30.01.2012 6114

Переоценка ценностей в студенческой среде современной России

 

Поведение студенчества обусловлено психолого-возрастными особенностями, характерными для молодежи в целом, особым социальным статусом, а также ценностными ориентациями. На наш взгляд, именно последние играют определяющую роль в распространении социокультурных девиаций (общих и специфических).

Э. Дюркгейм заметил, что рост девиантности в обществе напрямую связан с социальными трансформациями, с резким изменением социальных условий, прежде всего, с социокультурными изменениями. Причем, речь идет не только о негативных переменах, происходящих в обществе. Это актуально и для положительных трансформаций, которые сопровождаются болезненным потрясением вследствие своей внезапности. Все они в итоге нарушают естественный порядок в обществе, подрывают сложившуюся систему ценностей, прежние установки, и при этом оказываются не в состоянии заменить их чем-то новым. Объяснение природы девиантного поведения социальными причинами является характерной особенностью социологического подхода к изучению девиантности. При этом в основе большинства социологических концепций (аномия, теория «напряжения», конфликт культур, теория субкультур и т. д.) лежит аксиологический аспект. Так, по мнению Дюркгейма, проявления девиантности резко возрастают в условиях ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы уже не действуют, а новые еще не освоены. Р.Мертон в рамках теории «напряжения» объясняет девиантное поведение несоответствием между провозглашаемыми ценностями культуры и социально одобряемыми средствами их достижения. Представители теории субкультур в качестве основного фактора развития девиаций называют конфликт между ценностями, целями общества и возможностью отдельных социальных групп достичь этих целей. Т. Селин полагал, что девиантное поведение является следствием конфликта культур, возникающего в том случае, когда представители одной культуры попадают в среду распространения другой культуры.

На наш взгляд, ценностный аспект в объяснении девиантного поведения содержится также в теории социального контроля и нейтрализации. Сторонники данной теории, Г.Сайкс и Д. Матза, отмечают, что девианты во избежание санкций прибегают к различного рода самооправданию, причем делают это, опираясь на нормы самого общества. В одном случае они отрицают ответственность, выставляя себя жертвами обстоятельств, в другом - объясняют свои поступки высшими соображениями (дружбой, честностью и т.д.). И в том, и в другом случае происходит лавирование между различными социальными нормами, осуждающими или одобряющими определенные формы поведения. На наш взгляд, подобное лавирование происходит в зависимости от того, какими ценностями руководствуются в своем поведении индивиды.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе девиантного поведения (также как и нормативного) лежат ценности - «существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия». Они определяют отношение индивидов к принятым в обществе моделям поведения, мышления, оценок. По сравнению с интересами и потребностями, которые также влияют на поведение, ценности более устойчивы. Но и они подвержены изменениям, особенно в кризисные периоды развития общества, когда происходят изменения в ценностной системе, нарушается иерархия ценностей.

На наш взгляд, важным качеством социальных ценностей является их свойство «быть мерилом оценок». Благодаря этому свойству в любом обществе можно выделить: то, что предпочитается в наибольшей степени, к чему следует стремиться; то, что считается нормальным, правильным (так поступает большинство); то, что порицается общественным мнением, считается безнравственным, преступным.

В этой связи в структуре ценностей можно отдельно выделить одобряемые (поддерживаются большинством) и неодобряемые (отрицаются большинством) ценности. Последние, так называемые «девиантные ценности» или «антиценности», напрямую способствуют девиантному поведению.

В своей регулятивной функции ценности тесно связаны с социальными нормами. Последние также определяют правила, цели, которыми необходимо руководствоваться в своих поступках и действиях. Но все же эти понятия не следует отождествлять. Ценности, в отличие от норм, нельзя нарушить. Нормы более поверхностны. Именно ценности определяют отношение индивида к различным нормам. Исходя из собственной системы ценностей, человек либо принимает, либо не принимает их.

Основание пирамиды будут составлять ценности (Ц). Это самый глубокий уровень, «фундамент» человеческого поведения. Над ним расположены социальные нормы (СН). Промежуточное положение социальных норм обусловлено тем, что их выбор напрямую зависит от системы ценностей индивида и непосредственно влияет на его поступки (П). Соответственно, поступки - это самый поверхностный уровень. В их основе лежат социальные нормы и ценности. Последние определяют отношение субъекта к существующим социальным нормам и мотивируют поведение.

Говоря о ценностях, разделяемых конкретным человеком, чаще всего оперируют понятием «ценностные ориентации». Оно включает в себя индивидуальное отношение к различным ценностям, «осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых». Ценностные ориентации позволяют судить о том, какие ценности доминируют в сознании индивида в тот или иной момент времени, а также помогают фиксировать изменения, произошедшие в ценностной системе. По мнению Личко, изучение ценностных ориентации позволяет «предсказать в общих чертах поведение и дальнейшее развитие личности..., что немаловажно для предупреждения преступности». Ценностные ориентации индивида позволяют судить о преобладании в его сознании материальных или духовных ценностей. Кроме того, они определяют направление, в котором индивиды действуют, цели, которых добиваются, и средства, которыми пользуются для достижения этих целей. Общая направленность познавательной и духовно-практической деятельности человека выражается в его мировоззренческих ценностных ориентациях. Они включают в себя отношение к социальным нормам, религии, к окружающим людям и их поступкам, к собственному месту в обществе, к общечеловеческим ценностям. На основе мировоззренческих ориентации формируется мировоззренческая позиция, без которой невозможно правильно ориентироваться в социальной среде.

По мнению В. Н. Кудрявцева, ценностные ориентации выступают (наряду с потребностями, интересами и т.д.) важным, чаще всего завершающим звеном в процессе мотивации преступного поведения. При этом он указывает на их троякую роль. Во-первых, они стимулируют уже сложившиеся мотивы поведения и укрепляют общественную или антиобщественную линию поведения. В рамках этого положения, исследователь предполагает, что, если материальные потребности возникают у индивида с корыстной ценностной ориентацией, то скорее всего у него будет сформирован устойчивый корыстный мотив.

Во-вторых, ценностные ориентации могут, напротив, тормозить антисоциальные потребности и тем самым препятствовать образованию антиобщественного мотива поведения. В данном случае материальные потребности субъекта с альтруистической ценностной ориентацией будут направлены на заработок необходимых средств в рамках закона.

В-третьих, исследователь полагает, что ценностные ориентации могут выступать в качестве самостоятельного мотива поведения, в частности по идеологическим, нравственным, политическим причинам. В связи с этим Кудрявцев пишет: «Именно характером ориентации, отрицающих нравственные и правовые нормы, определяются многие преступления опасных рецидивистов, участников организованных преступных сообществ, а также политические преступления».  На наш взгляд, данная функция ценностных ориентации является определяющей в механизме возникновения девиантного поведения.

Мы полагаем, именно ролью ценностных ориентации в регулировании человеческого поведения можно объяснить тот факт, что в условиях социальных преобразований (благоприятных и неблагоприятных) увеличивается число проявлений девиантного поведения. Это происходит вследствие того, что в кризисные периоды развития общества отсутствует четкая регламентация, и людям трудно определить, что можно, что нельзя, что нравственно, что безнравственно, что справедливо и что несправедливо.

Зависимость девиантного поведения от ценностных ориентации, на наш взгляд, очень точно выразил Э. Дюркгейм, заметив, что рост самоубийств происходит не из-за тяжелых жизненных условий, не из-за отсутствия возможности удовлетворять все свои потребности, а из-за того, что люди не знают ни того, где останавливаются их законные потребности, ни того, в чем заключается цель их деятельности. Подобная неопределенность - следствие трансформации общественного сознания, которая сопутствует, как правило, всем изменениям социальной реальности. Она заключается в том, что на фоне прежних представлений людей возникают новые. В результате меняются предпочтения, взгляды на те или иные явления. При этом утвердившиеся в сознании общественности ценности, нормы никуда не исчезают. Они остаются, по-прежнему, актуальными для отдельных индивидов и социальных групп. В то же время, для других они просто отодвигаются на второй план, уступая место более значимым ценностям в данный момент времени. В этой связи необходимо заметить, что отслеживать изменения в ценностной системе можно, опираясь на ценности, наиболее распространенные, свойственные большинству населения или социальной группы (если рассматриваются ценностные ориентации отдельной социальной группы).

Вследствие переоценки ценностей, зачастую, меняются местами одобряемые и неодобряемые явления. Например, в советское время, когда основными ценностями выступали коллективизм и служение обществу, население не одобряло карьерный успех, стремление к материальному благополучию. Эти явления были следствием индивидуализма, который, по сути, был «антиценностью», то есть осуждался большинством. В современной России ситуация кардинально иная. Значение приобрели индивидуальный успех, материальное обогащение, прагматизм. В настоящее время человек предоставлен самому себе и своим интересам. Люди концентрируются только на своих проблемах, думают о личном успехе, благополучии, тем самым, отодвигая окружающих и их интересы на задний план. С одной стороны, мы считаем, что это закономерное следствие перехода к рыночной экономике, новым конкурирующим формам «выживания». С другой стороны, чрезмерный индивидуализм приводит к тому, что все правила морали, нормы, принятые в данном обществе, оказываются помехой для достижения личных целей. В результате индивид нарушает их и руководствуется теми, которые ему удобны.

Зачастую изменения в ценностной системе провоцируют рост девиантных ценностей, то есть ценностей, имеющих антисоциальную направленность. В стабильном обществе они присуще незначительной части населения, строго осуждаются большинством и не имеют возможности «разрастаться». В кризисные периоды развития социума, в условиях переоценки ценностей, они получают благоприятную почву для «размножения». Распространение девиантных ценностей крайне опасно, так как приводит к нравственной деградации значительной части общества. В результате антиценности, названные так из-за своего разрушительного характера, порождают нормы, которые оправдывают взяточничество, насилие, воровство и другие, более опасные виды отклоняющегося поведения. «Когда общество в моральном отношении лишено всякой опоры, состояние неуверенности, в котором оно находится, внушает ему некую снисходительность к безнравственным поступкам...».Интересное определение сложившейся ситуации дает В. Э. Бойков. Он сравнивает переоценку ценностей с мимикрией, под которой подразумевает «коррекцию взглядов, ценностных ориентации, норм поведения и т. д. в соответствии со стандартами новых взаимоотношений». По мнению исследователя, это приспособление зачастую выражается в амбивалентности моральных воззрений, которая приводит к тому, что «такие явления как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений...». Мы полагаем, что основной причиной трансформаций в ценностной системе общества является противоречивость декларируемых ценностей и реальности. Люди осознают, что тех целей, которые ставит перед ними общество, невозможно достичь с помощью средств, предоставляемых этим обществом. В результате они пересматривают свои прежние убеждения и руководствуются теми принципами, которые им выгодны.

Еще одним важным фактором изменения иерархии ценностей в сознании отдельных индивидов или социальных групп, на наш взгляд, выступают средства массовой информации, в частности телевидение. Последнее имеет непосредственное отношение к засилью массовой культуры, внедрение в сознание российских граждан элементов западного образа жизни, западных ценностей. Сегодня с экранов телевизоров идет мощный поток негативной информации, насилия и агрессии. Да и такие, казалось бы, безобидные «мыльные оперы», тоже не способствуют повышению культуры своих зрителей. Наоборот, они распространяют такие ценности и цели, которые на российской почве превращаются в далеко небезобидные устремления. Благодаря массовой коммерческой культуре идет агрессивное насаждение психологии потребительства и выгоды, происходит нравственная деградация значительных слоев населения, снижается ценность личности. Последнее особенно опасно, так как стимулирует преступное поведение и способствует росту самоубийств. Необходимо заметить, что наиболее уязвимой в данной ситуации оказывается молодежь, так как ее ценностный мир наиболее подвержен изменениям.

Таким образом, ценности - это основные принципы, регулирующие поведение индивидов и социальных групп. Исходя из собственной системы ценностей, человек выбирает не только цели, к которым он стремится, но и средства для их достижения. Изменения в системе ценностей обязательно порождают изменения в поведении. Наиболее опасным следствием переоценки ценностей является распространение «антиценностей», которые оправдывают различные формы девиантного поведения.

В результате изменений в общественном сознании значимыми становятся цели, которые раньше осуждались. В настоящее время вес приобрели такие ценности, как прагматизм, стремление к материальному благополучию, к успеху. Особенно это характерно для молодежи, которая, являясь самой активной, мобильной частью общества, быстрее всех реагирует на изменения, происходящие в обществе. Являясь «детьми» новых социальных условий, молодые люди руководствуются и новыми ценностными ориентация-ми. Они стремятся найти свое место под солнцем, достичь успеха, который большинство из них связывают с обогащением, карьерным ростом и т.д. При этом они полностью разделяют принцип своего времени - «хочешь жить - умей вертеться». В результате отдельные представители молодежи готовы буквально «драться» за свои интересы и даже переступить через моральные нормы. Неудивительно, что некоторые из них считают для себя вполне приемлемым участие в криминальных группировках, полагая, что сегодня это нормальный способ зарабатывания денег.

По данным О.И. Карпухина, в 2000 году большинство молодых россиян было убеждено в том, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свои принципы, свою совесть. В то же время, каждый третий представитель молодого поколения считал, что хороши любые доходы, вне зависимости от того, как они получены. Очевидно, что молодые люди, разделяющие эту позицию, будут нормально относится к нетрудовым доходам, к обогащению незаконным путем. В данном случае велика вероятность того, что эти взгляды выразятся в девиантном поведении.

Рассматривая происходящие изменения в ценностной системе современного студенчества, исследователи приходят к различным, порой противоречивым, выводам. Одни авторы говорят о приоритете материальных ценностей над духовными, другие, наоборот, подчеркивают духовность студентов; в одних исследованиях студенты уверенно, с оптимизмом смотрят в будущее, в других -такая уверенность отсутствует. Часть социологов заявляет о кардинальной переоценке студентами ценностей по пути «рыночного общества», другие - о возвращении студенческой молодежи к традиционным базовым российским ценностям. На наш взгляд, ближе всего к истине те авторы, которые подчеркивают разнородность студенчества и заявляют: сегодня «прилежные студенты («ботаники») мирно уживаются с теми, кто об учебе вспоминает лишь перед экзаменами; «предприимчивые», чьи подработки дают возможность жить безбедно уже в студенческие годы - с «романтиками», для которых важна творческая самореализация». Расходясь во мнениях относительно отдельных аспектов сознания современного студенчества, практически все исследователи сходятся в том, что в настоящее время почти исчез тип студента - общественника. Они отмечают: с 80-х годов XX века происходит снижение общественно значимых ценностей, все больший вес приобретают личные приоритеты. Студенты, как и молодежь в целом, ориентируется, прежде всего, на собственные интересы, полностью разделяя психологию индивидуализма. Это подтверждают данные, полученные в ходе исследования «Студент - 95: социальный портрет», научным руководителем которого был 10. Р. Вишневский. Согласно этим данным, в ряду наиболее приоритетных ценностей (отмечено половиной и более студентами) находятся: дело по душе, интересная работа; высокий заработок, материальное благополучие; верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в любви и интимной жизни.

На наш взгляд, переориентация с общественных проблем на личностные во многом объясняет слабый интерес студенчества к политике. Большинство ученых заявляют о политической пассивности молодых людей, о равнодушии к общественной жизни страны. Лишь некоторые исследования фиксируют «информационный» интерес студентов (прежде всего гуманитариев) к политике. Так, в результате массовых опросов студенчества, проведенных А. Соколовым и И. Щербаковой, были получены следующие данные. Среди респондентов 45% выбрали ответ «Осознаю себя гражданином России, знаю свои конституционные права и обязанности, будущее страны глубоко меня волнует»; 27% гуманитариев и 31% негуманитариев выделили вариант ответа «Не задумываюсь над будущим страны, предпочитаю заниматься личными делами, хотя гражданство хочу сохранить». Охотно поменяют гражданство, если это окажетсявыгодным - 28% и 24% соответственно. В целом политикой интересуются 22% и 18,7%о соответственно. Иногда участвуют в выборах - около 70,3%. Совершенно не интересуются политикой и не участвуют в выборах - 7,7% гуманитариев и 11,6% негуманитариев. Характеризуя современное студенчество, исследователи отмечают, что оно становится практичнее, прагматичнее, при этом сохраняет ориентацию на творческий труд и такие нематериальные ценности, как дружба, любовь, семья. По данным Вишневского и Рубиной, наименее значимыми для достижения жизненного успеха в понимании студентов оказались слава, связи, полезные знакомства, власть. Это позволило исследователям сделать вывод о том, что, несмотря на разрушение многих идеологем, стереотипов, нравственная сфера современного студенчества оказалась довольно устойчивой, что, безусловно, оценивается как позитивный момент. Вместе с тем очевидно, что студенческая молодежь сегодня переориентируется с глобальных, социально значимых ценностей на вполне конкретные, личностные проблемы. Так, согласно результатам исследования И. Зайцевой, 73,3%о убеждены в том, что «главное в жизни - собственные интересы», и только 8,3% отдают предпочтение делам общественным. Личный успех для большинства опрошенных заключается в признании окружающих, славе. Такой ответ выбрали 60%) студентов. На втором месте оказалось дело по душе, интересная работа; на третьем - хорошие отношения в семье - 36,1%. Далее по значимости были распределены «хорошие друзья» - 30,8%; «удовлетворенность в любви» - 26,7%; «душевное равновесие» - 22,5%о; «уверенность в безопасности»- 18,3%.

Индивидуализм современного студенчества, забота о собственных интересах вполне объяснимы. Сложная экономическая ситуация, отсутствие реальнойподдержки со стороны государства, с одной стороны, идеализация рынка, стремление к обеспеченной жизни, с другой, - все это приводит к тому, что молодые люди полагаются в основном на себя. В условиях жесткого современного мира с его ритмом и конкуренцией, где выживает наиболее приспособившийся, такое поведение молодых людей вполне оправданно. С другой стороны, чрезмерное зацикливание на собственных проблемах зачастую порождает равнодушие к окружающим людям и потребительское отношение к основным культурным ценностям. Наиболее серьезным следствием последнего может стать утрата смыслообразующих основ жизни, что в конечном итоге приводит к суицидальным настроениям. Этим можно объяснить тот факт, что у 35,9% молодых людей возникали мысли о самоубийстве, а 42% согласны с тем, что современная молодежь деградирует. Ярким показателем произошедшего ценностного сдвига является отношение современного студенчества к материальной собственности. Если раньше под материальным благополучием подразумевалось иметь «крышу над головой» и «кусок хлеба», то сегодня молодые люди вкладывают в это понятие совсем другой смысл. Современный студент мечтает иметь в будущем просторную квартиру, построенную по собственному дизайну (или особняк), обязательно загородную виллу, несколько автомобилей для всех членов семьи, иногда яхту или вертолет. Кроме того, молодому человеку должно хватать средств на отдых всей семьей 2-3 раза в год. Данные, полученные в результате исследования «Студент - 95: социальный портрет», проведенного под научным руководством Ю. Р. Вишневского, свидетельствуют о том, что из престижных вещей, символизирующих статус индивида в молодежной субкультуре, студенты отмечают следующее: наличие в своем распоряжении автомобиля, видео- и телеаппаратуры, компьютера. У половины студентов классического и педагогического университетов имеются ценные бумаги и драгоценности, которые больше чем у третьей части всех студентов считаются необходимым атрибутом материального статуса. Таким образом, современное студенчество стремится к обеспеченной красивой жизни. Это характерно для всей молодежи в целом. Карпухин так оценивает данную ситуацию: «идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало - своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого - обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой». Необходимо отметить, что желание обогатиться заставляет некоторых из представителей молодежи пересматривать определенные нормы. Так, большая часть опрошенной молодежи оправдывает имущественное неравенство, объясняя его существование умением или неумением воровать. В целом стремление современного студенчества к материальному благополучию является следствием сложной экономической ситуации в обществе, снижения уровня жизни и воздействия средств массовой информации, пропагандирующих «западный» образ жизни. В данном случае подобные ориентации студенческой молодежи свидетельствуют о ее подготовленности к условиям рыночной экономики. Эта подготовленность во многом обеспечивается за счет новых способов приспособления к действительности, новых «инструментальных» ценностей, которыми руководствуются современные молодые люди при достижении своих целей.

Среди «новых» инструментальных ценностей современного студенчества можно выделить «индивидуалистическое утилитарное сознание западного типа», которое пришло на смену коллективному сознанию старшего поколения. Зачастую оно порождает прагматично-утилитарное представление о моральных нормах. Об этом свидетельствует тот факт, что студенчество вполне лояльно относится к такому средству добывания денег, как платная подготовка дипломных, курсовых работ, диссертаций: нормальной подобную практику считают 14,4% респондентов, а 62% ответили, что «в общем, так делать нельзя, но в трудной ситуации - можно». Подобная тенденция прослеживается и в ответах на вопрос о возможности участия в криминальных группировках: 74,5% считают данную практику для себя неприемлемой, но 23,2% разделяют мнение «если жизнь прижмет, может, и придется заняться этим». По данным Г. И. Семикина, сегодня 27% семнадцатилетних молодых людей полагают, что добывать деньги противозаконным способом абсолютно нормально. Исследователь утверждает, что одни и те же студенты зачастую одобряют как легальные, так и нелегальные пути достижения цели. Прагматично-утилитарное сознание выражается в том, что их отношение к преступлению определяется не столько убеждениями, сколько текущей ситуацией. К взяткам как к источнику дохода нормально относятся 26% представителей студенчества, еще 5% - «спокойно воспринимают торговлю оружием, женщинами, наркотиками». Очевидно, что подобные взгляды современных студентов являются следствием распространения антиценностей, которые оправдывают обман, коррупцию, взяточничество и т. д.

Выражением прагматично-утилитарного сознания современной молодежи, на наш взгляд, является отношение к ценностям как к средствам достижения определенных целей. Например, образование, которое изначально рассматривалось как терминальная ценность, сегодня превратилось в способ решения тех или иных задач, а именно: получения диплома для последующего устройства на высокооплачиваемую работу, отсрочки от армии и т. д. Об этом говорят результаты многих исследований.

В 1995 году коллективом преподавателей кафедры социологии и психологии МАИ было проведено исследование «Студент Москвы: проблемы и настроения». Всего было опрошено 1286 студентов различных вузов столицы. Изучая социальный облик современного студенчества, исследователи рассматривали вопрос о ценности высшего образования, о ее положении в системе ценностных ориентации данной социальной группы. Выяснилось, что ценность качественного образования значительно возросла, по сравнению с результатами исследований прошлых лет. Если в 1992, 1994 годах респонденты на 1-е и 2-е место среди факторов жизненного успеха ставили «связи, поддержку влиятельных лиц» и «предприимчивость», а «качественное образование» опускали на 5-е место, то данное исследование зафиксировало изменения в ответах. Лидирующий по популярности ответ остался прежним - «поддержка влиятельных лиц», а «качественное образование» переместилось с 5-го на 2-е место.

Повышение значимости высшего образования напрямую сказывается на учебной деятельности студентов. Так, среди тех, кто считает «качественное образование» приоритетной жизненной ценностью, 46% привлекают дополнительную литературу при подготовке к занятиям, среди них лишь 8,2%) тех, кто вообще не занимается в течение семестра. Студенты, для которых важнее «предприимчивость и находчивость», готовятся гораздо хуже, среди них значительно больше тех, кто занимается только в период сессии. Таким образом, чем выше положение образования в системе ценностей студентов, тем добросовестнее они относятся к исполнению своих учебных обязанностей.

Необходимо отметить, что отношение к знаниям напрямую зависит от социально-демографических характеристик, от факультета, на котором обучается тот или иной студент, а также от статуса высшего учебного заведения. Так, в ходе исследования, проведенного в 1996-1998 годах в вузах Республики Татарстан, был определен социально-психологический портрет студентов государственного и негосударственного вузов Казани и других татарстанских вузов. Выяснилось, что среди студентов государственного вуза статус высшего образования достаточно высок. Основной целью обучения для них является получение знаний для последующего продвижения по карьерной лестнице. Исследователи отмечают: практически все студенты данной группы, вне зависимости от мотивов поступления в вуз, причисляют себя к особой престижной социальной группе - студенчеству - при этом высоко оценивая свою принадлежность к ней. Что касается студентов негосударственных вузов или обучающихся на платной основе в государственных, то в их среде ценится не столько статус высшего образования, сколько возможность получить диплом для последующего устройства на высокооплачиваемую работу.

В целом, несмотря на повышение престижности высшего образования, можно сделать вывод о преобладании прагматического подхода к знаниям, который выражается в том, что студенты выполняют только в пределах своих непосредственных обязанностей, стараясь не выходить за рамки требуемого. Значительная часть студенчества нуждается в знаниях лишь для достижения поставленных целей. Очевидно, современные студенты переоценивают гуманистическую функцию образования и все в большей степени воспринимает его как инструментальную ценность. Не случайно, для многих из них характерно пренебрежительное отношение к знаниям, стремление получить их, не тратя на это времени и сил.

На наш взгляд, это можно объяснить рядом причин. Во-первых, многие студенты совмещают учебу с работой. На ответственное исполнение своих прямых обязанностей у них просто не хватает времени. Во-вторых, многие студенты уже во время учебы понимают, что вряд ли будут работать по своей специальности в силу ее низкооплачиваемости или нехватки рабочих мест. Возможно, студент просто разочаровался в выбранной специальности и теперь старается получить диплом (раз уж здесь оказался), при этом, особенно не проявляя рвения в учебе.

Помимо утилитарно-прагматичного сознания, среди инструментальных ценностей современного студенчества можно выделить: индивидуализм, предприимчивость, коммуникабельность, практичность и т. д. Об этом свидетельствуют результаты исследования Ю. Голиусовой, проведенного в 2001-2002 годах. В ходе опроса, респондентам было предложено подумать, в какой степени им присущи следующие качества: коллективизм, законопослушание, предприимчивость, бескорыстие, индивидуализм, практичность, ответственность. Были получены следующие данные. В большинстве случаев студенты выбрали вариант ответа «в зависимости от обстоятельств». Около 60% написали о том, что им свойственно чувство долга. Далее по убывающей располагаются следующие ценности - индивидуализм (46% ответивших), практичность (45% ответивших), предприимчивость (38%>). В конце данного списка оказались законопослушание (такой ответ выбрали 36% студентов), бескорыстие (27% ответивших), коллективизм (22%).

Кроме того, в эссе студенты выделили такие положительные качества, как толерантность, самостоятельность, упорство, коммуникабельность, инициативность, добросовестность, уважение к окружающим. Среди негативных характеристик современного студенчества были отмечены: закрытость, бескультурье, недисциплинированность, безответственность и лень.

Преподаватели, рассуждая о современном студенчестве, отметили его стремление к материальным благам и «независимость, граничащую с бестактностью». В ходе данного исследования были выделены также ценности, которые, по мнению студентов, помогают человеку сохранить уверенность в себе. Выяснилось, что современным студентам свойственно чувство долга и такие качества, как практичность и индивидуализм. По их мнению, для того, чтобы уверенно идти по жизни, необходимо быть профессионалом в своем деле, быть коммуникабельным и предприимчивым, а также иметь полезные знакомства. На наш взгляд, это трезвый подход к современной действительности, где в конкурентной борьбе возможно выжить, прежде всего, благодаря собственным силам, а потом уже помощи извне.

Настораживает тот факт, что законопослушание, бескорыстие, честность и принципиальность находятся в конце списка приоритетных ценностей студенчества. Это означает, что при отсутствии легальных способов достижения цели некоторые студенты, скорее всего, смогут воспользоваться противозаконными методами. Корыстная направленность личности также может способствовать различным видам девиантного поведения. Усугубляет ситуацию мнение студентов о том, что честностью и принципиальностью многого в жизни не достигнешь.

Таким образом, в сознании современного студенчества можно выделить изменения, которые произошли по следующим направлениям: коллективизм постепенно сменился индивидуализмом, материальные ценности начали преобладать над духовными. Студенты все больше переориентируются с общественных проблем на личностные, с российских ценностей на западные. Постепенно реальные ценности заменились провозглашаемыми. Все это следствие общей переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения в российском обществе.

С одной стороны, изменения ценностных ориентации в таких направлениях свидетельствуют о том, что студенты чутко реагируют на происходящие социальные процессы и пытаются к ним приспособиться. С другой стороны, подобная ситуация настораживает в связи с тем, что ценностные ориентации, выступая в качестве самостоятельного мотива поведения или стимула уже сложившегося, могут провоцировать (укреплять) девиантую линию поведения. Так, стремление к обеспеченной жизни для многих сочетается с оправданием незаконных средств обогащения. Приоритет индивидуального над общественным порождает равнодушие к чужим интересам, желание добиться личного успеха любым путем, в том числе, переступая через определенные нормы.

 

АВТОР: Крапивко Е.Н.