борьбы с вышеуказанными явлениями и их последствиями, можно привести целый ряд теоретико-прикладных разработок в области девиантного поведения, направленных на раскрытие социальных, психологических основ подобного поведения и разработку мер по его преодолению.

Снова обращаясь к опыту антинаркотической работы, приведем в качестве примера деятельность отдела воспитательной работы департамента образования и науки Краснодарского края. Она разворачивается на уровне конкретного муниципального образования и микрорайона через программы типа «Образовательное учреждение - микрорайон - семья» при участии социальных педагогов, социальных работников. Целью внедрения методов профилактической работы в микрорайоне является обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-оздоровительной работы.

На основании указанных направлений, по которым должна идти работа по улучшению положения молодежи в целом, видно, что подход этот должен быть комплексным, поскольку все сферы жизнедеятельности молодежи тесным образом взаимосвязаны. Именно поэтому В.В. Павловский при разработке науки о молодежи подчеркивает важность ее интегративного характера.

При этом важно подчеркнуть, что интегративный характер относится к совокупности составляющего знания, комплексности научных подходов к пониманию происходящих в молодежной среде изменений, но ни как не к самой молодежи, в отношении чего и предостерегает В.А. Луков, говоря о поспешности обобщающих оценок ее положения.

Это касается и целевых программ социокультурного развития. В настоящее время действуют как общефедеральные программы, так и программы местного значения, которые призваны отвечать всему комплексу требований, выдвигаемых в отношении работы с молодежью.

Ученые разрабатывают основы культурной политики и формирования культурно-досуговых программ с учетом региональной специфики. Так, Г.М. Бирженюк и А.П. Марков предлагают методики анализа социокультурной жизни территории, формирования культурно-досуговых программ, ориентированных на проблемы конкретных социальных групп, в том числе и молодежи.

А.Ф. Шарова, разрабатывая основные направления и механизмы управления сферой культуры и досуга территории, подчеркивает, что планы развития культуры должны составляться в соответствии в особенностями территориально-поселенческой структуры различных регионов, конкретных поселений - городов, районов, поскольку определение перспектив развития культуры в общем, статистическом плане, мало что дает для реальной оценки социально-культурных процессов на местах.

Примером целостного, системного, комплексного подхода в работе как с населением в целом, так и его отдельными категориями с учетом специфики развития региона, является разработанная в Краснодарском крае антикризисная программа «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани». Ее основная идея - в преодолении негативных тенденций в социокультурной сфере края и создании системы общественного воспитания, способной обеспечить условия для устойчивого духовного и физического развития человека, проживающего на Кубани.

Формирование системы социального оздоровления ориентировано на различные группы населения. Однако небезосновательным явилось то, что основные мероприятия по реализации разработанной программы были направлены на поддержание и развитие подрастающего поколения жителей края (проведение городских и общекраевых конкурсов по различной тематике; содействие реализации молодежных гражданских инициатив; создание молодежных клубов по интересам; организация выставок творческих работ; проведение тематических праздников и вечеров, смотров художественной самодеятельности, фестивалей молодежи; организация тематических кинопоказов; развитие спортивных лагерей; организация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни; усиление контроля над работой центров досуга, дискотек, игротек и пр.).

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современная ситуация в сфере молодежного досуга диктует необходимость выработки таких методов и принципов регулирования этого пространства жизнедеятельности, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям общества, с другой - интересам самой молодежи.

Таким образом, в сложившихся условиях необходимы новые, современные методы работы по регулированию культур но-досуговой деятельности населения. Примерами подобных разработок могут служить предложенные Н.А. Михеевой и Л.Н. Галенской пути обновления целей и методов управления социально-культурной сферой на конкретных примерах деятельности зарубежных и отечественных организаций и учреждений культуры и искусства - менеджмент в социально-культурной сфере; обоснованные А.Д. Жарковым на основе научных подходов современные технологии культурно-досуговой деятельности; разработанные В. Ивановым технологии духовно-культурного возрождения, коренного обновления в духовной сфере, саморазвития личности; предлагаемые В.И. Курбатовым и О.В. Курбатовой технологии социокультурного проектирования.

Указанные разработки должны содействовать формированию инновационных подходов к решению проблем пространства молодежного досуга, что становится необходимым в современных социокультурных условиях. При этом важно учитывать, что еще на этапе разработки подобных методов необходимо теоретическое осмысление тенденций развития пространства свободного времени и досуга молодежи. Однако выполнение такой задачи представляется весьма затруднительной в условиях, когда практически нет социологических исследований, непосредственно связанных с проблемами регулирования свободного времени молодежи.

Достаточно полно возможности социологической науки в содействии решению таких задач сформулировал Б.А. Трегубов, отметивший, что «регулярные социологические исследования дают возможность перейти от изучения управленческого процесса в статике к его диагностике в динамике, от фиксации существующей ситуации к ее прогнозированию, от пожеланий как совокупности форм и методов регулирования к проектированию и внедрению новых».

Исходя из этого, можно заключить, что применение методов социологической диагностики будет способствовать оптимизации регулирования свободного времени молодежи. Кроме того, социологические исследования способны обеспечить реализацию важного в понимании проблем молодежи принципа диалогичности, обратной связи, что всегда способствует взаимопониманию и выбору в пользу оптимальных методов работы.

В этой связи методы социологической диагностики должны найти свое применение в подборе и оценке кадров, осуществляющих деятельность в пространстве досугового времени молодежи. Мы, таким образом, подошли к рассмотрению кадрового вопроса.

В последнее время исследователями осуществляются попытки разработки комплексного, междисциплинарного подхода, наиболее полно раскрывающего методику оценки потенциала кадров, работающих с молодежью. Существенный вклад в решение такой задачи внесла группа исследователей под руководством Ю.Р. Вишневского, которая в 1995 г. создала методику оценки мотивации деятельности подразделений и кадров в комитетах по работе с молодежью.

Безусловно, такие меры должны содействовать оптимизации как работы кадрового состава уже существующих комитетов, так и их подбору в государственные органы подобного типа. В связи с отработкой таких методик возникает вопрос о применении подобного инструмента кадровой политики на других предприятиях и в организациях, которые непосредственно предлагают услуги культурно-досуговой сферы. Однако, как нам представляется, решение такой проблемы, как контроль уровня квалификации кадров по работе с молодежью оказывается трудновыполнимой задачей в условиях, когда в этой сфере деятельности широкое распространение получают предприятия частного сектора экономики.

Подобная проблема, связанная с оценкой деятельности работников средств массовой информации, поднималась в передаче Министра культуры РФ М. Швыдкого из цикла «Культурная революция». Участниками программы было отмечено, что культурный уровень телевизионных передач напрямую зависит от их авторов и руководителей, в частности, от их отношения к зрителям (как к семье или как к объекту зарабатывания денег) и от того, насколько телезритель ими уважаем.

С целью иллюстрации вышесказанного можно предложить сравнить качество телевизионных проектов «За стеклом» и «Последний герой», которые на разном культурном уровне преследуют развлекательные цели и реализуют коммерческие интересы. Также необходимо отметить, что нельзя во всех случаях констатировать обратную зависимость между экономическим фактором (степенью прибыльности) и культурным уровнем проводимых в досуговой сфере мероприятий. Вероятно, на это действительно оказывает влияние уровень культуры организаторов и руководителей, уровень их профессионализма и отношение к своей деятельности.

В качестве примера современных методик контроля над деятельностью предприятий досуга и уровня квалификации кадров, работающих в этой сфере, мы предлагаем рассмотреть применяемые в практике разработки отдела досуговой деятельности Краснодарского краевого научно-методического центра культуры (ККНМЦК) департамента культуры края.

Прежде всего, хотелось бы обратиться к работе, которая ведется указанным подразделением в отношении популярного вида досуговой деятельности молодежи - дискотеки, о чем свидетельствуют социологические исследования. В связи с этим неоспоримым фактом является необходимость решения вопросов, связанных с их организацией и функционированием.

Регулирование этого вида досуговой деятельности молодежи представляется весьма сложным, но в любом случае необходима выработка основных механизмов контроля и возможных путей и методов влияния и, возможно, сотрудничества с владельцами и организаторами молодежных дискотек.

На основании проведенного экспертного опроса ведущего специалиста ККНМЦК нами была выявлена общая проблемная ситуация деятельности краевых дискотек. Она характеризуется как слабой материально-технической базой, зачастую примитивным техническим оснащением, простой неприспособленностью помещений для дискотек, так и слабой профессиональной подготовкой их работников, что сказывается на художественном и эстетическом уровне самих дископрограмм.

С целью улучшения деятельности дискотек отделом досуговой деятельности ККНМЦК проводятся различные мероприятия. Так, на базе краевого колледжа культуры ст. Северской Краснодарского края организованы краткосрочные курсы по подготовке руководителей, ведущих дискотек; для организаторов дискотек проводятся семинары; осуществляются заказы на написание программ, сценариев дискотек; в городах и районах края разрабатываются перспективные программы - целевые планы совершенствования деятельности дискотек, укрепления их материальной базы.

С 1996 г. ККНМЦК проводит аттестацию дискотек и их штатов независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Дискотекам, прошедшим аттестацию, выдаются документы единого образца с присвоением категории, дающей разрешение на публичное проведение дискотек. Результаты аттестации дискотек, данные анкет по их работе, отчеты командированных на места специалистов позволяют выявить проблемы в работе дискотек (такие как, например, низкая квалификация и отсутствие опыта работы кадров по работе с подростками и молодежью; бессодержательность программ, агрессивность музыки и пр.), что, в свою очередь, определяет приоритетные направления контроля над их деятельностью, позволяет вырабатывать приказы, рекомендательные письма руководителям органов культуры на местах.

Таким образом, пример работы ККНМЦК показывает возможность использования таких методов регулирования в сфере свободного времени молодежи, которые оказываются действенными и отвечают потребностям современной ситуации.

Представляет интерес и работа по регулированию деятельности компьютерных клубов на территории Краснодарского края. На сегодняшний день эта функция осуществляется комитетом по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи администрации Краснодарского края. После выхода в октябре 2002 г. постановления Законодательного Собрания Краснодарского края об упорядочении деятельности компьютерных клубов комитет по делам молодежи, департамент образования и науки администрации Краснодарского края и правоохранительные органы регулярно проводят рейды по компьютерным клубам с целью выявления правонарушений в их деятельности.

Как отмечает В. Чернявский, председатель комитета по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи администрации Краснодарского края, в результате таких проверок на территории края (в г. Анапе, г. Краснодаре, Абинском, Крымском и других районах) была приостановлена работа 60-ти компьютерных клубов, составлены протоколы об административных правонарушениях, более 70-ти владельцев предупреждены об ответственности. Соответствующим службам рекомендовано создать общественный совет по упорядочению деятельности подобных предприятий.

Подтверждение тому, что многое в работе компьютерных клубов зависит от руководителей, организаторов, может послужить пример деятельности в г. Краснодаре краевого творческо-просветительского клуба «Радиант». Заместитель директора компьютерного клуба П.И. Милиции отмечает, что главная цель их работы - развитие творческого мышления подростков и молодежи во внешкольной программе. Основной приоритет при этом отдается обучающе-развивающим программам, направленным на организацию одновременно и интересного, и полезного досуга.

Конечно, работа по контролю над деятельностью учреждений и предприятий сферы молодежного досуга еще не четко отлажена. Такие же выводы можно сделать и в отношении работы по оценке и повышению уровня квалификации кадров этой сферы, поскольку подобный опыт только складывается. Но уже в ближайшее время существующие пробелы в работе по регулированию пространства свободного времени молодежи должны быть компенсированы разработанными методами эффективной работы. Эта потребность обусловлена появлением целого ряда самостоятельных, независимых участников - субъектов социокультурной деятельности. Такая ситуация формирует потребность в переоценке действенных ранее механизмов регулирования свободного времени молодежи.

Таким образом, регулирование свободного времени молодежи осуществляется через изменение социокультурной среды, причем на уровне района, города области с учетом социально-экономических особенностей территории, интересов и культурных запросов населения различных категорий. В связи с этим разработка целевых программ и технологий культурно-досуговой деятельности приобретает особую актуальность.

Регулирование в сфере свободного времени должно быть направлено на формирование таких досуговых стратегий молодежи, которые бы отвечали, с одной стороны, потребностям в проведении культурного досуга, содействующему развитию личности молодого человека, с другой - интересам самой молодежи.

Подводя итог, необходимо отметить, что социокультурное поле, в котором формируются интересы и потребности молодежи, ценностные ориентации в пространстве досуга, в условиях только становящейся системы регулирования свободного времени и досуга молодежи в недостаточной степени содействует формированию таких досуговых стратегий, которые в большинстве своем были бы ориентированы на культурно организованный досуг. Реализация необходимых мероприятий по изменению сложившейся ситуации позволит добиться позитивных результатов в достижении цели регулирования свободного времени молодежи.

Новые принципы, методы регулирования свободного времени в целом должны содействовать достижению главной цели - формированию более высокого уровня культуры досуга молодежи. Под культурой досуга понимается качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентации и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности.

Итак, проведенный анализ изменений в структуре и содержании досуга современной российской молодежи позволил определить их динамику, характеризуемую общей социокультурной ситуацией, которая выступает фактором формирования досуговых ориентации современной молодежи. При этом происходящие в этой области жизнедеятельности молодежи трансформации обусловливаются не только изменением общей социокультурной ситуации, но и формированием новых поведенческих стратегий молодежи в сфере досуга, направленных на достижение в пространстве досуга значимых целей общественной жизни. Именно изменения в стратегиях досуговой деятельности приводят к трансформации традиционных досуговых практик, формированию и распространению новых, способных в сложившихся обстоятельствах содействовать достижению молодежью формирующихся целей в сфере досуговой деятельности. Несмотря на позитивные тенденции в сфере досуга молодежи, проявляющиеся в росте возможностей самореализации, свободы выбора и многообразия видов досуговой деятельности, в целом социокультурная ситуация характеризуется потерей приоритетов творчества и духовного развития и смещением акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение. В сфере досуга утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, преобладают пассивность и потребительство.

Эти обстоятельства формируют цели регулирования свободного времени молодежи, которые должны быть направлены на формирование культуры ее досуга. Такая деятельность в современных условиях подразумевает выработку эффективных принципов и методов работы с молодежью, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям самой молодежи, с другой - задачам регулирования ее свободного времени - формированию более высокого уровня культуры досуга.

 

АВТОР: Котельникова Н.В.